Научные основы материалистического подхода
Материалистичная точка зрения основана на научных исследованиях, которые позволяют объяснить происхождение ощущений через физические и нейрофизиологические процессы. Согласно этому подходу, органы чувств реагируют на различные внешние стимулы, которые затем передаются в нервную систему и обрабатываются мозгом.
Идея материальности ощущений подкреплена множеством научных открытий. Например, исследования в области нейрофизиологии показывают, что различные виды ощущений, такие как зрение, слух и осязание, обусловлены активностью определенных нейронных путей и специализированными рецепторами. Кроме того, современные методы нейроимиджинга позволяют визуализировать активность мозга во время ощущения, что подтверждает его связь с физическими процессами.
Материалистический подход также находит поддержку в эмпирических наблюдениях и экспериментах. Например, с помощью различных психофизических методов, таких как измерение порога восприятия и оценка интенсивности ощущений, было показано, что ощущения могут быть изменены физическими воздействиями на организм.
В целом, материалистический подход представляет научно обоснованную идею о происхождении ощущений и их связи с физической реальностью. Он утверждает, что ощущения являются результатом взаимодействия организма с внешним миром и обусловлены физическими процессами, происходящими внутри нашего тела и мозга.
Философские и практические последствия материализма и идеализма
Материализм подчеркивает значение материальной реальности, утверждая, что все существующее является результатом воздействия материальных факторов. Он придает большое значение опыту и восприятию, которые дают нашему сознанию представление о внешнем мире. Согласно материалистической позиции, мышление – это результат работы мозга, который функционирует на основе физических и химических процессов.
Практические последствия материализма заключаются в приоритизации научного подхода к изучению мира. Материалистическая парадигма служит основой для развития научных дисциплин, таких как физика, химия, биология и многих других. Она предоставляет нам инструменты для анализа и объяснения материальных явлений, что позволяет развивать технику и технологии, улучшать условия жизни и решать практические проблемы общества.
Идеализм, напротив, утверждает, что реальность в значительной степени зависит от человеческого сознания. Он полагает, что мышление и сознание имеют приоритет перед материей и могут определять ее природу. Идеалистический подход подчеркивает роль идеальных, абстрактных и духовных факторов в формировании реальности.
Практические последствия идеализма отражаются в доминировании гуманитарных и социальных наук, которые изучают человеческое сознание, культуру, идеи и ценности. Идеалистическая парадигма оказывает влияние на искусство, философию, религию и политику. Она поддерживает развитие гуманизма, этики, творческого мышления и самореализации индивида.
Философские последствия материализма и идеализма простираются на самые глубокие вопросы человеческого существования и позволяют нам осознать различные подходы к пониманию мира. Использование материалистического или идеалистического взгляда на реальность позволяет нам формировать свои ценности, верования и строить наши отношения с миром и другими людьми.
Материализм
Как ясно из названия, материализм стоит на позиции, что материя являет собой единственное существующее, первичное начало. Мир материален, вещественен – все сущее существует объективно, вне зависимости от сознания. Идеальное, психическое – вторично, и определяется материальной природой мира. Само сознание возникло и развивалось в процессе осознания и восприятия объективно существующей действительности, и является не более чем ее отражением. Таким образом, бытие определяет сознание, и никак иначе.
Подобно идеализму, материализм имеет долгую историю и был присущ ряду античных философов. Демокрит Абдерский (V-IV вв. до н.э.), один из ученых и умнейших мужей Древней Греции, был основоположником атомического материализма. Согласно ему, все состоит из атомов – неделимых частиц вещества, обладающих бытием. Движение этих самых частиц в пустоте и определяет многообразие форм существующих предметов и явлений. Как мы видим, Демокрит во многом предвосхитил современное научное понимание о природе вещей.
