Windows Phone. Плиточный дизайн и минимум сторонних приложений
2010-2015 годы
На смену утратившей популярность мобильной операционной системе от Microsoft представили новую написанную с нуля Windows Phone. Хоть система и являлась приемником версии Mobile, они были абсолютно несовместимы.
В компании сделали ставку на новый плиточный интерфейс и интеграцию с собственными сервисами Xbox Live и Zune. Сама система выступала в более широкой потребительской нише без замашек на корпоративный сегмент. Привыкшие к Windows Mobile пользователи были вынуждены сменить не только любимые гаджеты, но и выбрать другую операционную систему для работы.
Разработки новой ОС велись еще с 2004 года, а релиз изначально намечался на 2009 год.
Плиточный интерфейс Metro для главного экрана Windows Phone
Основным элементом системы стал Metro-интерфейс с “живыми” интерактивными плитками. Квадратные и прямоугольные элементы меню могли выводить разную информацию или просто являться крупными ярлыками для запуска установленных приложений.
Новая ОС стала достаточно популярной, в ней было большинство привычных сегодня элементов управления и приложений.
За следующие несколько лет на данной платформе выпускались смартфоны компаний Acer, Dell, Fujitsu, Highscreen, HTC, LG, Microsoft, Nokia, Samsung, Toshiba, ZTE и другие.
Изначально пользователи с энтузиазмом восприняли новую мобильную ОС от Microsoft, но затем смартфоны на Windows Phone начали продаваться все хуже и хуже. На пике популярности в 2013 году лишь 5% продаваемых смартфонов работали на Windows Phone, в следующие годы показатель сильно просел.
Удобство и производительность системы не смогли конкурировать с уже достаточно крупными игроками iOS и Android. Главным недостатком Windows Phone многие считают плохую интеграцию с настольной ОС от Microsoft, отсутствие эксклюзивных фишек в экосистеме и медленно развивающийся магазин приложений.
❯ Текст
По сравнению с обычными кнопочными телефонами, современный рынок смартфонов зародился не так уж и давно — всего около 13 лет назад. На стыке нулевых и десятых шла активная борьба за карман и предпочтения пользователя: Android 1.6 потихоньку заменял современный Android 2.0/2.1 Eclair, первые три модели iPhone шли победоносной поступью благодаря наличию джейлбрейка и полной кастомизации системы, да и практически каждый крупный производитель мобильных устройств имел собственную платформу, на которой базировались её устройства.
В середине-конце нулевых, большинство пользователей были не искушены фишками полноценных операционных систем — они привыкли жить без многозадачности (за исключением пользователей Sony Ericsson и S60), без нативных приложений, без плавных анимаций и ускорения 3D-графики. Людей подкупал встроенный функционал телефонов: если там была встроенная читалка RSS и предустановлен клиент популярных в то время соц. сетей (мой мир :)), то обладатель устройства обычно пользовался именно ими. Конечно же, уже тогда были смартфоны, напоминающие нам современные устройства: помимо Apple, свои устройства предлагали Nokia (Symbian), Sony Ericsson (Symbian/Windows Mobile), HTC (Windows Mobile), но цены на них действительно очень «кусались».
Huawei U8500, или Билайн E300 — один из первых реально доступных Android-смартфонов в РФ. Ценник был около 6-7 тысяч рублей в конце 2010 года.
После выхода iPhone, производители потихоньку начинали отказываться от привычных кнопок и выпускать всё больше моделей с тачскрином. А поскольку попробовать новый способ управления хотелось всем, начали появляться относительно недорогие тачфоны — обычные телефоны, обладающие сенсорным дисплеем и кучей сетевых возможностей. Примеры одних из самых популярных тачфонов своих лет, это конечно же Samsung S5230 Star, Samsung S3650 Corby, LG Cookie и LG Cookie Fresh. В те времена, встретить человека с таким телефонов было не просто, а очень просто и в каких-то отдаленных местах это даже был предмет для хвастовства!
