в

Что составляет духовный мир человека?

Духовный мир атеиста

Если человек не верит в Бога, это не значит, что он не духовен. Все зависит от конкретного человека. На самом деле, многие атеисты оказываются более искренними, честными и добрыми людьми, чем другие верующие.

Для атеиста основные человеческие ценности выходят на первый план в его духовном мире. Любовь, доброта, сострадание, искренность, забота — даже без веры в Бога эти качества очень важны. Забыть их невозможно; мы не можем их избежать. Кроме того, существуют такие важные ценности, как стремление к знаниям, желание исследовать тайны окружающего нас мира.

Мы не должны забывать об одном из самых важных духовных качеств человека — сознании. Люди, живущие по совести, никогда не делают ничего нечестного, постыдного или несправедливого.

Что нам сказал поэт…

Есть замечательная цитата персидского поэта ХV века Атааллах Аррани о связи индивидуального сознания и духовной сферы в целом:

Автор говорит о том, что любому человеку важно оставить свой след в духовной жизни мира, ведь только благодаря этому можно навечно остаться в сердцах людей. Помните, что выделяется общественное и индивидуальное сознания, которые взаимосвязаны между собой и влияют друг на друга, они не могут существовать обособленно: один вид будет всегда влиять на другой

Старайтесь всегда помнить об этом и кто знает, может быть и вы сможете оставить след в общественном сознании всего человечества в целом!

ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ

  1. Что такое личность?

Личность — совокупность качеств человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе, в деятельности и общении с другими людьми.

  1. Что даёт человеку познание самого себя?

Осознавая свои способности, качества своей личности, человек стремится что- то изменить в своих отношениях с окружающими.

  1. Какое значение имеет самообразование?

Самообразование помогает сформировать мировоззрение, а в дальнейшем и личность человека, помогает лучше воспринимать окружающий мир, вступать в контакт с людьми, общаться.

  1. Почему не теряет смысл поговорка «Век живи — век учись»?

Эта пословица не теряет свой смысл и в наше время, потому что она очень актуальна и в наши дни. Мы постоянно в нашей жизни чему-то учимся, поэтому, как говориться без труда не выловишь и рыбки из пруда. Я считаю, что если человек не будет ушиться, то пойдет регресс, в человеке. Если человек не будет развиваться, у нас в стране начнется полное отупение молодежи.

  1. Как найти дело по душе?

Найти себя и правильно определить свое место в жизни помогут размышления над вопросом: «В какой области деятельности я смогу полнее раскрыть себя?»

  1. Зачем человеку нужна цель в жизни? Почему плохо жить без цели?

Для своей цели каждый человек делает что-то, делает шаги навстречу к достижению это цели. Без цели плохо жить, ведь именно из-за этого человек становится ленивым, нудным, неинтересным и, просто напросто, одиноким.

  1. Почему считают, что только человек может заниматься деятельностью?

Если сравнивать человека и животного, то конечно животное не имеет способности делать орудие труда. Только человек способен мыслить, анализировать свои действия. Даже если и приучить животного к какому-либо виду деятельности, то это будет неосознанно, так как это всего лишь рефлекс на запомнившийся звук хозяина.

  1. Какие виды деятельности ты знаешь?

Основным видом деятельности называют: труд, игру, учение, общение потому’, что все это мы делаем каждый день.

  1. Какие потребности есть у человека? Чем они отличаются от потребностей животных?

Биологические, социальные, духовные потребности. А у животных есть только инстинкты, например, охотиться, питаться, пить; они не нуждаются в одежде, телевизоре, компьютере и т.п.

  1. Что составляет духовный мир человека?

Духовный мир — это внутренний мир человека, мир его мыслей и чувств.

  1. Какие высшие чувства могут быть у человека?

К ним относятся нравственные (чувство долга, справедливости, возмущения бесчестным поступком, любовь к труду), эстетические (чувство наслаждения, радости от общения с прекрасным — природой, произведение искусства) и интеллектуальные чувства (переживания, связанные с познанием окружающего мира).

  1. Из каких слагаемых состоит успех в жизни?

Для жизненного успеха важны понимание и помощь окружающих, близких людей, друзей.

← Предыдущее

Примеры духовного мира человека

В истории было немало людей, которые являются для человечества примерами настоящей духовности. При этом в разных традициях и культурах существуют свои представления о том, каким должен быть высокодуховный человек.

