в

Принципиальные различия позиций западников и славянофилов

Практическая деятельность славянофилов

Рассуждения Хомякова и Константина Аксакова кажутся иногда произвольными и далекими от действительности. Ещё один представитель славянофильства, Юрий Самарин, показал, что они могут сделаться основанием для практической политики. Знакомство с русским крестьянством, с одной стороны, с немецкими феодальными порядками, с другой, придали реальное содержание учению об общине. Философская идея славянофилов о мировом призвании России формулировалась, между прочим, в признании за общинным началом великого будущего. Европейская история обличила неудовлетворительность индивидуализма и простого laissez faire; европейцы стремятся к искусственному и революционному социализму. В основе русского строя лежит община, которую стараются создать на Западе. Деятельность славянофила Самарина в редакционных комиссиях по разработке крестьянской реформы 1861 и в Польше была практическим приложением этих идей.

Славянофил Юрий Федорович Самарин. Портрет кисти И. Крамского, 1878

«Консерваторы, западники и славянофилы»

Общественная мысль во второй половине XIX в. Официальная государственная идеология. Консерваторы, западники и славянофилы (общее и различия). Таблицы, схемы, кратко…

Консерваторы

Консерватизм в России опирался на теории, доказывавшие незыблемость самодержавия и крепостного права. В начале XIX в. русский историк Н. М. Карамзин писал о необходимости сохранения мудрого самодержавия. Выступление декабристов активизировало консервативную общественную мысль.

С целью идеологического обоснования самодержавия министр народного просвещения граф С. С. Уваров создал теорию официальной народности.

Теория Уварова была основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность. Самодержавие декларировалось как единственно возможная форма правления в России. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Православие понималось как присущая русскому народу глубокая нравственность и религиозность. Из этих постулатов делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права. Эти идеи развивались журналистами Ф. В. Булгариным и Н. И. Гречем, профессорами Московского университета М. П. Погодиным и С. П. Шевыревым. Теория официальной народности пропагандировалась через прессу, внедрялась в систему просвещения и образования.

Славянофилы и западники

В полемике о месте России в мировой истории оформились противоположные течения русской социально-философской мысли — славянофильство и западничество. Начало дебатам об исторической судьбе России было положено опубликованием П. Я. Чаадаевым на страницах журнала «Телескоп» в 1829—1831 гг. его «Философских писем». Он выступил с критикой самодержавия, крепостничества и всей официальной идеологии. Спасение России он видел в использовании европейского опыта. Труды П. Я. Чаадаева были запрещены к публикации в России. Позже его сторонники оформились в западников, а его критики — в славянофилов.

Лидерами славянофильства были А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин, которые выступили с обоснованием самобытного пути развития России. Свои труды славянофилы публиковали в журналах «Европеец», «Русская беседа», «Московский сборник». По мнению славянофилов, Петр I нарушил традиционное развитие России, дворянство и интеллигенция, усвоив западноевропейскую культуру, оторвались от народной жизни.

В московский кружок западников входили А. И. Герцен, Т. Н. Грановский, Н. П. Огарев, К. Д. Кавелин и др. К западникам относился писатель И. С. Тургенев. Западники объединялись вокруг руководимых В. Г. Белинским журналов «Отечественные записки» и «Современник». Западники критиковали русскую действительность, видели причину отставания России от Западной Европы в приверженности традициям. Они считали, что православие во многом тормозит развитие страны.

Утопический социализм

К середине XIX в. в среде российской интеллигенции приобрела популярность идея утопического социализма, учения о справедливом устройстве общества.

Идеи социалистов-утопистов нередко представляли собой фантастическое описание будущего справедливого общества. Термин «социализм» впервые был употреблен в 1834 г. в книге французского писателя Пьера Леру «Об индивидуализме и социализме». Социалистические теории принято называть утопическими, потому что осуществить их либо невозможно, либо крайне затруднительно. Социалистические идеи возникли в XIX в., когда в экономике развитых государств Европы утвердился капитализм.

