в

Разница между повествованием и описанием

Описание

Когда что-то описывается, у нас перед глазами одна картинка. Только одна.

Например: «Я стоял на холме и смотрел на поле. Там паслись лошади. Трава волнами прогибалась от порывов ветра. Слева протекала река. Вода в ней рябилась и переливалась обжигающими огоньками на солнце. Вокруг летали бабочки. Где-то совсем рядом стрекотал кузнечик».

Вот это всё запечатлено на одном снимке. Это все происходит в один и тот же момент, то есть «картинки» в голове не сменяют друг друга. Я стою на холме, в это время стрекочут кузнечики, пасутся лошади, ветер колышет траву, на воде отблески солнца, вокруг меня летают бабочки».

Вот когда я шел за хлебом, я сначала вышел, потом перешел дорогу, потом открыл дверь в магазин – чувствуете, как одна картинка сменяет другую? Вот эта сменяемость нескольких «фотографий» говорит о повествовании, а одна «фотография» поля – об описании.

Описываться могут самые разные вещи:

  1. Местность.
  2. Внешний вид человека.
  3. Характер человека.
  4. Душевное состояние человека.
  5. Животное.
  6. Интерьер комнаты.
  7. Предмет искусства.

В школе школьники обычно через это все проходят. Они учатся описывать и картины, и интерьеры, и внешний вид / состояние человека.

Структура описания чаще всего такая:

  1. Вводная часть. В ней указывается, что мы собираемся описать. Например: “Я вижу перед собой картину «Богатыри»”.
  2. Собственно описание. Что изображено на картине, что находится на лугу, где пасутся лошади и пр.
  3. Оценка, впечатление от увиденного. «Луг очень красивый», «Эта картина поразительна».

Иногда эти элементы могут меняться местами. Например, у некоторых писателей можно встретить тексты, в которых они сначала описывают что-то и только потом говорят, что это. Или вообще не говорят, предлагая читателю самому догадаться.

Так описывается статуя Венеры в очерке Успенского «Выпрямила».

Текст

Текст – это совокупность последовательно расположенных предложений, абзацев, связанных одними мыслью, идеей, смыслом.

Существует ряд признаков, которые присущи только тексту. К этим признакам относятся:

  • Тематическое единство. Все части текста связаны одной мыслью, единым смыслом.
  • Развернутость. Тема текста полностью раскрывается через микротемы, подтемы. Подтемы и микротемы обеспечивают глубину текста и более полное раскрытие основной мысли.
  • Возможность членения. Любой текст можно разделить на синтаксические единицы: предложения, абзацы, сложные синтаксические целые. Не стоит принимать одно сложное, распространенное предложение, занимающее весь абзац, за текст.
  • Последовательность. Каждое новое предложение в тексте содержит информацию, способствующую более полному раскрытию темы в каждом последующем предложении. В тексте предложения не перескакивают с одной подтемы на другую, возвращаясь потом на первую.
  • Связность. Все предложения имеют целостную структуру и связаны между собой посредством разных видов связи.
  • Цельность. Полноценный текст не подразумевает вставки каких-либо дополнительных языковых средств, противоречащих замыслу автора.
  • Законченность. Этот признак указывает на завершение мысли автора и ее полное раскрытие.

Текст имеет две формы – внешнюю и внутреннюю.

Внешняя форма текста – это композиция (построение) текста и языковые средства, которые были использованы для достижения авторского замысла.

Внутренняя форма текста – это его содержание. Внутренняя форма текста включает следующие понятия:

  • Тема текста – о чем или о ком рассказывает автор читателю. Обычно тема текста отражена в заголовке, названии.
  • Авторский замысел – это основная мысль, идея, которую автор воплотил в тексте.
  • Основная мысль текста – это та проблема, которую осветил автор в тексте, которую он хочет донести до читателя, то, чему автор учит читателя, к чему призывает. Это главная причина, ввиду которой написан текст.

