Как началась история православной церкви
Само название Церкви – Православная – имеет глубокий смысл. В нем выражено такое понятие, как «правая вера», основой которой стали два столпа: Священное Писание и Священное Предание.
Существует еще несколько вариантов расшифровки данного слова, таких как «правильное прославление», «верное слово» и другие.
Отцы православия – это Василий Великий, покинувший бренный мир примерно в 379 году, Григорий Богослов, умерший в 390 году, а также Иоанн Златоуст, которого смерть настигла в 407 году. Даты деятельности этих наставников в вере практически сходятся со временем, когда учение Христа-Спасителя начало распространяться. Это случилось после принятия христианства императором Константином Великим.
Начало Русской Православной Церкви пришлось на 988 год, когда великим князем Киевским Владимиром было принято решение крестить Русь. Это представляет собой только официальный переход страны к Вере Христовой. В действительности по всей стране уже жили христиане, хотя неизвестно, в каких они были условиях.
При крещении Руси было произведено и формирование первых епархий. Это растянулось на несколько лет. Так сформировались в:
- 988 году Киевская епархия, которая и стала главной над всеми остальными;
- 990 году Ростовская епархия;
- 992 году Новгородская епархия.
В стране стали случаться бунты. Князья ссорились и, постепенно меняя карту мира, создавали собственные епархии, чтобы не зависеть от соседей.
К началу реформы Никона на Руси существовало 13 епархий. В те времена, православная церковь Руси полностью зависела от Константинополя. Там совещались самые важные чины, оттуда присылали новых митрополитов, которые, будучи греками в большинстве своем, не очень заботились о развитии веры на русских землях.
Велись войны. Русь, а после и Московское Царство, конечно же, пытались подчинить себе как восточные соседи-язычники, так и западные соседи-католики. Появлялись новые епархии, которые исчезали в облаке нового воинского противостояния.
В РПЦ происходили изменения, которые не всем кинулись в глаза. И первое – это формирование Патриархии. Возглавляющий данную организацию патриарх имел огромный вес в стране. В 1652 году на патриарший престол взошел Никон.
Он решил провести реформу для укрепления православия русского и поднятия престижа веры. Сюда вошли:
- исправление текста в богослужебных книгах;
- написание икон, похожих на византийские;
- вместо Исус появилось написание Иисус;
- ввел трехперстное вместо использования двуперстного крестного знамени;
- земные поклоны были заменены поясными;
- движение во время служения стало посолонь;
- стал применяться не только восьмиконечный крест, но и шестиконечный;
- была введена проповедь, которую священник проводит в конце каждой службы.
Где еще встречаются староверы
В 17 веке большинство раскольников селилось на периферии государства, у северных морей, на Урале, на Дону. Но некоторые перебрались на территории соседних государств.
Например, Белокриницкая метрополия возникла в Черновицкой области, которая тогда принадлежала Австро-Венгрии. Другие переселились на балтийское побережье, в основном на территорию современной Латвии. Кстати, часть староверов ушла в Китай.
Между прочим, на территории Южной Америки до сих пор сохранились старообрядческие поселения. Но чаще всего их можно встретить в Бразилии и Боливии.
Кстати, прижились приверженцы этой веры и в мексиканской части Калифорнии. После революции 1917 года многие российские староверы переселились в США и Канаду.
Старообрядцы — носители старой веры
Некоторые старообрядческие авторы считают, что далеко не только разница в обрядах отделяет старообрядчество от новообрядчества и других конфессий. Есть, например, и некоторые догматические различия в отношении к церковным таинствам, глубокие культурологические различия в отношении к церковному пению, иконописи, церковно-канонические отличия в церковном управлении, проведении соборов, в отношении к церковным правилам. Такие авторы утверждают, что старообрядчество содержит не только старые обряды, но и Старую Веру.
Следовательно, утверждают такие авторы, удобнее и правильнее с точки зрения здравого смысла, использовать термин «староверие», негласно подразумевающий собой все то, что является для принявших дораскольное православие единственно верным. Примечательно, что первоначально термин «староверие» активно использовали сторонники беспоповских старообрядческих согласий. Со временем он прижился и в других согласиях.
