в

Разница между оброком и барщиной

Рента во времена феодалов и князей

Оброк имеет несколько определений. Во время развития феодализма в границах Киевской Руси наблюдается существование достаточно тесных взаимоотношений между феодалами (людьми, в чьей власти находилась земля) и крестьянами, живущими на этой территории. Тот, кто не имел возможности приобрести собственный участок земли, был вынужден работать на чужой. Это право нужно было оплачивать.

В подобной ситуации находились племена и общины древней Руми, чьи земли были захвачены князьями. Они также должны были регулярно совершать платежи в казну государства для того, чтобы жить на своих землях. Люди, которые находились в подобной ситуации (независимо от времени своего существования), были вынуждены регулярно давать установленный откуп. В это время в качестве налога использовались товары и продукты, предоставляемые к барскому столу или продаваемые на рынке. Позже появился денежный оброк.

Отмена крепостного права и барщины

16 февраля 1861 года по указу Александра II
крепостное право было отменено, но лишь частично. Из особенностей этой реформы следует выделить такие элементы, как:

  • люди перестали считаться крепостными и получили право иметь личные земли;
  • каждый бывший крепостной имел право выкупить или получить четверть земли от надела бесплатно;
  • закрепление имущества в личную собственность.

Такая форма правления была встречена критикой со стороны бояр, но в последующем реформа была принята. Крестьяне только вначале радовались новой реформе, но впоследствии появились значительные изъяны. В первую очередь
, многие крестьяне остались без земли для собственного пропитания. Выкупить землю можно было, заработав, оставаясь у господина срочно-обязанным работником, но для этого требовался не один год. Часто отпадал и вариант получения бесплатной четверти земли от надела, так как многие бояре выдавали территорию с плохой почвой. На заболоченных местах, с высоким содержанием глины в почве вырастить можно лишь небольшое количество культур.

Такой раздел привёл к значительному ухудшению в сфере сельского хозяйства. В то время как господа лишились своих крепостных, крестьяне не могли получить землю и трудом заработать себе пропитание. Только через несколько десятков лет, после многочисленных поправок в этой форме правления барщинная повинность была полностью искоренена.

Современная интерпретация оброка

Если называть события древности современными терминами, то оброк – это своего рода арендная плата. Ее платили за срочное или бессрочное использование недвижимого имущества, исходя из условий договора найма. Оброк характеризируется частноправовым характером, ярко выраженным в оплате «оброка из наддачи». Им облагались люди, имеющие во владении торговые места, лавки, харчевни, кузницы, мельницы, совершающие публичные торги и перевозы. Среди плательщиков были и те, кто совершал бобровые гоны, рыбную ловлю и другие промышленные работы.

В XVI веке крестьяне приравнивались к вещам, находящимся в феодальной собственности. Поэтому очень часто в аренду отдавались целые деревни с проживающим в них населением. К тому же арендатор платил не только оброк (это была сравнительно небольшая сумма), но и все государственные подати и повинности. Крестьяне тоже были обязаны уплачивать своему владельцу арендную плату за пользование этими землями, дававшими им пропитание и средства к существованию.

Если крестьянин не имел денег или товара, он должен был отработать. Это было началом формирования барщины.

Чем отличается барщина от оброка

Чтобы четко понимать имеющиеся отличия, рекомендуется предварительно ознакомиться с исчерпывающей информацией по каждой терминологии по отдельности.

Под барщиной подразумевается:

  • крепостные вынуждены отрабатывать установленную барщину без получения заработной платы. При этом нужно пользоваться персональным инвентарем;
  • низкий класс вынужден работать на благо образовательных учреждений и священнослужителей, феодалов;
  • трудовая деятельность предусматривается исключительно в сельскохозяйственной деятельности. В редких случаях предусматривалась уборка в доме и приготовление пищи;
  • одна из наиболее выгодных форм для тех категорий феодалов, которые проживают на территории сельских поселений. Это обусловлено возможностью определять размер оброка самостоятельно.

В случае с оброком требуется обращать внимание на следующие факторы:

  • крестьяне берут на себя обязанность частично отдавать выращенные сельскохозяйственные культуры непосредственному феодалу либо же компенсировать в виде финансовых отчислений в процентном соотношении;
  • установленная дань распространяется не все категории крестьян. К примеру, бедное население освобождается от льготных отчислений;
  • можно заниматься любой сферой деятельности, причем не только в сельском хозяйстве;
  • по первому требованию феодала дань может быть удержана наперед;
  • крестьяне условно признаны свободными и независимыми, однако на практике это далеко не так.

