в

Разница между скрипкой и альтом

Какая скрипка лучше?

Скрипка 4/4 подойдет для взрослых скрипачей. Размеры скрипки 4/4 — 355 — 360 мм, а смычка для нее — 745 мм.

При выборе такой скрипки обратите внимание на несколько деталей. Во-первых, гриф хорошего инструмента ровный и гладкий, без «заусенцев», иначе при игре будете чувствовать дискомфорт и в скором времени прибегнете к помощи мастера и тюнинга грифа

Во-вторых, от целей покупки инструмента зависит выбор страны-производителя: скрипки российских производителей подойдут для начинающих скрипачей. Но если вы нацелены на выступления на сцене и пытаетесь добиться мелодичного звучания — остановите выбор на скрипках немецких и румынских мастеров.

В-третьих, лак, нанесенный на инструмент, должен иметь естественную плотность и хороший цвет.

В-четвертых, механика скрипки. Крепеж нижних струн — колки и машинки на подгрифнике — у качественного инструмента вращаются без применения усилий музыканта.

Комфорт при игре на инструменте, пожалуй, один из главных факторов при выборе инструмента

Чтобы играть на инструменте без напряжения плечевых мышц обратите внимание на два приспособления — подбородник и мостик (подушечку). Подбор таких деталей индивидуален и без педагога или музыканта-скрипача это сделать невозможно

Техника игры на альте

Приёмы игры на альте немного отличаются от приёмов игры на скрипке способом звукоизвлечения и техникой, однако сама техника игры немного более ограниченная из-за бо́льших размеров, и как следствие, необходимости большей растяжки пальцев левой руки. Тембр альта ― менее яркий, чем скрипичный, но густой, матовый, бархатистый в нижнем регистре, несколько гнусавый в верхнем. Такой тембр альта – следствие того, что размеры его корпуса («резонаторного ящика ») не соответствуют его строю: при оптимальной длине 46―47 сантиметров (такие альты изготовлялись старыми мастерами итальянских школ) современный инструмент имеет длину от 38 до 43 сантиметров . На альтах бо́льшего размера, приближающихся к классическим, играют в основном сольные исполнители, обладающие более сильными руками и разработанной техникой.

В качестве сольного инструмента альт использовался относительно редко до сего времени, вследствие небольшого репертуара. Однако, в наше время появилось довольно много очень хороших альтистов, среди них Юрий Башмет , Ким Кашкашьян , Жерар Коссе , Юрий Крамаров и другие. Но, всё же, основная сфера применения альтов – симфонический и струнный оркестры, где им поручаются, как правило, средние голоса, но также и сольные эпизоды. Альт – обязательный участник

Скрипка
– инструмент, который называют и «королевой инструментов», и «царицей оркестра». Написано огромное количество произведений для скрипки соло и в сопровождении оркестра, даже нотную грамоту начинают с изучения ключа, названного скрипичным.

Альт
, хотя и является близким родственником скрипки, такого внимания не удостаивается. Чаще всего его воспринимают просто как большую скрипку, а не как самостоятельный инструмент. Долгое время альт был «скрипкой неудачника», считалось, что если скрипач не подаёт надежд, его можно переучить на альтиста. В последнее время альт стал популярен, появились действительно талантливые музыканты, собирающие полные залы.

Появление скрипки достаточно туманно. Остановимся на одной из общепринятых версий: предками как скрипки, так и альта были струнные инструменты под названием виолы. Они отличались от скрипки тем, что имели более плоскую форму, шесть-семь струн, и играли на них, уперев инструмент в колено. В шестнадцатом веке было уже чёткое разделение на два семейства: виолы и скрипки. Но некоторые исследователи утверждают, что первыми в семействе скрипок были вовсе не скрипки, они появились несколько позже, а альты. Именно они первыми были введены в оркестры и стали постепенно вытеснят тихо звучащие виолы.

Используйте в музыке

В ранней оркестровой музыке альт наполнен гармониями. Однако некоторые произведения в стиле барокко и классики были написаны для альта соло, и это играет важную роль в камерной музыке, например, струнных квинтетах. Многие композиторы сейчас пишут для альта, и он также используется в современных поп-группах, таких как The Velvet Underground и 10, 000 Maniacs, и народными музыкантами.

