Содержание: коммунизм против социализма
- Сравнительная таблица
- Определение
- Ключевые отличия
- Вывод
Сравнительная таблица
Основа для сравнения | Коммунизм | Социализм |
---|---|---|
Смысл | Система социальной организации, которая фокусируется на общественной собственности и устранении классовых различий. | Теория общественной организации, в которой существует общественная или кооперативная собственность на средства производства. |
идеология | Политические и экономические | экономического |
Предложено | Карл Маркс и Фридрих Энгельс | Роберт Оуэн |
Главная идея | Для достижения равенства между членами общества и развития бесклассового общества. | Добиться равенства и справедливости среди членов общества. |
Основа распределения богатства | В соответствии с потребностями. | Согласно усилиям или вкладу. |
Средства производства | В равной степени принадлежит членам государства. | Принадлежит гражданам. |
Управление ресурсами | Ложь на нескольких людей, принадлежащих к определенной авторитарной партии. | Сделано людьми |
Право собственности на имущество | Частная собственность не может быть в собственности, но личная собственность может быть в собственности. | да |
Капитализм | Устраняет капитализм. | Может существовать в социализме. |
Экономический Рынок | Ограниченная конкуренция с государственными отраслями. | Нет конкуренции. Отрасли и рынки принадлежат государству. |
Труд, работа | Рабочие могут выбрать профессию. | Государство определяет род занятий и занятость работника. |
Бизнес | Государство владеет основными отраслями, но существуют и другие предприятия.. | Государству принадлежит весь производственный потенциал. |
Определение коммунизма
Коммунизм относится к политической и экономической системе, которая основана на идеях общей собственности на факторы производства, и здесь нет присутствия класса, государства и денег. Он направлен на создание коммунистического общества.
Слово «коммунизм» имеет латинское происхождение, что означает «общий». В коммунизме факторы производства принадлежат народу обычно. Здесь богатство распределяется между людьми исходя из их потребностей. Он основан на принципе экономического равенства.
Китай, Куба, Северная Корея, Вьетнам и Лаос — некоторые из стран, где коммунизм все еще существует.
Определение социализма
Экономическая система, в которой факторы производства обычно принадлежат, управляются и контролируются обществом. Он основан на принципе равенства, когда все люди имеют одинаковые права.
В этой форме социальной организации богатство распределяется между людьми в соответствии с прилагаемыми ими усилиями. В социализме существует равное распределение доходов, которое направлено на заполнение разрыва между богатыми и бедными.
В этой системе существует центральный орган планирования, который устанавливает социально-экономические цели. В этой экономике люди имеют право на работу, но они не могут выбирать профессию по своему выбору. Занятие людей решается только властью.
Дания, Нидерланды, Финляндия, Канада — некоторые страны, где существует социализм.
Отличие принципов
Сравнивая идеи социализма и коммунизма, стоит отметить, что основу и того и другого учения составляет полное равенство людей. Этим самым выдвигается идея о том, что в этих обществах не должно быть ни богатых, ни бедных людей. Этот вопрос касается лишь экономической стороны. Ведь существует еще и качественное развитие личности, когда один человек сравнивается с другим по его духовному развитию и творческим возможностям. Но об этом в принципах социализма и коммунизма речи даже и не идет. Таким образом, рассматривая вопрос об отличии этих двух общественных формаций, говорят лишь об экономической стороне. При этом моральные отношения между людьми не рассматриваются.
Исходя из принципа социалистического общества, средства, предназначенные для выпуска материальных благ, принадлежат только тем, кто занимается производством товаров или услуг. И не более того. Концепция вовсе не рассматривает вопрос распределения денег. Ведь отказаться от них социализм просто не может.
Что касается принципов коммунизма, то они обладают некоторыми отличиями. В них присутствует идея всемирного братства и равенства. Если рассматривать обоснование данной идеи с чисто экономической стороны, то можно понять, что средства производства, имеющиеся в обществе, а также материальные блага должны распределяться между людьми одинаково или исходя из их потребностей. При этом надобность в деньгах отпадет сама собой. Ведь они служат средством экономических отношений, которых на высшей стадии развития общества не будет.