Несмотря на различия в стилях, типах текстов, каждый текст имеет единую структуру.

Структура текста:

  • Зачин или вступление.
  • Кульминация или основная часть.
  • Развязка или заключение.

Чтобы текст был гармоничным и единым, в нем используются определенные средства связи между предложениями.

К этим средствам связи относятся:

  • Лексический повтор.
  • Синонимичные замены.
  • Однокоренные слова.
  • Местоимения и местоимённые наречия, указывающие на предшествующее слово или на предшествующее предложение.
  • Родо-видовые понятия.
  • Перифраз.
  • Союзы.
  • Параллелизм синтаксических конструкций.

В одном тексте могут использоваться несколько видов связи, при этом они могут чередоваться между собой.

Типы речи – это функциональные разновидности текстов.

В русском языке существует всего три типа текста:

  • Описание.
  • Рассуждение.
  • Повествование.

Каждый тип имеет свои признаки, функции и цели.

Полезные материалы по теме

Вот вам картинка, сохраните себе на телефон.

Вот еще хорошее видео по теме. Разбираются типы речи в рамках 22 задания из ЕГЭ.

Обязательно загляните в четыре моих подборки с курсами по русскому языку:

  • Курсы подготовки к ЕГЭ.
  • Подготовка к ОГЭ.
  • Подготовка к ВПР.
  • Общие курсы по русскому для школьников, взрослых и иностранцев.

Советую вам пробежаться глазами вот по этим статьям. Они по темам, с которыми вы постоянно будете встречаться в школе.

  1. Что такое орфограмма – как правильно объяснять и выделять каждую орфограмму.
  2. Предложение – общая статья с ссылками на тексты про типы предложений и их основные характеристики.
  3. Лексика. Внутри статьи вы найдете много ссылок на другие тексты, например про омонимы, многозначные слова, синонимы и пр.
  4. Способы словообразования. В ней ссылки на статьи про все морфемы.
  5. Лексическое значение слова.

Я очень вам рекомендую приобрести учебник В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 класс» (ссылка ведет сразу на Лабиринт). Он хорош тем, что в нем собрана вся теория за пять лет школьного обучения, а практические упражнения вынесены в отдельные пособия. Это замечательный справочник для подготовки к ЕГЭ.

Я его рекомендую даже взрослым людям, которые приходят ко мне на курс по копирайтингу.

Как выделить основную мысль

При работе с любой литературой очень важно уметь самостоятельно выделять одну или несколько основных идей, это помогает составить сжатое изложение текста и способствует лучшему усвоению информации. Существует несколько инструментов и приемов, помогающих это сделать:

Существует несколько инструментов и приемов, помогающих это сделать:

  1. Следование логической нити. Вдумчивое чтение материала позволит выстроить тема-рематическую цепь, вместе с автором проследить за развитием логики повествования. Поясним термины: тема — это то, что уже известно, а рема — это новая информация. Часто такое изучение логического развития текста — чередования тем и рем — подсказывает его основной смысл.
  2. Ключевые (опорные) слова и их синонимы. Как и в случае с определением темы, здесь могут помочь ключевые слова и словосочетания, несущие важную смысловую нагрузку.
  3. Подзаголовки и абзацы. Чтение подзаголовков часто само по себе позволяет выстроить логическую цепочку, расшифровать авторскую задумку. Наряду с подзаголовками в текстовом материале встречается деление на абзацы, помогающее разграничить смысловые части, выделить то, что автор считает нужным особо подчеркнуть.
  4. Связь с темой. Определение темы всегда предшествует выделению основной идеи текста, являясь первым этапом его понимания. Уловив общую тематику и то, как именно раскрывает ее автор, можно установить основную мысль — своеобразный сплав темы с идеей. Только в таком неразрывном сочетании этих двух составляющих и возможна реализация авторского замысла, формирование авторской оценки.
  5. Анализ и синтез. Любой материал становится понятнее, если при его исследовании суметь соединить изучение отдельных деталей с оценкой общего плана, охватывающей объект целиком. Сочетание анализа и синтеза — необходимый этап, подводящий к итогам исследования материала.