Сегодня представители новообрядческих церквей очень редко называют старообрядцев раскольниками, термин «старообрядчество» прижился как в официальных документах, так и церковной публицистике. Однако новообрядческие авторы настаивают, что смысл старообрядчества кроется в исключительном следовании старым обрядам. В отличие от дореволюционных синодальных авторов, нынешние богословы РПЦ и других новообрядческих церквей не видят опасности в применении терминов «старообрядчество» и «новообрядчество». По их мнению, возраст или истинность происхождения того или иного обряда не имеет никакого значения.
Собор Русской Православной Церкви 1971 года признал старые и новые обряды абсолютно равноправными, равночестными и равноспасительными. Таким образом, в РПЦ форме обряда ныне придается второстепенное значение. Вместе с тем новообрядческие авторы продолжают наставить, что старообрядцы, староверы — это часть верующих, отделившихся от Русской Православной Церкви, а следовательно, и от всего православия, после реформ патриарха Никона.
Основные идеи старообрядчества
Основные отличительные особенности древлеправославной церкви от общеправославной:
- двуперстием при совершении молитвенного крестного жеста;
- троекратным полным погружением при крещении;
- использованием восьмиконечного Распятия, потому что четырехконечное считается латинским;
- почитанием простого четырехконечного креста без Распятия;
- запретом на светские типы песнопений (оперное, хроматическое, партесное и др.);
- отсутствием характерных для новообрядцев сокращений и замен (Кафизмы, стихиры и песни канонов полностью воспроизводятся);
- соблюдением начальных и исходных поклонов;
- поддержкой синхронности обрядовых действий (крестного знамения и поклонов);
- совершением крестного хода по часовой стрелке (по солнцу);
- одобрением в большинстве течений древнерусской молитвенной одежды во время службы (кафтаны, косоворотки, сарафанах и др.)
Есть и другие различия старообрядчества. Его сторонники не используют акафисты (кроме «Акафиста о Пресвятой Богородице») и другие поздние молитвенники, а в церковном чтении более широко применяют погласицы. Имя “Исус” пишется с одной буквой “и” в соответствии с правилами славянского написания имени Христа, а некоторые термины сохранились в старославянской форме (Псалтырь, Иеросалим, Давыд, Предотеча, Саватий, Евва, священноинок (а не иеромонах) и др.
Среди староверов выделяют три основные группы: поповцы (считающие, что церкви и прихожанам нужен священник для совершения обрядов), единоверы (перешедшие под юрисдикцию РПЦ, но сохранившие прежние традиции, книги и обряды) и беспоповцы (отвергнувшие священников нового толка и избравшие жизнь без участия духовного лидера).
ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА
Старообрядцы отстаивали свое видение во многих творческих аспектах. Так, еще до церковного раскола, в иконописи стали появляться изменения под влиянием западноевропейских тенденций. Сторонники прежней церкви отрицали нововведения и выступали за сохранение традиций русской и византийской иконы.
К XIX в. в “новой” православной церкви иконопись пришла в упадок. Старообрядцы, наоборот, пытались сохранить иконы, созданные до раскола, собирая их отовсюду, а новые изображения считали лишенными благодати. Особо ценными считались иконы Андрея Рублева. В крупных православных старообрядческих приходах сформировались отдельные иконописные школы.
Также у представителей старообрядческой церкви сохранилась своя система образования, в которую входит:
- заучивание многих молитв наизусть;
- обучение чтению и основам арифметики;
- знаменное пение.
Список учебников традиционно составляли Азбука, Псалтырь и Часослов. Более одаренные дети изучали славянское письмо и иконопись.
Среди христиан были особенно популярны апокрифы – религиозные произведения, в основном посвященные событиям и лицам Священной и церковной истории, которые не включены в канон.
Среди апокрифов существовали сочинения, направленные, в том числе, против употребления картофеля, чая, кофе и табака. В некоторых из них отражалась неприязнь к ношению галстуков. В настоящее время читается сборник “Страсти Христовы” в дни Великого поста и Страстной седмицы.
