Общая характеристика готической архитектуры
Амьенский собор
Своеобразный готический стиль в архитектуре складывался на севере современной Франции, в провинции Иль де Франс, а также на территории современной Бельгии и Швейцарии. Несколько позже — в Германии. Есть данные, что уже в начале XII в. мастера аббатства Сен-Дени близ Парижа под руководством аббата Сюжера начали разработку новой конструкции типично готической стрельчатой арки. Церковь монастыря Сен-Дени, созданная по проекту аббата Сугерия, считается первым готическим архитектурным сооружением. При её постройке были убраны многие опоры и внутренние стены, и церковь приобрела более грациозный облик по сравнению с романскими «крепостями бога». В качестве образца в большинстве случаев принимали капеллу Сент-Шапель в Париже.
От романского стиля Готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы культовых зданий. Особое место в искусстве Готики занимал собор – высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи. В отличие от романского стиля с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.
Капелла Сент-Шапель
Собор как центральное явление готического стиля был средоточием всех видов художественной деятельности в их совокупном проявлении: архитектуры, живописи (витражи и роспись), музыки и литературы (литургия и проповедь). Также собор был важнейшим центром жизни европейского города, кроме церковной службы в нем устраивались университетские лекции, театральные представления, иногда заседал городской совет и королевский парламент. Кафедральный собор, в отличие от романского храма, – городское сооружение: контрастируя с небольшими окружающими постройками, он господствовал над городом. Первые готические соборы появились в Северной Франции, затем стиль приобрел всеобщее распространение. После крестовых походов она была усвоена в Сирии, на островах Кипр и Родос. Христианские государи Англии, Испании, Германии приняли готику как знак-символ божественного провидения и монархической власти. Утверждали готическую архитектуру и монашеские ордена.
Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры ритмам динамичности архитектуры, многоцветное сияние витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих. В нем наряду с богослужением устраивались богословские диспуты, разыгрывались мистерии, происходили собрания горожан. Собор мыслился своего рода сводом знания (главным образом богословского), символом Вселенной, а его художественный строй выражал не только идеи средневековой общественной иерархии и власти божественных сил над человеком, но и растущее самосознание горожан. Грандиозные готические соборы резко отличались от монастырских церквей романского стиля . Они были вместительны, высоки, нарядны , зрелищно декорированы.
Динамичность, легкость и живописность соборов определяет характер городского пейзажа.
Главное отличие готического собора – устойчивая каркасная система, в которой конструктивную роль выполняют крестово-реберные стрельчатые своды, арки стрельчатой формы, определяющие во многом внутренний и внешний облик собора. Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей), ограниченных 4 столбами и 4 арками, которые вместе с арками-нервюрами образуют остов крестового свода. Боковой распор свода главного нефа передается с помощью опорных арок (аркбутанов) на наружные столбы – контрфорсы. Освобожденные от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезаются арочными окнами.
Романские церкви гладью стен были четко изолированы от окружающего пространства. В готических соборах, напротив, дан образец сложного взаимодействия, взаимопроникновения внутреннего пространства и внешней природной среды. Этому способствуют огромные проемы окон, сквозная резьба башенных шатров, лес увенчанных пинаклями контрфорсов. Большое значение имели и резные каменные украшения: флероны-крестоцветы; каменные шипы, вырастающие, словно цветы и листья, на ветвях каменного леса контрфорсов, аркбутанов и шпилей башен.
Вслед за собором устремлялись вверх и городские постройки. На главной площади городов строились ратуши с обильным декором, нередко с башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351—1509). Замки превращались в величественные дворцы с богатым внутренним убранством (комплекс папского дворца в Авиньоне), строились особняки (“отели”) богатых горожан.
Архитектурные особенности готики
Вертикальность – это главная отличительная черта готической архитектуры. Готические здания отличаются высокой и стройной формой, которая стремится к небу, словно призывая к божественной сфере. Башни, столбы, арки и другие элементы строятся настолько высоко, чтобы создать ощущение стремительного восхождения.