Основоположниками утопического социализма в России были А. И. Герцен и Н. П. Огарев. Они считали, что Россия в своем развитии может перескочить стадию капитализма и сразу же оказаться в социализме. А. И. Герцен и Н. П. Огарев возлагали надежды на крестьянскую общину, в которой видели зародыш будущего социалистического общества. Для достижения своих целей они предлагали усовершенствовать систему народного образования, чтобы крестьяне поняли свою историческую миссию и начали строить социализм. Из-за преследования властей А. И. Герцен и Н. П. Огарев вынуждены были эмигрировать за границу.

Таблица «Консерваторы, западники и славянофилы»

Конспект урока по Истории России «Консерваторы, западники и славянофилы».

Следующая тема: «Начало промышленного переворота».

Критика западников и славянофилов

Даже беглое сравнение взглядов славянофилов и западников даёт чёткое понятие об их позициях. Первые были консерваторами, выступавшими против либеральных и идей и некоторых технологических новшеств, которые могли пошатнуть сложившиеся устои. Вторые же считали, что Россия отстаёт от Европы по множеству параметров – экономика, развитие общества, промышленность, и считали, что необходимо как можно быстрее навёрстывать это отставание, чтобы не оказаться в аутсайдерах.

Однако, сильные и слабые стороны были у обеих сторон. Копирование западного уклада жизни не могло прижиться в России, все эти либеральные идеи нуждались, как минимум, в некоторой адаптации, к тому же сам факт слепого копирования априори лишён творческого начала. А позиция славянофилов в некоторой перспективе вела к неизбежному отставанию и увеличению разрыва в развитии между Россией и странами Запада. Как показало время, Российская империя в конце концов всё-таки выбрала западный путь развития. А спор между славянофилами и западниками к концу XIX начал стихать сам собой из-за сближения представителей обоих этих философско-общественных течений.

Кто такие западники?

Идейные течения западничества и славянофильства сформировались в 30-40 годах 19 века. На их появление повлияло, прежде всего, восстание декабристов. Русские философы и мыслители сформировали 2 подхода к обеспечению развития Российского государства, характеризующихся как схожестью, так и значительными различиями.

Западничество
начало формироваться несколько раньше славянофильства – примерно с 30-х годов 19 века. Его основными приверженцами стали дворяне, помещики, купцы, разночинцы. Главными идеологами западничества являлись философ и публицист П. А. Чаадаев, писатель и драматург И. С. Тургенев, публицист, философ и педагог А. И. Герцен. Так, именно Чаадаев составил знаменитый сборник «Философических писем», повлиявший на формирование двух рассматриваемых идеологических течений.

Западники считали, что Россия должна двигаться по тому же пути, который прошли западные страны – прежде всего, европейские. Если ей это удастся сделать, полагали они, Россия даже сможет опередить Европу за счет более оперативного освоения лучшего ее опыта развития.

Среди западников не было единого мнения касательно того, каким образом в государстве должны осуществляться реформы – мирным способом или революционным. В рамках рассматриваемого идейного течения сформировалось 2 крыла с противоположными взглядами на данный вопрос – либеральное и революционное. Первое выступало за мирные реформы, второе – за революционные.

Западники были уверены, что в России нужно ввести конституцию и элементы парламентаризма – по образцу, существующему на тот момент в Англии. Некоторые представители рассматриваемого течения утверждали, что политическая система страны должна развиваться по республиканским принципам.

Западники считали необходимым обязательно отменить в России крепостное право. Кроме того, сторонники данной идеологии полагали, что в стране должны активно внедряться принципы применения наемного труда – это ускорило бы развитие ее экономики.

Западники выступали за активную модернизацию инфраструктуры – в целях, опять же, обеспечения динамичного развития хозяйства. При этом они предполагали использование преимущественно европейского опыта модернизации.

Западники были верующими людьми. Но они считали, что религия и государственное управление не должны зависеть друг от друга.

Приверженцы рассматриваемого течения признавали Петра Первого одним из величайших правителей России, так как ему удалось значительно приблизить государство по уровню развития к ведущим европейским странам.