Среди других античных материалистов стоит упомянуть грека Эпикура (IV-III вв. до н.э.) и римлянина Лукреция Кара (I в. до н.э.). Помимо теорий этих философов, материалистические представления обнаруживаются и в других учениях, трактующих природу психического. Примером может служить дошедшая до нас идея о том, что темперамент человека определяется характером и соотношением материальных компонентов, таких как стихии или гуморальные жидкости.
Этот подтип материализма получил название стихийного. На следующем витке развития уже философы Нового Времени разрабатывали учение о материалистической природе всего сущего с другой позиции – механистического материализма. Ему не свойственна диалектика, а, наоборот, на первый план выступают такие характеристики материи как устойчивость, постоянство, неизменчивость. Материя – это вещь в себе, спорили материалисты, а сознание – ее атрибут. Таким образом, мир непознаваем.
Представители механистического материализма, также называемого метафизическим, – это Фрэнсис Бэкон (1561–1626), Томас Гоббс (1588–1679), Джон Локк (1632–1704), Жюльен Ламетри (1709–1751), Клод Адриан Гельвеций (1715–1771), Поль Анри Гольбах (1723–1789). Они жили и творили в эпоху больших научных и индустриальных открытий и прогресса, и стремление познать мир с точки зрения точных наук и механики находит отражение в их философских концепциях.
Следующим важным этапом развития материализма явилось создание его диалектической разновидности. Это учение, созданное Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом и впоследствии развитое Владимиром Лениным, легло в основу советской научной методологии. Оно соединяет в себе диалектику – учение о развитии через внутренние противоречия, и материализм – признание объективно существующей реальности, независимой от сознания или мышления. Те, кто придерживается этого направления философской мысли, стоят на том, что реальное, бытие принципиально познаваемо.
Сильными сторонами диалектического материализма являются всестороннее рассмотрение предмета, объективность и многосторонность, гибкость и научность подхода, признание внутренних противоречий и конфликтующих начал, а через них и постоянное развитие существующих явлений и вещей и переход на новые витки эволюции.
Таковы три основных варианта материализма. С развитием материалистического подхода к жизни казалось, что он способен объяснить устройство мира, но даже самый объективный и всеобъемлющий материализм не может дать ответы на многие вопросы, затрагивающие идеальное и неосязаемое. То, как охватить оба конца спектра жизни, не давало покоя думающим, размышляющим людям всех веков, и создавались новые концепции, призванные снять противоречие между ними. О некоторых из подобных воззрений в философской теории стоит поговорить отдельно.
Идеалисты
Идеализм — философское учение, основанное на представлении о преобладающей роли идей, идеалов, духовного начала в мире и его сущностях. Идеалисты считают, что мир существует в виде идей или в сознании.
Основные представители идеализма — Платон, Беркли, Кант, Гегель, Шеллинг, Шопенгауэр, Фихте, Шеллинг, Шопенгауэр, Фихте, Шиллер, шведский поэт Линней и другие.
В идеалистической философии предполагается, что мир, в котором мы живем, существует как идея и концепция, а не как независимая материальная реальность. Идеалисты также утверждают, что основные принципы и истины, лежащие в основе всего сущего, определяются духовными познавательными структурами.
Идеалисты также часто ссылаются на сопоставление и субъективные прозрачности, что означает, что каждый имеет свою собственную версию реальности и свою собственную истину.
Идеалисты считают, что мир определяется нашим собственным сознанием и мышлением, и что дух, разум и сознание являются основой всего существующего. Таким образом, идеалисты отдают приоритет духу и сознанию, а не внешнему физическому миру.
Определение и основные принципы
Идеализм — философское учение, основанное на убеждении о первичности духовной реальности и идеального мира. Идеалисты считают, что духовная сущность является основой и отражением материального мира.
Материализм — философское учение, основанное на убеждении о первичности материальной реальности. Материалисты считают, что материя и физический мир составляют основу всего существующего, включая сознание и идеи.
