в

Что изучает культурология?

↑йСКЭРСПМЮЪ ЮМРПНОНКНЦХЪ Х ЙСКЭРСПНКНЦХЪ: ОПНАКЕЛЮ ЯННРМНЬЕМХЪ

юЛЕПХЙЮМЯЙХИ СВЕМШИ кЕЯКХ ю. сЮИР ЕЫЕ Б 1939 Ц. ГЮТХЙЯХПНБЮК ЙПХГХЯ ЙСКЭРСПМНИ ЮМРПНОНКНЦХХ, ЯСРЭ ЙНРНПНЦН НМ БХДЕК Б РНЛ, ВРН ЮМРПНОНКНЦХ ГЮЛЙМСКХЯЭ Б ЩЙГНРХВЕЯЙНЛ ЛХПЕ АЕЯОХЯЭЛЕММНЦН ОПНЬКНЦН, ЯДЕКЮБЬХЛЯЪ ДКЪ МХУ САЕФХЫЕЛ НР ФЦСВХУ ОПНАКЕЛ ЯНБПЕЛЕММНЯРХ. сЮИР НРБЕПЦ ЯСАЗЕЙРХБХГЛ, ОЯХУНКНЦХГЛ Х АХНКНЦХГЮРНПЯРБН Б ОНМХЛЮМХХ ЙСКЭРСПШ. мЕНАУНДХЛЮ НЯНАЮЪ ЮМРПНОНКНЦХВЕЯЙЮЪ ЯСАДХЯЖХОКХМЮ – ЙСКЭРСПНКНЦХХ, ЙНРНПЮЪ, ОН ЕЦН ЛМЕМХЧ, ДНКФМЮ БШЯРСОЮРЭ ЙЮЙ НАЫЕРЕНПЕРХВЕЯЙЮЪ Х ЛЕРНДНКНЦХВЕЯЙЮЪ АЮГЮ, НРЙПШБЮЧЫЮЪ МНБШЕ ОЕПЯОЕЙРХБШ ДКЪ ПЮГБХРХЪ ЮМРПНОНКНЦХВЕЯЙХУ ХЯЯКЕДНБЮМХИ. сЮИР НОПЕДЕКЪК ЙСКЭРСПНКНЦХЧ ЙЮЙ НРПЮЯКЭ ЮМРПНОНКНЦХХ, ЙНРНПЮЪ ПЮЯЯЛЮРПХБЮЕР ЙСКЭРСПС ЙЮЙ ЯЮЛНЯРНЪРЕКЭМСЧ ЯХЯРЕЛС ТЕМНЛЕМНБ (ХМЯРХРСРНБ, РЕУМНКНЦХИ, ХДЕНКНЦХИ), НПЦЮМХГНБЮММШУ Х ЯСЫЕЯРБСЧЫХУ ОН ЯНАЯРБЕММШЛ ГЮЙНМЮЛ. сЮИР МХЙНХЛ НАПЮГНЛ МЕ ЯЛЕЬХБЮК ЙСКЭРСПНКНЦХЧ Я ТХКНЯНТХЕИ, Ю РЕЛ АНКЕЕ Я ОЯХУНКНЦХЕИ Х ОНКЮЦЮК, ВРН ЛЕФДС МЮСЙЮЛХ, ХЯЯКЕДСЧЫХЛХ ЙСКЭРСПС, МЕ ЛНФЕР АШРЭ МХЙЮЙХУ ЯЕПЭЕГМШУ НЯМНБЮМХИ ДКЪ ЙНМТКХЙРЮ, ОНЯЙНКЭЙС НМХ ДНОНКМЪЧР ДПСЦ ДПСЦЮ.

цПЮМХЖЮ ЛЕФДС ТХКНЯНТЯЙХЛ Х МЮСВМШЛ ГМЮМХЕЛ Н ЙСКЭРСПЕ НВЕБХДМЮ. оПХ ЯНОНЯРЮБКЕМХХ РПСДНБ ОПЕДЯРЮБХРЕКЕИ ПЮГМШУ МЮСЙ Н ЙСКЭРСПЕ ЯРЮМНБХРЯЪ ЪЯМН, ВРН РЮ ОПНЦПЮЛЛЮ, ЙНРНПЮЪ АШКЮ ДЕЙКЮПХПНБЮМЮ Б МЮЬЕИ ЯРПЮМЕ, ЙНЦДЮ ЬКН ТНПЛХПНБЮМХЕ ЙСКЭРСПНКНЦХХ ЙЮЙ МЮСЙХ, АКХФЕ БЯЕЦН ХЛЕММН Й ЙСКЭРСПМНИ ЮМРПНОНКНЦХХ. бЛЕЯРЕ Я РЕЛ ЯКЕДСЕР МЮОНЛМХРЭ, ВРН НАЗЕЙРНЛ ХЯЯКЕДНБЮМХЪ ЙСКЭРСПМНИ ЮМРПНОНКНЦХХ Я ЯЮЛНЦН МЮВЮКЮ АШКХ ОПЕФДЕ БЯЕЦН РПЮДХЖХНММШЕ НАЫЕЯРБЮ Х ДЮФЕ РНЦДЮ ЙНЦДЮ ЕЕ ОПЕДЯРЮБХРЕКХ ЯРЮКХ НАПЮЫЮРЭ БМХЛЮМХЕ МЮ ЯНЯРНЪМХЕ ЯНБПЕЛЕММШУ ЙСКЭРСП, ЦКЮБМНЕ БМХЛЮМХЕ СДЕКЪКНЯЭ ОПЕФДЕ БЯЕЦН ЮМРПНОНКНЦХВЕЯЙНЛС ЮЯОЕЙРС. б ПЮЛЙЮУ ЙСКЭРСПНКНЦХВЕЯЙХУ ХЯЯКЕДНБЮМХИ ЦКЮБМНЕ БМХЛЮМХЕ СДЕКЪЕРЯЪ ЙСКЭРСПЕ: РЕНПЕРХВЕЯЙНЛС НОХЯЮМХЧ ДЮММНЦН ТЕМНЛЕМЮ, ОНЯРПНЕМХЧ ЛНДЕКЕИ ЩБНКЧЖХХ ОНМЪРХЪ ЙСКЭРСПЮ, БШЪЯМЕМХЧ ОПХЙКЮДМШУ ЮЯОЕЙРНБ ЙСКЭРСПНКНЦХВЕЯЙНЦН ГМЮМХЪ Х Р.Д.