В чем заключались взгляды западников и славянофилов? Кратко.

Основная идея западников – Россия должна развиваться по тому же пути, что и Европа. Уход от этого пути – ошибка, из-за этого наша страна отстает.

Основная идея славянофилов – у России свой, особенный путь. И с Европой нам не по пути.

Взгляды западников.

Западники считали, что Россия должна следовать европейскому пути. Следовало освободить крестьян, разрушить общину (так как она сковывала инициативу предприимчивых крестьян), создать условия для развития промышленности. Опорой государства западники считали буржуа – предпринимателей, а не родовитое дворянство. Надо сказать, на буржуа в те годы в стране был дефицит. Основой развития должна была стать наука, которая двигала промышленность. Западники положительно относились к Петру I за европеизацию (видимо, забыв о его тотальном закрепощении крестьян). Религия в государстве не должна играть значимую роль: разум важнее, чем вера.

Представители западничества: П. Чаадаев, И. Тургенев, Б. Чичерин, Н. Огарёв, В. Белинский и др.

Взгляды славянофилов.

Славянофилы показали недюжинную оригинальность в критике взглядов западников. Гораздо проще сказать, что надо бежать за успешной Европой, чем как-то оправдать своё нынешнее бедственное состояние. Славянофилы занялись последним.

Что это значит? Никакой Европы – у России свой путь (да, многие политики так и видятся потомками славянофилов)

Он заключается в важности православной веры. Запад, как писали славянофилы, прогнил в своём неверии и спасти его должна будет именно Россия со своей религиозной чистотой

Стране не нужна либеральная ересь, в том числе и научная рациональность. Общество должно быть патриархальным, крестьянская община сохранена. Но! При этом славянофилы, как и западники, выступали за отмену крепостного права и введение крестьянского самоуправления. Их девиз: «Сила власти – царю, сила мнения – народу». Поэтому не такими уж консерваторами они были.

Представители славянофильства: А. Хомяков, И. Киреевский, К. Аксаков, Ф. Чижов и др.

По поводу того, кто победил и чей опыт реализовался – славянофилов или западников, можно долго спорить – слишком противоречива история нашей страны, чтобы дать окончательный ответ.

Записаться на курсы ЕГЭ по истории в Красноярске вы можете позвонив по телефону +7(391)2-950-216, +7(391)2-4141-23 

Глушенкова Ольга Александровна, преподаватель истории и обществознания

Предтечи славянофильства

Несмотря на то, что официальное
славянофильство начинает свой отсчёт с 30-х гг. XIX века, у него были свои
предтечи, даровавшие движению многие идеи.

Такими людьми в XVIII веке были
русские учёные и политические деятели Василий Татищев и Михаил Ломоносов,
которые создали масштабные труды по русской истории.

Оживление интереса к русской
стороне жизни общества особенно усиливается при императрице Екатерине, которая
не только сама пишет сочинения на русском языке, но и всемерно поощряет его
изучение. В 1783 году возникает Российская Академия, результатом работы которой
становится издание «Словаря Академии Российской, производным порядком
расположенного» в шести томах. В нём содержалось 43 257 слов.

Российская Академия вплоть до
своего слияния в 1841 году с Академией наук успела издать многие научные
труды. В частности, «Общий церковнославяно-российский словарь» Соколова,
«Русскую грамматику» Востокова, «Русско-французский словарь» Рейфа. Кроме того,
она занималась созданием публичных библиотек в провинции.

В данном случае мы имеем в
некотором роде забавную ситуацию, так как культурное подспорье для славянофилов
создавалось с помощью науки, которой в допетровской России не было, и учёных-западников, получивших европейское образование.

