Винсент Ван Гог
Нидерландский живописец Винсент Ван Гог – один из самых известных представителей направления. Его творчество повлияло на развитие искусства 20 века, хотя при жизни Ван Гога и не было предпосылок к такому. Критики принимали творчество гения холодно. Бедность и неудачи в любви довели его до сумасшествия и самоубийства.
Винсент Ванг Гог давал свое определение живописи. Он считал, что настоящие художники не повторяют вещи такими, какие они есть, а чувствуют себя этими предметами, поэтому и творят. Работы Ван Гога – проекции эмоций или впечатлений. Он болезненно ощущал несправедливость жизни, сочувствовал окружающим. Художник постоянно находился в конфликте с миром буржуазии. Драматичный взгляд на вещи отразился и в творчестве.
Автопортрет
Ван Гог появился на свет в маленьком голландском городе Грот-Зундерте в семье пастора. Увлечение живописью началось с 16 лет – в этом возрасте юноша стал помогать торговцу картинами. Вопросы религии серьезно увлекали будущего художника. Он выступал с проповедями перед шахтерами. Однако произошел конфликт с властями. Винсенту Ван Гогу пришлось вернуться в отчий дом.
После этих событий художник решает посвятить жизнь творчеству. Для него постимпрессионизм – это больше, чем искусство. На полотнах того времени появляются обездоленные герои – крестьяне, шахтеры и землекопы. Отец в штыки воспринял желание сына поднимать социальные вопросы. Из-за конфликта на этой почве художник вынужден переехать из родного города в Париж. В столице Франции жил его брат Тео, который поддержал живописца.
«Пейзаж в Овере после дождя»
Из Парижа в 1887 году художник переезжает в город Арль на юге страны. Работа кипит – за следующие 12 месяцев художник написал 200 полотен. Сначала живописец работает вместе с другом Гогеном, но из-за постоянных ссор приятели не в силах работать в одной мастерской.
Душевное состояние Ван Гога ухудшается из-за конфликтов, негативных оценок критиков, голода и безденежья. Постимпрессионист однажды сорвался и отрезал свою мочку уха. После этого инцидента пристанищем гения становится больница для душевнобольных. В клинике он продолжает писать картины. Творчество становится единственной отдушиной.
На полотнах сохраняются противоречивые чувства постимпрессиониста. Он восторгается миром вокруг, но постоянно тоскует и беспокоится. Мир вещей воплощает сомнения и страхи – предметы становятся отражением эмоций. Даже дом художник умудряется изобразить со свойственным ему драматизмом.
После лечения художник переезжает в Овер, где находится под наблюдением психиатра Гаше. Врач тоже увлекается живописью. Это обстоятельство позитивно сказывается на состоянии здоровья пациента. Ван Гог работает увлеченно, но все чаще чувствует себя одиноким и несчастным. Один из приступов завершается трагически – 29 июля 1890 года живописец сводит счеты с жизнью.
“Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой”
Для творчества этого художника характерны яркие мазки. Некоторые из них расположены на картинах параллельно, другие – зигзагообразно. Иногда появляется ощущение, что гений наносит краски не кистью, а просто с силой выдавливает их на холст из тюбиков. Все объекты находятся в движении. Примеры не нужно долго искать. На полотнах ветер сгибает деревья, содрогаются скалы, Солнце неистово пылает, земля пульсирует.
Один из главных способов выражения эмоций – игра с цветом. Настроение постимпрессионист передавал при помощи сочетаний красок. Некоторые создают ощущение гармонии, другие напротив конфликтуют, вызывая дискомфорт и отторжение. Современники не оценили новый взгляд на творчество. Признание пришло только после смерти гения.
Ирисы (1889)
Чем знаменита эта картина?
Ван Гога Ирисы являются, пожалуй, лучшим примером творчества художника, создающего чрезвычайно эстетичные произведения. Картина полна света, жизни и естественной красоты — с намеком на японское вдохновение, которое можно найти в Цветы миндаля. Проще говоря, это захватывающее зрелище, оно разрывается цветом.« бросается в глаза издалека. Ирисы — прекрасный кабинет, полный воздуха и жизни ». — Тео Ван Гог.
