в

Чем отличается метафора от эпитета — основные сведения

Отличие метафоры от эпитета

1. Метафора — это образ­ное скры­тое срав­не­ние, кото­рое мож­но пре­вра­тить в срав­ни­тель­ный обо­рот, напри­мер:

 А. С. Пушкин

Поэт упо­тре­бил мета­фо­ру, в кото­рой улей подо­бен келье, сде­лан­ной из воска:

улей — келья из воска.

Эпитет — это худо­же­ствен­ное опре­де­ле­ние, кото­рое невоз­мож­но транс­фор­ми­ро­вать в срав­ни­тель­ный оборот.

2. Эпитет харак­те­ри­зу­ет кон­крет­ный пред­мет ино­гда с неожи­дан­ной сто­ро­ны. В мета­фо­ре не суще­ству­ет такой кон­кре­ти­ки. Метафора воз­ни­ка­ет в резуль­та­те ассо­ци­а­тив­ной свя­зи меж­ду дву­мя пред­ме­та­ми, в резуль­та­те чего воз­ни­ка­ет на осно­ве их подо­бия поэ­ти­че­ский образ.

3. Эпитеты обыч­но выра­жа­ют­ся при­ла­га­тель­ны­ми, существительными-приложениями, наре­чи­ем, обо­зна­ча­ю­щим образ действия.

Метафора пред­став­ля­ет собой обо­рот речи, состо­я­щий из слов раз­ных частей речи. Метафора быва­ет раз­вер­ну­той, в соста­ве кото­рой исполь­зу­ют­ся эпи­те­ты как её состав­ля­ю­щая часть, напри­мер, чита­ем у В. В. Маяковского:

Поэт упо­доб­ля­ет свою поэ­зию гроз­но­му ору­жию, а виды её и худо­же­ствен­ные сред­ства — ору­жию раз­но­го рода войск. Метафору допол­ня­ют эпи­те­ты, созда­вая всю пол­но­ту ярко­го поэ­ти­че­ско­го образа.

Части речи в функции эпитета

  1. Эпитет прилагательное встречается чаще всего. «Буйная молодость», «золотые руки». Прилагательное не просто является признаком предмета, но описывает его ярко, образно, служит украшением определяемого слова. «Железная выдержка» – характеристика человека, остающегося невозмутимым в любой ситуации; «Тоска зеленая» — не просто скука, а тягучая, беспросветная. «Робкая и бедная любовь» – чувство, заранее обреченное на неудачу, безответность.
  2. Наречие выступает в предложении в роли обстоятельства. «Между тучами и морем гордо реет буревестник» (М. Горький)
  3. В виде существительного. «И вот сама идет волшебница-зима» (А. С. Пушкин) «Текут невинные беседы с прикрасой легкой клеветы».
  4. Числительные в его функции приобретают оценочное значение. «Седьмая вода на киселе», «промотал миллионы», «первая ученица в классе» . Употребление больших числовых значений используется для гиперболизации. «Мильон терзаний», «тысяча мелочей».
  5. Причастия способствуют наглядному представлению событий, придают описанию лаконичность и точность. Употребление причастий помогает выразить торжественность события. «Обновленная дружба: Россия поддержит Кубу…» (Новости ОРТ). Причастия используются для большей убедительности читателей. «Увлажняющий крем с омолаживающим эффектом». «Ситуация, изменяющаяся к лучшему, будет к лучшему изменяться вместе с мировой экономикой» (Новости, ОРТ). Причастия в функции эпитета могут приобретать устойчивый характер. «Хорошо забытое старое».
  6. Отглагольное прилагательное. «Долго он стоял окаменелый, провожая взглядом удаляющуюся фигурку девушки».

Прилагательные придают литературным произведениям красоту и освещают их блестящими красками. Они обогащают устную речь и позволяют более полно выразить чувства, эмоции.

Формальные особенности

Метафора и эпитет представляют собой разные лингвистические инструменты, которые используются для придания эмоциональной силы и образности тексту. Они имеют свои собственные формальные особенности, которые позволяют им эффективно передавать мысли и идеи автора.

