Влияние на развитие культуры и общества:
Эпоха возрождения и эпоха ренессанса оказали сильное влияние на развитие культуры и общества во многих аспектах. Вместе они востребовались и привнесли множество новых идей и инноваций, которые оказали заметное воздействие на искусство, науку, литературу и общественное мышление. Эти эпохи привнесли ряд значительных изменений, которые считаются ключевыми в истории развития человечества.
Одним из главных вкладов эпохи возрождения и эпохи ренессанса является возрождение интереса к древнегреческой и древнеримской культурам. Это стало основой для новых идей и переосмысления истории и философии. Ученые и художники того времени стали изучать и переводить древние тексты, восстанавливать их оригинальные произведения и обнаруживать новые знания в области искусства, математики, астрономии, философии и многих других областях знаний.
Кроме того, эпоха возрождения и эпоха ренессанса сильно повлияли на развитие искусства. Художники этого времени стремились к достижению совершенства и реализации своих идей через искусство. Они использовали новые методы и техники, чтобы создать полные выразительности и эмоций произведения искусства. Это стало отправной точкой для последующих исследований и разработок в области искусства и архитектуры.
Кроме того, эпоха возрождения и ренессанса привнесли новые идеи и ценности в общество. Это включало акцент на индивидуализм, гражданскую свободу и человеческие права. Эти идеи стали основой для последующего развития демократии и гражданского общества. Эпоха возрождения и ренессанса сыграли важную роль в формировании современной европейской культуры и общества и оказали прочное влияние на последующие исторические периоды.
Архитектура
Перемены, которые затронули общество, не обошли стороной архитектуру. Появились новые стили и направления, завоевавшие доверие мастеров. Ведущие архитекторы разрабатывали проекты, ориентируясь на античные мотивы. Известные мастера:
- Филиппо Брунеллески (1377 — 1446) — основоположник архитектуры ренессанса. Он создал теорию перспективы и ордерную систему.
- Леон Баттиста Альберти (1402 — 1472) — создатель её целостной концепции.
- Донато Браманте (1444 — 1514) — мастер центрических композиций. Его произведения отличаются идеально выверенными пропорциями.
- Микеланджело Буонарроти (1475 — 1564) — мастер руководил строительными работами, которые проводились в тот период в Риме.
Внимания заслуживает Андреа Палладио (1508 — 1580). Это родоначальник первой фазы классицизма (палладианство).
Научные открытия и развитие
Эпоха возрождения была периодом интенсивного научного развития. В это время произошло множество значительных открытий, которые оказали огромное влияние на развитие науки и технологий.
Одним из основных научных открытий было открытие Леонардо да Винчи, который впервые описал анатомическую структуру человека и проводил детальные исследования различных органов и систем организма.
Другим важным открытием было открытие Коперником гелиоцентрической системы, в которой Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца. Это открытие положило начало новой эры в астрономии и способствовало дальнейшему развитию научного мышления и исследованиями космоса.
Возрождение также связано с развитием математики и физики. Одним из важных событий было открытие Никколо Фонтаны математической основы перспективы, что позволило художникам создавать более реалистичные изображения пространства и глубины.
Развитие научного мышления также привело к открытию новых методов исследования, таких как эксперименты и наблюдения. Ученые начали проводить более систематические и точные измерения, создавая основу для будущих научных открытий и разработок.
Эпоха возрождения также способствовала развитию книгопечатания и распространению знаний. Благодаря изобретению печатного станка, книги стали более доступными и массово распространялись. Это позволило ученым и философам обмениваться идеями и открытиями, что способствовало дальнейшему научному развитию.
Научные открытия | Открытые учеными |
---|---|
Структура человека | Леонардо да Винчи |
Гелиоцентрическая система | Никколо Коперник |
Математическая основа перспективы | Никколо Фонтана |
Культура эпохи Возрождения
Рафаэль Санти. Портрет папы Юлия II.
