в

Разница между Иешуа и Иисусом

Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат

Особое место в романе занимают отношения Иешуа с Пилатом. Именно последнему Иешуа сказал, что всякая власть – это насилие над людьми, и однажды придет время, когда не останется никакой власти, кроме царства истины и справедливости. Пилат почувствовал в словах арестанта толику правды, но все же не может его отпустить, боясь за свою карьеру. Обстоятельства давили на него, и он подписал безродному философу смертный приговор, о котором сильно жалел.

Позже Пилат пытается искупить свою вину и просит священника отпустить в честь праздника именно этого осужденного. Но его затея не увенчалась успехом, поэтому он приказал своим слугам прекратить страдания приговоренного и лично распорядился, чтобы убили Иуду.

Определение

Иешуа
– распространенное иудейское имя, которым при рождении был наречен Сын Божий, проповедовавший новую христианскую религию и поплатившийся за это жизнью. Имя Иешуа употребляется в древнееврейских первоисточниках, содержащих христианское учение и описание земной жизни Мессии.

Иисус
– закрепившаяся в христианстве западного и восточного обрядов греческая интерпретация еврейского имени Иешуа. Имя Иисус в христианской религии известно как один из символов триединого Бога. В этом значении оно получило распространение в европейских языках и утвердилось в форме, отличной от той, в которой употребляется на иврите.

Экранизации

В 1972 году режиссер из Польши Андрей Вайда представил зрителям кинокартину под названием «Пилат и другие». Вдохновленный произведением Булгакова, Вайда решил экранизировать часть сюжета, посвященную взаимоотношениям Понтия Пилата и Иешуа. Действия фильма перенесено в Германию 20-го века, роль бродячего философа досталась Войцеху Пшоняку.

Классическая экранизация известного романа вышла в 1988 году. За съемки столь сложного и многогранного сюжета вновь взялся режиссер из Польши – Мацек Войтышко. Критики отметили талантливую игру актерского состава. Роль Иешуа исполнил Тадеуш Брадецкий.

Российская киноверсия «Мастера и Маргариты» вышла на экраны в 2005 году. Режиссер картины Владимир Бортко делал упор на мистическую составляющую фильма. Но и часть сюжета, посвященная Иешуа, занимает значимое место в кинокартине. Роль Га Ноцри досталась актеру Сергею Безрукову.

В 2011 году состоялась премьера экранизации «Мастер и Маргарита», съемки которой закончились еще в 2004 году. Из-за разногласий об авторских правах премьеру фильма отложили на 6 лет. Долгожданный дебют оказался провальным. Актеры и роли выглядели, по современным меркам, наивными и ненатуральными. Роль Иешуа в картине досталась .

Недавно на классическое произведение обратили внимание голливудские кинорежиссеры. Большинство сцен американского фильма будут снимать в России

Планируемый бюджет экранизации – $100 миллионов.

Тема недели: Православие, психология и психиатрия

Статья

К учению свт. Василия Великого о динамике психической жизни человека

Статья

О необходимости разработки целостной концепции человека на основе христианской антропологии и современной психологии

Статья

Актуальность богословского взгляда на современную психологию

Статья

Опыт теологического анализа места религиозности в структуре психического

Статья

Психоаналитические трактовки личности, религии и культуры в свете православной этики

Статья

Пастырская помощь членам семьи паллиативного больного в психологических стадиях переживания горя

Статья

О вере, психологии и научном подходе к пастырскому служению

Статья

Шаманы, духовники и психотерапевты: проблемы покаяния и исповеди в свете современного постмодернистского перехода к«психологическому» обществу

Статья

Психология для священника: польза или вред?

Статья

Какая психология полезна пастырям?

Статья

Духовничество и психотерапия. Беседа с профессором-психотерапевтом Федором Василюком

Статья

Феномен безответственности как форма психической патологии в светских и религиозных сообществах

Статья

Аналитическая психология К. Г. Юнга как религиозная система

Статья

Христианская и светская психология — точки соотнесения

Статья

К вопросу об исследовании социально-психологических особенностей современных монашествующих

Статья

Влияние виртуальной реальности на сознание человека с позиций христианской антропологии и современной психологии

Различия Иешуа и Иисуса

Сходство и различие Иешуа и Иисуса – одна из самых интересных в литературе тем для анализа. Персонаж романа не зря имеет имя, отличное от своего возможного прототипа. Сама его суть – отличается от евангельского образа.

