в

Как выбрать губную гармошку

Как подобрать губную гармошку

Речь пойдёт о диатонических гармониках системы Рихтера.
Во-первых, для начинающих важно правильно подобрать модель инструмента.
Абсолютно не обязательно сразу приобретать престижные модели гармоник, такие, к примеру как Cross Harp и Meisterklasse фирмы Hohner или Susuki Pro Master MR-350. Это, разумеется, высококачественные инструменты, но не нужно сразу облегчать себе жизнь, ведь вы не знаете на каких инструментах вы будете играть в последующем, так как у нас в государстве не всегда можно выбрать нужные вам модели гармоник.
Не стоит, так-же, расходовать деньги, благодаря тому, что в процессе постановки дыхания, звукоизвлечения, а еще освоения бэндов вы имеете очень высокие шансы сломать язычки, другими словами, задуть гармошку.
Я бы рекомендовал недорогие, но вполне профессиональные инструменты фирмы Hohner, неплохо бы серии MS

К примеру: Big River Harp или похожую ей Alabama Blues, или немного подороже Special 20 MS.

Эти гармошки имеют корпус выполнен из пластика.
Если у вас есть желание иметь инструмент с корпусом из дерева, попробуйте Marine Band MS.
Также комфортны для начинающих старые модели Hohner’а (говоря иначе Хенд-мейд), например Special 20 Marine Band или Golden Melody – более дорогостоящая, но довольно Интересная модель, имеющая отличную от других гармоник, форму корпуса.
Я бы не рекомендовал начинающим приобретать, ставшую уже традиционной, модель Hohner’а – Marine Band Хенд-мейд. Это идеальная очень старая модель, однако не очень простая для малоопытных исполнителей.

В особенности, вы скорее всего получите очень много проблем с её корпусом из дерева, так как нужно бережно обыгрывать эту гармонику.
Не гонитесь за дешевизной. Не нужно покупать совсем недорогие гармоники сборки из Китая.

Не нужно брать гармошки компании из Германии Seydel.
Я бы не советовал Hohner’овскую модель Silver Star, так как, после приобретения её ещё необходимо доводить до рабочего состояния.
Также вы можете попробовать модель Lee Oscar фирмы Tombo, однако её довольно тяжело приобрести у нас в государстве. Более того, стоит она чуть дороже Hohnera, хотя и резонно.
Другой этап – это конкретно приобретение гармоники.
Не стоит спешить приобретать гармонику в первом попавшемся магазине. Посоветуйтесь с людьми которые знают, если таковые у вас имеются или посетите различные магазины, чтобы расценки и ассортимент.

Хорошо, если вы возьмёте с собой в магазин специалиста.
Я бы рекомендовал приобретать гармонику тональности C-мажор. Она считается наиболее удобной для тех, кто начинает изучать приёмы игры на этом инструменте, так как расположено по середине нотного диапазона губных гармоник (не очень низкая, не такая высокая). Более того, большинство школ для гармоники написаны для гармоники этой тональности.

Губная гармошка с ALiExpress East Top Стоит ли брать? Обзор губной гармошки с алиэкспресс

Если не найдете гармонику тональности C-мажор, можете приобрести инструменты близких к ней тональностей.
Если в магазине вам позволят сыграть на гармонике, необходимо проверить все отверстия на вдохе и на выдохе (если сможете), а еще, если вы осилили технику бэндинга, необходимо проверить все бэнды.
Достаточно немаловажно проверить стройность аккордов. Необходимо проверить аккорд на 1-ом, 2-ом, 3-м и 4-м отверстиях на вдохе, взятых одновременно

Также, любые 3 или 4 отверстия на выдохе, взятые одновременно, должны составлять стройный аккорд (на гармонике С – до-мажорный аккорд).
Если вы сможете играть октавами, необходимо проверить октаву на 1-м и 4-м отверстиях на вдохе (взятых одновременно), 1-м и 4-м на выдохе, 2-м и 5-м на выдохе, и так дальше все октавы на выдохе.
Если в магазине не позволяют сыграть на гармонике, вам должны предъявить особенные меха. Продуйте ими все отверстия на вдох и на выдох, потом передвиньте кулису на мехах в положение аккорда и необходимо проверить стройность аккордов также, как вы проверяли бы их конкретно играя на гармонике (отмечено выше).
После приобретения, продуйте гармонику непосредственно в магазине. Если у вас есть сомнения, обратитесь к продавцу.

