Церковь и священнослужители в Православии и Католицизме
Православная церковь включает в себя не менее 14 поместных церквей, признанных в конце XX века. Она управляет обществом верующих с помощью свода правил апостолов, жития святых, богословских текстов и церковных обычаев. Католическая церковь, в отличие от православной, представляет собой единый религиозный центр и возглавляется Папой Римским.
Православная церковь
Прежде всего, церкви разных направлений в христианстве отличаются своим внешним видом. Стены православных церквей украшены потрясающими фресками, иконами. Служба сопровождается пением молитв.
Католический храм в готическом стиле украшен резьбой и витражами. Статуи девы Марии и Иисуса Христа заменяют иконы в нём, а служба проходит под звуки органа.
Католический храм
алтарь
Католицизм создал такие церковные должности, как епископ, архиепископ, аббат и другие. Все они при поступлении на службу дают обет безбрачия.
В Православии духовенство представлено такими титулами, как патриарх, митрополит, диакон. В отличие от строгих правил католической церкви, православное духовенство может вступать в брак. Обет безбрачия дают лишь те, кто избрал для себя монашество.
В целом христианская церковь на протяжении столетий тесно связана с жизнью людей. Она регулирует поведение человека в быту и наделена большими возможностями.
Православный взгляд на православие и католицизм, их общность и различия
Окончательное разделение Единой Христианской Церкви на православие и католицизм произошло в 1054 году.
И Православная, и Римско-Католическая церкви считают только себя «единой святой, кафолической (соборной) и апостольской Церковью» (Никео-Цареградский Символ веры).
Официальное отношение Римско-Католической церкви к Восточным (Ортодоксальным) церквям, не состоящим с ней в общении, включая поместные православные церкви, выражено в Декрете Второго Ватиканского собора «Unitatis redintegratio»:
Официальное отношение Русской православной церкви к Римско-католической церкви выражено в документе «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию»:
Триадологические:
• Православие не принимает католическую формулировку Никео-Константинопольского символа веры филиокве, где речь идёт об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и «от Сына» (лат. filioque).
• Православие исповедует два различных образа бытия Святой Троицы: бытие Трех Лиц в Сущности и Их проявление в энергии. Римо-католики, как и Варлаам Калабрийский (противник св. Григория Паламы), считают энергию Троицы тварной: купина, слава, свет и огненные языки Пятидесятницы полагаются ими тварными символами, которые, однажды зародившись, затем перестают существовать.
• Западная Церковь считает благодать следствием Божественной Причины, подобным акту творения.
• Святой Дух в римо-католицизме трактуется как любовь (связь) между Отцом и Сыном, между Богом и людьми, в то время как в Православии любовь есть общая энергия всех Трех Лиц Святой Троицы, иначе Святой Дух терял бы ипостасный облик при Его отождествлении с любовью.
Мариологические:
• Православие отвергает догмат о непорочном зачатии Девы Марии.
• В католицизме значение догмата имеет гипотеза о непосредственном творении душ Богом, что служит опорой для догмата о непорочном зачатии.
• Православие отвергает также католический догмат о телесном вознесении Богородицы.
Прочие:
• Православие признает Вселенскими семь Соборов, прошедших до великой схизмы, католицизм признает Вселенскими двадцать один Собор, в том числе проходившие после великой схизмы.
• Православие отвергает догмат о непогрешимости (безошибочности) Римского папы и его главенство над всеми христианами.
• Православие не принимает учение о чистилище, а также учение о «сверхдолжных заслугах святых».
• Существующее в православии учение о мытарствах отсутствует в католицизме.
• Теория догматического развития, сформулированная кардиналом Ньюменом воспринята официальным учением Римско-Католической Церкви. В православном богословии проблема догматического развития никогда не играла той ключевой роли, которую она приобрела в католическом богословии с середины XIX в. Догматическое развитие начало обсуждаться в православной среде в связи с новыми догматами I Ватиканского собора. Некоторые православные авторы считают приемлемым «догматическое развитие» в смысле все более точного словесного определения догмата и все более точного выражения в слове познанной Истины. В то же время это развитие не означает, что прогрессирует или развивается «понимание» Откровения.
