в

Разница между масляной и сухой пастелью

Из истории материала

Еще в 15-м веке люди использовали пастель. Теоретические труды Леонардо да Винчи содержат упоминания об этом материале. Слово “пастель” сначала распространилось во Франции. У него латинские корни, со значением “паста”.

Темный пигмент перетирается с мелом и получается более светлый оттенок. Вы, наверное, слышали слово “пастельный”. Гамма этих тонов может варьироваться от полупрозрачных до предельно насыщенных. Пастельным оттенком называется тот, который получен путем разбавления какого-то тона белым цветом. Он хорошо сочетается с родственными соседними тонами в цветовой палитре. Пастель довольно естественна и нейтральна.

Многие художники эпохи Возрождения использовали именно этот материал. В искусстве нового времени пастелью предпочитали такие мастера, как Джон Рассел, Морис де Ла Тур, Энгр, Жан Этьен Лиотар. Классический портретный жанр не обошелся без использования пастели. Ее применяли в чистом виде, а также комбинировали с гуашью. Знаменитый Джеймс Уистлер применял эту технику в атмосферных пейзажах. Многие художники 19 – 20-го веков применяли пастель. Она была популярна у художников-импрессионистов из группы “Наби”. С пастелью работал Альфред Сислей, Пьер Боннар, Жан Эдуард Вюйар, Эдгар Дега, Эдуард Мане.

В одном из переулков Парижа до сих пор работает магазинчик La Maison du Pastel, где продаются мелки, которыми в свое время пользовался Дега. Ими он писал свою знаменитую серию с балеринами. Использовал их в своих работах и Сислей.

Технология производства принадлежит Анри Рошу. Его дело продолжили наследники. Пастель до сих пор изготавливается вручную, даже старинные инструменты сохранились. Полная цветовая гамма включает 567 цветов. Один такой мелок стоит 12 – 17 евро.

Почему холодные цвета так называются

Синий психологически воспринимается нами как холодный цвет, потому что ассоциируется с водой и льдом. Соответственно, те цвета, в которых преобладают красный и желтый, считаются теплыми (оранжевый, красный, желтый), те же, в которых преобладает синий цвет (синий, голубой, сиреневый), считаются холодными.

Почему цвета называются холодными

Фиолетовый, синий и зелёный принято называть холодными цветами. Черный, серый и белый принято называть нейтральными цветами (зеленый иногда тоже называют нейтральным). Считается, что холодные цвета вызывают ощущение прохлады, а тёплые – тепла. Считается, что холодные цвета успокаивают, а теплые возбуждают.

Что такое холодные цвета

Итак, те цвета, в которых преобладают красный и желтый, считаются теплыми (оранжевый, красный, желтый), те же, в которых преобладает синий цвет (синий, голубой, сиреневый), считаются холодными.

Какое действие оказывают холодные цвета

Данные цвета отлично подходят для спортивных помещений. Холодные цвета в интерьере наоборот успокаивают нервную систему. Они помогают разумно расходовать ресурсы организма, дольше сохранять работоспособность. Кроме того, они позволяют быстро снять напряжение и умиротворить человека.

Кому идут холодные цвета

Холодный тон идеален для женщин цветотипа «зима» и «лето». В редких случаях такие оттенки хороши и на рыжих «осенних» девушках. Наилучшее совпадение с оттенками этого спектра гарантированы обладательницам светлой кожи или кожи с розовинкой, а также бронзовой теплой кожи.

Какие теплые и холодные цвета

Что такое теплые и холодные тона? Цвета с преобладанием желтого и красного (цвет огня и солнца) считают теплыми. Оттенки, где ведущий — синий (вода), называются холодными. Если цвет состоит из равного количества теплого и холодного, то это нейтральный тон (зеленый, фиолетовый).

Масляная пастель

В составе данного вида имеется масло, откуда и пошло ее название. Благодаря этому она очень яркая и имеет определенную степень прозрачности.

Масляная пастель

Масляная пастель считается универсальной, ее можно использовать для рисования на различных материалах, включая наружную часть зданий. Итоговая картинка, полученная посредством использования масляной пастели, получается очень яркой, не матовой, с насыщенными интенсивными цветами.

К ее положительным качествам стоит отнести то, что она не вымазывает руки и окружающие предметы – не разводит грязь. После использования рабочее место отличается чистотой, в отличие от многих других видов типов.