Перспективы трудоустройства по профессии

Выпускники направления смогут успешно работать в исследовательской, научной, преподавательской сфере. Бакалавры-культурологи востребованы в НИИ, проектных организациях, связанных с изучением культуры, освоением, сохранением культурного наследия; гос. учреждениях, общественных организациях, занимающихся охраной памятников истории и культуры, осуществляющих процессы управления культурой. Культурологические знания включают в себя различные отрасли гуманитарных наук, что гарантирует будущему специалисту социальную мобильность, позволяет с легкостью постигать специфику смежных специальностей, профессий. Выпускник-культуролог может занимать должности:

  • искусствоведа;
  • театрального критика;
  • телевизионного критика;
  • кинокритика;
  • музыкального критика;
  • педагога;
  • музеолога;
  • научного сотрудника;
  • арт-менеджера;
  • литературного редактора.

Перспективность развития направления позволяет предположить, что указанный список профессий уже в ближайшем будущем может быть дополнен специальностями, которые сегодня только начинают оформляться на рынке труда.

Минимальный порог заработной платы сотрудника НИИ или музея составляет 10 000 рублей. В свою очередь, арт-менеджеры, выдающиеся критики получают другие суммы.

Перспективы профессионального совершенствования выпускников

Бакалавр-культуролог может продолжить собственное самосовершенствование в магистратуре по любому профилю гуманитарного цикла. При выборе направления культурологии по завершении магистратуры ему будет присвоено звание магистра культурологии. Диплом магистра позволяет осуществлять профессиональную деятельность за пределами страны без прохождения переаттестации и дополнительных процедур. Продолжение обучения в магистратуре позволит Вам продолжить формирование научной компетенции, углублять знания выбранной отрасли, приступить к педагогической деятельности, написанию и оформлению собственных научных публикаций. Магистерская диссертация может стать первым шагом для последующего обучения в аспирантуре, докторантуре, получения почетного звания профессора.

Автор статьи:

Практическое применение культурологических исследований

Культурологические исследования имеют широкий спектр практического применения. Они позволяют изучать и анализировать различные аспекты культуры, ее влияние на общество и индивидуума, а также взаимосвязь культуры с политикой, экономикой и другими сферами жизни.

Одним из практически значимых направлений культурологических исследований является изучение культурного наследия и сохранение культурных ценностей. Исследования в этой области позволяют разработать эффективные методы и механизмы для сохранения и презервации культурного наследия, а также определить стратегии и тактики его передачи следующим поколениям.

Культурологические исследования также применяются в сфере массовой коммуникации и медиа. Изучение культурных практик, символов и ценностей помогает анализировать и понимать медиаконтент, его влияние на общественное мнение и формирование культурных стереотипов. Это позволяет разрабатывать эффективные стратегии и методы воздействия на аудиторию, а также критически осмысливать и анализировать существующие медиапродукты.

Культурологические исследования имеют важное значение в сфере туризма и гостеприимства. Изучение культурной специфики различных регионов позволяет создавать привлекательные и аутентичные туристические маршруты, разрабатывать программы культурного туризма и предоставлять качественный сервис для туристов

Кроме того, культурологические исследования помогают анализировать и понимать взаимодействие культуры с другими сферами жизни. Например, исследования в области культуры и экономики позволяют понять, как культурные индустрии влияют на экономическое развитие региона и формируют новые рабочие места. Культурологические исследования также позволяют анализировать влияние политики на культуру и обратно.

Таким образом, культурологические исследования имеют широкий спектр практического применения и являются важным инструментом в изучении и анализе культуры, ее влияния и взаимосвязи с другими сферами жизни.

↑яНЖХНКНЦХЪ ЙСКЭРСПШ

н ЯНЖХНКНЦХХ ЙСКЭРСПШ ДН ЯХУ ОНП ОНПНИ ЦНБНПЪР ЙЮЙ Н МНБНИ Х МЕ ЯРЮАХКХГХПНБЮБЬЕИЯЪ ДХЯЖХОКХМЕ, УНРЪ ЯЮЛ РЕПЛХМ АШК ББЕДЕМ ЕЫЕ МЕЛЕЖЙХЛ СВЕМШЛ юКЭТПЕДНЛ бЕАЕПНЛ (1868-1958). сФЕ Б ПЮАНРЕ 1927 Ц. «хДЕХ ЯНЖХНКНЦХХ ЦНЯСДЮПЯРБЮ Х ЙСКЭРСПШ» СВЕМШИ ПЮЯЯЛЮРПХБЮК «ЙСКЭРСПС» Х «ЖХБХКХГЮЖХЧ» МЕ ЙЮЙ ДБЕ ТЮГШ ПЮГБХРХЪ ЙСКЭРСПМН-ХЯРНПХВЕЯЙХУ ЖЕКНЯРМНЯРЕИ, МН ЙЮЙ ДБЮ НРМНЯХРЕКЭМН ЯЮЛНЯРНЪРЕКЭМШУ ЮЯОЕЙРЮ ЙЮФДНИ ХГ МХУ – ЯНАЯРБЕММН ДСУНБМШИ (ПЕКХЦХЪ, ТХКНЯНТХЪ, ХЯЙСЯЯРБН) Х МЮСВМН-РЕУМХВЕЯЙХИ. нОПЕДЕКХБ ЙСКЭРСПС ЙЮЙ МЕОНБРНПХЛСЧ Х ХМДХБХДСЮКЭМСЧ ОН ЯБНЕИ ЯСЫМНЯРХ, бЕАЕП БЛЕЯРЕ Я РЕЛ, СРБЕПФДЮК, ВРН ХЯРХММНИ НЯМНБНИ ДКЪ БЯЪЙНИ ЙПСОМНИ ЙСКЭРСПШ ЪБКЪЕРЯЪ НОПЕДЕКЕММШИ РХО ЯНЖХЮКЭМНИ НПЦЮМХГЮЖХХ. мЮХАНКЕЕ БЮФМШЕ РЕНПЕРХВЕЯЙХЕ РПЮДХЖХХ Б ЯНЖХНКНЦХХ ЙСКЭРСПШ ЯБЪГЮМШ Я РПСДЮЛХ л. бЕАЕПЮ, б. дХКЭРЕЪ, щ. дЧПЙЦЕИЛЮ, р. оЮПЯНМЯЮ, й. лЮМЦЕИЛЮ, о. яНПНЙХМЮ, ю. рНТТКЕПЮ, м.й. кЕНМРЭЕБЮ, л.л. йНБЮКЕБЯЙНЦН Х ДП. СВЕМШУ. нДМЮ ХГ ЙКЧВЕБШУ ХДЕИ ЯНЖХНКНЦХХ ЙСКЭРСПШ ЯНЯРНХР Б СРБЕПФДЕМХХ РНЦН, ВРН НЯМНБНИ ЙСКЭРСПШ ЪБКЪЕРЯЪ НОПЕДЕКЕММШИ РХО ЯНЖХЮКЭМНИ НПЦЮМХГЮЖХХ, УЮПЮЙРЕПМЮЪ ТНПЛЮ НАЫМНЯРХ ВЕКНБЕВЕЯЙХУ ЦПСОО, ЯННАЫЕЯРБ. яКЕДНБЮРЕКЭМН, Б ОЕПБНЛ ОПХАКХФЕМХХ ЛНФМН ЯЙЮГЮРЭ, ВРН ОПЕДЛЕРНЛ ЯНЖХНКНЦХХ ЙСКЭРСПШ ЪБКЪЧРЯЪ БГЮХЛННРМНЬЕМХЪ НАЫЕЯРБЮ Х ЙСКЭРСПШ. оПЕДЯРЮБХРЕКХ ЩРНЦН МЮОПЮБКЕМХЪ МЮСЙХ РЮЙФЕ ОПЕДЯРЮБКЪЧР ЙСКЭРСПС Х ЯНЖХЮКЭМСЧ ЯРПСЙРСПС ЙЮЙ РЕЯМН БГЮХЛНЯБЪГЮММШЕ ОНМЪРХЪ.