Скрипки были популярными инструментами со времен барокко. Они часто используются для воспроизведения мелодии, а также для гармонизации. Они также используются в джазовой музыке и во многих современных поп-и инди-группах, включая The Corrs, Blue October, Yellowcard и Arcade Fire.

Интересные факты

В 70-е годы прошлого столетия знаменитый музыкант Юрий Башмет купил альт, изготовленный в середине XVIII века Паоло Тасторе в Италии. Чтобы приобрести уникальный шедевр, ему пришлось играть на дискотеках.

Есть и другие интересные факты, связанные с этим инструментом:

  • Так же, как когда-то в мире классической музыки не относились серьезно к новому инвентарю музыкантов, также сегодня альтисты являются частыми героями анекдотов.
  • Начиная с середины прошлого века, некоторые европейские и американские рок-группы проявляют интерес к альтовым аранжировкам.
  • Интересно, что стоимость скрипок итальянских мастеров дешевле, чем цена на более крупного «собрата» тех же производителей.
  • В 2011 году в Португалии собрался самый масштабный ансамбль альтистов из 321 человека.
  • Во Франции чудесным образом сохранился один из первых экземпляров, который был выполнен в числе других инструментов по приказу короля Карла IX. Остальные шедевры были уничтожены в ходе Французской революции.
  • Секреты изготовления шедевров до сих пор бережно хранятся лучшими европейскими мастерскими. Несмотря на существующие стандарты, каждый производитель бережет свой профессиональный подход к делу.

Самые великие композиторы в разные времена виртуозно владели альтом. П.И. Чайковский и Д.Д. Шостакович выделяли в своих знаменитых произведениях для него важные партии. Сегодня родоначальник скрипичного семейства продолжает свое шествие по истории музыки. Россияне могут гордиться тем, что лучшим альтистом современности признан Юрий Башмет, который переиграл более 200 произведений, а на своих концертах выступает с шедевром, который когда-то держал в своих руках В.А. Моцарт.

2. Анатомия струнной секции.

Чтобы понять, как правильно программировать струнные инструменты, важно понять, как структурирована реальная струнная секция, какие инструменты используются и какую роль они играют в этой структуре. Инструменты, составляющие струнную секцию, принадлежат к семейству скрипичных и существуют примерно с середины шестнадцатого века

И так, у нас есть:

Скрипка (Violin)

Основной ведущий голос струнной секции закреплен за скрипками. Почти все
знакомы с тем, как выглядит и звучит скрипка – это маленький, четырехструнный, изогнутый деревянный инструмент, на котором играют, положив корпус скрипки под подбородок, одной рукой держа смычок, а другой – зажимая струны на грифе, подобно тому, как вы зажимаете струны на грифе гитары. Струны на скрипке обычно настроены в чистую квинту друг от друга, на G3, D4, A4 и E5. В скрипичной секции обычно две отдельные группы скрипок, известные как первая и вторая скрипки. Нет никакой разницы в инструментах, только в роли, которую они играют в аранжировке.

Альт (Viola)

Внешне альт практически идентичен скрипке, но он немного крупнее и, следовательно, имеет более низкий и глубокий звук. Играют на альте так же, как и на скрипке. Строй у альта на квинту
ниже, чем у скрипки (C3, G3, D4 и A4). Роль альта в ансамбле обычно заключается в том, чтобы заполнить гармонию в среднем диапазоне и выполнять роль аккомпанемента, но в исключительных случаях ему может быть отведена и ведущая мелодия. В нотной записи для альта используют уже альтовый, а не скрипичный ключ.