Рассмотрев основные отличия двух описанных фракций, все же неясным остается ответ на вопрос, можно ли прийти к коммунизму. На данную тему до сих пор продолжают вести свои споры ученые, ведь аргументов «за» и «против» достаточно много. От чего же зависит успех создания столь справедливого общества? Кто заставит капиталистов отказаться от имущества, чтобы затем все люди смогли пользоваться им? Способен ли человек перемениться и подобреть настолько, чтобы наступило желанное благоденствие? Все это и является утопией. Построение коммунизма напрямую зависит от мудрости и крепости людей. Причем это касается как общества в целом, так и каждого его члена в отдельности. Но понятно, что те, кто богаче других, подобных перемен не пожелают. Однако их меньшинство, и решить вопрос о построении общества им одним не под силу. Люди, пережившие и отвергнувшие социализм, продолжают мечтать о коммунизме, осознавая большую разницу между этими двумя устройствами. Исполнится ли их желание? Время покажет.
Капитализм, социализм, коммунизм – формы экономического устройства общества. Их можно назвать этапами отношений. Многие мыслители занимались их изучением. У разных авторов различные взгляды на капитализм и социализ м, на другие модели, которые пришли им на смену, и последствия их существования. Рассмотрим далее основные концепции.
Система капитализма и социализма
Капитализмом называют экономическую модель производства и распределения, которая базируется на частной собственности, свободе предпринимательской деятельности, юридическом равенстве хозяйствующих субъектов. Ключевым критерием при принятии решений в таких условиях является стремление увеличить капитал, получить максимальную прибыль.
Произошел далеко не во всех странах. Определяющим критерием для последовательного их существования была форма государственного устройства. Между тем признаки капитализма и социализма свойственны в той или иной степени экономическим моделям практически всех стран. В отдельных государствах господство капитала сохраняется и сегодня.
Если провести поверхностное сравнение капитализма и социализма , можно отметить, что между ними существует тесная связь. Первое понятие является экономической абстракцией. В ней отражены характерные черты хозяйственной модели на определенной стадии развития. Однако реальная экономика любой страны никогда не базировалась исключительно на частнособственнических отношениях, а предпринимательство никогда не было абсолютно свободным.
Переход от капитализма к социализму в ряде стран был весьма болезненным. Он сопровождался народными потрясениями, революциями. При этом уничтожались целые классы общества. Таким, например, был переход от капитализма к социализму в России .
What is Socialism?
Socialism is a broad political and economic philosophy encompassing various systems that advocate for a more equitable distribution of wealth and social justice. Here’s a breakdown of its key characteristics:
Economic System:
- Mixed economy: Combines elements of both capitalism and state intervention. The extent of government involvement varies depending on the specific ideology.
- Social ownership of means of production: Means of production can be owned by the state, cooperatives, public-private partnerships, or individuals. Private ownership is permitted, but regulated to prevent excessive concentration of wealth and ensure fair competition.
- Market mechanisms: Markets play a role in allocating goods and services, but are regulated to ensure social justice and prevent exploitation.
- Progressive taxation: Higher taxes are imposed on the wealthy to generate revenue for social programs and infrastructure development.
Social and Political System:
- Social welfare: Provides universal access to basic necessities like healthcare, education, and housing.
- Democratization of the economy: Workers have greater control over their workplaces and participate in decision-making.
- Social equality: Strives for greater equality in terms of income, wealth, and social opportunities.
- Political pluralism: Range of political parties and ideologies are allowed to participate in the democratic process.
Motivation and Incentives:
- Social justice: Aims to create a fairer and more equitable society where everyone has equal opportunities to thrive.
- Social solidarity: Encourages cooperation and mutual support between individuals and groups.
- Democratic values: Upholds principles of democracy, participation, and individual rights.
Historical Examples:
- Sweden
- Norway
- Denmark
- Finland
- Canada
- Israel
- Kibbutz movement
Criticisms:
- Can lead to economic stagnation due to overregulation and stifling of innovation.
- Balancing social welfare with economic efficiency can be challenging.
- Different interpretations of socialism can lead to differing outcomes and implementation challenges.