Он может сказать, что вы не способны играть. Возможно это и так, но все равно тщательно необходимо проверить ещё один раз на мехах.
Не бойтесь – вы тратите собственные деньги и приобретаете себе музыкальный инструмент.
Не забывайте сразу взять чек. Не выкидывайте его некоторое время.
Если гармоника вас устраивает, но немного не возводит – это не страшно. Её можно подстраивать.

Аккорды и приемы игры

Аккорды – это несколько нот, звучащих одновременно. На губной гармошке аккорды берутся за счет вдоха или выдоха не в одно отверстие, а сразу в несколько. При этом нужно учитывать, что игра только аккордами практически не используется.

Трель – это быстрое чередование двух духовых отверстий. Изначально трель появилась, как подражание птичьему пению. Для исполнения трели на гармонике нужно энергично перемещать инструмент между губами вправо-влево. При этом приеме можно двигать головой, главное, чтобы было четкое чередование двух звуков с одинаковым временным интервалом.

Глиссандо – это скольжение от ноты до ноты, часто на большом расстоянии друг от друга. Данный прием регулярно используется в джазовой музыке. Звучит глиссандо эффектно и исполняется достаточно просто: нужно выбрать ноту, с которой планируется начало и затем резким движением переместить инструмент вправо или влево.

Тремоло – еще один прием, схожий по своему звучанию с трелью, только в этот раз игра идет не с разными звуками, а с громкостью. Гармошка держится в левой руке за «заднюю» часть инструмента. Правая рука в это время максимально закрывает инструмент сверху, ладони рук должны быть прижаты друг к другу. При отклонении ладони правой руки назад происходит изменение звука.

Бенд – прием, с помощью которого можно повысить или понизить ноту. Прием трудный, если он не получается сразу – не стоит расстраиваться. Для изучения бенда нужно поэкспериментировать с углом струи воздуха, попадающего в отверстие инструмента. Обычная нота берется при условии, что поток направлен прямо. Бенд – это воздух, идущий по диагонали. 

Блокировка языком – наиболее сложная техника звукоизвлечения, поэтому приступать к ней лучше всего, когда вы сможете научиться играть на губной гармошке очень хорошо. Данный метод игры помогает быстро и точно перемещаться между отверстиями и гарантированно попадать в них, не задевая соседние. Суть техники tongue blocking заключается в том, чтобы закрыть языком два левых отверстия (если брать аккорд, то три). В результате получается звук, похожий на бульканье, как призвук

По-прежнему важно следить за чистотой каждого одиночного звука. 

И желаем успехов каждому, кто решит научиться играть на губной гармошке. Несмотря на простоту освоения, все же потребуется потратить некоторое время в самом начале пути, а уже дальше вы легко сможете овладеть этим небольшим духовым инструментом с красивым звучанием. 

Автор текста: Николай Емцев

Отредактировано: харпер Алекс Соловьев, артист Hohner

Рекомендуем: Интервью с Алексом Соловьевым

Техника игры на губной гармошке

Чтобы играть на губной гармонике, вам необходимо овладеть тремя основными техниками постановки языка и губ: свистом, u-образной блокировкой и блокировкой языком.

  • Самая простая из них – техника свиста, с нее обычно и начинают учиться, но она является ограничивающей. При такой технике игры необходимо сжать губы так, как вы это делаете при свисте, затем задержать губы на одном отверстии в гармошке и направить туда поток воздуха.