Виолончель (Cello)

Размер виолончели намного больше, чем у альта или скрипки, поэтому играть на ней нужно совсем по-другому. Виолончель переворачивается и помещается вертикально между коленями исполнителя. Регулируемый по высоте штифт в основании виолончели упирается в пол, что позволяет удобно зафиксировать инструмент. Струны виолончели настроены на следующие ноты C2, G2, D3 и A3, что ровно на октаву ниже, чем у альта, но её большой гриф и современные техники исполнения дают виолончели впечатляющий пятиоктавный диапазон. Большой размер полого корпуса инструмента производит более теплый и мягкий тон. Музыка написанная для виолончели может быть в басовом ключе, и даже в скрипичном, для верхних диапазонов.

Контрабас (Double Bass)

Это самый большой инструмент в семействе струнно-смычковых. Чаще всего используется для заполнения нижнего диапазона, играя виолончельную линию, но на октаву ниже. На контрабасе часто играют стоя, потому что его высота достигает 1.8 метров, и необычен он тем, что четыре его струны настроены очень низко, на ноты E1, A1, D2 и G2. Несмотря на то, что ширина контрабаса значительно отличается от параметров других струнно-смычковых инструментов, многие ошибочно полагают, что его звучание должно быть грубым и громким. Чтобы развенчать эти слухи, следует отметить, что тембр у инструмента очень красивый, у него специфическая и неповторимая окраска. Если описывать звучание, можно использовать такие эпитеты, как богатый, мягкий, густой, бархатный, в некоторых произведениях он может напоминать голос. Из всей группы струнных, которые используются в симфоническом оркестре, контрабас издает самый низкий звук – он создает определенный фундамент для всего произведения.

Конструкция и размеры

Альт и скрипка имеют различную конструкцию и размеры, что влияет на их звучание и способ игры.

Альт — это большой оркестровый струнный инструмент, отличающийся от скрипки своими размерами. Альт в сравнении с скрипкой имеет больший корпус и более длинную грифню. Это позволяет альту производить глубокие и мощные звуки. Также альт имеет более крупное смычковое пространство, что облегчает игру и увеличивает громкость звучания.

Скрипка, в свою очередь, является наиболее популярным и распространенным струнным инструментом. Ее размеры значительно меньше альта, что делает скрипку более удобной и маневренной при игре. Благодаря своей компактности, скрипку можно легко брать с собой и играть в различных ситуациях.

Оба инструмента имеют корпусы из древесины, которая определяет их звуковые качества. Конструкция и размеры альта и скрипки создают различные возможности для музыканта и может влиять на выбор инструмента в зависимости от жанра и стиля музыки, которую необходимо исполнять.

Альт

В отличие от скрипки, альт используется реже и обычно в составе оркестровых или камерных ансамблей. Его часто используют для исполнения виолинных партий в оркестре. Альтовый ключ помещается на легкую линию нотного стана, в то время как скрипичный ключ помещается на высокую линию.

Альтовые партии, в отличие от скрипичных, обычно записаны в альтовом ключе, и музыканты, играющие на альтовых инструментах, должны быть знакомы с этим ключом. Альт выполняет важную гармоническую и мелодическую функцию в оркестре, дополняя и усиливая звучание скрипок.

Скрипка

Скрипка является одним из самых популярных инструментов в классической музыке. Она используется как сольный инструмент, а также в оркестре. С помощью скрипки можно исполнять различные музыкальные произведения, от популярной классики до современной музыки.

У скрипки есть множество характеристик, которые влияют на ее звуковые свойства. Например, материал, из которого сделан корпус, может влиять на тембр инструмента. Также важную роль играют размеры скрипки, настройка струн и способ игры.

История скрипки насчитывает несколько веков. Скрипка была разработана в Италии в XVI веке. Именно в этой стране итальянские мастера создали скрипки, которые стали высшим образцом мастерства и использовались великими композиторами, такими как Антонио Вивальди, Йозеф Гайдн и Вольфганг Амадей Моцарт.

Скрипка является сложным инструментом, требующим мастерства и навыков игры. Музыканты, играющие на скрипке, должны уметь правильно держать инструмент, штриховать струны смычком и пользоваться различными техниками игры.

Кроме классической музыки, скрипка также используется в других жанрах, таких как джаз, фолк и рок. Она является универсальным инструментом и может применяться в разных стилях музыки.