Метафора – это литературное выражение, в котором одно слово или выражение используется в переносном смысле. Она основывается на сравнении двух разных понятий или предметов, чтобы создать новый смысл. Метафора помогает читателю или слушателю лучше понять и визуализировать описание или идею автора.

Эпитет – это описательное выражение, которое добавляется к существительному или имени собственному для усиления его характеристик или образности. Эпитет может быть использован как с литературными, так и с повседневными словами, чтобы передать определенное настроение или атмосферу текста.

Основное отличие между метафорой и эпитетом заключается в их формальных особенностях. Метафора представляет собой более общее и абстрактное выражение, которое может быть перенесено в разные контексты и ситуации. Она не всегда требует использования дополнительных признаков или слов для усиления своего значения.

С другой стороны, эпитет является более конкретным и специфическим. Он усиливает и придаёт более яркое описание существительного или имени, за счет добавления дополнительных признаков или слов.

Таким образом, метафора и эпитет имеют свои формальные особенности, которые используются в литературе и речи с различными целями. Понимая эти различия, можно более эффективно использовать их для создания красочного и впечатляющего текста.

Различия между метафорой, аналогией и сравнением

Что касается первой пары – тут все достаточно прозрачно, и уже выявлена разница между метафорой и аналогией. Она огромна, хотя статью я начинал с тайной целью: выявить именно различие между метафорой и аналогией, именно эта разница была для меня не совсем очевидной. Метафора – это троп, а вот аналогия – нет. Она, вообще, не является фигурой речи, хотя и используется в семантике. Но это уже совсем другой разговор

Еще одно важное отличие касается употребления аналогий для упрощения процесса познания, в то время как, метафора процесс этот, скорее, усложняет

Что касается метафоры и сравнения, то тут дело сложнее, так как обе категории являются тропами. И вся разница между метафорой и сравнением – в употреблении. Первая более органично смотрится в тексте, а вся проблема в знаках препинания, разделяющих части уравнения сравнения. Для метафоры нет такой проблемы, она лаконична и при этом емка, образна в неменьшей степени. Поэтому метафора так универсальна, будь то литературный или любой другой стиль речи. Поэтому о метафоре будет еще сказано и немало. Потому что образы в тексте – это гарантия незамыленности, свежести, эстетики. Но уметь надо пользоваться снарядом метафоры. Поэтому продолжаем штудировать премудрости литературного гранита. До новых встреч в изысканиях.

Отличия эпитета от метафоры

  • Эпитет – это прилагательное или прилагательное словосочетание, которое относится к существительному и описывает его качество или свойство. Он используется для усиления выразительности и создания ярких образов в тексте. Примером эпитета может служить фраза «белые облака».
  • Метафора – это сравнение двух разных объектов или явлений, основанное на сходстве их характеристик. Метафора позволяет передать сложные идейные или эмоциональные концепции в простой и доступной форме. Например, фраза «его сердце каменное» использует метафору для описания холодного и безразличного человека.

Главные отличия эпитета от метафоры заключаются в следующем:

  1. Эпитетявляется непосредственным прилагательным описанием существительного, в то время как метафора устанавливает образное сравнение между двумя объектами.
  2. Эпитет описывает реальные или представляемые качества объекта, в то время как метафора использует абстрактные или нереальные концепции.
  3. Эпитет является более нейтральным и литературным, в то время как метафора часто является более выразительной и необычной.
  4. Эпитет появляется в форме прилагательного или прилагательного словосочетания, в то время как метафора может быть выражена через разные части речи, такие как существительные, глаголы или даже предлоги.

Важно уметь различать эпитет от метафоры, чтобы понимать и интерпретировать тексты корректно, а также научиться использовать эти фигуры речи для улучшения своей письменной и устной коммуникации

МЕТАФОРА своими словами для детей

Метафора — это такой способ описания, когда мы переносим свойства одного предмета или явления на другой, потому что у них есть что-то общее или похожее. Например, если я говорю, что у меня растут крылья, я не дословно имею в виду, что у меня на спине появились настоящие крылья, а просто хочу сказать, что я чувствую себя свободным и легким, как птица, которая может летать. Это пример метафоры.