Какая предыстория?
Перебравшись в приют из-за ухудшающегося психического здоровья, Ван Гог почти сразу начал работать над этой картиной. Он назвал этот акт рисования «проводником молнии для моей болезни» и погрузился в свою работу, создав изображения цветника приюта Сен-Поль-де-Мавзоль.Нетрудно представить, что, проведя весь день в саду, Винсент успокоился или успокоился, каким бы временным оно ни было. В то время как сам художник считал это просто «этюдом» (недостаточно хорошим, чтобы быть самостоятельным произведением искусства), его брат Тео понял, что Винсент создал что-то особенное, и представил это Société des Artistes Indépendants, где он был выставлен рядом с Звездная ночь над Роной.
Развитие и закат
Импрессионизм достиг своего расцвета в период с 1874 по 1881 гг. Это короткое время, ставшее для него золотым, еще называют «Высоким импрессионизмом»
В это время к новому течению было приковано наибольшее внимание, и реакция публики прошла путь от полного неприятия до очарования
Но с 80-х гг. интерес угасал, чему способствовало редкое проведение выставок. Причины крылись в расколе среди художников. Многие разочаровавшись в новом течении вернулись к более традиционным канонам.
Несмотря на то, что появились новые молодые импрессионисты, им не удалось вывести направление на прежний уровень популярности. Постепенно импрессионизм сменился новыми течениями.
Ответвления постимпрессионизма
Неоимпрессионизм
Основатели – Жорж Сера и Поль Синьяк. Работали в направлении пуантилизм и дивизионизм. Техника, разработанная живописцами, стала проявлением научного подхода к живописи. Пуантилизм основан на знаниях в области оптики, благодаря чему картины в стиле пуантилизм являются эффектными зрительными иллюзиями. Вместо того чтобы смешивать цвета на палитре, Сера и Синьяк использовали крошечные мазки чистого цвета прямо на холсте. Исходя из особенностей строения глаза и законам оптики, художникам удавалось создавать микс оттенков не на полотне, а в зрительном восприятии зрителя.
Ранний экспрессионизм
В работах Ван Гога отражены основные эстетические догмы экспрессионизма. Его картины демонстрируют эмоциональную интенсивность цвета и мазка. Характерные особенности экспрессионизма – стремление отказаться от формы и академизма в пользу выражения личных переживаний художника. Большинство работ Ван Гога – автобиографичны, поэтому легко можно отследить метаморфозы в его восприятии себя и окружающего мира.
Постимпрессионизм Поля Сезанна
Поль Сезанн считается отцом современного искусства. Его тщательно структурированные ландшафтные композиции и натюрморты создавались с применением классических канонов пленэрной живописи. Известные произведения Сезанна: «Игроки в карты», «Натюрморт с корзиной», «Мальчик в красном жилете», «Купальщицы».
Синтетизм клуазонизм
Влиятельный французский художник Поль Гоген разработал упрощенное, не натуралистическое направление живописи, известное как синтетизм. Характеризуется декоративностью линий, смелыми цветовыми комбинациями, наличием эзотерической символики. Гоген был также одним из ключевых представителей примитивизма.
Скандинавский постимпрессионизм
Три влиятельных художника-представителя постимпрессионизма в Скандинавии: норвежские художники Эдвард Мунк, Петер Крейер, датчанин Вильгельм Хаммерсхей. Картина Мунка «Крик» считается репрезентативным образцом направления – полотно было продано на аукционе Сотбис в Нью-Йорке за 119,9 млн. долларов.
Французское плакатное искусство
Плакат, в отличие от работ в стиле кубизм, не считается интеллектуальным искусством. Плакаты являются окончательным видом декоративно-прикладного искусства, с особыми функциональными характеристиками. Среди известных плакатистов – Эдвард Мунк, Пьер Боннар, Максфилд Пэрриш, Альфонс Муха, Анри де Тулуз-Лотрек. Популярность к этому виду искусства пришла в конце 19 века, благодаря развитию модерна.
Итальянская дивизионизм
Направление, основанное и популяризированное Жоржем Сера в 1890 – 1907 годах. Стиль стал отправной точкой для формирования техники пуантилизм.