Определение социализма
Теория социализма старше коммунизма, но коренится также в стремлении создать общество, основанное на равенстве и улучшении условий жизни всех его жителей. Все действия, в том числе политические и экономические, предпринимаются с учетом блага коллективного общества. Социализм в его первоначальной форме – это идея, что все люди должны действовать сообща для решения социальных проблем (таких как бедность и угнетение), а не жить индивидуалистическим существованием. Кроме того, эта политическая идеология предполагает, что общие средства производства (такие как земля и производственные мощности) должны принадлежать обществу в целом, а правительство выступает в качестве представителя от имени населения. В связи с этим социализм имеет больше возможных результатов, чем коммунизм. Например, в социалистическом обществе средства производства могут также контролироваться государством или кооперативами (группами схожих людей, таких как фермеры, которые работают вместе для достижения производственных целей. Это также продвигает идею перераспределения власти и богатство как средство достижения равенства.
Противоречия в развитии художественной культуры
Первоначально брежневское руководство заявило о продолжении в области художественной культуры линии «золотой середины», выработанной ещё при Хрущёве. Это означало отказ от двух крайностей — очернительства, с одной стороны, и лакировки действительности — с другой. Данная позиция прозвучала и в отчётном докладе XXIII съезду КПСС (1966). Однако в выступлениях руководителей региональных партийных организаций выдвигались требования «давать решительный отпор вылазкам фальсификаторов истории» (под ними понимались критики сталинизма). Обвинив руководство партии в «недостаточной партийной требовательности к отбору и публикации произведений литературы, искусства и кино», они призвали не печатать тех произведений, которые «искажают нашу действительность, проповедуют пессимизм, скептицизм и упадничество». В качестве примера была названа повесть А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».
По указанию отдела пропаганды ЦК КПСС в литературе утверждалась «производственная» тематика. В работах, посвящённых этим проблемам, все конфликты благополучно разрешались после вмешательства партийных работников, а недостатки списывались на издержки воспитания.
С середины 70-х гг. стала активно внедряться практика госзаказов на постановку фильмов, написание сценариев, романов и пьес. В партийных инстанциях заранее определялись не только их количество и тематика (первенство отдавалось историко-революционным, военно-патриотическим и производственным проблемам), но и исполнители тех или иных ролей. Такой подход очень скоро привёл к застою и в художественной культуре.
Со второй половины 60-х гг. усилился идеологический контроль за средствами массовой информации, учреждениями культуры. Всё чаще запрещались публикации художественных и публицистических произведений, выход на экраны уже готовых кинофильмов, исполнение тех или иных музыкальных произведений, организация художественных выставок. Театральные постановки (даже классического репертуара) выпускались лишь с одобрения специальных комиссий.
На проводившихся совещаниях идеологических работников вновь зазвучали обвинения в «мелкотемье», «натуралистическом бытописании мелких страстишек», «сенсационности», «псевдоноваторстве», «подражательстве буржуазному искусству» и т. п.
«Железный занавес» вновь опустился, лишив советских людей возможности читать книги и смотреть фильмы ряда зарубежных авторов. Это порой объяснялось даже не содержанием самих работ, а политической позицией их создателей, которые негативно высказывались о тех или иных действиях советского руководства.
Деятели культуры, которые не принимали правила игры и выступали с собственными оценками, суждениями, сомнениями, чаще всего выезжали из СССР или лишались возможности работать с полной отдачей. В 70-х — начале 80-х гг. на чужбине оказались писатели В. Аксёнов, А. Солженицын, В. Максимов, В. Некрасов, В. Войнович, поэт И. Бродский, кинорежиссёр А. Тарковский, театральный режиссёр Ю. Любимов, виолончелист М. Ростропович, оперная певица Г. Вишневская, поэт и исполнитель А. Галич и др.
Объективно противостояли официальной идеологии представители деревенской прозы (Ф. Абрамов, В. Астафьев, В. Белов, В. Распутин, Б. Можаев, В. Шукшин), показывавшие последствия сплошной коллективизации для российской деревни. О проблемах нравственности писали Б. Васильев, Ю. Трифонов, Ю. Бондарев.
