Чем басня отличается от стихотворения?
Для начала выделим 4 основных критерия: тематика, главные герои, описание места и описание ситуации.
В стихотворение нет четких критериев к содержанию. Оно может описывать чувства к предмету или человеку, восхвалять природу, человеческую красоту, представлять собой размышление о каких-то событиях и/или выражать отношение к нему автора.
В произведении герои чаще всего отсутствуют, могут быть исторические или реально существующие личности.
Все события в стихотворении могут происходить как в близком к реальности мире, так и в выдуманном со своими правилами и законами.
В таком произведении редко описываются ситуации, в которые попадают герои, и практически отсутствует описание причин, почему выбор действующего лица был не верным.
В басне же обязательно должны быть персонажи, обычно животные, растения, которые обладают каким-то пороком, но не люди. Здесь описываются их взаимодействия друг с другом и результат их невежества. Так лисица, например, обладает хитростью, а заяц боязливостью, и т.д.
Обязательной частью басни является краткое объяснение морали, которую пишут либо в начале произведения, либо в конце.
Место, которое описываться в басне, можно легко сопоставить с местом в реальной жизни. Т.е. это не андроид в обличии робота на космическом корабле, разговаривающий на языке марсианином с панелью управления спортивного зала, а например, Лебедь, Рак и Щука, которые не могут договориться между собой.
Основной целью басни является осознания того, к чему могут привести наши пороки и действия. Этот жанр не наносит удар по нашему самолюбию, но оказывает влияния на формирования наших моральных принципов.
Басни читать и слушать любят как дети, так и взрослые. Тексты басен старинны. Появились они очень давно. В Древней Греции, например, были известны басни Эзопа в прозе. Самыми видными и нашумевшими баснями нового времени стали басни Лафонтена. В русской же поэзии проявили себя много авторов-баснописцев, но самыми известными стали басни Крылова, Толстого и Михалкова.
Что же такое басня и чем она отличается от сказки или стихотворения? Основное отличие басни от других литературных жанров – это нравоучительный и чаще даже сатирический характер написания. Хотя главными героями басен являются животные или даже предметы, всё равно рассказ ведется про людей, и высмеиваются их пороки. Ну и конечно неотъемлемой частью басни является её мораль. Чаще ярко выраженная, написанная в конце басни, а иногда завуалированная, но в любом случае понятная.
Что касается происхождения басен, то выделяют всего две концепции. Первая из них – немецкая, а вторая – американская. Немецкая говорит о том, что из мифов рождались сказки про животных, из которых в свою очередь стали отдельно выделяться детские басни, основой которых являлся текст, а уже мораль шла как необычное для сказки дополнение. Американская школа считает, что мораль басни – это основа, а вот сам текст басни для детей – это дополнение, которого могло бы и не существовать.
Сохранившиеся до настоящего времени басни, за редким исключением, главными героями представляют зверей. Например, лиса или волк, ведут себя как люди и разговаривают как люди. При этом каждому животному приписывается один или несколько человеческих пороков, которые и осуждаются. Привычная хитрость лисы, мудрость совы, коварство змеи и другие достоинства или пороки. Часто четко прослеживаются характерные черты людей.
Басни для детей хороши также тем, что они совсем небольшого размера, читаются быстро вне зависимости от того, в стихах они или прозе, поэтому и воспринимаются лучше. Вы не успеете потерять нить, а смысл воспримите налету, часто даже детям сразу понятна мораль и все выводы. За один раз можно прочитать не одну детскую басню, а сразу несколько, но и усердствовать также не стоит – потеряется интерес ребенка и пропадет смысл чтения.
Иногда встречаются уникальные басни для детей, которые всегда на слуху, и герои которых настолько характерные персонажи, что зачастую их имена используют как нарицательные. В этом разделе мы собираем басни лучших авторов, тех, которые действительно привнесли что-то новое в этот жанр и являются признанными баснописцами мировой литературы.