Булгаков, будучи не особо религиозным, пытался сделать из Иешуа того, кем по его мнению являлся Иисус

Для этого он изучил немало исторических трудов, стараясь не концентрировать внимание на «божественном» аспекте

Возраст

На момент действия романа Иешуа описывается как «человек лет двадцати семи». А Иисусу Христу на момент его казни и жертвенного подвига, как известно, было тридцать три года.

Насчёт официальной даты рождения Сына Божия мнения разнятся даже у священнослужителей. Согласно некоторым историческим источникам, Иисус родился на 6-7 лет раньше, чем принято считать. Поэтому, есть основания предполагать, что Булгаков, когда писал свой роман, опирался на исторические факты.

Происхождение

Ещё одним поводом для сравнения Иешуа и Иисуса является их разное происхождение.

Как свидетельствует персонаж романа, он родом из Гамалы – города на северо-востоке Палестины. А значит, что к Мессии никакого отношения не имеет. Если верить верхозаветному пророчеству, Спаситель должен непременно родиться в Вифлееме.

Иисус же и был рождён в этом городе, о чём знали волхвы с востока, пришедшие поклониться младенцу, чем очень встревожили Царя Ирода.

Родители

Те, что подарили жизнь этим двум людям – ещё один повод задуматься, чем отличается Иешуа от Иисуса.

Родители Иисуса известны и упоминаются везде. Также как и его еврейское происхождение. После непорочного зачатия, Мария, сохранив волшебным образом свою девственность, родила Иисуса от Святого духа. И приёмным отцом его стал Иосиф Обручник – муж Девы Марии.

Ученики

У Га-Ноцри был только один последователь – Левий Матвей. На которого тот жалуется, говоря, что ученик перевирает его слова, когда ведёт записи.

Иисус Христос собрал вокруг себя компанию из двенадцати преданных избранных учеников (апостолов). В Евангелиях есть упоминание о ещё семидесяти учениках, которые проповедовали его учение. А другие источники упоминают, что за Иисусом всегда ходила толпа людей.

Образ Иешуа-Га Ноцри

Иешуа – воплощение чистой идеи. Он — философ, странник, проповедник добра, любви и милосердия. Его цель была в том, чтобы сделать мир чище и добрее. Жизненная философия Иешуа такова: «Злых людей нет на свете, есть люди несчастливые». «Добрый человек», — обращается он к прокуратору, и за это его избивает Крысобой. Но дело не в том, что он так обращается к людям, а в том, что он действительно ведет себя с каждым обычным человеком так, как будто бы он есть воплощение добра. Портрет Иешуа в романе фактически отсутствует: автор указывает на возраст, описывает одежду, выражение лица, упоминает о синяке, и ссадине – но не более того: «…Ввели человека лет двадцати семи. Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта – ссадина с запекшейся кровью» .

На вопрос Пилата о родных отвечает: «Нет никого. Я один в мире». Но это отнюдь не звучит жалобой на одиночество. Иешуа не ищет сострадание, в нем нет чувства ущербности или сиротства.

Сила Иешуа Га-Ноцри так велика и так всеобъемлюща, что поначалу многие принимают ее за слабость, даже за духовное безволие. Однако Иешуа Га-Ноцри не простой человек: Воланд мыслит себя с ним в небесной иерархии примерно на равных. Булгаковский Иешуа является носителем идеи богочеловека. В своем герое автор видит не только религиозного проповедника и реформатора: образ Иешуа воплощает в себе свободную духовную деятельность. Обладая развитой интуицией, тонким и сильным интеллектом, Иешуа способен угадывать будущее, причем, не просто грозу, которая «начнется позже, к вечеру», но и судьбу своего учения, уже сейчас неверно излагаемого Левием.

Иешуа – внутренне свободен. Он смело говорит то, что считает истиной, то, до чего дошел сам, своим умом. Иешуа верит, что придет гармония на истерзанную землю и настанет царство вечной весны, вечной любви. Иешуа раскован, над ним не тяготеет власть страха.

«В числе прочего я говорил, – рассказывал арестант, – что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть» . Иешуа мужественно переносит все причиняемые ему страдания. В нем горит огонь всепрощающей любви к людям. Он уверен, что лишь добро имеет право менять мир.

Понимая, что ему угрожает смертная казнь, он считает нужным сказать римскому наместнику: «Твоя жизнь скудна, игемон. Беда в том, что ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей».