В целом, скрипка — один из самых известных и уникальных музыкальных инструментов, и ее звучание считается одним из самых красивых и эмоциональных.

Различия скрипки и альта

1. Размер: скрипка обычно немного меньше по размеру, чем альт. Это означает, что альт имеет более глубокий и богатый звук, в то время как скрипка обладает более ярким и пронзительным звучанием.

2. Октавы: скрипка настроена на октаву выше альта. Это означает, что ноты на альте звучат на одну октаву ниже, чем на скрипке. Таким образом, альт имеет более низкое звучание по сравнению со скрипкой.

3. Роль в оркестре: скрипка является одним из главных инструментов симфонического оркестра и играет мелодическую партию. Альт, с другой стороны, обычно играет вторую или третью голосовую партию и отвечает за гармонию и заполнение звукового пространства.

4. Позиции: скрипка обычно исполняется игроком в «первой позиции», в то время как альт может быть исполнен в «первой» или «второй позиции». Это означает, что альт может играть некоторые ноты в более высоких позициях, чем скрипка.

5. Лады: скрипка имеет четыре струны, а альт — пять. Пятая струна альта позволяет игроку исполнять некоторые ноты ниже, чем на скрипке. Это дает альту уникальные возможности и расширяет его музыкальный диапазон.

Несмотря на эти различия, скрипка и альт все-таки являются близкими родственниками и имеют множество общих характеристик. Они оба являются изысканными и элегантными инструментами с богатой историей, и каждый из них имеет свой неповторимый и узнаваемый звук.

Все еще есть тайна?

Для объяснения тайны Страдивари выдвигалось множество теорий. Более ста лет назад наиболее популярной из них считалась идея некого «волшебного» лака.

Главная функция лака состоит в защите инструмента от грязи и пота от рук исполнителя, а также в придании инструменту большей эстетической ценности за счет прозрачного покрытия, подчеркивающего красивую структуру волокон древесины. Однако историческое исследование показало, что лак Страдивари ничем не отличался от лака, который использовали многие изготовители мебели того времени. Клэр Барлоу/Claire Barlow и его сотрудники в Университете Кембриджа использовали электронную микроскопию, чтобы непосредственно идентифицировать многие из основных компонентов лака и материалов, которые использовались для сглаживания поверхности перед лакировкой. Они выяснили, что, скорее всего, такой лак мог быть куплен в ближайшем к мастерской Страдивари магазине фармацевта — помимо того, что в лак попали крылья прилипших насекомых и щепки от пола цеха, не нашлось никакого убедительного доказательства идеи секретной формулы!

Ультрафиолетовая фотография реально доказала, что много прекрасно звучащих Итальянских скрипок, утративших почти весь свой первоначальный лак, были повторно отлакированы в XIX-м веке или даже позже, поэтому вряд ли можно считать состав лака потерянной тайной. При этом отметим, что большое количество лака, конечно, увеличивает демпфирование и ухудшает звук.

Другие исследователи, тем временем, утверждали, что тайна Страдивари состояла в применении вымоченной в воде древесины, из которой вымыты вредные химикалии, а после хорошо выдержанной. И хотя это созвучно с идеей применения древесины для изготовления инструментов из мачт и весел затонувших Венецианских военных судов, научные и исторические доказательства данной гипотезы все же не представляются убедительными.

За последние 150 лет физики добились значительного прогресса в понимании природы звука скрипки. В результате научных «усовершенствований» ведущих скрипичных реставраторов XIX-го века, появилась «модернизированная» скрипка Страдивари с «сильным» звуком. Однако Страдивари был бы поражен, если бы узнал, что современный музыкальный мир ассоциирует его с какой-то тайной. Ему надо было быть ясновидящим, предвидя, что переделанные в XIX-м веке инструменты будут столь прекрасно звучать сегодня, так как современное звучание очевидно не могло не быть чуждым музыкальным вкусам его времени!

Пока наука не смогла найти явных признаков или, говоря по другому, поддающихся измерению параметров, по которым можно отличить звук Кремонских инструментов от самых лучших современных. И, несмотря на то, что некоторые из ведущих солистов играют на современных инструментах, все же самые известные солисты и, что не удивительно, скрипичные дилеры, имеющие прямой интерес в поддержании Кремонской легенды, продолжают оставаться при своем мнении.