Жанровые особенности стихотворной басни
Стихотворная басня представляет собой литературный жанр, который сочетает в себе черты стихотворения и басни. Основная особенность стихотворной басни заключается в том, что она передает содержание через поэтическую форму, используя рифму, ритм и стихотворную структуру.
Один из ключевых элементов стиховорной басни — это использование повествовательной формы, которая часто содержит морализацию или нравоучение. Басня может рассказывать о животных, предметах или иных неодушевленных объектах, которым приписываются человеческие качества или действия. В стихотворной басне каждый персонаж символизирует определенную роль, которая позволяет автору передать свое послание или критику.
Структура стихотворной басни включает в себя строфы и стишки, которые могут содержать рифму, ритм и метрику. Обычно басни состоят из нескольких строф, которые повторяются по мере развития сюжета. Рифма может быть конечной или внутренней, что придает стихотворной басне музыкальность и особый ритм.
В отличие от прозаической басни, стихотворная форма придает тексту особую эмоциональную окраску и вызывает в читателе определенное настроение. Эта форма позволяет автору использовать разные литературные приемы, такие как аллегории, метафоры и символы, чтобы передать свои мысли, чувства и идеи.
Таким образом, стихотворная басня отличается от прозаической басни не только формально-структурными признаками, но и по своим эстетическим и эмоциональным качествам. Она позволяет автору более ярко и выразительно выразить свою идею или критику, вызывая у читателя глубокие эмоции и проникновение.
Форма
Басни и стихотворения различаются каким образом?
Басни отличаются от стихотворений и рассказов своей особой формой. Они представляют собой короткие литературные произведения, в которых сюжет развивается в виде образов, часто являющихся животными или предметами.
Строфа и размеры в баснях довольно жесткие: обычно это четверостишья с антистрастическим стихом, то есть с построением двухразрядного стиша, где одиночное число дополняется двойным и наоборот.
В стихотворениях и рассказах, в отличие от басен, форма может быть гораздо более свободной. Размеры, строфы и рифма могут быть разнообразными, соответствуя тому или иному поэтическому жанру или намерению автора.
Также стихотворения и рассказы могут содержать более детализированные описания событий, характеров героев и окружающей среды, в то время как басни, сосредотачиваясь на морали или поучительности, часто имеют более упрощенный и символический стиль.
Таким образом, отличие басен от стихотворений и рассказов заключается в специфичной форме, размерах и свободе выражения, которые характерны для каждого из этих жанров.
Строфы и размеры
Басни и стихотворения отличаются не только по содержанию и цели, но и по строфической организации текста. В басне, как и в стихотворении, текст разбивается на строфы — отдельные части, которые содержат определенное количество строк.
Строфа в басне состоит из двух полных строк, называемых стихами. Каждый стих имеет четыре или пять стоп — отдельных ритмических единиц. В басне обычно используется анапестический размер — два безударных слога, за которыми следует один ударный слог, например:
Стопа: | да-да-ДА |
---|---|
Пример: | На миллион елецких просторах, |
В небольшом просторечном дворце… |
Строфическая организация стихотворений может быть разнообразной и зависит от выбранной поэтом формы. В классических русских стихотворных формах, например, используются четырехстопные и пятистопные размеры:
- Александрийский размер (четырехстопный дактиль): да-да-да-да-ДА-да-да-да-да-ДА-да…
- Ямбический размер (четырехстопный ямб): да-ДА-да-ДА-да-ДА-да-ДА…
- Хорей (четырехстопный хорей): ДА-да-ДА-да-ДА-да-ДА-да…
- Дольник (пятистопный анапест): да-да-да-да-ДА-да-да-да-да-ДА-да-да-да-да-ДА…
Таким образом, отличительной особенностью басни является использование двух строк в строфе и анапестического размера, определенной последовательности безударных и ударных слогов. В стихотворениях же можно встретить самые разнообразные размеры, которые зависят от выбранной поэтом формы и стиля.