Свой взгляд на смысл жизни и роль интеллигенции предлагали режиссёры Г. Товстоногов, А. Эфрос, М. Захаров, О. Ефремов, Г. Волчек, Т. Абуладзе, А. Герман, А. Аскольдов и др.
Специфической чертой культуры 60—70-х гг. была так называемая «магнитофонная революция». Записи не поддававшихся контролю песен и сатирических выступлений получили широкое распространение. Признанными лидерами здесь были В. Высоцкий, А. Галич, Ю. Визбор, Ю. Ким, Б. Окуджава, М. Жванецкий и др. Всегда с аншлагом проходили концерты А. Райкина, сатирически бичевавшего пороки общества.
Всё это свидетельствовало о противоборстве двух направлений в отечественной культуре — официально-охранительного, выполнявшего социальный заказ властей, и демократического, готовившего предпосылки для духовного обновления общества.
Модели государственного социализма[]
Можно выделить две основные модели социализма:
Социализм, основанный на полном контроле государства над экономикой (плановое хозяйство, командно-административная система).
Рыночный социализм – экономическая система, при которой господствует государственная форма собственности, но действуют законы рыночной экономики. Рыночный социализм часто предполагает самоуправление на производственных предприятиях. В данном случае отстаивается тезис о том, что самоуправление как на производстве, так и в обществе является первым атрибутом социалистичности. А. Бузгалин указывает, что для этого прежде всего необходимо «развитие форм свободной самоорганизации граждан — начиная со всенародного учета и контроля и заканчивая самоуправлением и демократическим планированием» (Журнал «Альтернативы» 1994, № 2, с. 25).Негативная сторона рыночного социализма состоит в том, что он воспроизводит многие из «болезней» капитализма, включая социальное неравенство, макронестабильность, разрушение окружающей среды, хотя эти отрицательные стороны предполагается уничтожить с помощью активного государственного вмешательства и планирования.
Иногда социализмом называют сочетание социального государства и капиталистической экономики. Так, например, говорят о «шведской модели социализма».
Исторический контекст и принципы
Социализм
Социализм, как идеология, начал развиваться в XIX веке, когда индустриализация привела к эксплуатации рабочего класса и неравенству. Принципы социализма включают в себя:
- Общественное владение средствами производства. В социалистическом обществе все средства производства находятся в общественной собственности, а не в руках небольшого числа капиталистов.
- Равенство и справедливое распределение. Социалистическое общество стремится к более равному распределению богатства и возможностей, чтобы каждый член общества имел равные возможности для самореализации.
- Государственное регулирование экономики. Социализм предполагает активное вмешательство государства в экономическую сферу для обеспечения социальной справедливости и защиты прав трудящихся.
Коммунизм
Коммунизм является более радикальной идеологией, чем социализм, и стремится к полной равенству и отсутствию частной собственности. Основные принципы коммунизма включают:
- Аболиция частной собственности. В коммунистическом обществе не существует индивидуальной собственности на средства производства или личное богатство.
- Классовая борьба и революция. Коммунизм предполагает, что борьба между эксплуатирующими и эксплуатируемыми классами приведет к революционному преобразованию общества и установлению коммунистического порядка.
- Отсутствие государства. В коммунистическом обществе государство утрачивает свою необходимость, так как все решения будут приниматься коллективно и на основе совместных интересов.
Хотя социализм и коммунизм имеют общие корни и стремятся к созданию более справедливого общества, в их принципах и практической реализации существуют значительные различия. Прочувствуйте эти различия и примените в своем понимании и анализе текущего положения в мире.
Ранний социализм
Неизвестно точное происхождение идей социализма:
- одни считают, что социалистические формы организации существовали в древних сообществах до появления сельского хозяйства и начала урбанизации на Ближнем Востоке (8000-10000 лет до н. э.);
- вторые исследователи прослеживают корни социалистических идей в религиозных утопиях Ветхого завета, законах Моисея, анти-индивидуализме радикальных сект, возникших после Французской революции;
- третьи учёные истоки социализма видят в публикации «Манифеста коммунистической партии».