Когда уже было очевидно, что полноценные смартфоны в ближайшем будущем станут основным портативным устройством, Samsung решили взять предыдущий опыт и наработки SHP (Samsung Handset Platform — платформы S5230) и влить их в разработку совершенно новой смартфонной платформы, имя которой была — bada (с корейского — море). Новую платформу представили с свежей линейкой смартфонов Samsung Wave, а первым устройством был S8500 — смартфон на базе bada 1.0 с ёмкостным тачскрином и AMOLED-дисплеем. Вышел девайс в том же году, что и первый Android-флагман S-серии — Samsung Galaxy S…
Но почему большинство пользователей хотели перепрошить своё устройство на Android и чем была bada? Предлагаю узнать в практической части!
Платформа
В Samsung Wave M установлен процессор с тактовой частотой 832 МГц. Это чуть больше, чем у Galaxy Ace с его 800 мегагерцовым чипом, но, как выяснилось, недостаточно для просмотра видео. Большинство файлов, вне зависимости от формата и аудиокодека, не проигрываются. Так что если вы планируете смотреть на телефоне видео, будьте готовы к трудностям конвертации.
Не по зубам смартфону оказался и просмотр Flash через браузер Dolfin, а воспользоваться сторонним не представляется возможным, ввиду отсутствия альтернатив под bada.
С чем у смартфона хорошо, так это с продолжительностью работы от одного заряда. При 20 минутах общения в 3G-сети и синхронизации по Wi-Fi в сутки, можно рассчитывать на три дня автономности.
KaiOS. Операционная система для кнопочных звонилок
2017- наше время
Данная система стала приемником идей Firefox OS. Ее разработкой занимается компания KaiOS Technologies, которая в 2018 году получила серьезное финансирования со стороны .
Создатели учли неприятный опыт предшественников и попытались решить часть проблем Firefox OS. Так в KaiOS появилась возможность создания полноценных функциональных приложения, которые могли бы задействовать все модули смартфона.
Был создан магазин приложений и рекламная платформа для монетизации условно бесплатного контента. При этом система, как и предшественник, предъявляла достаточно скромные требования к железу.
Ключевым отличием от всех других систем является ориентация на кнопочные умные телефоны.
Под управлением KaiOS вышло более пяти десятков моделей телефонов от разных брендов. Большое количество устройство на этой ОС был выпущено компанией HMD Global под брендом Nokia. Так на KaiOS работает Nokia 2720 Flip и Nokia 8110.
Система является крайне закрытой для пользователя и в сравнении с обычными кнопочными звонилками предоставляет ряд дополнительных фишек, например, раздачу интернета в режиме точки доступа.
KaiOS продолжает развиваться до сих пор, лицензию на ее использования приобретают не самые известные бренды для выпуска собственных телефонов с расширенными возможностями.
Вот такие интересные и по-своему индивидуальные мобильные операционные системы существовали на рынке последние 20 лет. Некоторые из них прожили всего год или два, другие занимали лидирующие позиции целое десятилетие, а третьи – до сих пор развиваются и имеют активное сообщество разработчиков. Однако, все они меркнут в тени нынешних дуополистов Android и iOS.
Как показало время, для успешного существования мобильной системы необходима активная аудитория пользователей и заинтересованные разработчики приложений. А одного без другого быть не может. Если в системе нет достаточного количества приложений, пользователи быстро переходят к конкурентам и наоборот – разработчикам неинтересно создавать ПО для малого круга потребителей.
Для успешного создания ОС в долгосрочной перспективе нужно какое-то время суметь удержать пользователей и разработчиков в своей среде. Apple это удалось сделать благодаря силе бренда, а Android стал популярен из-за своей открытости и минимального количества ограничений.
Вот так две мобильные ОС практически синхронно ворвались на рынок и вытеснили с него всех конкурентов и старожил.
Хочешь ещё?
Ищешь ответ на вопрос?
iPhones.ru
Вспоминаем старые и давно забытые мобильные ОС.