Благодаря представленным характеристикам несложно ознакомиться с имеющимися отличительными особенностями.

Особенности оброка

Оброк намного древнее, чем барщина, и он упоминается в древнейших летописях Киевской Руси. Много сотен лет назад русские князья дважды в год лично объезжали свои территории и собирали оброк, который выплачивался, чем придётся – деньгами и разными товарами. Фактически оброк был приравнен к дани, но позднее, по мере развития русской государственности, оброком стали называть дань крестьянина феодалу. Эту дань крестьянин выплачивал за право жить и работать на принадлежащей феодалу земле. В товарной форме оброк просуществовал по 1861 года, когда было отменено крепостное право, а в денежной – до 1863 года. Интересно, что предметом оброка могли быть не только товары и деньги, но и возможность извлекать прибыль из какой-либо деятельности. На оброк могли отдать, например, мельницу или кузницу. Но с XV века понятие «оброк» несколько изменилось, им стали называть государственные подати, которые должны были тем или иным способом отрабатывать крестьяне.

Определение оброка кратко

Понятие «оброк» древние славяне понимали практически также, как мы сейчас понимаем слово «аренда», поэтому оброк можно отнести не только к отношениям «крестьянин – феодал». Любой человек или даже община, которая брала в аренду у феодала или государства участок земли в пользование, вынуждена была платить регулярный оброк в счет земли. Кроме того, среди самих феодалов было нормально отдавать «оброк» не только товары и деньги, но даже целые деревни вместе с людьми, так как крестьяне тогда считались собственностью феодала.

Крымская война 1853-1856. Причины, ход событий, итоги, участники, суть кратко.
Этапы русско-японской войны 1905-1907 кратко в таблице. Основные события.

Эволюция понятия в России

Первые упоминания о практике барщины внутри границ российского государства относятся к периоду существования Киевской Руси. Это безвозмездный труд холопов в крупных вотчинах. «Русская Правда» упоминает о зачатках барщины, которая характеризуется выполнением различного вида работ закупами.

В этот период отношения между землевладельцами и закупами носили договорной характер: временная занятость в господском хозяйстве была обусловлена долгами за пользование сельскохозяйственными орудиями собственника или возможностью проживания на земле.

В Средние века внедряется труд крестьян на монастырских землях и вводится натуральный оброк. Также получает распространение наемный труд на пашне, лугах в обмен за вознаграждение со стороны землевладельца. В письменных источниках отмечено, что данные работы носят добровольный характер, что значит отсутствие правовой регламентации барщины.

С ростом товарно-денежных отношений в XVI веке и расширяет свое действие барщина, привлекая новые категории крестьян, формируя общую массу зависимого населения. Товары сельскохозяйственной направленности были очень востребованы на внутреннем рынке, помещики были заинтересованы в увеличении прибылей и посевных площадей, а как следствие – в усилении налогового бремени в отношении крестьян. Проходя такой путь развития, барщина уже больше ориентирована на расширение торговых связей и рост доходности предприятий, чем на обеспечение жизненных потребностей помещика.

Работа носила разнообразный характер. Это были не только трудовые повинности, связанные с обработкой барской пашни, но и деятельность по содержанию двора помещика в порядке, строительство, уборку сена, уход за скотом. В результате развития промышленного производства практиковалось прикрепление целых селений к мануфактурам.

В XVII веке произошла дифференциация видов ренты по различным регионам страны. Логично, что наибольшее распространение барщина получила в черноземных районах и в центральных уездах, чем в северных и восточных регионах. Барщинное хозяйство характеризуется как неэффективное, оно замещалось оброчными выплатами. Государственные крестьяне были посажены на денежный оброк.

Расширяется и сфера применения подневольного труда, происходит использование крестьян для работ на промышленных предприятиях. Четко регламентированных правил, устанавливающих размер барщины, не существовало. Изданный в 1797 году указ о трехдневной барщине носил скорее рекомендательный характер для землевладельцев. Популярной была практика перехода на месячину: в обмен на ежедневный труд, помещик содержал крепостного, обеспечивая продовольствием и кровом.