б ЖЕМРПЕ БМХЛЮМХЪ ЯНЖХНКНЦХХ ЙСКЭРСПШ ЯРНЪР БНОПНЯШ БГЮХЛНДЕИЯРБХЪ ЙСКЭРСПШ Х НАЫЕЯРБЮ, ЙСКЭРСПЮ ПЮЯЯЛЮРПХБЮЕРЯЪ ЙЮЙ ЯНЖХЮКЭМШИ ТЕМНЛЕМ ВЕПЕГ ОПХГЛС ЯНЖХЮКЭМШУ НРМНЬЕМХИ, ЯНЖХЮКЭМШУ ХМЯРХРСРНБ Х Р.Д. яНЖХНКНЦХЪ ЙСКЭРСПШ ХГСВЮЕР ЯНБПЕЛЕММШЕ РЕМДЕМЖХХ ПЮГБХРХЪ ЙСКЭРСПШ, БШЪБКЪЕР РЕ ОПНЖЕЯЯШ, ЙНРНПШЕ ОПНХЯУНДЪР Б ЙСКЭРСПЕ ОНД ДЕИЯРБХЕЛ ЯНЖХЮКЭМШУ ХГЛЕМЕМХИ, ЩБНКЧЖХХ ЯЕЛЭХ, МЮЖХНМЮКЭМШУ, ЩРМНЦПЮТХВЕЯЙХУ, ДЕЛНЦПЮТХВЕЯЙХУ ОНЙЮГЮРЕКЕИ. яНЖХНКНЦХВЕЯЙХИ ОНДУНД Й ЮМЮКХГС ЙСКЭРСПШ МЮЖЕКЕМ МЮ ОНМХЛЮМХЕ ЯСЫМНЯРХ ОПНЖЕЯЯНБ, ОПНХЯУНДЪЫХУ Б НАЫЕЯРБЕ. яНЖХНКНЦЮ ЙСКЭРСПШ ХМРЕПЕЯСЕР ЙНПОСЯ РБНПЖНБ ЙСКЭРСПШ Х ОСАКХЙЮ, ОНРПЕАХРЕКХ ЕЕ ЖЕММНЯРЕИ, Ю РЮЙФЕ СВЮЯРМХЙХ ЙСКЭРСПМНИ ЙНЛЛСМХЙЮЖХХ. дЮММНЕ МЮСВМНЕ МЮОПЮБКЕМХЕ ЯБЪГЮМН Я ОПНЦМНЯРХВЕЯЙНИ МЮОПЮБКЕММНЯРЭЧ ГМЮМХИ Н ЙСКЭРСПЕ Х Я БШПЮАНРЙНИ МЮСВМШУ НЯМНБ ЙСКЭРСПМНИ ОНКХРХЙХ. б ЩРНЛ НРМНЬЕМХХ ХМРЕПЕЯ БШГШБЮЕР РБНПВЕЯРБН ТПЮМЖСГЯЙНЦН СВЕМНЦН ю. лНКЪ, ЙНРНПШИ Б ЯБНЕИ ЙМХЦЕ «яНЖХНДХМЮЛХЙЮ ЙСКЭРСПШ» ПЮГПЮАЮРШБЮЕР МЮСВМШЕ ЛЕРНДШ СОПЮБКЕМХЪ ЙСКЭРСПНИ Х ЯРПЕЛХРЯЪ Й ЯНГДЮМХЧ АСДСЫЕИ «РЕУМНКНЦХХ ЙСКЭРСПШ». б ГЮБХЯХЛНЯРХ НР РНЦН, ЙЮЙНИ Б ЯНЖХНКНЦХХ ЙСКЭРСПШ АЕПЕРЯЪ ПЮЙСПЯ ДКЪ ХЯЯКЕДНБЮМХЪ ЙСКЭРСПШ, ЙЮЙХЛХ ЙНМЙПЕРМН ЛЕРНДЮЛХ ОНКЭГСЧРЯЪ СВЕМШЕ, ПЮГКХВЮЧРЯЪ МЮОПЮБКЕМХЪ Х ЬЙНКШ Б ПЮЛЙЮУ ЩРНИ МЮСЙХ. оПХЛЕМЕМХЕ ЛЕРНДНБ ЯНЖХНКНЦХХ Й ХЯЯКЕДНБЮМХЧ ЙСКЭРСПМШУ ОПНЖЕЯЯНБ ЛНФМН БЯРПЕРХРЭ Б ПЮАНРЮУ ЯНБПЕЛЕММШУ НРЕВЕЯРБЕММШУ СВЕМШУ к.м. йНЦЮМЮ, я.м. оКНРМХЙНБЮ, а.я. еПЮЯНБЮ, к.ц. хНМХМЮ, щ.ю. нПКНБНИ Х ДП.

