в

В чем разница между метафорой и олицетворением, примеры и есть ли отличия

Как отличить олицетворение от метафоры?

Перед тем как начинать проводить параллель между понятиями, нужно вспомнить, что такое олицетворение и метафора?

Метафора — слово или словосочетание, которое употребляется в переносном смысле. Она основана на сравнении одних предметов с другими.

Например:
Пчела из кельи восковой
Летит за данью полевой

Метафорой здесь выступает слово «келья», то есть автор имел в виду улей.
Олицетворение — это одушевление неодушевленных предметов или явлений, автор наделяет неживые предметы или явления свойствами живых.

Например:
Утешится безмолвная природа
И резвая задумается радость

Радость не может задуматься, но автор наделил ее свойствами человека, то есть использовал такой литературный прием, как олицетворение.
Тут и напрашивается первый вывод: метафора — когда автор сравнивает живой предмет с неживым, а олицетворение — неживые предметы приобретают качества живых.

Давайте рассмотрим пример: летят алмазные фонтаны. Почему же это метафора? Ответ прост, автор в этом словосочетании скрыл сравнение. В этом сочетании слов мы можем сами поставить сравнительный союз, получим следующее — фонтаны как алмазы.

Иногда метафору называют скрытым сравнением, так как в ее основе лежит сравнение, но автор не оформляет его с помощью союза.

Определение метафоры и олицетворения

Метафора — это риторическое украшение, при котором одно слово или фраза используется в переносном значении, чтобы передать ассоциации и сравнения между двумя разными вещами или идеями. В метафоре мы используем одну вещь или явление для изображения другого. Например: «его глаза — звезды» или «жизнь — путешествие». Метафоры могут быть простыми, когда представлены всего несколько слов, или сложными, когда они включают в себя целые предложения или даже абзацы. Метафоры помогают увлечь читателя и создать яркие образы и ассоциации.

Олицетворение — это литературный прием, при котором неодушевленное объект или абстрактное понятие представляется как обладающее человеческими качествами, действующее и переживающее эмоции. Например: «ветер вздыхает» или «солнце улыбается». Олицетворение делает текст более образным и драматичным, позволяя читателю визуализировать и почувствовать то, что описывается.

Итак, метафора и олицетворение дополняют друг друга в создании впечатлений и эффективной передаче идей и образов. Они позволяют писателям и поэтам использовать язык более творческими способами для обогащения текста и привлечения внимания читателя. Использование метафор и олицетворений является неотъемлемой частью художественного и стилистического стиля письма, который позволяет нам уйти от прямой речи и расширить границы возможностей языка.

Отличие метафоры от олицетворения

1. Метафора воз­ни­ка­ет на осно­ве схо­же­сти в чем-либо одно­го нежи­во­го пред­ме­та с дру­гим.

Олицетворение же, напро­тив, созда­ет­ся путем наде­ле­ния изна­чаль­но нежи­во­го пред­ме­та каче­ства­ми живо­го. Этот троп при­ме­ня­ет­ся в образ­ном опи­са­нии при­ро­ды с помо­щью при­да­ния ей чело­ве­че­ских свойств или дей­ствий, напри­мер:

А. А. Фет

2. Метафора — это нена­зван­ное срав­не­ние одно­го пред­ме­та с дру­гим. Этот троп не оформ­ля­ет­ся с помо­щью срав­ни­тель­ных сою­зов «точ­но», «как», «слов­но», «буд­то», но мета­фо­ру с их помо­щью мож­но лег­ко пре­вра­тить в срав­ни­тель­ный обо­рот:

  • камен­ное лицо — лицо застыв­шее, как камень,
  • сол­неч­ная улыб­ка — яркая улыб­ка, как солн­це.

3. Метафора не ука­зы­ва­ет кон­крет­но на пред­мет, на осно­ве ассо­ци­а­тив­ных свя­зей с кото­рым воз­ни­ка­ет худо­же­ствен­ный образ.

Возникновение оли­це­тво­ре­ния все­гда понят­но и про­зрач­но:

  • небо сме­ет­ся — ребе­нок сме­ет­ся,
  • буря воет — волк воет,
  • непо­го­да злит­ся — чело­век злит­ся.

4. Метафора глу­бо­ка, мно­го­знач­на и слож­на по сво­ей струк­ту­ре. Часто содер­жа­ние мета­фо­ры пони­ма­ет­ся по-разному в зави­си­мо­сти от субъ­ек­тив­но­го под­хо­да к ней.