Укрепление крепостнической системы оказывало негативное влияние на экономическую составляющую крестьянского хозяйства, проводя к обезземеливанию и разорению огромных крестьянских масс.

Крестьяне во время выхода манифеста о трехдневной барщине

Барщина

Далеко не всегда у зависимых крестьян была возможность оплатить аренду земли, принадлежащей феодалу, деньгами или товарами. Поэтому им была предоставлена возможность отработать в хозяйстве собственника земли.

Нетрудно догадаться, что условия здесь могли быть совершенно разные – от количества дней в неделю месяц или год до объема выполненных работ. При этом оценка качества труда целиком и полностью являлась прерогативой феодала, зависела от его характера и лояльности в отношении зависимого крестьянина.

В окончательном виде барщинный труд закрепился после формирования феодальной системы, а поскольку этот процесс в разных странах происходил по-разному, то и сроки его применения везде разные.

В России, например, барщина существовала примерно триста лет – с XVI по XIX век – до момента отмены крепостного права. Во Франции этот вид оплаты аренды земли существовал уже в VII веке. В Англии барщина была отменена после указа короля Эдуарда III «Статута о пахарях», издал он его в 1350 году, за 200 лет до того, как она возникла в России.

Законодательное регулирование также в разных странах и разное время отличалось. В той же Франции подчиненные крестьяне дифференцировались, но самые бесправные из них – сервы с VII по XII вв. облагались произвольной барщиной, зависящей исключительно от аппетитов землевладельца.

В Англии, где верховным феодалом и владельцем всех земель признавался король, такого произвола не было. К тому же на туманном Альбионе ощущался дефицит рабочей силы, и спрос на нее превышал предложение, что заставило феодалов привлекать к работе крестьян на выгодных для них условиях. Именно поэтому был выпущен «Статут о пахарях», согласно которому все вольные или невольные работники стали получать за это плату. Но еще в XI веке размер крестьянских повинностей был в Англии закреплен законодательно, а для разрешения разногласий и споров, возникающих по этому поводу, было учреждено особое присутствие.

В России положение крепостных крестьян было значительно хуже. До конца XVIII века законом никак не регулировались размеры повинности, которую крестьяне несли в барщину. Помещики сами устанавливали время и объем работ и некоторым крестьянам не хватало времени работать на себя. Поэтому было очень тяжело.

Зараженная европейским вольнодумством Екатерина II порывалась было вовсе отменить крепостное право, но оставила эту мысль по настоянию сената. Настоящую революцию в отношениях помещиков и крепостных крестьян сделал ее сын – Павел I. 5 апреля 1797 года он выпустил «Манифест о трехдневной барщине».

Согласно этому указу помещики могли привлекать крестьян к барщинным работам не более трех дней в неделю и воспрещалось делать это в выходные и праздничные дни. Практически неизменными эти порядки остались до 1861 года, когда крепостное право было отменено. Впрочем, с его отменой барщина еще какое – то время сохранялась. Это мог быть обоюдный договор между крестьянином и помещикам, а если такого договора не было барщинные работы регламентировались законодательно установленными правилами. Они предусматривали:

  1. Ограничение барщины либо количеством рабочих дней, либо определенной площадью участка на котором женщины работают не более 35, а мужчины не более 40 дней в году.
  2. Разделение дней по временам года, а также полу человека, отрабатывающего барщину. Они делились на мужские и женские.
  3. Отныне регламентировался порядок работ, наряд на которые назначался с участием сельского старосты с учетом пола, возраста, здоровья работников, а также их возможности подменять друг друга.
  4. Качество работ должно быть ограничено требованием сообразности физических возможностей рабочих и состоянию их здоровья.
  5. Правилами введен порядок учета барщины.
  6. Ну, и наконец, были созданы условия для отбывания различных видов барщины: работа на заводах помещиков, руководящие хозяйственные должности и т.д.

В целом же были созданы условия, которые предоставляли право крестьянам в случае добровольного соглашения с помещиками выкупить земли, на которых они работают. Остается только добавить, что барщину отрабатывали не только на помещичьих землях, но и на землях, принадлежащих государству или монастырям.