В основе культуры Возрождения лежит принцип гуманизма, утверждения достоинства и красоты реального человека, его разума и воли, его творческих сил. В отличие от культуры средневековья гуманистическая жизнеутверждающая культура Возрождения носила светский характер. Освобождение от церковной схоластики и догматики способствовало подъему науки. Страстная жажда познания реального мира и восхищение им привели к отображению в искусстве самых различных сторон действительности и сообщили величественный пафос наиболее значительным творениям художников.
Важную роль для становления искусства Возрождения имело по-новому понятое античное наследие. Воздействие античности сильнее всего сказалось на формировании культуры Возрождения в Италии, где сохранилось множество памятников древнеримского искусства.
«В спасенных при падении Византии рукописях,— писал Ф. Энгельс,— в вырытых из развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал новый мир — греческая древность; перед ее светлыми образами исчезли призраки средневековья; в Италии наступил невиданный расцвет искусства, который явился как бы отблеском классической древности и которого никогда уже больше не удавалось достигнуть».
Победа светского начала в культуре Возрождения была следствием социального утверждения набирающей силы буржуазии. Однако гуманистическая направленность искусства Возрождения, его оптимизм, героический и общественный характер его образов объективно выражали интересы не только молодой буржуазии, но и всех прогрессивных слоев общества в целом. Искусство Возрождения формировалось в условиях, когда еще не успели проявиться пагубные для развития личности последствия капиталистического разделения труда, смелость, ум, находчивость, сила характера еще не утратили своего значения. Это создавало иллюзию бесконечности дальнейшего прогрессивного развития способностей человека. В искусстве утверждался идеал титанической личности. Всесторонняя яркость характеров людей Возрождения, нашедшая свое отражение и в искусстве, в значительной мере объясняется именно тем, что «герои того времени не стали еще рабами разделения труда, ограничивающее, создающее однобокость, влияние которого мы так часто наблюдаем у их преемников».
Изменяется характер прикладного искусства, заимствующего формы и мотивы орнаментики в античности и связанного не столько с церковными, сколько со светскими заказами. В его общем жизнерадостном характере, благородстве форм и красок сказалось то чувство единства стиля, которое присуще всем видам искусства эпохи Возрождения, составляющим синтез искусства на основе равноправного сотрудничества всех его видов.
Новые требования, стоящие перед искусством, обусловили обогащение его видов и жанров. В монументальной итальянской живописи широкое распространение получает фреска. С XV в. все большее место занимает станковая картина, в развитии которой особую роль сыграли нидерландские мастера. Наряду с существовавшими ранее жанрами религиозной и мифологической живописи, наполняющимися новым смыслом, выдвигается портрет, зарождается историческая и пейзажная живопись.
В Германии и Нидерландах, где народное движение вызывало потребность в искусстве, быстро и активно откликающемся на происходящие события, широкое распространение получила гравюра, которая часто использовалась в художественном оформлении книг.
Завершается начатый в средние века процесс обособления скульптуры; наряду с декоративной пластикой, украшающей здания, появляется самостоятельная круглая скульптура — станковая и монументальная. Декоративный рельеф приобретает характер перспективно построенной многофигурной композиции.
Обратившись в поисках идеала к античному наследию, пытливые умы открывали мир классической древности, разыскивали в монастырских хранилищах творения древних авторов, откапывали обломки колонн и статуй, барельефы и драгоценную утварь. Процесс усвоения и переработки иантичного наследия был ускорен переселением в Италию греческих учёных и художников из Византии, захваченной турками в 1453 году. В спасённых рукописях, в вырытых статуях и барельефах изумлённой Европе открылся новый мир, доселе неведомый – античная культура с её идеалом земной красоты, глубоко человеческой и осязаемой. Этот мир рождал в людях великую любовь к красоте мира и упорную волю познать этот мир.
Что такое ренессанс?
Это было культурное движение, возникшее сразу после средневековья или в конце средневековья. Это движение было направлено на «пробуждение» или «возрождение» всей Европы, чтобы она могла войти в то, что воспринимается как свет современной эпохи.
Термин «Возрождение» был заимствован из французского языка и означает «возрождение». Впервые он был использован в 18th века, спустя почти четыре столетия после того, как Ренессанс практически наступил. Позже он был опубликован Жюлем Мишле (1798-1874), французским историком, который использовал этот термин в своей книге. Histoire de France (История Франции) опубликована в 1855 году.