Пошаговая инструкция

При определении темы и основной мысли следуйте таким правилам:

Внимательно прочитайте весь текст, обращая внимание на его заголовок, подзаголовки и абзацы, отмечая ключевые слова.
Постарайтесь ответить на вопрос: что интересует автора рассматриваемого текста? Что для него наиболее важно? Предмет изучения часто выносится в заголовок, но следует помнить, что заголовки не всегда прямо указывают на предмет, а бывают и метафорическими, и ассоциативными, и даже парадоксальными. Поэтому не стоит опираться исключительно на смысл заголовка, выделяя основную мысль.

Определите задачу, которую поставил себе автор при написании текста
Попробуйте понять, что стремится донести автор до читателя

Вот несколько вариантов:
автор хочет заострить внимание аудитории на актуальной проблеме;
автор выражает своё субъективное отношение к вопросу;
автор даёт описание какому-то событию, представляя вниманию читателя конкретную информацию.

Подумайте, каковы отличительные черты авторского восприятия? С какой стороны освещаются проблемы? Какая позиция отличает авторскую точку зрения? Какую оценку дает автор событиям, явлениям, предметам? Ответы на эти вопросы помогут сформировать общую идею текста, а также цель повествования.
Определившись с авторской позицией, предположите, почему она именно такова? Какие приводятся аргументы, факты, доказательства, подкрепляющие ее? На чем основана такая оценка?
Отметьте языковые средства, призванные удержать внимание, заинтересовать читателя, убедить его в правильности суждений автора. В зависимости от стиля, в котором подается материал, в тексте возможно наличие экспрессивных выражений и различных тропов, способствующих выражению отношения автора к предмету или явлению.
Проанализируйте авторские выводы. Они могут быть сформулированы в конкретной фразе или фразах, обычно в самом конце, реже — в начале повествования. Главная мысль может и не быть четко сформулирована, но цель всего текста — подвести к этой мысли читателя, поэтому попробуйте сделать самостоятельный вывод, достроив последнее звено логической цепи. При этом желательно держаться в рамках общего стиля и использовать те же речевые приёмы, которые применял автор в своей работе.

В последнем пункте могут быть варианты в зависимости от того, какова цель выявления основной мысли. Если требуется анализ текста в рамках учебной программы, то выводы нужно стараться формулировать так, как это сделал бы сам автор. Если же вам необходимо составить конспект для собственных целей, лучше записать суть материала своими словами, которые впоследствии помогут быстро восстановить в памяти прочитанное.

Что такое рассуждение?

Определение

Рассуждение — тип речи, в котором исследуются предметы или явления, раскрываются их внутренние признаки. Рассуждением может стать словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-то мысли. Рассуждая, говорящий объясняет что-то, доказывает или опровергает с помощью аргументов свою точку зрения на предмет или явление действительности.

В рассуждении задается основной вопрос: почему предмет такой? Почему так поступают, а не иначе? Почему мы утверждаем это?

Рассуждение как тип речи направлено на выяснение причин и следствий обсуждаемых явлений, событий, поступков людей. При рассуждении говорящий приходит к новому суждению.

Рассуждение — это объяснение каких-либо фактов, событий с указанием причинно-следственных связей.

Примеры

Без знаний, без широкого кругозора нельзя сделать и шага вперед. Красивый человек в нашем понимании — это человек гармонически развитый.

Так, по пути утверждения гармонии шли Леонардо да Винчи, Лев Толстой. Необозримо широк был круг их интересов, глубока связь с жизнью, неукротимо стремление познать неизведанное.

Леонардо да Винчи боролся за свободу и был пионером в разных областях знаний. Великий художник, создавший совершенные произведения искусства, проникал в тайны астрономии и ботаники, писал басни.

