Внешние отличия
Это то, что бросается в глаза в первую очередь. Как ни странно, но именно они, несмотря на свою не принципиальность, становились источником не только малых конфликтов, но и больших потрясений. Характерно это было равно для православной и католической церквей, отличия внутри которых хотя бы касательно взглядов иерархов провоцировали возникновение ересей и новые расколы.
Обряд не являлся чем-то статичным никогда — ни в период раннего христианства, ни во время Великой схизмы, ни в период раздельного существования. Более того: иногда в обряде происходили кардинальные изменения, но к единству церкви они никак не приближали. Скорее, наоборот, каждое нововведение откалывала от той или иной церкви часть верующих.
Для иллюстрации можно взять церковный раскол в России XVII века — а ведь Никон стремился не расколоть русскую церковь, а, наоборот, объединить Вселенскую (честолюбие у него, конечно, зашкаливало).
Также неплохо вспомнить — при введении ordus novo (службы на национальных языках) в середине прошлого века часть католиков не приняла этого, считая, что мессу надо служить по Тридентскому обряду. В настоящее время католики пользуются следующими видами обрядов:
- ordus novo, стандартная служба;
- Тридентский обряд, по которому священник обязан вести мессу, если приход большинством голосов «за»;
- Грекокатолический и армянокатолический обряды.
Вокруг темы обрядности существует много мифов. Один из них — это диктат латинского языка у католиков, и язык этот никто не понимает. Хотя латинский обряд был сменен национальным сравнительно недавно, многие не берут в расчет, например, тот факт, что униатские церкви, подчиненные Папе, сохраняли свой обряд. Также не учитывают и то, что католики тоже стали издавать национальные Библии (А куда было деваться? Протестанты зачастую этим и брали).
Другое заблуждение — это примат обряда над сознанием. Отчасти это объясняется тем, что сознание человека во многом осталось языческим: он путает обряд и таинство, и пользуется ими как своеобразной магией, в которой, как известно, следование инструкции играет определяющую роль.
Для того чтобы вы могли лучше увидеть обрядовые отличия православия от католицизма — таблица вам в помощь:
категория | подкатегория | православие | католичество |
таинства | крещение | полное погружение | окропление |
миропомазание | сразу же после крещения | в подростковом возрасте конфирмация | |
причащение | в любое время, с 7 лет — после исповеди | после 7-8 лет | |
исповедь | у аналоя | в специально отведенном помещении | |
венчание | допускается три раза | брак нерасторжим | |
храм | ориентация | алтарем на восток | правило не соблюдается |
алтарь | огражден иконостасом | не огражден, максимум — алтарная преграда | |
скамейки | отсутствуют, молятся стоя с поклонами | присутствуют, хотя в старину были маленькие скамеечки для стояния на коленях | |
литургия | по расписанию | можно на заказ | |
музыкальное сопровождение | только хор | может быть орган | |
крест | отличие креста православного и католического | схематичное | натуралистическое |
знамение | троеперстие, сверху вниз, справа налево | открытой ладонью, сверху вниз, слева направо | |
клир | иерархия | есть кардиналы | |
монастыри | каждый с собственным уставом | организованы в монашеские ордена | |
целибат | для монашествующих и должностных лиц | для всех выше диакона | |
посты | евхаристический | 6 часов | 1 час |
еженедельные | среда и пятница | пятница | |
календарные | строгие | менее строгие | |
календарь | суббота | дополняет воскресенье | воскресенье заменило субботу |
исчисление | юлианское, новоюлианское | григорианское | |
пасхалия | александрийская | григорианская |
Помимо этого, существуют различия в почитании святых, порядке канонизации таковых, праздниках. Различно также и облачение священников, хотя и у православных, и у католиков крой последнего имеет общие корни.
Также при католическом богослужении большее значением имеет личность священника; формулы таинств он произносит от первого лица, а в православном богослужении — от третьего, так как таинство совершает не священник (в отличие от обряда), а Бог. Кстати, количество таинств и у католиков, и у православных одинаковое. К таинствам относятся:
- Крещение;
- Миропомазание;
- Покаяние;
- Евхаристия;
- Венчание;
- Рукоположение в сан;
- Елеосвящение.