Ключевые особенности барщины

Многие путают понятия “барщина” и “оброк” из-за схожего толкования – и то, и другое является повинностью. Основные характеристики барщины следующие:

  • Он взималась исключительно физическим трудом. Возраст работника и его физическое состояние значения не имели.
  • Трудовая повинность является обязательной для взаимоотношений землевладелец – зависимый крестьянин.
  • Работа, которую выполнял крестьянин, совершенно не оплачивалась. Отработав целый день, трудяга мог прийти домой с пустыми руками.
  • От трудовой повинности в виде барщины никто и никоим образом не освобождался. Более того, наряду с барщиной нередко присутствовал и оброк – дань в денежной или натурально форме.

Барщина и оброк – формы политической и экономической зависимости крестьян от феодалов, существовавшие в Древней Руси во времена расцвета феодализма и формирования крепостнической зависимости.

Основное отличие оброка от барщины состоит в том, что оброк – это денежная или товарная уплата налога, или ренты, а барщина – это выполнение работы, физический труд, который идет в счет суммы долго за аренду земли.

С развитием на Руси феодально-крепостнической системы установились весьма своеобразные отношения между владельцами земель (феодалами) и подчиненными им людьми, которые проживали на землях феодала (крестьянами). Те крестьяне, которые не могли позволить себе выкупить землю (а затем это и вовсе было запрещено законом) вынуждены были арендовать землю у феодала, а за нее необходимо было платить. Для выплаты налога использовали либо деньги, полученные с продажи продуктов, выращенных на земле, либо сами продукты. Попавшие в зависимость от своего хозяина люди (феодала или князя) постоянно должны были платить откуп, чтобы иметь право и дальше жить на земле.

С развитием государственности и налоговой системы оброк преобразовался в барщину – теперь долг можно было не только отдать, но и отработать.

Оброк

У этого понятия существует несколько определений. Впервые этот термин упоминается в связи с взиманием налогов еще в самый ранний период Древней Руси. Под оброком тогда понималась практически любая дань, взимаемая князьями с подчиненных им людей в виде денег, продуктов или товаров. Позднее под оброком стали понимать вид повинности крестьян перед феодалами, заключающийся в выплате дани помещику продуктами или деньгами. Денежный оброк сохранялся на Руси до 1863 г., а продуктовый был отменен реформой 1861 г.

Понятие «оброк» древние понимали так же, как сегодня мы воспринимаем слово «аренда», то есть срочное или бессрочное право пользования имуществом, которое вытекает из договора найма. Поскольку крестьяне во времена рассвета феодализма считались фактически вещью, собственностью феодала, было нормальным отдать кому-нибудь «в аренду», то есть в оброк, целые деревни вместе с живущими там людьми.

Начиная с 16-го в. «оброк» употребляется в значении государственной подати, которую уплачивали в государственную казну владельцы земель. Оброк также выплачивали крестьяне своему землевладельцу за то, что он давал им право жить и работать на его земле, а также выращивать овощи и кормиться. Уплачивался оброк деньгами или товаром, можно было также отрабатывать оброк трудом. Позднее из этой традиции начала формироваться барщина.

Оброк

Кризис крепостнической системы ярче всего проявился в тех районах, где помещики занимались товарным производством зерна. Проявилось это в увеличении доли барской запашки, работ на барщине, а крестьянские наделы наоборот, уменьшались. Объяснение найти довольно просто: помещики-предприниматели стремились извлечь как можно больше выгоды, т.е. продать как можно больше зерна. Таким образом, товарно-денежные отношения разрушали натуральное крепостное хозяйство.

В $XIX$ в. практически все помещики отказались от натурального оброка, зато денежный собирали активно и постоянно его повышали. При этом, крестьяне должны были еще трудиться на барщинных работах.

Оброк был доведен до максимума, т.к. в тех районах, где он был высоким уже в $XVIII$ в. дальнейшие его изменения незначительны.
В регионах нечерноземных почв крестьяне в большинстве своем ($2/3$, а местами уже и $90$%), жили на оброке и занимались отходничеством. Так, практически вся страна знала ярославских офень, которые торговали разными мелочами, галантереей.

Определение 1

Офеня – название бродячих торговцев мелким товаром (галантерея, мануфактурные изделия, книги, лубочные картинки); продавали свой товар в сельской местности. Название «офеня» относится к выходцам из Центральной России, в частности, Владимирской губернии.

Повышением оброка помещики еще сильнее расшатали крепостную систему, т.к. крестьяне из нужды стали мобильны и «вольны».
Отметим, что в связи с падением ценности бумажных денег, размер оброка периодически взмывал в $5$, в $7$ раз, что вызывало законное возмущение.

