Основы веры в лютеранстве
- Священное Писание: Лютеранцы верят в божественное происхождение Библии и признают ее как верное источник своей веры и практики.
- Служение через веру: Лютеранцы считают, что спасение приходит только через веру в Иисуса Христа.
- Праведность по вере: Лютеранцы учат, что люди оправдываются только через веру в Бога, а не по делам или усилиям.
- Благодать: Лютеранская традиция верит, что спасение осуществляется только по благодати Бога, а не по заслугам человека.
- Таинства: Лютеранцы признают два таинства, установленных Иисусом Христом: крещение и вечеря Господня.
В целом, лютеранская вера подчеркивает спасение через веру в Бога и принятие Его благодати, и отличается от католической веры в некоторых основных аспектах. Тем не менее, как и в католицизме, многие лютеранцы придерживаются общих ценностей христианства и стремятся к единству в вере.
Православие
После вселенского раскола православная ветвь была под началом Константинопольского Патриарха. В наше время существует несколько автокефальных (независимых) православных церквей, которые решают свои вопросы на Соборах. Своим главой православные церкви почитают не патриарха, а самого Иисуса Христа.
Православные священники могут заключать брак. Запрет на брачные узы существует только у монахов. Также и по остальным пунктам, перечисленным в разделе о католицизме, православные каноны отличаются от католических. В частности, в православной традиции отсутствует догмат о непогрешимости Папы Римского.
Православного человека можно сразу отличить от католика по осенению себя крестом: справа налево тремя перстами (щепоткой). А старообрядцы отличаются от православных двоеперстным осенением.
Основы протестантизма
Фото: Flickr.com
Прежде чем рассмотреть основы, отметим, что протестанты также не сохранили первоначального единства и распались на несколько конфессий. И хотя они не обрели столь высокой популярности, но по-прежнему являются наглядным историческим примером того, что идеальной конфессии существовать не может.
В виде основ протестантизма выступают следующие правила:
- Человек не способен познать Бога из-за рационального мышления и большого разрыва между Богом и человеком.
- Бог открывает себя для человека, потому что признает его немощность, а не наоборот.
- Избегать грехи, заблуждения и распущенности можно только доверившись Христу.
- Библия — критерий истины для каждой церковной проповеди.
Фото: ru.wikipedia.org
Помимо, добавлено три основных принципа, которым должен следовать каждый протестант:
- Sola Scriptura. Церковное предание не признается протестантами, потому как уверены, что Слов Господа достаточно, чтобы спасти душу. Человек по их мнению также не может оценивать прочие священные тексты из-за рациональности познания, поэтому основным ориентиром остается Библия.
- Sola Fide. Технически человек может спастись только верой. Дела играют второстепенную роль, хотя и не исключаются полностью.
- Solus Christus. Основным божеством выступает Иисус Христос. При этом не происходит умаление святости других святых. Они считают, что нет необходимости делать их такими же особенными, как Иисус.
Лютер формировал фундамент протестантизма на основе Библии и священных текстов, которые по его мнению не противоречили богослужению.
Писание
Протестанты сформулировали принцип: «только Писание», он означает, что авторитет ими признается лишь за Библией, а Священное Предание Церкви они отвергают.
И в этом они противоречат сами себе, ведь само Священное Писание указывает на необходимость почитать идущее от апостолов Священное Предание: стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим (2Сол.2:15),– пишет апостол Павел.
Если человек напишет какой-нибудь текст и раздаст его разным людям, а потом попросит объяснить, как они его поняли, то наверняка обнаружится, что кто-нибудь понял текст правильно, а кто-то неправильно, вложив в эти слова свой смысл. Известно, что у любого текста возможны разные варианты понимания. Они могут быть верными, а могут быть ошибочными. То же самое и с текстом Священного Писания, если оторвать его от Священного Предания. И действительно, протестанты думают, что понимать Писание нужно так, как кому захочется. Но такой подход не может помочь обрести истину.
Вот как писал об этом святой Николай Японский: «Ко мне иногда приходят японцы-протестанты, просят объяснить какое-либо место Священного Писания. «Да у вас же есть свои учителя-миссионеры – их спросите», – говорю я им.– «Что они отвечают?» – «Мы у них спрашивали, говорят: понимай, как знаешь; но мне нужно знать подлинную мысль Божию, а не мое личное мнение»… У нас не так, все светло и надежно, ясно и прочно – потому что мы кроме Священного Писания принимаем еще Священное Предание, а Священное Предание – это живой, непрерывающийся голос… нашей Церкви со времен Христа и Его Апостолов доныне, который будет до скончания мира. На нем-то утверждается все в целом Священное Писание».