Движение вызвало новый интерес к знаниям и ценностям классической древности, в то время как средневековый период рассматривался как эпоха тьмы и застоя. Он возник в Италии и распространился на остальную часть Западной и Центральной Европы между концом 13 г.th и начало 17th век. Он ознаменовал начало современности в Европе, кульминацией которого стало движение Просвещения 18-го века.th век.
Однако форма и содержание Возрождения не везде были одинаковыми. Напротив, оно варьировалось от страны к стране. Тем не менее, это было энергичное интеллектуальное движение, которое продемонстрировало некоторые общие черты. Вот некоторые из основных характеристик этого движения:
- Гуманизм: Сначала он зародился в Италии и поэтому получил название итальянского гуманизма. До Возрождения люди считались «марионетками бога» или «рабами веры». Но по мере того, как коммерческая деятельность набирала обороты, изменилось и мышление. Этот сдвиг был дополнительно ускорен гуманистами, которые хотели создать универсального и совершенного человека с превосходными физическими и интеллектуальными способностями, которые сделали бы его способным справляться с любой ситуацией, не слепо подчиняясь богу.
- Индивидуализм: Когда человек стал центром вселенной, заменив Бога, идеи самосовершенствования и саморазвития способствовали началу индивидуалистического движения.
- Секуляризм: Когда акцент сместился с потусторонних на мирские дела, начали задаваться некоторые вопросы относительно так называемого превосходства бога и религии в повседневной жизни человека.
- Рационализм: Сосредоточенность на себе и его способностях породила рациональное мышление. Фактически, человеческий разум побудил их задавать вопросы и способствовал появлению следующей характерной черты движения Возрождения.
- Научный темперамент: Если Возрождение началось с гуманизма, то закончилось появлением современного научного темперамента, основы которого были заложены выдающимися учеными, такими как Кеплер и Галилей. Прямое наблюдение и сбор эмпирических данных стали важными на этом этапе, и некоторые тенденции контролируемых экспериментов также стали очевидными.
Однако все эти черты современности в смешанной форме были обнаружены в движении Возрождения, поскольку это было только начало долгого пути к современной эпохе.
Литература
Литература эпохи Возрождения насквозь пронизана идеями гуманизма, воспевает красоту и достоинство человека, утверждая человеческую личность как высшую ценность. В противовес церковным догматам, щедро популяризируемым литературными средствами в Средневековье, литература Ренессанса воспевает идею раскрепощения человека.
Именно человек в литературе Ренессанса выступает творцом своего счастья, а вовсе не какое-то предопределение свыше, и это принципиальное отличие светской литературы от религиозной. Это был весьма радикальный по тем временам подход к жизни и искусству. Считается, что предвестником появления новой литературы стали творения Данте Алигьери, написанные еще в начале 14 века.
Проторенессанс
В какой-то степени «переходной» можно считать литературу Проторенессанса. В частности, Франческо Петрарка (1304-1374) в своих произведениях старался балансировать между светской направленностью своего творчества и церковной доктриной. Это особенно заметно в его трактатах «О презрении к миру», «Об истинной мудрости» и других. А вот сонеты Петрарки, благодаря которым он и прославился, носят уже исключительно светский характер .
Литература раннего Ренессанса
В полной мере гуманистической можно считать литературу раннего Ренессанса. Деятели этой эпохи воплотили все идеи гуманизма в своих произведениях. Так, «Декамерон» Джованни Бокаччо стилистически исполнен в соответствии с традициями античной литературы, а роль творца мира в этом произведении отводится человеку, а не Богу.
Литература высокого и позднего Ренессанса
Расцвет Ренессанса в литературе предопределен творчеством целой плеяды талантливых авторов из самых разных стран. Это английский поэт и драматург Уильям Шекспир (1564-1616), создавший такие поистине бессмертные произведения, как «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Король Лир» и другие.