Что общего
И православие, и протестантизм, прежде всего, относятся к христианской религии. Последователи обоих течений верят в Иисуса Христа, Бога и Святого Духа, почитают основные христианские каноны и чтут библейские заветы. Если же рассматривать сам процесс богослужения, то можно отметить, что он в обеих церквях будет фактически одинаковым.
Присутствует в обоих течениях и обряд крещения, однако, с небольшой разницей. Если православные верующие крестят своих детей ещё во младенческом возрасте, то протестанты не приветствуют это, и могут проходить данный обряд, только будучи в сознательном возрасте (чаще – в 30 лет).
ЧТО ПРОТЕСТАНТЫ ДУМАЮТ О ДЕВЕ МАРИИ?
Протестанты считают, что Мария была прекрасным примером христианского послушания Богу, и что она оставалась девой до того, как родился Иисус. Основанием для этого является Евангелие от Матфея (1:25), где говорится, что Иосиф, ее муж, «не знал ее, как наконец она родила Сына Своего первенца» и другие отрывки из Библии, где говорится о братьях и сестрах Иисуса (Евангелие от Матфея 12:46, 13:55–56; Евангелие от Марка 3:31; Евангелие от Иоанна 2:12, 7:3).
Протестанты не верят, что Мария была безгрешна, потому что в Евангелии от Луки (1:47) она называла Бога Своим Спасителем; но ей не нужен был бы Спаситель, если бы она была без греха.
КАК МОЖЕТ БЫТЬ БОЛЬШЕ ОДНОЙ ЦЕРКВИ?
Одним из основополагающих тезисов протестантизма является утверждение, что каждый верующий во Христа может исповедовать его в согласии с принципом свободы совести. Именно этим обусловлено такое разнообразие протестантских церквей. Мы понимаем слово «церковь» и как всемирное объединение (вселенская) верующих во Христа, и как конкретную общину верующих, проживающих на какой-то территории. Такое понимание не расходится и с православным вероучением.
Вселенская церковь состоит из всех людей, которые любят Бога и служат Ему через покаяние и веру в Иисуса Христа, независимо от той конфессии, к которой они относятся. Апостол Павел описывает такую вселенскую Церковь так: «Всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас» (1 Коринфянам 1:2).
Реформация христианской церкви
Первый раскол церквей в христианстве произошёл в 1054 году. Тогда христианская церковь разделилась на Православную и Римско-католическую. А в XVI веке случилось ещё одно разделение, и её инициатором стал член ордена августинцев Мартин Лютер. Долгое время он наблюдал за непотребными, по его мнению, вещами, которыми занимались католические священники. Осудил он и торговлю индульгенциями, не побоявшись открыто высказать своё мнение. Лютер написал 95 тезисов, где утверждал, что господство религиозной доктрины когда-нибудь погубит веру. За это папа Лев X предал Мартина Лютера анафеме и отлучил от церкви. Но к тому времени у Лютера уже было достаточно последователей, принявших протестантизм.
Портрет Мартина Лютера. Л. Кранах Старший
Людям пришлось по нраву утверждение Лютера, что священники не должны торговать отпущением грехов, стремясь к обогащению и власти. К тому же, Мартин объявил, что единственный путь спасения своей души для христианина — это его вера, дарованная Богом. А ещё священники, по мнению Лютера, не являлись необходимыми посредниками между человеком и Богом, так как «человек спасает душу свою через веру, а не через Церковь». Впоследствии учения Мартина Лютера распространились во многих странах. И верования, и церковные обряды протестантской церкви отличны от православной и христианской.
Влияние католицизма, православия и протестантизма на культуру и общество
Католицизм, православие и протестантизм сыграли значительную роль в развитии культуры и общества в течение веков. Каждая из этих христианских конфессий имеет свои особенности, которые повлияли на различные сферы жизни людей.