Некоторую черту под первым этапом
в развитии протославянофильства подвёл адмирал Шишков, некоторое время
возглавлявший Российскую Академию. В 1811 году в «Рассуждении о любви к
Отечеству» он писал:

«Воспитание должно быть
отечественное, а не чужеземное

Учёный-чужестранец может преподать нам, когда
нужно, некоторые знания свои в науках, но не может вложить в душу нашу огня
народной гордости, огня любви к Отечеству точно так же, как я не могу вложить в
него чувствований моих к моей матери… Народное воспитание есть весьма важное
дело, требующее великой прозорливости и предусмотрения. Оно не действует в
настоящее время, но приготовляет счастие или несчастие предбудущих времён и
призывает на главу нашу или благословение, или клятву потомков»

Любопытно, что адмирал также
пытался придумывать русские аналоги иностранных слов.

Таким образом, первый этап «славянофильства»
был достаточно противоречивым и парадоксально тесно связанным с общей
европейской традицией развития России.

Общее и различия

Сравнительная таблица поможет лучше запомнить кто такие славянофилы и западники и каковы были их сходства и различия:

Путь, по которому должна двигаться Россия

Западники считали, что Россия должна двигаться по тому же пути ведущих европейских государств

Славянофилы выступали за особый путь России в рамках формулы “Православие, самодержавие, народность”

Варианты преобразований и реформ

Западники делились на либеральных и революционных. К первым относились историки Грановский и Кавелин, а ко вторым – Герцен и Огарев

Славянофилы выступали за развитие только мирным путем

Государственный строй и отношение к конституции

Западники выступали за конституционную монархию по образу Великобритании, а наиболее радикальные – за республику по образцу США

Славянофилы считали, что для России подходит только самодержавная монархия

Крепостное право

Западники выступали за отмену крепостного права и использование наемного труда, в целом это был опыт Западной Европы или Великого княжества Финляндского

Славянофилы тоже выступали за отмену крепостного права, но считали необходимым сохранить традиционную крестьянскую общину

Представления об экономике

Западники настаивали на применении передового западного опыта, например, британского, так как Великобритания была в те годы “фабрикой мира”

Славянофилы считали необходимым участие правительства в механизации труда и строительстве железных дорог

Религиозный вопрос

Западники ставили религию во второстепенное положение относительно государственных вопросов

Славянофилы считали православную веру краеугольным камнем для русского народа, признавали его особую историческую миссию

Отношение к личности Петра I

Западники относились к нему как к великому реформатору

Славянофилы считали, что Петр направил развитие российского государства по чуждому народу пути, у них больше симпатий вызывали цари периода существования Земских соборов

Взгляды западников на государственный строй были похожи на программы декабристов. Павел Пестель в “Русской Правде” предлагал ввести республику, а Никита Муравьев – конституционную монархию.

Рис. 3. Герцен и Огарев.

Что мы узнали?

Славянофилов и западников кратко проходят в школьном курсе истории 8 класса. Оба направления обшественно-политической мысли ставили целью сделать Российскую империю лучше, но пути достижения результата видели по-разному.

  1. /5

    Вопрос 1 из 5

    Что из перечисленного относится к славянофильству?

    • Православие, самодержавие, народность
    • Симпатии к опыту Великобритании
    • Революционные настроения
    • Стремление ввести в России конституцию

Различия во взглядах западников и славянофилов

СлавянофилыЗападники
Предпочтительный путь развития РоссииСвой особый путь с опорой на традиции православия, самодержавия и патриотизма.Использование опыта стран Европы, либеральный западный путь развития.
Отношение к Петру I и его реформамНегативное. Славянофилы утверждали, что петровские реформы толкнули Россию на чуждый ей путь.Положительное. Западники видели в нём великого реформатора и преобразователя, прорубившего «окно в Европу».
Отношение к крепостному правуОтмена крепостной зависимости при условии сохранения традиционного уклада жизни и крестьянских общин.Отмена крепостной зависимости , стимулирование промышленности и развитие сферы работы по найму.
Отношение к роли религии в жизни государстваПравославие – один из столпов, на которых покоится благополучие страны. Россия должна выполнить свою святую миссию в мире.Роль религии в управлении государством необходимо ограничить.
Отношение к самодержавиюПоложительное. Славянофилы видели в самодержавии одно из необходимых условий процветания России.Негативное. Западники выступали за введение конституции и ограничение власти монархии.
Предпочтительный путь преобразований.Мирный. Реформы должны исходить от верховной власти. Но ряд радикальных представителей ратовал и за резкие революционные перемены.Мирный. Революции недопустимы.
Предпочтительный путь развития экономики.Свой уникальный путь, но с допустимым использованием технологических достижений западных стран, таких, как железные дороги и фабрикиИспользование опыта и технологических достижений западных стран для стремительного развития экономики. Без ограничений.