Это романтичный Мигель Сервантес (1547-1616), испанский писатель, известный нам по своему задушевному роману «Дон Кихот» и новеллам «Театр чудес», «Лабиринт любви» и прочим. Это французский писатель, мастер утонченной сатиры Франсуа Рабле (1494-1553), известный по произведению «Гаргантюа и Пантагрюэль».
А еще это английский писатель Томас Мор (1478-1535) и его «Утопия», итальянский писатель и политический деятель Никколо Макиавелли (1469-1527) и его «Государь». Это талантливейший нидерландский сатирик Эразм Роттердамский (1456-1536) и его величайшая «Похвала глупости». И это далеко не весь список литераторов эпохи Возрождения.
В связи с вышесказанным у многих может возникнуть вопрос: а был ли упадок, свойственный эпохе позднего Ренессанса, в литературе? Ответим кратко: маньеризм не пощадил никого.
Маньеризм в литературе
Справедливости ради стоит сказать, что образцы маньеризма в литературе просто померкли на фоне блестящих успехов по-настоящему талантливых литераторов той эпохи. С другой стороны, любое творчество имеет право на жизнь, и маньеризм вовсе не всегда синоним слова «плохо».
Лучше, если вы сами познакомитесь с образцами литературы, которые относят к маньеризму, и составите собственное впечатление. Так, к примерам маньеризма традиционно относят роман «Эвфуэс» английского писателя Джона Лили (1553-1606), поэму «Освобожденный Иерусалим» итальянского поэта Тассо Торквато (1544-1595), сонеты португальского поэта Луиша де Камоэнса (1524-1580).
Обратите внимание, что применительно к литературе отнесение к тому или иному периоду происходит не столько на основе формальной периодизации истории искусств, сколько на основе литературоведческого анализа произведений и выделения признаков, свойственных тому или иному стилю и направлению
Истоки возрождения
Со времени возникновения науки о культуре проблема Возрождения считается одной из самых трудных. Термин «Возрождение» ( по-французски «ренессанс», по-итальянски «ринашименто»), подчеркивающий возвращение культурных идеалов античности, появился в XVI веке для определения новой культурной эпохи, сменившей Средневековье.
Именно мыслители Возрождения стали называть Средневековье «мрачными») «темными» веками, противопоставляя этому периоду расцвет новой культуры.
Но мы должны помнить, что исторически Возрождение появилось вовсе не после периода «варварства», а выросло на почве уже очень высокой, очень «ученой» и сложной культуры. На достижения этой средневековой культуры Возрождение опирается не меньше, чем на античное наследие.
Возрождение не отвергало христианскую культуру ради античности, но согласовывало их — черта, все более утрачиваемая XVII и последующими веками.
Чудо Возрождения — естественный продукт Средневековья. Поэзия вагантов и трубадуров подготовила Данте и Петрарку, они — поэзию XV-XVI веков. В средневековых соборах отправляли не только церковные службы, но и устраивали представления на религиозные темы. Из этих представлений вырос театр Возрождения.
Ренессанс был подготовлен и выпестован средневековыми интеллектуалами, художниками, рыцарями, поэтами, историками. Тысячи и тысячи профессоров и студентов независимых университетов, философствующих монахов, вагантов, юристов, врачей, схоластов — вот та почва, на которой взрастали новое мышление и новая культура.
Среди определений Возрождения нет общепризнанного.
Мыслители, писатели) историки, искусствоведы предлагают свои объяснения этому культурному феномену, обращая внимание на разные его признаки
Античность
Представляет из себя искусство Древней Греции, а также тех стран и народов древнего мира, культура которых развивалась под определяющим влиянием древнегреческой культурной традиции: искусство эллинистических государств, Рима и этрусков. Единство
античного искусства обусловлено общностью эстетического идеала. Образ идеально прекрасного и гармонически развитого человека-гражданина, доблестного воина и преданного патриота, в котором красота атлетически тренированного тела сочетается
с нравственной чистотой и духовным богатством, нашел свое воплощение в скульптуре, живописи и прикладном искусстве. Греческие мастера изучали строение человеческого тела, соразмерность его пропорций, пластику движений, особенно во время знаменитых
Олимпийских игр. Художники добивались реалистически правдивого изображения человека в греческой вазописи (чернофигурная и краснофигурная роспись) и скульптуре, которая обрела пластическую свободу и жизненную убедительность (Мирон «Дискобол»,
Поликлет «Дорифор», Фидий — статуи для афинского Акрополя). Многие картины древних греков создавались по принципу заполнения силуэта – сначала на картине рисовался контур фигуры, почти так же, как сказано в легенде, и лишь потом контур начинали
раскрашивать. Красок поначалу у древних греков было всего четыре — белая, черная, красная и желтая. Они основывались на цветных минералах и замешивались на яичном желтке или на растопленном воске, разводились водой. Дальние фигуры на картине
могли быть больше передних, древние греки использовали как прямую, так и обратную перспективу. Картины писались на досках или на сырой штукатурке.