Олицетворение же одно­знач­но.

А. А. Фет. Знакомке с юга.

Олицетворение может быть состав­ля­ю­щей частью мета­фо­ры. Например, чита­ем у поэтес­сы Анны Ахматовой:

Отличие метафоры от олицетворения

1. Метафора воз­ни­ка­ет на осно­ве схо­же­сти в чем-либо одно­го нежи­во­го пред­ме­та с дру­гим.

Олицетворение же, напро­тив, созда­ет­ся путем наде­ле­ния изна­чаль­но нежи­во­го пред­ме­та каче­ства­ми живо­го. Этот троп при­ме­ня­ет­ся в образ­ном опи­са­нии при­ро­ды с помо­щью при­да­ния ей чело­ве­че­ских свойств или дей­ствий, напри­мер:

Летний вечер тих и ясен, Посмотри, как дрем­лют ивы, Запад неба бледно-красен, И реки бле­стят изви­вы.

А. А. Фет

2. Метафора — это нена­зван­ное срав­не­ние одно­го пред­ме­та с дру­гим. Этот троп не оформ­ля­ет­ся с помо­щью срав­ни­тель­ных сою­зов «точ­но», «как», «слов­но», «буд­то», но мета­фо­ру с их помо­щью мож­но лег­ко пре­вра­тить в срав­ни­тель­ный обо­рот:

  • камен­ное лицо — лицо застыв­шее, как камень,
  • сол­неч­ная улыб­ка — яркая улыб­ка, как солн­це.

3. Метафора не ука­зы­ва­ет кон­крет­но на пред­мет, на осно­ве ассо­ци­а­тив­ных свя­зей с кото­рым воз­ни­ка­ет худо­же­ствен­ный образ.

Возникновение оли­це­тво­ре­ния все­гда понят­но и про­зрач­но:

  • небо сме­ет­ся — ребе­нок сме­ет­ся,
  • буря воет — волк воет,
  • непо­го­да злит­ся — чело­век злит­ся.

4. Метафора глу­бо­ка, мно­го­знач­на и слож­на по сво­ей струк­ту­ре. Часто содер­жа­ние мета­фо­ры пони­ма­ет­ся по-разному в зави­си­мо­сти от субъ­ек­тив­но­го под­хо­да к ней.

Олицетворение же одно­знач­но.

И гре­зит пруд, и дрем­лет тополь сон­ный, Вдоль туч сколь­зя вер­ши­ной заост­рен­ной, Где воз­дух, свет и думы — заод­но, И грудь дро­жит от стра­сти неми­ну­чей. И вет­кою все про­сит­ся паху­чей Акация в рас­кры­тое окно!

А. А. Фет. Знакомке с юга.

Олицетворение может быть состав­ля­ю­щей частью мета­фо­ры. Например, чита­ем у поэтес­сы Анны Ахматовой:

И корот­кую пес­ню раз­лу­ки паро­воз­ные пели гуд­ки.

Олицетворение

Для того чтобы разобраться, что такое олицетворение в литературе, обратимся к происхождению этого понятия. Как и большинство литературоведческих терминов, оно уходит своими корнями в древнегреческий язык. В дословном переводе означает “лицо” и “делаю”. С помощью этого литературного приема природные силы и явления, неодушевленные объекты обретают свойства и приметы, присущие человеку. Как бы одушевляются автором. Например, им могут придать свойства человеческой психики.

Такие приемы часто используют не только в современной художественной литературе, но и в мифологии, и религии, в магии и культах. Олицетворение было ключевым средством художественной выразительности в сказаниях и притчах, в которых древнему человеку объяснялось, как устроен мир, что стоит за природными явлениями. Они одушевлялись, наделялись человеческими качествами, ассоциировались с богами или сверхлюдьми. Так древнему человеку было проще принять и понять окружающую его действительность.

Как отличить олицетворение от метафоры?

Перед тем как начинать проводить параллель между понятиями, нужно вспомнить, что такое олицетворение и метафора?

Метафора — слово или словосочетание, которое употребляется в переносном смысле. Она основана на сравнении одних предметов с другими.