Католицизм
Православие
Протестантизм
Католическая церковь являлась важным меценатом и защитником искусства. Многочисленные католические церкви, соборы и монастыри возводились с прекрасными архитектурными деталями и произведениями искусства. Работы таких художников, как Микеланджело и Рафаэль, не только отображали религиозные темы, но и вдохновляли других художников на создание произведений разных жанров.
Православие имеет богатое наследие иконописи. Русская иконопись, например, является неотъемлемой частью русской культуры и искусства. Иконы были частью домашнего и церковного интерьера и служили не только как предметы поклонения, но источник вдохновения для художников и писателей.
Протестантизм стимулировал развитие образования и создание университетов
Мартин Лютер, один из основателей протестантизма, подчеркивал важность образования для всех верующих. Библия была переведена на различные языки, чтобы каждый мог ее прочитать и интерпретировать самостоятельно
Благодаря этому, протестантские страны сделали большой вклад в науку и культуру.
Католицизм имел также влияние на социальные структуры общества. Различные католические организации, такие как монастыри и благотворительные учреждения, оказывали помощь нуждающимся и играли роль в социальном обслуживании.
Православие было сильно связано с национальной идентичностью различных народов, включая русский, сербский и греческий народы. Церковь и иконопись играли важную роль в сохранении и укреплении культурных традиций и наследия.
Протестантизм сказался на моральных, политических и экономических аспектах общества. Протестантская этика, с акцентом на трудолюбии, соблюдении законов и личной ответственности, сыграла роль в формировании капитализма и развитии среднего класса.
Все эти конфессии оказали огромное влияние на развитие знаний, искусства, моральных ценностей и социальных структур в разных регионах мира. Их наследие продолжает оставаться значимым в современном обществе.
В чем же между ними разница?
Католические церкви всех стран объединены в одно целое и управляются Папой Римским. У протестантов такой централизации нет, мало того они еще и разделены между собой на различные религиозные течения: лютеранская церковь, англиканская церковь и так далее, а у баптистов и вовсе в самом течении существует некая раздробленность. Всех протестантов объединяет только непоколебимая вера в Иисуса Христа.
Католики
В Католицизме, для принятия религии, принято крестить детей еще в младенчестве, протестанты считаю, что решение о принятии их религии человек должен сделать сам, поэтому крестить они начинают лишь людей в зрелом возрасте.
Католики чтят Деву Марию, Божью Мать и Защитницу рода человеческого. Протестанты с этим в корне не согласны и отвергают такие учения католической церкви. В католической церкви присутствует семь таинств, протестанты принимают только два из них, это крещение и причастие. У некоторых религиозных течений таинства и вовсе отсутствуют.
Для обряда причащения католики пользуются только пресным хлебом, протестанты не придают этому никакого значения.
Каждый верующий католик должен хотя бы раз в год исповедоваться у священника, протестанты не считают нужным присутствие между ними и Богом посредников. Католики с почтением относятся к иконам, кресту, живописи на которой изображены святые. Протестанты не чтят ни икон, ни креста и отвергают их.
Протестанты
Определение
Понятие “протестантизм” вызывает очевидные ассоциации с термином “протест”. Однако слово взято из латинского языка (prōtestārī) и означает “провозглашение” или “открытое заявление”. Сам термин “протестантизм” начинают использовать в процессе защиты лютеран и прочих религиозных меньшинств некоторые германские города, подавшие ко власти документ “Шпейерский протест”, где последние защищали право людей проповедовать собственное вероисповедание. Собственно, именно от названия этого документа, подписавших его и стали называть протестантами.
Рис. 1. Мартин Лютер. Портрет работы Лукаса Кранаха Старшего. 1526 год
ПОЧЕМУ В ЦЕРКВЯХ И ДОМАХ ПРОТЕСТАНТОВ НЕТ ИКОН?
Протестанты считают, что десять заповедей (Исход 20:4) запрещают использование образов для поклонения: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли».
В Книге Левит (26:1) записано: «Не делайте себе кумиров и изваяний, и столбов не ставьте у себя, и камней с изображениями не кладите на земле вашей, что бы кланяться перед ними; ибо Я Господь Бог ваш».