Британские постимпрессионисты
Кэмден Таун Групп – сообщество художников, основанное в 191 году в Лондоне, специализировалась на реалистических сценах городской жизни, выполненных в различных направлениях постимпрессионизма. Представители группы: Гарольд Гилман, Роберт Беван, Спенсер Гор, Чарльз Исаак Гиннер.
Группа семи
Группа семи – канадские пейзажисты, которые создавали смелые, необычные картины, обращались к символизму в изобразительном искусстве. Живописцы: Франклин Кармайкл, Том Томсон, Артур Лизмер, Лионель Фицджеральд, Лоурен Харрис, Эдвин Холгейт.
Группа двадцати
Бельгийская группа прогрессивных художников, скульпторов и писателей, базирующихся в Брюсселе. Собрались для обсуждения, создания и демонстрации авангардного искусства. Группа работала на рубеже 19 – 20 веков.
Подобие и различия
Импрессионизм и постимпрессионизм являются двумя художественными движениями, которые процветали во второй половине XIX века и первой половине XX века в Европе. Оба стиля отличаются своей инновационностью и новаторством, они настолько существенно изменили мир искусства, что стали вехами в его истории.
Импрессионизм, возникший во Франции, был основан на желании передать впечатление от видимого мира и показать изменение условий света и атмосферы во времени. Характерные черты импрессионистического стиля — световые и цветовые эффекты, реализованные с использованием ярких и чистых красок, свободная и широкая кистевая мазь, неточные очертания объектов и отсутствие детализации. Импрессионисты стремились ловить момент, улавливать неповторимость мгновения.
Постимпрессионизм является развитием импрессионизма и отличается от него в ряде аспектов. Постимпрессионисты использовали те же основные принципы, что и импрессионисты, однако придали им свои собственные интерпретации. В отличие от свободного и неконтролируемого подхода импрессионистов, художники постимпрессионизма стремились к более интенсивной и эмоциональной передаче своего видения мира. Они использовали больше насыщенных красок и геометрических форм, что придавало их работам более сильное и выразительное звучание.
Одно из значительных различий между импрессионизмом и постимпрессионизмом заключается в целях и идеалах, которые эти стили стремились достичь. Импрессионисты хотели зафиксировать мгновение, отразить повседневные моменты, а в своей работе они делали упор на световые эффекты и динамичность. Постимпрессионисты, напротив, стремились к более глубокой и символической передаче своего видения мира, используя яркие краски и определенные геометрические формы, которые помогали их работам создавать эффект насыщенности и гармонии.
Оба художественных движения имели большое влияние на искусство и становление последующих течений. Они показали, что искусство может быть свободным, инновационным и выразительным, не ограничиваясь жесткими правилами и стандартами. Импрессионизм и постимпрессионизм сыграли ключевую роль в развитии современного искусства и оказали огромное влияние на многих художников и искусствоведов.
Цветовые решения
Пытаясь запечатлеть красоту окружающего мира, импрессионисты использовали яркие, чистые цвета. В академической технике тени кладут серыми и черными тонами. Новые художники утверждали, что у природы нет таких цветов, и полностью от них отказались.
Особенно импрессионисты интересовались комплементарными, то есть контрастными цветами. При смешивании их в равных пропорциях получается серый цвет. А при использовании их рядом рисунок становится ярче и свежее. Сочетания оранжевый и голубой, желтый и фиолетовый, красный и зеленый чаще всего стали использоваться в картинах мастеров.
Клод Моне. Заказ в Венеции
Что такое импрессионизм?
Импрессионизм относится к художественному движению, которое имело место во Франции против меняющейся городской среды. Художник использовал яркие и яркие цвета, чтобы продемонстрировать свои картины резкими и неровными мазками. Картины написаны таким образом, что освещение атмосферы дополняло ее во всех аспектах. Он был нарисован под таким углом, что выглядел хорошо со всех сторон. Художники-импрессионисты придавали большее значение освещению картин и рисовали картины таким образом, чтобы манипулировать произведениями искусства.