Рифмы и ритм
Басни и стихотворения отличаются друг от друга не только содержанием и целью, но и своей формой, включая рифмы и ритм. Рифмы и ритм играют важную роль в поэтическом искусстве, придавая текстам особый звуковой ритм и музыкальность.
Рифмы в баснях и стихотворениях – это совпадение звуков на концах стихотворных строк. Рифмы могут быть однородными (мужскими или женскими) или смешанными, в зависимости от сходства звуков на концах строк. Басни и стихотворения могут иметь различные схемы рифмовки – от простых и одноразовых до сложных и многократных.
Ритм – это мерное чередование ударных и безударных слогов в стихотворных строках. Ритм создает определенную музыкальность и темп в тексте, определяя его звучание. В баснях и стихотворениях ритм может быть разным: дактилическим, ямбическим, амфибрахическим и т.д. Каждый вид ритма имеет свое особое звуковое оформление и влияет на восприятие текста.
В отличие от басен или стихотворений, рассказы преимущественно не имеют строгой рифмовки и ритма. Они могут быть написаны в прозе или иметь свободную стихотворную форму. Рассказы скорее ориентированы на повествование о событиях и развитие сюжета, чем на игру звуков и ритма. Это позволяет авторам рассказов использовать более гибкий и разнообразный язык для передачи своих мыслей и идей.
Примеры:
- Басня образцового содержания и формы:
Умишко улитки настолько туго,
Что каждое движенье для нее трудно,
Спустилась она на землю в жарком часу,
И двумя рожками ласкала муравья.
Пример свободной стихотворной формы:
Вечер, больные улицы,
Окна, зажигающие тучи.
Дождь пошел и грянула молния, –
Этот год не уделял счастья.
Пример рассказа без строгой рифмовки и ритма:
Однажды летом, когда на улице было тепло и солнечно, я отправился на прогулку в парк. Пройдя немного по тропинке, я увидел большую круглую поляну с высокой травой и яркими цветами…
Что такое сказка? Виды и жанры
Сказка является одним из фольклорных либо литературных жанров. Это произведение эпическое или прозаическое, в котором присутствует бытовой, героический либо волшебный сюжет. Характерной чертой сказки является отсутствие историчности, а сюжет – вымышленный.
Фольклорная сказка – эпический жанр устного и письменного народного творчества. Это повествование о каких-то вымышленных событиях из фольклора различных народностей. Также не стоит путать сказочный фольклор с повествованием, которое позиционирует себя как «достоверное» произведение (легенда, духовные стихи, былины, мифы, предания и т.д.).
Литературная сказка относится также к эпическому жанру. Ориентирована на вымысел, который связан с народной сказкой, однако у нее должен быть автор. Литературная сказка может быть похожей на фольклорную или относиться к дидактической литературе, где в качестве основы берутся не фольклорные сюжеты.
Определение сказки
Выделяют несколько жанровых сказок:
- волшебная;
- анекдотическая;
- о животных;
- небылица;
- новеллистическая.
Волшебные сказки отличаются сложной композицией. В них присутствуют завязка сюжета, его развитие, кульминационный момент и развязка. Сюжет построен, как правило, на преодолении каких-то неудач или потерь главными героями не без помощи чудес и волшебства.
Сказка анекдотического жанра практически ничем не отличается от обыкновенного анекдота. При этом повествование в ней происходит более развернуто.
Интересный факт: известный персонаж сказок барон Мюнхгаузен был реальным человеком, который любил «приукрасить» свои приключения.
Животный эпос или сказка о животных – это произведение, в котором главные действующие лица – разные предметы, звери, растения, природные явления и т.д. При этом животные могут выступать главными или второстепенными героями. Существует несколько авторских классификаций таких сказок. Большинство русских сказок о животных предназначается детской аудитории.
