Как произошли отделения
Православная Церковь сохранила неповрежденной ту истину, которую открыл апостолам Господь Иисус Христос. Но Сам Господь предупредил Своих учеников, что из среды тех, кто будет с ними, появятся люди, которые захотят исказить истину и помутить ее своими выдумками: Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные (Мф.7:15).
И апостолы тоже предупреждали об этом. Например, апостол Петр писал: у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении… Оставив прямой путь, они заблудились… им приготовлен мрак вечной тьмы (2Пет.2:1–2, 15, 17).
Под ересью понимается ложь, которой человек следует сознательно. Путь, который открыл Иисус Христос, требует от человека самоотверженности и усилий, чтобы проявилось то, действительно ли на этот путь он вступил с твердым намерением и по любви к истине. Мало просто назвать себя христианином, надо своими делами, словами и мыслями, всей своей жизнью доказать, что ты христианин. Тот, кто любит истину, ради нее готов отказаться от всякой лжи в своих мыслях и своей жизни, чтобы истина вошла в него, очистила и освятила.
Но не все вступают на этот путь с чистыми намерениями. И вот последующая жизнь в Церкви выявляет их негодное настроение. И те, кто любит себя больше, чем Бога, отпадают от Церкви.
Бывает грех поступка – когда человек делом нарушает заповеди Божии, а бывает грех ума – когда человек предпочитает свою ложь Божественной истине. Второе и называется ересью. И среди тех, кто называл себя в разные времена христианами, выявлялись как люди, преданные греху поступка, так и люди, преданные греху ума. Тот и другой человек противится Богу. Тот и другой человек, если сделал твердый выбор в пользу греха, не может оставаться в Церкви, и отпадает от нее. Так на протяжении истории из Православной Церкви уходили все, кто выбрал грех.
Апостол Иоанн говорил о них: Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши (1Ин.2:19).
Их участь незавидна, ведь в Писании сказано, что предающиеся ереси… Царствия Божия не наследуют (Гал.5:20–21).
Именно потому, что человек свободен, он всегда может сделать выбор и употребить свободу либо во благо, избрав путь к Богу, либо во зло, избрав грех. В этом причина того, что возникали лжеучители и возникали те, кто верил им больше, чем Христу и Его Церкви.
Когда появлялись еретики, привносящие ложь, святые отцы Православной Церкви начинали объяснять им их заблуждения и призывали отказаться от вымыслов и обратиться к правде. Некоторые, будучи убеждены их словами, исправлялись, но далеко не все. И о тех, кто упорствовал во лжи, Церковь произносила свой суд, свидетельствуя о том, что они не являются истинными последователями Христа и членами основанного Им сообщества верных. Так исполнялся апостольский совет: Еретика после первого и второго вразумления отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден (Тит.3, 10–11).
Подобных людей в истории было немало. Самые распространенные и многочисленные из числа основанных ими сообществ, что сохранились до наших дней – монофизитские Восточные Церкви (они возникли в V веке), Римо-католическая Церковь (отпавшая от Вселенской Православной Церкви в XI веке) и Церкви, называющие себя протестантскими. Сегодня мы рассмотрим, чем отличается путь протестантизма от пути Православной Церкви.
Православная церковь
Второй по числу приверженцев-христиан является Православная Церковь (около 300 млн.). Исторически православие формировалось Византией – миром греческой философии и языка. Тем не менее она была многонациональной. Среди императоров были сирийцы, армяне, болгары. В православии Церковь – сообщество всех верующих людей, имеющая всю полноту благодатных даров.
Православная церковь не централизована.
В отличие от римско-католической церкви с Папой во главе, православная Церковь насчитывает 15 поместных церквей в мире, которые самостоятельно определяют характер отношений с другими церквями, включая католическую. Православный патриарх – это главный священнослужитель, а «правит» всеми церквями Иисус.
Квасной хлеб
Одни из самых ярых споров между православными и католиками касаются литургического хлеба. В книге Константинопольского собора (1583) говорится, что будет анафема тому, кто утверждает, что Иисус Христос на Тайной Вечере имел пресный хлеб, как у евреев.