Что такое маньеризм
Стоит только взглянуть на работу Россо Фьорентино «Святое семейство», которая была написана в 1520 году, чтобы понять, что время Ренессанса закончилось. Приверженность к золотым краскам, диспропорциональности персонажей и отсутствию внятного заднего фона явно напоминают о готическом каноне, но в то же время становятся элементами нового течения.
«Святое семейство», 1520. Источник
Молодые художники перешли от изучения природных явлений к намеренной искусственности. Пейзажи свелись к минимуму, фигуры вновь начали удлиняться и терять пропорции, а центр перспективы и архитектурное понятие пространства были выброшены на свалку.
Непропорциональные фигуры на картинах никак не соотносились друг с другом, свет вновь начал исходить из разных точек.
Рациональный Ренессанс — это не отдельный период, а скорее маленькая группа художников, предлагающая новый подход в искусстве, авангардисты XV века.
Как вас теперь называть?
Историки доныне спорят о том, как называть тот социальный строй, который сложился в Европе в XVI—XVII вв. Ясно, что это никак не классический феодализм. Но столь же ясно, что буржуазный строй, он же капитализм, окончательно утвердился в XIX, самое раннее — в XVIII в. Капитализм — это общественный строй, основанный на частной собственности, наёмном труде и расширенном воспроизводстве. Вложил деньги в производство, полущил прибыль, снова вложил в производство, получил ещё большую прибыль и т. д. Такие общественные отношения постепенно вызревали в недрах феодального общества, но господствовать в Европе они стали не ранее XIX в.
Ж. Б. Мозесе. Сражение при Вальми 20 сентября 1792 г. Фрагмент
Последнее время этот непонятный социальный строй всё чаще именуют «незаконнорождённым феодализмом» (англ, bastard feudalism). Но некоторым учёным термин не кажется удачным. Почему «незаконнорождённый»? Кто его, феодализм то есть, родил? Если же переводить слово bastard как «ублюдочный», в значении «плохой», «неправильный», то звучать будет грубовато. Посему назовём этот феодализм «незаконным».
Суть не в том, что это некое отступление от классического феодализма или его деградация. Дело в том, что феодализм, как мы говорили выше, был системой личных отношений. В XVI—XVII же веках их вытеснили новые — на основе денежных расчётов и контрактов, а также взаимосвязей патрон — клиент, поэтому нередко данную систему называют системой патроната.
Известные художники эпохи Ренессанса
Знаменитые художники Возрождения подарили миру произведения, которые стали частью «Золотого фонда» живописи. На холстах отражена эволюция в мире искусства, выраженная в смелых и ярких образах, точности линий.
Тинторетто (1518-1594)
Итальянский художник, творивший в Венеции. Созданная ранее перспектива иллюзии трехмерного пространства была усовершенствована им до предела. Для этой цели Тинторетто применял длинные и широкие перспективы.
Выбранный им стиль отражает новаторские технологии, яркость и насыщенность красок и нескрываемую драматичность.
Тициан (1488/1490-1576)
Итальянский художник, который экспериментировал с различными стилями и направлениями в живописи. В основе его работ были портреты, ландшафты, религиозные и мифологические тематики. Особенность техники – свободные мазки и тонкость тона.
Ему удалось успешно внедрить смелые образы обнаженных тел в живопись, сочетать их с религиозными сюжетами.