При некоторой нечеткости в определении окончательной позиции к этой проблеме, просматриваются два аспекта, характерных для православной интерпретации проблемы: тождественность церковного сознания (Церковь знает истину не меньше и не иным образом, чем знала ее в древние времена; догматы понимаются просто как осмысление того, что существовало в Церкви всегда, начиная с апостольского века) и обращение внимания к вопросу о природе догматического знания (опыт и вера Церкви шире и полнее ее догматического слова; о многом Церковь свидетельствует не в догматах, но в образах и символах; Предание во всей его полноте является гарантом свободы от исторической случайности; полнота Предания не зависит от развития догматического сознания; напротив, догматические определения являются только частичным и неполным выражением полноты Предания).
В православии существуют две точки зрения на католиков.
• Первая считает католиков еретиками, исказившими Никео-Константинопольский символ веры (путём добавления (лат. filioque).
• Вторая — схизматиками (раскольниками), отколовшимися от Единой Соборной Апостольской Церкви.
Католики, в свою очередь, считают православных схизматиками, отколовшимися от Единой, Вселенской и Апостольской Церкви, но не считают их еретиками. Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви — истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства.
Разница между христианами и православными
Вопрос о том, чем христиане отличаются от ортодоксальных христиан, не возникает перед теми, кто знает историю религий или просто историю истории в целом. Кроме того, в нем содержится по сути ложное утверждение, что православные не являются христианами. Откуда взялась эта формулировка? Давайте рассмотрим это более подробно.
Христианство во времена указа миланского императора Константина (313 год) о религиозной терпимости было относительно единообразным. Нет, конечно, всегда находились еретики, которые искали истину, но на тот момент число поклонников было невелико. Первое разделение произошло на Третьем Вселенском соборе в Эфесе в 431 году. В то время некоторые христиане не приняли доктрины, установленные на саммите, и решили «идти другим путем». Так была создана Ассирийская церковь, а 20 лет спустя разделение повторилось на Халкидонской конференции. Позже это разногласие получило название Древневосточной церкви.
И, наконец, спустя еще 700 лет, в 1054 году произошел Великий раскол. Римский папа и Константинопольский патриарх прокляли друг друга, и эта дата считается точкой разделения между восточным и западным христианством. Запад называется католическим, а Восток — православным. Причины великого раскола были политическими, а не религиозными. Византийская империя считала своих наследников наследниками Рима и претендовала на объединение христианских народов, но Рим не согласился. Политические разногласия постепенно накапливались с разделением единой Римской империи на Западную и Восточную империи (395 год) и переросли в религиозные и догматические разногласия, пока не произошел официальный разрыв.
Впоследствии католическая церковь пережила реформацию, которая дала начало новому направлению в христианском протестантизме. Православные церкви, с другой стороны, сохранили соответствующее единство. Сегодня Римско-католическая церковь — это единая организация, в которой доминирует общий центр — Ватикан. Существует множество православных церквей, крупнейшей из которых является Русская церковь, и среди большинства из них есть общества благодарения — возможность взаимного признания и совместного функционирования. Что касается протестантизма, то это самая разнообразная ветвь христианства, состоящая из множества самостоятельных уз с разной численностью и разной степенью признания со стороны других христианских конфессий и среди них.
Основные отличия
На сегодняшний день католицизм имеет много обрядовых и догматических отличий от православия, но мы рассмотрим самые важные.
Первое отличие состоит разном понимании принципа единства Церкви. В Православной церкви нет единого земного главы (главой её считается Христос). В ней есть «предстоятели» — патриархи поместных, независимых друг от друга Церквей – Русской, Греческой, и т.д.
