в

Разница между поздней и ранней лирикой Лермонтова

Ведущие темы в лирике Лермонтова

Тема одиночества в лирике поэта-изгнанника. Стихотворение «Парус»

Лирика Лермонтова весьма многогранна. У него есть стихотворения любовной, пейзажной, философской, гражданской тематики. Большинство его лирических произведений, даже посвященных Родине, природе, любви пронизаны мотивами одиночества, печали и разочарования.

Перед поступлением в Школу гвардейских подпрапорщиков семнадцатилетний Лермонтов,гуляя по берегу Финского залива, увидел вдалеке парусник, который вдохновил его на написание стихотворения «Парус». Конец лета 1832 г. был временем перемен для поэта: он переехал в Петербург, решил сменить учебное заведение.Главной в стихотворении стала тема одиночества,поиска себя и выбора жизненного пути. «Парус» – это лирическая новелла с философским подтекстом, имеющая черты элегии. Композиция стихотворения состоит из трех четверостиший, в которых пейзажи морских просторов перекликаются с душевными переживаниями героя.

Реально существующий парус, белеющий «в тумане моря голубом», является олицетворением сущности человека и его судьбы. Образ «мятежного» паруса – символ мятущейся одинокой души поэта. Символичен и образ морской стихии: играющие волны, бескрайние просторы аллегорически представляют жизнь с ее волнениями, безграничными возможностями, неизвестностью, переменчивостью.Огромное море «играет волнами», его воды «светлей лазури», солнце освещает парус золотыми лучами. Но парус затерялся в «тумане моря», его мачта гнется от ветра. Парусу поэт приписывает стремления собственной души, задает вопросы, на которые сам ищет ответы: «Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?» Метания души переданы в строках про счастье, которого он не избегает, но и не ищет. Цель не счастье, а сам путь. Несомненно, что он в поисках не тихой гавани, а бури, словно буря может помочь обрести покой мятущейся душе.Для лирического героя покой не бездействие, буря олицетворяет бурную деятельность, придающую смысл жизни. Он романтический бунтарь, который стремится окунуться в глубину жизни.

Это самое знаменитое пейзажно-философское стихотворение Лермонтова сам автор не считал значимым и не включил «Парус» в свой поэтический сборник 1840 г. Образ паруса изображен Лермонтовым в акварельной работе.

Преодоление разочарованности в жизни, стремление к деятельности

О Лермонтове часто писали как о разочаровавшемся в жизни меланхолике. Какой вздор! Ему был противен жандармский порядок государства, в котором он жил, а не жизнь в подлинном ее понимании, он не отрицал и не мог отрицать смысл самой жизни. Ему было дорого все лучшее и светлое; в жизни. Он ненавидел гнет и неволю, а не жизнь вообще. Главной чертой Лермонтова — человека и поэта — было бесстрашие, а не разочарование в жизни. Не отказом от жизни порождено стихотворение «На смерть поэта». Оно родилось в бою за жизнь, в борьбе против ее врагов. Кто потерял веру в жизнь, тот не борется и не сражается за нее, а существует, махнув рукой на все. Поэзия же Лермонтова — это мятеж против душителей жизни и всего живого, всего прекрасного. Отсюда и боль, чувство одиночества, тоска и горечь, которые естественным образом стали мотивами его творчества. За жизнь больно только тем, кто ее любит.
Лермонтов начал понимать бесплодность и бесперспективность индивидуалистического Протеста, бессилие бунтарства гордой одинокой личности, оторванной от народа. Поэт постепенно преодолевает юношеский индивидуализм, судит о жизни более трезво и объективно. В стихотворении “Гляжу на будущность с боязнью…” он пишет:

“Земле я отдал дань земную
Любви, надежд, добра и зла;
Начать готов я жизнь другую,
Молчу и жду: пора пришла”.

