TheDifference.ru определил, что отличие староверов от православных христиан заключается в следующем:
Приверженцы старой веры в быту более отрешены от мира, нежели православные христиане.
Староверы совершают двоеперстное крестное знамение, православные – троеперстное.
Во время молитвы у староверов принято двукратное возглашение «Аллилуйя», у православных – трехкратное.
При богослужении староверы держат руки скрещенными на груди, православные – опущенными по швам.
Все действия во время службы староверы совершают синхронно.
Как правило, для участия в богослужении староверы надевают одежду в старорусском стиле. У православных только для священства существует особый тип одежды.
При богослужении староверы совершают земные поклоны, православные – поясные.
Староверы признают только восьмиконечный крест, православные – восьми-, шести- и четырехконечный.
Различно у православных и староверов написание имени Христа, а также начертание букв над восьмиконечным крестом.
На нательных крестах староверов (восьмиконечные внутри четырехконечного) нет изображения распятия.
Богослужебная реформа Патриарха Никона 1650-1660-х годов вызвала в Русской Православной Церкви раскол, вследствие которого от основной массы верующих отделились несогласные с новыми правилами богослужебной жизни духовенство и миряне. Старообрядцев стали считать раскольниками, их преследовали, часто жестоко. В ХХ веке позиция РПЦ по отношению к старообрядцам смягчилась, однако к молитвенному единению верующих это не привело. Старообрядцы продолжают считать истинным свое учение о вере, относя РПЦ к инославным.
Исторические факты
К концу шестидесятых годов семнадцатого несогласных с церковными нововведениями было не меньше половины государства, но власть гнула свою линию, и в 1685 году при царевне Софье был принят документ «Двенадцать статей».
По сути это было согласие на физическое уничтожение староверов. На несогласных была объявлена охота. В стране происходили массовые казни.
Самыми известными жертвами репрессий стали протопоп Аввакум и боярыня Феодосия Морозова. Первый был сожжен после четырнадцатилетнего сидения в ледяной земельной яме, вторую также приговорили к сожжению, но благодаря заступничеству бояр казнь заменили на заточение в земельную тюрьму, где она и скончалась от голода в 1675 году.
При Петре Первом в 1716 году драконовский документ, принятый во время правления Софьи, был отменен, и старообрядцы получили возможность существовать полулегальным способом, при этом все платежи для них увеличились вдвое, как плата за раскол.
Тех, кто отказывался платить двойной налог ссылали на каторжные работы. Любое богослужение по старому чину каралось смертной казнью.
Часто, видя приближающийся вооруженный отряд, староверы прибегали к самосожжению, не желая сдаваться.
Невзирая на всю жестокость мер, даже в 19 веке насчитывалось большое количество приверженцев старой веры.
Основные отличия при богослужении
В отличие от православной службы древнеправославная использует:
- двуперстие (крестное знамение при помощи двух пальцев);
- крещение не обливанием, а троекратным полным погружением;
- восьмиконечное распятие или простой четвероконечный крест.
Кроме того, крестный ход совершается по часовой стрелке (вслед за солнцем), обрядовые действия производятся синхронно. Имя Исус используется в славянской традиции, без добавления второй буквы и. Применяются также некоторые дораскольные термины и старославянское написание отдельных слов.
Во время службы часто бьются земные поклоны, в отличие от поясных, принятых в православии.
Крестное знамение
Христиане после нововведения осеняли себя крестом складывая три пальца (или перста) – большой, указательный и средний. Троеперстие или «щепоть» подразумевает святую Троицы – Отца, Сына и Святого духа. Хотя раньше, до реформы, использовали для этого всего двуперстие. То есть два пальца – указательный и средний оставляли прямыми или слегка изогнутыми, а остальные складывали вместе.
Оно должно изображать основные два символа веры – Распятие и Воскресение Христа. Именно двуперстие было изображено на многих иконах и пришло из греческих источников. Староверы или старообрядцы до сих пор используют двуперстие, осеняя себя крестным знамением.
Терминология
Разграничение понятий «старообрядчество» и «православная церковь» достаточно условно. Сами старообрядцы признают, что именно их вера православная, а РПЦ называют нововерцами или никонианами.
В старообрядческой литературе XVII – первой половины XIX века термин «старообрядческий» не использовался.
Старообрядцы называли себя по-разному. Староверами, древлеправославными христианами…Также использовались термины «правоверие» и «истинное православие».