Сам апостол Петр свидетельствует, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою, ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2Пет.1, 20–21). Соответственно, только святые отцы, движимые, тем же Духом Святым, могут открыть человеку истинное понимание Слова Божия.
Священное Писание и Священное Предание составляют одно нераздельное целое, и так было с самого начала.
Не письменно, а устно Господь Иисус Христос открыл апостолам, как понимать Священное Писание Ветхого Завета (Лк.24:27), и этому же они устно научили первых православных христиан. Протестанты желают подражать в своем устройстве ранним апостольским общинам, но в первые годы у ранних христиан вообще не было новозаветного писания, а все передавалось из уст в уста, как предание.
Библия была дана Богом для Православной Церкви, именно в соответствии со Священным Преданием Православная Церковь на своих Соборах утвердила состав Библии, именно Православная Церковь задолго до появления протестантов с любовью сохраняла Священное Писание в своих общинах.
Протестанты же, пользуясь Библией, не ими написанной, не ими собранной, не ими сохраненной, отвергают Священное Предание, и тем самым закрывают для себя истинное понимание Слова Божия. Поэтому они часто спорят о Библии и нередко придумывают собственные, человеческие предания, не имеющие никакой связи ни с апостолами, ни с Духом Святым, и впадают, по слову апостола, в пустое обольщение, по преданию человеческому.., а не по Христу (Кол.2:8).
Основные различия между католиком и лютеранином
В христианстве никогда не было разногласий до тех пор, пока церковные власти не стали уделять больше внимания деньгам. Когда Мартин Лютер поставил под сомнение то же самое вместе с единомышленниками, сформировалось новое движение.
Лютеране установили свои собственные доктрины в духе христианства и следовали тому же. Хотя безмятежность религии никогда не пострадала, было несколько основных различия между католиками и лютеранами.
- Основное католическое верование веры, сформированное любовью и совместным трудом, может спасти человека от грехов, полностью противоречит лютеране. Они верят в концепцию веры, и только Христос может спасти человека.
- Лютеране верят, что традициям нужно следовать согласно писаниям, но католики также следуют церковным приказам.
- Католики рассматривают Мать Марию как Царицу Небесную. На самом деле, молитва Богу через нее – это традиция, которой следуют и они, в то время как лютеране делают упор на прямой доступ к Богу и уделяют меньше внимания Матери Марии.
- Католики имеют истинный авторитет в Папе Римском, тогда как лютеранские церкви действуют независимо, без какой-либо четкой ОДНОЙ власти для всех церквей.
- В католической Библии 73 книги, а в лютеранской – 66.
Роль Константина Великого в разделении христианства
Константин Великий был важной фигурой в истории христианства и имел значительное влияние на его разделение на восточное православие и западное католичество. В 313 году Константин издал Миланский эдикт, которым он признал христианство одной из религий Римской империи
Это привело к установлению христианства как легальной религии и прекращении его преследований.
Одним из важных решений Константина Великого было созывание Первого Никейского собора в 325 году. Этот собор собрал ведущих богословов из разных областей христианства, чтобы решить споры и установить единую веру. На соборе было принято Никейское Символ веры, который является одним из самых важных догматов христианства и до сих пор используется во многих церквях.
Однако, Константин также играл определенную роль в разделении христианства. В 330 году он основал Новый Рим на месте греческого города Бизантия и переименовал его в Константинополь, что привело к возникновению Византийской империи и Восточной православной церкви. В то время как римская церковь оставалась под влиянием папы в Риме, церковь в Константинополе развивалась независимо и, со временем, стала доминирующей силой на востоке.
Таким образом, роль Константина Великого была двойственной по отношению к христианству. С одной стороны, он помог принять единую веру на Первом Никейском соборе и прекратил преследования христиан. С другой стороны, его решение создать новую столицу и основать Византийскую империю привело к разделению христианства на западное и восточное направления.