  • При технике U-блокировки нужно свернуть свой язык в букву U (трубочкой), когда левая и правая стороны языка блокируют крайние отверстия.

  • При блокировке языком необходимо использовать язык и губы. Это самая популярная техника, так как позволяет легко перестроиться с ноты на аккорд.

Музыкант должен держать гармонику именно так

Новичку занятия лучше начинать с медленной игры аккордами и придерживаться при этом диафрагмального дыхания. Затем можно переходить к мелодиям, которые лучше «снимать» на слух с записей профессионалов. Крайне полезным будет выучить несколько мелодий по нотам, играть под минусовку, записывать и прослушивать собственную игру. Выбирайте, учитесь, играйте, и у вас все обязательно получится!

Как научиться играть на губной гармошке: основные принципы и правила

Чтобы начать играть на гармонике, стоит придерживаться следующих рекомендаций:

Важно правильно выбрать инструмент. Для начинающего подойдет диатоническая гармоника с десятью отверстиями

Тональность до-мажор.
Необходимо использовать звукозаписывающее устройство (диктофон или видеокамеру), чтобы видеть свои результаты.
Учиться играть стоит перед зеркалом, чтобы оценивать правильность исполнения и движения.

Начинающему музыканту важно запастись терпением. Лучше заниматься не долго, но каждый день, чтобы не потерять навык

Правильное положение губной гармоники

Правильная постановка рук влияет на то, как звучит гармоника. Сначала требуется верно взять инструмент в руки. Цифры, которые написаны над отверстиями, должны быть расположены к музыканту. Тогда низкие ноты будут слева, а высокие — справа.

Первым делом правильно возьмите гармонику в руки.

Саму гармонику держат в левой руке между большим и указательным пальцем в горизонтальном положении. Указательный палец лежит на верхней части, а снизу инструмент поддерживается большим пальцем. Левый край гармоники нужно расположить впритык к мышечному краю между пальцами.

Правой рукой исполнитель также может выполнять разные приемы. Правая рука при выполнении определенного приема может располагаться либо сбоку, либо с тыльной стороны, откуда выходит выдуваемый воздух, чтобы воздействовать на его интенсивность. С помощью движения, смыкания или размыкания пальцев можно добиться разных эффектов звучания.

Инструкции для левшей будут полностью противоположны.

Новичку, прежде всего, стоит научиться верно дуть в мундштук гармоники и попадать в ноты.

Постановка губ и дыхания

Гармошка – инструмент, в котором звукоизвлечение происходит не только на выдохе, но и на вдохе. На одном и том же отверстии на вдохе и выдохе звуки имеют разную высоту.

Можно использовать специальный держатель для губной гармошки.

При игре на гармошке необходимо плотно обхватывать ее губами, а не просто прижимать ко рту

И очень важно для движения воздуха использовать диафрагму, а не щеки. Вам нужно именно дышать через гармонику, а не просто выдувать или всасывать воздух

Табулатура

Табулатура – это чередование цифр, которые означают номера звуковых отверстий гармошки, в которые необходимо последовательно дуть, чтобы получить мелодию.

Для губной гармоники выпускают свои табы.

Рядом с цифрой ставится знак, который обозначает, как необходимо извлекать ноту – на вдохе или выдохе. Для обозначения вдоха и выдоха могут использоваться следующие обозначения:

  • «+» – нота извлекается на выдохе, «-» – на вдохе;
  • вдох заключается в скобки, например: (4), а выдох просто обозначается цифрой: 4;
  • «↑» – выдох, «↓» – вдох.

Нет одного единственного правила по записи табов, так что можно встретить и другие вариации: цифры в кружке, черточки и т.д. Но, как правило, дополнительная отметка помечает именно вдох, а выдох отображается чистой цифрой. Ориентируйтесь на это, и сможете быстро прочитать любые табы.

Существует много видов гармоник по строю и числу отверстий, поэтому табулатура для разных моделей не совпадают. Стоит освоить нотную грамоту и создавать собственные простые мелодии.