Во Второзаконии (4:15–16) Господь говорит: «Твердо держите в руках ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь… дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира…».
Поэтому протестанты не используют образов для поклонения из опасения, что некоторые люди могут поклоняться этим образам вместо Бога.
Отличия православия от католицизма и протестантизма
За длительные периоды раскола христианской церкви появилось множество расхождений. Однако главного принципа христианской религии – принятие Иисуса Христа, как Сына Божьего, они не коснулись. Если посмотреть на трактовку тех или иных событий Нового и Ветхого Заветов, то отличия настолько могут быть велики, что взаимоисключают друг друга. Несовместимость затрагивает и проведения церковных таинств и обрядов.
Православие | Католицизм | Протестантизм | |
Управление | Главным по иерархической лестнице считается – Патриарх, главный храм – это Собор | Руководство священнослужителями и костелами принадлежит – Папе Римскому | Ведущий религиозный орган – это совет епископов, всемирный совет церквей |
Организация | Епископы и иерархиреи в большинстве своем практически не зависят от Патриарха, напрямую зависят от рекомендаций и инструкций по деятельности от Собора | Организовано жесткое и четко контролируемое подчинение Папе | Активно действует множество конфессий, которые создают местные органы управления, опираются в своей деятельности на Священное Писание |
Святой Дух | Является единым и исходит только от Отца | Святой Дух олицетворяет собой и Отца, и Сына | Согласно основным догматам исходит и от Отца и от Сына |
Бог Отец | Каждый верующий должен сам расплачиваться за любые деяния, а Бог является существом отвлеченным и бесстрастным | Даже за малейшую провинность человека на земле Бог очень страдает | За все грехи человечества на небесах отвечает Бог Отец |
Догмат Спасения человечества | В результате мучений на кресте Иисус искупил все грехи человечества, однако первородный грех считается самым страшным и является причиной гнева Бога Отца | Человек был как бы «выкуплен» Христом через распятье. В результате Бог Отец сменил гнев на милость в отношении первородного греха. То есть человек свят святостью самого Христа | |
Брак среди священнослужителей | Разрешен всем без исключения | Только с особого разрешения и в соответствии с византийским обрядом венчания | Разрешен |
Разводы | Допускаются, но в индивидуальном порядке после личной беседы со священником | Запрещены | Разрешены, но при наличии веский оснований, процесс очень длительный |
Непорочное зачатие Девы Марии | Богородица не избавлена от первородного греха, однако возведена в ранг особых Святых | Дева Мария считается абсолютно безгрешной, ее появление на свет определяется путем непорочного зачатия, так же, как и рождение ее сына, Иисуса Христа | Категорически не признается, культа Девы Марии не существует |
Иконы | Считаются святынями, приравнены к Священному писанию, каждая из которых несет особый сокровенный и религиозный смысл. Изготавливаются в строгом соответствии с главными церковными канонами | Несут только эстетический смысл и просто украшают костелы | Не применяются |
Ветхий завет | Используется еврейский и греческий | Единым признан греческий | Только еврейский канонический |
Отпущение грехов | Обряд проводится священником | Является невозможным |
Из таблицы становится ясно, что например культ Девы Марии в протестантизме исключается полностью. В том время, как у православных Богородица олицетворяет собой непросто зарождение жизни, она является символом и оберегом материнства, семьи, детей. Взятие Богоматери на небо хоть и не подтверждено никакими догматами, но негласно считается фактом имеющим место. Католики и протестанты полностью опровергают эту теорию в своем вероисповедании.
Рис 2 У католиков и протестантов служения в храмах проходят на латыни, у православных на национальных языках.