Географию старообрядчества в России составляет Центральная Россия, Русский Север, Поволжье, Юг России, Забайкалье и Прибалтика. На начало XX в. в Донской, Томской, Саратовской, Вятской, Самарской и Нижегородской областях наблюдалось значительное число его последователей.
Старообрядчество в современной России не менее значимо для православия, чем современная церковь. Оно сыграло одну из главных ролей в сохранении и развитии русской культурной и религиозной традиции и повлияло на социально-экономическую жизнь России.
Крупнейшая современная религиозная организация староверов в России и других странах – Русская православная старообрядческая церковь (Белокриницкая иерархия, основанная в 1846 г.). В ней насчитывается порядка миллиона прихожан. Количество старообрядцев в России свыше двух миллионов человек, куда входят жители России, Украины, Белоруссии, Карелии, а также представители финно-угорских, удмуртских, чувашских народов и др.
Старообрядчество существует в наши дни как исконная самобытная культура, устойчивая к любым нововведениям.
Староверы и старообрядцы: основные отличия
Одно из основных отличий между староверами и старообрядцами заключается в понимании и принятии реформ патриарха Никона. Староверы не приняли реформы, такие как новый обряд и исправленный текст Библии, и сохраняют традиционные ритуалы и обряды Русской православной церкви. Старообрядцы, напротив, приняли реформы, но возмущены изменениями, которые были внесены, и продолжают исповедовать предреформенный обряд и версию Библии.
Другое отличие между староверами и старообрядцами связано с использованием ритуальных предметов и символов. Староверы придают большое значение святым иконам и использованию особых предметов, таких как распятия и кресты. Старообрядцы также придают значение иконам, но они не используют кресты и распятия в своих церковных обрядах.
Кроме того, староверы и старообрядцы имеют различный подход к священству. Староверы относятся к священнику как к почитаемому духовному лицу, которое ведет обряды и помогает верующим. Старообрядцы же отрицают священство и считают, что каждый верующий должен иметь возможность прямого общения с Богом без посредников.
Таким образом, хотя староверы и старообрядцы имеют общую историческую основу и их практики имеют некоторые сходства, их отличия связаны с принятием реформ, использованием ритуальных предметов и символов, а также пониманием священства.
Старообрядцы и староверы : отличия
Чтобы понять, в чём отличие между этими людьми, для начала нужно уяснить, к какому мировоззрению принадлежат представители одного и второго направления. Старообрядцами называют русских христиан, отказавшихся принять реформы патриарха Никона. Людей, которые не захотели подчиниться новым правилам, называли раскольниками. Их всячески преследовали и притесняли. Многие семьи были вынуждены бежать за границу. Современных потомков старообрядцев можно встретить даже в Бразилии. Только в ХХ веке к «вероотступникам» стали относиться более снисходительно. В 1905 году Николай II подписал указ, согласно которому неполиткорректное слово «раскольник» было заменено более нейтральным «старообрядец».
Нежелание части православного населения страны принять нововведения Никона было связано со значительными изменениями в проведении обрядов. Эти изменения, по мнению раскольников, оскверняли истину:
- В старообрядческих книгах имя Спасителя пишется с одной буквой «и», то есть, Исус. После проведения реформ имя получило современное написание.
- До нововведений Никона креститься полагалось двумя пальцами. Согласно новому канону, крестное знамя накладывалось тремя пальцами.
- Патриарх-реформатор постановил, что ходить вокруг церкви можно только против часовой стрелки.
- При Никоне были переписаны богослужебные книги. Различия появились не только в проведении богослужений. Некоторые термины были заменены: слово «правоверный» было заменено на «православный». Были и другие значительные перемены.
Староверами называют приверженцев дохристианского мировоззрения. Эти люди верят в Славянские Веды. Последователей традиции не стоит считать отсталыми, невежественными людьми. Их мировоззрение намного более масштабно, чем у христиан. Староверы ближе к природе и лучше понимают её законы.