Уровень начинающего музыканта: важный фактор

Если вы только начинающий музыкант, вам, вероятнее всего, понадобится губная гармошка, которая облегчит вам процесс изучения инструмента. Для этого лучше выбрать инструмент с мягкими и легкими клавишами, чтобы у вас была возможность научиться управлять звуками без особых усилий

Также стоит обратить внимание на размер инструмента: начинающим музыкантам часто удобнее играть на губных гармошках с более компактным размером

Если же вы уже имеете некоторый опыт игры на губной гармошке, то вам может потребоваться более профессиональный инструмент

В этом случае стоит обратить внимание на губные гармошки с более жесткими клавишами и возможностью регулировки тональности. Такие инструменты позволят вам контролировать звучание и достичь более высокого уровня игры

Не забывайте также, что выбор губной гармошки зависит от вида музыки, которую вы хотите играть. Разные виды губных гармошек имеют различное количество дырок и могут подходить для определенных музыкальных стилей

Поэтому рекомендуется обратить внимание на инструменты, которые применяются в жанрах музыки, которые вас интересуют

Независимо от вашего уровня игры на губной гармошке, важно помнить, что практика является ключевым фактором в развитии ваших навыков

Также стоит обратить внимание на качество инструмента, чтобы он служил вам долгое время и дарил удовольствие от игры

Особенности губных гармошек

Небольшой вес и компактный размер гармонического музыкального инструмента позволяют носить его с собой в кармане, рюкзаке или сумке. Индивидуальной особенностью и визитной карточкой инструмента является его исключительное звучание, поэтому гармошка часто используется для игры в ансамблях или в качестве сольного инструмента

По рекомендациям специалистов, при выборе лучшего инструмента следует акцентировать внимание на собственных предпочтениях и музыкальном стиле. Лучшие производители губных гармошек предлагают широкий выбор — от простых дешевых моделей для новичков до более дорогих профессиональных вариантов

Разновидности губных гармоник

Если вы решили освоить этот музыкальный инструмент, то вам необходимо определиться с тем, какую гармонику нужно приобрести. Существует несколько разновидностей, которые отличаются друг от друга. Чем? Давайте разбираться.

Диатоническая губная гармоника является самой популярной разновидностью данного инструмента, потому что на ней можно играть музыку практически в любом музыкальном стиле. Звук ее очень насыщенный и «густой».

Диатоническая гармоника

Гармоника этого типа имеет диатонический строй без полутонов. Для сравнения можете представить себе фортепиано, клавиатура которого имеет только белые клавиши. Таким образом, нужно овладеть определенными техниками, чтобы достойно играть на ней. Диатонические губные гармоники имеют диапазон от 1 до 4 октав. Именно такой инструмент лучше всего подходит для обучения и просто идеален для исполнения блюзовой музыки.

Хроматические губные гармоники, в отличие от диатонических, позволяют воспроизводить все 12 нот в октаве, включая полутона. То есть снова проводя аналогию с фортепиано, вы играете на всех клавишах – и черных, и белых.

Научиться играть на ней сложнее

Например, для игры сложных музыкальных произведений на хроматической гармонике важно иметь хороший навык игры на диатонической, музыкальное образование и уметь читать ноты с листа.. В хроматической гармонике предусмотрена возможность только сольного исполнения всех нот гаммы в пределах трех октав (включая полутона)

Именно возможность точного попадания в одиночные ноты сделала гармонику этого вида одним из любимых инструментов джазовых исполнителей.

В хроматической гармонике предусмотрена возможность только сольного исполнения всех нот гаммы в пределах трех октав (включая полутона). Именно возможность точного попадания в одиночные ноты сделала гармонику этого вида одним из любимых инструментов джазовых исполнителей.