Лев Толстой хорошо знал церковнославянский, латинский, украинский, английский, французский, немецкий, греческий, итальянский языки. И этот же человек мастерски клал печь и косил не хуже косаря!

Наши знания имеют свойство накапливаться постепенно. Даже самые поверхностные знания можно углубить — просто не надо лениться. То, что не посеяно, не созреет.

Расширяйте свой кругозор, боритесь за глубину знаний, воспитывайте в себе высшую человечность! Живите так, чтобы каждый день казался вам новым! Красива жизнь с расправленными крыльями. (С. Т. Коненков)

Композиционная структура рассуждения

Понаблюдав за тем, как строится текст-рассуждение, укажем его композиционную структуру:

  1. тезис (основная мысль);
  2. аргументы (доказательства или опровержение);
  3. вывод.

Языковые средства рассуждения

Рассуждение обладает некоторыми особенностями в использовании языковых средств:

  • преобладает абстрактная лексика;
  • имеются вводные слова;
  • используются обстоятельства цели, причины, следствия, уступки;
  • сложноподчиненные предложения с придаточными причины, цели, следствия, уступки.

Всякое искусство есть диалог между художником и публикой. Об этом хорошо знают актеры на сцене, ибо у них это проявляется нагляднее и резче. Грубее всего, но зато и точнее всего можно сравнить всякое искусство с игрой в теннис, где хорошая, красивая игра зависит от обеих сторон, ибо если игрок будет делать хорошие посылки мяча, но в ответ не будет получать обратных подач, то никакой игры вообще не получится (В. Солоухин).

Чем отличается?

Рассматриваемые понятия характеризуются множеством отличий. При этом в большом произведении используется сразу несколько разновидностей, которые перемежаются друг с другом. Главным признаком повествования считается развитие последовательного сюжета. Главный герой выполняет конкретную последовательность действий, которая представляет собой стержень истории.

Для описания характерно полное отсутствие развитие сюжета. При этом мысль автора останавливается на определенном объекте и детализирует его признаки. В этом заключается разница между типами речи. При этом повествование и описание часто встречаются в художественных произведениях.

Рассуждение в большей степени характерно для философской или абстрактной тематики. Если автору хочется донести до читателя свою точку зрения, он может сочетать рассуждение с повествованием. В отличие от описания, эти типы речи подразумевают последовательное развитие мысли. При этом почти в любом крупном тексте встречаются все типы речи.

Виды описания

Как уже было сказано выше, описание используется при подробном рассказе о каком-либо явлении, портрете, при необходимости дать определенную характеристику, чтобы показать целостный образ того или иного героя. Как вы уже знаете, функционально-смысловые типы речи (описание, рассуждение и повествование) являются неотъемлемой частью русского языка, а сейчас подробнее о видах типа речи описания.

Во всех текстах данного типа почти всегда авторы представляют читателям статичные картины, складывающиеся в нашей голове по небольшим кусочкам. Автор всегда перечисляет предметы, их некоторые признаки, подробное описание, за счет чего мы представляем ту или иную ситуацию (картину, пейзаж и прочее) в своей голове во время прочтения. Если немного подумать, можно понять, что в каждом следующем предложении текста уточняются некоторые признаки того, о чем речь шла в предыдущем — это, кстати, основной признак текста-описания. При их написании нужно строго придерживаться следующей структуры:

  1. Введение (первое впечатление).
  2. Описание всех деталей вокруг.
  3. Заключение (оценка событиям, конечный вывод).

Уже не первый год существует несколько конкретных видов текста-описания:

  • описание окружающей природы;
  • обстановки;
  • описание, характеризующее личность определенного человека;
  • портретное описание.

Такой тип используется в самых разных сферах нашей жизни, а его параметры зависят от точки зрения самого автора или же рассказчика, стиля написания, жанра текста и многого другого.