Возможно, существует какой-то аспект скрипичного звука, который мы пока не можем распознать. Многие скрипачи утверждают, что могут отличить инструмент с прекрасным «итальянским Кремонским звуком» от другого, скажем, более «французского» звука, как у моей скрипки Вильома, но описать эти отличия физическими величинами нам пока не под силу. Высококлассным скрипачам и психо-акустикам, ученым и скрипичным лютьерам, требуется провести еще много совместных исследований, чтобы решить эту сложную, но столь притягательную задачу.

Публикация данной статьи возможна только с согласия автора Колина Гоуха (Colin Gough) c.goughbham.ac.uk, а также фирмы ГОСПОДИН МУЗЫКАНТ www.GMstrings.ru, осуществлявшей перевод.

2000

Вопрос-ответ:

Какая разница между альтом и скрипкой?

Главная разница между альтом и скрипкой заключается в их размере. Альт является более крупным инструментом, что позволяет ему производить более глубокие низкие звуки. С другой стороны, скрипка более мелкая, что делает ее идеальным инструментом для соло исполнения. Также, альт имеет больше струн и более грубую текстуру звука, в то время как скрипка имеет более яркий звук и больше возможностей для экспрессии и выразительности.

Какие музыкальные стили лучше созвучны с альтом, а какие с скрипкой?

Альт лучше сочетается с исполнением музыкальных произведений в барочном и классическом стилях. Более глубокий звук альта позволяет ему быть более выразительным в медленных и задушевных композициях, а также играть басовые партии в оркестре. С другой стороны, скрипка идеально подходит для исполнения произведений в современных жанрах, таких как джаз, фолк и рок. Ее яркий и выразительный звук делает ее идеальным выбором для соло исполнений и импровизации.

Могу ли я играть на альте, если умею играть на скрипке?

Да, вы можете играть на альте, если уже умеете играть на скрипке. Оба инструмента имеют схожую структуру и основные принципы игры. Вам может потребоваться некоторое время, чтобы привыкнуть к большему размеру и другой технике исполнения альта, но в целом, ваши навыки на скрипке перенесутся на альт.

Какой из инструментов лучше для начинающего музыканта — альт или скрипка?

Для начинающего музыканта, скрипка является более рекомендуемым выбором. Она меньше по размеру и более доступна для изучения, особенно для детей. Скрипка также имеет больше материалов для обучения и широкий выбор учебников и уроков. Однако, если у вас уже есть особая привязанность к альту или интерес к его глубокому звуку, то вы можете начать изучение альта сразу.

Чем отличается альт от обычной скрипки?

Альт и обычная скрипка — это разные по размеру и звучанию музыкальные инструменты. Альт имеет больший размер и более низкую тональность по сравнению со скрипкой. В отличие от скрипки, альт используется для исполнения партий в низком регистре в оркестрах и камерных ансамблях. Звук альта более темный и мягкий, чем звук скрипки.

Какой инструмент выбрать для игры в классическом оркестре: скрипку или альт?

Если вы хотите играть в классическом оркестре, то для вас подойдет скрипка. В оркестре требуется много скрипок для исполнения разных партий, и скрипки играют высокие регистры. Альт используется гораздо реже в оркестре и играет партии в низком регистре. Поэтому, если вы не планируете играть именно на альте, лучше выбрать скрипку.

Какой инструмент лучше: скрипка или альт?

Выбор между скрипкой и альтом зависит от ваших музыкальных предпочтений и целей. Скрипка — это более распространенный и популярный инструмент, широко используемый в разных жанрах музыки. Альт же имеет свою уникальность и используется для исполнения низких партий в классической музыке. Если вы предпочитаете играть высокие партии и хотите быть частью оркестра или камерного ансамбля, скрипка будет лучшим выбором. Если же вам нравится звук альта и вы хотите играть более низкими нотами, то выбор падает на альт.