Барщина

Барщина — это форма землепользования, характерная для феодализма. В рамках барщины крестьяне обязаны передавать часть своего дохода (продукции или денег) владельцу поместья, на котором они проживают. Это была одна из основных форм эксплуатации крестьян в Российском государстве до отмены крепостного права в 1861 году.

Барщина регулировалась договором, который заключался между помещиком и крестьянами. В этом договоре устанавливались размеры оброка и порядок его взимания. Крестьяне обязаны были выполнить установленные помещиком работы, которые могли быть связаны с обработкой земли, строительством или выполнением работ на владениях помещика.

Данная форма эксплуатации имела свои особенности в разных регионах. Например, в некоторых местах крестьяне могли взамен оброка выполнять определенные обязанности перед помещиком, такие как доманная работа или служба на его владениях. В других регионах крестьяне платили фиксированную сумму или процент от своего дохода.

Барщина была одним из способов обеспечения доходности поместья и удержания крепостной системы в Российском государстве. Она позволяла помещикам получать прибыль от крестьян и контролировать их трудовую деятельность. Крестьяне же были обязаны работать на помещиков и передавать им часть своих средств, что приводило к их эксплуатации и ущемлению.

Определение сущности

Барщина и оброк — это формы крепостного повиновения и домушничества, характерные для феодализма. В рамках феодального общества, владение поместьем предоставляло землепользование крепостным крестьянам. Взамен за предоставленные земельные участки, крестьяне были обязаны выполнять определенные обязанности в пользу помещика.

Барщина и оброк были видами повинности, которые выполняли крестьяне в рамках своего поместья. Барщина представляла собой бесплатные услуги и работы, которые выполняли крестьяне для помещика: работу на полях, домашние работы и т. д. Оброк же был формой налога, который крестьяне выплачивали помещику деньгами или продуктами.

Доманная, в свою очередь, была дополнительной формой повинности, которую выполняли крестьяне перед помещиком за пользование землей и жизнь в его поместье. Доманная включала выполнение различных работ и услуг для помещика и его семьи.

Таким образом, барщина, оброк и доманная представляли собой конкретные обязанности, выполняемые крестьянами в рамках крепостного хозяйства. Эти формы повиновения были важными элементами феодальной системы, обеспечивая собственнику поместья ресурсы и рабочую силу, а для крестьян — возможность землепользования.

Исторический контекст

В средние века в России доминировала феодальная система, основанная на землепользовании. Земля и ее производительные силы принадлежали помещикам, которые владели большими поместьями. На этих поместьях жили крестьяне, которые были заиспользованы для обслуживания помещиков и их поместья.

Крестьяне были крепостными и не имели право покинуть землю, на которой жили и работали. Они были привязаны к земле и вынуждены выполнять всю работу, связанную с ее обработкой и обслуживанием поместья. Крестьяне обслуживали помещиков не только своими трудовыми навыками, но и своими налоговыми платежами.

Одним из основных налоговых платежей, которые крестьяне должны были уплачивать, был оброк. Оброк представлял собой плату в натуральной форме (продуктами), которую крестьяне должны были давать своим помещикам на регулярной основе. Оброк выполнял две функции: он обеспечивал доходность поместья и удерживал крестьян в экономической зависимости от помещиков.

Особенностью оброка была наличие барщины. Барщина представляла собой дополнительные внерабочие обязанности, которые крестьяне должны были выполнять в свободное от основной работы время. Барщина могла включать выполнение различных работ, таких как помощь помещику в хозяйственной деятельности или оказание различных услуг. Барщина являлась еще одним способом контроля и манипуляции над крестьянами, давая помещику еще большую власть и влияние.

Таким образом, оброк и барщина были неотъемлемой частью жизни крепостных крестьян и составляли основу экономической и социальной организации феодального общества. Эти практики продолжали существовать до 1861 года, когда было провозглашено освобождение крестьян от крепостного права.

Оброк

Оброк – это форма повинности крестьян, состоявшая в выплате помещику дани деньгами или продуктами. Оброк делился на:

  • денежный;
  • натуральный;
  • отдельные виды работ.