Что такое повествование

Повествование – это тип речи, сообщающий о совершении действия во временной последовательности. Автор повествует о событии от начала и до конца, т.е. в течение определённого отрезка времени. При этом все части текста логически связаны между собой. Окружающий мир динамичен, изменчив. Можно поставить вопросы «что произошло?», «когда случилось?», «с кем происходит?» и подобные. Обычно повествование ведётся от 1-го или 3-го лица.

Повествовательный текст складывается из следующих составляющих:

  1. Завязка.
  2. Развитие действия.
  3. Кульминация.
  4. Развязка.

Языковые особенности повествования

Текст-повествование выражается посредством таких элементов языка:

  • глаголов (совершенный вид, прошедшее время);
  • обстоятельств времени («когда?», «как долго?»);
  • простые и составные глагольные сказуемые;
  • формы типа «прыг», «скок», «хлоп» и др.

Примеры повествования

Пример 1:

Однажды в лесу жила семья зайцев. Они были очень дружелюбны и любили проводить время вместе. Папа заяц был высоким и сильным, мама заяц была нежной и заботливой, а их сын заяц был озорным и веселым.

Они обитали в домике из травы и листьев, который сами создали под большим дубом. Зайцы ходили на прогулки по лесу, собирали ягоды и играли в прятки. Вся семья всегда была вместе и веселилась. Иногда они встречали других животных — белку, ежика и мышь, и проводили с ними время вместе.

Одним прекрасным днем зайцы решили отправиться в поход к озеру, чтобы искупаться и отдохнуть от летней жары. Они собрались и отправились в путь, неся с собой пикник: свежие ягоды и сок. Дорога вела через лес, где царила прохлада и тишина. Зайцы наслаждались своим путешествием и разговаривали о всякой ерунде. Их солнечное настроение отражалось в их улыбках и веселых глазах.

Пример 2:

В одном из небольших городков на берегу реки жил старый рыбак. Он проводил все свое время на берегу, ловя рыбу для своего обеда. Рыбак был тихим и молчаливым человеком, который наслаждался простыми радостями жизни.

Однажды, когда рыбак как обычно вышел на берег, он заметил нечто необычное. В реке плавал огромный лосось, который манит своей величественностью. Рыбак был ошеломлен и решил поймать эту редкую рыбу.

Весь день рыбак стоял у реки, улов не уходил с его мыслей. Он пробовал разные способы и приманки, чтобы привлечь рыбу, но ничто не сработало. Он все больше и больше увлекся охотой на лосося, пытаясь использовать все свои знания и опыт.

Наконец, когда уже стемнело, рыбак обратился к природе. Он почувствовал ее силу и увидел, как луна освещает воду реки. Рыбак понял, что ему нужно внимательно прислушиваться к природе и доверять ей. Он закрыл глаза и сосредоточился на своих чувствах.

И вдруг, неожиданно, он почувствовал покачивание удочки. Рыбак резко поднялся и начал вытаскивать свой улов. Он был в восторге от своего успеха и благодарил природу за подарок. Теперь рыбак знал, что нужно доверять себе и окружающему миру, чтобы добиться успеха.

Как определить стили текста

Если вы внимательно ознакомились с особенностями каждого стиля текста, то сможете его распознать без особого труда. Для этого необходимо:

Понять, где написан текст и кому он адресован. Если перед вами художественная книга, то стиль будет художественным. Если статья в научном журнале или учебнике, то, скорее всего, текст написан в научном стиле. Публицистический стиль можно увидеть на новостном портале, в популярном журнале, газетной заметке

В официальной документации и деловых бумагах может быть использован только официально-деловой стиль.
Обратите внимание на лексику. Если видите сленг или просторечные слова, то стиль текста разговорный

Специальные термины встречаются в научном тексте, а канцеляризмы — в официально-деловом.
Определитесь с целью текста. Учебный материал призван логично донести знания до читателя. Если цель текста — донести определённую идею, мысль, обсудить злободневную тему, то перед вами, скорее всего, публицистика. Художественный текст имеет цель создать у читателя образ, картину описываемого явления или события. Цель делового документа — донести информацию в сжатом виде, максимально конкретно.

