Смысл и значение Таинства Священства
Все таинства бесспорно важны, но каждое из них обращено к отдельному человеку и направлено на спасение его души. В крещении или венчании, соборовании или покаянии даруется некий благодатнейший дар для какой-то отдельной личности.
Целью Таинства Священства не является освящение данного конкретного человека, а посвящение его для служения Церкви, для помощи иным душам. Любое Таинство осуществляется Церковью, церковной полнотой. В отличие от других Таинств, Таинство Священства – это значимое общецерковное дело.
Наряду с другими таинствами, у Таинства Священства есть две стороны: внешняя и внутренняя.
Внешняя сторона предполагает возложение рук архиерея на главу возводимого в духовное звание и призывание Святого Духа.
Внутренняя сторона представляет собой некую благодать священства, которая дарует выбранному духовную силу и власть для учения, священнодействия, управления паствой.
Хиротонию совершают по соборной молитве Церкви, посему она совершается в алтаре во время Литургии. Литургия являет собой высшее выражение церковной соборности, единение верующих в совместном молитвенном взывании к Богу.
Каждый момент этого Таинства значителен и страшен:
- посвящение в первые степени священства – чтеца, иподиакона и диакона;
- первый проход сквозь Царские врата, которые являются своеобразной огненной границей;
- обход кругом Престола, сопровождающийся чтением венчальных стихир;
- первое прикосновение к Престолу;
- преклонение колен и чувство тяжести парчового омофора на главе и благословляющей десницы архиерея;
- слово архиерея, произнесенное на ухо выдвиженцу: «возведи очи твои на небо и проси Бога о прощении твоих грехов и о даровании тебе непорочного священства» – вероятнее всего вызывают самый большой страх.
Священство являет собой особое призвание, благодатнейшую жизнь и благодатное служение. Без священнослужителя не представляется возможным совершение литургии либо иных таинств, а без народа Божьего невозможно служение, ведь оно осуществляется всей полнотой Церкви.
Происхождение священства в Православии
В ветхозаветные времена священники (по-гречески «иерей» — это в дословном переводе «жрец») приносили жертвы Богу в Иерусалимском храме. Священство в иудаизме появилось после выхода израильского народа из египетского рабства. На горе Синай Бог дал через Моисея Десять заповедей и законы, которые определяли религиозную и гражданскую жизнь народа. По Синайскому законодательству священство принадлежало только колену Левия. Причем священниками могли быть только потомки семейства Аарона, которого Господь первым поставил на служение (Исход, 29:29).
Православный священник готовится к Таинству Крещения
Также священниками назывались языческие жрецы, которые приносили кровавые жертвы. В Новом Завете Великим иереем назван Иисус Христос: Он одновременно является Жертвой и Приносящим жертву. В христианстве прекращено ветхозаветное служение священников, так как Ветхий Завет исполнен и завершен. Священники в иудаизме нужны были для приношения жертв умилостивления Бога за грехи. Иисус стал «Агнцем, закланным от создания мира» (Откровение Иоанна Богослова, 13:8). Он стал Жертвой умилостивления для искупления человека. Поэтому потребность как таковых ветхозаветных священниках закончилась.
Как писал апостол Павел в Послании к Евреям (10:4):
В Священном Писании неоднократно встречаются упоминания о различных степенях иерархического служения. В частности, о епископах, прямых наследниках и продолжателях апостольского служения (Деяния апостолов, 1:20, 20, 28; 1 Послание Павла к Тимофею, 5:22). О пресвитерах, имеющих обязанности возвещения Слова и соработничество апостолам (Деяния апостолов, 20:17; 1 Послание апостола Павла к Тимофею, 4:14; Послание апостола Павла к Титу, 1:5). И о диаконах, у которых функции вспомоществования на евхаристических собраниях и в социальном служении (Деяния апостолов, 5:6).
Церковная иерархия
Само понятие «иерархия» в Церкви имеет два значения:
- Небеса. Иерархическая лестница небесных сил, ангельские чины.
- Экклезиастическая. Святой мученик Дионисий Ареопагит назвал его продолжением неба. Принадлежащие к ней священники делятся на три чина и передают Божью благодать чадам Церкви через богослужение.