Смычки

Из-за конструкции, размеров и звучания для скрипки и альта нужны разные смычки. У смычка скрипки у колодочки (конец смычка, за который держит музыкант) острые и прямые углы. У смычка альта углы закругленные, также этот смычок тяжелее.

При выборе между альтом или скрипкой учитывайте следующие рекомендации:

  • Вашу комплекцию и размер рук. Если у вас крупные руки и крепкое телосложение, смело пробуйте альт. Скрипка подойдет людям с хрупким телосложением.
  • Музыканты также советуют при выборе инструмента учитывать особенности характера человека. Считается, что скрипка подходит открытым и эмоциональным натурам, а альт – для сдержанных и спокойных людей.
  • Попробуйте поиграть на обоих инструментах или хотя бы прислушайтесь к их звучанию. Все же выбор инструмента в большей степени зависит от личных предпочтений, так что выбирайте инструмент себе по душе.

Помните: главное, чтобы инструмент радовал вас. Тогда у вас будет прогресс в игре и удовольствие от

Скрипка
– инструмент, который называют и «королевой инструментов», и «царицей оркестра». Написано огромное количество произведений для скрипки соло и в сопровождении оркестра, даже нотную грамоту начинают с изучения ключа, названного скрипичным.Альт
, хотя и является близким родственником скрипки, такого внимания не удостаивается. Чаще всего его воспринимают просто как большую скрипку, а не как самостоятельный инструмент. Долгое время альт был «скрипкой неудачника», считалось, что если скрипач не подаёт надежд, его можно переучить на альтиста. В последнее время альт стал популярен, появились действительно талантливые музыканты, собирающие полные залы.
Появление скрипки достаточно туманно. Остановимся на одной из общепринятых версий: предками как скрипки, так и альта были струнные инструменты под названием виолы. Они отличались от скрипки тем, что имели более плоскую форму, шесть-семь струн, и играли на них, уперев инструмент в колено. В шестнадцатом веке было уже чёткое разделение на два семейства: виолы и скрипки. Но некоторые исследователи утверждают, что первыми в семействе скрипок были вовсе не скрипки, они появились несколько позже, а альты. Именно они первыми были введены в оркестры и стали постепенно вытеснят тихо звучащие виолы.

Произведения

Инструмент альт с оркестром звучит в «Концертной симфонии» В. А. Моцарта, «Соната» Никколо Паганини, а также у Б. Бартока, Хиндемита, Уильяма Уолтона, Э. Денисова, А. Шнитке, Г. Ф. Телемана, А. И. Головина. Сочетание с клавиром встречается у М. И. Глинки, Д. Д. Шостаковича, Брамса, Шумана, Николая Рославца, А. Хованесса. Соло можно услышать в произведениях Макса Регера, Моисея Вайнберга, Эрнста Кшенека, Себастьяна Баха, Без нашего героя не обошелся балет Адольфа Адана «Жизель». Звучит он и в симфонической поэме Рихарда Штрауса «Дон Кихот». Не обошелся без него и балет Лео Делиба «Коппелия». Также следует вспомнить оперу «Средство Макропулоса» Яначека. Он звучит и в балете Бориса Асафьева «Бахчисарайский фонтан».

Тембр и звучание

Тембр — это специфическая окраска звука, которая помогает различать один инструмент от другого и придает каждому инструменту его уникальность. Он определяется спектральным составом звука и обусловлен разными физическими свойствами инструмента, такими как форма резонатора или способ возбуждения.

Звучание — это общая характеристика звука, которая включает в себя различные аспекты, такие как громкость, длительность, высота звука и его интенсивность. Он описывает общее впечатление, которое создает звук на слушателя.

Альт и скрипка имеют отличия в тембре и звучании. Скрипка — это высокооктавный струнный инструмент с ярким, чистым звучанием. Его тембр отличается от альта, который имеет более низкую октаву и более темное, грубое звучание.

Выбор между альтом и скрипкой зависит от желаемого звучания и музыкального контекста. Альт может использоваться для создания более темных и глубоких звуков, в то время как скрипка подходит для игры более ярких и выразительных мелодий.