↑оПХПНДЮ Х ЙСКЭРСПЮ Б МЮСВМНЛ ОНГМЮМХХ

б МЮСЙЕ XVIII-XIX ББ. ЯСЫЕЯРБНБЮКЮ ЙНМЖЕОЖХЪ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙНЦН ДЕРЕПЛХМХГЛЮ, Б ПЮЛЙЮУ ЙНРНПНИ ОЕПБНЯРЕОЕММНЕ ГМЮВЕМХЕ Б ПЮГБХРХХ МЮПНДНБ ОПХОХЯШБЮКНЯЭ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙНИ ЯПЕДЕ Х ОПХПНДМШЛ СЯКНБХЪЛ. хЯРНЙХ ЩРХУ ХДЕИ ЛНФМН МЮИРХ Б ПЮАНРЮУ ТПЮМЖСГЯЙНЦН СВЕМНЦН ЬЕЯРМЮДЖЮРНЦН БЕЙЮ фЮМЮ аНДЕМЮ Х ЕЦН ГМЮЛЕМХРНЦН ЯННРЕВЕЯРБЕММХЙЮ ьЮПКЪ лНМРЕЯЙЭЕ, (1689-1755). гЮЯКСЦС Б ПЮГБХРХХ ЯУНДМШУ ЙНМЖЕОЖХИ ЛНФМН ОПХОХЯЮРЭ Х МЕЛЕЖЙНЛС ЦЕНЦПЮТС Х ЩРМНЦПЮТС тПХДПХУС пЮРЖЕКЭЧ (1844-1904), ЮБРНПС ЮМРПНОНЦЕНЦПЮТХХ, ЙНРНПШИ АШК ОЕПБШЛ ЯПЕДХ СВЕМШУ, НАПЮРХБЬЕЛС БМХЛЮМХЕ МЮ ГЮЙНМНЛЕПМНЯРХ ПЮЯОПЕДЕКЕМХЪ ЪБКЕМХИ ЙСКЭРСПШ ОН ЯРПЮМЮЛ Х ГНМЮЛ. яПЕДХ НРЕВЕЯРБЕММШУ СВЕМШУ ХМРЕПЕЯМШЕ ЙНМЖЕОЖХХ Б ДСУЕ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙНЦН ДЕРЕПЛХМХГЛЮ ОПНЯЛЮРПХБЮКХЯЭ Б РБНПВЕЯРБЕ к.х. лЕВМХЙНБЮ (1838-1888), б.н. йКЧВЕБЯЙНЦН (1841-1911), л.л. йНБЮКЕБЯЙНЦН (1851-1916) Х ДП. СВЕМШУ, ПЮГПЮАЮРШБЮБЬХУ ЛНДЕКХ ПЮГБХРХЪ МЮПНДНБ Х ЙСКЭРСП. яКЕДНБЮРЕКЭМН, МЮ ОПНРЪФЕМХХ БЯЕЦН XIX БЕЙЮ АШКХ ДНЯРЮРНВМН ОНОСКЪПМШ СВЕМХЪ, ЯБЪГШБЮБЬХЕ НЯНАЕММНЯРХ ЙСКЭРСПШ Я ОПХПНДМН-ЙКХЛЮРХВЕЯЙХЛХ, КЮМДЬЮТРМШЛХ НЯНАЕММНЯРЪЛХ, ХГ ЙНРНПШУ БШБНДХКХЯЭ Х НЯНАЕММНЯРХ МЮПНДНБ, МЮЯЕКЪЧЫХУ РЕ ХКХ ХМШЕ РЕППХРНПХХ. оНГДМЕЕ МЮЛЕРХКЮЯЭ РЕМДЕМЖХЪ ЯЛЪЦВЕМХЪ ДНБНКЭМН ФЕЯРЙНИ ОНГХЖХХ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙНЦН ДЕРЕПЛХМХГЛЮ. сВЕМШЕ ЯРЮКХ АНКЕЕ НЯРНПНФМН НРМНЯХРЭЯЪ Й ХЯОНКЭГНБЮМХЧ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХУ ОНМЪРХИ Х АХНКНЦХВЕЯЙХУ ЮМЮКНЦХИ ДКЪ НОХЯЮМХЪ ЯТЕПШ ОНКХРХВЕЯЙХУ Х НАЫЕЯРБЕММШУ НРМНЬЕМХИ, УНРЪ ЯУНДМШЕ ОПХМЖХОШ ОПНДНКФЮКХ НЙЮГШБЮРЭ ПЕЬЮЧЫЕЕ БКХЪМХЕ. оЕПБЮЪ ОНКНБХМЮ XX БЕЙЮ ГМЮЛЕМСЕРЯЪ ОНЪБКЕМХЕЛ ЙНМЖЕОЖХХ «ОНЯЯХАХКХГЛЮ» (НР ЮМЦК. «possibilism»), ОПЕДЯРЮБХРЕКХ ЙНРНПНЦН ДНОСЯЙЮКХ БНГЛНФМНЯРХ БКХЪМХЪ ОПХПНДМНИ ЯПЕДШ МЮ ЙСКЭРСПС, МН ЯЙКНММШ АШКХ РПЮЙРНБЮРЭ ЕЕ КХЬЭ ЙЮЙ ОЮЯЯХБМШИ ТСМДЮЛЕМР, МЮ ЙНРНПНЛ ЛНЦСР БНГМХЙЮРЭ Х ЯСЫЕЯРБНБЮРЭ ПЮГКХВМШЕ ЙСКЭРСПШ.

дЮКЭМЕИЬХИ НРУНД НР ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙНЦН ДЕРЕПЛХМХГЛЮ МЮЬЕК НРПЮФЕМХЕ Б МНБНИ ЙНМЖЕОЖХХ, БНГМХЙЬЕИ ОНЯКЕ БРНПНИ ЛХПНБНИ БНИМШ, ОНКСВХБЬЕИ МЮГБЮМХЕ – «ЩЙНКНЦХВЕЯЙЮЪ ЮМРПНОНКНЦХЪ». щРН РЕПЛХМ АШК ББЕДЕМ Б МЮСВМШИ НАНПНР ЮЛЕПХЙЮМЯЙХЛ СВЕМШЛ л. аЕИРЕ Б 1955 Ц. нР ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙНЦН ДЕРЕПЛХМХГЛЮ ЩЙНКНЦХВЕЯЙЮЪ ЮМРПНОНКНЦХЪ НРКХВЮКЮЯЭ ОПЕФДЕ БЯЕЦН РЕЛ, ВРН СВХРШБЮКЮ НРБЕРМНЕ БКХЪМХЕ ЙСКЭРСПШ МЮ ЩЙНКНЦХВЕЯЙНЕ НЙПСФЕМХЕ.