Хроматические гармоники объединяют в одном корпусе две гармоники, переключение между которыми осуществляется использованием специальной кнопки, расположенной на одной из сторон инструмента. При вдувании воздуха в отверстия гармошки вы получаете чистые, полные ноты. Нажимая кнопку, вы перекрываете подачу воздуха на определенные каналы, включая полутона.

Блюзовая гармоника

Блюзовая губная гармоника обычно имеет десять отверстий, в каждое можно играть как на вдох, так и на выдох. На инструментах такого типа можно играть хроматически с помощью специальных приемов — передувов и бендов. 

Блюзовая гармоника

Тремоло-гармоника

Тремоло-гармоника имеет две звуковые пластины, звучащие одновременно, слегка расстроенные относительно друг друга, за счет этого создается тремоло-эффект. На каждую ноту приходится два язычка, в результате чего звук получается более насыщенным.

Тремоло-гармоника

Эта губная гармоника довольно проста, и на ней очень легко научиться играть практически любому даже с минимальными музыкальными способностями. Но нужно помнить, данный вид довольно ограничен в возможностях, что связано с недостающими нотами. На тремоло-гармонике можно играть простые детские мелодии, русские и украинские народные песни, другие композиции.Тремоло-гармоника позволяет интерпретировать мелодии более эмоционально, создавая полновесное звучание.

Октавная гармоника

Октавная гармоника является разновидностью диатонической и представляет собой две звуковые пластины, звучащие одновременно и настроенные точно в октаву относительно друг друга. Это придает большую громкость и иной тембр звука.

Басовая гармоника

В басовой гармонике каждое отверстие играет только на выдох, на каждую ноту приходится по две звуковые пластины, настроенные в октаву.

Басовая гармоника

Аккордовая гармоника состоит из двух подвижно закрепленных пластин, сдвоенные язычки которых настроены в октаву. Имеет ноты и на выдох, и на вдох, что позволяет использовать различные аккорды.

Как и где появился инструмент

Происхождение губной гармошки уходит далеко в прошлое. Ее создание приписывают Людвигу Бушману – немецкому часовщику, который изобрел ее в далеком 1821 году. Облик первого экземпляра значительно отличался от той гармоники, которую мы привыкли видеть сейчас. Детище Бушмана представляло собой металлическую пластину с расположенными на ней в ряд прорезями в количестве 15 штук, перекрытыми стальными язычками. Первое название нового инструмента было “Аура” и предполагалось как камертон, извлечение звука происходило только на выдохе.

Спустя 5 лет конструкция гармошки претерпела серьезную модернизацию благодаря чешскому мастеру Йозефу Рихтору. Ему удалось изобрести новую усовершенствованную модель. Другой образец 1826 года был выполнен из дерева хвойной породы – кедра, и состоял из 10 каналов с 20 язычками, что позволяло извлекать ноты уже с помощью вдоха и выдоха. Система Рихтера с применением диатонического звукоряда стала называться “Mundharmonika” или по-другому духовой орган.

Из-за своей популярности губная гармошка быстро теряла творческую независимость и начала путешествие по жанрам и континентам.

В конце XIX века состоялся ее дебют в кинематографе, а после этого в США были сделаны первые звукозаписи губной гармошки в стиле блюз и кантри.

В 1862 году предприниматель Маттиас Хонер помог появиться в Северной Америке новомодному инструменту, на котором было выгравировано его имя. Это был блистательный маркетинговый ход, благодаря которому фирма губных гармоник “Хонер” сохранилась до наших времен и пользуется большой популярностью, имея в ассортименте разнообразный выбор моделей.

Губная гармоника фирмы Hohner.

В 1879 году продажи губных гармоник достигли 700 штук ежегодно, а к концу столетия изготавливалось до 5 млн экземпляров инструмента. Америка от мала до велика начала увлекаться игрой на компактном язычковом инструменте, что поспособствовало к открытию музыкальной школы для обучения игре по классу гармоники в 30-е годы XX столетия. В 50-е годы набирает обороты направление рок-н-ролла, и губная гармошка становится неотъемлемой его частью.