К недостаткам относится то, что эта пастель не высыхает, как краска. К ней редко применяются фиксаторы, но если не поместить готовую картину под стекло, она со временем смажется из-за механического воздействия на нее окружающей среды. Во время рисования ее можно смешивать с различными другими видами красок. Но рисовать пастелью нужно исключительно поверх краски. Причина в том же масле в составе. Из-за того, что пигмент не высыхает, любая краска поверх него будет нестабильна. Исключением, в этом случае являются случаи, когда масляная пастель применяется для эскиза.

Как рисовать масляной пастелью

Познакомившись с сухими мелками, начинающие художники обычно не останавливаются на достигнутом. Рано или поздно в их руки попадёт коробка с масляной пастелью. Как рисовать удивительным материалом, таким не похожим на сухую сестрицу? Давайте вместе поближе познакомимся с нашей новой героиней. Посмотрим в чём её отличие и какими возможностями она обладает. Итак, приступим.

Как вы уже знаете, пастель в зависимости от скрепляющего компонента бывает трёх видов. Давайте напомним их себе:

  • Сухая. По сути это цветные мелки.
  • Восковая. Очень твердая и жирная. В основе воск, поэтому она похожа на цветные свечки.
  • Масляная. Наша героиня замешана на масле, поэтому очень эластична и красива.

В основу последнего вида входят различные цветные пигменты, мел и разные масляные соединители. Раз масло основа, значит такие мелки очень жирные и сочные. Это основное отличие такой пастели от других видов.

Она более яркая. Эта способность даёт больше возможностей для художественных приёмов. Например, применять этот материал в декоративном оформлении. Очень часто масляную пастель используют в сочетании с другими материалами.

Ещё нашу героиню отличает неприхотливость к поверхности, на которой ею рисуют. Она отлично ложится на любой материал. Однако, шероховатые плоскости для неё предпочтительнее гладких. Как бы там ни было, но пастель и в Африке пастель. Свойство осыпаться после высыхания у масляного аналога тоже есть, и от этого никуда не денешься.

Что ещё стоит знать о сегодняшней гостье? Существует тысячи цветовых оттенков таких мелков. Это разнообразие сглаживает один недостаток. Масляная пастель одного цвета очень плохо смешивается с другими цветами.

Но есть и преимущества перед сухими собратьями, точнее сосёстрами. Кроме штриховки и затушёвки с нею можно применять размывку. Да почти как с настоящими масляными красками.

Используя специальные разбавители, с помощью мастихина или бумажных стеков можно размазывать штрихи, получая удивительные цветовые эффекты. Теория это хорошо, но ближе к делу.

Учимся рисовать масляной пастелью

Для работы понадобится сам натюрморт. Установите его так, чтобы было хорошее контрастное освещение и достаточное расстояние от вашего мольберта. Приготовьте карандаш, сами краски, бумагу.

Лучше всего взять цветной шероховатый картон или бархатную бумагу. Кто-то предпочитает наждачную. В любом случае для чернового рисунка понадобится белый обычный ватман. Всё готово? Приступим:

  • Сделайте карандашом рисунок натюрморта на листе бумаги такого же размера, как вы собираетесь сотворить на своём холсте.
  • Обведите мелом все линии, полученного рисунка, с обратной стороны листа. Для этого можно воспользоваться оконным стеклом. Приложите лист рисунком к окну и он будет просвечиваться с другой стороны. Когда все линии обведёте мелом, рисунок исчезнет с виду.
  • Теперь перенесите рисунок на выбранную поверхность будущей картины. Для этого опять обводим карандашный рисунок, приложив его к поверхности меловой частью. Здесь можно использовать авторучку или цветной карандаш, чтобы не забыть обвести все линии.
  • Полученный отпечаток обводим белым масляным мелком.
  • Начинаем наносить основные цвета всех крупных поверхностей натюрморта. Чтобы видеть, как измениться цвет или как он будет смотреться на цветном полотне, используем клочок такого же материала в качестве палитры.
  • Наносим дополнительные оттенки и втираем их в поверхность. Кто-то делает это пальцем, кто-то мастихином, а кто-то кусочком обычной газеты.
  • Прорисовка деталей. Самый трудоёмкий и увлекательный процесс. Здесь в ход идут разные техники, в том числе и размывка разбавителем.
  • Закончив рисунок, не забудьте позаботиться о его сохранности. Закрепить и поместить под стекло – это просто необходимо сделать, если вы хотите, чтобы через несколько лет он висел в Эрмитаже.