Ритуалы и служение Богу
Теперь посмотрим на отличия протестантской церкви от двух других течений в плане ритуалов и божественных служений:
Критерий | У протестантов | У католиков | У православных |
---|---|---|---|
Число таинств | В ряде течений нет ни одного. В большинстве случаев только 2 Причастие и Крещение | 7 | 7 |
Крещение | Для взрослых ( у некоторых и детей) присутствует погружение в воду в качестве обряда | Младенцев обливают водой | Младенцы погружаются в воду |
Миропомазание | Отсутствует | Не ранее, чем в 7 лет | После крещения |
Причастие | Вином (допускается сок) и хлебом | Миряне хлебом, духовенстве исключительно вином и хлебом | Хлеб и вино |
Исповедь | Перед Богом каются в грехах | Перед священником, отпущение грехов допускается за индульгенцию и добрые дела | Перед Богом либо батюшкой, необходимо искреннее раскаяние |
Крестятся | Нет | Двумя пальцами слева направо | Тремя пальцами справа налево |
Церковная служба | Поются псалмы, произносятся молитвы, читается Библия, присутствуют проповеди | Месса | Литургия |
Пост | Возможно несоблюдение | Соблюдается | Соблюдается |
ПОЧЕМУ ПРОТЕСТАНТЫ НЕ МОЛЯТСЯ СВЯТЫМ ИЛИ ДЕВЕ МАРИИ?
Протестанты предпочитают следовать наставлениям Иисуса, где Он учил молиться, говоря: «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах!» (Евангелие от Матфея 6:9). Протестанты говорят, что в Писании нет примеров, где кто-либо молился бы Марии или святым. Они считают, что Библия запрещает обращать молитвы к людям, которые умерли, даже к христианам, находящимся в раю.
Они основывают это на Второзаконии (18:10–12), где говорится: «Не должен находиться у тебя… вопрошающий мертвых». «Вопрошающий мертвых» значит тот, кто общается с умершими (от еврейского «дараш» — консультироваться, узнавать, искать или молиться умершим).
Бог осудил Саула за то, что тот вошел в контакт со святым Самуилом после его смерти (1 Паралипоменон 10:13–14). В 1 Тимофею (2:5) говорится: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус».
Монашество
В каждом из христианских направлений отличия касаются и монашества. В большинстве стран монастырь является автономной организацией и имеет собственное полноценное руководство, главным в котором считается архиерей. У представителей католической церкви монастыри созданы на базе Орденов, с обособленным уставом и главой. Такие церковные союзы могут быть разбросаны по всему миру, но подчиняться будут одному руководству. Монастыри можно считать даже более обособленной и самостоятельной частью церкви, чем саму церковь.
Рис 5 К одним из ведущих видов монашества в католицизме можно отнести духовно-рыцарские объединения – тамплиеры, госпитальеры и др. покровителем и духовным отцом православного монашества является Святой Василий.
Католическая церковь
В результате раскола в 1054 г. в Западной Европе возникла отдельная конфессия. Представители Восточной Церкви назвали ее «католикос». В переводе с греческого это означает «всеобщая». Отличие православия от католицизма заключается не только в подходе этих двух Церквей к некоторым догматам христианства, но и в самой истории развития. Западная конфессия по сравнению с Восточной считается гораздо более жесткой и фанатичной.
Одной из важнейших вех в истории католицизма стали, к примеру, принесшие много горя простому населению крестовые походы. Первый из них был организован по призыву папы Урбана II в 1095 году. Последний – восьмой – окончился в 1270 году. Официальной целью всех крестовых походов было освобождение от неверных «святой земли» Палестины и «Гроба Господня». Фактической же – завоевание земель, принадлежавших мусульманам.
В 1229 году папой Георгием IX был издан указ об учреждении инквизиции – церковного суда по делам отступников от веры. Пытки и сожжение на костре – именно таким образом выражался крайний католический фанатизм в средние века. В общей сложности за время существования инквизиции было замучено более 500 тыс. человек.
Конечно, отличие католицизма от православия (кратко об этом будет рассказано в статье) – тема очень большая и глубокая. Однако по отношению Церкви к населению в общих чертах ее традиции и основную концепцию понять можно. Западная конфессия всегда считалась более динамичной, но при этом и агрессивной, в отличие от «спокойной» ортодоксальной.
В настоящее время католицизм является государственной религией в большинстве европейских и латиноамериканских стран. Более половины всех (1,2 млрд человек) современных христиан исповедуют именно эту религию.