Камера
Смартфон снабжен основной 5-Мп камерой с LED-вспышкой и фронтальной камерой с разрешением 0,3 Мп. Автофокус камеры настраивается на объекты довольно быстро и настройки приложения камеры не могут не радовать. В положении фотокамеры доступны режимы вспышки (авто, вкл, выкл) и режимы съемки (Один снимок, Распознавание, Панорама, Портрет, Пейзаж, Ночь, Спорт, Помещение, Пляж/снег, Закат, Рассвет, Осенние цвета, Фейерверк, Текст, Сумерки, Против света). Причем режим панорамы приятно удивил возможностью делать снимок в любую из четырех сторон:
Ручные настройки тоже достаточно обширные: Значение экспозиции (от -2,0 до 2,0 с шагом 0.5), Режим фокуса (Автофокус, Макро), Разрешение (0,3 Мп, 0,4 Мп, 1,5 Мп, 2 Мп, 2,4 Мп, 3,2 Мп, 4 Мп, 5 Мп), Автоконтрасность, Таймер (2, 5, 10 сек), Баланс белого (Авто, Дневной свет, Лампа накаливания, Флуоресцентная, Облачно), ISO (Авто, 100, 200, 400), Эффекты (Серый, Сепия, Негатив), Экспозамер (Матрица, Центровзвешанный, Точечный замер), Сетка, Просмотр, GPS, Память и сброс настроек.
В положении видеосъемки настройки довольно скудные: Вспышка в режиме фонарика (включено, выключено) и Режимы записи (Обычный, Видео для MMS). Ручные настройки: Значение экспозиции (от -2,0 до 2,0 с шагом 0.5), Разрешение (176×144, 320×240, 640×480, 720×480 и 1280×720 точек), Таймер (2, 5, 10 сек), Баланс белого (Авто, Дневной свет, Лампа накаливания, Флуоресцентная, Облачно), Эффекты (Серый, Сепия, Негатив), Стабилизация изображения, Сетка, Просмотр, Память, Сброс настроек.
Качество фотографий среднее. Сравнивать камеру Wave 3 даже с простыми мыльницами не стоит, но для выкладывания в интернет или оформления контакта, полученные снимки вполне пригодны. Отмечу, что съемка в режиме панорамы происходит автоматически и, в отличие от большинства камерофонов, позволяет делать склейку в любую сторону.
Видео, несмотря на заявленные HD 720p, получается размытым и нерезким. Цвет камера передает плохо, оптика мылит, но для экстренной съемки необычного события подойдет. Жаль, что на корпусе нет выделенной кнопки, и для начала съемки требуется выйти из спящего режима и запустить приложение камеры.
Windows Mobile. Операционная система для бизнеса и гиков
2000-2010 годы
Данная система была разработана компанией Microsoft для установки в модели КПК (карманных компьютеров). Релиз системы состоялся в 2000 году, за время создания мобильная ОС сменила несколько названий и кодовых имен, ее еще называли Windows CE или Windows Pocket PC Edition.
За основу интерфейса были взяты гайдлайны операционной настольной системы Windows, оттуда же перекочевали и некоторые элементы интерфейса. Ключевой особенностью Windows Mobile был набор предустановленного софта от Microsoft, куда входили основные утилиты из офисного пакета и браузер Internet Explorer. Разумеется, приложения имели ограниченный функционал, о чем свидетельствовала пометка “Pocket” в названии каждой программы.
Система неплохо распознавала рукописный текст, который нужно было писать специальным стилусом. Пользователей подкупали функциональный почтовый клиент и доступ к файловой системе, схожий с управлением данными на ПК.
Разработчики не ставили целью сделать систему удобной для использования или простой для освоения. Программисты старались максимально перенести опыт использования полноценного компьютера на небольшой карманный гаджет. Так привыкшие ко всем особенностям и проблемам настольной “винды” пользователи КПК на Windows Mobile чувствовали себя как дома. На рабочем столе присутствовали знакомые элементы вроде кнопки Пуск и панели задач.
Позднее развитие системы разделилось на две глобальные ветви: для КПК (Windows Mobile Professional и Windows Mobile Classic) и для смартфонов (Windows Mobile Standard).
В первом случае система развивалась в изначально заданном направлении и была ориентирована на большие для своего времени “наладонники” с обязательным применением стилуса. Этим обусловлено большое количество мелких элементов и не самая удобная экранная клавиатура для ввода текста.
Во втором случае систему серьезно переработали под управление с кнопочных смартфонов. Навигацию по элементам меню можно было осуществлять только при помощи клавиш, сенсорный дисплей не являлся обязательным элементом для работы. Экранную клавиатуру должны были заменить QWERT-кнопки мобильного аппарата.
Хоть ядро у операционных систем было одинаковое, библиотеки и модули использовались разные, что часто делало невозможным запуск приложений для Professional версии на версии Standard и наоборот.