Итак, тембр и звучание играют важную роль в музыке, определяя индивидуальность инструментов и помогая создавать различные музыкальные эффекты. Каждый инструмент имеет свой уникальный тембр и звучание, что позволяет музыкантам выбирать подходящий инструмент для конкретного исполнения и собственного выражения.

Альт

Главное отличие альта от обычной скрипки – это больший размер: длина альта составляет около 45–48 см, в то время как у обычной скрипки она составляет 35–37 см. Это позволяет альту производить более низкие звуки и иметь более мощное звучание.

Альт используется в оркестре для исполнения партии альтов и иногда соло партий. Звучание альта чаще всего описывают как более тёплое, глубокое и певучее по сравнению с звучанием обычной скрипки.

Важно отметить, что игра на альте требует чуть большего физического усилия, чем игра на обычной скрипке, из-за большего размера инструмента и тяжести его деревянного корпуса

Скрипка

Скрипка состоит из нескольких основных частей, включая корпус, гриф, головку, струны и смычок. Корпус скрипки обычно изготавливается из дерева и имеет форму выпуклого круга с двумя отростками, которые называются стрелками. Гриф скрипки представляет собой длинную и узкую деревянную планку, на которой размещаются лады – металлические полоски, которые делают возможным выбор и изменение высоты звука.

Струны скрипки обычно изготавливаются из орехового дерева или стальных нитей и настраиваются на определенную высоту, что позволяет варьировать тон и интонацию инструмента. С каждым пальцем левой руки скрипач может нажимать на определенные лады, чтобы изменить высоту звука.

Смычок является основным средством производства звука на скрипке. Он представляет собой палку с искусственным волосом, которое натягивается и перемещается по струнам. Движение смычка создает трение, которое вызывает колебания струн и производит звук.

Скрипка широко используется в различных жанрах музыки, включая классическую, джазовую, фолк и многие другие

Этот инструмент имеет уникальный и выразительный звук, который позволяет ему быть важной частью музыкального состава

Основные части скрипки Часть Описание

Корпус Выпуклая форма с двумя стрелками

Гриф Длинная и узкая планка с ладами

Струны Ореховое дерево или стальные нити

Смычок Палка с искусственным волосом

История возникновения и развития инструмента

Альт считается самым ранним из ныне существующих смычковых инструментов. Время его появления относят к рубежу XV―XVI веков. Альт был первым инструментом, который был именно той формы, которую мы привыкли видеть. Сконструировал его Антонио Страдивари .

Родоначальником альта считается виола да браччо (итал. viola da braccio
), или виола для руки. Эта виола, как и нынешние скрипки и альты, держалась на левом плече, в отличие от виола да гамба (итал. viola da gamba
), которые держались на колене или между колен. Со временем итальянское название инструмента сократилось до просто viola
, под которым он вошёл, например, в английский язык, или до Bratsche
(искажённое braccio
), закрепившееся в немецком и сходных с ним языках.
Конструкция современного альта почти не отличается от скрипичной, за исключением размеров. У альта нет разделения по размерам, как у скрипки, размер альта измеряется миллиметрами. Существуют альты от 350-ти мм (это меньше целой скрипки) до 425 мм. Выбор размера инструмента зависит от длины рук исполнителя.

Из всего скрипичного семейства альт был наиболее близок к виолам по размерам и по звучанию, поэтому он быстро вошел в состав оркестра в качестве среднего голоса и гармонично влился в него. Таким образом, альт явился своего рода мостом между уходящим семейством виол и зарождавшимися скрипичными инструментами .