Метафоры помогают нам лучше понять и описать мир вокруг нас. Они делают наши рассказы и стихи интересными и красочными. Мы можем использовать метафоры, чтобы передать наши чувства и мысли. Например, мы можем сказать, что сердце бьется как барабан, чтобы описать, что мы очень волнуемся или испытываем сильные эмоции.

Метафоры часто используются в литературе и поэзии. Они помогают создать образы и вызывают у нас разные чувства и ассоциации. Например, автор может описать закат как огромный оранжевый шар, который плавно погружается в море. Это помогает нам представить себе красоту и спокойствие заката.

Метафоры могут быть очень красивыми и веселыми. Например, мы можем сказать, что улыбка — это солнце, которое светит в нашей душе. Или мы можем сравнить дождь с тысячами маленьких алмазов, которые падают с неба.

Метафоры помогают нам видеть мир по-новому и расширить наше воображение. Они делают нашу речь интересной и запоминающейся. Поэтому, когда вы будете говорить или писать, не бойтесь использовать метафоры, чтобы оживить свои идеи и сделать их более яркими и понятными для других.

Используемая литература:Жуковский В.А.: Полное собрание сочинений и писем. – М.: Языки славянских культур, 2012Кочеткова М.А.: Проблема одиночества в американской романтической комедии 1990-х годов. – Нижний Новгород: Нижегородский государственный лингвистический унив, 2011БелГУ ; науч. ред.: В.П. Римский, С.Н. Борисов ; рец.: В.П. Бабинцев, Н.И. Шевченко: Философия и наука поверх барьеров. – Белгород: БелГУ, 2010Бычков В.В.: Эстетика. – М.: Академический Проект, 2009под ред. А.Ф. Зотова и др. ; МГУ им. М.В. Ломоносова: Философия. – М.: Проспект, 2009Попова И.Л.: Книга М.М. Бахтина о Франсуа Рабле и ее значение для теории литературы. – М.: ИМЛИ РАН, 2009Зедльмайр Х.: Утрата середины ; Революция современного искусства ; Смерть света. – М.: Территория будущего : Прогресс-традиция, 2008Канке В.А.: Философия для экономистов. – М.: Омега-Л, 2008Никитина И.П.: Философия искусства. – М.: Омега-Л, 2008Никитина И.П.: Эстетика. – М.: Высшая школа, 2008Овинникова Ю.А.: Эстетика. – Ростов н/Д: Феникс, 2008под общ. ред. д-ра филос. наук, профессора В.В. Миронова: Философия. – М.: Норма, 2008Значение термина МЕТАФОРА  на academic.ru

Различия между сравнением и метафорой

Сравнение и метафора — два основных риторических приема, используемых в литературе для создания образности и выражения абстрактных понятий. Хотя оба приема основаны на установлении аналогии или сходства между двумя объектами, они имеют свои особенности и различия. В этом разделе мы рассмотрим эти различия подробнее.

  1. Форма и структура: Сравнение представляет собой явное упоминание о сходстве двух различных объектов, в то время как метафора подразумевает установление скрытой аналогии между ними.

  2. Уровень уподобления: В сравнении уподобление между объектами явно указывается с помощью таких слов, как «как», «такой же как», «похожий на». В метафоре же уподобление происходит по смыслу, без прямого указания.

  3. Использование образности: Сравнение обычно использует конкретные образы, чтобы раскрыть сходство или различие между объектами. Метафора, наоборот, часто базируется на абстрактных или неожиданных образах, чтобы передать более глубокое значение или идею.

  4. Продолжительность и уровень детализации: Сравнение обычно является более коротким и прямым, указывая только на одно или несколько сходств между объектами. Метафора может быть более длинной и детализированной, позволяя автору раскрыть более широкий набор аналогий и углубиться в смыслы и значения.