Роман «Герой нашего времени»

Рассматривая композицию построения романа можно увидеть, что хронологический порядок событий не совпадает с последовательностью его частей. Следовательно фабула, которая отражает хронологию происходящего, не совпадает с сюжетом, который распределяет события, исходя из целей автора

Таким способом написания Лермонтов хочет отвлечь внимание читателя от происходящей истории и сконцентрировать его на личной жизни героя. Так автор заранее рассказывает о смерти Печорина, чтобы читатель не думал об исходе дуэли, а прочувствовал переживания героя

Для более глубокого погружения во внутренний мир главного героя Лермонтов показывает его глазами других персонажей произведения. События отодвигаются на задний план, уступая место нравственным и философским вопросам: принимать ли мир, в котором не достижимо счастье? Относится ли к происходящему разумно и свободно или дать волю слепой вере в предопределение?

Характер Печорина схож с Евгением Онегиным. Его душа охладела и страдает от тоски, от скуки. Он ничего не ждёт от судьбы, но готов отдаться воле чувств, пока жар его сердца не остыл. Печорин скептик, склонный постоянно анализировать происходящее, и это приносит ему много мучений. Он не может найти идеала в любви, что неизбежно приводит к краху в отношениях. Сам Лермонтов описывая главного героя, не даёт ему оценок, не осуждает его.

Из романтизма в романе постепенно открывается путь к реализму. К тому же его можно отнести к психологическому произведению. С этих пор в литературе роман в его классическом виде станет психологическим, и главное место в нём будет уделяться внутреннему миру персонажей. Произведение «Герой нашего времени» стал одним из необычайных явлений в русской литературе. А споры об образе главного героя и об идеях романа ведутся и по сей день.

Прожив недолгую, но яркую жизнь, Лермонтов оставил после себя прекрасное наследие. Кто знает, сколько ещё замыслов не успел он осуществить, и чего лишились поклонники его таланта. Толстой писал о нём: «Вот кого жаль, что так рано умер… Какие силы были у этого человека! Что бы сделать он мог! Он начал сразу как власть имеющий». Благодаря постоянным исследованиям творчества поэта, в распоряжении читателей сейчас находится шеститомное академическое собрание сочинений Лермонтова и материалы о его жизни и творчестве «Лермонтовская энциклопедия».

Лирика Лермонтова: основные темы и мотивы

http-equiv=”Content-Type” content=”text/html;charset=UTF-8″>class=”entry-content clearfix”>

Лермонтов был великим поэтом девятнадцатого века. Он оставил после себя огромное наследие, где особое место можно отвести лирике. В целом писатель творил в эпоху романтизма, что не могло не отразиться на его произведениях. Однако поэту удавалось каждое стихотворение дополнить своим видением, что делало его стихи особенными. В своем творчестве Лермонтов охватывал разнообразные темы, многие из которых актуальны и в настоящее время.

Темы и мотивы лирики Лермонтова

Лирика Лермонтова, основные ее темы и мотивы писатель направлял на поиски духовности, на борьбу против общества, что было настроено против него. Он пытался философствовать, размышляя не тему смысла жизни, взаимоотношений природы и человека, затрагивал и тему одиночества. Если о лирике Лермонтова сказать очень кратко, то писал он на разные темы, и его стихи отличались по настроению. Однако все их можно мысленно разделить на категории, где характерными будут несколько направлений.

Ранняя лирика Лермонтова

Свои силы на литературном поприще поэт стал пробовать в раннем возрасте. Несмотря на разнообразие жанров его произведений, основой его работ была лирика. Здесь стоит отметить именно раннюю лирику Лермонтова, которая сначала имела подражательный характер. И это понятно, писатель только учится, и глядя на предшественников, берет с них пример. Но вместе с этим, он не следует установленным традициям, а пытается все переосмыслить и выдать читателю свое видение, затрагивая важные темы и мотивы в своей лирике.

В ранней лирике Лермонтов виден как романтическая личность, где его творческие работы представляли собой некий дневник человека, что пытается познать себя. В своем раннем творчестве Лермонтов затрагивает проблемы социально-исторического характера, и в его работах мы видим патриотическое начало, которое только начинает закладываться в поэте. Примером того может быть стих Я видел тень блаженства. К тому же на начальном этапе писательской деятельности поэт затрагивает тему любви, где выделяется лермонтовский Нищий. Завершается этап ранней лирики поэта его стихотворением Нет, я не Байрон.