Первое время Windows Mobile уверенно чувствовала себя в бизнес сегменте, но ситуация начала меняться в конце 2000-х. Солидную долю рынка отвоевала операционная система Palm OS, часть пользователей заинтересовались смартфонами BlackBerry под управлением одноименной системы, начали свое развитие iOS (iPhone OS) и Android в 2007 и 2008 годах, соответственно. Так одна из самых популярных в сфере бизнеса операционных систем эры развития смартфонов сначала вылетела из тройки лидеров, затем из пятерки, а уже через 10 лет после своего запуска занималась скромные 4-5% бизнес ниши.
В начале 2010 года компания Microsoft анонсировала приемника Windows Mobile – новую мобильную систему Windows Phone, а через несколько месяцев прекратила выпуск обновлений старой системы.
MeeGo OS. Она должна была стать самой универсальной мобильной ОС
2010-2012
Интерфейс ранних версий MeeGo OS
Энтузиастам и гикам очень понравилась идея Maemo, которая базировалась на ядре Linux. После закрытия проекта Nokia образовалась независимая группа разработчиков, которая создала более совершенный клон Maemo с учетом предложений и пожеланий простых пользователей.
Главной идеей MeeGo была масштабируемость системы и большое количество потенциально поддерживаемых устройств. Так существовали специальные сборки мобильной ОС для смартфонов, планшетов, более мощная и функциональная система для нетбуков, специальные облегченные версии для умных телевизоров и приставок.
Первую официальную версию MeeGo продемонстрировали общественности в рамках конференции MWC в начале 2010 года. Идеей заинтересовались многие крупные компании, к группе разработчиков примкнули подразделения Nokia, Samsung, Intel, Pioneer, Cisco. К концу года сформированному вокруг системы сообществу удалось получить крупные инвестиции от автомобильных производителей BMW, GM, Peugeot, Citroën, Renault и Hyundai.
Смартфон Nokia N9
Изначально все выглядело очень многообещающе. Первые версии системы демонстрировали хорошую производительность на среднем железе, работали стабильно, а пользователь получал хорошую многозадачность и большое количество удобных жестов управления, которых на тот момент не было в “молодых” iOS и Android.
К сожалению, такой масштабный амбициозный проект ждал крах и забвение. Виной всему решение совета директоров Nokia, которая в то время переживала не лучшие времена. В компании всячески пытались удержаться на рынке смартфонов, а менеджеры видели спасение не в новой MeeGo ОС, а в Windows Phone от Microsoft. На перспективной разработке был поставлен крест, а остальные вложившиеся в идею компании просто не имели возможностей для развития и совершенствования системы.
Так под управлением MeeGo было выпущено всего три смартфона: Nokia N9, Nokia N900 и Nokia N950. В 2012 году разработка операционной системы прекратилась.
❯ Что у них под капотом?
Я намеренно не называю bada операционной системой. По сути, это лишь программная платформа (если очень условно — лаунчер), которая предоставляет набор API и интерфейс смартфона, но при этом сама может быть запущена на любой ОС — будь это Linux, или собственная RTOS, которая применялась во всех устройствах на базе bada 1.0.
После адаптации ядра Galaxy S к S5800, многие люди переходили именно на Android, несмотря на то, что система от Google была ощутимо прожорливее. Под первый Wave выходили разные прошивки — от 4.1 JellyBean, до 4.4 KitKat, старичок долгое время оставался достаточно актуальным.
И с виду всё звучит просто замечательно, просто и понятно. Однако, серьёзные проблемы тянулись с самой первой версии платформы:
- Отсутствие многозадачности — ядро, на которой работала bada, само по себе было многозадачным: в приложениях поддерживались потоки. Однако сами программы, за исключением предустановленных, всегда работали в однозадачном режиме. Почему так — неизвестно, возможно часть оптимизации под совсем слабые устройства типа Wave 525. Полноценная многозадачность появилась уже в bada 2.0.
- Отсутствие адаптивности интерфейса — да, это не шутка. Samsung предлагали адаптировать приложение под каждое разрешение экрана отдельно, а всё позиционирование велось в пикселях. Если честно, именно этот шаг мне понятен меньше всего — Android с самого выхода предоставлял очень крутой механизм позиционирования интерфейса, да и в iOS тоже были какие-то инструменты для адаптивного UI. Это была одна из самых главных проблем bada — по сути, мы возвращались в эпоху Java-приложений а-ля 240×320/320×480.