Основные принципы идеализма:
- Принцип идеальности — идеалисты считают, что духовная сущность и идеи находятся в основе всего существующего, включая материю, и материальный мир является отражением этих идей.
- Принцип субъективности — идеалисты утверждают, что реальность существует только в сознании человека, и она отличается для каждого индивидуума.
- Принцип первичности духовного — духовная сущность является важнее, чем материя, и определяет все аспекты жизни, включая общество, мораль и ценности.
Основные принципы материализма:
- Принцип объективности — материя и физический мир существуют независимо от нашего сознания и представлений о них.
- Принцип природного происхождения сознания — сознание и мышление являются продуктом физической деятельности мозга и нервной системы.
- Принцип объективности истины — истина существует независимо от наших представлений о ней и может быть открыта научным методом.
Идеалисты и материалисты имеют разные подходы к пониманию реальности и ее основы. Однако оба направления влияют на развитие философии и наше понимание мира. Они расширяют наше мышление и помогают нам лучше понять себя и мир вокруг нас.
Идеализм в истории философии
Идеализм — это философское направление, которое утверждает, что существование реального мира зависит от духовной деятельности, идеальных понятий и мыслей. Основное положение идеализма заключается в признании идеи как первичной реальности, а материю и физический мир — как вторичные или производные.
Идеализм как философская концепция имеет древние корни и пронизывает историю философии на протяжении веков. В Древней Греции идеализм был представлен работами Платона, который считал, что истинная реальность заключается в мире идей, а физический мир является отражением этой идеальной реальности.
Средневековый идеализм был отражен в работах философов, таких как Августин Аврелий и Ансельм Кентерберийский. Они аргументировали, что реальность существует в виде идеи или Бога, и только через познание Бога можно достичь истины.
В эпоху Просвещения в Европе возникло новое направление в идеализме — идеализм Гегеля. Гегель развивал идею, что дух и его разум являются основной реальностью, а мир представляет собой проявление этой реальности. Он утверждал, что идеи развиваются и взаимодействуют через диалектику.
В 19 веке философы, такие как Иммануил Кант и Фридрих Ницше, продолжили развитие идеализма, но предложили более индивидуальные толкования. Кант разделял мир на феноменальную и ноуменальную реальность, утверждая, что мы можем познать только явления, а не сущность вещей. Ницше же отрицал объективную реальность, утверждая, что реальность существует только в наших представлениях и интерпретациях.
Современный идеализм сохраняет значение в философии, особенно в области эпистемологии и онтологии. Философы идеализма продолжают исследовать природу сознания, познания и реальности, а также взаимоотношение между субъектом и объектом.
Материализм и идеализм (общая характеристика)
Вопрос о соотношении материи и сознания, т.е. по сути дела об отношении мира и человека есть основной вопрос философии. Основной вопрос имеет 2 свои стороны. 1. Что первично, сознание или материя? 2. Как относятся наши мысли о мире к самому этому миру, т.е. познаваем ли мир.
С точки зрения раскрытия 1-й стороны основного вопроса философии в системе общефилософских знаний выделяют следующие направления: а) материализм; б) идеализм; в) дуализм.
Материализм — философское направление, утверждающее первичность материи и вторичность сознания. Идеализм — философское направление, утверждающее обратное материализму. Дуализм философское направление, утверждающее, что материя и сознание развиваются независимо друг от друга и идут параллельно. (Дуализм не выдержал критики времени)
Вариации Материализма и Идеализма (Формы материализма и идеализма) 1. Наивный материализм древних (Гераклит, Фалес, Анаксимен, Демокрит) Суть: Первична материя. Под этой материей подразумевались материальные состояния и физические явления, которые при простом наблюдении обнаруживались как глобальные, без попыток научного обоснования, просто в результате обыденного наблюдения за окружающей средой на уровне наивного объяснения. Утверждали, что массово существующее вокруг людей есть первоначало всего. ( Гераклит — огонь, Фалес — вода, Анаксимен — воздух, Демокрит — атомы и пустота.) 2. Метафизический — материя первична к сознанию. Специфика сознания игнорировалась. Крайний вариант метафизического материализма — вульгарный. «Человеческий мозг выделяет мысли так же, как печень выделяет желчь». Метафизические материалисты конца 18 века — Дидро, Ламетри, Гельвецкий. 3. Диалектический материализм ( Маркс и Энгельс) Суть: Материя первична, сознание вторично, но первичность материи по отношению к сознанию ограничена рамками основного философского вопроса. Сознание производно от материи, но оно, возникнув в материи, в свою очередь может существенно повлиять и преобразовать ее, т.е. между материей и сознанием имеется диалектическая взаимосвязь.