Любовная лирика Лермонтова

Среди раскрытых тем в лирике Лермонтова можно выделить и тему любви. Однако, читая произведения поэта, возникает грусть. Ведь вся его любовная лирика наполнена пессимистическими нотами. У Лермонтова очень много стихотворений о любви, но эта любовь не взаимная, да и для героев его стихотворений о любви сама любовь и понятие люби разное. Если для лирического героя все серьезно и он готов отдаться прекрасному чувству, то для героини это всего лишь очередная интрижка. Тому примером может быть стих Заблужденье купидона. А вообще, лермонтовские стихотворения о любви перечислять можно долго. Все они составляют любовную лирику писателя и все они противоречивы. С одной стороны мы видим надежду, но в итоге она сменяется мотивами одиночества и разочарованием.

Философская лирика Лермонтова

Какую бы тему поэт не затрагивал, какой бы мотив он ни выбирал, все равно основным направлением его работ были философские размышления. Здесь прослеживаются рассуждения о бытии, боге, о свободе и неволе человека, и смысле жизни. Лермонтов пытается понять тему смерти, раскрыть и понять тему любовного чувства и многое другое. Философская лирика Лермонтова направлена на борьбу двух начал, на поиск гармонии, на раскрытие тем и мотивов веры и неверия.

Родина в лирике Лермонтова

В своих работах писатель не прошел и мимо темы Родины. Он затрагивал ее, как и многие другие русские писатели. В своих стихотворениях поэт противопоставляет Родину государству и заявляет, что ему не приемлемо политическое устройство с его прогнившими схемами правления. Он называет Россию страной рабов и господ. Однако Родину свою Лермонтов любил. С ее природой, пейзажами, самобытностью. Эта любовь чувствуется и в стихотворении Родина или Русская мелодия.

Одиночество в лирике Лермонтова

На уроке, посвященному лирике Лермонтова, мы познакомились с основными темами и мотивами его стихотворений. Как раз тема одиночества является одной из важных тематик писателя и поэта. При этом мы видим, что чувство одиночества для Лермонтова естественно, ведь в душе писатель чувствовал себя чужим среди людей. Как говорил Белинский, Лермонтов был поэтом другой эпохи. Вот и его лирический герой постоянно ищет покой для души, бежит от толпы, подобно изгнаннику. Тему одиночества мы видим, например, в стихотворении Узник. Лермонтов пишет, что одинок его герой и нет отрады. Также видим тему одиночества в его стихотворении Пленный рыцарь и во многих других работах.

Будущее и прошлое

Тема будущего появляется в нескольких произведениях. Лирический герой будто находится на краю пропасти: брошенный и забытый. Он вновь пытается найти родственную душу, но поиски тщетны. Неизвестность и страх перед будущим вырастают до космических масштабов, заставляя глобально задуматься о том, что нас ждёт.

Тема смерти также волновала поэта. Можно предположить, что смерть с точки зрения Лермонтова должна мыслиться как освобождение от оков бренной жизни, но это не совсем так. Лирический герой прекрасно знает, что именно ждёт его дальше, но радуется не самому факту смерти, а, скорее, факту отсутствия жизни:

На втором этапе творчества писателя усиливается мотив тоски по родственному духовному общению; отрицание жизни выходит на новый уровень. Толпа, которая в ранней лирике просто не могла понять лирического героя, теперь изображается всё более бездушной и лицемерной. Одним из центральных стихотворений является «Дума», где современное Лермонтову общество показано как духовно опустошённое, постоянно требующее новых лёгких развлечений. Заметно стирание характерных романтических черт. Лирический герой, ощущая конфликт между полнотой жизни и собственным внутренним миром, стремится найти высшую свободу без какого-либо протеста.

Попытки лирического героя найти покой или более комфортное душевное состояние оборачиваются крахом, а трагедия вечной неуспокоенности достигает апогея. Покой у Лермонтова связан с достижением цели, отказом от быта и приобщением к народной жизни. Например, в стихотворении «Родина» (1841) показаны идиллические пейзажи и картины народной жизни, в созерцании которых душа лирического героя приближается к спокойствию.
Подводя итоги, лирику Лермонтова кратко можно охарактеризовать следующим образом. Первые поэтические опыты и поэмы были написаны под влиянием романтической традиции Байрона и стихотворений Пушкина. В дальнейшем образ лирического героя, круг тем и мотивов конкретизируются, чувство одиночества и обречённости становится острее. Отрицание постепенно сменяется утверждением. В сферу внимания лирического героя включается быт, у него появляются новые ценности, связанные с демократической, народной точкой зрения.