Крестьяне должны были отдавать часть своего урожая помещику. Размер оброка зависел от размера крестьянского надела. Впоследствии оброк принял форму постоянного денежного платежа, но существовал и более тяжелый натуральный оброк, который платился различными продуктами. Помещики придумывали различные поводы для сбора нового оброка: хлеб на Рождество, яйца на Пасху и пр.; также выплачивалась часть урожая – десятый сноп, девятой ведро винограда и т.д. При такой повинности крестьянин не мог, например, убирать с поля снопы, пока помещик не определит размер оброка, вследствие чего мог портиться урожай.

Замечание 3

Денежный оброк мог заменяться натуральным, но это имел право решать только помещик.

Существовали и другие обязательства, которые подразумевали повинности личного характера. Ими могли быть поголовные платежи, сборы со двора, с дыма, раскладочный сбор и пр. Помещик мог распоряжаться всей собственностью крестьянина, а также им самим: решение о женитьбе крестьянина принимал хозяин.

Итак, барщина носила двоякий характер. С одной стороны, помещики использовали крепостных как бесплатную рабочую силу, что приводило к угнетению последних, не оставляя времени на обработку своей земли. С другой стороны, барщина не была очень выгодна, ибо крестьяне не были заинтересованы в результатах своего труда и не особо старались работать на землях помещика. К тому же, на помещика ложились обязанности по кормлению крестьян, что было тоже затратно. Оброк был более легкой формой повинности для крестьян, однако, его размер также не был законодательно определен. Однако самую большую форму эксплуатации крестьян представляли прочие виды повинностей, в которых ярко проявлялись самые некрасивые формы крепостничества, и крестьянин был фактической собственностью хозяина.

Главные отличия трудовой и денежной форм повинности

  1. Барщина являлась неоплачиваемым трудом крепостного, совершаемым с применением своих личных орудий, оброк – определение денежного или продуктового платежа.
  2. Барщина отбывалась не только для помещика, а и для церкви, монастыря или учебного заведения.
  3. Отработка была более распространена, чем денежные обязанности.
  4. В основании барщины лежал физический труд на земле, а оброк можно было оплатить с доходов от других промыслов, не связанных с сельским хозяйством.
  5. Денежная форма ренты могла быть затребована вперед.
  6. Трудовая обязанность была более распространена в сельской местности, тогда как оброк – в городах.
  7. Крестьянин на оброке теоретически имел больше свободы, чем на барщине.

Барщина

В XI в. на Руси уже существует барщина, которая в XVI веке стала одним из главных видов феодальных повинностей, что было обусловлено организацией феодалами своих хозяйств за счет захваченных крестьянских земель.

Замечание 1

Этот вид повинности представлял собой принудительный труд зависимого крестьянина на земле своего хозяина. Размер барщины определялся продолжительностью отработанного времени или объемом работ.

Появление барщины было обусловлено экономическими условиями, когда в руках одного человека сосредотачивались многие земли, а у других ее было мало, в результате чего, эти факторы объединяются, и со временем свободный труд оказывается заменен зависимым. Поначалу барщина существовала в форме просто повинности с правом свободного отказа, которую крестьянин выполнял добровольно, и которая не была необходимым условием для пользования чужой землей (за это крестьянин мог отдавать лишь часть урожая).

В XVII в. размеры барщины все еще определялись старыми традициями заключения порядных записей между помещиком и крестьянином, несмотря на усиление крепостничества в виде введения «урочных лет». Прежние права оставались и у черносошных крестьян.

Значительно же изменили экономические отношения между помещиком и крестьянином указы из Соборного Уложения, отменяющие урочные лета и вводящие бессрочных сыск беглых крестьян, что фактически прикрепило их к помещику и земле.

В начале XVIII в. все еще не существовало закона, который четко определял бы размеры барщины. Законом предусматривалось лишь количество земли помещика, на которой можно было работать. В правление Петра I помещики свободно пользуются крестьянским трудом в любое время, тем самым, не давая крестьянину времени и возможности обрабатывать его собственную землю. В течение XVIII в. положение крестьян становится все более тяжелым.

Некоторые изменения в определении размеров барщины произошли в царствование Павла I. Он в 1797 году издает Манифест о трехдневной барщине, по которому барщина должна ограничиваться тремя днями в неделю. Кроме того, запрещалось принуждать крестьян к работе в воскресные дни.

После отмены крепостного права в 1861 году барщина сохранялась некоторое время как повинность временнобязанных крестьян. Ее размер должен был быть определен по договору крестьянина и помещика. Кроме того, некоторым крестьянам или сельским обществам разрешалось переходить с барщины на оброк. Замена барщины оброком была выгодна и одним, и другим, так как отдавать деньги или часть урожая было проще, нежели тратить время на обработку помещичьей земли. Выбор – барщина или оброк – делал помещик.