Тем не менее, есть ряд универсальных качеств, которыми обычно наделяют высокодуховного человека, независимо от национальной и этнокультурной принадлежности. Это такие качества личности, как:

  • осознанность;
  • тяга к саморазвитию;
  • сострадание;
  • самодисциплина;
  • мудрость.

Высшими духовно-нравственными ориентирами для человечества служат легендарные основатели религиозных и этических учений: Иисус Христос, Гаутама Будда, Конфуций, Лао-Цзы и другие.

В каждой религиозной традиции выработано представление о великих духовных учителях, сподвижниках, святых.

Многие люди стремятся к духовности, преодолевая внутренние сомнения, тревоги и страхи. Они формируют свою личность путем непрерывного саморазвития.

Следовать высоким нравственным идеалам трудно, но каждому человеку следует стремиться развивать себя в духовной области. Простое удовлетворение своих потребностей низводит человека на уровень биологического существа.

Духовный мир можно развивать разными способами:

  1. Практиковать гуманное отношение к окружающим.
  2. Бережно относиться к природе.
  3. Не только брать от мира, но и отдавать ему (волонтерство, благотворительность, разные виды помощи другим).
  4. Развивать чувство эмпатии — умение прочувствовать чужие переживания как свои.
  5. Читать духовную, философскую, религиозную литературу.
  6. Заниматься самопознанием.
  7. Практиковать чувство благодарности.
  8. Работать над преодолением таких негативных черт, как жадность, зависть, раздражение, гнев, обида.

Иногда случается, что в своей жажде самосовершенствования неопытный человек попадает в руки обманщиков или даже становится жертвой деструктивной секты. Особенностью псевдодуховных обществ является то, что их лидеры преследуют свои корыстные интересы. Они стремятся к получению власти, славы, материальных и иных выгод, а не заинтересованы по-настоящему в духовном развитии членов общества.

В поиске моральных авторитетов люди часто пытаются возводить на пьедестал разных исторических личностей, но не все из них этого достойны. По-настоящему высокодуховными можно назвать людей, которые в первую очередь были строги по отношению к самим себе. Они были трудолюбивы и скромны, относились к другим людям с любовью и состраданием, прилагали большие усилия, чтобы сделать наш мир добрее и справедливее.

В классе и дома

Задание 1

Первым музеем нашей страны была знаменитая Кунсткамера в Санкт-Петербурге. В первое время работы музея всем посетителям по приказу Петра I раздавали бесплатное угощение. Как ты думаешь, почему царь издал такой приказ?

Ответ:

Петр I раздавал бесплатное угощение в Кунсткамере, для того чтобы больше людей посещали музей и тем самым культурно просвещались.

Задание 2

М.Ю. Лермонтов написал в своём стихотворении: «И скучно, и грустно, и некому руку подать…» О какой неудовлетворённой потребности человека идёт речь?

Ответ:

В стихотворении М.Ю. Лермонтова не удовлетворена самая важнейшая потребность человека — потребность в общении.

Задание 3

Почему Крез был разочарован этим ответом? Подумай, что больше всего ценили в жизни греки. Как это характеризует их потребности?

Ответ:

Крез был разочарован, потому что считал, что он самый счастливый человек на земле и думал, что так считают все.

Греки больше всего ценили спокойную жизнь. Они удовлетворяли все жизненно важные потребности и не гонялись за чем-то большим.

Задание 4

При раскопках дворца одного из фараонов Древнего Египта археологи обнаружили богато украшенное помещение со странной надписью у входа: «Аптека души».

Как ты думаешь, что скрывалось за этой дверью? Объясни такое название. Что ты поместил бы в такой «аптеке»?

Ответ:

Я думаю, что в «Аптеке души» скрывались книги.

Сейчас это место называют библиотекой. Из книг мы берём знания и опыт, а это духовные потребности человека. Именно поэтому библиотеку называют «Аптекой души».

Я бы в такую «аптеку» поместил учебники, энциклопедии и произведения известных авторов по всему миру.

Задание 5

О ком из известных людей вашего времени ты мог бы сказать, что у него богатый внутренний духовный мир? Почему?

Ответ:

Богатый внутренний духовный мир у тех людей, которые делают добрые дела, например, волонтёры или те, кто занимается благотворительностью.

Таким является Константин Хабенский. Он актёр и создатель фонда, где помогают детям, которые имеют онкологические заболевания и поражения головного мозга. Почти все свои заработки Константин жертвует в свой фонд. Помимо этого, он образованный человек и профессионал своего дела.