Раскольники, как и любые христиане, разделяют Творца и то, что им создано. Дохристианская традиция роднит человека с природой, заставляет вернуться к ней. Соединение с естественной средой необходимо для самопознания и нахождения своего места в этом мире. Веды зачастую называют не религией, а древним мудрым знанием. Согласно староверческому летоисчислению, в настоящее время жители планеты проходят через эпоху, которая называется ночь Сварога. Это один из самых трудных периодов в истории человечества, характеризующийся всевозможными бедствиями и кризисами. С точки зрения Славянских Вед, всё происходящее сегодня в мире вполне объяснимо и не должно вызывать удивления или недоумения.
Знания, полученные нами в школе, не всегда находят своё применение в жизни. Давая готовый материал, учитель не всегда может ответить на вопрос ученика. Например: «Староверы и старообрядцы: в чём разница?». Эти термины не синонимичны. Знание родной истории поможет избежать недоразумений.
Староверы, они же старообрядцы, – адепты православного течения в России. Движение староверов было вынужденным, так как патриарх Никон во второй половине XVII века приказал провести церковную реформу Русской Православной Церкви. Цель реформы: привести в соответствие с византийскими (греческими) все обряды, службы и церковные книги. В середине 50-х годов XVII века патриарх Тихон имел мощную поддержку царя Алексея Михайловича, который претворял в жизнь концепцию: Москва – Третий Рим. Поэтому церковные реформы Никона должны были идеально вписаться в данную идею. Но, де-факто, в Русской Православной Церкви произошел раскол.
Это была истинная трагедия, так как часть верующих не захотели принять церковную реформу, которая меняла их уклад жизни и представление о вере. Так зародилось движение староверов. Люди, не согласные с Никоном, бежали в отдаленные уголки страны: горы, леса, таежную глухомань – лишь бы жить по своим канонам. Часто происходили случаи самосожжения верующих старого обряда. Иногда это случалось с целыми деревнями при попытках официальной и церковной властей претворить в жизнь новые идеи Никона. Картины по записям некоторых летописцев представали страшные: большой амбар, объятый пламенем, из него несутся псалмы, которые поют в огне десятки людей. Такова была сила воли и стойкость духа староверов, которые не хотели перемен, считая их от лукавого. Староверы: отличие от православных – очень серьезная тема, которую исследовали некоторые ученые-историки в СССР.
Одним из таких исследователей в 80-е годы прошлого века был профессор Борис Ситников, который преподавал в Новосибирском педагогическом институте. Каждое лето он и его студенты выезжали в старообрядческие поселки Сибири и собирали интереснейший материал.
Крестное знамение
Христиане после нововведения осеняли себя крестом складывая три пальца (или перста) – большой, указательный и средний. Троеперстие или «щепоть» подразумевает святую Троицы – Отца, Сына и Святого духа. Хотя раньше, до реформы, использовали для этого всего двуперстие. То есть два пальца – указательный и средний оставляли прямыми или слегка изогнутыми, а остальные складывали вместе.
Оно должно изображать основные два символа веры – Распятие и Воскресение Христа. Именно двуперстие было изображено на многих иконах и пришло из греческих источников. Староверы или старообрядцы до сих пор используют двуперстие, осеняя себя крестным знамением.
Староверы – кто они
Сразу оговоримся, что староверы – люди, придерживающиеся христианской веры дониконовских времен, а старообрядцы поклоняются языческим богам, существовавшим в народной религии до прихода христианства. Каноны православной церкви по мере развития цивилизации несколько видоизменялись. XVII век внес раскол в православии после введения новшеств патриархом Никоном.
По постановлению Церкви менялись обряды и традиции, все несогласные предавались анафеме, начались преследования поклонников старой веры. Приверженцев дониконовских традиций стали называть староверами
, но и среди них не было единства.
Староверы являются адептами православного течения в России
Гонимые официальной церковью верующие стали селиться в Сибири, в Поволжье и даже на территории других государств, таких как Турция, Польша, Румыния, Китай, Боливия и Австралия.
Разница староверов и православных
Не надо путать староверов со старообрядцами, которые исповедуют язычество (народную веру в природные явления).
Затем пришло христианство, в котором правословие стало преобладающей конфессией в славянских странах.