В Православной Церкви только квасной хлеб является совершенным евхаристическим хлебом. Его составляющие символичны:
- мука – тело;
- закваска – душа;
- соль – ум;
- вода – дух и жизнь.
По мнению православных, хлеб на закваске живой. Он оживляет душу причащающегося. Бездрожжевой хлеб, напротив, мертвый и безжизненный. Причащающиеся мертвым хлебом не будут иметь в себе жизни.
Учение о Троице
Разница между Католической и Православной Церковью прослеживается в отношении к Святой Троице – Богу Отцу, Богу Сыну и Святому Духу. Они равны между собой (единосущны), но в то же время у каждого есть свое бытие.
В Православии Святой Дух исходит от Отца, а в Католицизме – от Отца и Сына одновременно.
В том числе поэтому креститься в православной церкви принято тремя пальцами. Три пальца символизируют Троицу. Католики могут креститься двумя пальцами (две сущности Христа, человеческая и божественная), тремя (Троица) или пятью пальцами (во имя 5-ти ран, нанесенных Христу).
Молитва стоя
Примерно до VI века и в православной, и в католической церкви молились, преимущественно, сидя на полу. Но затем начал вводиться более строгий формат. Священнослужители проводили всю службу на ногах, показывая пример прихожанам.
Молитва, стоя на ногах, символизирует, что христианин тянется к Богу. Отказ от удобства – некий подвиг.
Считается, что, сидя, человек ждет, когда Бог спустится к нему. Сидение дает комфорт, который притягивает мысли о чревоугодии, блуде. Так недалеко слишком расслабиться и заснуть. Католики же, напротив, уверены, что только в расслаблении можно целиком погрузиться в молитву. Если стоять и переминаться с ноги на ногу, телесные ощущения будут мешать и отвлекать от службы.
К слову, в православных храмах скамейки тоже есть, но в небольшом количестве. Они предназначены для больных и пожилых людей. Но даже самые немощные старики стараются стоять на службе, и если присаживаются, то ненадолго. Есть и исключения – православные храмы в Греции, Румынии. Там прихожане сидят, а не стоят.
Как отличить католическую церковь от православной?
Даже неискушенному человеку легко отличить католическую церковь от православной всего по трем признакам:
- Географическое расположение. Католицизм преобладает в Италии, Франции, Испании, Польше, Литве, Чехии, Венгрии, Ирландии, Бельгии, Австрии, Португалии, Словакии, Мальте, Словении. Православная церковь распространена в России, Греции, Сербии, Болгарии, Черногории, Румынии, Северной Македонии, Белоруссии, Молдавии, Украине, Кипре.
- Празднование Рождества. Православные верующие отмечают праздник 7 января, а католики – 25 декабря. Разница есть и в традициях празднования.
- Внутри православной церкви сразу бросается в глаза большой иконостас в передней части зала. Иконы используются в большом количестве. В католической церкви малое количество икон, есть статуи и скамейки с полочками для коленопреклонений.
Главная разница между Католической и Православной Церковью заключается в обрядах.