Например:
Пчела из кельи восковой
Летит за данью полевой

Метафорой здесь выступает слово «келья», то есть автор имел в виду улей.
Олицетворение — это одушевление неодушевленных предметов или явлений, автор наделяет неживые предметы или явления свойствами живых.

Например:
Утешится безмолвная природа
И резвая задумается радость

Радость не может задуматься, но автор наделил ее свойствами человека, то есть использовал такой литературный прием, как олицетворение.
Тут и напрашивается первый вывод: метафора — когда автор сравнивает живой предмет с неживым, а олицетворение — неживые предметы приобретают качества живых.

Давайте рассмотрим пример: летят алмазные фонтаны. Почему же это метафора? Ответ прост, автор в этом словосочетании скрыл сравнение. В этом сочетании слов мы можем сами поставить сравнительный союз, получим следующее — фонтаны как алмазы.

Иногда метафору называют скрытым сравнением, так как в ее основе лежит сравнение, но автор не оформляет его с помощью союза.

Что такое метафора?

Метафора — это литературное устройство, которое позволяет создать образное выражение, основанное на сравнении двух различных предметов или явлений. Она используется для передачи особенностей одного объекта или понятия через ассоциации с другими объектами или понятиями.

Метафора может быть использована для усиления эмоциональной и смысловой нагрузки текста. Она создает новый образ, в котором элементы двух различных объектов объединяются и передают особенности одного объекта в контексте другого. Такой образ с помощью метафоры позволяет читателю или слушателю лучше понять и воспринять представляемую информацию.

Метафора может быть ярким приемом стиля, который используется в литературе, поэзии, прозе и речи в целом. Она обогащает текст, делая его более выразительным и запоминающимся. Примеры метафорического использования слов и выражений можно найти в произведениях искусства, стихотворениях, песнях и повседневной речи.

Примеры метафор:

  • «Любовь — огонь», где любовь и огонь сравниваются, чтобы показать силу и эмоциональность этого чувства.
  • «Море знаний», где знания сравниваются с огромными размерами моря, чтобы показать их неизмеримость и бескрайность.
  • «Затерявшийся в лесу», где человек, заблудившийся, сравнивается с потерянным предметом, чтобы показать его неуверенность и отчаяние.

Метафора — это мощный инструмент, который помогает оживить текст и передать сложные идеи и эмоции. Она позволяет увидеть окружающий мир с новой перспективы и улучшить понимание окружающей действительности.

Олицетворение: перенос живых или неживых предметов на людей

Олицетворение часто используется для создания образов и передачи эмоций в текстах. Переносить характеристики предметов на людей позволяет нам лучше представить себе эти предметы и их действия, делая текст более живым и красочным.

Например:

  • «Ветер шепчет тайны» — ветер, со свойствами живого существа, шепчет или передает тайны. Это олицетворение передает ветру голос и интеллект.
  • «Смерть ходит по пятам» — смерть, как бы наделенная физическим телом, следует за кем-то. Это олицетворение придаёт смерти атрибуты действия и движения.
  • «Время лечит раны» — время, абстрактно и неживо, по аналогии с врачом, лечит раны. Это олицетворение придает времени способность заживлять и оказывать положительный эффект на человека.

Таким образом, олицетворение позволяет авторам создавать более живые и яркие образы, а читателям воспринимать тексты эмоционально и более лично. Он открывает новые грани для творчества и позволяет передавать сложные концепции и идеи в метафорической форме.

Тропы в литературе. Примеры и виды литературных тропов. Таблица

Троп — это риторическая фигура, призванная усилить выразительность языка, его образность. Суть тропа в том, что слово используется в переносном, иносказательном значении:

  • Примеры литературных тропов
  • Его грыз червь сомнения (метафора)
  • Солнце весело улыбалось (олицетворение)
  • Седой туман (эпитет)

Название троп происходит от древнегреческого слова τρόπος — оборот, поворот.

Литературные тропы — это «фигуры переосмысление», когда слова получают новое значение, объяснял литературовед Михаил Гаспаров.

Тропы широко используются в литературе, в ораторском искусстве и в повседневном общении. Они позволяют не просто передать информацию, а показать свое отношение к ней, сделать слова эмоциональнее, навести на неожиданные мысли, создать яркий и запоминающийся образ.