Проведённый анализ творчества раскрывает образ лирики поэта и её своеобразие. Эта информация поможет учащимся 9-10 классов при подготовке к сочинению на тему «Лирика Лермонтова».

Самые популярные материалы марта для вашего класса:

Анализ стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!» Пастернака

«Бедность не порок» главные герои

Изображение войны в романе «Война и мир»

Почему Раскольников сделал явку с повинной?

Анализ стихотворения «Люблю» Маяковского

Описание деревни Плюшкина

Краткое содержание «Война и мир»

Любовь к Родине

Болконский и дуб

Анализ «Судьба человека» Шолохов

Особенности лирики Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов оставил бесценное наследие в литературе как создатель лирических, прозаических и драматических произведений. Основной особенностью лирики Лермонтова в ранний период творчества стал ее бунтарский дух. Поэту довелось творить в эпоху жесточайшей политической реакции правления Николая I после подавления восстания декабристов, когда жестко пресекались любые попытки свободомыслия. Не принимая существующие порядки, Лермонтов-лирик напророчил себе судьбу одинокого странника, изгнанника, скитальца.Лирический герой его произведений наделен в большей или меньшей степени чертами самого поэта. Это одинокая личность, неудовлетворенная действительностью, не признающая низменных ценностей и мелочных страстей, бездуховности и пошлости общества, которое живет в полном противоречии с законами природы.

Особенностью лирики Лермонтова позднего периода его творчества стало философское осмысление законов мироздания, психологический подход к природе человеческих взаимоотношений. В своих пейзажно-философских стихотворениях он пытался найти ответы на «вечные вопросы» человеческого бытия.С детства Лермонтов относился к природе с восторженной, почти мистической любовью. В природе поэт видел высшие для себя ценности: свободу и совершенство. Природой наполнены поэтические размышления и живопись Лермонтова, потому что суть природы отвечает его внутреннему состоянию, его стремлениям к идеалу. Поэт Константин Бальмонт писал: «Лермонтов – звездная душа, родственная с тучами и бурями, тоскующий поэт, которому грезились воздушные океаны, с которым говорили демоны и ангелы».

Словарь

Пансион – закрытое учебное заведение с проживанием.

Корнет – младший офицерский чин.

Крамольный – призывающий к бунту, мятежу.

Элегия – лирическое произведение с философскими размышлениями.

Баллада – лирическое произведение с историческим или легендарным сюжетом.

Роптать – жаловаться, высказывать недовольство.

Оазис – небольшая часть пустыни с водоемом и растительностью.

Мираж – оптический обман, заставляющий видеть изображение там, где его нет.

Эпитет – художественное выразительное определение.

Метафора – скрытое сравнение, основанное на переносе свойств или действий одного предмета на другой.

Чинара – южное дерево с большими листьями.

Антитеза – противопоставление.

Инверсия – измененный порядок слов.

Лейтмотив – основной, ведущий мотив.

Вступление. Личность Лермонтова.

Лермонтов – одно из удивительных явлений в литературе. Он погиб, не дожив до 27 лет, а создал такие шедевры, которые дали ему право войти в число великих писателей. А как хорошо, что гигант мировой литературы Лев Толстой признавался, что его эпопея «Война и мир» выросла из лермонтовского «Бородина».
В чем суть завещания будущему таких поэтов, как Лермонтов? Прежде всего в том, что их творчество служило передовым идеям своего времени, добру, справедливости, свободе и борьбе за счастье людей. А это всегда остается главной миссией поэта. Разве Пушкин завещал не то же самое поэтам в своем знаменитом «Памятнике»? «Как и всякий настоящий, а тем более, великий поэт, — писал И. Андроников, — Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека.»1

Литература. 9 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В. Я. Коровиной

Урок 39

ДВА ПОЭТИЧЕСКИХ МИРА: ПУШКИН И ЛЕРМОНТОВ

Цели: изучение биографии; обучение работе с учебником; сопоставление стихотворений «Пророк» Лермонтова и Пушкина.