Техника игры

Альт – музыкальный инструмент, который требует особой техники. Игра на нем отличаются от той, что присуща скрипке. Разница заключается в способе звукоизвлечения. более ограниченная по причине больших размеров и необходимости значительной растяжки пальцев. Тембр альта – матовый, густой, менее яркий, если сравнивать со скрипичным, бархатистый на нижнем регистре, в верхнем – несколько гнусавый. Размеры корпуса музыкального инструмента не соответствуют строю. Именно это формирует необычный тембр. При длине от 46 до 47 сантиметров инструмент обладает протяженностью 38 – 43 см. На альтах с большими размерами, которые приближаются к классическим, в основном играют сольные исполнители. Они обладают сильными руками, а также разработанной техникой. Как сольный инструмент альт применяется относительно редко. Дело здесь в небольшом репертуаре. Однако относительно недавно появилось много хороших альтистов, таких как: Юрий Крамаров, Ким Кашкашьян, Основной сферой применения данного музыкального инструмента остается струнный и симфонический оркестры. Здесь альту посвящаются сольные эпизоды, а также средние голоса. Данный музыкальный инструмент является обязательным участником струнного квартета. Может использоваться в иных камерных составах. Например, фортепианный квинтет или квартет либо струнное трио. Альтистами традиционно с детства не становились, а переходили на данный инструмент в относительно зрелом возрасте. Как правило, после окончания музыкальной школы, во время поступления в консерваторию или училище. Чаще всего, переходят на альт скрипачи с крупным телосложением, широкой вибрацией и большими руками. Некоторые великие музыканты совмещали два инструмента. К примеру, Давид Ойстрах и Никколо Паганини.

Выводы сайт

  1. Альт и скрипка имеют сходное устройство, но альт гораздо больше по размеру, имеет удлинённый гриф.
  2. На альте не учат играть с детства, как на скрипке. Для игры на альте нужен человек с сильными руками, поэтому на этот инструмент переходят уже во взрослом возрасте.
  3. Альт настроен на квинту ниже скрипки.

Музыкальный инструмент: Альт

На первый взгляд, этот струнно-смычковый инструмент непосвященный слушатель легко может спутать со скрипкой. Действительно, не считая размеров, внешне они схожи. Но стоит только прислушаться к его тембру – разница заметна сразу, грудное и в то же время удивительно мягкое и немного приглушенное звучание, направленное внутрь себя, напоминает контральто – мягкое и выразительное.

Когда думают о струнных инструментах, альт обычно забывают, отдавая предпочтение его меньшим или крупным собратьям, но богатый тембр и интересная история заставляют более пристально присмотреться к нему.

Альт, можно так сказать – это инструмент философ, не привлекая к себе внимание, он скромно устроился в оркестре между скрипкой и виолончелью.

Звук

Томный, красноречивый, благородный, бархатный, чувствительный, мощный, а иногда завуалированный – так можно описать разнообразный тембр альта. Звучание его может быть не такое выразительное и яркое, как у скрипки
, но гораздо теплее и мягче.

Колоритная тембральная окраска является результатом разнообразного звучания каждой струны инструмента. Самая нижняя по высоте струна «до» имеет мощный, резонансный, насыщенный тембр, способный передавать ощущение предчувствия и вызвать мрачные и хмурые настроения. А верхняя «ля» резко контрастируя с другими струнами, имеет свой индивидуальный характер: проникновенный и аскетичный.

Приемы игры

А вы знаете каких усилий требует игра на альте? Его большой корпус плюс длина грифа требуют от музыканта немалую силу и ловкость, ведь исполнение на этом инструменте сложно даже физически. Из-за больших размеров альта техника игры, по сравнению со скрипкой, несколько ограничена. Позиции на грифе располагаются дальше, что требует большой растяжки пальцев левой руки у исполнителя.

Основным приемом звукоизвлечения на альте является «арко»- перемещение смычка по струнам. Пиццикато, коль леньо, мартле, деташе, легато, стаккато, спиккато, тремоло, портаменто, рикошет, флажолеты, использование сурдины и другие приемы, которые используют скрипачи, подвластны и альтистам, но требуют от музыканта определенного мастерства

Следует обратить внимание еще на один факт: у альтистов, для удобства написания и чтения нот есть свой ключ – альтовый, тем не менее они должны уметь читать ноты и в скрипичном ключе. Это вызывает некоторые сложности и неудобства при игре с листа.

Обучение на альте в детском возрасте невозможно, так как инструмент имеет большие размеры. На нем начинают заниматься в последних классах музыкальной школы или на первом курсе музыкального училища.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Шампиньон.

Различия бледной поганки и шампиньона