Говоря об Иешуа, нельзя не упомянуть о его необычном имени. Если первая часть – Иешуа – прозрачно намекает на имя Иисуса, то «неблагозвучие плебейского имени» – Га-Ноцри – «столь приземленного» и «обмирщенного» в сравнении с торжественным церковным – Иисус, как бы призвано подтвердить подлинность рассказа Булгакова и его независимость от евангельской традиции» .

Несмотря на то, что сюжет кажется завершенным – Иешуа казнен, автор стремится утвердить, что победа зла над добром не может стать результатом общественно-нравственного противоборства, этого, по Булгакову, не приемлет сама человеческая природа, не должен позволить весь ход цивилизации: Иешуа остался живым, он мертв лишь для Левия, для слуг Пилата.

Великая трагическая философия жизни Иешуа состоит в том, что истина испытывается и утверждается смертью. Трагедия героя в его физической гибели, но морально он одерживает победу.

Образ путешествующего философа, цитаты которого затрагивают струны души, является ключевым в романе «Мастер и Маргарита». Наравне с главными героями классического произведения Иешуа Га-Ноцри учит читателя мудрости, терпению и пониманию того, что злых людей не бывает, а дьявол – вовсе не квинтэссенция порока.

Ещё несколько различий

Помимо сравнения Иеуша и Иисуса по происхождению, возрасту, наличию учеников и родителей, есть несколько фактов, подчёркивающих разницу этих персонажей.

Предательство

Иешуа был предан каким-то неизвестным молодым человеком по имени Иуда, который не являлся учеником или последователем. Тогда как Иисуса предал его собственный апостол с таким же именем.

Смерть Иуды

Булгаковский Иуда был убит по приказу Понтия Пилата, который пытался таким образом успокоить свою совесть. Иуда евангельский покончил жизнь самоубийством, повесившись;

Проповедь

Булгаков в своём романе наделил своего персонажа уверенностью в том, что все люди с рождения добрые, а злых и вовсе не бывает.

Христианское учение к этому не сводится. Иисус Христос считал, что в каждом человеке есть и зло и добро, которые они взращивают в своём собственном сердце;

Дорога на казнь

Га-Ноцри не повторяет путь Иисуса на Голгофу. Он не несёт на себе своё орудие казни – осуждённых везли на повозке. На их шеях висели таблички, гласившие «Разбойник и мятежник», которая дублировалась на двух языках – арамейском и греческом.

Христос не только идёт пешком, но и несёт на собственной спине крест. Тогда как у Булгакова казнимых приговорили к повешению на столбах. И у Иисуса не было никакой таблички на шее. Её повесили потом, когда он пришёл на Голгофу;

Казнь

Содержание внутреннего романа, который пишет Мастер, страница за страницей опровергает все пророчества Верхнего Завета. Палачи перебили голени Иешуа и похоронили его в одной яме с разбойниками, а после отказались от его одежды.

Здесь опровергаются сразу два пророчества. Первое – это пророчество Царя Давида, согласно которому кости казнённого должны быть в целости, а второе принадлежит пророку Исаии, который предсказывал, что погребение должен провести человек богатый.

Иисусу голени не ломали, и оставили тело на кресте, разделив одежду между четырьмя воинами. И погребён он был человеком богатым;

Погребение

В «Мастере и Маргарите» тело казнённого Га-Ноцри похищает Левий Матвей, после чего хоронит в земле.

Иисус был похоронен в гробнице Иосифа Аримафейского, иудейского старейшины, богатейшего человека. Иосиф был тайным учеником Христа и не входил в число апостолов. Он просил разрешение на погребение у Пилата, и когда получил его и снял тело с креста, вместе с другим тайным учеником, Никодимом, захоронил его у себя.

Появление в городе

Ещё один факт, отличающий Иешуа от Иисуса. Когда Пилат допрашивает первого, то спрашивает о том, как тот въехал в Ершалаим. В пророчестве о Мессии говорится о том, что этот самый Мессия должен вступить в город верхом на осле. Иешуа отрицает это, поясняя, что ослом он не обзавёлся, а в городе его никто не знает, поэтому и приветствовать было не кому.

Иисус же, оправдывая все ветхозаветные пророчества, торжественно въезжает в город на осле. Народ ликует и приветствует его радостными криками.