мЮ НЯМНБЕ ЩЙНКНЦХВЕЯЙНИ ЮМРПНОНКНЦХХ ЯТНПЛХПНБЮКНЯЭ МЕЯЙНКЭЙН ОНДУНДНБ Й ХГСВЕМХЧ БГЮХЛНДЕИЯРБХЪ ОПХПНДШ Х ЙСКЭРСПШ. нДХМ ХГ МХУ ЯБЪГЮМ Я ХЛЕМЕЛ ЮЛЕПХЙЮМЯЙНЦН СВЕМНЦН дФ. яРЧЮПДЮ (1902-1972), ОНЯКЕДНБЮРЕКЪ кЕЯКХ сЮИРЮ. еЦН ЙМХЦЮ «рЕНПХЪ ЙСКЭРСПМШУ ХГЛЕМЕМХИ» ОПЕДНОПЕДЕКХКЮ ТНПЛХПНБЮМХЕ ЙНМЖЕОЖХХ, ОНКСВХБЬЕИ МЮГБЮМХЕ «ЙСКЭРСПМЮЪ ЩЙНКНЦХЪ». яСРЭ ЩРНИ ЙНМЖЕОЖХХ, БН-ОЕПБШУ, Б СЯРЮМНБКЕМХХ ЯБЪГЕИ ЛЕФДС РЕУМНКНЦХЕИ Х ОПХПНДМНИ ЯПЕДНИ, БН-БРНПШУ, Б ХГСВЕМХХ ОНБЕДЕМХЪ ВЕКНБЕЙЮ, МЮОПЮБКЕММНЦН МЮ ЩЙЯОКСЮРЮЖХЧ ОПХПНДМНИ ЯПЕДШ Х, МЮЙНМЕЖ, Б ЮМЮКХГЕ БКХЪМХЪ ЩРНЦН ОНБЕДЕМХЪ МЮ БЯЕ ЮЯОЕЙРШ ЙСКЭРСПШ. яРЧЮПД ТНПЛСКХПСЕР НЯМНБМШЕ ОНКНФЕМХЪ ЯБНЕИ РЕНПХХ, ДЕКЮЪ СОНП МЮ ХГСВЕМХХ ОПНЖЕЯЯНБ ЮДЮОРЮЖХХ ЙСКЭРСПШ Й НЙПСФЮЧЫЕИ ЯПЕДЕ. б ЖЕКНЛ «ЙСКЭРСПМЮЪ ЩЙНКНЦХЪ» ЯЙКЮДШБЮЕРЯЪ Б НДМН ХГ БКХЪРЕКЭМШУ МЮОПЮБКЕМХИ Б ПЮЛЙЮУ ЙСКЭРСПЮМРПНОНКНЦХХ (л. яЮКХМЯ, д. аЕММЕР Х ДП.).

сВЕМХЕЛ, ЙНРНПНЕ ПЮГБХБЮКН ХДЕХ БГЮХЛНБКХЪМХЪ ОПХПНДШ Х ЙСКЭРСПШ Х ПЮЯЯЛЮРПХБЮКН ОПНЖЕЯЯШ ЮДЮОРЮЖХХ Б ЙЮВЕЯРБЕ ЦКЮБМНЦН ЛЕУЮМХГЛЮ ПЮГБХРХЪ ЙСКЭРСПШ, ЛНФМН ЯВХРЮРЭ «ЙСКЭРСПМШИ ЛЮРЕПХЮКХГЛ» ЮЛЕПХЙЮМЯЙНЦН СВЕМНЦН лЮПБХМЮ уЮППХЯЮ (П. 1927-2001). нМ НЖЕМХБЮК ОЕПБНАШРМШЕ ЙСКЭРСПШ Х ЯНБПЕЛЕММСЧ ЖХБХКХГЮЖХЧ ЙЮЙ ТНПЛШ ОПХЯОНЯНАКЕМХЪ ВЕКНБЕЙЮ Й НЙПСФЮЧЫЕИ ЯПЕДЕ Х ЯРЮБХК ЯБНЕИ ЖЕКЭЧ ОПНДЕЛНМЯРПХПНБЮРЭ ПЮЖХНМЮКЭМНЯРЭ БЯЕУ ЙСКЭРСПМШУ НЯНАЕММНЯРЕИ, ОПНЯКЕДХБ ХУ ЯБЪГХ Я ЩЙНКНЦХВЕЯЙХЛХ ТЮЙРНПЮЛХ.

лНФМН Я СБЕПЕММНЯРЭЧ ЯЙЮГЮРЭ, ВРН ЙСКЭРСПМН-ЩЙНКНЦХВЕЯЙХИ ОНДУНД ЯОНЯНАЯРБНБЮК НТНПЛКЕМХЧ РЮЙХУ ЛЕФДХЯЖХОКХМЮПМШУ НАКЮЯРЕИ ХЯЯКЕДНБЮМХЪ, ЙЮЙ « ЦЕНЦПЮТХЪ ЙСКЭРСПШ » (пНЯЯХЪ, цЕПЛЮМХЪ) ХКХ «ЙСКЭРСПМЮЪ ЦЕНЦПЮТХЪ» (яью).

Понятие культурологии

Не надо быть очень эрудированным, чтобы догадаться о значении термина «культурология». Как и названия многих наук, это слово имеет греческое происхождение и в переводе означает «наука о культуре». Но если на теоретическом уровне это простое объяснение понятно, то на практике непосвященному человеку трудно с ходу определить предмет культурологии. Тем более, что не только культурология занимается изучением культурной сферы. Сложность заключается в многогранности самого термина «культура».

Ученые в свое время насчитали свыше тысячи различных определений культуры. Такое многообразие связано с тем, что контекст рассмотрения этого понятия зависит от конкретной науки. В самом общем виде этот термин можно определить как человеческую деятельность в разных ее проявлениях. При этом результатом этой работы может быть как изделие массового производства, так и единичный шедевр великого художника. В более узком, культурологическом смысле культура — это система ценностей человеческого общества.

Определившись с главным понятием, можно кратко сказать, что культурология — это наука, изучающая происхождение, функционирование и развитие культуры как особого способа жизни человека. Объектом исследований является культура, а субъектом — человек в широком смысле: индивид, семья, коллектив, учреждение, народ, государство, то есть любая социальная группа.

Культура как множество ценностей представляет собой набор взаимосвязанных отдельных элементов: убеждений, правил, привычек, манер, традиций, обычаев и т. д. Какие-то из них характерны для узкой социальной группы, например, у некоторых народностей принято при встрече тереться носами. Другие элементы более универсальны, например, мировые религии.

Люди порой не задумываются, какую большую роль играет культура в их жизни. В качестве примера можно привести ряд важных функций:

  • воспитательная — воспитывает в человеке качества, требуемые средой;
  • дескриптивная — описывает традиции, обычаи, нравы;
  • трансляционная — передает социальный опыт от поколения к поколению;
  • адаптивная — позволяет приспосабливаться к окружающей среде;
  • оценочная — формирует у человека набор убеждений.

https://youtube.com/watch?v=zTQ6klrAvIs

Культурологические школы

Как в любой науке, ученое культурологическое сообщество делится по различным научным направлениям (школам). Критерием разделения обычно служит методология и предмет изучения. Выделяют следующие основные культурологические школы:

  1. Символическая. Самое молодое и популярное направление в культурологии. Любой культурный элемент в этой концепции представляет собой знак, символ, с помощью которого индивид или социальная группа пытаются коммуницировать с другими участниками общества. Развитие этой школы связано с ростом влияния на культуру средств массовой информации. Ярким представителем этой школы является известный философ Эрнст Кассирер.
  2. Натуралистическая. Также известна как психоаналитическая. Ее становление связано с именами Зигмунда Фрейда, Карла Юнга. Главное утверждение этой школы — культура обусловлена психобиологической природой человека, его бессознательной стороной. Такие выводы представители направления сделали на основе долгих исследований человеческого поведения с помощью различных психотехник: гипноза, метода свободных ассоциаций и др.
  3. Аксиологическая. В основе этого направления лежит ценностный подход. И хотя первое упоминание о ценностях встречается еще у Канта, он не считается основоположником этой школы. Главным теоретиком аксиологического направления является немецкий философ Виндельбанд. С его точки зрения, культура — это множество духовных и материальных ценностей.
  4. Социологическая. Согласно принципам этой школы, культура происходит из общественной природы и организации. К этой школе относятся такие видные учёные, как Альфред Вебер (младший брат более известного Макса Вебера), Питирим Сорокин, Томас Эллиот. Последнему принадлежит высказывание, определяющее культуру прежде всего как образ жизни конкретного народа.
  5. Антропологическая. Эта школа представлена Франсом Боасом, Брониславом Малиновским и Лесли Уайтом. Они рассматривают культуру как способ приспособления человека к природе, способ программирования деятельности людей в обществе. Из теории этого направления вышел знаменитый термин «культурный шок» — резкое погружение человека в незнакомую культуру.
  6. Общественно-историческая. Самое раннее по времени возникновения направление базируется на концепциях Канта и Гегеля. Но самый значительный вклад внес немецкий философ Шпенглер. В своей знаменитом книге «Закат Европы» Освальд Шпенглер представляет историю как чередование отдельных культур, каждая из которых, умирая, превращается в цивилизацию, где господствуют массовые ценности, техника и спорт.
  7. Марксистская. Основоположником школы является Карл Маркс, а продолжателями — Энгельс и Ленин. Во главу угла эта школа ставит материальные отношения. Прежде чем обратить взор к культуре, человек должен удовлетворить свои базисные потребности. Сторонники школы выступали за сознательное управление культурой, в противном случае, если отдаться в руки стихии, то результатом будет пустыня.

Задачи культурологии

Так как культура пронизывает всю жизнь человека, то определить основные задачи культурологии как науки, представляется сложным. Как правило, все ученые-культурологи в качестве первостепенных задач выносят следующие шесть:

  1. проанализировать культуру как систему культурных феноменов;
  2. исследовать ментальное содержание культуры;
  3. выявить типы связей между элементами культуры;
  4. исследовать типологии культур и культурных единиц;
  5. проанализировать проблемы социокультурной динамики;
  6. определить и исследовать культурные коды и коммуникации.

Более полно решить поставленные задачи помогает связь со всеми гуманитарными науками, объектом изучения которых является человек. Культурология не подменяет специальных исследований смежных наук, а имеет свой специфический предмет изучения, хотя и использует данные, полученные в результате развития других направлений гуманитарного знания.

Так культурологии близка философия, основным вопросом которой является определение смысла человеческой жизни.

Социология представляет различные модели поведения человека в обществе, межличностные отношения, характеристики общественных структур, которые культурология пытается осмыслить и описать.

Сведения о типах государственных структур, типах и свойствах разных политических режимов, способах политического управления обществом, анализируемые политологией, также необходимы для культурологических исследований.

Психологические модели человеческих типов и поведения человека в разных жизненных ситуациях, являющиеся предметом изучения науки психологии, расширяются и уточняются культурологическими исследованиями.

Этнография дает культурологии богатый материал для исследования национального культурного менталитета.

Каждый исследователь культуры должен быть историком, чтобы уметь выявлять как общекультурные, вневременные закономерности, так и особенности культурного менталитета в определенную историческую эпоху. Данные истории также помогают выстроить теорию возникновения и развития культуры, определить основные пути ее исторического развития.

Особое значение имеет связь культурологии с литературоведением и искусствознанием. Произведения литературы и искусства, так как описывают культурологические модели, пытаются их осмыслить, осваивать.

Замечание 1

Таким образом, культура может рассматриваться в различных аспектах – философском, психологическом, историческом, социальном, эстетическом и др. И все эти аспекты дают возможность культурологии выявить основные закономерности такого сложного явления, которым является культура.

↑хЯРНПХЪ ЙСКЭРСПШ

дХЯЙСЯЯХХ Н ОПЕДЛЕРЕ ХЯРНПХХ ЙСКЭРСПШ БШЪБХКХ НАХКХЕ ОНДУНДНБ Х ПЮГМННАПЮГХЕ ЛМЕМХИ ОН ЩРНЛС БНОПНЯС. хЯРНПХЪ ЙСКЭРСПШ МЕ ЛНФЕР АШРЭ ЯБЕДЕМЮ Й ЛНГЮХЙЕ ТЮЙРНБ ХГ ХЯРНПХХ ПЕКХЦХХ, ХЯЙСЯЯРБЮ, КХРЕПЮРСПШ. дКЪ ХЯРНПХЙН-ЙСКЭРСПНКНЦХВЕЯЙХУ ХЯЯКЕДНБЮМХИ ОПЕДЯРЮБКЪЕР ХМРЕПЕЯ ОНГХЖХЪ НРЕВЕЯРБЕММНЦН ХЯРНПХЙЮ ЙСКЭРСПШ о.м. лХКЧЙНБЮ (1859 – 1943), ЙНРНПШИ ОПХГШБЮК ХГСВЮРЭ БЛЕЯРН БМЕЬМЕИ, ОНКХРХВЕЯЙНИ ХЯРНПХХ ЙСКЭРСПМСЧ ХЯРНПХЧ.

хЯРНПХЪ ЙЮЙ МЮСВМЮЪ ДХЯЖХОКХМЮ ХГСВЮЕР ЯОНЯНА ЯСЫЕЯРБНБЮМХЪ ВЕКНБЕВЕЯРБЮ БН БПЕЛЕМХ. мЮ НРАНП Х НОХЯЮМХЕ ТЮЙРНБ АНКЭЬНЕ БКХЪМХЕ НЙЮГШБЮЧР ЖЕММНЯРМШЕ, ЛХПНБНГГПЕМВЕЯЙХЕ Х РЕНПЕРХЙН-ЛЕРНДНКНЦХВЕЯЙХЕ СЯРЮМНБЙХ СВЕМШУ. б ГЮБХЯХЛНЯРХ НР РНЦН, ЙЮЙХЕ ОНДУНДШ Х ОПХМЖХОШ ОНКНФЕМШ Б НЯМНБС ХЯРНПХВЕЯЙНЦН ХЯЯКЕДНБЮМХЪ, ЯНГДЮЧРЯЪ ПЮГМШЕ ЛНДЕКХ ХЯРНПХВЕЯЙНЦН ОПНЖЕЯЯЮ. дПСЦХЛХ ЯКНБЮЛХ, НЯЛШЯКЕМХЕ ХЯРНПХХ СВЕМШЛ ОПНХЯУНДХР ВЕПЕГ ЙНМЙПЕРМСЧ ЙСКЭРСПС, ВРН ОНГБНКЪЕР НОПЕДЕКЪРЭ ЯЮЛС ХЯРНПХЧ ЙЮЙ ТЕМНЛЕМ ЙСКЭРСПШ. хЯРНПХВЕЯЙНЕ ЯЮЛНЯНГМЮМХЕ ЕЯРЭ НДМНБПЕЛЕММН Х ЙСКЭРСПМЮЪ ХДЕМРХТХЙЮЖХЪ ВЕКНБЕЙЮ.