В 17 в. патриарх Никон начал проводить церковные реформы, которые изменяли порядок богослужений, обрядовые традиции и ритуалы. Появились несогласные с этими переменами, они категорически отказывались принимать новые веяния и перестраивать себя, учась по-новому верить, креститься, молиться. Церковь начала их преследовать. Люди предавались анафеме и вынуждены были скрываться или бежать как можно дальше.
Кроме непринятия современных церковных обрядов староверы имеют такие отличия:
- Поклоны. Православные кланяются в пояс, а староверы только до земли.
- Форма креста. У православного креста 4 окончания. Крест староверов имеет восемь концов, к православному кресту они добавили еще две перекладины – прямую вверху и косую внизу.
- Четки. У православных четки состоят из 33 бусин, староверы перебирают лестовку (или вервицу), веревку с завязанными 109 узелками.
- Имя Бога. Староверы записывают как Исус, а православные – Иисус.
- Икона. Староверы почитают только медные или деревянные иконы.
- Обряд Крещения. В православии ребенка окропляют святой водой, по старой вере – трижды погружают его с головой в чашу с водой.
- Наложение креста. Никон запретил креститься двумя пальцами и наказал делать это тремя. Староверы пренебрегли новым законом и крестятся по-старому.
- Нательный крест. У староверов никогда не увидишь на крестике распятого Христа.
- Поза во время церковной службы. У православных руки находятся внизу, а у староверов по правилам скрещены на груди.
Сравнение
Староверы более отрешены от мира, нежели православные христиане. В быту у них сохранились древние традиции, которые, по сути своей, стали определенным ритуалом. Быт православных христиан лишен многих утяжелющих его религиозных обрядов. Главное, о чем никогда не следует забывать, – это молитва перед каждым делом, а также соблюдение Заповедей.
В православной церкви принято троеперстное крестное знамение. Оно означает единство Пресвятой Троицы. При этом мизинец и безымянный палец прижимаются вместе к ладони и символизируют веру в богочеловеческую природу Христа. Старообрядцы средний и указательный палец складывают вместе, исповедуя двойственную природу Спасителя. Большой, безымянный палец и мизинец прижимают к ладони, как символ Пресвятой Троицы.
Крестное знамение православных христиан
У старообрядцев принято двукратно возглашать «Аллилуия» и добавлять «Слава Тебе, Боже». Так, утверждают они, возглашала древняя церковь. Православные «Аллилуия» возглашают трижды. Само это слово в переводе означает «хвалите Бога». Троекратное произношение, с точки зрения православных, прославляет Пресвятую Троицу.
Во многих староверских течениях принято для участия в богослужении надевать одежду в древнерусском стиле. Это рубаха или косоворотка для мужчин, сарафан и большой платок для женщин. Мужчины, как правило, отращивают бороду. У православных христиан особый стиль одежды полагается только священству. Миряне приходят в храм в скромной, не вызывающей, но обычной светской одежде, женщины – с покрытой головой. К слову сказать, в современных староверских приходах нет строгих требований к одежде молящихся.
Во время богослужения староверы держат руки не по швам, как православные, а скрещенными на груди. И для одних, и для других это – знак особого смирения перед Богом. Все действия во время службы верующие старообрядцы совершают синхронно. Если нужно кланяться, то это одновременно делают все присутствующие в храме.
Староверы признают только восьмиконечный крест. Именно такую его форму они считают совершенной. Православные, кроме этого, еще и четырехконечный, и шестиконечный.
При богослужении старообрядцы совершают земные поклоны. У православных во время службы приняты поясные. Земные же совершаются только в особых случаях. Причем, в воскресенье и праздники, а также а святую Пятидесятницу, земные поклоны строго запрещены.
Старообрядцы имя Христа пишут как Исус, а православные – Ии
сус. Также отличаются самые верхние начертания на кресте. У староверов это ЦРЬ СЛВЫ (Царь Славы) и IС ХС (Исус Христос). На православном восьмиконечном кресте написано ИНЦИ (Иисус Назорей Царь Иудейский) и IИС ХС (Ии
сус Христос). На нательном восьмиконечном кресте староверов нет изображения распятия.