Виды тропов и их примеры. Таблица

Общепринятой классификации тропов не существует. О некоторых фигурах речи литературоведы спорят, можно ли считать их тропами. Ведутся споры и о том, не следует ли считать разные тропы разновидностями одной и той же фигуры (например, метафора, метонимия и синекдоха — частные случаи одного и того же либо разные явления).

Литературный тропПример
Аллегория — это передача абстрактного понятия с помощью конкретного образа.Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М.Ю. Лермонтов — метафора человеческого одиночества)
Метафора — это перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства в каком-либо отношении или по контрасту.Глаголом жги сердца людей (А.С. Пушкин)Она была — живой костер из снега и вина (А.А. Блок)Парадом развернув моих страниц войска (В.В. Маяковский)
Метонимия — это называние одного предмета или явления названием другого предмета, в чем-то смежного.Я три тарелки съел. (И.А. Крылов)Рука бойцов колоть устала. (М.Ю. Лермонтов)
Синекдоха — это перенос наименования предмета с его части на целое и наоборот.И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Ю. Лермонтов)По домам идет Европа. (А.Т. Твардовский)
Эпитет — это художественное определение, образное и эмоциональное.Мой край, задумчивый и нежный (С. Есенин)Крылатые качели (Ю. Энтин)
Гипербола — это художественное преувеличение.Я любил Офелию, и сорок тысяч братьев и вся любовь их — не чета моей. (У. Шекспир, перевод Б. Пастернака)
Литота — это художественное преуменьшение, умаление.Прелестный шпиц, не более наперстка! (А.С. Грибоедов)
Олицетворение — это перенос человеческих качеств на неодушевленные предметы или отвлеченные понятия.O чeм ты воешь, вeтep нoчнoй, о чeм тaк ceтyeшь бeзyмнo? (Ф.И.Tютчeв)Море — смеялось. (М. Горький)
Ирония — это использование слова в противоположном значении.Просто обожаю работать в выходные!Ну спасибо, удружил!
Сарказм — это злая ирония, издевательская насмешка.Как ваша фамилия, мыслитель? Спиноза? (И. Ильф, Е. Петров)
Эвфемизм — это замена неприличного, запретного слова или выражения нейтральным синонимом.Женщина легкого поведения (проститутка)Припудрить носик (сходить в туалет)
Дисфемизм — это замена слова или выражения вульгарным синонимом.
  1. Отбросить коньки (умереть)
  2. Дать в репу (ударить по голове)
  3. Бухать (пить алкоголь)
Каламбур — это обыгрывание разных значений одного слова или разных слов, сходных по звучанию.Сев в такси, спросила такса: «За проезд какая такса?» (Я. Козловский)
Перифраз — это непрямое художественное описание предмета, позволяющее легко угадать его по характерным признакам.голубая планета (Земля)царь зверей (лев)творец Макбета (Шекспир)

Литературные тропы в стихотворении. Пример

Писатели и поэты обычно используют сразу множество литературных тропов, сочетают их между собой.

Для примера посмотрим на стихотворение Арсения Тарковского «Вот и лето прошло…». В фильме Андрея Тарковского «Сталкер» эти стихи читает главный герой в исполнении Александра Кайдановского.

Автор использует эпитеты («лист пятипалый»), олицетворение («жизнь брала под крыло, берегла и спасала») метафору («день промыт, как стекло»), аллегорию (прошедшее лето как символ жизни и несбывшихся надежд):

  • Вот и лето прошло,Словно и не бывало.На пригреве тепло.
  • Только этого мало.
  • Все, что сбыться могло,Мне, как лист пятипалый,Прямо в руки легло,
  • Только этого мало.
  • Понапрасну ни зло,Ни добро не пропало,Все горело светло,
  • Только этого мало.
  • Жизнь брала под крыло,Берегла и спасала,Мне и вправду везло.
  • Только этого мало.
  • Листьев не обожгло,Веток не обломало…День промыт, как стекло,
  • Только этого мало.
  • Арсений Тарковский, 1967