Сейчас гармоника звучит повсюду, ее выбирают исполнители разных жанров: джаза, фолка, кантри, рока и, несомненно, блюза. Играющий на подобном инструменте называется харпером.

Выбор губной гармошки: факторы, которые следует учесть

При выборе губной гармошки для начинающих игроков, важно учесть несколько факторов. Качество и характер звука, удобство игры и конструкция инструмента могут существенно влиять на уровень комфорта и прогресс в освоении инструмента

Тип губной гармошки: На рынке представлены различные типы губных гармошек, такие как диатоническая, хроматическая и тремоло. Для начинающих игроков обычно рекомендуется начать с диатонической гармошки, так как она наиболее распространена и легче осваивается.

Ключ: Губные гармошки бывают разных клавишей. При выборе стоит определиться с ключом, который наиболее подходит для ваших музыкальных предпочтений и исполнительских возможностей. Наиболее распространенными являются гармошки в ключах C, G и A.

Качество звука: Характер звука губной гармошки зависит от материалов, из которых она изготовлена и от качества сборки
Изучите отзывы и обратите внимание на материалы, используемые в инструменте

Идеальная гармошка должна обеспечивать яркий, чистый звук без излишней вибрации или задержки звука.

Удобство игры: Важно обратить внимание на эргономику и удобство игры губной гармошки
Гармошка должна лежать удобно в руке, быть устойчивой и позволять легкое перемещение по клавишам. Кнопочные гармошки с полуметаллическим корпусом обычно считаются более комфортными и легкими в использовании.

Помните, что выбор губной гармошки — это индивидуальное предпочтение каждого музыканта, поэтому важно пробовать разные модели и найти ту, которая лучше всего соответствует вашим потребностям и игровым предпочтениям

Как выбрать?

Видов гармошки много, но при покупке стоит ориентироваться на личные предпочтения. Например, простую модель можно приобрести новичку, а более дорогостоящий вариант — профессионалу. Обычно, разница в цене зависит от герметичности корпуса и внутреннего наполнения.


Принципы выбора:

  • Необходимо определиться со стилем будущей игры и частотой использования;
  • Материал язычков (медь, сталь);
  • Тональность;
  • Форма накладок.

Также важен жанр музыки, в котором играет исполнитель. Новичкам рекомендуется инструмент с диатонической гармоникой. По уровню тона новичкам подойдет «до мажор» («C»), для блюза «ми и ля мажор» («E», «A»).

Внимание уделяется отзывам, производителю, виду инструмента, звучанию и материалу изготовления. В производстве гармошек применяют только высококачественные материалы, а детали подбирают и собирают конструкцию с предельной тщательностью

В производстве гармошек применяют только высококачественные материалы, а детали подбирают и собирают конструкцию с предельной тщательностью.

В бюджетных и более дешевых моделях частой проблемой является некачественно подогнанные язычки и деформированные деки.

При выборе первой губной гармошки новичку рекомендуется обратить внимание на пластиковую модель, которая просто чистится и не впитывает влагу

Лучшие модели губных гармоник для новичков и профессионалов

Ищите губные гармошки, как выбрать подходящий вариант и не знаете, на каком варианте остановиться? Есть достаточно много моделей, которые совмещают в себе высокое качество, низкую цену и превосходное звучание:

  1. Hohner Big River C – модель от надёжного производителя, сделанная из надёжного и крепкого пластика. Такая губная гармошка отличным образом подойдёт как для новичков, так и для опытных гармонистов. Чудесное звучание в сочетании с невысокой ценой является поводом для покупки такой модели.
  2. Suzuki HA-20 Bb– губная гармоника, являющаяся профессиональным инструментом. Такая модель подойдёт для любого человека, желающего играть на высококлассном инструменте с чистейшим звучанием. Модель, сделанная из латуни, весьма удобна при использовании.
  3. Suzuki HA-20 G – губная гармошка с множеством весомых преимуществ. Такой инструмент позволит ощутить и понять всю прелесть игры на нём. Даже самый неопытный новичок с такой гармоникой сможет научиться профессиональной игре. Получив оригинальную модель такого инструмента, вы обязательно останетесь довольными.