Басня как жанр
В сказках-небылицах сюжет обычно является бессмысленным и комичным. Такие произведения зачастую бывают небольшого объема и в виде ритмизованной прозы. Выступают особым фольклорным жанром.
Социально-бытовая новеллистическая сказка по структуре больше всего похожа на волшебную. Отличается же она большей реалистичностью. Героями выступают обычные люди, а действия происходят в настоящем мире без волшебства.
Чем отличается стихотворение от рассказа и сказки?
Стихотворение – это поэтическая форма лиро-эпичного жанра художественной литературы. Отличить стихотворение от сказки сможет даже начинающий читатель, т.к. особенностью стихотворений является ритмичная форма написания. Рифма – не читается отличительной характеристикой стихов, т.к. в белом стихотворении она отсутствует.
Чаще в стихотворении поэт выражает свои чувства, переживания и эмоции. В отличии от сказок и рассказов, стихи нельзя пересказать. В стихах всегда упорядочен текст, автор задает определенный ритм произведения, который при пересказе можно утратить.
Основные отличия:
- Рассказ и сказка – это прозаичные произведения, а стихи – имеют свою упорядоченную структуру
- В рассказах не используется рифма, в то время, когда в большего количества стихов – рифма это обязательное условие написания, не считая белых стихов
- В стихотворениях отсутствует сюжетная линия, в отличие от рассказов и сказок
- Рассказы и сказки основаны на эпичном сюжете из жизни героя, а благодаря стихотворению автор может передать свое эмоциональное состояние
- Пересказать рассказ и сказку возможно, а вот если пересказать стихотворение – его смысл утратится.
Сюжет
Басни отличаются от стихотворений и рассказов не только по форме, но и по своему сюжету. В баснях, каким образом, нередко используется привлечение животных или других неодушевленных объектов в качестве прототипов героев и символов, чтобы передать свою основную мысль или мораль.
Однако басни не ограничиваются только использованием животных и предметов в своем сюжете. Они также могут включать элементы сказочных и сатирических представлений. Таким образом, басни способны показать мир с искаженным, но выразительным образом.
Сюжеты басен обычно коротки и просты, часто имеют аллегорическую структуру, где каждый персонаж и ситуация символизирует определенные качества и идеи. Басни обычно представляют собой небольшие истории или эпизоды, которые заканчиваются моралью или основной мыслью автора.
Строительные элементы басни включают в себя начало, развитие и завершение сюжета. Элементы сюжета в баснях могут быть разнообразными: встреча и конфликт, события и действия, развязка и заключение.
Основная цель басни состоит в том, чтобы передать мораль или урок, поэтому сюжеты басен обычно строятся вокруг одной идеи, которая является основой и точкой фокуса всей истории.
Обучение и поучение
Басни и стихотворения являются различными по своей сути литературными жанрами, но в то же время имеют некоторые общие черты. Одной из основных отличительных особенностей басен является их поучающий характер.
Басни, каким образом, всегда несут в себе моральные и нравственные уроки. В них часто описываются поведение и поступки героев, которые затем служат примером или предупреждением для читателя. В басенных сюжетах изображается конфликт между героями, их ошибки и последствия, которые вытекают из этих ошибок. Таким образом, басни пропагандируют хорошие нравы и учат читателя правильному поведению.
В отличие от басен, стихотворения рассказывают о различных событиях и эмоциях. Они могут быть посвящены природе, любви, войне и другим темам. Стихотворение может быть лирическим или эпическим, но его главная задача — вызвать эмоции, передать чувства, воспоминания и переживания автора. Часто стихотворения не несут явных нравственных уроков, но при этом развивают в человеке эмоциональную сферу и внутренний мир.
Таким образом, басни и стихотворения отличаются друг от друга по своему предназначению и задачам. Если басни учат и поучают, передают определенную мораль, то стихотворения создают атмосферу эмоций и чувств.