Замечание 2

Такая форма отношений была ликвидирована в 1883 году после указа о переводе крестьян на обязательный выкуп

Особенности хозяйствования за рубежом

Барщинный тип ведения хозяйства в своем классическом виде не приобрел большого распространения в восточных странах

Форма трудовой повинности была представлена в виде привлечения крестьян к строительству на государственном уровне важности:

  • мосты,
  • дворцы,
  • ирригация.

Для Западной Европы барщина – наиболее характерный уклад в вотчине:

  1. Использование принудительного крестьянского труда практиковалось с VIII века, его продолжительность варьировалась от 2 до 4 раз в неделю.
  2. К XII веку в связи с сокращением господского хозяйства и переходом к домену оброк постепенно начал вытеснять барщину.
  3. К началу XVII века барщина вовсе изжила себя, сохранившись в виде отработок нескольких дней в году.

Барщина в Европе

Подобный путь прошли феодальные хозяйства Франции и Германии. Занятые на барщинных работах люди практически не имели права на свободный труд, власть не беспокоилась об их благополучии. Избавиться от пережитков старой системы удалось только посредством государственных переворотов и масштабного реформирования системы общества и государства.

Территориально барщина существовала в северных землях Италии, тем не менее, основной формой ренты был оброк. Барщинный труд в Испании развился недостаточно интенсивно в силу влияния вторжения арабов в VIII веке, которые не были сторонниками подобного типа повинности. Та же ситуация сопутствовала истории Балканских государств, находившихся под властью Османской империи. Борьба за независимость от феодальных оков в Швеции, Норвегии и Швейцарии была закончена уже к XIV веку.

Английская монархия не поддерживала унижение низших слоев общества со стороны дворян, поэтому даровой труд на землях феодалов не приветствовался. Зато активное распространение получил наемный труд и оплачиваемые обязательные работы. После преобразований, проведенных Карлом II во второй половине XVII века, феодальные пережитки в обществе вовсе были уничтожены.

В период Средневековья эксплуатация крестьянского труда не имела широкого распространения в странах Центральной и Восточной Европы, но в Новое время с развитием предпринимательства крепостничество совершает новый виток, утверждая барщинные работы господствующим типом сельскохозяйственного производства. Срок отработок увеличивается, доходя в некоторых случаях практически до ежедневного. Существенное сокращение трудовых повинностей происходить лишь к концу XVIII века, но пережитки старого уклада на отдельных территориях продолжили свое существование вплоть до середины XX века.

Сравнение оброка и барщины

В чем же разница между оброком и барщиной?
Барщина, даровая работа крепостных на помещичьей земле, была заимствована из Западной Европы и появилась во времена Киевской Руси. Сначала она распространилась в тех частях страны, которые находились под польско-литовской оккупацией. Это был обязательный бесплатный труд, причем крестьянин обрабатывал наделы помещика своими орудиями. В повинности входили и пахота, и уборка зерновых и сена, и постройка домов, и возделывание садов, и прядение льна, и варка пива, и выпекание хлеба. Развивалась она постепенно: сначала это был один день обязательной отработки в неделю. Сначала барщина не подкреплялась юридически, крестьянин мог откупиться от обязанностей, уплатив подать. Но затем условия барщины с каждым веком всё ужесточались, становясь для крестьян непосильными. Крестьяне должны были отбывать до 30-40 дней повинности за каждый свой земельный участок. После реформы 1861 года, которая состояла в отмене крепостного права, барщина сохранялась лишь как временная повинность и определялась добровольным соглашением между помещиком и крестьянином. Основной формой повинности стал денежный оброк.
Оброк существовал примерно с тех же времен, что и барщина, но был менее распространен. Оброк – это деньги или продукты, которые отдавал крестьянин помещику. Оброк, выплачиваемый продуктами, назывался натуральным, деньгами – соответственно, денежным. Натуральный оброк, в отличие от барщины, состоял во взимании помещиком прибавочного продукта, который производился крестьянином в его хозяйстве. Денежный оброк взимался реже, поскольку деньги крестьянам добыть было сложнее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Шампиньон.

Различия бледной поганки и шампиньона