в

Разница между правом и обычаем

Взаимосвязь права и обычаев

Взаимодействие права и обычаев выражается также в их взаимовлиянии друг на друга. Хотя закон не так тесно связан с обычаями, как с моралью, поскольку закон имеет много индифферентных обычаев в обществе, тем не менее существует определенное взаимное влияние между законом и обычаями. Это выражается в следующем. С одной стороны, закон оказывает определенное влияние на обычаи. Этот эффект проявляется в том, что некоторые наиболее вредные для общества обычаи закон под угрозой наказания запрещает. Например, действующий Уголовный кодекс Российской Федерации в пункте » л » части 2 статьи 105 предусматривает ответственность за убийство, мотивированное кровной местью, то есть за соблюдение обычая кровной мести. Другое, полезное с точки зрения государства и общества, право, напротив, поддерживает, придавая им юридическое значение и обеспечивая им государственную защиту. При этом одни обычаи формулируются в виде правовых норм и непосредственно включаются в тексты нормативных правовых актов (например, обычай, согласно которому старейший депутат открывает первую сессию Законодательного органа следующего созыва, в настоящее время закреплен во многих нормативных актах законодательных органов Российской Федерации), другие санкционируются государством как правовые путем отнесения нормативных актов к таможне (например, статья 5 Гражданского кодекса Российской Федерации, ссылаясь на обычаи делового оборота, придает последним юридическое значение).

4 стр., 1568 слов

Нормы международного права

… объектом моей курсовой работы являются нормы международного права. Предметом являются понятие и структура нормы международного права. Цель работы – изучить понятие и структуру нормы международного права. Для достижения поставленной цели необходимо осуществить 1. Изучить понятие нормы международного права; 2. Рассмотреть …

С другой стороны, обычаи способны оказывать определенное влияние на закон:

  • Во-первых, государство использует некоторые обычаи в качестве готовых регуляторов общественных отношений, зарекомендовавших себя на практике, санкционируя их в качестве правовых норм и включая в действующую систему права.
  • Во-вторых, право обязательно должно учитывать все те обычаи, которые уже сформированы в обществе. К тому же, право ни в коем случае не должно вторгаться или ломать уже существующие обычаи, если в этом нет необходимости. Стоит отметить, что вторжение права в существующие в обществе обычаи вряд ли может привести к желаемому результату.

Нормативное регулирование общественных отношений

Право как система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную и классовую волю, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, непосредственно направленно на регулирование общественных отношений. Государство официально устанавливает право, обеспечивает его исполнение. Для этого существует специальный аппарат надзора и контроля, пресечения нарушений, судебного рассмотрения споров. Право как нормативное выражение государственной воли непосредственно регулирует общественные отношения в классовых или в общесоциальных интересах. Право служит инструментом политики государства, средством организации управленческой и иной деятельности, осуществления его задач и функций. Право имеет общеобязательный характер, что позволяет ему выступать в качестве социального регулятора общественных отношений. В отличие от других социальных норм специфика регулятивной роли права связана с предоставительно-обязывающим содержанием большинства составляющих его норм. «Система нормативного регулирования – это совокупность социальных норм, регулирующих поведение людей в обществе, отношения их между собой в рамках объединений, коллективов, и социально-технических, регламентирующих их взаимоотношения с природой».

Являясь важнейшим элементом нормативного регулирования общественных отношений, право занимает особое место в системе социальных норм. Как формально-определенные, правовые нормы являются единственными из социальных норм, которые санкционируются и обеспечиваются государством.

Система социальных норм состоит из различных групп норм, действующих во взаимосвязях друг с другом. «Социальные нормы – это связанные с волей и сознанием людей правила взаимодействия в обществе, возникающие в процессе его исторического развития, соответствующие определенному типу культуры и направленные на организацию общественных отношений».К социальным нормам относятся экономические, политические, правовые, моральные, религиозные, эстетические и др. В процессе регулирования общественных отношений активная роль одной группы норм дополняется, конкретизируется другими социальными нормами. Социальные нормы по своей природе означают определенный стандарт поведения.