Примеры метафоры в литературе для учащихся 5 класса

ПримерПроизведениеОбъяснение
«Сердце затихло, как в поле волка»Эльчин Сафарли, «Энди»Эта метафора используется для передачи ощущения страха и тревоги героя. Сравнение сердца с полем волка позволяет визуализировать его замирание и передать настроение.
«Твои глаза — две звезды»Александр Пушкин, «Евгений Онегин»Эта метафора используется для описания красоты и сияния глаз героя. Сравнение глаз с звездами позволяет сделать образ более выразительным и привлекательным.
«Она расцвела, как цветок»Харпер Ли, «Убить пересмешника»Эта метафора используется для описания перемен внутреннего мира героини. Сравнение ее с расцветшим цветком позволяет передать ее преображение и пробуждение.
«Он — золотая рыбка»Александр Сергеевич Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке»Эта метафора используется для описания сказочного персонажа. Сравнение его с золотой рыбкой позволяет передать его уникальность и необычность.
«Цветы говорили саду молчаливо»Сергей Алексеевич Есенин, «Сад — заповедник»Эта метафора используется для описания живого общения между растениями и окружающими. Сравнение голоса цветов с молчанием позволяет передать тишину и спокойствие этого момента.

Это лишь некоторые примеры, которые помогут вам лучше понять, как метафора используется в литературе

Обратите внимание на то, какой смысл передается сравнением разных объектов или понятий и как это делает текст более эмоциональным и выразительным. Используйте эти примеры, чтобы развивать свою творческую мысль и обогащать свой язык при написании собственных произведений

Метафора — образное выражение

Современной линг­ви­сти­че­ской нау­ке извест­но мно­же­ство худо­же­ствен­ных средств созда­ния образ­но­сти и выра­зи­тель­но­сти речи. Одним из них явля­ет­ся мета­фо­ра. Метафора — это фор­ма поэ­ти­че­ско­го мыш­ле­ния, образ­ный обо­рот речи, как и сле­ду­ю­щие тро­пы:

  • эпи­тет
  • мето­ни­мия
  • синек­до­ха
  • алле­го­рия
  • лито­та
  • иро­ния
  • инвер­сия

и т. п.

Метафора — это образ­ное сло­во или выра­же­ние, осно­ван­ное на сопо­став­ле­нии пред­ме­та с новым пред­ме­том или явле­ни­ем на осно­ве их сход­ства в чем-либо.

Например:

  • заря жиз­ни,
  • воро­бьи­ная прыть,
  • камен­ное лицо

Что такое метафора?

В отличие от прямого сравнения, в метафоре сравнение не выражается явно, оно подразумевается. С помощью метафоры мы можем описывать что-то, используя слово или фразу, которая совершенно не связана с описываемым объектом или явлением.

Метафора может быть использована для создания сильных и запоминающихся образов. Она может помочь сделать абстрактные идеи более конкретными и понятными, а также подчеркнуть определенные чувства или эмоции. Например, «Он — каменная стена» — в этом примере «каменная стена» является метафорой, которая олицетворяет непроницаемость и непоколебимость.

Метафору можно найти в различных видах литературы, поэзии, речи и письменных произведениях. Она пронизывает нашу речь и позволяет нам передавать идеи и чувства с помощью образов и символов.

МетафораПример
Жизнь — путьНа этом пути мы сталкиваемся с разными преградами и выбираем направление.
Время — рекаВремя неумолимо течет, не останавливаясь ни на секунду.

Определение метафоры

Метафора позволяет выразить абстрактные понятия или сложные идеи с помощью конкретных образов. Она является мощным инструментом в литературе, искусстве и речи, позволяя создать яркие и запоминающиеся образы.

Основное отличие метафоры от олицетворения заключается в способе переноса смысла. Если олицетворение использует символическое сравнение, где одни объекты и явления выступают в роли символов других, то метафора оперирует языковыми образами, где семантическое значение одного слова или выражения переходит на другое слово или выражение.

МетафораОлицетворение
Волк ночиТемнота превратилась в волка
Океан чувствЧувства превратились в океан
Ручеек мыслейМысли превратились в ручей

Определить метафору можно, учитывая контекст, в котором она использована, а также особенности языка, где происходит перенос значения. Метафора помогает передать сложную информацию и вызвать эмоциональное отклик у слушателя или читателя.

Примеры метафор в речи

Метафора используется в языке повседневно и может быть найдена в различных сферах жизни, включая литературу, политику, бизнес и т.д. Она помогает нам описать и объяснить мир вокруг нас, используя образы и символы, с которыми мы знакомы.

Вот несколько примеров метафор:

1. «Он залетел в тупик». В этом примере метафора использована для описания ситуации, когда человек оказывается в сложной или безвыходной ситуации, аналогичной затруднению, возникающему при движении по тупиковой дороге. Метафора создает образ и помогает нам понять, что человек столкнулся со сложностями и не знает, как дальше действовать.