14 стр., 6936 слов
Др.греч.фил,античный материализм
… субъект идеалисты). Сознание выражает лишь состояние «Я». Материализм счит, что материя первична, бесконечна, вечна, сознание – продукт материи. Идеализм-идеальн.начало-первонач.первично, вечно, мирзависим от него. Идеализм: объективный … через чувственные ощущения; •вне сознания отдельного чел ни материи, ни духа (идей) не сущ-т. Слабая черта идеализма-отсутствие достоверного (логич) объяснения …
Разновидности Идеализма: 1. Объективный – провозглашает независимость идеи, бога, духа, вообще идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека (Платон, Фома Аквинский, Гегель) 2. Субъективный идеализм ( Беркли).
Суть: утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека. (Дж.Беркли).
крайней формой субъективного идеализма является солипсизм, согласно которому с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного «Я» и моих ощущений.
В рамках названных форм идеализма существуют различные его разновидности. Отметим, в частности, рационализм и иррационализм. Согласно идеалистическому рационализму, основу всего сущего и его познания составляет разум.
Одним из важнейших его направлений является панлогизм, по которому все действительное есть воплощение разума, а законы бытия определяются законами логики (Гегель).
Точка зрения иррационализма состоит в отрицании возможности разумного и логического познания действительности. Основным видом познания признается инстинкт, вера, откровение и тд, а само бытие рассматривается как иррациональное.
Материализм и идеализм: основные отличия
Материализм утверждает, что материя является основным идентифицирующим элементом реальности. Согласно материалистическому подходу, все сущее существует независимо от нашего сознания и наблюдения. Материалисты считают, что все физические явления, включая наш мир и человека, могут быть объяснены и поняты с помощью законов науки и естественных процессов.
Идеализм, напротив, утверждает, что основной реальностью является не материя, а сознание. Идеалисты считают, что все существующее существует только в наших мыслях и идеях. Они предполагают, что мир воспринимается и исследуется через фильтр сознания, и только тогда становится доступным для нашего восприятия.
В своей сущности, материализм и идеализм предлагают разное понимание природы реальности и отличаются в своем отношении к материальному и духовному миру. Материализм сосредоточен на объективной стороне вещей, в то время как идеализм придает большое значение субъективному опыту и сознанию.
- В материализме существует независимая от сознания материя, в идеализме — все явления существуют только благодаря взаимодействию сознания и реальности.
- Материализм связан с физическим, объективным миром, идеализм сконцентрирован на мире идей и субъективных переживаниях.
- Материализм относится к научному подходу, идеализм — к философскому.
- Представители материализма обращаются к методам науки и эмпирическому исследованию, идеалисты ориентируются на философскую рефлексию и диалектические размышления.
В конечном итоге, отличие между материализмом и идеализмом заключается в понимании природы реальности, подходах к объяснению явлений и весомости материального и духовного компонентов в нашем мире. Оба подхода имеют свои сторонники и оппонентов, и споры между материалистами и идеалистами продолжаются уже много веков.