Право и обычай, их соотношение.

Обычай – это исторически сложившееся правило поведения, вошедшее в привычку в результате многократного применения и ставшее в силу этого регулятором общественных отношений.
Общетеоретические аспекты обычая получили исследование в работе Л.Г.

Свечниковой
Обычаи воплощают в себе общественный опыт, закрепляя то, что сложилось в результате длительной практики в рамках определенной социальной общности.

Обычаи отражают разнообразие жизнедеятельности людей, определяемое спецификой различных условий их жизни.

Признаки обычая:

  1. складывается стихийно;
  2. детализированность предписаний – содержат в себе подробное описание поведения;
  3. форма фиксации – привычка, поведенческая традиция;
  4. в отличие от права или морали обычаи предполагают не согласование поведения с предписанными требованиями, а его воспроизведение в устоявшемся варианте.

Разновидностью обычая выступает традиция. Но если обычай всегда складывается стихийно, то традиция может устанавливаться сознательно (например, профессиональные традиции).

Связь обычая с правом:
1. Является одной из форм формирования права – древнейшее право во многом возникало из обычаев.

Официально признаваясь государством путем санкционирования (придания обычаю общеобязательной силы), нормы обычаев трансформировались в нормы обычного права (Русская правда, Салическая правда). В настоящее время обычное право функционирует наравне с нормами права в правовых системах традиционно-общинного типа.

2. Право может поддерживать социально значимые обычаи, стимулировать их осуществление (торжественная регистрация брака, присяга должностных лиц государства).
3. Право может запрещать социально вредные обычаи (так, российское законодательство, учитывая специфику обычаев народа Кавказа, устанавливает повышенную ответственность за убийство на почве кровной мести).

4. Право может относиться нейтрально к обычаям, не имеющим социально ценного или социально вредного характера (например, празднование дня рождения).Общие черты нормы права и обычая:
· Являются общеобязательными правилами поведения людей.

· Рассчитаны на многоразовое применение.
· Неперсонифицированы – обращены к неопределенному кругу субъектов.

Различие нормы права и обычая:

ОБЫЧАЙПРАВО
1. Появляется с возникновением общества.1. Появляется с возникновением государства.
2. Выражает волю всего населения.2. Выражает государственную волю.
3. Существует в сознании определенной социальной группы.3. Закрепляется в специальных формах – нормативно-правовых актах.
4. Соблюдается в силу привычки.4. Соблюдается как принудительно, так и сознательно.
5. Нет деления на права и обязанности.5. Существует деление на права и обязанности.
6. Обеспечивается силой общественного мнения.6. Обеспечивается государственным воздействием вплоть до принуждения.

Дата добавления: 2014-11-24 ; просмотров: 18 | Нарушение авторских прав

Закон, право и права

В статье 1 Конституции РФ говорится, что Россия — правовое государство. На первый взгляд может показаться, что правовое государство — это государство, в котором есть право, т. е. действуют правовые нормы. В таком случае большинство государств будут правовыми. Ведь государства используют право во всех сферах деятельности, а правовые нормы, в свою очередь, всегда санкционируются государством.

Однако на самом деле ни одного абсолютно правового государства никогда не было. Такое государство существует пока что только в сознании учёных и мыслителей, а реальная система общественных отношений, которая складывается на основе действующего права, называется правопорядком.