Научившись рисовать пастелью, вы увеличите свой потенциал и расширите круг художественных приёмов для будущего творчества. Не бойтесь осваивать новое! Возможно, это то что вы так долго искали в изобразительном искусстве. Масляная пастель ждёт вас.

Виды пастели

Пастель большинства разновидностей изготавливают методом прессования. Основой для ее производства служат красящий пигмент и связующее вещество. В зависимости от химического состава и свойств различают 4 основных вида пастели:

  • Сухая. Не содержит других ингредиентов помимо пигмента и вяжущих веществ. Легко ложится на бумагу, позволяет смешивать различные цвета для получения разнообразных оттенков. Этот материал легко смешивается с красками других типов и характеризуется повышенной устойчивостью к воздействию солнечного света. Но изображение получается весьма хрупким. Чтобы предотвратить осыпание мельчайших частичек пигмента, картину размещают за особым антибликовым стеклом в раме или покрывают специальным фиксатором.
  • Масляная. В ее составе дополнительно присутствует натуральное льняное масло. Такой материал на ощупь кажется жирным. Его можно размыть специальным растворителем, а нанесенный рисунок не требует дополнительной фиксации. Масляная пастель почти не растушевывается, а ее различные цвета плохо смешиваются.
  • Восковая. При ее изготовлении в бруски добавляют натуральный или искусственный воск. Такие мелки не пачкают руки, их часто используют для рисования дети, а профессиональные художники — напротив, крайне редко. С этим материалом любят работать книжные иллюстраторы, так как готовый рисунок хорошо держится на бумаге, а цвета на картинке получаются очень яркими и насыщенными.
  • Акварельная. По химическому составу отличается от восковой пастели наличием особых водорастворимых компонентов. Созданный ею рисунок можно размыть с помощью воды, чтобы получить весьма достоверное акварельное изображение с тонкими цветовыми переходами и эффектом воздушности.

Сухую пастель дополнительно разделяют на несколько подвидов:

Твердая. Содержит максимальное количество связующего вещества и минимальное соотношение красящего пигмента. Обычно выпускается производителями в форме прямоугольных брусков (для нанесения контуров и основных линий) или особых карандашей с пастельным стержнем (для прорисовки мелких деталей).

Мягкая. В ее составе больше красящего пигмента

Требует крайней осторожности при использовании, так как мелки легко ломаются при сильном нажатии. Чаще всего продается в виде округлых брусков. Очень хороша для растушевки изображения

Очень хороша для растушевки изображения.

Ультрамягкая. Содержит минимальное количество связующего вещества, поступает в продажу в небольших баночках. Для нанесения на бумагу и смешивания цветов используют особые спонжи (аппликаторы) из поролона.

Профессиональные живописцы и графики при написании картин одновременно используют несколько наборов сухой пастели (твердой, мягкой и ультрамягкой). Такой подход позволяет значительно расширить творческие возможности и создавать разнообразные по манере исполнения произведения.

Пастельная техника рисования требует от художника наличия хороших профессиональных навыков и бережного обращения с материалом. В настоящее время для создания картин используют специальную бумагу или картон, гораздо реже — холст. Мелками мастер прорисовывает основные линии и штрихи, а кончиками пальцем выполняет растушевку — умело создает на поверхности картины мягкие тональные переходы и элементы светотени.

Сухая пастель: мягкая и твердая

Сухая пастель
находится в продаже в форме карандаша или в форме мелка, а также может быть как мягкой, так и твердой. Твердость ей придает связывающее вещество, и чем его содержание будет больше, тем она будет тверже. Самая мягкая может иметь в своем составе только пигмент.

Сухая пастель чем-то похожа на графит простого карандаша, о свойствах которого я писал в статье « ».

Так как мягкая пастель имеет в своем составе большее количество пигмента, то становится бархатистой и легко крошится, а самый обычный белый мел придаст цвету матовость. Она создает на рисунке красивую текстуру, легко растушевывается и смешивается. Но нужно быть внимательным, ведь мелок легко ломается, а нанесенный рисунок мажется. Такой вид пастели требует к себе исключительно аккуратного отношения.

Твердая пастель создает штрих более четкий и тонкий. В отличии от мягкой, она не такая яркая. В продаже есть как пастельные карандаши так и в форме мелков.