  5. Контекст и эмоциональная окраска: Сравнение часто используется для объяснения и иллюстрации, а метафора обычно используется для создания эмоциональной окраски и передачи более глубоких смыслов и эмоций.

В итоге, сравнение и метафора — это два важных и популярных риторических приема, которые помогают авторам создавать образные и выразительные тексты. Использование сравнений делает тексты более прямыми и понятными, в то время как метафоры придают тексту глубину и эмоциональную силу. Понимание различий и особенностей этих приемов позволяет воспринимать литературу более глубоко и анализировать ее структуру и содержание.

Определение термина

Первое схожее понятие датировано примерно 2,5 тысячами лет назад, со времен Аристотеля. С древнегреческого оно означает “переносное значение” . Основные функции тро́па:

  • Оценочная функция : при сопоставлении предметов или явлений метафора как бы даёт некую оценку, в основном мы наблюдаем эту функцию при ассоциациях. Например: “для одних урок математики — это вечность, а для других — возможность, стать как Пифагор” .
  • Эмоционально-оценочная функция : благодаря этой функции собеседник способен выразить эмоцию, тем самым, создав новый образ. Например: Отелившееся небо лижет красного телёнка (происходит сравнение месяца и телёнка, вызываются новые чувства).
  • Назывательная функция : возьмем обычное действие, которое называется одним словом, но именуется несколькими. Например: дурачиться – валять дурака, валять Ваньку и т.д.
  • Информативная функция : с помощью этой функции, мы можем открыть главный посыл, который скрыт или не замечен. Например: “Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?”

Эпитет — образное определение

Ни одно худо­же­ствен­ное про­из­ве­де­ние не состо­ит­ся без опре­де­ле­ний, обо­зна­ча­ю­щих пред­ме­ты или явле­ния дей­стви­тель­но­сти. В про­из­ве­де­ни­ях лите­ра­ту­ры опре­де­ле­ния суще­ству­ют осо­бен­ные, кото­рые не толь­ко назы­ва­ют при­знак пред­ме­та, но и выра­жа­ют эмо­ци­о­наль­ное, образ­ное вос­при­я­тие дей­стви­тель­но­сти худож­ни­ком сло­ва. Такие образ­ные опре­де­ле­ния назы­ва­ют­ся эпи­те­та­ми.

Понаблюдаем, как мастер­ски исполь­зу­ет эпи­те­ты поэт А. К. Толстой:

Эпитеты помо­га­ют создать образ­ную кар­ти­ну мира. Автор через приз­му сво­е­го эмо­ци­о­наль­но­го вос­при­я­тия смог рас­цве­тить её крас­ка­ми слов-эпитетов и сде­лал яркой и выразительной.

Что такое метафора и эпитет

Метафора – это перенос значения одного слова на другое слово, образуя устойчивое сравнение. Метафора использует сходство между двумя предметами или явлениями для создания нового значения. Например, «горы снега» – это метафора, где значения слова «снега» переносится на слово «горы», чтобы выразить их белоснежность или величие.

Эпитет – это выразительное прилагательное, которое указывает на какое-либо качество предмета или явления. Эпитет может использоваться как отдельное слово, так и быть частью контекста. Например, «блестящее солнце» – это эпитет, который описывает солнце, подчеркивая его яркость или красоту.

Основное отличие между метафорой и эпитетом заключается в том, что метафора придаёт новое значение слову, перенося его значение на другой предмет или явление, тогда как эпитет только дополняет значение слова, указывая на его особенности или качества. Оба приема являются важными инструментами языковой выразительности и позволяют создавать яркие и образные тексты.

МетафораЭпитет
Перенос значения одного слова на другоеВыразительное прилагательное
Создание нового значенияДополнение значения
Сравнение двух предметов или явленийОписание особенностей или качеств предмета

Гипербола и литота

Откуда в нашей речи возникли фразы «в тысячу раз больше», «я сто раз тебе говорил»?Получаются они благодаря гиперболе.Вспомним, как часто мы говорим в раздражении: «Я тысячу раз тебе это говорила» и «Сто раз задавала вопрос, а мне так и не объяснили». В этих фразах мы видим условность. Мы не пересчитываем, сколько раз сделали то или иное действие, говорим явно большее количество.Мы намеренно преувеличиваем цифру, чтобы эмоционально окрасить речь. Именно это и называется гиперболой. 