Идея правового государства — одно из важнейших достижений человеческой цивилизации. Она зародилась в эпоху Античности. Древнегреческие философы Сократ, Платон, Аристотель развивали мысль о том, что государственность возможна лишь там, где господствуют справедливые законы, которым должны подчиняться все. Однако в реальной жизни народное собрание античного полиса могло принимать любые решения вплоть до изгнания гражданина по надуманным основаниям. Расцвет идеи правового государства относится к Новому времени. Философы Дж. Локк, Ш. Монтескьё, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант искали альтернативу абсолютным монархиям того времени. У Дж. Локка идея господства права предстаёт в виде государства, в котором верховенствует закон, признающий неотчуждаемые естественные права и свободы индивида, реализующий идею разделения властей. Закон должен не ограничивать, а сохранять свободу, считал Локк. Немецкий мыслитель И. Кант определял государство как «объединение множества людей, подчинённых правовым законам». Что понимали философы Нового времени под «справедливыми» и «правовыми » законами?

Термин «правовое государство» имеет аналоги в немецком и английском языках (нем. Rechtstaat\ англ, rule of law — «верховенство права»).

Правовое государство — это способ организации общества, при котором реализуются принципы верховенства закона, разделения властей, взаимной ответственности государства, общества, личности. В правовом государстве обеспечивается ответственность власти перед населением.

Наша страна стремится к построению правового государства. Статья 2 Конституции РФ гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

Обычное право. Обычаи в законодательстве РФ

Обычаи и обычное право — явления тесно связанные, но не равнозначные. Термин «обычное право» в дореволюционной этнографии обозначал совокупность всех поведенческих норм доклассового общества. В современной зарубежной науке используются также термины «примитивное право», «племенное право», а соответствующий раздел этнографии обозначается как антропология права или правовая антропология. С точки зрения позитивного учения о праве, центральным звеном которого является признание тесной связи между правом и государством, ни термин «право», ни термин «обычное право» не могут быть применены к доклассовому обществу.

По мнению ряда правоведов и этнографов, обычное право не может регулировать отношения между индивидами, поскольку в качестве субъектов выступали группы лиц (общины). Даже с появлением парной моногамной семьи община утратила часть, но не потеряла вовсе роль субъекта обычного права.

С появлением закона обычное право не исчезло, но сфера его действия значительно сузилась. Если ранее нормы обычного права применялись и в связи с убийствами, то теперь лишь закон распространял свое действие на эту сферу. Изменились и субъекты обычного права: вместо родственников — индивиды. Постепенно стал исчезать и принцип коллективной виновности .

Отклонение от норм обычного права нельзя рассматривать как преступление или проступок. Главным моментом в нарушениях норм обычного права является причинение ущерба, которое рассматривается как причинение обиды. Суть норм обычного права состоит в прекращении вражды, примирении сторон, одним из принципов которого выступает эквивалентность причиненного ущерба и возмещения.

Таким образом, обычное право — санкционированные государством нормы первобытных обычаев, отражающие интересы общности и охраняемые силой государственного принуждения. Примеры:

Законы царя Хаммурапи,

Законы 12 Таблиц,

Законы Ману,

«Салическая правда»,

«Русская правда».

Если нормы не получали признания государства, они оставались лишь бытовыми обычаями.

Сегодня обычное право существует в ряде стран Южной Америки, Юго-Восточной Азии и Африки. Но и в развитых государствах нормы, регулирующие семейно-брачные отношения, наследование, ряд правил хозяйственной деятельности, есть узаконенные государством обычаи. Так статья 5 ГК РФ, посвященная обычаям делового оборота, гласит: «Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе». В ст. 848 ГК говорится: «Банк обязан совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, установленные в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота, если договором банковского счета не предусмотрено иное». Аналогичные ссылки на обычаи содержатся в ст. ст. 852, 853, 862 и других нормах ГК РФ.

Примером правовых обычаев можно назвать ст. ст. 130, 131, 132, 149 Кодекса торгового мореплавания РФ 1999 г. Например, ст. 149 Кодекса Торгового Мореплавания гласит: «Перевозчик обязан доставить груз в срок, а если он не установлен, в обычно принятые сроки».