Стр 36
Стр 39

Вернуться к содержанию: Обществознание 6 класс учебник Боголюбов

Что составляет духовный мир человека, структура

Духовный мир представляет собой совокупность всех личностных качеств человека и его связей с социумом.

Структура духовного мира состоит из следующих сфер:

  1. Когнитивная. У человека существует потребность познавать окружающий мир и самого себя. Путем умственных усилий совершенствуется и развивается его интеллект, приобретенные знания применяются на практике и преобразуют существующую реальность.
  2. Эмоционально-волевая. Это свойства психики человека, выражающиеся в проявлении эмоций и чувств, а также способах их волевой регуляции. Чувства отличаются по своим характеристикам. Они могут иметь разную глубину, содержание и динамику. Если у человека слабо развита эта сфера, то говорят о том, что у него низкий эмоциональный интеллект.
  3. Ценностно-идеологическая. В основе мотивации поведения человека лежат его идеи, ценности, принципы, идеалы, убеждения. В соответствии с ними индивид оценивает окружающую действительность, принимает решения, выстраивает отношения.

Важной составляющей внутреннего мира является мировоззрение. Мировоззрение решает ряд важных задач:

Мировоззрение решает ряд важных задач:

  • определяет общую направленность личности — набор устойчивых мотивов, которые ориентируют деятельность и относительно независимы от текущей ситуации;
  • несет эмоциональную окраску, которая выражается в пессимистичном или оптимистичном взгляде на окружающий мир, других людей и самого себя;
  • влияет на целеустремленность, определяет силу и твердость характера, которые являются основой моделей поведения, привычек и склонностей.

С определенной степенью условности выделяют следующие виды мировоззрения:

  1. Обыденное — это продукт повседневной жизни людей. Складывается стихийно на основе усвоения социального опыта. Главной составляющей является сосредоточенность на  удовлетворении потребностей.
  2. Религиозное — в его основе лежит вера в существование сверхъестественных сил и явлений, которые невозможно объяснить с помощью разума. Характерным признаком данного типа мировоззрения является догматичность, то есть неспособность воспринимать информацию, противоречащую религиозным догмам.
  3. Научное — базируется на осмыслении действительности с точки зрения научных методов, в том числе на эмпирических исследованиях и логике. Человек с научным мировоззрением критически относится к новым знаниям, пытается доказать их или опровергнуть, основываясь на построении логических выводов, поиске аргументов и т. д. Он ничего слепо не принимает на веру, в отличие от религиозного человека. Разновидностью научного является философское мировоззрение. Это систематизированное рациональное представление человека о мире, характерной чертой которого является попытка осмыслить все мироустройство, а не отдельные его фрагменты.

Фактчек

Духовный мир неразрывно связан с духовной жизнью общества.

Духовный мир можно определить как сложную систему отношений человека к внешней среде, его совокупность внутренних оценок, интересов и склонностей.

Духовная жизнь – сложная система отношений человек к окружающему миру, внутренних оценок, интересов, склонностей, предпочтений и др.
Важно запомнить, что духовный мир неразрывно связан с духовной жизнью общества!
Значение духовной жизни общества состоит в том, что люди получают возможность удовлетворять свои духовные потребности.
У каждого человека действительно есть индивидуальное сознание.

Общественное сознание – это совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, воззрений, чувств, настроений отражающих бытие людей, условия их жизни.
Общественное сознание имеет определенные отличительные черты.
Общественное сознание делится на два уровня: идеология и общественная психология. 
У общественного сознание есть определенный набор разнообразных форм. 
Частным примером общественной психологии является менталитет.
Выделяют следующих субъектов влияния на формирование индивидуального сознания: мегасреда, макросреда, социальная микросреда.

Как проявляются и развиваются способности человека?

Способности позволяют человеку успешно заниматься определенной деятельностью

Важно понимать, что они не сводятся исключительно к набору знаний и умений, которыми обладает личность

Способности разделяются на две большие группы. Первая группа способностей — это общие. Они помогают достичь успеха в самом широком круге занятий.

К конкретным видам этих способностей относят наблюдательность, воображение, память. Например, наблюдательность может помочь человеку в архитектуре, спорте, науке.

Другая группа — это специальные способности. Их отличительная особенность в том, что они позволяют достичь успеха в определенной узкой сфере деятельности.