Схема определения стиля речи

Обычно на третьем шаге можно с уверенностью сказать, текст какого стиля находится перед читателем.

В этом чате можно задать вопросы, которые касаются стилей текстов, или поделиться своими знаниями:

Тип речи описание. Примеры в литературе

Данный тип можно условно назвать изображением. То есть, описывая, автор изображает предмет (например, стол), явления природы (гроза, радуга), человека (девочка из соседнего класса или любимый актер), животное и так до бесконечности.

В рамках описания выделяют следующие формы:

Портрет;

Описание состояния;

Примеры пейзажа, вы можете найти в произведениях классиков. Например, в рассказе «Судьба человека» автор приводит краткое описание ранней послевоенной весны. Картины, воссозданные им, настолько живы и правдоподобны, что создается впечатление, будто читатель видит их.

Какие существуют стили в русском языке

В русском языке выделяют 5 стилей повествования:

  1. Официально-деловой.
  2. Публицистический.
  3. Разговорный.
  4. Художественный.
  5. Научный.

Стили отличаются сферой употребления, целью изложения, лексическими особенностями и построением предложений.

Рассмотрим подробнее характеристики каждого вида.

Научный

Сфера употребления — обучающая литература, исследования, диссертации, дипломные работы, научные статьи.

Цель — доказательное изложение научного материала, описание закономерностей явлений.

Научный стиль отличается предварительным обдумыванием высказывания, строгим отбором языковых средств. Для лексики характерны:

  • специальная терминология;
  • сложные предложения;
  • длинные абзацы;
  • существительных больше, чем глаголов;
  • обезличенность — вместо «я» используется «мы».

Научному стилю присущи точность, строгая логичность, чёткость изложения.

Виды научного стиля

Официально-деловой

Этот стиль используют для написания документов, законов, официальных бумаг и писем, приказов, постановлений, уведомлений, жалоб, заявлений, отчётов, накладных. Цель — точная передача деловой информации.

Лексические особенности:

  • отсутствие эмоционально-окрашенной лексики,
  • стандартизированные обороты речи — канцеляризмы;
  • устойчивые выражения — штампы.

Стилю присуща шаблонность конструкций, чёткая последовательность изложения.

Виды официально-делового стиля

Художественный

Используется в художественных произведениях: романах, рассказах, стихах, поэмах. Это язык писателей и поэтов.

Цель — воздействие на воображение и чувства читателя, а также информирование его о чём-нибудь. У каждого писателя свой индивидуальный стиль, который включает разговорную, высокую лексику, нейтральные слова.

Главные особенности стиля:

  • использование большого количества средств выразительности;
  • употребление слов в переносном смысле;
  • иносказательность, метафоричность;
  • обилие эпитетов и прилагательных;
  • образность и эмоциональность.

Помимо информации текст несёт эстетическую функцию.

Разновидности художественного стиля

Публицистический

Это стиль газет, журналов, новостных порталов, то есть СМИ

Цель текста — воздействовать на эмоции читателя, привлечь внимание к определённой проблеме или явлению

Для публицистического стиля характерны:

  • общественно-политическая лексика;
  • логичность;
  • образность;
  • эмоциональность;
  • оценочность;
  • призывность.

Отличается разнообразием тем, обычно актуальных в данный момент времени: политических, нравственных, социальных, бытовых. Текст содержит призыв к разуму и чувствам читателя. Рассчитан на широкую аудиторию.

Жанры публицистического стиля

Разговорный

Разговорный стиль используется в повседневной жизни. Люди делятся с окружающими своими мыслями и чувствами, обмениваются информацией по бытовым вопросам, используют разговорную и просторечную лексику.

