в

В чём разница между моно и стерео

Задолго до изобретения знаменитой технологии 3D в съёмках и воспроизведении кинофильмов человечество познакомилось с так называемым объёмным звуком – стерео. Ещё в середине прошлого века встретить стереосистему было не так-то просто, но сегодня многоканальный звук стал доступен фактически каждому, а монофоническое звучание отошло на второй план и используется лишь профессионалами в звукорежиссуре. Однако в чём же разница между стерео и моно звуком?

Моно

Под лаконичным словом «моно» профессионалы понимают одноканальную запись звуковой дорожки (необязательно это должна быть музыка: таким образом могут звучать любые записанные на плёнку или другой носитель аудиоэффекты). Воспроизведение этой дорожки также будет осуществляться через один канал.Пластинка с моно звуком.

Справка. Для того чтобы полнее понять определение, рассмотрим пример. Человек стучит по столу костяшками пальцев, и в этом случае источник звука один. Стук отражается от различных физических препятствий в помещении и воспринимается вами через уши. Это и есть монофония. Услышав стук, вы сможете примерно определить, с какой стороны он доносится, и в этом уже будет состоять особенность стереозвучания, но – обо всём по порядку.

Стерео

Под данным термином в профессиональной среде понимают двухканальную (трёх- четырёхканальную и т. д.) запись и воспроизведение звуковой дорожки. Такой звук воспринимается нами как более «реальный» за счёт своей глубины и независимости каналов друг от друга, а также за счёт особенности нашего восприятия, именуемой бинауральностью.

Справка. Бинауральностью называется способность живого существа посредством слуховых рецепторов определять примерное расстояние до объекта и его местонахождение.

Дело в том, что фактически любой звук доходит до нас с искажениями. Если говорить об уже рассмотренном нами стуке по столу, то, закрыв глаза, мы по звучанию сможем определить, что находимся в помещении, а многие даже смогут прикинуть его примерные размеры, опираясь исключительно на слуховые данные.

Происходит это потому, что люди отлично слышат не только сам звук от его источника, но и все его искажения (отражения от различных препятствий и поверхностей). Отражённый звук в своей совокупности называется реверберацией, и именно реверберация вместе с монофоническим звуком поступает к нам в ушные раковины при звучании. Такой тандем и образует так называемый объёмный звук.Объёмный звук.

Что общего

Оба рассматриваемых нами типа звучания, помимо того, что служат одной общей цели: записи и воспроизведению аудиодорожки, широко используются в среде профессиональной звукозаписи. Многие отдельные инструменты записываются именно в моно звучании и, хотя это и может показаться странным, итоговый продукт с их участием звучит лучше, чем если бы все инструменты были записаны в стерео.

В чём отличие

Ключевое отличие монофонического звучания от стереофонического – отсутствие пространственного фактора. Монофонический звук не даёт слушателю возможности определить, откуда он доносится, в то время как стереофонический всегда позволяет это сделать.

Получается это за счёт того, что человеческие уши воспринимают звук по-разному в зависимости от положения его источника: если звук приходит слева, то его сначала воспринимает левое ухо, а если справа – правое. Кроме того, параметр частоты такого звука для каждого уха будет немного отличаться, не говоря уже об искажениях, которыми он «оброс» с момента озвучивания (реверберации).Стерео и моно.

Монофония записывается «в одну дорожку» и фактически всегда воспроизводится при помощи одного динамика. Если подключить несколько колонок, фактически ничего не изменится, так как с каждой из них будет звучать одна и та же дорожка.

Стереофония же записывается при помощи как минимум пары микрофонов и нескольких инструментов и часто в процессе записи разделяется на частоты. Такое аудио можно прослушать во всей его полноте как минимум с пары динамиков, а для наиболее качественного восприятия необходимо находиться в центре между динамиками. Именно поэтому большинство стереосистем выстраиваются в помещениях таким образом, чтобы их слушатель всегда находился в «центре звучания».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Фара 2114.

Отличие фары «Киржач» от фары «Бош»

Мюзикл.

В чём различие мюзикла и оперетты