К ним мы отнесем математические, литературные, художественные, музыкальные, спортивные способности. К примеру, музыкальные способности позволяют человеку быть хорошим певцом.

Способности человека могут проявиться в детстве. Мы уже говорили о наследственности, которая помогает сформировать задатки. Однако задатки — это только зачатки способностей.

Задатки помогают человеку понять предрасположенность к той или иной деятельности. Например, ребенок с детсва обладает музыкальным слухом. Это может послужить основой для формирования способностей к музыке.

Однако человек не рождается на свет с уже сформированными способностями. Они развиваются в процессе его жизнедеятельности в обществе.

Ребенок с музыкальным слухом не сможет стать хорошим музыкантом, если он не будет заниматься соответствующей деятельностью. В этом случае из задатков способности не развиваются.

Таким образом, способности формируются только в процессе обучения и освоения определенной деятельности.

{"questions":,"items":,]}}}]}

Взаимодействие индивида и общества в духовности

Знания и интеллект, а также способность ими воспользоваться формируют индивидуальное сознание, но сами по себе ещё не становятся залогом гармоничного взаимодействия с обществом. Социальный и гражданственный опыт становятся частью внутренней жизни людей только в случае, если они приемлют нравственные и государственные основы этого мира. Только они способны адекватно оценивать свои поступки и деятельность в целом.

Сознание индивида в социальной среде постоянно контролирует рассудок, заключающийся в способности анализировать и соразмерять свои достижения с намерениями, которые могут быть гораздо шире конкретных действий и не всегда способны опираться на общепринятые нормы какой-то социальной группы или общества в целом. Жизнь в социуме заставляет людей руководствоваться его законами. Это может вызвать конфликт личности со своими собственными интересами и потребностями, время от времени толкать к эгоистичным действиям, противоречащим общепринятой морали. В таком случае нарушитель правил рискует стать изгоем и подвергнуться людскому остракизму.

Обратной стороной этой социальной медали становится патриотизм — эмоционально-нравственное состояние, толкающее человека на сближение с обществом, вызывающее готовность жить его интересами, ограничивать свои материальные и духовные запросы ради целей, представляющихся более важными, чем личные.

Чувственно-эмоциональный фактор здесь становится следствием уже сформировавшейся духовной жизни личности, которая, осознав значимость полученных в процессе образования и воспитания знаний об обществе, его истории, нравственных и религиозных нормах, мобилизует весь свой интеллектуальный багаж во благо этому обществу и тем самым становится общественно значимой, а не просто личностью в себе.

Без развития внутреннего мира не обходится ни один человек. Каждый из нас в той или иной степени обладает определённой суммой познаний о жизни, необходимых для практической деятельности. Но высшую ценность представляет собой только то состояние человеческого духа, которое благоприятствует не только личным потребностям, но и жизнедеятельности общества. Тогда внутренняя жизнь индивида приобретет истинный смысл и не предастся забвению.

Общественное и индивидуальное сознание

Все мы хотя бы раз думали о том, что “я точно не такой как все”. Каждый из нас убежден, что у него есть свое собственное индивидуальное сознание, на которое абсолютно ничто не может повлиять. Частично это является верным, частично – ошибочным. 

У каждого человека действительно есть индивидуальное сознание. 

Индивидуальное сознание – это отражение всех явлений и процессов, которые происходят в обществе, конкретным человеком. 

На это отражение влияют:— воспитание,— образ жизни,— сфера деятельности. 

В нем также отражается принадлежность к определенным социальным группам: стратам, этносам, государству и т.д.

Но очень интересно и то, что над этим индивидуальным сознанием стоит кое-что еще, что точно способно повлиять на человека. И имя этому: общественное сознание!

Общественное сознание – это совокупность разнообразных духовных ценностей, существующих в обществе и отражающих бытие людей, условия их жизни.

К примеру это:

  • идеи,
  • теории,
  • взгляды,
  • воззрения,
  • чувства и др.

Общественное сознание постоянно развивается. Какие же черты есть у этого развития?

  1. Влияние различных форм общественного сознания друг на друга. У общественного сознания есть следующие формы:— моральное сознание;— политическое сознание;— эстетическое сознание;— религиозное сознание;— экономическое сознание;— правовое сознание.

Пример: Зачастую правовые нормы часто совпадают с моральными нормами, многие из них даже произошли от морали. Например, убийство наказывается уголовным законом, мораль также считает это злом. 