Это стиль, который в письменном виде отражает речь людей. Лексика взята из повседневной жизни, содержит обилие просторечных и разговорных слов. Это стиль устной речи, в текстовом варианте используется в блоге, в общении на форумах. Используется для создания непринуждённой обстановки.

Цель текста — передать информационное сообщение, обменяться мыслями и чувствами, решить бытовые вопросы.

Для этого стиля характерны:

  • эмоциональность;
  • образность;
  • разговорная лексика;
  • текст без подбора слов;
  • просторечные слова;
  • сленг.

Это стиль устной речи, в текстовом варианте используется в блоге, в общении на форумах. Яркий пример — диалог.

 Загрузка …

Функции разговорного стиля

Рассуждение

Этот тип речи используется для того, чтобы описывать причины каких-либо явлений или свойств. В зависимости от степени категоричности суждения такое высказывание может представлять собой объяснение, доказательство или просто размышление. Рассуждение также состоит из

отдельных частей

. Первая из них – тезис – определяет то, что требует доказывания. Это может быть какой-либо предмет или явление. Вторая часть состоит непосредственно из аргументов и доказательств. Завершает же рассуждение всегда вывод. Есть одна

важная особенности

такого высказывания. Всем известны цепной и

параллельный типы

связи в русском языке. В рассуждении, как правило, имеет место второй вид. Тезис представляет собой отправную точку рассуждения, а доказательства имеют непосредственную связь с ним.

Актуально

Разное

Разное

просмотров

Что такое рассуждение?

ОпределениеРассуждение — тип речи, в кото­ром иссле­ду­ют­ся пред­ме­ты или явле­ния, рас­кры­ва­ют­ся их внут­рен­ние при­зна­ки. Рассуждением может стать сло­вес­ное изло­же­ние, разъ­яс­не­ние и под­твер­жде­ние какой-то мыс­ли. Рассуждая, гово­ря­щий объ­яс­ня­ет что-то, дока­зы­ва­ет или опро­вер­га­ет с помо­щью аргу­мен­тов свою точ­ку зре­ния на пред­мет или явле­ние дей­стви­тель­но­сти.

В рас­суж­де­нии зада­ет­ся основ­ной вопрос: поче­му пред­мет такой? Почему так посту­па­ют, а не ина­че? Почему мы утвер­жда­ем это?

Рассуждение как тип речи направ­ле­но на выяс­не­ние при­чин и след­ствий обсуж­да­е­мых явле­ний, собы­тий, поступ­ков людей. При рас­суж­де­нии гово­ря­щий при­хо­дит к ново­му суж­де­нию.

Рассуждение — это объ­яс­не­ние каких-либо фак­тов, собы­тий с ука­за­ни­ем причинно-следственных свя­зей.

Примеры

Без зна­ний, без широ­ко­го кру­го­зо­ра нель­зя сде­лать и шага впе­ред. Красивый чело­век в нашем пони­ма­нии — это чело­век гар­мо­ни­че­ски раз­ви­тый.

Так, по пути утвер­жде­ния гар­мо­нии шли Леонардо да Винчи, Лев Толстой. Необозримо широк был круг их инте­ре­сов, глу­бо­ка связь с жиз­нью, неукро­ти­мо стрем­ле­ние познать неиз­ве­дан­ное.

Леонардо да Винчи борол­ся за сво­бо­ду и был пио­не­ром в раз­ных обла­стях зна­ний. Великий худож­ник, создав­ший совер­шен­ные про­из­ве­де­ния искус­ства, про­ни­кал в тай­ны аст­ро­но­мии и бота­ни­ки, писал бас­ни.

Лев Толстой хоро­шо знал цер­ков­но­сла­вян­ский, латин­ский, укра­ин­ский, англий­ский, фран­цуз­ский, немец­кий, гре­че­ский, ита­льян­ский язы­ки. И этот же чело­век мастер­ски клал печь и косил не хуже коса­ря!