Иерархия в православной церкви
Иерархия имеет степени, но в более широком смысле ее также можно считать духовенством. Каждая степень охватывает определенный духовный орден, который имеет свои особенности. Эта иерархия более наглядно представлена в таблице ниже, в которой ранги расположены в порядке возрастания, причем третий ранг является самым высоким:
Иерархические ранги | Белое духовенство (женатое или безбрачное) | Черное духовенство (монашество) |
III Епископат (епископы) | Патриарх | |
столичный | ||
архиепископ | ||
епископ | ||
II Пресвитериум (иерархия) | протопресвитер | архимандрит |
протоиерей | аббат | |
священник | иеромонах | |
I диаконат | (пресвитер, священник) | |
архидиакон | архидиакон | |
дьякон | Иеродиакон |
В рамках иерархии звания присваиваются в зависимости от послушания, административных полномочий, заслуг или срока службы.
Причт церковный
Этот термин происходит от славянского слова «сочинять», глагола «считать», означающего считать. Оно имеет два значения:
- Узкое значение этого слова относится к собранию всех низших служителей церкви, которые не принадлежат к трем уровням священнической иерархии.
- Широкое значение относится к собранию всех частей церкви: как священников, так и викариев, которые вместе составляют штат храма.
Призываются аколиты:
- псалмопевцы;
- носильщики;
- создатели свечей;
- певцы.
Иерархия возводится через таинство священства.
До русской революции 1917 года штат причта был укомплектован, утвержден правящим архиереем и консисторией и находился в зависимости от прихода:
- Приход численностью до 700 человек. Приход состоял из священника и прихожан.
- Приход более 700 душ:- священник, дьякон, прихожане.
- Большие приходы в крупных городах с большим количеством прихожан: несколько священников, дьяконов и пономарей.
Чтобы создать новый приход или изменить существующий, архиепископ должен был получить одобрение синода.
Важно знать о различиях в рангах духовенства и различать их
Клир
С греческого языка это слово переводится как «вечеринка». Это означает, что духовенство не просто занимает свои должности, но избирается по жребию, подобно тому, как апостолы избрали Матфея по жребию.
В ветхозаветные времена духовенство состояло из первосвященников, священников и левитов. Большое значение имело происхождение человека. Например, только потомки Аарона могли быть первосвященниками. В Новом Завете критерий происхождения и национальности был упразднен. Духовенство состоит из рукоположенных и светских священнослужителей.
Первая ступень иерархии священнослужителей
Самой низкой ступенью духовной иерархии является диаконат. Сюда могут входить представители как белого, так и черного духовенства. В зависимости от этого меняется название министерства. В обязанности дьякона входит чтение Писания, чтение ектений и порицание.
Согласно уставу, дьяконы являются помощниками священников. Они не уполномочены самостоятельно проводить богослужения. Кроме того, им не разрешается надевать литургические облачения без благословения. Это чисто вспомогательная должность. Все службы могут проходить без дьяконов. Это распространено в деревнях, где приходов мало, как и духовенства.
Вторая ступень иерархии священнослужителей
Это относится и к священникам, белым или черным священнослужителям. Будучи рукоположенными и получив Божественную благодать, они имеют право служить Божественную литургию, совершать таинства и все богослужения. Иерархи не имеют права совершать таинство священства, то есть рукополагать священников, освящать христу и антиминс. Это могут делать только епископы, представители третьего уровня иерархии.
Хотя наличие диакона в приходе не является обязательным, без священника невозможно проводить какие-либо службы и совершать таинства. Во времена репрессий, когда Церковь преследовали, а священников, епископов и верующих отправляли в лагеря или расстреливали, безбожные советские власти называли их «церковниками». Уцелевшие церкви долгое время оставались пустыми. Даже если миряне собирались для молитвы, это не могло заменить литургию, право на которую имел только священник.
Новозаветное священство
Новозаветное священство установлено непосредственно Господом Иисусом Христом во время избрания 12 апостолов: «Не вы Меня избрали, но Я избрал вас». Далее он отбирает 70 апостолов и дает им власть изгонять духов нечистых, совершать чудеса, исцелять больных, учить об истине Божьей.
Наконец, по своем Воскресении Христос является Своим ученикам и говорит:
Тем самым Господь дает апостолам особую благодать Святого Духа.
Во время Пятидесятницы и схождения Святого Духа благодать сошла на апостолов в полноте. Тогда только они делаются апостолами в полном понимании этого слова, и здесь начинается их благодатное и таинственное служение.
Что такое царственное священство
Обращаясь к верующим, апостол Петр подчеркивал:
Все без исключения христиане после совершения крещения обретают особенный дар Святаго Духа, дающий благодатнейшее возрождение и делающий их «родом избранным, царственным священством», священниками в этом мире.