Как правило, на могилах староверов ставятся восьмиконечные кресты с двухскатной крышей, так называемые голубцы, – символ русской старины. У православных не приняты кресты, накрытые сверху крышей.
Суть Никоновской реформы: отличия старых и новых обрядов
Хотя реформа касалась печатных церковных книг, отличия были существенными.
- Во-первых, по старому обряду креститься следовало двумя перстами, олицетворявшими «Исуса и Бога». Теперь же креститься нужно тремя перстами – Отец, Сын и Святой Дух.
- Во-вторых, кланяться обязательно требуется по пояс, а не в пол, как ранее.
- В-третьих, изменилось написание имени Иисуса, т.к. ранее писалось с одной буквой «И».
- В-четвёртых, вводилось в принципе слово и понятие «православия».
- В-пятых, крест стал четырёхконечным, а не восьмиконечным.
Это только основные моменты. В литературе действительно изменился манер обрядов, а также изменилось написание икон.
Религиозные различия
Староверы придерживаются древних религиозных обрядов и традиций, которые они считают более правильными и ближе к истокам христианства. Они сохраняют старые верования, молитвы и обряды, которые были отвергнуты в православной церкви после церковных реформ XVII века.
С другой стороны, старообрядцы последовали решениям и реформам, которые были введены Русской православной церковью в XVII веке. Они придерживаются новых уставов, обрядов и традиций, установленных церковью после раскола со старообрядцами.
Кроме того, староверы и старообрядцы имеют разные отношения к иконописи и орнаментам
Староверы считают иконопись неотъемлемой частью религиозной передачи, в то время как старообрядцы менее акцентируют внимание на иконописи, сосредотачиваясь больше на письменных и текстовых источниках
Также есть различия в отношении к мирской власти. Староверы отказываются принимать участие в государственных институтах и отделяются от мирской жизни, в то время как старообрядцы более гибки в своем отношении к государству и могут принимать участие в государственных структурах.
Основные принципы старообрядческой веры
Вот некоторые из основных принципов старообрядческой веры:
Соблюдение древних обрядов: Старообрядцы придерживаются древних церковных обрядов и ритуалов, которые были изменены или упразднены Русской православной церковью после реформ Патриарха Никона в XVII веке. Они считают эти обряды и ритуалы неотъемлемой частью своей веры.
Сохранение традиций: Старообрядцы стремятся сохранить и передать свои древние традиции и обычаи, такие как крестная хода, посещение священных мест, общение с природой и другие. Они придерживаются старых обычаев, которые могут отличаться от практик, принятых в современном православии.
Аскетизм и строгость: Старообрядческая вера подразумевает строгую изоляцию от внешнего мира и отрицание современных материальных благ
Старообрядцы отвергают индивидуализм и стремятся к простоте жизни, посвящая себя богослужению и духовной борьбе.
Важность икон: Старообрядцы придают особое значение иконам, считая их священными источниками духовного вдохновения. Иконопочитание является центральной частью их веры и они практикуют особые обряды и молитвы перед иконами.
Исповедание веры: Старообрядцы придают большое значение вере и они стремятся отстаивать и защищать свои убеждения
Они могут быть готовы пожертвовать всем ради своей веры и принципов.
Эти принципы являются основой для старообрядческой веры и помогают определить их отличие от остальных христианских конфессий.
Сколько в России староверов сегодня
Согласно официальным данным в стране проживает около четырехсот тысяч староверов всех течений и обрядов. Однако ученые спорят с этими цифрами. По их мнению, даже в СССР более двух миллионов человек причисляли себя к старообрядцам, а если учитывать количество людей, крещенных в этой вере, то можно насчитать и все три миллиона человек. Кстати, сами староверы согласны с этой цифрой.
Политика по отношению к старообрядцам менялась от власти к власти. От полного запрещения всяческой деятельности до разрешения строить церкви без знаков отличия.
Подобные качели поддерживали интерес к староверию. Многие купцы-миллионщики вышли из этой среды.