Сравнение в таблице:
Католическая церковь | Православная церковь | |
Крест | простой, четырехугольный, Иисус Христос изображается претерпевающим муки | может быть 6- 8-конечным, Иисус Христос изображается воскресшим |
Чистилище | есть | не признает |
Правильно креститься | слева направо, двумя, тремя или пятью пальцами | справа налево, тремя пальцами |
Хлеб в церковных ритуалах | пресный, приготовлен без дрожжей | квасной |
Исповедь | может осуществляться в отдельном месте, на исповедовавшихся накладывается епитимия (церковное наказание за грехи) | как правило, осуществляется в присутствии общины, разрешение от грехов совершается сразу после их оглашения |
Соблюдение постов | с 20 века католики постятся мягко, не едят мясо по пятницам | православные постятся по канонам почти половину года, в некоторые дни нужно отказываться от приема любой пищи |
Во время молитвы | католики склонны преклонять колени | православные обычно стоят, а коленопреклонения заменяют земными поклонами |
Иерархия | Единая Церковь, управляемая Папой Римским | совокупность автокефальных церквей, основателем и главой считается Иисус Христос |
Вступление в брак священников | не разрешается (обязаны оставаться холостыми и воздерживаться от сексуальных отношений) | разрешается |
Ношение бороды духовенством | Нет | Да |
Календарь | преимущественно Григорианский | Юлианский и Новоюлианский |
Понимание Пасхи | Иисус спас человека и позволил ему достичь небес, заплатив за грех смертью через распятие | Спасение достигается торжеством Христа над смертью в Воскресение |
Изображение святых | Для изображения святых часто используются статуи. Иконы написаны с большей долей художественного умысла, в них больше реалистичности, движения и «земной жизни» | Богатая иконографическая и живописная традиция. Православные не зацикливаются на фигуре распятого Иисуса, истекающего кровью |
Количество приверженцев | свыше 1,3 млрд | около 300 млн. |
Католицизм, православие, протестантизм: основные черты и исторические контексты
Католицизм, православие и протестантизм являются тремя основными направлениями христианства. Каждое из них имеет свои отличительные черты и исторические контексты:
Католицизм
Католическая церковь считается старейшей из христианских конфессий. Она заявляет о своей прямой преемственности от апостола Петра и считает папу Римского его преемником. Католическая церковь имеет свою иерархическую структуру, построенную на руководстве папы и епископов. Основными особенностями католицизма являются:
- Важная роль папы Римского, который считается непогрешимым в вопросах веры и морали;
- Священная месса, во время которой происходит трансубстанциация — превращение хлеба и вина в тело и кровь Христа;
- Система таинств — католическая церковь признает семь таинств (крещение, причастие, помазание больных и др.);
- Поклонение святым, грехопокаяние и исповедь перед священниками.
Православие
Православная церковь является вторым по возрасту направлением христианства. Одной из ключевых особенностей православия является использование в богослужении славянского языка (за исключением некоторых православных церквей, где используется греческий или другие языки). В православии можно выделить следующие черты:
- Автокефалия — каждая православная церковь является самостоятельной в своем управлении, но признает свою причастность к всеобщей православной церкви;
- Иконопочитание — особое почитание святых и их изображений;
- Литургия — основное богослужение православной церкви, которое включает чтение Евангелия, причастие и другие ритуалы.
Протестантизм
Протестантизм возник в XVI веке в результате реформационных движений. Главной целью протестантов было реформирование католической церкви, устранение злоупотреблений и возвращение к учению Иисуса Христа. Протестантизм отличается:
- Верованием в справедливость исключительно из веры и милостью Божьей;
- Децентрализацией — отсутствием централизованного управления, но существованием разных конфессий с собственными принципами;
- Открытостью к миру и обществу — акцентом на перевод Библии на национальные языки и призывом к личному отношению к Богу.
Таким образом, хотя все три направления христианства имеют общий источник учения Иисуса Христа, они имеют различные традиции, подходы и управление, что отражает исторические, культурные и политические контексты, в которых они возникли.
Основы молитвы, поста и покаяния в католической и православной вере
Молитва, пост и покаяние – важные аспекты духовной жизни как в католической, так и в православной вере. Они помогают верующим приблизиться к Богу, обрести духовную силу и очищение от грехов.
- Молитва занимает центральное место как в католицизме, так и в православии. В обоих вероисповеданиях молитва рассматривается как общение с Богом. В католической церкви существует широкий выбор официальных молитв, таких как «Отче наш» и «Здравствуй, Мария». В православии существует богатое наследие молитвенных текстов, включая молитвы наутро, вечерние молитвы, молитвы перед едой и многие другие.
- Пост является обязательной практикой во время Великого Поста как в католической, так и в православной церкви. В этот период верующие воздерживаются от определенных видов пищи и практикуют сдержанность и самоограничение. Пост направлен на очищение души и тела, а также на укрепление духовной связи с Богом.
- Покаяние в католической и православной вере – это признание своих грехов и просьба о прощении у Бога. Католики исповедуются перед священником, который дает им раскаявшимся верующим абсолюцию – прощение грехов за условием исполнения покаяния. Православные приходят на исповедь перед священнослужителем и исполняют расписания покаяний, после чего получают отпущение грехов.