Альбрехт Дюрер (1471-1528)
Немецкий художник начал свой путь в творчестве в качестве успешного мастера гравюр на дереве. Печатное производство под его влиянием достигло невероятных масштабов и стало самостоятельной художественной формой.
Дюрер совершенствовал свое мастерство художника, общаясь с Рафаэлем и Леонардо да Винчи. Он ввел итальянское искусство в северные традиции живописи.
Иероним Босх (1450-1516)
Голландский художник, известный тем, что первым стал изображать на холстах миры необычные, скрытые от глаз людей, загробный мир и мифические существа также появлялись в его работах в числе первых, чем вызвали неподдельный интерес к произведениям.
Сад земных наслажденийИероним Босх
Его образы гротескны, в основе творчества лежат библейские сюжеты, в центре – сравнение жизни земной и небесной, Рая и Ада. Мастер понимал глубинные и подсознательные страхи людей, умело переносил их на холсты, заставляя задуматься.
Джотто (1267-1337)
Итальянский художник периода Раннего Ренессанса. Его творчество положило конец преобладанию в живописи влияния Византийского стиля. Смелые новации, необычный взгляд на техники письма позволили внести революционные изменения и открыть дорогу Ренессансу. Мастер изображал лица, жесты и эмоции максимально приближенными к естественным.
Сандро Боттичелли (1445-1510)
Изобразительное искусство эпохи Ренессанса стало расцветом для просветителей. Многие гуманисты воспринимают Боттичелли, как основоположника жанра. Художник выбирал для себя мифологические и религиозные сюжеты, идеально писал портреты людей. Он стремился запечатлеть на холсте доброту и нежность, искренность и позитив.
Донателло (1386-1466)
Итальянский мастер совершил поездку в Рим и изучил там древние руины. Художник стал постепенно уводить живопись из-под влияния готики, привнося в изображение плавность линий и детальный реализм. Лица, изображаемые на холстах, получили эмоции, стали более живыми, настоящими.
Бронзовый ДавидДонателло
Основным направлением в работе была скульптура, но работы мастера оказали огромное влияние и на мир изобразительного искусства, вдохнув в образы жизнь.
Рафаэль (1483-1520)
Итальянский художник, творивший на этапе Высокого Ренессанса. Его основным направлением в творчестве стала реалистичность образов. Многие художники эпохи Возрождения старались подражать и ровняться на творчество мастера. Эмоции и чувства – особенность всех полотен.
Микеланджело (1475-1564)
Изобразительное искусство эпохи Возрождения во многом равнялось на произведения гениального итальянского мастера. Он был также одним из величайших скульпторов своего времени. Стиль мастера был своеобразным и очень личным, в ним преобладает естественность и натуральность, благодаря которым при взгляде на произведения полностью проникаешься сюжетом.
Леонардо да Винчи
Великое искусство эпохи Ренессанса нельзя представить без работ этого мастера. Да Винчи был не только талантливым художником, но и непревзойденным инженером, математиком, ботаником и скульптором. Для своего времени он создал много величайших открытий, которыми пользовались многие ученые и исследователи в будущем.
Витрувианский человекЛеонардо да Винчи
Глубокие познания в анатомии, геологии, физике позволили разработать ему уникальный метод, плавный переход от света к тени. На холстах можно видеть переход, выраженный контраст, который позволяет добиться трехмерного объема. Основные стили в работе: религиозная живопись, художественные образы.
Что такое средний возраст?
Это относится к эпохе европейской истории, которая началась с падением Западной Римской империи и перешла в эпоху Возрождения. Его называют «Средневековьем», потому что он приходится на середину классической античности и современного периода. Вместе они образуют три основные эпохи европейской истории.
Средневековье, также известное как средневековый период, само по себе разделено на три фазы: раннее, высокое и позднее средневековье.
Уменьшение численности населения, экономической жизнеспособности, размера и известности городов, начавшееся в поздней античности, продолжало терзать и в раннюю фазу Средневековья. Это был период неопределенности и вторжений, когда большое количество людей, часто называемых варварами, мигрировало в разрушенную Западную Римскую империю и основало новые королевства.