Гипербола — намеренное художественное преувеличение свойств предмета и явления или их количества.

Давайте обратимся к лирике Владимира Маяковского:

И гвардия капель —         воды партизаны —взбираются      ввысь         с океанского рва,до неба метнутся         и падают заново

(отрывок стихотворения В.В. Маяковского «Атлантический океан»)

Мы видим, что о волнах говорят так, будто они поднимаются до самого неба. Но это же невозможно! Однако мы теперь понимаем, что автор использует гиперболу, преувеличивает размер волн.

Литота — намеренное художественное преуменьшение предмета, явления или их количества.

Например, в повседневной жизни мы можем сказать: «Я сегодня только глаза закрыла, поспала одну минуту, и прозвенел будильник». Хоть и понимаем, что проспали больше одной минуты, но говорим так, чтобы подчеркнуть свою усталость.

Это — намеренное преуменьшение, то есть литота. 

В литературе тоже есть замечательные примеры. Посмотрим на реплику Молчалина из комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова:

Ваш шпиц — прелестный шпиц, не более наперстка;   Я гладил всё его: как шелковая шерстка!

Здесь мы тоже видим преуменьшение — ведь шпиц на самом деле не может быть размером с наперсток.

Литота, таким образом, еще и противоположность гиперболы.

А теперь мы займемся тем, что попробуем сочетать несочетаемое. 

Метафора — средство речевой выразительности

Метафора воз­ни­ка­ет как пере­нос назва­ния с одно­го пред­ме­та на дру­гой на осно­ве сход­ства зри­тель­ных и слу­хо­вых вос­при­я­тий, эмоционально-психологических и вку­со­вых пред­став­ле­ний, внут­рен­них и внеш­них осо­бен­но­стей пред­ме­та или явле­ния (раз­ме­ра, фор­мы, рас­по­ло­же­ния в про­стран­стве, функ­ции и пр.).

Этот вид тро­па осно­вы­ва­ет­ся на сопо­став­ле­нии ново­го пред­ме­та с уже извест­ным, нахож­де­нии точек сопри­кос­но­ве­ния в чем-либо и выде­ле­нии их общих при­зна­ков, например:

  • чело­век шеп­чет — шепот волн;
  • бесе­да с дру­гом — бесе­да птиц;
  • синее море — море радости;
  • плач ребен­ка — плач сердца.

Примеры олицетворения в разных источниках

Олицетворение может встречаться в пословицах, баснях, художественных текстах, текстах песен и даже заданиях по русскому языку. Разберём на конкретных примерах, что такое олицетворение и как грамотно использовать его в тексте.

Примеры олицетворений в пословицах и поговорках

Пословицы и поговорки – настоящий кладезь олицетворений. Наши предки очень часто использовали одушевления для передачи своего жизненного опыта будущим поколениям.

Примеры олицетворений в баснях

В баснях Крылова олицетворения встречаются почти во всех строфах. Вот, например:

«Стрекоза и Муравей»:

«Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела: Оглянуться не успела,Как зима катит в глаза. Помертвело чисто поле; Нет уж дней тех светлых боле,Как под каждым ей листкомБыл готов и стол и дом.»

Примеры олицетворения в литературе

Олицетворение в литературе встречается чаще всего. Без него стихотворения и проза были бы слишком скучными, лишились бы ярких образов.

Яркие примеры олицетворений в литературе чаще всего встречаются в стихотворениях о природе.

«Устало все кругом: устал и цвет небес,И ветер, и река, и месяц, что родился,И ночь, и в зелени потусклой спящий лес,И жёлтый тот листок, что наконец свалился.

Лепечет лишь фонтан средь дальней темноты,О жизни говоря незримой, но знакомой…О ночь осенняя, как всемогуща тыОтказом от борьбы и смертною истомой!»