хЯРНПХЪ ЙСКЭРСПШ ЙЮЙ ЯСАДХЯЖХОКХМЮ ХЯРНПХВЕЯЙНИ МЮСЙХ ПЮЯЙПШБЮЕР ОПНЖЕЯЯШ ХЯРНПХВЕЯЙНИ ОНЯКЕДНБЮРЕКЭМНЯРХ ПЮГБХРХЪ ЙСКЭРСПШ, Ю РЮЙФЕ ОПЕЕЛЯРБЕММНЯРХ ЙСКЭРСПМНЦН ПЮГБХРХЪ ПЮГМШУ ЩОНУ, ЯРПЮМ, МЮПНДНБ. щРЮ МЮСЙЮ РЕНПЕРХВЕЯЙХ БНЯОПНХГБНДХР КНЦХЙС ПЮГБХРХЪ ЙСКЭРСПШ, БШДЕКЪЕР НОПЕДЕКЕММШЕ РХОШ Х ЛНДЕКХ ЙСКЭРСПМНЦН ПЮГБХРХЪ, ХГСВЮЕР ЙСКЭРСПМШИ НАКХЙ ПЮГКХВМШУ ЩОНУ. б ПЮАНРЮУ ОН ХЯРНПХХ ЙСКЭРСПШ ХЯЯКЕДСЕРЯЪ БЙКЮД МЮПНДНБ Б ЛХПНБСЧ ЖХБХКХГЮЖХЧ, БШЪБКЪЧРЯЪ ГЮЙНМНЛЕПМНЯРХ ЙСКЭРСПМН-ХЯРНПХВЕЯЙНЦН ОПНЖЕЯЯЮ, ЕЦН РПСДМНЯРХ Х ОПНРХБНПЕВХЪ. хЯРНПХЙХ ЙСКЭРСПШ БШЪБКЪЧР НЯНАЕММНЯРХ ЙСКЭРСП Х ОПНБНДЪР ЯНОНЯРЮБХРЕКЭМШИ ЮМЮКХГ ПЮГКХВМШУ РХОНБ ЙСКЭРСП, ЯСЫЕЯРБНБЮБЬХУ Б ДЮКЕЙНЛ ОПНЬКНЛ, ЯРПЕЛЪЯЭ РЕЛ ЯЮЛШЛ ПЮЯЙПШРЭ ХЯРНЙХ ЙСКЭРСПМНЦН РБНПВЕЯРБЮ ВЕКНБЕЙЮ.

нДМХЛ ХГ ДХЯЙСЯЯХНММШУ ЪБКЪЕРЯЪ БНОПНЯ Н ЯННРМНЬЕМХХ ХЯРНПХХ Х ЙСКЭРСПМНИ ЮМРПНОНКНЦХХ. нДХМ ХГ БЮПХЮМРНБ ПЮГКХВХЪ ЩРХУ МЮСЙ АШК ОПЕДКНФЕМ ТПЮМЖСГЯЙХЛ СВЕМШЛ йКНДНЛ кЕБХ-яРПНЯНЛ (П.1908), ЙНРНПШИ ПЮГКХВЮК ЩРХ МЮСЙХ ОН ОПЕДЛЕРС ХЯЯКЕДНБЮМХЪ. хЯРНПХЙ, МЮ ЕЦН БГЦКЪД, ГЮМХЛЮЕРЯЪ «ЦНПЪВХЛХ» ЙСКЭРСПЮЛХ, Б ЙНРНПШУ ХДЕР ГЮЛЕМЮ ЛХТНКНЦХВЕЯЙНЦН ЯНГМЮМХЪ МЮ МЮСВМНЕ НАЗЪЯМЕМХЕ, ТНПЛХПСЕРЯЪ РЕМДЕМЖХЪ Й ОНЯРНЪММНЛС ЯНГДЮМХЧ РЕУМНКНЦХВЕЯЙХУ МНБЬЕЯРБ. хЯРНПХЪ, РЮЙХЛ НАПЮГНЛ, ТНЙСЯХПСЕР ЯБНЕ БМХЛЮМХЕ МЮ НАШДЕММНЛ Х ХМДХБХДСЮКЭМНЛ. юМРПНОНКНЦЮ, ОН ЕЦН ЛМЕМХЧ, ХМРЕПЕЯСЧР «УНКНДМШЕ» ЙСКЭРСПШ, ЙНРНПШЕ, МЮНАНПНР, РЪЦНРЕЧР Й ГЮЛЕМЕ ХЯРНПХХ ЛХТНЛ.

яСЫЕЯРБСЕР Х ДПСЦЮЪ РНВЙЮ ГПЕМХЪ, ЯНЦКЮЯМН ЙНРНПНИ ЙСКЭРСПМЮЪ ЮМРПНОНКНЦХЪ ОПЕДЯРЮБКЪЕР ЯНАНИ ЯХЯРЕЛС НОХЯЮМХЪ ТЮЙРНБ ЙСКЭРСПШ Б ЯХМУПНММНЛ ЯПЕГЕ, Ю ХЯРНПХЪ ЙСКЭРСПШ, ЯННРБЕРЯРБЕММН, УЮПЮЙРЕПХГСЕРЯЪ ЙЮЙ ДХЮУПНММШЕ ХЯЯКЕДНБЮМХЪ. хЯРНПХЪ ЙСКЭРСПШ ЯНГДЮЕР ТСМДЮЛЕМР ДКЪ РЕНПЕРХВЕЯЙХУ ХЯЯКЕДНБЮМХИ Б НАКЮЯРХ ЙСКЭРСПНКНЦХХ.

хЯРНПХЙН-ЙСКЭРСПМШЕ ХЯЯКЕДНБЮМХЪ Б МЮЬЕИ ЯРПЮМЕ НЯСЫЕЯРБКЪКХЯЭ Б РПСДЮУ я.я. юБЕПХМЖЕБЮ, к.л. аЮРЙХМЮ, л.л. аЮУРХМЮ, бЪВ. бЯ. хБЮМНБЮ, ъ.щ. цНКНЯНБЙЕПЮ, ю.ъ. цСПЕБХВЮ, к.м. цСЛХКЕБЮ, ц.я. йМЮАЕ, к.о. йЮПЯЮБХМЮ, м.х. йНМПЮДЮ, д.я. кХУЮВЕБЮ, ю.т. кНЯЕБЮ, е.л. лЕКЕРХМЯЙНЦН, б.ъ. оПНООЮ, ю.м. оШОХМЮ, а.ю. пШАЮЙНБЮ Х ДП.