Католическая же церковь (от греческого «кафоликос» — «всеобщий») одна, и основанием своего единства считает наличие видимого главы, коим является Папа. Этот догмат называется «примат (первенство) Папы Римского». Мнение Папы Римского по вопросам веры признаётся католиками «непогрешимым» — то есть, безошибочным.
Обоюдное влияние
И несмотря на наличие отличий, существует обоюдное влияние православия на католическое учение, и наоборот. К таковым относят:
- Тяга католиков к православным иконам, образы которых до сих пор можно встретить в церквях.
- Католиков также привлекают работы богословов из православия. Они не отрицают их и изучают, в полной мере поддерживая культурный уровень.
- До 19 века православная иконопись частично была подвержена влиянию католиков. Все это было частично, а не повсеместно и только до тех пор, пока православными мастерами не был совершен полноценный переход на академическую манеру.
- Перенятие богослужения из католицизма — пассии.
- Обоюдное влияние на архитектуру зданий друг друга. Православные архитекторы брали что-то из католических церквей, а католики от православных. При этом конфликтов на этой почве не возникало.
Православие и католицизм до сих пор продолжают заимствовать друг у друга культурные аспекты. Это наглядно подтверждает встреча Папа Римского с Патриархом в 2016 году. Именно в рамках этой встречи было произведено обсуждение важных для обоих направлений вопросов.
Православие и католичество — попытки объединиться (Унии)
Разделение православия и католичества — большая трагедия в истории Церкви, которое остро переживают и православные, и католики.
Несколько раз за 1000 лет предпринимались попытки преодолеть раскол. Трижды заключались так называемые Унии — между Католической церковью и представителями православной Церкви. Все их объединяло следующее:
- Они заключались в первую очередь по политическим, а не по религиозным расчетам.
- Каждый раз это были «уступки» со стороны православных. Как правило, в следующей форме: внешняя форма и язык богослужений оставался привычным для православных, однако во всех догматических разногласиях бралась католическая трактовка.
- Будучи подписаными некоторыми епископами, они как правило были отвергнуты всей остальной Православной Церковью — священнослужителями и народом и потому оказывались по факту нежизнеспособными. Исключение составляет последняя Брестская Уния.
Лионская Уния (1274 год)
Ее поддерживал император православной Византии, поскольку объединение с католиками должно было помочь восстановить пошатнувшееся финансовое положение империи. Уния была подписана, но народ Византии и остальные православные священнослужители ее не поддержали.
Ферраро-Флорентийская Уния (1439 год)
В этой Унии в равной степени были политически заинтересованы обе стороны, поскольку христианские государства были ослаблены войнами и врагами (латинские государства — крестовыми походами, Византия — противостоянием с Турками, Русь — с татаро-монголами) и объединение государств на религиозной почве помогло бы, наверное, всем.
Ситуация повторилась: Уния была подписана (хотя и не всеми представителями православной Церкви, кто присутствовал на соборе), но так и осталась, по сути, на бумаге — народ объединение на таких условиях не поддержал.
Брестская Уния (1596 год)
Эта Уния была заключена между католиками и Православной Церковью Речи Посполитой (государства, которое объединяло тогда Литовское и Польское княжество).
Единственный пример, когда союз Церквей оказался жизнеспособен — хотя и в рамках всего лишь одного государства. Правила те же: все богослужения, обряды и язык — остаются привычными для православных, однако на службах поминается не патриарх, а папа; меняется текст Символа Веры и принимается учение о чистилище.
После разделения Речи Посполитой, России отошла часть ее территорий — а вместе с ней отошли и ряд униатских приходов. Несмотря на гонения, они продолжали существовать до середины XX века, пока не были официально запрещены советской властью.
Церковная иерархия и управление
Папа Римский занимает уникальное и центральное место в католической Церкви, и его роль значительно отличается от роли епископов и патриархов в других христианских традициях:
- Верховный пастырь. Папа Римский считается верховным пастырем всей католической Церкви. Это основано на вере в преемственность апостола Петра, которому, по учению Евангелия, Христос поручил «пасти овец Своих».