2. «Его сердце каменеет». В этом примере метафора используется для описания состояния, когда человек становится чувствительным или равнодушным. Метафорическое выражение «каменеет сердце» помогает нам представить, что сердце человека теряет способность эмоционально откликаться на события и окружающих людей.

3. «Он – свет во тьме». В этом примере метафора используется для описания человека, который символизирует надежду, понимание или просветление в мире, который в остальном может быть темным и полным конфликтов. Метафора «свет во тьме» передает образ идеи, что этот человек принесет положительные изменения или позволит другим видеть истину.

Различить метафору от олицетворения или сравнения иногда может быть сложно, так как все они могут создавать образы и использовать схожую структуру. Главное – понять, что метафора является основным методом передачи смысла и создания впечатлений.

Смысл и цель сравнения

Сравнение является лингвистическим и риторическим приемом, при помощи которого осуществляется выражение одной мысли через другую. Оно обеспечивает улучшение понимания и восприятия информации, а также передачу эмоционального подтекста. Сравнение позволяет установить аналогии, выделить сходства и различия между различными явлениями и объектами.

Целью сравнения является убедительное воздействие на аудиторию, создание образности и эмоциональной окраски. При помощи сравнения удается проиллюстрировать абстрактные понятия конкретными примерами, сделать текст более интересным и запоминающимся. Сравнение позволяет увидеть знакомое явление или объект в новом свете, представить абстрактные и сложные концепции в понятной и доступной форме.

Сравнение может быть полезным инструментом в описательной и художественной литературе, публицистике, рекламе и различных видах коммуникации. Благодаря сравнению текст становится более живым и выразительным, а само сравнение может служить украшением истины или ее оспариванием.

Однако, для того чтобы олицетворение, сравнение и метафора успешно сформулировали свою функцию, необходимо правильно выбирать сравниваемую лексику, достаточно точно сформулировать свои мысли, а также иметь понимание аудитории и контекста, в котором выступает олицетворяющийся объект.

Что такое эпитеты и метафоры

Самыми часто встречающимися в литературной речи являются эпитеты и метафоры.

Слово «эпитет» на греческом языке имеет значение «приложенное». То есть в самом наименовании уже есть объяснение сути – это определение, которое образно характеризует какой-либо предмет или явление. Признак, который выражается эпитетом, таким образом, как бы присоединен к описываемому объекту, он дополняет его в эмоциональном и даже в смысловом отношении.

В языкознании и лексикологии пока еще не существует общепринятой теории, точно объясняющей, что такое эпитеты и метафоры. Обычно говорят о трех типах эпитетов:

  • общеязыковые – те, которые имеют устойчивые, часто употребляющиеся в литературной речи связи (серебряная роса, трескучий мороз и т. п.);
  • народно-поэтические – используемые в фольклорных произведениях (красна девица, сладкая речь, добрый молодец и т. д.);
  • индивидуально-авторские – созданные авторами (футлярные соображения (А. П. Чехов), царапающий взгляд (М. Горький)).

Метафоры же, в отличие от эпитетов, – это не только одно слово, но и выражение, которое употребляется в переносном смысле. Метафоры подбираются на основе схожести или же, наоборот, контраста каких-либо явлений или предметов.

Олицетворение — литературный троп

В литературе можно встретить красочные и выразительные фразы, которые используются для одушевления предметов и явлений. В других источниках другое название этого литературного приема — персонализация, то есть когда предмет и явление воплощают антропоморфизмами, метафорами или очеловечиванием.

И персонализация и эпитеты с аллегориями способствуют приукрашиванию явлений. Так создается более впечатляющая реальность.

Поэзия богата на гармоничность, полет мыслей, мечтательность и красочность слова.
Если добавить в предложение такой прием как персонализация, то оно будет звучать абсолютно по-другому.
Персонализация как прием в литературном произведении появился благодаря тому, что авторы стремились наделить фольклорных персонажей из древнегреческих мифов героизмом и величием.

Конкретные отличия олицетворения от метафоры и эпитета

Метафору вообще часто путают с другими понятиями в литературе, а все потому, что в школьных учебниках и справочниках слишком мудрёно дается определение. Мы не будем мудрствовать, потому что нас интересует самая суть. Олицетворение, метафора и эпитет действительно похожи по своим свойствам, но у них есть существенные отличия.