Орнаментика готических зданий является насыщенной и богатой. Распространенными элементами орнамента являются гротески – замысловатых, узорчатых и фантазийных узоров, фигуральные резьбы, складчатые крыши и готические оградки.
Арки и своды в готике являются самыми впечатляющими элементами архитектуры. Главным типом арок является готическая арка, которая отличается тонкими и длинными полукруглыми формами. Своды, в свою очередь, являются конструкциями, которые создаются путем соединения двух или более арок.
Розетки в готике являются еще одним важным элементом стиля. Они являются круглыми окнами, украшенными сложным геометрическим рисунком и кросс-молотком в центре. Розетки обычно устанавливаются в главных фасадах храмов или на крышах башен.
Архитектурные элементы насыщены символикой и эмблематикой, которые относятся к христианскому миру нравов и ценностей того времени. Как правило, эти символы символизируют божественность, святость и жертвенность. Они воплощали идею спасения душ и возвышения человека.
Приёмы строительства.
Совершенствования в строительстве были вызваны рядом насущных
проблем. Так, страдающие от постоянных пожаров деревянные перекрытия
были заменены сводчатыми конструкциями. Над главными нефами стали
возводить цилиндрические и крестовые своды, а это потребовало
усиления стеновых опор. Главным достижением романской архитектуры
стала разработка конструктивной схемы, которая предполагала
направление основных усилий – с помощью подпружных арок и крестовых
сводов – в определенные точки и разделение стены на собственно стену
и контрфорсы (столбы), размещающиеся в местах, где распорные усилия
достигали наибольшего давления. Подобная конструкция и легла в
основу готического
зодчества.
Разрез и
план типичной романской базилики:
Особенности романского
стиля в архитектуре проявляются в том, что зодчие стремятся основные
вертикальные опоры размещать за пределами наружных стен. Постепенно
этот принцип дифференциации становится обязательным.
Материалом для строительства чаще всего служил известняк, а также
другие породы, которыми была богата окружающая местность: гранит,
мрамор, кирпич и вулканический бут. Процесс укладки был прост:
раствором скреплялись некрупные обтесанные камни. Сухие техники
никогда не применялись. Сами камни могли быть разной длинны и высоты
и тщательно обрабатывались только с лицевой стороны.
Особенности архитектуры романского собора:
●
В основе плана —
раннехристианская базилика, то есть продольная организация
пространства;
●
Увеличение хора
или восточной алтарной части храма;
●
Увеличение высоты
храма;
●
Замена в
крупнейших соборах кессонного (кассетного) потолка каменными сводами;Своды
были нескольких видов: коробовые, крестовые, часто цилиндрические,
плоские по балкам (характерно для итальянской Романской архитектуры);
●
Тяжёлые своды
требовали мощных стен и колонн;
●
Основной мотив
интерьера — полуциркульные арки.
Отличие
конструкций Романского стиля от более позднего Готического:
Готическая архитектура: применение высоких и стройных конструкций
Готическая архитектура, развивавшаяся в Западной Европе с XI по XVI век, отличается от романского стиля высокими и стройными конструкциями. Эта архитектурная форма была часто применяется при строительстве церквей, соборов и замков.
Основная идея готической архитектуры заключалась в стремлении возвести религиозные сооружения, которые бы служили выражением славы и воздуха покаяния перед Богом. Для достижения этой цели были применены различные архитектурные элементы и техники.
Одним из ключевых элементов готической архитектуры являются высокие и стройные конструкции. Вместо массивных и низких стен, характерных для романского стиля, готические сооружения были построены с использованием арочных и колонных систем.
Главной особенностью высоких конструкций готической архитектуры является использование скелетных систем, которые создают впечатление, будто здание строится из набора вертикальных и горизонтальных элементов. Это позволяет строить более высокие и грациозные сооружения.
Колонны и арки использовались для распределения нагрузки и поддержания структурной целостности здания. При этом, конструкции были спроектированы так, чтобы создать впечатление легкости и поднятости. Это достигалось за счет стремительного преобразования формы арок и витых колонн, которые казалось, что растут вверх и стремятся отвечать небу.