О священниках и священстве на «Правмире»:
- Зачем нужны священники?
- О священниках|Ответы священников на вопросы
- Как стать священником, или правило парашюта
- Мифы о священниках
- Архиепископ Егорьевский Марк: Разумный священник не станет ездить на Лексусе!
- От чего устает священник
- Священники тоже люди
- Работать ли священнику на светской работе, чтобы не зависеть от прихода?
- Священники и монахи — ветераны Великой Отечественной войны
- Брак священника, или Битва за кольцо
- Исповедь тюремного священника
- Ответ священника философу
- Священник, старец, духовник…
- Дневник сельского священника
- Священник должен поддерживать высокий уровень публичной риторики
- Друг-священник: почему бы и нет?
- Каково быть «бывшим» священником?
- Священник цинично шутит, заболел или выпивает. Что это с ним?
- Протоиерей Олег Тэор: Священник нужен в армии как отец
- Священники большого города. Отец Антоний Лакирев
- Исповедь плохого священника
Церковная иерархия духовных санов
Священство Церкви имеет свое основание в Ветхом Завете. Они являются восходящими и не могут быть опущены, т.е. епископ должен быть сначала диаконом, а затем священником. Все степени священства рукополагаются (иначе называемые хиротонией) епископом.
Дьякон
Дьяконы считаются низшей степенью священства. Через рукоположение он получает благодать участвовать в литургии и других богослужениях. Диакон не может совершать таинства и богослужения в одиночку; он является лишь помощником священника. Тем, кто хорошо служит в течение длительного периода времени в сане дьякона, присваивается сан:
- белое священство — протодиаконы,
- черное священство — архидиаконы, которые обычно сопровождают епископа.
Часто в бедных сельских приходах нет диакона, и его функции выполняет священник. Архиепископ также может исполнять обязанности диакона, если это необходимо.
Священник
Человек, выполняющий функции священника, также называется пресвитером, священнослужителем или в монашестве — священником. Священник совершает все таинства Церкви, за исключением хиротонии (рукоположения), елеосвящения (которое совершает патриарх; святое крещение необходимо для полноты таинства крещения для каждого человека) и антиминса (плащаница с зашитой в нее частицей святых мощей, которая кладется на алтарь каждой церкви). Священник, отвечающий за жизнь прихода, называется настоятелем, а его подчиненные, мирские священники, называются обычным духовенством. В сельской местности или городе настоятель обычно является священником, а в городе — первосвященником.
Настоятели церквей и монастырей подчиняются непосредственно епископу.
Звание первосвященника обычно является наградой за выслугу лет и хорошую службу. Иеромонаху обычно присваивается звание настоятеля. Звание аббата также часто присваивается настоятелю монастыря (аббату-священнику). Настоятель лавры (большого древнего монастыря, которых в мире немного) получает сан архимандрита. Чаще всего за этим званием следует звание епископа.
Иерархи: епископы, архиепископы, митрополиты, патриархи.
- Иерарх, в переводе с греческого, — начальник иерархов. Они совершают все таинства без исключения. Иерархи рукополагают людей в диаконы и священники, но только патриарх может рукоположить епископа, а также нескольких епископов.
- Епископы, которые отличились в служении и служат долгое время, называются архиепископами. Митрополиты также повышаются в звании за еще большие заслуги. Они имеют более высокий ранг благодаря своей работе для Церкви. Кроме того, только митрополиты могут управлять митрополиями, то есть крупными епархиями, включающими в себя несколько более мелких. Можно провести аналогию: епархия — это регион, мегаполис — это город с областью (Санкт-Петербург и Ленинградская область) или целый федеральный округ.
- Часто в помощь митрополиту или архиепископу назначаются другие епископы, называемые для краткости викариями или викариями.
- Высшее духовное звание в православной церкви — патриарх. Этот сан избирается Собором епископов (собрание епископов всей региональной церкви). Чаще всего он председательствует в церкви вместе со Священным Синодом (Кинодом, в разных транскрипциях, в разных церквях). Должность Предстоятеля (главы) Церкви является пожизненной, но в случае серьезного проступка Суд епископов может отстранить Патриарха от должности. Патриарх также может быть отправлен в отставку по просьбе в связи с болезнью или старостью. Locum Tenens (временный глава Церкви) назначается до созыва Собора епископов
Почему так важна иерархия в православии?