Ход урока

I. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя.

— Почему на наших уроках Лермонтов следует, как правило, сразу же за Пушкиным?

— Как сложилась его судьба?

С жизнью и личностью Лермонтова учащиеся уже знакомились в 5—8 классах, поэтому вспоминают биографию.

— Сравните ее с судьбой Пушкина. Почему жизнь Лермонтова оборвалась в 27 лет?

2. Чтение и анализ стихотворений.

1) «И скучно и грустно, и некому руку подать…».

— Не кажется ли вам странным, что встречу с Лермонтовым мы начинаем со столь безысходных строк? Определите их жанр.

Да, это элегия, но — лермонтовская. Как вы отнеслись к откровенному безверию Лермонтова, к его пронзительным, горестным вопросам и столь же безотрадным ответам, наконец — к заключительным строкам, где отчаяние, пессимизм его достигают трагического предела?

2) «Душа моя мрачна…».

Художника объясняют и его читательские, и творческие тяготения. Любимый поэт Лермонтова — Байрон, и он открыто в этом признается, переводя одно из самых значительных и едва ли не самое «байроническос» стихотворение английского поэта, ставшее и лермонтовским: «Душа моя мрачна…».

Почему в лирике Байрона — а Лермонтов читал его в подлиннике, в совершенстве владея английским языком, — русский поэт избрал именно эту страницу? Каков жанр стихотворения? Понятна ли вам элегия Байрона — Лермонтова «Душа моя мрачна…»? Как вы встретили завершающий ее крик души: «…Я слез хочу, певец, / Иль разорвется грудь от муки»?

И вновь — возвращение к Пушкину: сопоставим его элегии с лермонтовскими. (Трагизм поэтического мира Лермонтова; безысходность одиночества как характерно лермонтовский мотив; пессимизм поэта, байроновская мировая скорбь) в лирике Лермонтова. Испытание жизнелюбия и надежд как смысл лермонтовского «Узника»; его композиция, обратная одноименному стихотворению Пушкина; реалистический образ тюрьмы в противоположность романтической «темнице». Метафоричность пейзажных образов Лермонтова — символика одиночества и безответности. Элегия как жанровая форма лермонтовской лирики, прерывистость, трагическая напряженность ритмико-интонационного строя лермонтовских элегий; их диалогичность; природа как инобытие лирического «я» поэта.)

3. Работа со статьей учебника «Два поэтических мира» (с. 183—1 84).

4. Сопоставление стихотворений: «Пророк» Пушкина и «Пророк» Лермонтова.

Пушкин

Лермонтов

— преображение человека в пророка;

— ясный гармоничный миф;

— богатство, разнообразие мира;

— торжество будущей и настоящей жизни

— мир отвергает пророка для службы человечеству;

— «мир страданий и слез»;

— контраст света и тени, добра и зла;

— отрицание жизни, несмотря на утверждение высших ценностей

Известный русский филолог Л. В. Пумпянский писал, противопоставляя Лермонтова Пушкину: «Утеряв «бездну пространства» каждого пушкинского слова, он создал «бездну движения», в которой тонут слова и стихи». «Бездна движения» — эту метафору можно применить и к стилю Лермонтова, к его поэтической мысли и к самой его мыслящей личности. Мысль Лермонтова никогда не застывает, не образует законченной системы тезисов. Не стоит ждать от лирики Лермонтова готовых ответов, выводов, итогов: едва ли не каждое его стихотворение — арена отчаянного спора идей, «боренья дум», незавершенного и открытого.

— Найдите в стихотворении Лермонтова «Пророк» подтверждение этих слов.

5. Работа со статьей учебника о М. Ю. Лермонтове (с. 181—182) с элементами конспектирования по вопросам.

— Как Белинский характеризовал пафос лирики Лермонтова?

— Каково лирическое «я» раннего Лермонтова?

— Чем отличается поздняя лирика Лермонтова?

— Как вы понимаете выражение «преемник Пушкина»?