Кроме того, использование высоких и стройных конструкций в готической архитектуре подчеркивает вертикальность и направленность сооружения. Высокие колонны, стремительные арки и башни создают ощущение возвышенности и почитания.
Высокие и стройные конструкции готической архитектуры также позволяли использовать большое количество витражных окон, которые пропускали большое количество света внутрь здания. Это создавало эффект радужного свечения и придавало сооружению особую таинственность и мистический характер.
В результате, высокие и стройные конструкции стали характерными чертами готической архитектуры. Они не только позволяли строить величественные и воздушные сооружения, но и передавали духовный и эстетический идеал средневековой эпохи.
Различия
— Романский тип здания использовался помимо молитв и для обороны, а готический собор не имел защитную функцию (использовался в эстетических целях из-за его декоративных и тонких художественных оформлений).
— Одно из главных различий между двумя стилями заключается в использовании опоры, которая была использована в готических зданиях.
— Здания романского периода были прочными и тяжелыми и имели толстые стены, в то время, как готические строения имеют стены более тонкие и легкие.
— В романских зданиях были небольшие окна, и поэтому пространство внутри было слабо освещено. В готических зданиях были большие окна с витражами, которые пропускали больше света в пространства.
— Еще одно отличие, которое можно увидеть, состоит в том, что готические сооружения были очень высокими и обращены к небу. У романских зданий были тупые и низкие башни.
В отличие от романских зданий, готические здания имели богато украшенные круглые окна, названные «розовыми окнами».
1. Темные крепости против разноцветных соборов
В романский период мы находим массивные и прочные здания., напоминающие средневековые замки. Стены толстые, без проемов, поэтому интерьер довольно темный.
Это одно из основных различий между обоими стилями: во время готики ощущается смена менталитета, поощряются интерьеры открытой планировки и игры света, достигнутая через огромные витражи и высокие и тонкие стены.
Это изменение было отчасти следствием улучшений, внесенных готическими архитекторами, которые успешно сдержали давление потолка, используя оригинальные методы. Это облегчило удлинение стен и появление больших окон.
Поэтому, если мы находимся внутри церкви или собора, и он полон витражей, мы сразу можем соотнести это с готикой. Во время романского периода техника сдерживания стен не была развита настолько, чтобы допускать такие отверстия в стенах. Если бы он так поступил, церковь развалилась бы.
2. Новые техники готики.
Как это сделали готические архитекторы? Через изобретение уникального и оригинального элемента: контрфорса. Визуально мы узнаем его сразу: это тот, который придает готическому строению вид огромного ползающего паука.
Летающие контрфорсы — это внешние арки, которые начинаются от стен здания и снимают давление с них наружу. Чтобы противодействовать этому давлению, контрфорсы расположены напротив этих летающих контрфорсов, в том числе снаружи, так что все давление идеально сбалансировано.
Таким образом, видеть эти огромные «паучьи лапки» в церкви или соборе — значит находиться перед готическим памятником.
3. У них разные типы хранилищ.
Это гораздо более техническая особенность, но она также позволяет безошибочно отличить романский стиль от готики. Мы увидим их примеры с изображениями из Wikimedia Commons.
В раннем романском стиле наиболее распространенным типом крыши был сводчатый свод., самая простая из всех альтернатив. Это просто полукруглая арка (то есть полукруглая), расширенная в пространстве. Этот тип хранилища очень типичен для французской области.
В полном романском стиле норманны изобрели другой тип сводов, так называемый паховый свод., который представляет собой не что иное, как пересечение двух цилиндрических сводов. Этот тип сводов позволяет удерживать большую силу веса крыши.
Наконец, мы находим ребристый свод в конце романского стиля. Это характерный свод поздней готики., тот, который мы наблюдаем во всех готических соборах. Этот тип свода выдерживает все давление потолка на ребра, которые затем передают его на землю. Таким образом, остальная часть потолка является лишь «наполнителем», поскольку уже не выполняет опорную функцию, которую выполнял романский стиль.
4. От жесткости к естественности
Романская скульптура и живопись не стремились точно копировать природу.. Это одна из идей, которую мы должны прояснить, если мы хотим быстро отличить один стиль от другого.