Статья 99 Конституции РФ, не употребляя слова «обычай», тем не менее, закрепляет давно сложившееся правило, согласно которому «первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат». По мнению Е. В. Колесникова, именно на основе соответствующих обычаев изданы указы Президента РФ о Дне государственного флага, о символике России, о возвращении некоторым городам и населенным пунктам их старинных названий; введена процедура инаугурации (вступления в должность) избранных народом президентов и губернаторов, принятия ими присяги. Сохраняется обычай увековечивать память выдающихся людей — государственных и общественных деятелей, полководцев, писателей, поэтов, художников; лиц, погибших в Великой Отечественной войне.

Право и мораль

В регулировании общественных отношений право взаимодействует с моралью. Применение норм права требует проникновения в нравственную основу человеческих отношений. В сравнении с иными социальными нормами у морали наиболее широкая сфера действия. Но сферы действия права и морали в значительной мере пересекаются. Мораль есть особый тип нормативной регуляции, представленный совокупностью норм и принципов, распространяющих влияние на все общество. Общечеловеческое содержание морали воплощается и в правовых нормах. Мораль соединяет в себе абсолютные ценности, в силу чего моральные нормы и оценки являются высшим критерием правомерного поведения. Как форма общественного сознания, комплекс отношений и норм мораль зародилась раньше политической и правовой форм сознания. Принципы морали – это основные начала, исходные требования, охватывающие общественную и личную жизнь человека. Основные права человека – юридическое выражение его свободы и достоинства. Право и мораль входят в культуру общества и служат общей цели – согласованию интересов личности и общества. Право в целом соответствует моральным ценностям. М.Н.Марченко отмечает, что мораль и право имеют общие сферы распространения и регулирования, при этом по сравнению с нормами права нормы морали имеют более широкий характер правового регулирования. «Отношения дружбы, любви, многие семейные и другие отношения могут регулироваться лишь нормами морали или иными социальными нормами, но не нормами права».

В теории государства и права соотношение права и морали рассматривается с позиций их единства, различия и взаимодействия. Единство права и морали характеризуется:

  • нормативностью права и морали, заключающейся в совокупности определенных норм, являющихся эталоном и критерием оценки поведения;
  • универсальностью права и морали, которая проявляется в том, что они распространяются на все общественные отношения, т.е. являются самыми универсальными регуляторами в системе социальных норм;
  • общностью права и морали, которая выражается в одинаковой оценке ими экономического базиса, идеологии, политики и других сфер человеческой жизнедеятельности.

Различие между нормами права и морали:

  • по происхождению: нормы права устанавливаются и санкционируются государством, нормы морали формируются обществом. Нормы морали возникли раньше правовых норм, сформировавшихся только после образования государства и права;
  • по сфере действия: нормы права регулируют те отношения, которые государством возведены в закон, обеспечиваются и охраняются его принудительной силой, в то время как нормы морали оказывают влияние не только на правовые отношения, но и на совокупность общественных отношений, не урегулированных правом;
  • по структуре: правовые нормы состоят обычно из трех элементов – гипотезы, диспозиции, санкции, в результате чего очень детально формулируются дозволения, запреты или предписания. Нормы морали выступают в виде обобщенных правил поведения и принципов;
  • по способу обеспечения: реализация норм права поддерживается принудительной силой государства, мораль обращается к совести индивида. В случае нарушения норм права к виновному могут быть применены виды наказания, предусмотренные нормами права, в случае нарушения моральных норм применяется лишь общественное порицание.

Взаимодействие права и морали проявляется в их взаимопроникновении и взаимовлиянии: моральные принципы справедливости, равенства, гуманизма стали основополагающими положениями действующего законодательства. Право поддерживает требования морали юридическими санкциями, защищая минимум нравственности. Мораль оказывает активное воздействие на правосознание и тем самым способствует реализации норм права.

Список литературы

1. Белкин А. А. Обычаи и обыкновения в государственном праве. // Правоведение. 2006. № 1.