Карандаш более удобен, и позволяет делать штрихи более аккуратными, оставляя руки чистыми. Сухая пастель требует шероховатую бумагу, ведь только такая бумага сможет удержать этот материал.

Сухая пастель, вернее ее порошок, может быть использован в декупаже или в других техниках.

Линии и пятна

В технике пастельной живописи нужно уделять особое внимание линиям и пятнам. Они могут быть прерывистыми, простыми, которые подчеркивают контур, так и более сложными, создающими формы и объем. Художник должен тщательно подойти к выбору формы линий и пятен, чтобы точнее передать свою идею

Художник должен тщательно подойти к выбору формы линий и пятен, чтобы точнее передать свою идею.

Для их создания вам нужно использовать брусок пастели и рисовать им под определенным углом или плашмя. Если художник выберет второй вариант, то у него получатся штрихи, равные ширине бруска.

Для проведения линий мастер использует твердую пастель. Мелок ставят ребром и проводят линию — она получается идеально прямая. Можно использовать и мягкую пастель, только ширина штриха получится больше.

Самые продвинутые мастера пастельной живописи используют пятна чистого цвета и делают минимальную растушевку. Это связано с тем, что растушевка приглушает насыщенность цвета, а это не нравится некоторым художникам. Именно поэтому многие используют нерастушеванные пятна, которые прекрасно передают чистоту и яркость цвета.

Существует специальный прием в пастельной живописи, при котором мастера вообще не используют растушевку, а создают картину из чистых пятен. При близком рассмотрении они кажутся абстракцией, но если отойти, то зритель увидит цельное полотно.

Как рисовать сухой пастелью: инструкция с поэтапными действиями для начинающих

Художественная пастель — специальные мелки, которые используются как для детского творчества, так и в профессиональной художественной сфере. Она бывает различных видов: сухой, восковой или масляной. Рисование этим материалом приносит удовольствие и помогает раскрыть талант художника каждому желающему.

Основные советы для начинающих помогут сделать минимум ошибок в освоении этого вида искусства.

  1. Первый этап — подготовка. Итак, вы выбрали сухие мелки. Стоит ответственно отнестись и к подбору бумаги. Обычные тонкие листы для творчества не подойдут. Нужно приобрести плотный материал с шероховатой поверхностью, чтобы штрихи ложились правильно, и рисунок не осыпался. Позаботьтесь о твердой поверхности для творчества.
  2. Второй этап — создание наброска. Возьмите один из мелков. Главное — он должен отличаться от фона всего на один тон. Едва заметными линиями прорисовываем контуры наших элементов, например, цветка. Не прижимайте сильно. Контур должен потом легко стряхнуться обычной тряпкой. Не стоит использовать простой графитный карандаш. Его будет трудно удалить.
  3. Третий этап. Затушевываем детали, прорисовывая мелкие элементы. Это можно сделать с помощью линий, штрихов, точек, используя пальцы и кисти. Все! Ваш первый творческий результат готов.
  4. Четвертый этап. Поместите холст под стекло или воспользуйтесь специальным аэрозолем, слегка сбрызнув рисунок для его укрепления. Иначе он может со временем осыпаться, а цвета — исказиться.

Чем отличаются цвет и тон

ЦВЕТ — это общий термин, который мы используем для описания каждого тона, оттенка, тональности и теней, которые мы видим. Белый, черный и серый часто называют цветом. ТОН относится к доминирующей цветовой семье конкретного цвета, на который мы смотрим. Белый, черный и серый никогда не называют тоном.

Чем тон отличается от цвета

Если к цвету добавляется белый, эта более светлая разновидность цвета называется «оттенок» (tint). Если цвет делается темнее путём добавления чёрного, полученный цвет называется «тень» (shade). Если же добавляется серый цвет, каждая градация дает вам различную тональность (tone).

Что такое тональность в цвете

tonalité, от греч. τόνος — напряжение, ударение; от лат. tonus тон) в живописи — одна из трёх основных характеристик цвета наряду с насыщенностью и светлотой. В живописи художник сознательно или интуитивно стремится к тональной цельности — композиции всех оттенков составляющих живописное произведение.

Почему белый цвет белый

Бе́лый цвет — цвет со спектром электромагнитного излучения равномерной мощности по всем длинам волн в видимой части. Является так называемым ахроматическим цветом, вместе с чёрным и оттенками серого. Ощущение белого цвета возникает от излучений с различными спектрами и при различных факторах.