Подход к исследованию и познанию
Материализм и идеализм — две философские концепции, которые имеют различные подходы к исследованию и познанию мира
Основное различие между ними заключается в том, на какие явления и сущности они обращают внимание при объяснении мира
Материалистический подход основывается на представлении о том, что материя является основной составляющей реальности. Материалисты считают, что мир существует независимо от нашего сознания и может быть объектом научного исследования. Они стремятся объяснить явления и законы природы на основе объективных фактов и материальных процессов.
Идеалистический подход, напротив, утверждает, что сознание играет центральную роль в познании мира. Идеалисты полагают, что мир существует только в нашем сознании и является продуктом наших мыслей, представлений и идей. Поэтому, для идеалистов, исследование и познание мира включает не только наблюдение объективных явлений, но и анализ субъективного опыта и мыслительных конструкций.
Оба подхода имеют свои преимущества и недостатки. Материализм основывается на эмпирических данных и научных фактах, что делает его более объективным и проверяемым. Идеализм, в свою очередь, позволяет учитывать роль сознания в восприятии мира и открывает возможности для анализа феноменов, которые не могут быть полностью объяснены материальными процессами.
В итоге, подход к исследованию и познанию мира зависит от философской позиции и того, какой аспект реальности считается более значимым — материю или сознание. Оба подхода имеют свои аргументы и сторонников, и взаимодополняют друг друга в попытке получить более полное понимание мира, в котором мы живем.
Роль науки и опыта
Наука и опыт играют важную роль в определении принципов материализма и идеализма.
Научный метод, основанный на эмпирических наблюдениях, измерениях и экспериментах, позволяет получать объективные знания о физическом мире и его законах. С помощью научного метода мы можем исследовать и объяснять природные процессы и явления, основываясь на фактах и доказательствах.
Опыт, также называемый эмпирическим знанием, является основным источником получения информации о мире. Через опыт мы приходим к знаниям о фактах и событиях, которые мы наблюдаем и испытываем непосредственно.
Понятия материализма и идеализма также основываются на научных открытиях и опыте. Материализм утверждает, что основной реальностью является материя, которую можно изучать с помощью научного метода. Идеализм, напротив, считает, что сознание и идеи являются основными и что мир воспринимается и интерпретируется через призму нашего сознания и мышления.
Наука и опыт играют ключевую роль в развитии и проверке этих философских концепций. С их помощью мы можем анализировать и сравнивать различные теории, проверять их на практике и формировать более глубокое понимание окружающего нас мира.
Взаимодействие с религией и религиозными верованиями
Материализм и идеализм представляют собой две основные философские позиции, которые исследуют природу реальности и пытаются объяснить ее существование. Как философские основы, оба подхода имеют отношение к религиозным верованиям и религии в целом.
Материализм, основанный на научном подходе, отрицает существование религиозных верований и абстрактных идей, считая их чисто фантастическими иллюзиями, созданными человеческим разумом. Материалисты считают, что все, что существует, является материальным и объясняется природой и наукой.
Идеализм, с другой стороны, признает роль религии и религиозных верований, считая их основой для понимания мироздания и духовной реальности. Идеалисты считают, что существует духовная реальность, которая превосходит материю и может быть познана только через религию и духовность.
Взаимодействие с религией и религиозными верованиями в различных философских системах может быть различным. Материализм склонен к атеизму и отрицанию религиозных учений, в то время как идеализм может поддерживать и развивать религиозные верования и духовные практики. Однако, существует и наличие таких идей, которые объединяют эти два философские подхода и позволяют им сосуществовать в некоторой форме.
Идеализм и материализм оба играют важную роль в анализе и понимании человеческой природы и мира в целом, а их отношение к религии и религиозным верованиям может быть рассмотрено как их объяснение этих явлений.
Историческое предназначение
Несмотря на уже продолжительное существование и возраст философии, зарождение термина относится только к XVII-XVIII векам нашей эры. Слова «идея», «идеалисты» постоянно крутились в научных кругах, но не находили соответствующего продолжения. Пока в 1702 году Лейбниц не назвал Платона и Эпикура великими максималистами и идеалистами.