А. Фет «Устало всё кругом»

В стихотворениях Ф. Тютчева смешиваются метафоры, аллегории и олицетворения:

«Пусть сосны и елиВсю зиму торчат,В снега и метелиЗакутавшись, спят.»

Ф. Тютчев «Листья»

У И. Бродского встречаются олицетворения, приписываемые телу:

«Правильно! Тело в страстях раскаялось.Зря оно пело, рыдало, скалилось.В полости рта не уступит кариесГреции древней, по меньшей мере»

И. Бродский «1972»

Примеры олицетворений встречаются в стихах Владимира Маяковского:

«В сто сорок солнц закат пылал,в июль катилось лето,была жара,жара плыла —на даче было это.Пригорок Пушкино горбилАкуловой горою,а низ горы —деревней был,кривился крыш корою»

В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

Чтобы закрепить пройдённый материал, найдите олицетворения в стихотворении: 

«Белеет парус одинокойВ тумане моря голубом!Что ищет он в стране далёкой?Что кинул он в краю родном?..Играют волны — ветер свищет,И мачта гнётся и скрипит…Увы! он счастия не ищетИ не от счастия бежит!Под ним струя светлей лазури,Над ним луч солнца золотой…А он, мятежный, просит бури,Как будто в бурях есть покой!»

Показать ответ

М.Ю. Лермонтов «Парус»

Литота

Тут уже обратный эффект. Гипербола преувеличивала, а литота преуменьшает. Например, на биологии учительница как-то раз рассказывала нам, что у самой маленькой женщины был рост 52 сантиметра. И учительница сказала: «женщина-кукла». Это как раз была литота.

В сказках тоже есть много подобных литот. Вспомните, например, дюймовочку. Почему ее так называли? Потому что она ростом была с дюйм – 2,54 сантиметра. Сюда же относится и мальчик-с-пальчик.

Когда у человека денег «кот наплакал» – это тоже литота. Когда от дома до школы «рукой подать» или темп работы у учеников «черепаший» – это все аналогичные литоты.

Определение метафоры

Метафоры помогают придать тексту эмоциональное искусство, повышают его выразительность и уровень восприятия. Они используются в художественной литературе, стихотворениях, произведениях искусства, но также могут встречаться в обычной речи и разговоре.

Метафора может быть узнаваема по специфическим признакам: отсутствию сравнительных слов (как, словно, как будто), наличию неожиданных сравнений, использованию конкретных образов и особых ассоциаций.

Примеры метафор: «любовь – пламя», «сердце каменное», «душа птица», «гордость павлина».

Метафоры помогают усилить влияние на читателя или слушателя, вносят в текст оригинальность и глубину, а также позволяют проявить творческий подход и фантазию автора.

Метафора и ее значение в речи как стилистической фигуры

Метафора в коммуникации встречается довольно часто, сфера ее функционирования не ограничивается только художественным или художественно-публицистическим дискурсом. Сопоставляя предметы, выделяя в них связи, человек познает мир и использует ее для номинации предметов и явлений.

Следовательно, метафора способна выполнять следующие функции:

  1. Когнитивную, связанную с осмыслением действительности.
  2. Номинативную, предполагающую ее использование в качестве средства обозначения предметов и явлений.
  3. Оценочную, проявляющуюся в характеристике денотатов адресатом.
  4. Художественную, позволяющую создавать неповторимые образы.

Когнитивно-номинативную функцию издавна выполняют стершиеся метафоры, которые утратили свою образность. С их помощью происходит расширение значений слов и пополнение словаря: носик чайника, ручка двери, ножка стола, глазные белки, дверной глазок, колодезный журавль, рукав гидранта, море ошибок, куча дел, букет болезней, сила мысли, фундамент благополучия, общественное здание и т. д.

Эти метафоры понятны большинству говорящих, поскольку входят в словарный состав языка и не являются уникальными: их усвоение происходит одновременно с овладением лексикой в практике коммуникации.