Что такое цвет само

Название цвета само происходит от французского слова лосось (samon), финальная n в этом слове не читается, вместо этого о произносится в нос. Отсюда выходит, что цвет само — это лососевый, нежный оранжево-розовый цвет.

Давайте рассмотрим все 4 вида пастели:

1) Мягкая пастель — наиболее распространена среди художников. Имеет высокую концентрацию пигментав себе, спресованный маленьким количеством связующего элемента — резиной.

Её хрупкость и порошкообразная текстура делают её более подходящей под живописные приёмы, легко наслаивается, смешивается.

У мягкой пастели наибольшая палитра цветов и оттенков по сравнению с остальными видами этого материала. У некоторых производителей цвета доходят до 500 видов. Продаётся как поштучно, так и наборами. Для начала лучше купить набор, а к нему уже добавлять недостающую палитру цветов.

Самыми лучшими считаются мягкие пастели Sennelier и Rembrandt, они постоянно восхваляются художниками.

PanPastel также продает качественные пастели для художников, которые поставляются в баночках. Их можно наносить с помощью кистей, губок и других инструментов.

  • Яркие цвета
  • Возможность смешивания, наслоения

Легко крошится, необходимо закрепить фиксативом.

2) Сухая пастель изготавливается из тех же материалов, но используется меньше пигмента и больше связующего элемента. Следовательно, она не такая яркая, но не на столько сильно крошится как мягкая пастель. Можно заточить ножом для создания тонких линий. В качестве альтернативы, торцы палочек можно использовать для нанесения широких полос.

Сухой пастелью можно сделать всю работу. Но обычно она используется в сочетании с мягкой. Так же можно смешивать, наслаивать друг на друга. Используется для созданий предварительных эскизов, мелких деталей и штрихов.

Сухие пастели также делают по качеству для художников и учеников. Если на ней ничего не указано, вероятно, это ученическая пастель. В палитре сухой пастели меньше цветов, чем у мягких пастелей, но этого более чем достаточно. Выбор между мягкими и сухими пастелями зависит от тех методов, которые вы хотели бы использовать в работе.

  • Не так сильно крошится как мягкая пастель.
  • С её помощью можно сделать тонкие линии.
  • Возможность смешивания, наслоения.
  • Не такая яркая, как мягкая пастель.
  • Всё равно требует фиксации.

3) Пастельные карандаши очень удобны в использовании. Они похожи на обычные карандаши, но внутри тонкий пастельный стержень средней жесткости (твердо-мягкая пастель).

Можно вести работу только пастельными карандашами, а можно смешивать с другими видами пастели (за исключением масляной). Также можно смешивать, наслаивать. Удобны для большей деталировки рисунка — можно с лёгкостью заточить. Многие художники используют пастельные карандаши для создания предварительного эскиза.

  • Не так пачкают, как остальные.
  • Подходят для работы на чистом воздухе.
  • Возможность смешивания, наслоения.
  • Маленькая палитра — до 80 тонов.
  • Требуют фиксации.

4) Масляная пастель

В ней пигмент связан воском и маслом. Эта, кажущаяся незначительной разница, дает им отличительную консистенцию и оригинальные свойства, отсутствующие в других типах пастели.

Главное отличие масляной пастели от всех остальных её видов — она не крошится, не смазывается и не выделяет пыль в воздухе. Но при этом содержат пигмента столько же, если не больше. Дают яркие цвета.

Они также более устойчивы, чем мягкие пастели и не требуют фиксации. Это делает их отличным вариантом для использования на природе, но они никогда полностью не высыхают, поэтому общественный транспорт может стать проблемой.

С помощью масляной пастели можно создать эффект наложения красок.

  • Яркость.
  • Стойкость по сравнению с остальными видами пастели.
  • Не крошится.
  • Не смазывается.
  • Не требует фиксации.
  • Никогда не высыхает.
  • Трудно смешать между собой.
  • Лучше не использовать с остальными видами пастели.
  • Трудно смешивается.

И для примера разница между масляной пастелью (1) и другими видами (2):

Техника использования сухой и масляной пастели

Сухая пастель:

Сухая пастель — это материал, который имеет форму мягкой палочки или кусочка, состоящего из пигментов, связующего вещества и добавок. Этот тип пастели обладает яркими и насыщенными цветами, и может создать эффект мягкого, матового финиша.