Позже Дидро дал определение понятию идеалистов. Французский деятель называл таких философов слепыми, признающими только собственное , существование мира ощущений.
Воспринимал направление теорией существования предметов в пространстве отдельно от человека. Мыслитель не принимал материальный вид течения. Немецкий классик был автором трансцендентного (формального) идеализма, который противостоял предыдущему. Основываясь на невозможности происхождения вещей вне нашего сознания, Кант утверждал, что ничто не способно существовать вне человеческого разума.
1800 год стал открытием Шеллингом теории распространения формального принципа до масштаба системы знаний в целом.
Полагал, что сущность учения сводится к непризнанию конечного неоспоримо действительным. Ученый полагал, что уважающая себя мыслительная наука подчиняется принципам конкретно этой направленности.
По Марксу динамическая действительность развивалась только идеалистическими действиями, но образно. Материализм отражал созерцание, отсутствие действий.
Энгельс в 1886 году утверждал, что сторонники теории первоначала духа над природой, невольно стали основателями идеалистической концепции. Противники, признающие главенство природы, становятся адептами материализма.
Изданная в 1957-1965 годах в СССР «История философии», объясняла: «Основными этапами развития отрасли науки является противоборство пары ведущих течений, где одно отражает прорывные идеи общества, а другое сводится к консервативным, реакционным взглядам».
История использования термина приобрела широкое распространение в XIX и начале XX века особенно в странах Европы.
Сторонники Канта мнили себя идеалистами, представители британской школы абсолютного идеализма стали последователями Гегеля.
Во второй половине ХХ века мудрецы и мыслители избегают использование термина, но дискутируя, все чаще употребляют слово «идеология».
Влияние материализма и идеализма на науку и общество
Материализм, основанный на предположении о том, что материя является основой всех вещей и явлений, считает объективный мир реальным и независимым от сознания. Эта философская концепция стимулирует развитие естественных наук и научный подход к пониманию окружающего мира. Материализм предоставляет научному знанию первостепенное значение и признает, что оно является основой для обоснования практического прогресса и развития технологий.
С другой стороны, идеализм утверждает, что сознание и мышление имеют первичное значение, а объективный мир существует исключительно в сознании. Идеализм подчеркивает роль и значимость идеалов, идей и ценностей в обществе, а также развитие гуманитарных наук. Он стимулирует обсуждение и рефлексию о социальных и философских вопросах, обогащает общество и позволяет учиться на опыте прошлого.
Влияние материализма и идеализма на общество очень существенно. Материалистический взгляд на мир и жизнь формирует технологический прогресс, экономическое развитие и научное познание. Он способствует развитию инженерной и прикладной науки, созданию новых технологий, обеспечению устойчивого развития человеческого общества.
С другой стороны, идеалистическое влияние на общество проявляется в сфере культуры, морали, этики, искусства и политики. Идеи и ценности играют важную роль в формировании общественных норм и стандартов поведения. Они способствуют развитию цивилизации, продвижению гуманизма и просвещения в обществе.
В целом, идеологические концепции материализма и идеализма оказывают разностороннее и важное влияние на науку и общество. Оба подхода имеют свои преимущества и недостатки, и совокупное воздействие этих концепций способствует развитию различных сфер человеческой жизни и позволяет более полно понимать окружающий мир
Идеализм
Внутри идеализма выделяют объективный и субъективный идеализм.Различаются эти две точки зрения своим взглядом на существующую материю. Объективный идеализм признает реальный, существующий мир, а наряду с ним и мир идей,некое мировое сознание. Последнее и является формирующим и определяющим все сущее. Те же, кто придерживается субъективного идеализма, считают, что реальность представляет собой лишь наши ощущения и восприятие, и все, что действительно есть, – это наш чувственный опыт, мысли и сознание. Таким образом, внешний мир существует лишь как отражение наших субъективных сенсорных восприятий и переживаний.