- Непогрешимость. Согласно догмату, провозглашенному на Первом Ватиканском соборе в 1870 году, когда папа высказывается ex cathedra (то есть официально и в качестве верховного учительства) по вопросам вероучения или морали, он непогрешим. Это не означает, что папа не может совершать ошибок или грешить в личной жизни, но гарантирует верность учению Церкви в ключевых догматических вопросах.
- Централизованное управление. Папа Римский является главой курии – центрального органа управления католической Церковью. Через различные конгрегации, советы и комиссии, он управляет широким спектром вопросов – от доктринальных до административных.
- Единство Церкви. Папа является символом единства католической Церкви. Его авторитет и роль учителя помогают сохранить теологическое, литургическое и пасторальное единство среди католиков всего мира.
Следует отметить, что роль Папы в католической Церкви порой становится предметом дискуссий и критики, как внутри, так и вне католического сообщества. Тем не менее, для многих католиков он остается духовным лидером и символом непрерывной традиции, исходящей от самых первых времен христианства.
В православии концепция автокефалии и самоуправляемости играет ключевую роль в устройстве и управлении местными Церквями:
- Автокефалия. Термин «автокефалия» буквально переводится как «имеющий свою собственную голову». В контексте Церкви это означает, что автокефальная Церковь имеет право самостоятельно избирать своего предстоятеля (обычно патриарха или митрополита) и управлять своими внутренними делами без вмешательства извне.
- Самоуправляемость. Этот принцип гарантирует, что каждая автокефальная Церковь может самостоятельно принимать решения по вопросам литургии, администрации и пасторальной деятельности в пределах своей юрисдикции.
- Коммунион. Несмотря на автономность, все православные Церкви находятся в евхаристическом общении друг с другом. Это означает, что они признают друг друга и могут совершать совместные богослужения и давать причастие верующим из разных православных Церквей.
- Патриархаты. Несмотря на принцип автокефалии, существуют определенные исторические патриархаты, такие как Константинопольский или Московский, которые традиционно играют особую роль в православном мире, иногда выступая как арбитры в вопросах автокефалии или других церковных делах.
- Различия в понимании. В определенных исторических контекстах вопрос о том, какие Церкви должны быть признаны автокефальными, и как этот статус должен быть признан, становился предметом дискуссий и даже конфликтов между различными православными Церквями.
В общем и целом, в то время как католическая Церковь характеризуется централизованным управлением с Папой Римским на вершине, православные Церкви демонстрируют более децентрализованную структуру, основанную на принципах автокефалии и самоуправляемости.
Судья против врача
Одно из главных изобретений Римской империи — суд и так называемое “римское” право. Все величайшие римские ораторы и писатели, чьи тексты дошли до нас, были адвокатами или политиками. Умение защищать себя во время судебного процесса было обязательным компонентом ars liberalis — наук, которыми гражданин должен овладеть, чтобы быть достойным называться свободным.
Учение Христа римская церковь тоже воспринимала через “юридическую” призму. Бог там — верховный судья, Дьявол — прокурор, Христос — адвокат, грех — преступление. В католичестве можно “снять грехи”, то есть как бы погасить судимость, можно откупиться штрафом, “индульгенцией”. Наконец, есть понятие “божьего суда”, когда испытуемому, например, давали в руку раскалённый железный брусок, и, если он мог вытерпеть, — значит, Бог на его стороне, а если нет, то — извините.
В Православии грех принято воспринимать как болезнь, а Бога и церковь — как врачей, исцеляющих от недуга. Никакого “Суда божьего” в нашей церкви не было, а если на грешника налагались какие-то наказания, то, опять же — чтобы исцелить заблудшую душу и наставить на путь истинный.