В сочинениях старообрядческих начетчиков XIX века нередко употреблялся термин «истинно православная церковь». Широкое распространение термин «старообрядчество» получил только к концу XIX века. При этом старообрядцы различных согласий взаимно отрицали православность друг друга и, строго говоря, для них термин «старообрядчество» объединял по второстепенному обрядовому признаку религиозные сообщества, лишенные церковно-вероисповедного единства
Основные идеи старообрядчества
Основные отличительные особенности древлеправославной церкви от общеправославной:
- двуперстием при совершении молитвенного крестного жеста;
- троекратным полным погружением при крещении;
- использованием восьмиконечного Распятия, потому что четырехконечное считается латинским;
- почитанием простого четырехконечного креста без Распятия;
- запретом на светские типы песнопений (оперное, хроматическое, партесное и др.);
- отсутствием характерных для новообрядцев сокращений и замен (Кафизмы, стихиры и песни канонов полностью воспроизводятся);
- соблюдением начальных и исходных поклонов;
- поддержкой синхронности обрядовых действий (крестного знамения и поклонов);
- совершением крестного хода по часовой стрелке (по солнцу);
- одобрением в большинстве течений древнерусской молитвенной одежды во время службы (кафтаны, косоворотки, сарафанах и др.)
Есть и другие различия старообрядчества. Его сторонники не используют акафисты (кроме «Акафиста о Пресвятой Богородице») и другие поздние молитвенники, а в церковном чтении более широко применяют погласицы. Имя “Исус” пишется с одной буквой “и” в соответствии с правилами славянского написания имени Христа, а некоторые термины сохранились в старославянской форме (Псалтырь, Иеросалим, Давыд, Предотеча, Саватий, Евва, священноинок (а не иеромонах) и др.
Среди староверов выделяют три основные группы: поповцы (считающие, что церкви и прихожанам нужен священник для совершения обрядов), единоверы (перешедшие под юрисдикцию РПЦ, но сохранившие прежние традиции, книги и обряды) и беспоповцы (отвергнувшие священников нового толка и избравшие жизнь без участия духовного лидера).
Нынешняя жизнь староверов и их традиции
Найденное поселение староверов в 1978 году взбудоражило все пространство тогда еще существовавшего Советского Союза. Миллионы людей буквально «прилипали» к телевизорам, чтобы увидеть уклад отшельников, который практически не изменился со времен дедов, прадедов.
В настоящее время в России насчитывается несколько сотен поселений староверов. Староверы сами учат своих детей, старики и родители находятся в особом почитании. Все поселение усиленно работает, для питания все овощи b фрукты выращиваются семейством, обязанности распределены очень строго.
Случайного захожего гостя примут с доброжелательностью, но кушать и пить он будет из отдельной посуды, чтобы не осквернить членов общины. Уборка в доме, стирка и мытье посуды осуществляется только колодезной или родниковой проточной водой.
Таинство крещения
Староверы стараются обряд крещения младенцев провести в течение первых 10 дней, перед этим очень тщательно выбирают имя новорожденному, оно обязательно должно быть в святцах. Все предметы для крещения несколько дней перед таинством очищают в проточной воде. Родители на крестинах не присутствуют.
Кстати, баня у отшельников – нечистое место, поэтому крестик, полученный при крещении, снимают и надевают только после омовения чистой водой.
Венчание и похороны
Староверческая церковь запрещает вступать в брак молодым людям, которые являются родными до восьмого колена или связанные «крестом». Венчание проводится в любой день, кроме вторника и четверга.
Венчание у староверов
Замужние женщины не выходят из дома без головного убора.
Похороны не являются особым событием, у староверов нет траура. Тело покойника омывают люди одного пола, специально выбранные в общине. В сколоченный гроб насыпается стружка, на нее кладется тело и накрывается простыней. Крышки у гроба нет. После похорон нет поминок, все вещи покойных раздаются в селении в качестве милостыни.
Староверческий крест и крестное знамение
Церковные ритуалы и богослужения происходят около восьмиконечного креста.
На заметку! В отличие от православных традиций, на нем нет изображения распятого Иисуса.
Помимо большой перекладины, к которой были прибиты руки Спасителя, есть еще две. Верхняя перекладина символизирует табличку, на ней обычно писался грех, за который осужденный распинался. Нижняя маленькая доска – символ весов для взвешивания людских грехов.