Многие общеязыковые метафоры способны выражать оценочно-экспрессивное значение, особенно в разговорной речи: У меня масса дел. Здесь горы мусора. Ты сделал кучу ошибок! На меня обрушился шквал сообщений. Меня захлестнула волна негодования. От твоих слов гнев меня душит.

Такие метафоры в русской речи формируются за счет переноса атрибутов живого существа на неживое (гнев душит, рождение чувств, любовь умерла), путем уподобления явлениям природы или объектам окружающей действительности (волна нежности, пламя страсти, шквал эмоций, ветер перемен), посредством сопоставления абстрактных понятий с конкретными (масса возражений, фундамент рассуждений, здание государства).

В художественной речи используются уникальные метафоры, основанные на тонко подчиненных авторов ассоциативных связях между явлениями. Такова метафора «зеркало затона» в стихах С.А. Есенина: «Задремали звезды золотые, / Задрожало зеркало затона». Здесь основанием уподобления являются свойства «гладкости» и «отражательная способность» воды, делающей ее похожей на зеркальную поверхность. Не менее выразительна метафора Ф.И. Тютчева «живая колесница мирозданья», под которой подразумевается земной шар, планета Земля. Пушкинская метафора «мой закат печальный» основана на традиционном для фольклора уподоблении этапов человеческой жизни суточным циклам: рассвет – юность, полдень – зрелость, закат – старость.

Таким образом, метафора позволяет реализовывать различные речевые функции, обогащая речь и делая ее более выразительной.

Функции метафоры и эпитета

Метафора имеет следующие функции:

  1. Подчеркнуть сходство: метафора позволяет установить аналогию между двумя сравниваемыми объектами или явлениями, чтобы подчеркнуть их сходство и общность.
  2. Вывести на новый уровень абстрактное понимание: метафора может использоваться для переноса абстрактных понятий на конкретный уровень восприятия, чтобы сделать их более конкретными и понятными.
  3. Создать образность: метафора стимулирует воображение и создает образы в уме читателя, делая текст более ярким, эмоциональным и запоминающимся.

Эпитет выполняет следующие функции:

  1. Усиление характеристик: эпитет может использоваться для усиления и подчеркивания характеристик объекта или явления, делая его более ярким и выразительным.
  2. Создание образности: эпитет помогает создать образы воображению читателя и делает текст более живым и запоминающимся.
  3. Установление настроения: эпитет может использоваться для создания определенного настроения или атмосферы в тексте, делая его более эмоциональным и эффектным.

Основные различия между метафорой и эпитетом

Метафора – это реторическое выражение, в котором одно слово или выражение заменяется другим, образуя непрямое сравнение между двумя предметами или явлениями. Метафора позволяет передать идею или чувство, обогащая текст глубиной и эмоциональной окраской. Например, фраза «окруженный тьмой» использует метафору для передачи смысла не только буквального отсутствия света, но и ощущения страха и безысходности.

Эпитет, с другой стороны, представляет собой качественное описание предмета или явления с помощью прилагательных. Он используется для усиления и яркости описываемого объекта или для создания определенного настроения в тексте. Например, в фразе «красивый цветок» слово «красивый» является эпитетом, добавляющим качественное описание и усиливающим восприятие цветка.

Таким образом, основное различие между метафорой и эпитетом заключается в способе передачи смысла. Метафора создает образное сравнение между различными предметами, в то время как эпитет используется для усиления и описания качеств объекта. Оба литературных приема служат для обогащения текста и создания эмоциональной окраски, но в разных контекстах и с разными целями.

МетафораЭпитет
Непрямое сравнениеКачественное описание
Создание образности и выразительностиУсиление и яркость описываемого объекта
Передача идеи или чувстваСоздание определенного настроения

Сравнение, метафора и олицетворение

Рассмотрим эти три термина и особенно сделаем акцент на их различиях.

Сравнение — сопоставление явлений на основании схожих свойств.

Сравнение проявляется в двух видах. Первый — более явный. Его легко распознать: используются слова «как», «словно», «будто». Например: «Сердце горячее, как огонь», «Она влетела в комнату, словно птица», «Глаза, будто цветные кристаллики, отражали солнечный свет».