- Нестабильность системы — не на всех телефонах фирменная прошивка работала максимально стабильно. На некоторых моторолах ребут не был таким уж редким явлением, а некоторые китайчики могли начать перезагружаться после манипуляций в инженерном меню. Однако ожидать этого от смартфона в 2010 было странно — по некоторым слухам, даже если сторонняя программа вывалится с Access Violation (SIGSEGV), то в ребут уйдет вся система! Возможно, RTOS не умела нормально работать с MMU, однако если все программы действительно работают в «flat»-адресном пространстве, а не с виртуальной памятью, то это создаёт очень серьёзные уязвимости (и потенциал для моддинга прошивки).
Но были у системы и очень вкусные «плюшки», например — из коробки полностью поддерживалось хардварное ускорение 3D-графики (при наличии GPU), причём сразу свежий OpenGLES 2.0 — с поддержкой шейдеров! Благодаря этому, перспективы в новой платформе были и для разработчиков игр — я знаю как минимум несколько полноценных 3D-игр с iOS и Android для ОС от Samsung. Добавляем к этому потенциал реализации 3D-ускорения Java-приложений и получаем действительно годное устройство для прохождения такой годноты, как Galaxy On Fire 2 в 60 FPS! Кроме GPU, bada поддерживала виджеты и т.н «Хаб» — приложение-агрегатор событий из соц. сетей.
Именно на «болячки» жаловались пользователи чаще всего, забывая про положительные стороны устройства. И да, даже во время собственного использования, я встречал баги и сам — но всё ли так плохо, учитывая то, что Samsung действительно работала над своими ошибками и пыталась привлечь как можно сторонних разработчиков к своей платформе? Предлагаю узнать, взяв смартфон в руки самому!
Дизайн и конструкция
Дизайн Wave 3 выполнен в стиле предыдущих флагманов. В Wave 3, так же как и в оригинальном Wave, применяется дисплей Super AMOLED, а вот Wave 2 был оборудован менее качественной панелью Super Clear LCD (производственных мощностей не хватало и все экраны Super AMOLED шли в смартфоны Galaxy). Разрешение идентично прошлым аппаратам – 800 х 480 точек, зато диагональ экрана возросла до 4” (у Wave – 3,3”, у Wave 2 – 3,7”). Несмотря на то, что смартфон кажется большим, им вполне можно управлять с помощью одной руки.
Лицевая панель выполнена оригинально. Защитное стекло закрывает не только экран, но и сенсорные кнопки управления под ним, а также фронтальную камеру, датчики света и приближения, логотип Samsung над ним. Динамик смартфона установлен над лого. Центральная кнопка не сенсорная и располагается в прорези стекла под дисплеем.
Задняя крышка Wave 3 изготовлена из металла, она сдвижная, но снять ее полностью невозможно. После нажатия на кнопку в нижней части крышка сдвигается вверх. Решение интересное, правда непонятно, надолго ли оно приживется. Доступ к SIM-карте и слоту microSD возможен только после удаления аккумулятора. А вот вынуть его без поломки пальцев почти невозможно – лучше использовать отвертку или скрепку.
На верхнем торце никаких разъемов нет. На нижнем расположены отверстия микрофона, microUSB и аудио-выхода 3,5 мм. Качелька звука слева, а кнопка включения справа от экрана. Смартфону не хватает кнопки камеры, поэтому для быстрой съемки S8600 не годится. В верхнем и нижнем торцах корпуса установлены пластиковые вставки, которые прикрывают радиомодули. Корпус сделан добротно – не скрипит, в руках ощущается монолитно.
Итоги
Смартфон Samsung Wave M стоит воспринимать как телефон с расширенными функциональными возможностями, благодаря наличию магазина приложений bada. Их количество все еще недостаточно велико, хотя и растет. Тем не менее сумму, которую просят за эту модель, а она находится на уровне неплохих Android-смартфонов, тоже нельзя назвать оправданной. В итоге, Samsung Wave M – это нишевое предложение, направленное на увеличение ассортимента bada-устройств. Если вы по каким-либо причинам питаете любовь к этой ОС, присмотритесь к Samsung Wave II. За те же деньги, что и Wave M, он обладает лучшими характеристиками и должен вскоре получить обновление до bada 2.0