Совет. Прежде чем выбирать модель, определитесь с направлением, в котором вы хотите двигаться. Выбрав определённый стиль музыки, можно подобрать оптимальную модель губной гармоники.

Если вы решили всерьёз заняться игрой на таком инструменте, нельзя останавливаться на дешёвых моделях от сомнительных китайских производителей. Лучше сразу выбрать инструмент высокого качества, чтобы уже в процессе обучения формировалось привыкание к профессиональной губной гармонике.

Выбор производителя губной гармошки

Существует несколько высококлассных производителей, чья продукция в действительности удивляет своим качеством и чистотой звучания. Вот список лучших компаний, которые делают качественные губные гармошки:

Hohner – немецкий производитель высококлассного музыкального оборудования. Производя губные гармошки на протяжении долгих лет, появились уникальные модели с превосходными техническими характеристиками. Современные модели от производителя Hohner являются воплощением высочайшего качества

Все модели имеют приемлемую цену, что также очень важно.
Suzuki – компания, образовавшаяся в Японии, выпускает одни из лучших музыкальных инструментов. Губные гармошки от производителя всегда делаются из лучших материалов по новым, современным технологиям

Совершая покупку, можно быть уверенными, что бракованный инструмент точно не попадётся.
Фирма Yamaha широко известна во всём мире. Производство губных гармоник всегда осуществляется на высоком уровне. Получаемый инструмент всегда имеет непревзойдённое качество, соответствующее мировым стандартам. Цены на губные гармошки всегда приемлемые, что делает их доступными для всех желающих играть на качественном инструменте.

Все три производителя делают губные гармошки, пользоваться которыми могут как профессионалы для оттачивания навыков и особых стилей игры, так и новички, которые только начали карьеру гармониста.

Для начинающих лучше выбирать губные гармошки с маркировкой «С»

Виды инструмента

В зависимости от уровня подготовки и выбора музыкального жанра, губные гармошки подразделяются на несколько видов. Например, блюзу, року и кантри подстать диатоника. Джаз предпочитает хроматику. А вот народный танец не обойдётся без тремоло. И конечно, для аккомпанирования безусловно подойдет оркестровая гармоника. Рассмотрим по порядку, какая между ними разница:

  • Диатонический вид (или блюзовый). Стандартная разновидность губной гармошки, которая располагает исключительно чистыми нотами. Если взять в пример фортепиано – это белые клавиши. Идеально для тех, кто только начинает познавать азы игры на язычковом инструменте. Берет до 4 октав. Но ввиду отсутствия полутонов (черных клавишей) тяжело исполнять репертуар в разных жанрах.
  • Хроматический. Славится классическими нотами, в которых присутствуют полутона, то есть, весь звуковой строй. Посредством хроматической гармошки удается воспроизвести любую тональность благодаря заслонке, перекрывающей элемент отверстий. Смещение заслонки контролирует кнопка, расположенная в боковой части инструмента, за счет чего можно добиться повышения на полтона. Идеально подходит для джазовых и оркестровых композиций. Но данный тип тяжел в освоении без знания азов диатонической гармоники.
  • Оркестровый – самый редкий вид. От популярных видов инструмента значительно отличается басами, аккордами и размерами. Обладает двумя пластинами, двойные язычки которых сосредоточены в октаву. Подразделяется на басовый и аккордовый. Новичок вряд ли быстро осилит игру на таком виде гармошки.
  • Октавный. Схож с диатоническим видом, но звучание более богато за счет двойных отверстий. При этом одна октава слышится в разных диапазонах – бас и звенящий звук из верхнего регистра.
  • Тремоло. Двухъязычковая гармоника, на которой музыкант может разнообразить стандартные техники исполнения, заслоняя языком звуковые каналы. Получается сольный аккомпанемент, не требующий другого музыкального сопровождения, который звучит живо и эмоционально. Подходит для исполнения народных танцевальных мотивов: польки, джиги, мазурки и других мелодий в Шведских, Скандинавских, Кельтских и Американских традициях. Любой национальный танец под гармонику откликнется в сердцах народов всей Земли.