Художник-импрессионист рисовал разные сцены повседневной жизни реалистично, почти что реалистично. На нем изображена каждая деталь этой сцены, сочетание цветов, освещение, ракурсы – все просто дополняет друг друга. Поскольку импрессионисты реалистично рисовали реальную сцену, художник выходил и раскрашивал картины, чтобы можно было запечатлеть каждую деталь. Среди художников-импрессионистов были Клод Монте, Камиль Писсарро, Альфред Сислей, Эдуард Моне и др. Некоторые известные произведения импрессионизма включают «Женщина с зонтиком» Клода Моне, Парижская улица, Дождливый день Гюстава Кайботта.
Техника постимпрессионизма
Импрессионизм стремился передать впечатления от моментального восприятия мира: эмоции, свет и цвета. В то время как импрессионисты практиковали более свободные и мазковые техники, художники постимпрессионизма отходили от этого стиля и разработали свои собственные методы.
Постимпрессионизм выделяется использованием более ярких цветов, пастозностью и более прочными контурами, чем у импрессионистов. Художники постимпрессионизма стремились передать свои собственные эмоции и внутренний мир через свои произведения
Они акцентировали внимание на форме, объеме и структуре объектов
Одна из ключевых характеристик техники постимпрессионизма — это пастозность. Художники укладывали на холст густые слои краски, что придавало произведению объем и насыщенность. Это создавало ощущение, что картина имеет собственную материальность и фактуру.
Еще одним важным аспектом техники постимпрессионизма является моментальность. Художники старались запечатлеть мгновение или впечатление, передать динамизм и движение. Они использовали короткие мазки и яркие цвета, чтобы создать чувство скорости и энергии.
Контур также играл важную роль в технике постимпрессионизма. Художники отдавали предпочтение более четким контурам, чем у импрессионистов, чтобы выделить форму объектов и создать четкую композицию.
В целом, техника постимпрессионизма превосходит просто передачу реальности и стремится передать эмоции и внутренний мир художника. Она отличается от импрессионизма более насыщенными цветами, пастозностью, моментальностью и контурами, создавая уникальный и выразительный стиль.
Поиск новых цветовых решений
Поиск новых цветовых решений был одной из главных характеристик постимпрессионизма. Художники этого направления стремились выразить свои эмоции и впечатления в зримой форме, для чего использовали яркие и насыщенные цвета.
Основное отличие постимпрессионизма от импрессионизма заключается в том, что художники постимпрессионизма не ограничивались передачей моментальности и эмоций в своих работах, но стремились создать более сложные и глубокие образы. Они экспериментировали со светом, контуром и пастозностью, чтобы передать не только впечатление от момента, но и смысловые глубины образа.
Характеристики | Постимпрессионизм | Импрессионизм |
Стремление к художественному выражению | + | + |
Использование ярких и насыщенных цветов | + | + |
Экспериментирование с светом, контуром и пастозностью | + | — |
Создание более сложных и глубоких образов | + | — |
Таким образом, художественное направление постимпрессионизма отличалось от импрессионизма тем, что художники постимпрессионизма предпринимали более глубокие эксперименты с цветом, светом и формой, чтобы создать объемные и смысловые образы.
Использование трехмерного эффекта
Постимпрессионисты не только использовали яркие цвета и различные эмоции в своих работах, но также акцентировали внимание на использовании света и теней для создания трехмерности. Это позволяло им добиться визуального эффекта глубины и лучше передавать объемность изображаемого образа
Другим важным аспектом, благодаря которому постимпрессионизм отличается от импрессионизма, является контур
Художники постимпрессионизма акцентировали внимание на контурах объектов, подчеркивая их формы и заостряя внимание на деталях. Это помогало создавать более выразительные и живые образы, вызывая у зрителя больший эмоциональный отклик
Таким образом, постимпрессионизм отличается от импрессионизма использованием трехмерного эффекта
Художники этого направления старались сделать свои картины более объемными и структурированными, акцентируя внимание на использовании света, теней и контуров, чтобы визуально передать объемность и выразить эмоции с большей силой
Ракурсы картин
Главным в импрессионизме становится не сюжет картины, а общее от нее впечатление. Для этого используются не только световые и цветовые эффекты, но и необычные ракурсы.