Самыми долгоживущими из этих королевств были королевства франков, идеи и ценности которых легли в основу будущих европейских государств. Эта фаза также ознаменовалась возвышением Карла Великого – величайшего правителя Средневековья. Однако после того, как его империя рухнула, Западная империя столкнулась с новой волной вторжений, которые перестроили средневековое общество.
Высокое средневековье началось в 11-м веке.th века и завершился 13th век. Этот период средневековья называется «высоким», потому что он пережил возрождение экономического и культурного процветания. Произошел рост населения, процветающие фермы и города, появление купеческих классов и развитие правительственной бюрократии.
Но повседневная жизнь этого человека была отмечена тишиной, жесткими социальными обычаями, ритуалами и условностями и безоговорочным послушанием королю (защитнику этих мирских дел) с одной стороны и Папе (защитнику потусторонних дел) с другой. Однако этот период достиг своего пика с появлением новых религиозных орденов, готической архитектуры и новых университетов с последующим расширением обучения.
Позднее средневековье характеризовалось упадком средневековой цивилизации. Национальные правительства средневековья рухнули, как и великий папский раскол. Были поставлены под сомнение средневековое богословие и философия, что сопровождалось сокращением населения и экономическим кризисом, вызванным Черной смертью и голодом.
Дворянство мантии и городские патриции
Была ещё одна особенность «незаконного» феодализма — наличие привилегированных групп людей и корпораций. Это уже не только те высшие сословия, которые существовали в Средневековье. Во Франции, например, появилось особое сословие — дворянство мантии (имеется в виду судейская мантия), противопоставляемое старому военному’ сословию — дворянству шпаги. Новые «рыцари закона» — юристы занимали различные государственные и, чаще всего, судейские должности и получали за это дворянское звание. Пополнение данного сословия происходило самым что ни на есть коррупционным путём.
М. ван Реймерсвале. Сборщик налогов. 1542 г.
Практика продажи должностей существовала не только во Франции, но там она была наиболее всего распространена. Вечно нуждавшаяся в деньгах королевская власть официально назначала на должности тех, кто за них заплатит. «Рыцарем закона» мог стать любой при наличии юридического образования и достаточных средств. Существовала такса, от небольшой платы за пост, скажем, парламентского, т. е. судебного (напомним, во Франции парламенты — это королевские суды), пристава до огромной суммы за должность президента Парижского парламента (т. е. Верховного суда). И эти должности можно было перепродавать, дарить, завещать, всего лишь заплатив определённый налог в казну.
Довольно привилегированными категориями были представители богатой городской верхушки, особенно во Франции и в Нидерландах, да и в Англии тоже. Они превращались, где фактически, а где и формально (например, одно время в Амстердаме), в замкнутую корпорацию, полностью сосредоточивавшую в своих руках управление городами. Кстати сказать, во Франции большинство дворян мантии рекрутировалось именно из этих городских патрициев.
Монета Филиппа II Испанского. 1594 г.
По сравнению с феодализмом традиционным «незаконный» феодализм был системой более гибкой, обеспечивал условия для возросшей социальной и личной мобильности. Вместе с тем эти «новые привилегированные» представляли собой значительную силу, нередко противостоявшую королевской власти. Контролировать отдельных должностных лиц на местах было для центральной власти делом весьма нелёгким. Чиновники, да и вообще представители более или менее привилегированных сословий, из которых набирались эти чиновники, всячески сопротивлялись контролю. Так, во Франции парламенты, особенно Парижский, долгое время вели себя достаточно независимо по отношению к короне. По традициям страны именно Парижский парламент должен был регистрировать королевские указы. И нередко советники отказывали в регистрации, утверждая, что данный указ противоречит законам страны. Королю предлагалось сначала изменить прежние законы, а потом уже издавать этот указ. Удивительно то, что такая независимость обеспечивалась как раз коррупцией! Советники и иные должностные лица считали свои посты личной собственностью, а не королевской милостью.
А. Барбари. Лука Пачоли и один из его учеников. 1495 г.