  1. Осуществление взаимного влияния условий общества (его реалий) и общественного сознания.Пример: Все процессы, которые происходят в обществе сильно влияют на общественное сознание. Например, в Венгрии в национальном кредо основного закона государства сказано, что они являются народом, которые защищал всю Европу от немецких оккупантов. Таким образом, Вторая мировая война сильно повлияла на правосознание народа. 
  2. Постепенное преемственное развитие форм общественного сознания.Пример: Предыдущее поколение всегда наследует традиции и ценности, которые и составляют общественное сознание. Задумайтесь, мы ведь действительно по своему поведению в чем-то похожи на наших родителей, хоть и меняем свое поведение из-за новых условий общества (смотри пункт 2).
  1. Отсутствие жесткой связи между изменением социальной жизни и развитием общественного сознания. Развитие общественного сознания может отставать от социальных реалий или опережать их.Пример: Общественное сознание пожилого поколения еще не успевает за новыми нормами, существующими в обществе молодежи. Мы можем сказать, что разные уровни развития общественного сознания могут сосуществовать друг с другом. Именно поэтому наши бабушки и дедушки так часто нас не понимают!

Общественное сознание тесно связано с индивидуальным сознанием. Они влияют друг на друга и разделить их нельзя. Давайте здесь дадим пример из жизни? Несмотря на это, они различаются, поэтому мы не можем сказать, что общественное сознание равно индивидуальному. Давайте представим, что они – братья-близнецы. Они связаны, их поступки влияют друг на друга, но каждый из них все равно остается индивидуальностью со своими ценностями. 

Следует сделать вывод о том, что общественное сознание влияет на развитие индивидуального сознания, но одно не заменяет другое. 

Ученые зачастую выделяют также и формы общественного сознания. Эти формы во главу угла ставят определенный вид ценности, через которые человек смотрит на наш мир. Рассмотрим основные из них. 

  1. Правовое сознание – во главе угла стоит право.
  2. Экономическое сознание – экономика рассматривается как базис общества;
  3. Религиозное сознание – во главе угла стоит вера в сверхъестественное.
  4. Моральное сознание – мораль способна оказывать серьезное влияние на поступки людей.
  5. Политическое сознание – политика рассматривается как основа всего общества.
  6. Эстетическое сознание – прекрасное и безобразное является критерием для оценки всего, что есть в мире.

Уровни общественного сознания

Общественное сознание похоже на торт многослойностью. Вот сверху сливки и фрукты, потом корж, за ним крем, другой корж… Так и общественное сознание имеет слои-уровни. 

Какие же есть уровни общественного сознания? 

  1. Идеология представляет собой систему теоретических взглядов, отражающих степень познания обществом мира в целом и отдельных его сторон, процессов и целей общественного развития (например, идеология коммунизма).
  2. Общественная психология связана с совокупностью настроений и чувств, которые характерны для определенного общества или определенных социальных объединений. 

Одним из проявлений общественной психологии, о котором вы точно слышали ни раз в своей жизни, является менталитет! 

Менталитет – устойчивый способ мировосприятия, характерный для больших групп (этносов, социальных страт), обусловливающий особенности их реакции на факты и процессы реального мира. 

Пример: Менталитет итальянцев отражает в первую очередь их любовь к общению с людьми. Круг общения всегда очень широкий, общаются они как можно больше и чаще любят знакомиться с новыми людьми. Совершенно нормальным считается поболтать о жизни с продавцом, официантом или барменом. 

Знания — одна из опор внутреннего мира

Сознание индивида, а с ним и духовный мир личности в своём формировании отталкиваются от приобретённых знаний об окружающей действительности, которые преломляются через призму уже имеющейся информации и опыта и закрепляются в человеческой памяти. Память фиксирует, хранит и, при необходимости, воспроизводит результаты познавательной деятельности. Эта функция человеческой психики избирательна: надолго запоминается не вся информация, полученная в определённый момент, а только та её часть, которая вызвала достаточно сильную эмоциональную реакцию и имеющая особое значение в жизни индивида. Всё прочее предаётся забвению и уже не относится к знанию.