Разновидности губных гармоник.

Различия губных гармошек | Лучшие модели для начинающих

Губная гармошка – один из самых популярных духовых язычковых инструментов в мире. Компактная, легкая, на ней можно играть как сольно, так и в ансамбле, она дарит радость многим людям по всему свету. Уходя корнями в Китай, где был изобретен первый прототип духового органа, в Европе первая гармоника была изобретена часовым мастером Христианом Бушманом в 1821 г.

Разновидности губных гармошек: Существует множество видов губных гармошек, в разных тональностях, но самые популярные из них это: диатонические и хроматические в до-мажоре.

  • Диатоническая – у этой губной гармошки доступны только ноты диатонической гаммы. Несмотря на то что, такая гармошка имеет ограниченный звукоряд, с помощью различных приемов (бендов) можно извлекать ноты, которые изначально не были заложены в строй губной гармошки. Овладев, этой техникой можно плавно научиться понижать ноты, что очень характерно для стиля блюз. Диатонические губные гармошки очень популярны среди новичков, так как их корпус в основном выполнен из пластика, они стоят относительно недорого и просты в эксплуатации.
  • Хроматическая – эта гармошка обладает специальным механизмом (слайдером), который и позволяет брать полутона. Таким образом, на ней можно извлекать все ноты из хроматического звукоряда. Эти губные гармошки отличаются большими размерами, а количество отверстий достигает от 10 до 16. Корпус бывает выполнен из пластика, или дерева. Чаще всего используются в таких стилях как джаз, блюз, классика.
  • Тремоло и октавная – эти губные гармошки, как правило, имеют расширенный диапазон нот, и двойной ряд отверстий. У тремоло, один из язычков настроен чуть выше второго, это и создает эффект тремоло, звук более полный, а окраска становится слегка “расстроенной”. У октавной же гармошки язычки настраиваются на одну и тоже ноту, но с интервалом в одну октаву, что придает инструменту эффект звучания двух губных гармошек одновременно.Используются для традиционных фольклорных мелодий: польки, шотландских мелодий, вальса и др.
  • Минорные и мажорные – как правило, любая губная гармошка имеет свою определенную тональность. Это не всегда удобно, были придуманы двухсторонние гармошки. Конструкция этих моделей, такова, что отверстия расположены слева и справа, и музыкант, поменяв сторону, может играть в другой тональности. Максимальное число может достигать шести вариантов.

Были рассмотрены конструкции наиболее популярных моделей использующихся на сегодняшний момент.

Советы и уход: начинающим харперам (исполнителям на губной гармошке), подойдет диатоническая губная гармошка в C-до мажоре. Эта тональность наиболее удобна для изучения произведений, так как большинство самоучителей написано под эту тональность. Гармошка должна быть с пластиковым корпусом, он не разбухает как дерево, его не нужно пропитывать воском и он не пропускает звук. Если же вы решитесь на деревянный корпус, стоит рассмотреть губную гармошку Marin Band Crossover,ее резонатор выполнен из бамбука, и в отличие от груши оно не разбухает со временем. Обычно платы крепятся винтами к крышкам и со временем их можно разбирать и аккуратно чистить язычки от пыли и грязи. Покупая детскую или дешевую гармошку, вы обрекаете свои легкие на не легкий труд с этими “тугими” инструментами.

Фирмы и модели: Наиболее популярным производителем губных гармошек во всем мире является фирма HOHNER. Наименее популярные Suzuki,Seydel.

Популярные модели:

igrazvuka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Шампиньон.

Различия бледной поганки и шампиньона