Иерархия — одна из основных характеристик православной церкви. Каждый священник занимает определенное место в иерархической структуре церкви, отражающей Божественный порядок и гармонию
Важность иерархии в православии проявляется в нескольких аспектах
Порядок богослужений и таинств.
Иерархические отношения между священниками определяют порядок проведения богослужений и совершения таинств. Каждый священнослужитель выполняет свои обязанности в соответствии с своим духовным званием и статусом. Так формируется единое богослужебное пространство и соблюдается санкционированный канонами порядок совершения таинств.
Процесс передачи духовной силы и освящения.
Иерархическая структура церкви играет важную роль в передаче духовной силы и освящения. Высшие священные чины передаются от более старшего иерарха к младшему через особые церемонии, называемые хиротониями. Поэтому иерархия обеспечивает связь между священниками и гарантирует подлинность их духовной силы и проповеди.
Сохранение единства церкви.
Иерархия является важным фактором, обеспечивающим единство церкви. Каждый священник подчиняется более высокому иерарху, а каждый иерарх — Патриарху или Архиерею. Такая вертикальная организация помогает сохранять догматическую и богословскую единство церкви и предотвращает разделение и расколы.
Необходимость исполнения духовных и светских обязанностей.
В православии священники не только освящают таинства, но и выполняют многочисленные духовные и светские обязанности, связанные с руководством приходами, пастырской заботой о прихожанах, образованием, миссионерством и другими аспектами церковной жизни. Четкая иерархическая структура помогает определить и распределить обязанности каждого священника и эффективно управлять церковным сообществом.
Иерархия в православии имеет глубокие основания и играет значимую роль в духовной и организационной жизни церкви. Она обеспечивает порядок и единство, гарантирует передачу духовной силы и помогает священникам выполнять свои сантовские обязанности.
Церковные саны православной церкви
Все перечисленные выше служители церкви не являются церковнослужителями. Это простые мирные люди, которые желают приблизиться к церкви и Господу Богу. На свои должности они принимаются только по благословению батюшки. Рассматривать церковные саны православной церквиначнем с самого низшего.
Положение диакона остается неизменным с древних времен. Он так же, как и раньше, должен помогать в богослужении, но ему запрещено самостоятельно совершать церковную службу и представлять Церковь в обществе. Его главная обязанность – чтение Евангелия. В настоящее время необходимость в услугах диакона отпадает, поэтому их число в церквях неуклонно снижается.
Это самый главный дьякон при соборе или церкви. Раньше этот сан получал протодиакон, который отличался особым рвением к службе. Чтобы определить, что перед вами протодиакон, стоит посмотреть на его облачение. Если на нем надет орарь со словами «Свят! Свят! Свят», значит перед вами именно он. Но в настоящее время этот сан дается только после того, как диакон отслужил в церкви не менее 15–20 лет.
Именно эти люди имеют красивый певческий голос, знают многие псалмы, молитвы, поют на разных церковных богослужениях.
Это слово пришло к нам из греческого языка и в переводе означает «жрец». В православной церкви это наименьший сан священника. Епископ наделяет его следующими полномочиями:
- совершать богослужения и другие таинства;
- нести учение людям;
- проводить причащение.
Иерею запрещено освящать антиминсы и проводить таинство рукоположения священства. Вместо клобука его голова покрыта камилавкой.
Этот сан дается в награду за какие-то заслуги. Протоиерей является самым главным среди иереев и по совместительству настоятелем храма. Во время свершения таинств протоиереи надевают ризу и епитрахиль. В одном богослужебном заведении могут служить сразу несколько протоиереев.
Этот сан дается только патриархом Московским и всея Руси в награду за самые добрые и полезные дела, которые совершил человек в пользу Русской православной церкви. Это высший сан в белом духовенстве. Заслужить чин выше уже не получится, так как далее идут чины, которым запрещено создавать семью.
Тем не менее многие, чтобы получить повышение, бросают мирскую жизнь, семью, детей и навсегда уходят в монашескую жизнь. В таких семьях супруга чаще всего поддерживает мужа и так же отправляется в монастырь, чтобы принять монашеский обет.
Иерархия Русской православной церкви
Чем белое духовенство отличается от чёрного?
В Русской православной церкви существует определённая церковная иерархия и структура. Прежде всего, духовенство делится на две категории — белое и чёрное. Чем они отличаются друг от друга? К белому духовенству относятся женатые священнослужители, не дававшие монашеских обетов. Им разрешено иметь семью и детей.