Православная церковь не настаивает на принципе единоначалия, для неё важно только, чтобы все соблюдали одни и те же таинства, а безошибочными считают решения Вселенских соборов. Католики считают Папу Римского наместником Бога на земле, а все его действия — безошибочными
Получается, что наша вера толерантнее и терпимее. И это — ещё не всё.
Особенности католической церкви и ее ритуалов
1. Папство: Одной из главных особенностей католической церкви является важная роль папства. Папа, избираемый Конклавом кардиналов, является главой католической церкви и считается преемником апостола Петра.
2. Латинский обряд: Католическая церковь распространена по всему миру и включает в себя различные обряды. Наиболее распространенным является латинский обряд, который исполняется на латинском языке.
3. Сакраменты: Католическая церковь также придерживается веры в сакраменты, которые являются особыми религиозными обрядами. Семь сакраментов католической церкви: крещение, покаяние, евхаристия, брачный союз, священство, причастие и крещение детей.
4. Мессы: В католической церкви особое значение придается мессе, которая является основным богослужением. Во время мессы происходит превращение причастных останков и вина в тело и кровь Иисуса Христа.
5. Католические праздники: Католическая церковь отмечает ряд особых праздников, включая Рождество, Пасху и Пятницу Страстей. В эти дни церковь проводит специальные богослужения и ритуалы, в которых верующие принимают участие.
6. Покаяние и исповедь: Католики исповедуются священнику, чтобы получить прощение грехов. Исповедь является обязательным ритуалом для католиков и осуществляется в специально отведенном для этого месте – исповедальне.
7. Монашество: Католицизм также находит свое выражение в монашеской жизни. Монашеские ордены, такие как бенедиктинцы, францисканцы и доминиканцы, играют важную роль в жизни католической церкви и занимаются благотворительностью, образованием и миссионерской деятельностью.
8. Усыновление святых: Католическая церковь усыновляет святых, которые являются образцами веры для верующих. Святой, усыновляемый церковью, становится покровителем определенного места, профессии или группы людей.
9. Католическая социальная учение: Католическая церковь имеет развитую социальную учение, которая это ориентация на добро всех людей. В рамках этой учение церковь призывает верующих заботиться о бедных и нуждающихся, бороться за справедливость и мир и поддерживать достоинство каждой личности.
В целом, католическая церковь имеет свои особенности, включая роль папства, латинский обряд, веру в сакраменты, мессы, католические праздники, исповедь, монашество, усыновление святых и социальную учение. Эти особенности отличают католическую церковь от православной и других христианских конфессий, делая ее уникальной.
Центральные доктрины и насчитавшиеся разделения в православии
Православие – одно из самых древних христианских течений, которое существует неотъемлемой составляющей жизни многих стран Восточной Европы, Ближнего Востока и ряда других регионов. Несмотря на то, что православная церковь объединяет множество стран и народов, внутри этой религиозной системы существуют определенные разделения и дискуссии, касающиеся ключевых доктрин и учений. В этом разделе мы рассмотрим несколько центральных доктрин православия и основные разделения, которые возникли с течением времени.
Монотеизм и Троица
Одна из основных доктрин православия – это вера в единого Бога. Православные христиане исповедуют монотеизм, то есть веру в существование только одного Бога
В то же время, особое внимание уделяется учению о Троице – веры в Бога, проявляющегося в трех лицах: Отца, Сына и Святого Духа. Таким образом, вера в Троицу является центральной доктриной православного христианства
Авторитет Православной церкви
В православии особое значение придается авторитету Православной церкви и ее иерархии. Православные считают, что Церковь, как духовное руководство и прибежище для верующих, обладает особым авторитетом в религиозных вопросах, таких как интерпретация Священного Писания или проведение обрядов и таинств. Однако внутри православия существуют различные церкви и патриархаты, которые в некоторых случаях могут различаться в мнениях и традициях.