Через своего персонажа Булгаков также и отверг Евангелие, показав его неистинность. Иешуа ругается на своего ученика, считая, что это из-за него люди ещё долго будут всё путать. Потому что учение его было совершенно не о том. И заглянув в записи, сделанные Левием Матвеем, Га-Ноцри утверждал, что там нет ничего, о чём говорил он. Он даже умолял Левия сжечь этот пергамент, но тот просто выхватывал его и убегал.

Персонаж романа абсолютно противоположен тому, что известен в христианстве. Отличаются: форма имени, обстоятельства появления на свет, родина, родители, возраст, количество последователей, характер и сама философия учения.

Но Булгаков показал особое видение «Спасителя» и преподнёс его таким, каким, как ему казалось, и мог быть тот евангельский Иисус. Даже Воланд говорил, убеждая Берлиоза и Бездомного Ивана: «Имейте в виду, Иисус существовал».

Библейские мотивы в романе «Мастер и Маргарита»

«Библия принадлежит всем, атеистам и верующим, равно. Это книга человечества».
«Основная тайна человечества – это «неустроенность человеческого духа», «непонимание своей души». Из-за этого «темные движения души».
Ф. М. Достоевский

Каждому человеку необходимо приобщение к Божественному смыслу бытия.

Высокий мир евангельской легенды об Иисусе Христе обрел под Булгаковским пером черты неповторимой реальности. История становится современностью, потусторонний мир действительностью. Булгаков окунает нас в сотворенный мир фантастического представления, которое оказывается самой высокой действительностью.

Мастер пишет Роман о ершалаимском мире, об Иешуа и Пилате, и действие созданного им романа соединяется с ходом современной московской жизни, где автор заканчивает свою земную жизнь, затравленный гонителями. Уходит в потусторонний мир Мастер, чтобы там дождаться часа, когда современный мир обновится и будет нуждаться в его романе, в его мыслях. Уходит – чтобы обрести бессмертие и долгожданный покой.

Булгаков упорно преодолевает евангельские легенды от Марка, от Матфея, от Иоанна, от Луки. Он делает Библию ощутимо достоверной и несет в теплых ладонях проникновенно человеческое в ней.

Библейские мотивы – это извечные общечеловеческие истины.

Каждый герой романа, как и каждый человек, находится в поиске истины. Что есть добро и зло? ложь и правда? трусость и отвага? пространство и время? Что есть человек?

Особый интерес представляет роман Мастера – ершалаимский мир. «Шаркающей кавалерийской походкой в десять часов утра на балкон вышел шестой прокуратор Иудеи Понтий Пилат». При первом знакомстве с этим грозным человеком мы узнаем, что у него болит голова, что он ненавидит запах розового масла, что он любит свою собаку. Ему свойственны обыкновенные человеческие чувства и переживания. Невольно отправив Иешуа на казнь, Понтий Пилат затосковал: ему показалось, что он чего-то не договорил или чего-то не дослушал.

Иешуа считал, что все люди добрые, но некоторых испортили обстоятельства жизни. И Понтий Пилат и Крысобой, и Левий Матвей, и даже Иуда из Кириафа. Люди должны любить и верить, без этого все теряет смысл. «Беда в том, что ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей… нельзя же поместить всю свою привязанность в собаку…» (Иешуа Понтию Пилату).

Диалог Иешуа и Пилата об Иуде гипнотизирует значительностью, каким-то тайным «вторым» смыслом. Прокуратор знает, что Иуда не «очень добрый и любознательный человек», Иуда предает Иешуа. Иешуа предчувствует беду, которая случится с Иудой, но ничего не знает о своей судьбе. У него нет божественного всеведения, он человек беззащитный и хрупкий.

Но до последней минуты Иешуа оставался добрым по – настоящему. Он никого не поучал. Он просит у палача не о смерти для товарища, а о простом человеческом: «Дай попить ему».

Что говорит Иешуа, умирая на кресте? Иешуа, у которого бежала по боку узкой струей кровь, вдруг обвис, изменился в лице и произнес слово по-гречески: «Игемон». Почему «Игемон»? Кто послал Иешуа на смерть как избавление от страданий? Понтий Пилат

И его обрекли на бессмертие. Смерть-избавление, которая происходит во время грозы, послана Воландом, в ответ на богохульство и проклятия Левия Матфея.

Не менее интересны и поучительны события, происходящие в московском мире. Воланд со своей свитой являются из потустороннего мира в московский не случайно. На сеансе черной магии Воланд называет причину визита: “Меня интересует, изменились ли горожане внутренне?” Однако он убеждается, что люди остались прежними: злобными и завистливыми, безответственными и ленивыми, жаждущими денег и не верящими ни во что.