Так или иначе, первое установленное появление термина зафиксировано в итальянских изданиях в 1803 г., хотя значение социализма в то время отличалось от современной интерпретации. Во французском языке термин был впервые использован 1832 г. в газете «Le Globe» для описания работ Анри Сен-Симона.
Ранние радикальные христианские течения, такие как левеллеры и, особенно, диггеры в Англии XVII в. и анабаптисты в Центральной Европе XVI и XVII вв. провозглашали идеи, которые имели чёткий социалистический окрас.
Более системно социалистические идеи были разработаны в трудах мыслителей начала XIX в. – Анри Сен-Симонома, Шарля Фурье и Роберта Оуэна. В те времена социализм имел черты авторитаризма, и предполагалось, что его воплощение в жизнь потребует сильной диктаторской власти. Свобода мысли считалась причиной многих общественных бед XIX в. Сен-Симон даже предполагал, что с теми, кто откажется от повиновения социалистическим комитетам (задачей которых является уравнение и планирование), следует обращаться как со скотом.
Ранних социалистов объединяла антипатия к индивидуализму, желание заменить конкуренцию сотрудничеством и вера в возможность позитивной науки об обществе и человеке, которые станут ориентиром социалистической организации. Но существенные различия заключались в их видении отдельных деталей поддерживаемой ими социалистической организации, способа её достижения и понимание природы человека, на которой она должна основываться.
Сен-Симон и Фурье отвергали взгляды мыслителей эпохи Возрождения. Прежде всего они не соглашались с Жан-Жаком Руссо и другими мыслителями в идее того, что природа человека, будучи изначально доброй, благородной и рациональной, была разложена современным обществом вообще и частной собственностью в частности. Они доказывали, что природа человека делится на определённые типы, которые могут гармонично сосуществовать в более кооперативной среде.
Роберт Оуэн придерживался противоположной точки зрения. Он считал природу человека переменной, формирующейся объективной средой. Последнее должно быть изменено так, чтобы способствовать совершенствованию человечества. Сотрудничество и солидарность должны изменить конкуренцию и индивидуализм, обеспечивая, таким образом, радость и коллективную гармонию людей. Эти взгляды были воплощены в жизнь на текстильной фабрике Оуэна в Нью Ланарк и других кооперативных обществах, основанных на этих принципах.
Социалистические идеи получили большее распространение в Англии, Франции и немецкоязычных странах в 1830-х и 1840-х годах. Ускорение индустриализации и урбанизации и вызванные ими социальные проблемы создали условия для появления различных радикальных движений, выступающих за социальные реформы и изменения.
К этим движениям принадлежали первые организации рабочих, кооперативы, профсоюзы, чартисты и ряд анти-модернистских течений, которые искали спасение в воспроизведении традиционного коммунализма. Именно в такой среде социальных и политических движений Маркс и Энгельс начали работу над тем, что Энгельс назвал научным социализмом.
Социализм
Современный социализм уходит своими корнями в идеи, сформулированные Анри де Сен-Симоном (1760–1825 гг.), Который сам был поклонникомАдама Смита, но чьи последователи разработали утопический социализм: Роберт Оуэн (1771–1858 гг.), Шарль Фурье (1772 г.) –1837), Пьера Леру (1797–1871) и Пьера-Жозефа Прудона (1809–1865), который известен тем, что заявлял, что «собственность — это воровство».
Эти мыслители выдвигали такие идеи, как более эгалитарное распределение богатства, чувство солидарности между рабочим классом, лучшие условия труда и совместное владение производственными ресурсами, такими как земля и производственное оборудование.Некоторые призывали государство взять на себя центральную роль в производстве и распределении.Они были современниками ранних рабочих движений, таких как чартисты, которые настаивали на всеобщем избирательном праве мужчин в Великобритании в 1830-х и 1840-х годах. На основе утопических идеалов ранних социалистов был основан ряд экспериментальных сообществ; большинство из них были недолговечными.
В этой среде зародился марксизм. Энгельс назвал его «научным социализмом», чтобы отличить его от «феодального», «мелкобуржуазного», «немецкого», «консервативного» и «критически-утопического» направлений, выделенных для критики в «Манифесте коммунистической партии». Социализм на заре своего существования представлял собой расплывчатый пучок конкурирующих идеологий, и так и остался. Отчасти причина в том, что первый канцлер недавно объединенной Германии Отто фон Бисмарк украл гром социалистов, когда он реализовал ряд их политических мер.