Хотя молитва, пост и покаяние имеют сходства в католической и православной вере, у них также есть и различия. В католической церкви более строго определены правила и обязанности, связанные с этими практиками, в то время как в православии больше акцентируется на внутреннем духовном познании.
Сравнение молитвы, поста и покаяния в католической и православной вере
Аспект
Католицизм
Православие
Молитва
Существует широкий выбор официальных молитв
Богатое наследие молитвенных текстов
Пост
Выполняется во время Великого Поста
Выполняется во время Великого Поста
Покаяние
Исповедь перед священником
Исповедь перед священнослужителем
Молитва, пост и покаяние являются неотъемлемой частью духовной жизни католиков и православных. Они помогают укрепить веру, обрести спокойствие и близость к Богу, а также справиться с жизненными испытаниями. Каждый из этих аспектов позволяет верующим обратиться к Богу с открытым сердцем и найти духовное наполнение.
Реформация и Контрреформация: спор о вере вел к новой войне
Начиная с X века на территории Европы существовала Священная Римская империя, с XVI века именуемая Священной римской империей германской нации. Это было децентрализованное образование со сложной феодальной иерархической структурой, объединявшей несколько сотен территориально-государственных образований. Основу территории Священной Римской империи составляли многочисленные германские государства.
Реформация, приведшая к разделению западных христиан на католиков и лютеран, стала причиной ожесточенных религиозных конфликтов, которые на территории Священной Римской империи были урегулированы Аугсбургским религиозным миром 1555 года. Документ признал лютеранство официальной религией и установил право имперских сословий на выбор вероисповедания.
Мир, однако, получился достаточно хрупким. В Европе набирала обороты Контрреформация — попытка католиков взять реванш, полностью вернув утраченные позиции. Конфликты приводили к десяткам бунтов в различных городах империи. В 1608 году один из вольных имперских городов Донаувёрт, где католики и протестанты имели равные права, был захвачен герцогом Максимилианом Баварским. Захватив город, Максимилиан выставил его жителям огромный счёт на компенсацию своих военных издержек. После того как те не смогли выплатить его, Максимилиан фактически присоединил город к Баварии и в рамках принципа cujus regio, ejus religio запретил там протестантизм. Для организованного отпора растущему давлению католиков протестантские князья на юге и западе Германии объединились в Евангелическую унию. В ответ католики объединились через год в Католическую лигу. Совещательные органы империи были парализованы, а полномасштабная война стала практически неизбежной.
Статья по теме
Последний Августёнок. Как «закрывалась» Римская империя
Протестантизм
Кто такие протестанты и есть ли разница с христианством? Это течение появилось на европейском материке в 16 веке как протест против всеобъятного господства римско-католической церкви. Одного центра у протестантского движения не существует, в этом течении находится огромное количество церквей с различными наименованиями. Первыми протестантскими церквями были:
- англиканская церковь;
- лютеранская церковь;
- кальвинизм.
Позднее выделились и остальные течения:
- баптисты;
- евангелисты;
- методисты;
- адвентисты;
- пятидесятники;
- другие.
Некие протестантские течения не признаны как церковь и отнесены к сектам — мормоны, иеговисты. Протестанты категорически опровергают поклонение иконам, святым и монашество, но признают триединство бога. Протестанты твердо убеждены, что спасение души зависит от принятия Иисуса Христа личным спасателем, потому человеку не необходимы посредники меж ним и богом.
У протестантов нет Молитвословов, в храмах не возжигают свечки, а на молитвенных службах поют песни в честь Иисуса Христа. В неких протестантских церквях принято плясать под славословия. В особенности сиим различаются неопротестантские церкви, где люди хлопают в ладоши и пританцовывают в славословиях Иисусу. Также там не принято почитать Богоматерь как равную богу, она считается обычной смертной дамой.
Протестантское движение различается активной миссионерской деятельностью, особым (братским) укладом жизни и взаимопомощью. Общины проповедуют равенство меж всеми членами и живут единой семьей. Современная англиканская церковь держится консерватизма в собственных мнениях, и на данный момент уже ведутся дискуссии о признании ею верховенства Папы Римского.