У староверцев используется восьмиконечный крест
Важно! Нынешняя православная церковь признает право на существование староверческих церквей, а также кресты без Распятия, как знаки христианства. Православные верующие накладывают крестное знамение тремя пальцами, которые обозначают единство Святой Троицы
Именно эта традиция легла в основу конфликта между староверами и новым никоновским течением, староверческие христиане отказывались осенять себя, по их словам, кукишем. Староверы до сих пор крестятся двумя пальцами, указательным и средним, произнося при этом дважды «Аллилуйя».
Православные верующие накладывают крестное знамение тремя пальцами, которые обозначают единство Святой Троицы. Именно эта традиция легла в основу конфликта между староверами и новым никоновским течением, староверческие христиане отказывались осенять себя, по их словам, кукишем. Староверы до сих пор крестятся двумя пальцами, указательным и средним, произнося при этом дважды «Аллилуйя».
К богослужению отшельники относятся с особым почитанием. Мужчины обязательно надевают чистые рубахи, а женщины – сарафаны и платки. Во время службы все присутствующие в храме стоят со скрещенными на груди руками, демонстрируя смирение и покорность.
В староверческих церквях не признается современная Библия, а только дониконовское Писание, которое тщательно изучается всеми членами поселения.
Пять или четыре?
В католицизме практикуется двоеперстие, как и у старообрядцев царской России, раскольников. В этом случае два пальца также означают двойную сущность Спасителя-богочеловека. Интересно, как интерпретируется совершение крестного знамения ладонью. Пять пальцев руки молящегося символизируют раны Христа: четыре — от гвоздей и одну — от копья римского воина, проткнувшего бок Спасителя. Однако стоит отметить, что в католической традиции Иисус Христос был распят тремя гвоздями: двумя — в области кистей, одним — в скрещенные ноги, итого — три, то есть мы наблюдаем явное противоречие в трактовке символов в католицизме.
Однако главным отличием всё же считается не положение пальцев молящегося. Существует мнение, что если крестное знамение совершается справа налево, как в православии, то это означает нечто исходящее от Бога к человеку. Другими словами, молящийся как бы благословляет себя, осеняя крестом
Если креститься слева направо, как это делает подавляющее большинство католиков, то это имеет противоположный смысл: человек обращается к Богу, католикам важно общение с Богом
Традиционным в христианской культуре считается, что левая сторона — сторона Дьявола, то есть, совершая знамение слева направо, ты отрекаешься от Сатаны и дел его, переходя на сторону света. В православии концепция понимания левой и правой стороны аналогичная, но обратный порядок, от правого плеча к левому, символизирует победу божественного, добра над злом, жизни над смертью: «Христос воскрес из мертвых, смертью смерть поправ и пребывающим во гробах жизнь даровав!» — поётся в Пасхальном тропаре.
Где еще встречаются староверы
В 17 веке большинство раскольников селилось на периферии государства, у северных морей, на Урале, на Дону. Но некоторые перебрались на территории соседних государств.
Например, Белокриницкая метрополия возникла в Черновицкой области, которая тогда принадлежала Австро-Венгрии. Другие переселились на балтийское побережье, в основном на территорию современной Латвии. Кстати, часть староверов ушла в Китай.
Между прочим, на территории Южной Америки до сих пор сохранились старообрядческие поселения. Но чаще всего их можно встретить в Бразилии и Боливии.
Кстати, прижились приверженцы этой веры и в мексиканской части Калифорнии. После революции 1917 года многие российские староверы переселились в США и Канаду.
Часто задаваемые вопросы
Некоторых христиан, и также и старообрядцев, могут интересовать масса вопросов, которые в повседневной жизни встречаются довольно часто. Рассмотрим некоторые из них.
Можно ли староверам ходить в православную церковь и можно ли креститься двумя перстами
Посещать Божий храм старообрядцам разрешается, а если же приверженцы старой веры изъявляют желание быть православными, то сперва им необходимо принять Миропомазание, то бишь Таинство, которое соединит человека с христианским новым верованием.
Креститься же двумя или тремя перстами на сегодняшний день не имеет какого-либо особого значения, так как эти два обряда были признаны равночестными. Но все же стоит заметить, что если посещать Божий храм и креститься там двоеперстием, когда все остальные крестятся лишь темя перстами, будет выглядеть нелепо и даже некрасиво;
Может ли старовер быть крестным у православного
Не стоит, полностью отвергать возможность присутствия в качестве крестного неправославного христианина во время выполнения православного обряда Крещения, однако это возможно лишь в том случае если старообрядец будет лишь одним из крестным, а второй крестный родитель обязательно будет христианином нового верования.