В первые века средневековья искусство было просто средством выражения идей
Конечно, красота была принята во внимание (посмотрите на чудесные миниатюры в кодексах), но в первую очередь, Романский стиль намного выразительнее декоративного стиля. Его изображения, будь то резьба по дереву или фрески, передают сообщение; каждый элемент размещается в установленном порядке, схеме, концептуальной логике
С приходом готики все изменилось. Или, скорее, можно сказать, что это изменение лучше всего выразило готический стиль: мало-помалу художники начинают интересоваться копированием реальности, мира, который их окружает.. Это торжество гуманизма и натурализма
Функционализм (авангардное направление)
Когда и где появился. В европейских странах в 1910-х годах. Основоположниками считаются представители немецкой школы Баухаус.
Особенности. Функционалисты строили здания простых геометрических форм, полностью отказались от декора. Главная цель — создать незагруженные пространства, комфортные для человека. Постройки были как будто плоскими — у них не было выступающей крыши, поверхности были гладкими, спокойных оттенков. Среди материалов кирпич использовался редко, большой популярностью пользовались железобетон и стекло.
Примеры. В 1920-х годах здания в стиле Баухаус активно строили в Израиле. Сегодня там можно увидеть жилые кварталы из почти четырёх тысяч зданий, построенных в этом стиле. Такие районы принято называть «белым городом». Ещё один пример — вилла Савой, спроектированная французским архитектором Ле Корбюзье.
Характерные черты готических сооружений
Готический стиль в архитектуре, возникший в Европе в период с XI по XVI век, характеризуется своими особенными чертами, которые делают готические сооружения уникальными и неповторимыми.
Одной из главных характеристик готического стиля является использование стремительных и острых форм. Главные элементы конструкции готических зданий, такие как арки, окна и балки, часто имеют острые края и стремительные формы, которые придают сооружениям легкость и изящество.
Еще одной важной особенностью готического стиля является использование розеток и vitraux, или цветных стеклянных окон. Розетки представляют собой круглые отверстия с декоративными элементами в виде переплетений и узоров
Vitraux, в свою очередь, состоят из кусочков цветного стекла, которые формируют различные узоры и изображения. Розетки и vitraux создают особую игру света и цвета внутри готического здания.
Еще одной характерной чертой готического стиля является применение флюгеров и шпили. Флюгеры представляют собой вертикальные элементы с пространственными декоративными мотивами, которые устанавливаются на крыше или вершине башни. Шпили же представляют собой высокие и стремительные конструкции, часто украшенные резьбой и узорами.
Также готические сооружения часто имеют большое количество украшений, таких как резные статуи, гаргульи и карнизы. Резные статуи могут быть различных форм и представлять собой ангелов, святых или других религиозных фигур. Гаргулии — это каменные фигуры с изображением злых духов, которые используются как водостоки для слива дождевой воды с крыш. Карнизы, в свою очередь, представляют собой выступающие элементы архитектуры, часто украшенные резьбой и узорами.
В целом, готические сооружения отличаются своей причудливой и сложной архитектурой, которая подчеркивает стремление к вертикали и легкости. Сочетание стремительных форм, цветных окон, декоративных элементов и украшений создает уникальную атмосферу внутри готического здания и позволяет ощутить величие и магию этого стиля.
Конструктивизм (авангардное направление)
Когда и где появился. В 1920-е годы в Советском Союзе. Был популярен до первой половины 1930-х годов.
Особенности. В основу проектов легло представление о зданиях как о промышленных механизмах. Конструкции были массивными, архитекторы выбирали необычные формы, на первый взгляд не сочетающиеся друг с другом, — например, на фасадах делали резкие выступы, перекрытия не прятали, а наоборот, старались подчеркнуть их остроту.
Чаще всего в этот период строили промышленные и административные здания. В основном использовали железо и бетон.
Примеры. В Москве — дом культуры имени Зуева и дом культуры имени Русакова.