Разделения в православии
В ходе исторического развития православия возникли различные разделения, касающиеся доктрин и принципов веры. Наиболее знаменитым разделением в православии является Восточный и Западный схизм, произошедший в XI веке, который привел к образованию православной и католической церквей. Другими разделениями являются различные церковные схизмы, такие как разделение между старообрядцами и московской патриархией или разделение между Грузинской и Русской православной церковью. Каждое из этих разделений обусловлено различиями в практиках, традициях и учениях, и все они влияют на многообразие православных церквей и конфессий в наши дни.
Сводка
В православии существуют некоторые центральные доктрины, такие как вера в монотеизм и Троицу, а также особый авторитет Православной церкви. В то же время, в ходе истории возникли различные разделения внутри православной веры, которые влекли за собой создание разных церквей и патриархатов. Эти разделения продолжают оказывать влияние на современную православную веру и практику.
Чем православие отличается от католицизма
Раскол между католиками и православными случился в одиннадцатом веке. Тогда Рим и Константинополь предали анафеме друг друга. Причиной этого стал ряд факторов – отличия в религии и политические мотивы. Так, западная церковь хотела управлять всем христианским миром, а православные священнослужители категорически возражали против этого.
В результате появилось два религиозных направления в христианстве, которые характеризуются определенными отличиями. Они затрагивают следующие аспекты:
- Церковная структура. Православная церковь включает обособленные автономные церкви. К примеру, есть русская, сербская, румынская, греческая церкви. Ими управляют митрополиты, патриархи и архиепископы. Тем не менее, православные церкви не имели единства. Главной идеей католицизма стало именно объединение церквей. Несмотря на расположение храмов в разных странах, они все сообщаются друг с другом. К тому же католики считают главой церкви Папу Римского. Православные же христиане утверждают, что их церковь возглавляет Иисус Христос.
- Проведение богослужения. Главным богослужением в православной религии считается Божественная Литургия. В католицизме же служат Мессу. Православным прихожанам требуется в течение всей службы стоять, смиряя себя перед Богом. Также они время от времени становятся на колени. Правда, существуют православные храмы, в которых разрешается сидеть. Католики обычно сидят во время богослужения. В каждом католическом храме есть специально предназначенные для этого скамейки. При этом некоторые службы требуется слушать в коленопреклоненном положении.
- Дева Мария. В католицизме Дева Мария считается безгрешной. Она была зачата непорочно и не имела первородного греха. В православии исповедуется совершенно иное учение. В этой религии Богородица рассматривается как обычная женщина, которая была выбрана Богом для зачатия и рождения Мессии.
- Святой Дух. Православные считают, что источником Святого Духа является только Отец. В католицизме Священное Писание трактуется несколько иначе. Тут считается, что Святой Дух исходит и от Сына.
- Чистилище и мытарства. Каждая религия обладает своим учением относительно жизни после смерти. Эти теории существенно отличаются. В католицизме считается, что душа хорошего человека после смерти попадает в чистилище. Там происходит ее очищение от совершенных при жизни грехов. Православные считают, что душа после смерти должна преодолеть все этапы мытарств. На каждом из них душа получает вопросы. За грехи, совершенные на земле, демоны накладывают взыскания. Это считается честным судом перед Богом.
- Крестное знамение. Католики крестятся слева направо, используя 5 пальцев. Этот жест наделен определенным символизмом. 5 пальцев соответствует количеству ран на теле Христа. Православные совершают крестное знамение тремя пальцами. Они считаются символом Троицы. Остальные два пальца требуется прижимать к ладони. Они символизируют божественное и человеческое происхождение Иисуса.
- Иконы. В католицизме используются весьма натуралистичные и эмоциональные иконы, которые в большей степени приближены к реальности. Они помогают раскрыть сюжет происходящих событий и сильно напоминают живопись. Православные иконы выглядят более строго. К тому же их элементы и цвета характеризуются конкретным символическим смыслом.
Католицизм и православие представляют собой наиболее распространенные направления христианской религии. Несмотря на ряд сходств, эти течения имеют и много различий. Они затрагивают структуру церкви, основные догматы и положения, используемые символы и многое другое.