Сравнение и сходства с католицизмом
Одно из главных сходств между лютеранством и католицизмом – это вера в Христа и означение его тела и крови в Евхаристии. Оба обряда считают, что при причастии хлеба и вина, они становятся настоящим телом и кровью Христа. Это символическое действо на основе Библии служит основной частью поклонения как для лютеран, так и для католиков.
Другое сходство состоит в том, что и лютеранство, и католицизм опираются на Триединого Бога, включающего Отца, Сына и Святого Духа. Оба направления также верят в жизнь после смерти, воскресение и душу. Как лютеране, так и католики считают, что спасение приходит от веры в Христа и исповедь своих грехов.
Однако, помимо этих сходств, есть и различия между лютеранством и католицизмом. Одно из ключевых различий – это иерархия церкви. В католической церкви есть папа, который считается главой церкви. Лютеранство же склоняется к противоположной точке зрения, отказываясь от иерархической структуры и дающей больше свободы каждой церкви или синоду.
Еще одно различие – это отношение к Писанию. В католицизме Папа и церковь имеют право настраивать веру и трактовку Библии, тогда как в лютеранстве оказывается больше акцент на персональной вере и прямом чтении Библии.
Кроме того, в католической церкви присутствуют различные обряды и обязательства, такие как пост, исповедь, обращение к святцам и т. д. В лютеранстве, в свою очередь, упор делается больше на главное учение о спасении по вере и благодати, а не на внешние практики и покаяния.
Таким образом, хотя лютеранство и католицизм имеют много общих черт и сходств, они также отличаются в вопросах управления церкви, отношения к Писанию и в практики веры. Но в спектре разнообразия христианства, их схожие корни продолжают объединять вместе верующих и служителей в адепты Христа и его благой воли.
Учение о боге и спасении
Лютеране верят в Троицу, то есть в триединого Бога, состоящего из Отца, Сына и Святого Духа. Они отвергают поклонение идолам и поддерживают понятие живого и личного отношения с Богом. Лютеранство также признает Библию, как основу веры и источник божественного откровения.
В то время как католицизм и православие учат о возможности достижения спасения через покаяние, исповедь и исполнение ритуалов, лютеранство утверждает, что спасение возможно только благодаря вере в Иисуса Христа. Лютеране учат, что спасение достигается только через благодать Бога, через веру в Иисуса Христа и Его искупительное произведение на кресте.
Основным принципом лютеранства является учение об искуплении и простите грехов. Лютеранская церковь утверждает, что спасение является даром от Бога и не может быть достигнуто благодаря своим собственным усилиям или добрым делам. Отмечается, что вера в Христа приводит к изменению жизни верующего, но спасение все равно остается даром Божьим.
Таким образом, учение о боге и спасении отличает лютеранство от католицизма и православной веры, подчеркивая принципы веры в одного Бога и исключительности спасения через веру в Иисуса Христа.
Различия в вероучении и практике
Католическая церковь отличается от лютеранской церкви в ряде важных аспектов вероучения и практики.
- Папа. В католической церкви главой является папа, который считается преемником апостола Петра. Он имеет авторитет и власть в руководстве церковью. В то время как в лютеранской церкви нет такой централизованной власти, каждая община сама управляет своими делами.
- Вероучение. Католическая церковь придерживается учения об инфаллибельности папы и традиции церкви, давая им приоритет перед Священным Писанием. Лютеранская церковь, напротив, признает Священное Писание как высшую авторитет в вере.
- Священные Таинства. Католическая церковь верит в существование семи священных тайн, таких как Крещение и Причастие. В лютеранской церкви, количество и значение священных тайн не так строго определены.
- Образование. В католической церкви существует целая система католических школ и университетов, где дети могут получить религиозное образование. В лютеранской церкви подобные школы и университеты могут быть, но они не являются так распространенными.
- Покаяние и исповедь. В католической церкви покаяние проводится в форме исповеди перед священником, который может давать прощение грехов. В лютеранской церкви покаяние и прощение грехов имеют более личный характер и могут производиться напрямую перед Богом.
- Церковный календарь. Католическая церковь имеет свою систему церковного календаря с рядом праздников и святых, каждый из которых имеет свой особый смысл и значение. В лютеранской церкви такая система календаря есть, но она может быть более простой и без такого количества праздников.
Это лишь некоторые из множества отличий между католической и лютеранской церковью, демонстрирующие их различия в вероучении и практике.