Постановка морали
Басни и стихотворения рассказов отличаются не только формой и стилем, но и целью, которую автор ставит перед собой
В отличие от стихотворений и рассказов, басни особенно акцентируют внимание на постановке морали
Мораль — это основная идея или учение, которое автор передает своими произведениями. Она может быть выражена ярко и четко, или же скрыта под слоями символики и скрытых смыслов.
Басни, как правило, начинаются с преамбулы, в которой автор говорит о том, что такое басня и с какой целью она создается. Затем следует сюжетная линия, в которой главные герои — животные или предметы — сталкиваются с проблемами и испытаниями. Через их действия, поведение и реплики автор передает свою мораль.
Одной из особенностей басен является использование аллегории, то есть символического изображения реальных событий и явлений. Благодаря этому, мораль становится наглядной и доступной для читателя.
В стихотворениях и рассказах мораль обычно намного менее явная. Она может быть выражена через характеры героев, их действия и переживания, либо быть скрытой и требовать интерпретации.
Однако, в баснях постановка морали, как правило, является одной из главных целей автора. Благодаря простоте и доступности басен, мораль становится очевидной и понятной для читателя. Он может извлечь уроки из поведения героев и применить их в своей жизни.
Примеры известных басен
1. «Волк и ягненок»
Один из известнейших текстов басни – это «Волк и ягненок». В ней Альяша, гордый и свирепый колдун, пришедший зимой к подножию Гор населения, наказывает ягненка, которого он обвиняет в преступлениях, в нем даже нет сомнения. Естественно, нет сомнений, что преступления на него никаким образом не сохранились, но колдун сказочно настойчив.
2. «Кот и Лиса»
Еще одна знаменитая басня – «Кот и Лиса». И тут уж почему так – а почему не так. Как потому, что лиса такая вертлявая и продуманая, а коту как обычно только обстоятельства в голову идут. В итоге лиса «женится» на недоступной тушке, а кот остается без тушки – больше поедlнак. Справедливости ради, яйца они точно не сварили.
3. «Лягушка и Вол»
Еще одна распространенная басня – «Лягушка и Вол». Речь здесь пойдет о лягушке, покрутившейся на бедах античной культуры, и о воле, который, когда к нему пристало сказочное животное, злодеем такая неистовая ярость просыпалась. Речь о третьем, несуществующем, чувстве справедливости. И о том, что лягушка не подозревает о лгунье.
Это лишь несколько примеров известных басен, которые демонстрируют животных в человеческом обличии и наполняют истории мудрыми поучениями.
Итог
Малые литературные жанры очень схожи между собой. Все они воспитывают в читателе эмпатию, прививают эстетику и учат, как себя вести в различных ситуациях. Басня среди них занимает особое место. В ней мы видим себя как бы со стороны, являясь свидетелем событий. Оказывается, так нелепо могут выглядеть люди, когда скупы или глупы! Мораль подведет итог не только басне, но и даст совет читателю, как стоит или не стоит себя вести. Чем отличается басня от сказки о животных? Тем, что животные, изображаемые в ней, на самом деле являются людьми. И здесь волшебство сказки пропадает: мы не радуемся за счастливый конец, а смеемся над порочными героями.
Выводы сайт
- Басня – короткий нравоучительный рассказ, состоящий из двух равнозначимых частей: описания события и афористичной концовки или начала. Сказка не имеет явно выраженной нравоучительной установки. Ее содержание подробно передает события, в результате которых герой побеждает зло и получает награду.
- В отличие от сказки как преимущественно повествовательного жанра, басня является сатирическим произведением.
- В сказке основными средствами художественной выразительности являются метафора и постоянные эпитеты, в басне – аллегория.
- Персонажи сказок чаще всего люди и мифические существа, реже – звери. В баснях действующие лица, как правило, — животные.
Басня, как правило, носит нравоучительный характер. В конце или в начале басни обязательна мораль.
- В какое время жил Иван Андреевич Крылов, наш великий баснописец?
Крылов родился в 18 веке (1769 год), а умер в 19 веке (1844 год).