Также имеется еще одно условие при котором старообрядцу разрешается принимать участие в церемонии, если он не будет предпринимать каких-либо попыток воспитания дитя в неправославных традициях.
Господь всегда с Вами!
Мир Дому Сему!!! Мысли смешались от того, что давно в моей голове происходит, вот и писать начал с смыслом, чтоб поняли, но все смешано кувырком. Знаю точно много те кто состоятельный(богат деньгами и их количеством) и живёт в миру с семьёй, они все Благодарны Господу и делают так как завещали предки. Когда у них проблемы, бросают все дела и пост держат, все проблемы сами уходят, после дальше живут той же жизнью, что и жили. Знаю много людей, которые не чтили веру предков, они не тут и не там, но когда приходила беда и они начинали делать как положено посты, молитвы им так же помогало, после большинство возвращались на прежнее к атеизму, так и на прежний не какой уровень возвращались, не знаю не одного кто это может оспорить, а вы. Каждого из вас Всевышние силы направляют, но не каждый идёт нужной дорогой или до конца как положено. Знание и техника дана для того, чтоб вам проще жилось, но факт в том, что не правильно пользуются люди этим, в основном атеисты, которые рано или поздно превращают рай земной в адскую землю. Тыкать вам пальцем не собираюсь на эти места, вы и так их хорошо знаете, попробуйте очистить их сегодня, государство антигосподнее у которого все сбережения не смогут это сделать. Как было из покон веков Народ Правильный пресикал и своими делами чистил, так оно и осталось, но их на земле мало осталось и они уходят из этих мест далеко. На счёт церкви вашей она давно не божья, места где ещё остался Господь их единицы. Как найти объясню и как отличить от мест не верных. Первое любой храм для людей где сила Господня, его не строят как попало. Храм Небесам Господнем строится лишь людьми, которые чисты и после долгого поста, во время строительства не каких злых дел не должно быть у них и тем более другого вероисповедания. Так и росписи в ручную в нем и теми кто имеет право писать так же как строительство храма после долгого поста не фотки освещенные. Кто из вас покажет такой храм? Одни идоло поклонники сегодня. Иконы из лавки, это лишь бумажки с картинками и лишь антигосподнее вас дурманет тем, что достаточно покрестить. Вы все смешные сегодня. У старообрядцев дома молебные чистые, Дух Святой в них присутствует. Не один не слышит, что говорят Старцы. Ума нет у населения в сей день. Христиане давно ушли от Господнего. Сегодня большинство не атеисты не Дети Господне. Сами себя отлучают от правильных дел. Одни Рабы сегодня у Рабов. Себя из детей Господних превратили в Рабов. У вас у всех работа, рабы. Не дело спо талантам. Трудиться не один не желает, а работать в очередь. Смеяться над вами или вы сами посмеётесь. Молитесь Просите, чтоб Царь Господа пришёл, не могу прийти держат оковы. От его имени говорю. Во Славу Небесам Господнему. Господь с Нами.
В последнее время, увлекаясь изучением русской культуры, разными путями духовного и физического развития многие люди стали интересоваться староверами. Действительно, староверы – кто они? Существует множество мнений и взглядов на этот счет. Одни считают, что это те православные христиане, которые исповедуют веру, бывшую до церковного раскола времен реформы Никона. Другие думают, что это люди, которые избрали для себя веру, которую православные священники называют языческой. Старую веру, которая была распространена до Крещения Руси по приказу князя Владимира.
Течения и виды старообрядчества
Учитывая региональность и удаленность друг от друга
недовольных новыми правилами реформы Никона, спустя несколько десятилетий
появились разные течения старообрядцев. Это связано с тем, что
священнослужители, вдохновлявшие раскольников и собиравшие большое число
последователей, не только стремились отстоять принципы староверия, но и
внедрить свои собственные идеи и убеждения.
Представители разных согласий старообрядчества не признавали друг друга, считая именно свою веру и традиции истинными.
Поповское
согласие
Наиболее популярным течением старообрядчества было «поповство».