Рисунок становится фрагментарным, ракурсы очень рискованными и неожиданными. Многие фигуры и объекты остаются срезанными, словно случайно попавшими в кадр.
Эдгар Дега. Портрет Эдуарда Мане с женой
Живописцы стали выходить за пределы мастерской и писать в любых условиях. Дождь, снег, град – ничего не останавливало их творчество. Клод Моне настолько любил водные пейзажи, что даже построил себе плавучую мастерскую. Писсаро не мог часто выходить на улицу из-за болезни глаз, многие пейзажи рисовал из окна гостиниц, которые специально снимал для этого. Художники выбирали настолько неожиданные ракурсы, что писали стоя на стремянке, сидя в лодках и даже лежа в канаве.
Постимпрессионизм
Постимпрессионисты активно использовали различные художественные приемы и техники, чтобы придать своим работам особую выразительность. Один из таких приемов — пастозность, которая обеспечивает наличие объема и текстуры в работе. Благодаря этому приему постимпрессионисты достигали глубины и богатства визуального впечатления.
Важным элементом постимпрессионистического стиля было использование света. Художники создавали свои картины, играя с яркостью и контрастностью освещения, чтобы подчеркнуть настроение и эмоции, которые хотели передать через свое произведение.
Постимпрессионисты не ограничивали себя только передачей внешних образов, они также стремились выразить свои собственные миропонимание и впечатления. Они активно использовали контурный рисунок, чтобы подчеркнуть формы и структуры объектов на их картинах.
Постимпрессионисты также декомпозировали свои изображения, чтобы выразить моментальность и динамизм событий. Они использовали яркие и насыщенные цвета, чтобы создать эффектированную и запоминающуюся картину.
Таким образом, постимпрессионизм является продолжением импрессионизма, но в то же время отличается более выразительным подходом к передаче эмоций и чувств. Постимпрессионисты активно использовали различные художественные приемы, такие как пастозность, свет, контур и моментальность, чтобы донести свое видение мира через искусство.
Основные черты постимпрессионизма
Основные черты постимпрессионизма объединяют в себе черты импрессионизма, однако этот художественный стиль вносит собственные новаторские элементы. В отличие от импрессионизма, постимпрессионизм стремится не только передать моментальность и эмоции визуального впечатления, но и отобразить воплощение художественного образа, раскрыть его смысловое содержание.
Одной из отличительных черт постимпрессионизма является использование ярких и насыщенных цветов. Художники-постимпрессионисты углубляют и расширяют палитру, создавая образы с более насыщенными красками, что придает работам большую выразительность и эмоциональность.
Другой характерной чертой постимпрессионизма является использование пастозности — нанесение краски на холст с толщиной и объемом, что делает работу материальной и осязаемой.
Постимпрессионисты также стремились передать свет и воздух в своих работах, используя для этого специфическую технику нанесения краски и создания определенной игры цветов и светотени.
Основная цель постимпрессионизма — не просто описать мир визуально, но и передать свое видение и восприятие художника, вызывая у зрителя эмоциональный отклик и переживание.
Таким образом, постимпрессионизм не только унаследовал основные принципы и характеристики импрессионизма, но и развил свои собственные художественные направления, акцентируя внимание на эмоциональной и символической составляющей произведений искусства
Художники постимпрессионизма
Художники постимпрессионизма продолжили и дальше развивали ключевые черты импрессионистов, добавляя собственные эксперименты и вариации. Они стремились подчеркнуть эмоциональную и символическую значимость произведений, а также успешно использовали новые техники, усиливая впечатление от своих работ.
Одним из ярких представителей постимпрессионизма был Винсент Ван Гог. Его работы отличались обнаженным контуром и мастерским использованием цветов, создавая уникальные эмоциональные образы. Ван Гог стремился передать глубокие человеческие эмоции и воспринимал обычное окружение необычным образом.