Идеализм уходит своими началами вглубь веков, в античную философию. Одним из первых апологетов такого подхода можно назвать Платона (V-IV вв. до н.э.), а среди философов Нового Времени — Лейбница (1646–1716) и Гегеля (1770–1831). Они представляли направление объективного идеализма и признавали наличие некоей души, которая все породила и господствует над всем материальным. Именно благодаря этому идеальному (= нематериалистическому), бестелесному, психическому началу человек способен понимать абстрактные и нематериальные явления, руководствоваться этикой и моралью, испытывать высокие чувства и переживать духовный опыт.
Те философы, которые стояли на позициях субъективного идеализма, настаивали на том, что окружающие нас предметы и мир являются не более чем производными от наших ощущений. К этим философам относились Джордж Беркли (1685–1753), Дэвид Юм (1711–1786), Иммануил Кант (1724–1804) и другие.
Многое в теории идеализма роднит его с религией, и за это он часто подвергался критике. Религиозные и схоластические авторы Средневековья много писали о божественном происхождении всего сущего как творении мышления Бога. Так, идеалистические выкладки в очень большой степени использовались средневековыми схоластами и философами для подтверждения существования бога и религиозных догматов.
Кроме того, другим поводом для критики идеализма становился тот факт, что в нем можно найти продолжение примитивных воззрений мифологического общества. Так, тяготение к анимизму и антропоцентризму высмеивалось противниками идеализма как пережиток первобытного сознания. Напомним, что анимизмом называют представление о том, что все предметы и явления обладают душой, в то время как антропоцентризм – это мировоззренческая позиция о том, что человек является центром мироздания, и мир рассматривается как существующий, в первую очередь, для человеческого блага.
На диаметрально противоположном конце спектра «бытие – сознание» находится материализм. Давайте разберем этот философский принцип освоения реальности.
Сравнение
Рассмотрим подробней, в чем состоит отличие материализма от идеализма. Обратимся к материалистическим утверждениям. Их суть сводится к тому, что мир и объекты в нем – это независимая реальность, существующая по собственным законам. Первичность материального выступает как непреложная истина. Мозг человека при этом называется высокоорганизованной материей, а сознание, в котором возникают различные идеи, – производным мозга.
Мир, по мнению материалистов, доступен для его изучения и освоения человеком. Знания о нем являются достоверными, подтвержденными практикой. Наука, с точки зрения материализма, имеет неоценимое значение. Ее достижения решающим образом влияют на успех человеческой деятельности и жизни в целом.
Идеалисты убеждены, что реальность подчинена духовному. Однако приверженцы идеалистического направления не пришли к единой позиции относительно того, какой является эта реальность. Разногласия в решении вопроса привели к формированию двух течений идеализма. Представители одного из них – субъективные идеалисты. Они полагают, что независимой от сознания субъекта реальности не существует. Каждый воспринимает все окружающее по-своему, и, следовательно, облик мира не является одинаковым для всех людей.
Представители другого течения называют себя объективными идеалистами. Они признают существование реальности как таковой, обладающей своими характеристиками и не зависящей от восприятия отдельных людей. Но первоосновой всего эти философы видят высшее духовное начало, некую могущественную силу, мировой разум.
Если говорить в общем о том, в чем разница между материализмом и идеализмом, то в первую очередь следует отметить, что в этих направлениях материи и сознанию отводятся противоположные роли. Однако существует и концепция, согласно которой неправильно называть первичным что-то одно. В таком случае предполагается равноправие духа и материи. Впрочем, это тема уже другого разговора.
Дискутируя о вечном, мировые умы стремятся понять, что первично, что главенствует над другим. Ради защиты позиций представителям знаний приходится выстраивать идеалы, от которых будет зависеть результат спора. Отсюда берет начало идеализм в философии, как образ мышления и одно из основополагающих направлений знаний, которое вызывает много споров и дискуссий.