Бисмарк не был другом социалистических идеологов, которых он называл «врагами Рейха», но он создал первое на Западе государство всеобщего благосостояния и ввел всеобщее избирательное право мужчин, чтобы противостоять идеологическому вызову левых. «Коммунистический манифест», эссе Карла Маркса, в котором излагается теория истории как борьбы между экономическими классами, которая неизбежно выльется в апогей в результате ниспровержения капиталистического общества, точно так же, как феодальное общество было свергнуто во время Французской революции, прокладывая путь буржуазной гегемонии ( буржуазия — это класс капиталистов, контролирующий средства экономического производства).
Маркс и его современники были убеждены, что капиталистическая система производства по своей сути несправедлива и порочна. Еще более тревожным было то, что он был пронизан противоречиями, которые неизбежно привели бы к его собственному упадку. Например, капитализм способствует конкуренции между фирмами за производство товаров с наименьшими затратами, потому что кто будет покупать ткань по 10 долларов за ярд, когда конкурент готов продать ту же ткань по 9 долларов?
Аргумент гласит, что капиталисты должны конкурировать, чтобы стать дешевыми производителями, чтобы иметь возможность продавать свои товары на свободном рынке сознательным потребителям и поэтому будут создавать новые технологические инновации или работать над снижением заработной платы, чтобы иметь возможность подорвать конкуренцию. Конкуренты, конечно, будут заниматься аналогичными занятиями. В результате фирмы всегда едва получают прибыль, и в конечном итоге норма прибыли стремится к нулю. Проблема падающей нормы прибыли была определена Адамом Смитом, Давидом Рикардо и Карлом Марксом, среди некоторых других, как механизм, который уничтожит капитализм, поскольку со временем он станет неустойчивым.
В то время как предприятия конкурируют, рабочие также конкурируют друг с другом за заработную плату, доводя заработанные рабочие суммы до того, что Адам Смит назвал «прожиточным минимумом». Это означает, что в то же время рабочие вовлечены в борьбу с владельцами бизнеса за сохранение своей заработной платы, за удобства на рабочем месте, льготы, безопасность и так далее; они также борются друг с другом за то, чтобы получить работу и хорошую зарплату. Зачем нанимать рабочего, требующего 15 долларов в час, если кто-то с такой же квалификацией готов работать за 10 долларов в час?
В результате рабочие как социальный класс ограничены в своей вертикальной мобильности, и возникает все большее неравенство между рабочим и капиталистическим классами. Доказательства этого механизма становятся очевидными, если вы посмотрите на растущий разрыв в заработной плате между заработной платой среднего рабочего в компании и их генеральных директоров или других руководителей. Или в накоплении богатства инвесторов, которые владеют большим количеством акций компании, и рабочих, которые владеют небольшой долей акций или совсем не владеют ими.
Различия между коммунизмом и социализмом
Во многом они похожи, но они не являются синонимами, и мы должны стараться не путать их друг с другом. В любом случае, мы должны помнить, что будем говорить о том, что исторически понимается под социализмом и коммунизмом, что не означает, что это совпадает с позициями партий, которые в настоящее время называют себя социалистами.
Многие из них не социалисты, несмотря на наличие слова в названии, так как они испытали смещение, которое заставило их сохранить свои аббревиатуры просто для обращения к избирательной базе, которая их поддерживала. Частично термин «социализм» используется по логике маркетинга и имиджа Просто потому, что есть много людей, которые чувствуют себя социалистами.
Тем не менее, короче говоря, различия между коммунизмом и социализмом заключаются в следующем.
Может быть, вы заинтересованы: «7 различий между либералами и консерваторами»
1. Они принадлежат разным временным моментам
Социализм и коммунизм можно понимать как две стадии политического проекта и производства: сначала идет социализм, а затем коммунизм. Я имею в виду, во временном отношении они являются взаимоисключающими Хотя, по мнению социалистических теоретиков, для достижения коммунизма необходимо сначала отстаивать социалистическую программу. Причину мы увидим в следующем пункте.