В начале 20 века хранители старой веры наконец смогли легализоваться благодаря вышедшему в 1905 году указу «Об укреплении начал веротерпимости». Следующее за этим десятилетие было расцветом старообрядческой традиции.
В частности, в это время возводилось множество храмов, издавались печатные материалы, как грибы возникали культурно-просветительские общества. Представителей староверов можно было встретить в органах власти, например, в Государственной Думе.
Но после революции 1917 года гайки закручиваются вновь. К концу тридцатых годов двадцатого века закрываются последние храмы.
Сегодня в России легально присутствуют четыре согласия староверов: среди поповцев это Русская Православная Церковь Белокринического согласия (РПСЦ) и Русская Древоправославная Церковь (РДЦ). Среди беспоповцев — Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ) и Федосеевская Древлеправославная Старопоморская Церковь (ДСЦФС).
Современное состояние
В настоящее время староверы и старообрядцы продолжают существовать в России и других странах с преобладающим православным населением. Они оказывают значительное влияние на своих последователей и сохраняют свои уникальные традиции и обряды.
Однако, различия между двумя группами старообрядческих верований остаются важными и иногда приводят к конфликтам. Например, некоторые староверы придерживаются более строгих правил по поводу одежды и прически, чем старообрядцы.
Современные староверы и старообрядцы также активно участвуют в религиозных обсуждениях и деятельности, и их позиция по отношению к православной церкви может быть различной. Некоторые староверы и старообрядцы стремятся к более строгому соблюдению принципов старых верований, в то время как другие предпочитают адаптироваться к современным условиям и современному миру.
Несмотря на эти различия, староверы и старообрядцы продолжают играть важную роль в русском обществе
Их вера и традиции являются частью национального культурного наследия и привлекают внимание исследователей и поклонников истории и культуры
Отличия
Староверам и старообрядцам действительно часто пытаются приписать одно мировоззрение, при том, что между ними есть огромные отличия. Путаницы эти создают люди, не владеющие русской терминологией и трактующие определения на свой лад.
Староверы исконно верят в свой собственный Род, и при этом не относятся ни к какой религии. Старообрядцы же придерживаются христианской религии, но той что была до реформы. С какой-то стороны их даже можно назвать разновидностью христиан.
Отличить их друг от друга просто:
- У староверов нет молитв. Они считают что молитва унижает и того к кому она обращена и того кто ее совершает. Существуют свои собственные обряды среди рода, но они известно только конкретному роду. Старообрядцы молятся, молитвы их похожи на те, что можно услышать в православных церквях, но совершаются они в специальном одеянии и завершаются тем, что они крестятся по старым обрядам двумя пальцами.
- Обряды староверов и их представления о добре, зле, укладе жизни нигде не писаны. Они передаются по наследству из уст в уста. Могут быть записаны, но записи эти каждый род держит в тайне. Старообрядческие религиозные писания составляют первые христианские книги. 10 заповедей, библия, старый завет. Они находятся в общем доступе и знания передаются свободно, не основываясь на родовых связях.
- У староверов нет икон. Вместо них дом их полон фотографий предков, писем их, наград. Они почитают свой род, помнят его и гордятся им. У старообрядцев тоже нет икон. Хотя они придерживаются христианской веры, церкви их не заполнены внушительными иконостасами, икон нет даже в традиционном «красном углу». Вместо этого в церквях они делают отверстия в виде дырок, так как считают что бог не в иконах, а на небе.
- У староверов нет идолопоклонничества. Традиционно в религии есть главный живой элемент, которому покланяются и которого называют Богом, сыном его или пророком. К примеру, Иисус Христос, пророк Мухаммед. Родноверие восхваляет только окружающую природу, но не считая ее божеством, а считая себя ее частью. Старообрядцы возносят исуса, библейского героя.
- В Родной Вере староверов нет определенных правил, которым нужно придерживаться. Каждый человек волен сам жить в ладу со своей совестью. Не обязательно участвовать в каких-то обрядах, носить одеяния и следовать одному единому мнению. Иначе дела обстоят у старообрядцев, ведь у них есть четко определенная иерархия, свод правил и одежда.