Познание в духовной жизни работает как метод реализации сознания через жизненный опыт, полученный в результате взаимодействия личности с окружающей действительностью. Человечество выработало два основных пути приобретения знаний:

  1. Эмпирический. Основан на чувственном опыте, оставляющем в памяти конкретные знания об окружающем;
  2. Теория. Это те знания, которые включают в себя исторический опыт всего человечества, заключённый в художественной и научной литературе, произведениях культуры и искусства, архитектурных творениях, оставшихся от прошлого.

Мировосприятие жизни, получаемое эмпирическим путём, начинается у ребёнка с момента его рождения. Органы чувств получаются своего рода окнами в мир, через которые духовная жизнь малыша наполняется первыми впечатлениями, составляющими его мироощущение. Информация по мере течения времени накапливается в памяти, систематизируется там и впоследствии станет духовным ориентиром в практической деятельности.

Главным инструментом теоретического пути усвоения знаний становится язык. Именно с его помощью человек накапливает и обобщает чужой опыт, выходящий за пределы индивидуального сознания. Кроме того, язык облегчает общение с другими людьми, а также целенаправленное воздействие на них. Посредством языкового общения личность усваивает целый ряд норм и принципов, определяющих его поступки в социальной среде.

Эмпирические и теоретические познания, сведённые в логическое единство, образуют основу миропонимания индивида, или его интеллект. Уровень интеллекта определяется не только объёмом знаний. На первом месте у по-настоящему духовной личности стоит умение их использовать на практике.

Общие понятия, какую роль играют для личности

Для понимания особенностей духовного мира личности важно овладеть содержанием следующих понятий:

  1. Знания. В философском смысле представляют собой образ реальности, закрепленный в сознании в виде понятий и представлений. Знания отличаются от веры тем, что их можно доказать реальными фактами, проверить на практике и обосновать с помощью логических рассуждений. Знания являются одной из главных опор внутреннего мира человека.
  2. Вера. Под верой понимают глубокую убежденность в чем-либо без логического или эмпирического обоснования. Она является основой религиозного мировоззрения. В жизни людей, считающих себя атеистами, она тоже играет большую роль. Существует вера в идеи, принципы, людей или в самого себя.
  3. Чувства. Это субъективное переживание индивидом различных ситуаций и явлений действительности. Понятие имеет схожее значение со словом «эмоции», но чувства носят более долговременный характер и отличаются большей устойчивостью.
  4. Воля. Под ней подразумевается сознательная способность человека управлять своими поступками, эмоциями, мыслями, а также достигать поставленных целей. Без развития силы воли невозможно самосовершенствование личности.
  5. Ценности. Под ними понимаются социальные определения объектов окружающего мира в категориях «добра и зла», правильности, полезности.

Из чего состоит внутренний мир индивида

Духовный мир любой личности содержит в себе:

  • систему ценностей, определяющих мировоззрение и придающих ему практический смысл;
  • цели, которые осознанно ставятся для реализации своего ценностного багажа;
  • духовные потребности, заключающиеся в возможности познать окружающий мир, выразить себя посредством искусства, науки, культуры и иных форм человеческой деятельности;
  • способность к познанию и реализации себя в социальной среде тем или иным образом;
  • убеждение в значимости своих действий для окружающих, основанное на уже сформированных взглядах на мир;
  • эмоциональную и чувственную поддержку своих взглядов и действий со стороны авторитетной части общества.

Все это основано только на знаниях общества об окружающем мире и вере в его конечную справедливость. И то, и другое опирается на ценностный аппарат индивида и на его мировоззрение, которое может быть:

  1. повседневное — опирается на жизненный опыт и формируется исходя из складывающихся обстоятельств;
  2. религиозное — с основой на религиозные представления личности;
  3. научное — авторитетом для которого являются только научные знания;
  4. гуманистическое — исходящее из представлений о научности взглядов, их справедливости в социальном смысле, нравственности, а также из экологических соображений.

Система человеческих ценностей, из которой проистекает любое мировоззрение, ориентируется на устремления личности и смысл его жизни. Что же касается идеалов отдельного индивида, они выступают в качестве эталона поведения в обществе и мотивируют само поведение.

Духовные ценности отдельного индивида не вечны. Они зависят от условий жизни и могут варьироваться по ходу их изменения. Другое дело — общечеловеческие ценности, которые веками вырабатывала современная цивилизация. Основу их составляет духовная практика всех поколений человечества, включающая в себя универсальные потребности каждой личности вне зависимости от того, к какой она принадлежит расе, национальности, классу, религии или возрасту.