Поэт Александр Рюхин признается: «Ни во что я не верю, о чем пишу».

И, конечно же, в таком мерзком мире нет места Мастеру. Поэтому Воланд забрал Мастера и его возлюбленную Маргариту к себе, в потусторонний мир. Только здесь он обрел бессмертие и покой. Но не свет.

Человек должен изменить себя, и тогда появится смысл жизни. Живет тот, кто любит. Еще одна библейская тема.

Люби отца и мать, ближнего своего, врага своего. А в романе Булгаков показал, что может совершать любовь. Маргарита спасла Мастера.

Много вопросов задал писатель в своей книге. И каждый из нас должен найти свои ответы, свою истину. Размышляя о романе “Мастер и Маргарита”, невольно задаешь себе Булгаковский вопрос: «Если Бога нет, то кто управляет жизнью?».

Евангельский Иссус Христос

Евангельский Иссус Христос – центральная фигура христианства, рассматриваемая как Богочеловек и спаситель мира. Его жизнь и учение описаны в Новом Завете Библии.

Евангельский Иссус Христос известен своими чудесами, проповедями и учением о любви и прощении. Его имя «Иссус Христос» происходит от греческого имени «Ίησοῦς Χριστός», что значит «Иисус Спаситель». «Иссуса» – это устаревшая форма транслитерации имени «Иисус» с арамейского языка.

Евангельский Иссус Христос является Богочеловеком, что означает, что он считается истовым Богом, воплощённым в теле человека. В евангельских рассказах Иссус Христос производит множество чудес, таких как исцеление больных, воскрешение мертвых и умножение хлеба. Он также проводит проповеди о царстве Божьем, которое считается главной темой его учения.

Евангельский Иссус Христос также учил людей о любви и прощении. Он призывал своих последователей любить своих врагов и прощать тем, кто совершил против них зло. Этот принцип стал основой моральных установок христианства и проповедуется до сих пор.

Иссус Христос страдал и был распят на кресте в хода Голгофы, которое считается его жертвой для искупления грехов человечества. Однако, он явился воскресшим на третий день после смерти, что стало символом воскресения и надежды на жизнь после смерти для христиан.

Сравнивая евангельского Иссуса Христа с булгаковским Иешуа из «Мастер и Маргарита», можно заметить некоторые отличия. В булгаковском романе, Иешуа выступает своего рода антигероем, который приходит в Москву и нарушает установленные порядки. Он выступает против власти и религиозных институтов, и его появление вызывает смуту и недоверие у многих людей.

Тем не менее, оба Иссуса являются символами истинности, свободы и принципов, которые приводят к преображению и просветлению. Они оба олицетворяют высшую добродетель и вызывают вопросы о вере, морали и справедливости.

Религиозное воплощение

Сравнивая булгаковского Иешуа с евангельским Иссусом Христом, необходимо обратить внимание на религиозное воплощение, которое они представляют. Евангельский Иссус Христос, согласно библейскому учению, является Сыном Божиим, обладающим божественной сущностью

Всего в Новом Завете, Иссус Христос называется Сыном Божиим около 50 раз. Его традиционно считают Откровением и Богом-Человеком, спасителем мира и пришедшим спасать грешников

Евангельский Иссус Христос, согласно библейскому учению, является Сыном Божиим, обладающим божественной сущностью. Всего в Новом Завете, Иссус Христос называется Сыном Божиим около 50 раз. Его традиционно считают Откровением и Богом-Человеком, спасителем мира и пришедшим спасать грешников.

Булгаковский Иешуа, с другой стороны, представляет собой художественную интерпретацию Иисуса Христа Булгакова, автора романа «Мастер и Маргарита». Автор, прежде всего, обращается к религиозным мотивам, чтобы переосмыслить смысл Христовой жизни и учения.

Булгаковский Иешуа — это личный образ Булгакова, поэта и мыслителя, который изображает Иисуса Христа не только как религиозную фигуру, но и как символ креативности и свободы человеческого духа.

Итак, отличие между булгаковским Иешуа и евангельским Иссусом Христом заключается в том, что первый — это художественное воплощение, исходя из работы Булгакова, в то время как последний представляет собой религиозную фигуру, обладающую божественной сущностью.

Учение и послания

Одним из главных отличий между булгаковским Иешуа и евангельским Иссусом Христом является их учение и послания. Оба персонажа проповедуют веру и великодушие, однако их подход и акценты отличаются друг от друга.