2. У одного есть конфликтующие классы, у другого нет
В социализме понятие социального класса очень важно , Социальный класс – это группа людей, которая определяется их отношениями со средствами производства. То есть, это не то же самое, что зарабатывать деньги, работая на других, чем иметь ресурсы, которые позволяют другим работать на себя: фабрики, сельскохозяйственные угодья и т. Д
Д.
Таким образом, социализм создает контекст, в котором продолжают существовать противоборствующие социальные классы, но на этот раз часть, которая доминирует над другими, – это та, которая изначально была вынуждена продавать свою рабочую силу без спекуляций.
В коммунизме, однако, социальные классы больше не существуют, так как никто не владеет средствами производства в частном порядке , так как они были коллективизированы. Это делает невозможным оказаться в ситуации превосходства, чтобы иметь возможность эксплуатировать людей, вынужденных работать на других.
3. Они имеют разные принципы перераспределения
И социализм, и коммунизм можно понимать как модели производства, а также как общественно-политическое движение. В этом последнем аспекте оба придают большое значение перераспределению товаров, но не предлагают одно и то же.
В то время как социализм работает под девизом «от каждого его способности, до каждого согласно его усилию», коммунизм вращается вокруг девиза “от каждого согласно его способности, каждому согласно его потребности” , То есть в коммунизме предполагается, что человек уже находится в ситуации, когда относительно легко удовлетворить потребности всех людей, в то время как в социализме существуют ограничения, которые этому препятствуют, поэтому при расстановке приоритетов способ, которым это перераспределяется, принимает во внимание усилие. Статья по теме: «Карл Маркс: биография этого философа и социолога». Статья по теме: «Карл Маркс: биография этого философа и социолога»
Статья по теме: «Карл Маркс: биография этого философа и социолога»
4. Роль, приписываемая государству
Исторически социализм был разделен в своей концепции государства. В то время как социалистические марксистские корни защищают, что государство не может исчезнуть в течение короткого периода времени, другие, связанные с анархизмом, защищают отмену этого, чтобы исчезнуть с помощью одного «движения». Конечно, оба течения считают, что целью социализма является заставить государство исчезнуть .
Коммунизм, с другой стороны, является ситуацией, в которой государство не существует. С точки зрения коммунистов, государство – это просто машина, которая концентрирует власть для навязывания политических и экономических мер в пользу одного социального класса и против другого, поэтому насильственно оно должно отсутствовать в цели который преследуется.
5. Один открывает возможность централизованной экономики, другой – нет
В социализме можно регулировать все, что происходит в экономике от одного случая, хотя есть и социалисты, которые защищают децентрализацию.
В коммунизме, однако, нет существа, обладающего достаточной силой для существенного изменения экономики, поскольку государство исчезло.
Что такое социализм?
В отличие от коммунизма, социализм – это не утопия, а реальный тип общественного устройства. Один из самых ярких примеров социалистического государства – ныне не существующий СССР; он распался именно потому, что партийные власти убедились в невозможности построения коммунизма.
Также социалистическое устройство в настоящий момент характерно для многих стран Латинской Америки и Азии, например:
- Куба;
- Венесуэла;
- Северная Корея.
В советское время в список социалистических стран входили также Чехословакия, Болгария и некоторые другие страны Восточной Европы.
При социализме все люди трудятся на благо общества, и каждый получает свою долю материальных благ
При этом важно то, что государство за собственный счет заботится о нетрудоспособных гражданах: пожилых людях, детях и подростках, пенсионерах. Затраты по уходу за данными категориями граждан оплачиваются трудоспособными налогоплательщиками
Основная цель социализма заключается в том, чтобы полностью ликвидировать классовое неравенство и ликвидировать поляризацию общества – разрыв между богатыми и бедными людьми. На практике сделать это довольно трудно, практически невозможно.
Однако, часть идей социализма удалось реализовать в Советском Союзе. Например, в стране была бесплатная медицина и бесплатно предоставлялись образовательные услуги. Если сравнивать социализм и коммунизм, различия лежат буквально на поверхности.