Приоритет общечеловеческих ценностей над индивидуальными несомненен. Внутренний мир любой личности должен формироваться именно в этих рамках. Индивид включается в общественную жизнь и понемногу осваивает его константы, выработанные временем и составляющие его нравственный фонд.

Роль веры в духовной жизни человека

Мало кто из образованных людей сомневается, что одним из ведущих факторов в истории человечества стала религия. Её влияние на индивидов, их социумы и государства было разным. Кого-то оно возвышало и возводило на вершины культуры, кого-то уничтожало или низводило его духовную жизнь до абсолютного примитива. Это относится к целому ряду человеческих сообществ.

В зависимости от идеологических веяний эпохи Вера может объединять самых разных людей или делать их врагами друг другу, побуждать к подвигам или призывать к непротивлению злу, способствовать творчеству, развитию письменной и монументальной культуры или призывать к сожжению на кострах великих произведений искусства и разрушению памятников.

Посредством религии личность ориентирует свою жизнь на конкретное религиозное мировоззрение, включающее в себя идеалы, взгляды и принципы этой Веры на устройство и функционирование мира, уточняет место в нём каждого индивида, подсказывает ему истинный смысл человеческой жизни. Это даёт обществу:

  1. Утешение в период горестей и надежду на то, что они не вечны;
  2. Энергию, пробуждающую миссионерские наклонности, вызванные желанием поделиться с ближними своими успехами в результате общения с Богом и тем самым облегчить их участь;
  3. Самоконтроль над своими поступками посредством религиозной системы нравственных ценностей, внутренних ориентиров и табу. Этот принцип часто распространяется от отдельной личности к целому государству. В таком случае огромные сообщества людей начинают жить по канонам этой религии, нередко весьма бесчеловечным;
  4. Коммуникативные склонности, содействующие объединению с другими людьми на принципах христианства, ислама, иудаизма, буддизма или какой-либо другой, менее значимой религии. Возможны также союзы на основе антагонистических течений внутри отдельной религии, например, по подобию противодействия католиков и протестантов внутри христианства. Также людей может объединять не только религиозная вера, а просто определённая общность взглядов;
  5. Вдохновение, оживляющее духовную жизнь, придающее ей ощутимый смысл и направляющее к цели. При помощи вдохновения жизнь приобретает эмоциональную окраску, наполняется чувствами, окрыляющими путь к достижению цели, делающими его ярче и понятней;
  6. Чувство стабильности в жизни, которое опирается на исторический опыт, знание религиозных традиций и светских законов данного общества. Религия — самый консервативный из социальных институтов. Стабильность и покой являются основой его устоев. Выход за рамки любых канонов порождает неуверенность в своих силах, хотя именно этот путь всегда способствовал развитию всех человеческих социумов.

Элементы духовного мира

Составными частями внутреннего мира человека являются его нравственные ориентиры, знания и представления обо всём, что его окружает.

Ценности — это элемент духовного мира, означающий сложившееся у личности представление о важном и значимом, несущем пользу. У каждого человека складывается своя система ценностей, которая во много определяет его поведение, помогает сделать выбор в трудной ситуации

Это может быть, к примеру, семья, карьера, материальное благополучие, участие в жизни окружающих, самореализация, получение новых знаний.
Идеалы — это сформировавшиеся у личности представления о самых совершенных, возвышенных вещах, к которым он внутренне стремится.
Стремление — это потребность человека развиваться в определённом направлении.
Убеждение — структурный элемент мировоззрения человека, основывающийся на уверенности в том, что его представления, взгляды, умозаключения абсолютно верны.
Способности как свойства личности — это возможность успешно осуществлять какую-либо деятельность.

Рис. 3. Идеальный мир.

Развивая и совершенствуя внутренний мир, человек формирует духовность. Так принято называть высший уровень самосознания и нравственности. Духовная личность ориентируется на нравственные идеалы, стремится организовать свою жизнь в соответствии с ними, руководствуется общечеловеческими ценностями (сострадание, милосердие, справедливость, добро, самопожертвование, любовь).

Что мы узнали?

Духовный мир человека, изучаемый в 6 классе, представляет из себя систему ценностей и ориентиров, представлений об окружающем мире и самом себе. Его основой является мировоззрение. Элементами внутреннего мира являются ценности, идеалы, стремления, убеждения, способности, о чём можно рассказать в сообщении по обществознанию.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Шампиньон.

Различия бледной поганки и шампиньона