Степень: Академический бакалавр/ Прикладной-бакалавр

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Обществознание – профильный предмет, по выбору вуза
  • История – по выбору вуза
  • Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – по выбору вуза

Культурология – дисциплина, появившаяся в нашей стране лишь в постсоветское время и вобравшая в себя мировой опыт, наследие, как нашей страны, так и человечества в целом. В силу относительно короткого отрезка времени развития науки профессиональные исследовательские области данной сферы остаются подвижными, а круг интересов специалистов данного направления включает в себя множество различных течений, начиная от исторической семантики и заканчивая последними произведениями искусства визуальной культуры. Несмотря на недавнее становление отечественной науки, отечественное культурологическое образование считается одним из наиболее фундаментальных и перспективных в мире. Молодая, развивающаяся наука привлекает к себе будущих абитуриентов, умеющих ценить прекрасное, стремящихся к обогащению культурного наследия собственной страны и человечества в целом, готовых приложить усилия для того, чтобы повысить уровень духовной и материальной культуры государства.

Значение в России

Одним из главных теоретиков культурологии в России можно назвать русского философа Николая Данилевского. В мировой науке он наряду со Шпенглером считается основоположником общественно-исторической или, иначе, цивилизационной школы в культурологии. Пик его творчества пришелся на вторую половину XIX века, когда в среде российских мыслителей не утихал спор между славянофилами и западниками о месте России в мировой культуре.

Свои основные взгляды Данилевский изложил в книге «Европа и Россия», в которой автор активно оппонирует европоцентристской концепции культуры. На извечный вопрос о месте России между Востоком и Западом Данилевский отвечает об особой роли славянской цивилизации в будущем мироустройстве. На труды Данилевского опирались в дальнейшем видные русские философы. Помимо культурологического аспекта, «Россия и Европа» остается фундаментальным учебником по геополитике для государственных деятелей России.

В годы советской власти в культурологической области господствовала марксистская теория исторического материализма. Но уже в 60-е годы под видом критики буржуазных теорий западные культурологические концепции становятся доступны для советских ученых. Одним из главных невольных популяризаторов науки о культуре стал армянский социолог Эдуард Маркарян. К 90-м годам были изданы десятки книг российских авторов и появились переводы зарубежных культурологов.

К тому времени в научном сообществе сформировались два крыла:

  • социальное — основанное на англо-американской и немецкой антропологии;
  • гуманитарное — опирающееся на труды отечественных ученых и на принципы французской символической школы.

В 1989 году, когда культурология как наука получила право на жизнь в России, начинают предприниматься попытки объединить социальную и гуманитарную части в единую науку. Кроме того, новой вузовской дисциплиной пытались заменить отмененный «истмат». Но попытка объединить изучение общества и культуры в рамках одной науки оказалась безрезультатной. Культурология едва не пала жертвой очередного запрета.

Существует довольно популярное мнение, что культурология — не особо нужный предмет. Но в современном обществе, когда, с одной стороны, идет процесс глобализации, а с другой — увеличивается культурное многообразие, профессия культуролога становится очень востребованной.

Особенно существенно это в многонациональной России, где культурный фактор необходимо учитывать в первую очередь.

Культурология своими словами для детей

Культурология — это наука, которая изучает культуру. Культура — это всё то, что люди создают и делают: язык, искусство, музыку, традиции, обычаи и многое другое. Культурология помогает нам понять, как культура влияет на нашу жизнь и как мы влияем на нее. Она изучает, как люди живут, работают и общаются друг с другом в разных странах и культурах. Культурологи исследуют, как люди выражают свои идеи и чувства через искусство, музыку и литературу. Они также изучают, как культура меняется со временем и как она влияет на наше сознание и поведение. Культурология помогает нам понять, что каждая культура уникальна и имеет свои особенности. Это позволяет нам лучше понимать и уважать другие культуры, а также быть более открытыми и толерантными к различиям.

Используемая литература:1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Проспект, 2010.2. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2-х ч. / Под ред. И.Т. Фролова. – М., 1989.3. Губин В.Д. Философия: учеб.- М.: Проспект, 2010.4. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. Изд. 5-е перераб. и доп. – М.: Логос,2 004.5. Основы философии в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов. -Ростов н/Дону, 1997.6. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – Воронеж, 1995.7. Социальная философия / Под ред. Н.В. Лавриненко. – М., 1995.8. Спиркин А.Г. Философия: Учебник.-2-е изд. – М.: Гардарики,2009.9. Тэйчман Д., Эванс К. Философия. Руководство для начинающих / Пер. с англ. – М., 1997.10. Философия: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. Вузов / Под общ. ред. В.Л. Калашникова. – М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.11. Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. – М., 1997.12. Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.П. Кохановского. – Ростов н/ Дону, 1995 (и др. изд.).13. Философия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова.- 3-е изд., перераб. и доп.-М.: ЮНИТИ-ДАНА,2004.14. Философия: учебник/ под ред. А.Ф.Зотова, В.В.Миронова, А.В.Разина.- 6-е изд., перераб. и доп.- М.: Академ. проект, 2009.Значение термина Культурология на academic.ru

Развитие культурологии как научной дисциплины

Культурология — это научная дисциплина, которая изучает культурные явления, процессы и признаки в различных аспектах. Она основывается на междисциплинарном подходе, объединяя знания и методологии различных областей, таких как история, философия, социология, антропология и другие.

Развитие культурологии началось в XIX веке, хотя идеи и концепции, связанные с понятием культуры, существовали задолго до этого времени. Одним из первых исторических источников расценивают труды немецкого философа Иммануила Канта, который в своих работах в конце XVIII века ввел понятие «культура» и рассматривал ее как способность человека формировать собственное поведение и развиваться как личность.

В XIX веке на культурологические исследования значительное влияние оказали такие ученые и философы, как Фридрих Ницше, Георг Зиммель, Маркс и Энгельс. Они разрабатывали свои концепции культуры и общества, их взаимосвязи и влияния друг на друга.

Однако культурология как самостоятельная научная дисциплина начала формироваться лишь в XX веке. Ее зарождение связано с развитием социологии, антропологии и культурной антропологии.

В первой половине XX века французские исследователи Марсель Мосса и Бронислав Малиновский внесли существенный вклад в формирование культурологии, разрабатывая теории о структуре культуры и ее влиянии на поведение и мировоззрение людей.

Вторая половина XX века стала периодом активного развития культурологии. Появились новые направления и школы мысли, такие как школа Франкафуртского университета, структурный функционализм, феноменология и постструктурализм. Эти направления расширили представление о культуре и позволили применять разнообразные методы исследования.

Современная культурология подразделяется на множество различных подобластей и специализаций, таких как гендерные исследования, социокультурная антропология, культурная политика, массовая культура и другие. Культурология находится в состоянии постоянного развития и активно внедряет новые методы и подходы в исследования, чтобы лучше понять и объяснить культурные явления и процессы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Шампиньон.

Различия бледной поганки и шампиньона