2. Колесников Е. В. Обычай как источник советского государственного права// Правоведение. 1989. № 4.

3. Малова А. В. Правовой обычай и его виды. // Сибирский юридический вестник. 2007. № 1.

4. Теория государства и права. Учебник. // Под ред. Пиголкина А. С. — М., 2006.

5. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права. Учебник. — М.: Юристъ, 2004

  • Технологии для обработки графики
  • Перечень, сферы применения и принципы устройства процессоров в зависимости от набора команд
  • Применение мультимедийных технологий в бизнесе (Информационные технологии в менеджменте)
  • Технология работы с документами (Организация документооборота)
  • Проектирование баз данных, его этапы и задачи (Этапы планирования БД:)
  • Проектирование баз данных, его этапы и задачи (Факультет: Математическое обеспечение и администрирование информационных систем)
  • Функциональная технология управления эффективностью бизнесом
  • Структура и компоненты системы электронного документооборота
  • Распределение рабочей нагрузки. Правила организации эффективного отдыха (Школы тайм-менеджмента)
  • Физическая культура в профессиональной подготовке студентов (Основные понятия, термины физической культуры)
  • Управление коммуникациями в проекте (Планирование коммуникаций)
  • Спиральная модель жизненного цикла

Право и религиозные нормы

Сходство норм права и религиозных норм имеет практически те же черты, что и сходство норм права и норм морали, и выражается в нормативности (совокупность определенных норм, являющихся образцом, масштабом поведения людей); универсальности (эти нормы распространяются на общественные отношения); общности права и религии (в нормативно-ценностных критериях правомерного и неправомерного). В то же время между правом и религией есть принципиальные различия. Предписания той или иной религии распространяются лишь на лиц, исповедующих определенную религию. С другой стороны, современное право европейских стран в значительной степени испытало на себе воздействие христианства. Например, равноправие мужчины и женщины было закреплено в праве благодаря идеям и нормам Нового Завета. В настоящее время ряд мусульманских стран широко использует в практике нормативного регулирования законы шариата. Влияние религиозных норм на право четко прослеживается при анализе структурных элементов правовых систем современности (англосаксонской, романо-германской, славянской, мусульманской и др.). В настоящее время принято выделять семьи религиозного права, где в качестве основных источников права выступают религиозные нормы и ценности, наблюдается тесное переплетение юридических положений с религиозными правилами, нормативно-правовые акты имеют вторичное значение, право во многом основано на системе религиозных обязанностей, признается Божественное происхождение права.

Конституция РФ, Федеральный закон «О свободе совести» гарантируют в России свободу совести и вероисповедания, равноправия конфессий, возможность для верующих замены военной службы альтернативной гражданской службой. УК РФ устанавливает уголовную ответственность за воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповедования. В тоже время законодательство запрещает деятельность тоталитарных сект и оккультных религий, подавляющих личность. В соответствие с законом «Об общественных объединениях» существует норма, запрещающая деятельность религиозных организаций, если она связана с проявлениями насилия над личностью и иным причинением вреда жизни, здоровью, или с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей. Участие в деятельности подобных религиозных организаций уголовно наказуемо.

Религиозные нормы, религиозная (духовная) власть в мире не перестала оказывать влияние на общество и государственную власть. В настоящее время, например, конституционные монархии во многом используют отдельные религиозные нормы и традиции даже на уровне государственного права. Законодательство Великобритании признает монарха и главой государства и главой Церкви, не говоря о том, что во многих странах мира отдельные религиозные праздники считаются и государственными праздниками. Церкви разрешено участвовать в общесоциальной деятельности. В Греции, например, статус Церкви регулируется на конституционном уровне, закреплено особое положение православной конфессии по сравнению с другими, установлен религиозный текст присяги главы государства и др. В большинстве стран мира, и прежде всего в мусульманских государствах религиозные нормы являются одним из основных источников права.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Шампиньон.

Различия бледной поганки и шампиньона