В протестантских церквях монашество отсутствует как совершенно подлежащее рассмотрению явление. Верующие ведут обыденный стиль жизни, но подчиненный местным церковным уставам. Разводы разрешены, но неодобряемы. Главой общины является пастор, который считается прототипом для подражания.
Ритуалы и служение Богу
Теперь посмотрим на отличия протестантской церкви от двух других течений в плане ритуалов и божественных служений:
Критерий | У протестантов | У католиков | У православных |
---|---|---|---|
Число таинств | В ряде течений нет ни одного. В большинстве случаев только 2 Причастие и Крещение | 7 | 7 |
Крещение | Для взрослых ( у некоторых и детей) присутствует погружение в воду в качестве обряда | Младенцев обливают водой | Младенцы погружаются в воду |
Миропомазание | Отсутствует | Не ранее, чем в 7 лет | После крещения |
Причастие | Вином (допускается сок) и хлебом | Миряне хлебом, духовенстве исключительно вином и хлебом | Хлеб и вино |
Исповедь | Перед Богом каются в грехах | Перед священником, отпущение грехов допускается за индульгенцию и добрые дела | Перед Богом либо батюшкой, необходимо искреннее раскаяние |
Крестятся | Нет | Двумя пальцами слева направо | Тремя пальцами справа налево |
Церковная служба | Поются псалмы, произносятся молитвы, читается Библия, присутствуют проповеди | Месса | Литургия |
Пост | Возможно несоблюдение | Соблюдается | Соблюдается |
Протестантизм это христианство, но не Православие
Протестанты и православные хоть и являются ветвями единой религии – христианства, но имеют существенные различия в догматах веры.
Главное отличие протестантов от православных это отсутствие главного Таинства – Причастия. Полагая, что Причастие является лишь символом и напоминанием о библейских событиях Нового Завета, а не Таинством, установленным Самим Спасителем для спасения души христианина.
Протестанты отвергают Священное предание. Тем самым противоречат изначальным христианским принципам, так как в посланиях апостола Павла говорится: “Стойте и держитесь предания, которым вы научены или словом или посланием нашим” (2 Фес.; 2,15)
Православные христиане руководствуются толкованием Святых Отцов Церкви, чтобы избежать искажения в трактовке текста и не впасть в ересь. Из-за самовольной трактовки Библии Протестантизм разделился на тысячи отдельных течений, не сохранив внутреннего единства.
Протестанты не признают священноначалия и не верят, что через священников может действовать Бог. У протестантов вместо священников существуют пасторы, которые решают административные вопросы общины и произносят проповеди.
Отличительные черты протестантов
Протестанты не признают почитания святых и икон, считая это проявлением идолопоклонства. Православные почитаю святых, которые подают пример истинной любви и служения Богу и людям. Православные христиане с почтением относятся к иконам как к образу Бога, Богородицы и святых угодников.
У протестантов нет обязательных постов, но они могут добровольно ограничивать себя в пище. Православные христиане традиционно постятся в течение установленных Церковью постов, ограничивая себя в пище и развлечениях.
У протестантов нет монашества. Сам Мартин Лютер, принявший постриг в Католической Церкви, впоследствии женился на бывшей монахине, тем самым отвергая иноческие обеты.
Протестанты придерживаются мнения, что для спасения души достаточно одного лишь признания Иисуса Христа Спасителем. Православные христиане считают необходимым добрыми делами и аскетикой показывать свою веру, основываясь на слова Спасителя: “Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи!, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного!(Мф. 7,21).
Католики об отличиях католической и православной церквей
1) Первое отличие между Католической и Православной Церквями состоит в различном понимании единства Церкви. Для православных достаточно разделять одну веру и таинства, католики в добавление к этому видят необходимость в едином главе Церкви – Папе;
2) Католическая Церковь отличается от Православной Церкви своим пониманием вселенскости или кафоличности. Православные утверждают, что Вселенская Церковь «воплощена» в каждой поместной Церкви, возглавляемой епископом. Католики добавляют, что эта поместная Церковь должна иметь общение с поместной Римско-католической Церковью, чтобы принадлежать к Вселенской Церкви.