Возникновение западничества и славянофильства

Общественное движение в Российской империи в последние годы правления императора Александр I было связано с деятельностью декабристов. После подавления их выступлений, в годы царствования Николая I, сформировались два направления общественно-политической мысли – западники и славянофилы.

Рис. 1. Западники XIX век.

У каждого из этих направлений были свои предшественники в XVII-XVIII веке. К западникам допетровской эпохи следует отнести Бориса Морозова, Артамона Матвеева и Василия Голицына.

Взгляды славянофилов сложились к 1839 году, а западников – к 1841. Их формирование происходило под влиянием “Философических писем” Чаадаева, которые были опубликованы в 1836 году. Сами термины появились уже в ходе полемики 1840-ых. Известными представителями славянофилов были браться Киреевские и братья Аксаковы, а также философ Юрий Самарин. Среди известных западников можно назвать историков Грановского и Соловьева, писателя Тургенева.

Заслугой славянофилов стоит считать то, что своей деятельностью они пробудили интерес к истории и культуре русского народа. Например, Владимир Даль издал первый толковый словарь русского языка.

Рис. 2. Славянофилы XIX век.

Кризис движения и его последующая судьба

Наиболее успешный период в
истории славянофильства наступил в эпоху правления Александра II. Именно в это
время выходят многие периодические издания славянофилов — «Сельское
благоустройство», «Русская беседа», «Русь», «Москва», «День».

Впрочем, даже в этот период им
было сложно конкурировать с западниками, пользующимися широкой популярностью в
российском обществе.

Почему же идеи славянофилов не
стали господствующими?

Прежде всего, российское
образованное общество начало формироваться при Петре и его потомках. То есть
было насквозь европеизированным. Поэтому отказ от европейских корней означал
для интеллигенции и отказ от своей истинной сути.

Немаловажным обстоятельством было
и то, что славянофилы стремились поддерживать власть, а она быстро теряла свою
популярность.

Кроме того, в действительности не
существовало страшного антагонизма между «западниками» и «восточниками». Возобладал
своего рода синтез — империя позиционировала себя русским государством, но в то
же время сохраняла европейский стержень.

Таким образом, славянофильство
дало мощный толчок развитию национального государства, а позже ушло в тень.

В 1870-е годы славянофильство
начинает перерождаться в почвенничество. Последнее особенно ярко описано в
трудах Данилевского и Достоевского, которые стремились выработать для России «русскую
идею». Это стало основой для так называемого русского национализма
дореволюционной поры.

После октября 1917 года произошёл
любопытный феномен. Изначальное атеистическое марксистское западничество
постепенно трансформировалось в некоторую форму славянофильского русского
патриотизма, который начал неформально господствовать в среде интеллигенции и
номенклатуры. В это же время происходит и возрождение идей ментального
противостояния Западу.

Те же тенденции мы наблюдаем и в
современной России.

Таким образом, славянофильство в
настоящий момент переживает второе рождение. Как и в XIX веке, ему противостоит
западничество. Впрочем, в отличие от своих предшественников, большинство
современных западников не являются патриотами России. Дискуссии между
славянофилами и западниками бесконечны, как и споры на другие «бытийные» темы.
Главное, чтобы они служили делу возрождения России…

Корни появления славянофилов и западников

Принято считать, что раскол в общество по поводу выбора своего пути или наследования Европы внес царь, а позже император Петр 1, который пытался модернизировать страну на европейский лад и в результате привнес на Русь множество укладов и устоев, которые были характерны исключительно для западного общества. Но это был только 1, крайне яркий пример того, как вопрос выбора решался силой, и всему обществу это решение навязывалось. Однако история спора намного сложнее.