Наследие романского стиля в архитектуре Европы
В современное время мы можем созерцать романский стиль в облике соборов и храмов. В эпоху Возрождения дворцы и замки утратили свой первозданный вид. Часть из них реконструировали, возвращали им прежний вид замка, ряд из них существует и по сей день, но все таки многие архитектурные сооружения со временем утрачены. Наиболее известными архитектурными сооружениями романского стиля являются церковь Сен-Сернен, Храм аббатства Клюни III, Нотр-Дам в Пуатье, Пизанская башня, Лондонский Тауэр.
Франция
В архитектуре Франции романский стиль стал проявляться ближе к концу X века. Наиболее популярным типом зданий в этом стиле стали трехнефные базилики — храмы вытянутой, прямоугольной формы с тремя продольными проходами-нефами, которые в изображении на плане часто напоминали крест. Распространенным стал и тип паломнического собора с обходной галереей и радиальными капеллами – например, церковь Сен-Сернен в городе Тулуза на юге Франции.
Бургундская архитектурная школа за основу романского стиля принимала принцип монументальности, а школа Пуату – скульптурное декорирование. Храм аббатства Клюни III и Нотр-Дам в Пуатье и являются, соответственно, главными представителями этих школ среди французских памятников архитектуры.
Германия
Ранний романский стиль в архитектуре Германии характеризуется саксонской школой. Характерный для нее тип церкви – собор с парой симметричных хор с западной и восточной стороны. Примером может служить церковь Санкт-Михаэль в Хильдесхайме.
Поздний романский стиль характеризуется возведением императорских дворцов – например, императорский дворец в Госларе. Распространяется и аналогичный донжонам во Франции дом-башня – бергфрид.
Италия
Регионами в Италии, где больше всего прижился романский архитектурный стиль, стали Ломбардия и Тоскана – они стали основными центрами этой архитектуры. Церковь Сан-Микеле в Павии, кампанила в Парме, кафедральный собор в Модене до сих пор считаются одним из самых интересных архитектурных ансамблей итальянского Средневековья.
Романскую архитектуру этого периода в Италии можно назвать проторенессансной – от французской и немецкой романики ее отличало использование античных элементов и цветного мрамора.
В романском стиле выполнен соборный ансамбль в Пизе, в частности, всем известная достопримечательность Италии – Пизанская башня.
Англия
Даже несмотря на то, что в XI веке Англия была завоевана нормандцами, которые навязывали на острове французский язык и культуру, а соответственно, и французские архитектурные принципы, романский стиль в средневековой архитектуре Англии проявился несколько иначе, чем во Франции.
Английская соборная архитектура имела более вытянутые, протяженные формы, поэтому и башни были больше и выше. В тот период и был воздвигнут знаменитый замок – Лондонский Тауэр.
Подъезды
И в романском, и в готическом стиле нам говорят фасады церквей и соборов. Необходимо учитывать, что в средние века подавляющее большинство населения не умело читать и писать, поэтому чтобы сделать Библию известной, искусство использовалось как средство выражения.
В романских портиках мы всегда находим одну и ту же структуру: входную дверь (иногда разделенную на две части обильно украшенной колонной) и над ней полукруг, в котором расположен тимпан. В тимпане мы всегда видим центральную фигуру, из которой распределяются все остальные, Вседержителя или Христа в величии, окруженного мандорлой (миндаль по-итальянски), которая символизирует его божественную сущность и которая также служит для выделения его фигуры в сочинение.
Вокруг Пантократора часто встречаются тетраморфы, то есть изображения четырех евангелистов: орла святого Иоанна, быка или быка святого Луки, льва святого Марка и ангела или человека святого Матфея. Хотя иконография вокруг Христа может варьироваться (также могут быть изображения других святых или даже простые геометрические фигуры), скульптурный стиль в романской церкви всегда будет одинаковым: иератическим, величественным, повторяющимся и лишенным каких-либо попыток натуралистического изображения. . Если мы окажемся перед таким портиком, мы окажемся перед домом в романском стиле.
С другой стороны, в готике все начинает трансформироваться. Менталитет уже не тот, пришло время городов, активной торговли.. О буржуазии, о первых банкирах. Перед нами больше не сельское общество, а исключительно городское. Индивидуализм начинает делать свои первые шаги, а вместе с ними и переоценку человека и его эмоций.