Когда же говорят о чёрном духовенстве, имеют в виду монахов, рукоположенных в священный сан. Они посвящают всю свою жизнь служению Господу и дают три монашеских обета — целомудрия, послушания и нестяжания (добровольной нищеты).
Человек, который собирается принять духовный сан, ещё до рукоположения обязать сделать выбор — жениться или стать монахом. После рукоположения жениться священнику уже нельзя. Священники, которые не вступили в брак до принятия сана, иногда вместо пострига в монахи выбирают целибат — дают обет безбрачия.
Церковная иерархия
В православии существует три степени священства. На первой ступени находятся диаконы. Они помогают проводить богослужения и обряды в храмах, но сами не могут вести службы и совершать таинства. Служители церкви, относящиеся к белому духовенству, называются просто диаконами, а рукоположенные в этот сан монахи — иеродиаконами.
Среди диаконов наиболее достойные могут получить чин протодиакона, а среди иеродиаконов старшими являются архидиаконы. Особое место в этой иерархии занимает патриарший архидиакон, служащий при патриархе. Он принадлежит к белому духовенству, а не к чёрному, как другие архидиаконы.
Вторая степень священства — это священники. Они могут самостоятельно вести службы, а также совершать большинство таинств, кроме таинства рукоположения в священный сан. Если священник относится к белому духовенству, его называют иереем или пресвитером, а если он принадлежит к чёрному духовенству — иеромонахом.
Иерей может быть возведён в чин протоиерея, т. е. старшего иерея, а иеромонах — в чин игумена. Нередко протоиереи являются настоятелями храмов, а игумены — настоятелями монастырей.
Высшее иерейское звание для белого духовенства, звание протопресвитера, присваивается священникам за особые заслуги. Этому чину соответствует чин архимандрита в чёрном духовенстве.
Священники, относящиеся к третьей и высшей степени священства, называются архиереями. Они имеют право совершать все таинства, в том числе таинство рукоположения в сан других священников. Архиереи управляют церковной жизнью и руководят епархиями. Они делятся на епископов, архиепископов, митрополитов.
Стать архиереем может только священнослужитель, принадлежащий к чёрному духовенству. Священник, который был женат, может быть возведён в сан епископа, только если примет монашество. Он может сделать это в том случае, если его супруга скончалась или тоже постриглась в монахини в другой епархии.
Возглавляет поместную церковь патриарх. Главой Русской православной церкви является патриарх Кирилл. Помимо Московского патриархата, в мире существуют и другие православные патриархаты — Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский, Грузинский, Сербский, Румынский и Болгарский.
Ступени на пути к вершине церковной иерархии Детали
В православии священный сан могут иметь только мужчины. Духовенство составляет три степени священства: диакон, священник (иерей) и епископ (архиерей). Духовенство делится на белое (диаконы и священники, которые должны быть женаты) и черное (монахи, давшие обет безбрачия). Архиереем может стать только представитель черного духовенства
Интерес к христианству в современном обществе растет с высокой скоростью. Уже не найти некрещеных младенцев, многие пары венчаются в церкви, люди ходят на службы и к причастию. Поэтому часто возникает вопрос о служителях церкви, например, в чем разница между протоиереем и иереем, кто из них старше по чину, есть ли сходство между этими должностями священнослужителей.
Священники
Это еще одна степень священства, название которой происходит от греческих слов, означающих «старейшина», «руководитель общины». Среди них выделяют черное и белое духовенство.
Белое духовенство
Те, кто принадлежит к белому духовенству, имеют звания:
- Протопресвитер — это звание присваивается для видимого признания заслуг одного из священнослужителей за многолетнюю добросовестную службу или особо отличившихся.
- Протоиерей — с греческого это слово переводится как «первый священник».
Черное духовенство
Члены черного духовенства имеют титулы:
- Архимандрит — в современной практике является главой значительного или крупного монастыря. В раннехристианские времена так называли человека, возглавлявшего одновременно несколько монастырей, например, в целой метрополии. В некоторых ситуациях в качестве награды священнослужитель становился архимандритом. В случае белого духовенства этот титул соответствует титулу протопресвитера, а также протоиерея.
- Аббат — В переводе с греческого этот титул означает «лидер». Считается непосредственным руководителем монахов, в древние времена и сегодня настоятель монастыря. В некоторых поместных православных церквях этот титул используется как своего рода иерархическое различие. Эта практика была окончательно отменена в РПЦ в 2011 году.
- Иеромонах — иерархия монахов.