Но это не единственный вид сравнения. Иногда оно встречается без сравнительного оборота. Например, «нырнуть рыбкой». Это тоже сравнение. Здесь используется творительный падеж, который передает сопоставление не хуже слов «как» и «словно». Ведь мы понимаем, что нырнуть рыбкой = нырнуть, как рыбка.

А теперь представим, что сравнение решило спрятаться. Сравнение прячет не только союзы, но и один из объектов сопоставления. Вот что получается:

«Взгляд режет душу» — мы не называем нож (объект), но говорим о его свойстве — способности резать.

Этот троп и называется метафорой.

Метафора —наделение одного объекта свойствами или признаками другого; скрытое сравнение.

Как отличить средства выразительности, которые старательно притворяются друг другом?Посмотрим на примеры:«Сердце горячее, как огонь» (сравнение) и «Сердце горит от боли» (метафора).В обоих случаях мы сравниваем сердце с огнем.В первом говорим открыто: у нас есть оба объекта — сердце и огонь, они названы четко.Во втором случае мы наделяем сердце свойством огня — говорим, что оно горит, и скрыто сравниваем сердце с огнем. Мы не называем второй объект (огонь), а только намекаем на него (словом «горит»).

Метафора бывает не только в сочетании глагола и существительного, но и в форме существительного с существительным. Например, посмотрим на отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утес»:

Ночевала тучка золотаяНа груди утёса-великана

Здесь мы говорим, что у утеса есть грудь, сравнивая его с человеческим телом. При этом мы не называем второй объект сопоставления — человека. Берем только его свойства — наличие частей тела.

Олицетворение — вид метафоры; троп, который представляет собой наделение неживых предметов свойствами одушевленных существ.

Мы знаем, что предметы мебели, явления природы, предметы быта — неживые существа, а значит, не могут ходить, говорить, чувствовать. Но литературный язык позволяет нам наделить свойствами одушевленных существ неживые предметы. Такой прием называется олицетворением.

Посмотрим на эти примеры: «Небо плачет и воет вьюга», «старый дом улыбнулся тебе».

Представьте, как бы грустно выглядели эти предложения без использования олицетворений. Образность спасает нас от скучного языка, разрешая видеть «слезы» неба и «улыбку» дома. Простые объекты становятся выразительными образами.

Давайте решим задание №7 ЕГЭ по литературе.Заполните пропуски в следующем тексте. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.В стихотворении «Я вас любил: любовь еще, быть может…» А.С. Пушкин использует _______ — образные определения: «…любил безмолвно, безнадёжно». Также в произведении есть _______, то есть скрытое сравнение: «…любовь еще, быть может, / В душе моей угасла не совсем».Решение.Итак, вспоминаем, что образное определение — это эпитет, а скрытое сравнение — метафора.Ответ: эпитетыметафора 

С метафорами, сравнениями и олицетворениями разобрались. Двигаемся дальше!

Метафора — средство речевой выразительности

Метафора воз­ни­ка­ет как пере­нос назва­ния с одно­го пред­ме­та на дру­гой на осно­ве сход­ства зри­тель­ных и слу­хо­вых вос­при­я­тий, эмоционально-психологических и вку­со­вых пред­став­ле­ний, внут­рен­них и внеш­них осо­бен­но­стей пред­ме­та или явле­ния (раз­ме­ра, фор­мы, рас­по­ло­же­ния в про­стран­стве, функ­ции и пр.).

Этот вид тро­па осно­вы­ва­ет­ся на сопо­став­ле­нии ново­го пред­ме­та с уже извест­ным, нахож­де­нии точек сопри­кос­но­ве­ния в чем-либо и выде­ле­нии их общих при­зна­ков, например:

  • чело­век шеп­чет — шепот волн;
  • бесе­да с дру­гом — бесе­да птиц;
  • синее море — море радости;
  • плач ребен­ка — плач сердца.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Шампиньон.

Различия бледной поганки и шампиньона