Наши зна­ния име­ют свой­ство накап­ли­вать­ся посте­пен­но. Даже самые поверх­ност­ные зна­ния мож­но углу­бить — про­сто не надо ленить­ся. То, что не посе­я­но, не созре­ет.

Расширяйте свой кру­го­зор, бори­тесь за глу­би­ну зна­ний, вос­пи­ты­вай­те в себе выс­шую чело­веч­ность! Живите так, что­бы каж­дый день казал­ся вам новым! Красива жизнь с рас­прав­лен­ны­ми кры­лья­ми. (С. Т. Коненков)

Композиционная структура рассуждения

Понаблюдав за тем, как стро­ит­ся текст-рассуждение, ука­жем его ком­по­зи­ци­он­ную струк­ту­ру:

  1. тезис (основ­ная мысль),
  2. аргу­мен­ты (дока­за­тель­ства или опро­вер­же­ние),
  3. вывод.

Языковые средства рассуждения

Рассуждение обла­да­ет неко­то­ры­ми осо­бен­но­стя­ми в исполь­зо­ва­нии язы­ко­вых средств:

  • пре­об­ла­да­ет абстракт­ная лек­си­ка,
  • име­ют­ся ввод­ные сло­ва,
  • исполь­зу­ют­ся обсто­я­тель­ства цели, при­чи­ны, след­ствия, уступ­ки,
  • слож­но­под­чи­нен­ные пред­ло­же­ния с при­да­точ­ны­ми при­чи­ны, цели, след­ствия, уступ­ки.

Всякое искус­ство есть диа­лог меж­ду худож­ни­ком и пуб­ли­кой. Об этом хоро­шо зна­ют акте­ры на сцене, ибо у них это про­яв­ля­ет­ся нагляд­нее и рез­че. Грубее все­го, но зато и точ­нее все­го мож­но срав­нить вся­кое искус­ство с игрой в тен­нис, где хоро­шая, кра­си­вая игра зави­сит от обе­их сто­рон, ибо если игрок будет делать хоро­шие посыл­ки мяча, но в ответ не будет полу­чать обрат­ных подач, то ника­кой игры вооб­ще не полу­чит­ся (В. Солоухин).

Описание

Тип
речи, в котором с разной степенью полноты
указываются признаки и свойства различных
предметов или явлений. Способ связи
предложений в тексте – параллельная
связь (234). Первое предложение содержит
тему, следующие обозначают признак,
свойство предмета речи, характеризуют
какую-либо деталь общей картины. Описание
чаще всего статично, неподвижно.
Используются глаголы несовершенного
вида, составные именные сказуемые.
Средства создания цельности и связности
текста – однокоренные слова и лексический
повтор. Преимущественно используются
прилагательные и существительные с
оценочным значением. Изобразительно-выразительные
средства используются чаще, чем в других
типах текстов. Описание может быть
представлено серией назывных предложений.

Особенности структуры типов речи

Для каждого типа речи свойственна четкая структура. Для повествования характерна следующая классическая форма:

  • завязка;
  • развитие событий;
  • кульминация;
  • развязка.

Описание не имеет четкой структуры, но оно отличается такими формами, как:

  • описательный рассказ о человеке или животном, а также предмете;
  • подробное описание места;
  • описание состояния.

Подобные примеры часто встречаются в литературных текстах.

Рассуждение принципиально отличается от предыдущих типов речи. Поскольку его целью является передача последовательности мыслительного процесса человека, то строится рассуждение следующим образом:

  • тезис (утверждение);
  • аргументы, вместе с приводимыми примерами (доказательство данного утверждения);
  • финальное умозаключение или вывод.

Часто типы речи путают со стилями. Это грубейшая ошибка. Ниже мы расскажем, чем стили отличаются от типов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Шампиньон.

Различия бледной поганки и шампиньона