III. Итог урока.

Домашнее задание:

1) подготовить рассказ о тех периодах творчества великого поэта, которые вам покажутся особенно интересными (вопрос 3 учебника-хрестоматии, с. 182—183). (Учитель должен проконтролировать, чтобы были охвачены все периоды жизни и творчества поэта.);

2) выучить одно из лирических стихотворений Лермонтова; проанализировать его;

3) индивидуальное задание: чтение и разбор стихотворения «Смерть Поэта».

ПредыдущаяСтраницаСледующаяСтраница

Оглавление

Художественный образ Лермонтова

Наполнением поэзии Лермонтова, по мнению Белинского, служили «нравственные вопросы о судьбе и правах человеческой личности». Дворянское общество не могло смириться с духовной и политической несвободой, и именно вопрос освобождения людей от гнёта отражался в творчестве поэта.

Романтизм в творчестве

Ранняя лирика Лермонтова наполнена стремлением жить в согласии с идеалом, его герой грезит об испытаниях, гражданских подвигах и славе. На самом же деле общество не требует от него подвига и отваги, и его жертвенность кажется бессмысленной.

Поэт воспитывался на книгах в жанре романтизма. Он читал Андре Шенье, Байрона, Пушкина, Жуковского. Своё первое стихотворение он написал в 14 лет, к этому времени подражателей романтизма было много, юные поэты копировали мотивы и образы именитых поэтов России и Европы.

Свой опыт в литературе Лермонтов стремится перенести в личную жизнь, опираясь на представления, взятые из книг. Исходя из своей биографии, Лермонтов делает вывод, что он избранный, что его судьба трагична и загадочна. Он мнит себя героем, которому предстоит решить вопросы нравственного и социального устроения мира. Весь мир будет свидетелем его пути, на котором его ждут страдания и жертвенность.

Конфликт с действительностью

Лермонтову кажется, что окружающий мир уничтожает его возвышенные чувства, он видит, что человек и общество разделены между собой. Человек, по его мнению, одинок, отделённый от непроницаемого мира, он погружён в себя. Лермонтов, в отличие от Жуковского и Пушкина, которые объединяли человека с миром, видит вражду между ними.

Жизнь в представлении Лермонтова дисгармонична. В своём творчестве он использует приёмы, передающие разорванность жизни и души человека, отчего только более ясно чувствуются желания самого поэта найти эту гармонию вокруг и внутри себя.

Поэзия Лермонтова отражала важные изменения в обществе дворянской интеллигенции. Люди, борющиеся с ограничением духовной и политической свободы, после декабристского восстания были лишены возможности действовать открыто. Права людей, по их мнению, были ущемлены, и общество потеряло веру в возможность что-либо изменить.

Поэт стал воспринимать действительность только через оценку прав личности. Его неприязнь к обществу напрямую была связана с ограничением этих прав и отрицанием достоинства человека. Романтический протест личности распространялся на все области и принимал облик то героического желания свободы, то разрушительной мстительности.

Таким образом формировался внутренний мир молодого поэта. Его жажда воплощения своих мечтаний в жизнь не оправдала себя. Так же как и героям Жуковского, Пушкина и Батюшкова, ему не удаётся осуществить свои романтические книжные мечты. Его поэзия отражает трагедию героя, не сумевшего осуществить своё предназначение.

Лирический герой

В произведениях Лермонтова главным героем является молодой мужчина, избранный судьбой, его тяготят трагические воспоминания, а чело его отмечено «печатью страстей». Эти признаки автор переносит на свою личность, такой приём объединения книжного персонажа с подлинным человеком является особенностью и новаторством Лермонтова.

Особенности образа и характера «лермонтовского человека» неразрывно связаны с его восприятием жизни. Он остаётся верен себе с юных лет и до смерти. Лермонтов возвращается к началу русского романтизма, размышляя над отношениями человека с внешним миром, в том числе со Вселенной.

Поэт горел желанием лицезреть этот мир гармоничным и совершенным, без противоречий и конфликтов, населенный «чистейшими, лучшими существами». Он мечтал о доброте и сердечности, тогда как повсюду его ждали обман и порок. Но одной из особенностей романтизма является то, что романтики, пленённые совершенством и мечтами, лишены возможности достичь своего идеала.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Шампиньон.

Различия бледной поганки и шампиньона