3) Католическая Церковь исповедует в Символе Веры, что Дух Святой исходит от Отца и Сына («филиокве»). Православная Церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца. Некоторые православные святые говорили об исхождении Духа от Отца через Сына, что не противоречит католическому догмату.
4) Католическая Церковь исповедует, что таинство брака заключается на всю жизнь и запрещает разводы, Православная Церковь в отдельных случаях разводы допускает;
5) Католическая Церковь провозгласила догмат о чистилище. Это состояние душ после смерти, предназначенных для рая, но еще не готовых к нему. В православном учении чистилища нет (хотя есть нечто похожее — мытарства). Но молитвы православных за умерших предполагают, что есть души, находящиеся в промежуточном состоянии, для которых еще есть надежда попасть в рай после Страшного Суда;
6) Католическая Церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что даже первородный грех не коснулся Матери Спасителя. Православные прославляют святость Богородицы, но считают, что она была рождена с первородным грехом, как и все люди;
7) Католический догмат о взятии Марии на небеса телом и душой является логическим продолжением предыдущего догмата. Православные тоже верят в то, что Мария на Небесах пребывает душой и телом, но догматически это в православном учении не закреплено.
8) Католическая Церковь приняла догмат о главенстве Папы над всей Церковью в вопросах веры и морали, дисциплины и управления. Православные не признают главенства Папы;
9) В Православной Церкви главенствует один обряд. В Католической Церкви этот обряд, возникший в Византии, называется византийским и является одним из нескольких. В России более известен римский (латинский) обряд Католической Церкви. Поэтому часто за различия между РПЦ и Католической Церковью ошибочно принимают различия между литургической практикой и церковной дисциплиной византийского и римского обрядов Католической Церкви. Но если православная литургия сильно отличается от мессы римского обряда, то на католическую литургию византийского обряда очень похожа. И наличие в РПЦ женатых священников тоже отличием не является, так как они есть и в византийском обряде Католической Церкви;
10) Католическая Церковь провозгласила догмат о безошибочности Папы Римского в вопросах веры и морали в тех случаях, когда он в согласии со всеми епископам утверждает то, во что Католическая Церковь уже верила в течение многих веков. Православные верующие считают, что безошибочными являются лишь решения Вселенских Соборов;
11) Православная Церковь принимает решения только первых семи Вселенских Соборов, в то время как Католическая Церковь руководствуется решениями 21 Вселенского Собора, последним из которых был Второй Ватиканский Собор (1962-1965).
Следует заметить, что Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви — истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства.
Несмотря на различия, католики и православные исповедуют и проповедуют по всему миру одну веру и одно учение Иисуса Христа. Когда-то человеческие ошибки и предубеждения нас разъединили, но до сих пор вера в одного Бога нас объединяет .
Иисус молился о единстве Своих учеников. Его ученики — это все мы, и католики, и православные. Присоединимся же к Его молитве: «Да будут все едино как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин 17,21). Неверующий мир нуждается в нашем общем свидетельстве о Христе. Так инклюзивно и примирительно мыслит, как нас уверяют российские католики, современная западная католическая церковь.
Священник Игорь Зырянов
В 1997 году Игорь Зырянов приехал в Бурятию как протестантский миссионер. Ему довелось общаться с представителями других деноминаций последователей Лютера: пятидесятниками, баптистами и лютеранами. Наблюдая за восхвалением себя каждым из пасторов, Игорь не видел разницы и все больше задавался вопросом, а где же настоящая Церковь?
Священник Игорь Зырянов
- Главным доводом для Зырянова стал факт апостольской преемственности Церкви. Господь установил Таинства и оставил учеников на земле, наградив их Дарами Святого Духа. Преемственность показала Игорю, где находится «корабль спасения»;
- Зырянова не пугали проблемы, существующие в православной конфессии, он видел, что перед ним Церковь в полном смысле слова;
- Игорь видел, что лишен Таинства Евхаристии. В Православии ему открывалась возможность прикоснуться к Богу ближе. Так он пришел в Церковь и позже стал священником.