Истоки славянофильства

Для начала следует разобраться с корнями появления славянофилов в российском обществе:

  1. Религиозные ценности.
  2. Москва есть третий Рим.
  3. Реформы Петра

Религиозные ценности

Первый спор о выборе пути развития историки обнаружили в ХV столетии. Состоялся он вокруг религиозных ценностей. Дело в том, что в 1453 году Константинополь, центр православия, был захвачен турками. Авторитет местного патриарха падал, все больше было разговоров о том, что священники Византии теряют «праведный моральный облик», а в Европе католической это происходит уже давно. Следовательно, Московское царство должно оградить себя от церковного влияния этих стран и провести очищение («исихазм») от ненужных для праведной жизни вещей, в том числе от «суеты мирской». Открытие в 1587 году патриархата в Москве стало доказательством того, что Россия имеет право на «свою» церковь.

Москва есть третий Рим

Дальнейшее определение необходимости своего пути связано с XVI столетием, когда родилась идея о том, что «Москва – третий Рим», а значит должна диктовать свою модель развития. В основе этой модели лежало «собирание земель русских» для защиты их от пагубного влияния католицизма. Тогда и родилась концепция «Святая Русь». Церковная и политическая идеи соединились в одну.

Реформаторская деятельность Петра

Реформы Петра начала ХVIII столетия были поняты не всеми подданными. Многие были убеждены, что это ненужные России меры. В определенных кругах даже родился слух, что во время визита в Европу царя подменили, ведь «настоящий русский монарх никогда не будет перенимать чуждые порядки». Реформы Петра раскололи общество на сторонников и противников, чем создали предпосылки для формирования «славянофилов» и «западников».

Истоки западничества

Что касается корней возникновения идей западников, кроме вышеуказанных реформ Петра следует выделить еще несколько важных фактов:

  • Открытие западной Европы. Как только подданные российских монархов открывали для себя страны «другой» Европы на протяжении XVI-XVIII веков, они понимали разницу между регионами западной и восточной Европы. Они начинали задаваться вопросами причин отставания, а также путей решения этой сложной экономической, социальной и политической проблемы. Под влиянием Европы находился Петр, после «заграничного» похода во время войны с Наполеоном многие дворяне и интеллигенция начали создавать тайные организации, целью которых было обсуждение будущих реформ на примере Европы. Самой известной подобной организацией было общество декабристов.
  • Идеи Просвещения. Это XVIII столетие, когда мыслители Европы (Руссо, Монтескье, Дидро) высказывали идеи о всеобщем равенстве, распространение образования, а также об ограничении власти монарха. Эти идеи быстро попали в Россию, особенно после открытия там университетов.

Исторические выводы и итоги: кто же победил

Естественно, разрешить все споры и разногласия меж такими течениями, как западники и славянофилы способно было только время, и оно это сделало. На тот отрезок истории Россия пошла тем путем, за который ратовали именно западники. На самом деле, деревенская община стала потихоньку отмирать, как и предсказывали оппоненты славянолюбов, церковная соборность стала институтом, полностью отрезанным от державы, да и монархизм пал во всей красе в начале двадцатого века в результате Октябрьской революции.

Однако, несмотря на то, что победа, как бы, осталась за западниками, назвать славянофилов неправыми до конца нельзя. Тем более, ни в коем разе не получится сказать также, что они толкали Россию в пропасть невежества, вовсе нет. Приверженцы обоих направлений прекрасно понимали, что стране просо необходимы реформы, изменения, которые подняли бы экономическое положение и промышленность на совершенно новый уровень. Кроме того, также они рьяно советовали, как можно скорее устранить крепостничество, что отбрасывало Россию на уровень рабовладельческого строя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Шампиньон.

Различия бледной поганки и шампиньона