- А известны ли в мировой литературе баснописцы до Крылова?
В 6 веке до Р.Х. в Древней Греции жил баснописец Эзоп. Он был рабом. Басни свои писал в прозе. Их у него было более 400.
- А сколько басен написал Крылов?
Примерно 200. Причем 80 из них – переводы басен Эзопа.
- Теперь вспомним некоторые факты из биографии Крылова.
Отец Крылова – армейский офицер; служил помощником коменданта Яицкой крепости. Во время пугачевского восстания едва не погиб: Пугачев грозился схватить его и повесить.
- А как же матери удалось спасти малолетнего Ивана Андреевича?
Чтобы спрятать мальчика, мать посадила его в корчагу (большой глиняный кувшин); так он и ехал до ближайшего города – Оренбурга.
- Скажите, а какие произведения писал Крылов в самом начале своей литературной деятельности?
В начале своей литературной деятельности Крылов писал драматически произведения.
- Какой гонорар получил тридцатилетний автор за свою первую пьесу?
За свою первую комическую оперу «Кофейница» Крылова получил стопку книг на 60 руб.
- В течение многих лет Крылов писал пьесы и издавал сатирические журналы.
главной особенностью
Отличительная черта литературной деятельности Крылова – изображение недостатков современного русского общества.
- Конечно, злословие Ивана Андреевича вызвало неудовольствие властей, и императрица строго наказала дерзкого писателя. В чем заключалось это наказание?
Императрица предложила Крылову на пять лет за счет правительства уехать попутешествовать за границу. Но он отказался.
- Только в 1809 году Крылов выпускает первое отдельное издание своих басен, и этой книжечкой завоевывает себе видное и почетное место в русской литературе.
В издании 1809 г. было 23 басни Крылова, а всего им создано более 200 басен.
- Крылов не очень верил, что при помощи его басен можно исправить недостатки людей. А если это так, то зачем же он их писал? Какую задачу ставил перед собой?
Задача Крылова при создании басен –
2 раунд.
Вспомните название басен (4 слайда) и героев.
Раз
гадайте кроссворд
.
По горизонтали
- Вещуньина с похвал вскружилась …
- На ту беду лиса …
бежала. - … , мне странно это:
- Однажды Лебедь, Рак да …
- Ай, …
! знать она сильна,
- Хоть видит …
,
По вертикали
- Ягнёнок в жаркий день зашёл к …
напиться. - Да только …
и ныне там. - Да того ль, …
, было. - Оглянуться не успела,
…
- И сели на … под липки, –
- Все про … лишь мне налгали,
- Тут … являть своё искусство стал:
Следующий конкурс поможет нам определить,
кто же
лучший знаток
басен Крылова.
Прошу вас продолжить отрывки из басен.
«Ты всё пела? это дело: Так поди же, попляши» | Волк и ягнёнок |
«Ай Моська! знать, она сильна Что лает на слона!» | Стрекоза и муравей |
У сильного всегда бессильный виноват | Лиса и виноград |
А вы, друзья, как ни садитесь, Всё в музыканты не годитесь. | Лебедь, рак и щука |
Хоть видит око, Да зуб неймёт | Слон и моська |
Да только воз и ныне там | Кот и повар |
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? | Квартет |
За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит петуха? За то, что хвалит он кукушку. | Ларчик |
А Васька слушает да ест. | Кукушка и петух |
А ларчик просто открывался | Зеркало и обезьяна |
Синквейн
1 строчка
Одно существительное
(Кто? Что?)2 строчка
Два прилагательных
(Какой? Какая? Какое?)3 строчка
Три глагола
В литературе можно встретить немало жанров, одним из которых является басня. Первая ассоциация с этим словом, которая приходит в голову, это басни Крылова. Да, Иван Андреевич действительно известен тем, что написал 236 басней, но первым писать их стал в Древней Греции еще Эзол. Правда, он писал басни не в стихах, а в прозе.