Таким образом, скульптурные изображения тоже начинают очеловечиваться. Хотя мотивы по-прежнему сохраняются (Христос в величии, изображения святых и т. Д.), Их внешний вид заметно изменился. В скульптурах готических соборов (например, в Шартре во Франции) святые становятся существами из плоти и крови. Их лица смягчаются. Его жесты более естественны. Складки на его одежде опускаются легче и реалистичнее. Повторение схем становится все менее сильным, и художник постепенно обретает определенную свободу репрезентации.
Скульптура в романской архитектуре.
В начале 12-го столетия начинает
расти роль скульптуры в
архитектуре и в особенности рельефа. На смену языческим
римским образам приходят церковные композиции,
которые олицетворяют сцены из евангельского писания. Романские
соборы украшались монументально-декоративными композициями в виде
рельефных человеческих фигур, расписанных красками.
Как правило, скульптуры использовались для создания целостной
картины экстерьера соборов. Месторасположение рельефов не имело
определенных границ: они могли находиться на западных фасадах
(где располагался главный вход), возле порталов, на капителях
или архивольтах. Угловые фигуры были значительно меньше, чем
скульптуры в центре тимпана (внутренняя часть полукруглой арки,
находящейся над порталом). Во фризах они принимали более приземистую
форму, а на несущих колоннах — удлиненные пропорции.
Каждая область Западной Европы внесла свои художественные вкусы и
традиции в развитие романского стиля. Все зависело от традиций и
условий жизни региона, в котором строилось сооружение. Так,
романские строения Франции отличны от немецких, а немецкие в той же
мере не похожи на испанские.
Романский стиль в архитектуре Франции постепенно приспосабливался к
условиям окружающей действительности. Так чтобы защитить постройки
от постоянных набегов мадьяр, создали огнеустойчивые конструкции;
для размещения большого числа прихожан постепенно перестроили и
переделали внутреннее и внешнее пространство соборов.
Церковь
при бенедиктинском монастыре «Сен-Флибер», построенная в XII в:
В Италии
провинции северной части страны создали свой стиль, отличавшийся
монументальностью. Возник он под влиянием романского стиля Франции,
дворцовой архитектуры Германии и связан с появлением техник
строительства из кирпича.
Архитектура романского стиля североитальянских провинций
характеризуется мощными аркадными фасадами, карликовыми галереями,
расположенными под карнизом, порталами, колоны которых стояли на
скульптурах животных. Примерами таких сооружений являются церковь «Сан-Микеле»
(Падуя), соборы Пармы и Модены XI-XII вв.
Архитекторы Флоренции и Пизы создали самобытный и жизнерадостный
вариант романского стиля. Благодаря тому, что эти области были
богаты мрамором и камнем, почти все конструкции выполнялись именно
из этих надежных материалов. Флорентийский стиль во многом стал
наследником римской архитектуры, и часто соборы были декорированы в
античном стиле.
Развитие
романского стиля в Англии связано с норманнским завоеванием и
распространилось на два типа зданий: замок и церковь.Архитектура романского стиля была быстро освоена англичанами
и ускорила строительную активность в стране. В начале столетия
деревянные башни уже полностью сменились на каменные. Изначально это
были двухэтажные здания, имевшие форму куба. По примеру нормандских
архитекторов, английские зодчие начали использовать сочетание
донжона, рвы и палисады, которые окружали лагеря лучников.
Из Нормандии также было позаимствовано конструирование двухбашенного
фасада западной части здания.
Наиболее
известным из сохранившихся романских построек является
Вестминстерское аббатство. Это сооружение имеет
башню средокрестия, парные башни, расположенные на западе, и три
восточные апсиды.
XI век для Англии ознаменовался строительством множества церковных
сооружений, среди которых значатся Винчестерский, Кентерберийский
соборы, аббатства святого Эдмонда и еще множество других зданий в
романском стиле. Многие из этих построек позднее были
реконструированы и переделаны вготическом стиле,
но по сохранившимся документам и остаткам древних конструкций можно
представить внушительную монументальность и облик зданий.