Другим известным художником постимпрессионизма был Поль Сезанн. Он также использовал свет и цвета как ключевые средства передачи эмоций, но придавал особое значение форме и структуре изображения
Сознательно деформируя пропорции и геометрические формы, Сезанн стремился передать свое восприятие моментальности и пастозностью мазка акцентировать внимание на деталях
История возникновения импрессионизма
К середине XIX века в Европе доминировали три стиля — классицизм, романтизм и реализм. К мастерству художника предъявляли высокие требования, он должен был окончить Школу изящных искусств. От последователей реализма ожидали точное изображение предмета и действительности. При этом публика находила сюжет слишком приземленными.
Картины классицизма и романтизма казались чересчур возвышенными. В живописи назревает кризис. Возникла необходимость в появлении другого стиля. Молодые художники желали совершить революцию в искусстве. В старых школах были живописцы, которые стали экспериментировать со своим стилем.
Импрессионизм возник в 1860-ее гг во Франции и позже оказал сильное влияние на развитие живописи. Этот термин был придуман журналистом и ярым противником нового течения Луи Леруа. В своей статье, посвященной выставке молодых художников «Салон отверженных» он посчитал их манеру письма неряшливой, раскритиковал их работы, а самих живописцев назвал «впечатлистами» или «впечатленцами».
Луи Леруа даже выдумал историю, как двое посетителей выставки потеряли рассудок после просмотра рисунка Клода Моне. Художники в знак протеста стали называть себя «импрессионистами». Несмотря на все старания Леруа, этот термин перестал носить уничижительный оттенок.
В 1874 году посетители выставки импрессионистов стали называть новый стиль революцией. Но это было не совсем так: предпосылки возникновения течения уже были. Некоторые импрессионистские черты можно увидеть в творчестве художников XVI-XVII веков. Но наибольшее влияние на новое течение оказали живописцы XIX века. Отдельно стоит выделить представителей барбизонской школы.
Именно в их творчестве начинают сильнее проявляться черты импрессионизма. Например, Эжен Буден стал учителем Клода Моне. Барбизонские художники одни из первых стали использовать пленэр в работе. У них будущие импрессионисты научились визуальным приемам.
Любимым местом сбора художников-бунтарей был Монмартр. В этой части Парижа в 60-е гг. проживало большинство творческих деятелей. Они собирались в местном кафе, в котором активнее всего дискутировал Моне. Там можно было встретить будущих великих импрессионистов — Дега, Писсарро, Сезанна.
Не меньшее влияние на развитие нового направления оказали английские художники. Во время франко-прусской войны 1870-1871 гг. Моне, Сислей и Писсарро побывали в Англии. Там они смогли изучить творчество знаменитых пейзажистов Констебла, Тёрнера и Крома. Позже импрессионисты будут говорить, что были восхищены творчеством английских художников.
Считается, что Эжен Делакруа был ближе всех к истокам нового течения. Еще в 30-е гг XIX в. он написал акварели, в которых явственно проступают импрессионистские черты. Делакруа уже в то время понимал разницу между естественными красками и оттенками, возникающими при определенном освещении.
Большое влияние на развитие импрессионизма оказал человек, называющий себя «независимым художником» — Эдуард Мане. Его полотна «Завтрак на траве» и «Олимпия» вызвали общественный резонанс. Вместе с тем это повысило интерес публики к импрессионистам.
ОлимпияЭдуард Мане
Новую манеру письма критиковали, сюжеты не понимали, называя их вульгарными. Немногие из импрессионистов получили признание в ту эпоху. «Золотым веком» этого течения принято считать творчество Клода Моне.
Большинство ценителей сходятся во мнении, что ему лучше всех удалось передать красоту мгновения. Моне один из первых начал рисовать серию картин с изображением одного предмета в разное время суток.
Но расцвет импрессионизма не был долгим. Так, уверенно заявив о себе в 60-ее гг. к началу XX века он уступил свои позиции новым направлениям. Это неоимпрессионизм, пуантилизм, однако, большинство их представителей среди своих учителей называют Моне, Писсарро, Дега.
Без названияНикола де Сталь
В современной живописи художники также пытаются создать свой особенный стиль. В 1950-е гг появился абстрактный импрессионизм. Живописец не ставит перед собой предметное изображение. Примеры такого стиля можно увидеть в работах Никола де Сталя, Уильяма Дюваль. Импрессионизм оказал большое влияние на развитие и восприятие живописи.