По большому счету, когда один предмет наделяется свойствами другого, возникает понятие метафоры. Например, “в лесу родилась ёлочка” – дерево не может родиться, автор этих строк взял свойство человека рождаться и перенёс его на ёлку, получилась метафора. Другой пример – “золотые руки” или “бежит ручей”.

Понимать вышесказанное нам важно, чтобы точно знать, чем отличается олицетворение от метафоры и эпитета. Нам осталось разобраться с эпитетом

Здесь тоже все очень просто. Вот мы имеет какое-то слово, например, меч. Представим, что нам надо его использовать в стихотворении, но просто так сказать, что “при мне висит меч” как-то скучно. Мы хотим усилить это слово, подчеркнув, что он давно служит верой и правдой. Применив эпитет, наш меч стал верным, и получилась строчка: “при мне висит мой верный меч”. Точно так же можно сказать, что мы не просто любим, а горячо, а мороз трескучий.

Итак, мы разобрались с олицетворением, метафорой и эпитетом. Все эти средства выражения речи очень эффективны, теперь легче будет их не только распознавать в тексте, но и применять, в чем нам очень помогло сравнение этих терминов.

Выводы сайт

  1. Метафора – троп, в котором перенос значения не содержит прямого указания на объект сравнения. В олицетворении называется конкретное человеческое качество или действие, перенесенное на неодушевленный объект речи.
  2. Метафора имеет более сложную по сравнению с олицетворением структуру.
  3. Олицетворение однозначно. Метафора отличается многозначностью и во многих случаях может быть истолкована в соответствии с субъективным восприятием.

Ещё одно очень широко используемое средство художественной выразительности в литературе – метафора, что означает в переводе с греческого – перенос. Слово или предложение употреблено в переносном значении. Основой тут является безусловное сходство предметов, явлений, действий и т.д. В отличие от сравнения метафора более компактна. Она приводит только то, с чем сравнивается то или иное. Сходство может быть основано на форме, цвете, объёме, назначении, ощущении и т.д. (калейдоскоп явлений, искра любви, море писем, сокровищница поэзии). Поделить метафоры можно на обычные (общеязыковые) и художественные: золотые руки и звёзд алмазный трепет). В обиходе уже и научные метафоры: озоновая дыра, солнечный ветер и т.д. Успех оратора и автора текста зависит от того, какие средства художественной выразительности используются. Разновидность тропа, сходная с метафорой, – олицетворение, когда признаки живого существа переносятся на предметы, понятия или явления природы: легли сонные туманы, осенний день побледнел и погас – олицетворение явлений природы, что бывает особенно часто, реже олицетворяется предметный мир – см. Анненский “Скрипка и смычок”, Маяковский “Облако в штанах”, Мамин-Сибиряк с его “добродушной и уютной физиономией дома” и многое другое. Даже в обиходе мы уже не замечаем олицетворений: прибор говорит, воздух лечит, экономика зашевелилась и т.д. Вряд ли есть способы лучше этого средства художественной выразительности, живописи речи более красочной, чем олицетворение.

Метонимия и синекдоха

В переводе с греческого метонимия означает переименование, то есть название переносится с предмета на предмет, где основа – смежность. Очень украшает рассказчика использование средств художественной выразительности, особенно таких как метонимия. Связи по принципу смежности могут быть следующие: содержание и содержимое: съесть три тарелки; автор и произведение: бранил Гомера; действие и его орудие: обрёк мечам и пожарам; предмет и материал предмета: на золоте едал; место и действующие лица: город шумел. Метонимия дополняет средства художественной выразительности речи, с нею прибавляется ясности, точности, образности, наглядности и, как ни один эпитет, лаконизма. Не зря ею пользуются и литераторы, и публицисты, ею же наполнена разговорная речь всех слоёв общества. В свою очередь, разновидность метонимии – синекдоха, в переводе с греческого – соотнесение, тоже основана на замене смысла одного явления на смысл другого, но принцип только один – количественное соотношение между явлениями или предметами. Переносить можно таким образом: меньшее на большее (к нему птица не летит, тигр не идёт; выпей рюмочку); часть на целое (Борода, что молчишь? Москва не одобрила санкции).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Шампиньон.

Различия бледной поганки и шампиньона