Булгаковский Иешуа проповедует свою уникальную космическую религию, основанную на идее жизни и любви во вселенной. Он видит в человеческом существе не только тело и разум, но и душу, способную к творчеству и святости. Послания булгаковского Иешуа наполнены мыслями о нравственности, самосовершенствовании и взаимопомощи, призывают к миролюбию и духовной свободе.

Евангельский Иссус Христос тоже проповедует веру и идеи милосердия и спасения, но его учение сосредоточено на отношении к Богу и стремлении к духовной совершенности. Христос призывает к укреплению веры, исполнению Божьей воли и наставляет о нравственности и справедливости

Его послания уделяют большое внимание покаянию и прощению, благодати и искуплению.

В обоих случаях учение и послания этих персонажей направлены на укрепление духовности и развитие добрых человеческих качеств. Они призывают к любви и состраданию, но ставят акценты на разные аспекты духовной жизни и отношении к Богу.

Слайд 6В портрете И. Г.-Н. Булгаков учел следующее сообщение Фаррара: “Церковь первых

веков христианства, будучи знакома с изящной формой, в которую гений языческой культуры воплощал свои представления о юных богах Олимпа, но, сознавая также роковую испорченность в ней чувственного изображения, по-видимому с особенной настойчивостью старалась освободиться от этого боготворения телесных качеств и принимала за идеал Исаино изображение пораженного и униженного страдальца или восторженное описание Давидом презренного и поносимого людьми человека (Исх., LIII, 4; Пс., XXI, 7, 8, 16, 18). Красота Его, говорит Климент Александрийский, была в его душе, по внешности же Он был худ. Иустин Философ описывает его как человека без красоты, без славы, без чести. Тело Его, говорит Ориген, было мало, худо сложено и неблагообразно. “Его тело, – говорит Тертуллиан, – не имело человеческой красоты, тем менее небесного великолепия”. 

Новые материалы

Книги

Проблема зла и теодицеи: метафизика, этика, феноменология / отв. ред. К. В. Карпов, научн. ред. И. И. Ремезова. – М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2023. – 264 с. (Серия «Humanitas»)

Книги

Вариации на тему любви и милости / Ж.-Кл. Ларше; пер. с фр. М. С. Степановой. — Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2024. — 352 с. — (Православное богословие).

Книги

Религия в цифровом обществе. Под ред. Алексея Бодрова и Михаила Толстолуженко. М.: Издательство ББИ, 2024. viii + 248 с. (Серия «Современное богословие»). ISBN 978-5-89647-430-2

Книги

Образ, икона, экономия. Византийские истоки современного воображаемого. М.: V—А—С Press, 2022. — 328 с. ISBN 978-5-907183-49-0

Книги

Обратная сторона новых медиа / Жан-Клод Ларше; пер. с фр. С. А. Кузнецовой. – Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2023. – 304 с. – (Православное богословие).

Книги

Владимир Соловьев / Пер. с нем. (Серия «Современное богословие»). – М.: Издательство ББИ, 2023. – 143 с. ISBN 978-5-89647-412-8

Книги

Идея Бога и образ теологии в философских дискурсах зрелого модерна и постмодерна: коллективная монография / Под общ. ред. Д. В. Масленникова. — СПб.: Издательство РХГА, 2023. — 682 с. ISBN 978-5-907613-50-8

Книги

Единство добра, истины и красоты в русской религиозно-философской традиции: сборник статей / Сост. Н. К. Сюндюков. — СПб.: Изд-во РХГА, 2023. — 144 с. ISBN 978-5-907613-78-2

Книги

Введение в библейское пророчество. — М.: Издательство ББИ, 2023. — 691 с. — (Серия «Современная библеистика»). — ISBN 978-5-89647-427-2.

Книги

Красота сквозь века. Очерки христианского искусства. — М.: Издательство ББИ, 2023. — 365 с. — (Серия «Богословие и культура»). — ISBN 978-5-89647-420-3.

Книги

По ту сторону секулярного порядка. Репрезентация бытия и репрезентация народа / Пер. А. Кырлежева под редакцией А. Гагинского. — М.: Издательство ББИ, 2023. — 360 с.

Книги

Русская икона середины XVII – начала XX века. Коллекция Олега Кушнирского. М.: Эксмо, 2023.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Шампиньон.

Различия бледной поганки и шампиньона