Когда вы работаете с сухой пастелью, есть несколько важных вещей, которые стоит учесть:

  • Используйте бумагу или холст с зернистой поверхностью, чтобы пастель могла хорошо сцепиться и оставить насыщенный след.
  • Вы можете наложить несколько слоев пастели, чтобы создать глубину и текстуру в вашем рисунке.
  • Используйте различные техники, такие как размазывание, штриховка или нанесение одного цвета поверх другого, чтобы создать разнообразные эффекты.
  • Используйте фиксатив, чтобы зафиксировать вашу работу и предотвратить стирание пастели.
  • Будьте аккуратны, чтобы не затереть пастель при работе — она может быть хрупкой и легко стираться.

Масляная пастель:

Масляная пастель имеет форму жирной палочки, состоящей из пигментов, связующих веществ и масла. Она обладает более насыщенными и интенсивными цветами, и может создать более гладкую и блестящую поверхность.

Вот несколько советов для работы с масляной пастелью:

  • Используйте бумагу или холст, предназначенные специально для работы с масляной пастелью, так как она может проникнуть сквозь обычную бумагу.
  • Масляная пастель может быть смешана и размазана с помощью пальцев, ватного шарика или специальных инструментов, чтобы создать различные эффекты и текстуры.
  • Вы можете использовать масляную пастель вместе с другими материалами, такими как масляные краски или акриловые краски, чтобы создать уникальные комбинации.
  • Как и с сухой пастелью, вы можете использовать фиксатив, чтобы зафиксировать вашу работу и предотвратить стирание пастели.

Таким образом, техника использования сухой и масляной пастели имеет свои особенности, и вы можете достичь различных эффектов, взаимодействуя с разными материалами

Важно экспериментировать, пробовать разные приемы и находить свой уникальный стиль рисования. Что вы предпочитаете — сухую или масляную пастель? Какие техники использования вы нашли наиболее интересными?

Чем отличается масляная пастель от сухой пастели: основные отличия и особенности

1. Основные отличия в составе и текстуре

Главное отличие между масляной и сухой пастелью заключается в их составе и текстуре.

  • Масляная пастель: Основным компонентом масляной пастели являются масла, такие как льняное масло, салициловое масло или парафин. Эти масла придают пастели кремовую и маслянистую текстуру. Масляная пастель более густая и плотная, что позволяет художнику создавать насыщенные и яркие оттенки на холсте.
  • Сухая пастель: Сухой пастелью, наоборот, состоит из пигментов связанных с веществом небольшой плотности, таким как каменный порошок с добавлением клея или гипса. Сухая пастель имеет пористую структуру, что позволяет ей превосходно «захватывать» текстуру холста или бумаги, а также создавать легкое и матовое покрытие.

2. Отличия в применении и технике работы

Второе отличие между масляной и сухой пастелью заключается в их применении и технике работы.

  • Масляная пастель: Масляная пастель идеально подходит для работы с большими поверхностями, такими как холст или картон. Она легко смешивается и перекрашивается, что позволяет создавать гармоничные переходы и эффекты глубины. Масляная пастель также позволяет создавать более насыщенные и насыщенные оттенки.
  • Сухая пастель: Сухая пастель лучше всего подходит для работы с малыми деталями и тонкими линиями. Она удобна в использовании при создании эскизов или детализации рисунков, а также при рисовании портретов или ландшафтов. Сухая пастель также можно использовать для создания размытых эффектов или пастельных капель.

3. Особенности в хранении и защите произведений искусства

Третье отличие между масляной и сухой пастелью заключается в их особенностях хранения и защиты произведений искусства.

  • Масляная пастель: Масляная пастель более стабильна и устойчива к воздействию времени и погодных условий благодаря своей маслянистой текстуре. Она не выцветает и не подвержена тусклости от солнца или воздуха. Произведения, созданные масляной пастелью, могут храниться без опасности постепенного изменения окраски.
  • Сухая пастель: Сухая пастель, в свою очередь, более хрупкая и не так устойчива к воздействию времени и погодных условий. Она может выцветать или стираться в результате воздействия света и влаги. Поэтому произведения, созданные сухой пастелью, требуют более тщательного хранения и защиты, например, в рамке под стеклом.

Таким образом, масляная пастель и сухая пастель имеют свои особенности и применяются в разных ситуациях. Решение о выборе конкретного вида пастели зависит от художественных предпочтений и конкретной задачи, которую необходимо выполнить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Шампиньон.

Различия бледной поганки и шампиньона