Староверы этого согласия существовали и вели свою деятельность аналогично
православной церкви. У них были свои священники, которые считались необходимыми
для проведения обрядов и таинств. Оплот поповцев-старообрядцев находился в
Нижегородской области, позднее распространился по России – в Донскую область,
Чернигов, а в 19 веке главная община находилась в Москве.
Священнослужителей старообрядцы принимали из
православной церкви, поскольку сами не могли рукоположить духовенство, к тому
же считали, что преемственность сохраняется, не смотря на реформы.
В 1846 году возникла Белокриницкая иерархия, которая
и по сей день остается ведущим течением в старообрядчестве. Часть раскольников
перешла в беспоповкую секту, не захотев подчиняться митрополиту Боснийскому
Амвросию, перешедшего из православия в старообрядцы.
Единоверие
Единоверы, так называемые православные старообрядцы.
1800 году они перешли в подчинение Русской православной церкви, при этом
сохранили все традиции старообрядчества в неизменном виде, поскольку православным
митрополитом были объявлены «пункты единоверия».
На сегодняшний день продолжают существовать
единоверческие общины.
Беспоповские
секты
Как следует из названия это течение старообрядчества
осуществляло свою деятельность без священнослужителей. После смерти попа
заменить его было некому, а тех, кто следовал новым принципам и традициям в
православии старообрядцы не доверяли. Поэтому оставшись без священника,
староверы были вынуждены назначать мирянина на эту должность. Пришлось
отказаться от элементов, которые мог проводить только духовный чин, но в целом
богослужения продолжались проводиться.
Массовое место проживания беспоповских сект
относится к северным районам России (наиболее распространено Даниловское Поморское
и Федосеевское согласие), Карелии, Вятской губернии, Нижегородской области, но
как явление они встречались повсеместно.
Помимо отказа отказа от священнослужителей, у этого
течения появилось много форм. Некоторые согласия полностью отказывались от
икон, считая их оскверненными, молились глядя строго на восток, для чего в
стене дома проделывали дыру (от чего получили название «дырники»). Иные предпочитали
бежать и скрываться от властей, не уплачивать налоги и другие повинности (таких
называли бегуны или странники).
Список раскольников Даниловской беспоповской секты 1904 года Вятская губерния. Старообрядцы Орловского уезда. Источник ГАКО
Главные составляющие веры
В ходе развития истории у представителей “старой” церкви сформировались свои атрибуты веры.
Символ веры – система центральных догматов христианского вероучения. Во время реформы старообрядчества в Символ веры было внесено изменение: исключен союз “а” в словах о Сыне Божием, который служил противопоставлением. Старообрядцы категорически против такого прочтения и за то, чтобы оставить фразу в прежнем виде («рожденна, а не сотворенна»). Они отрицали произвольное изложение догматов и были готовы даже за одну букву выбрать страдание и смерть.
Кроме того, считают, что греческие слова в тексте τò Κύριον трактуются как “Господственный и истинный”, что означает необходимость исповедовать Духа Святого также истинно, как Бога Отца и Бога Сына.
- Сугубая аллилуия. Двойное произнесение “аллилуии” (на древнееврейском – “хвалите Бога”), за которое выступают старообрядцы, в ходе реформы поменялось на трегубое (тройное) перед фразой “слава Тебе, Боже”. Новообрядцы считают, что трехкратная “аллилуйя” соответствует учению о Святой Троице.
- Поклоны. Представители движения старообрядчества не допускают замену земных поклонов на поясные. Считают, что поклоны бывают обычные (до груди или до пупа), средние (до пояса), малые земные, символизирующие покаяние, и великие земные поклоны, при которых голову нужно преклонить до пола.
- Церковное пение. Сторонники прежних правил сохранили крюковое пение (знаменное и демественное), которое так именуется из-за способа записи мелодии специальными «знаменами» или «крюками». В нем присутствует специфический стиль исполнения, при котором нет пауз и остановок, а пение в полный голос сменяется умеренным темпом. Человек должен пропевать молитву естественным голосом без классической постановки. Пение отличается высоким воспитательным значением.
Изначально в составе церковного хора были исключительно мужчины. Но в современных старообрядческих церквях часто не хватает певцов, поэтому основу хора в большинстве приходов составляют женщины.
Сравнение старообрядческой церкви и православной
В чем же разница между старообрядческой церковью и православной?
В старообрядческой церкви принято двуперстное крестное знамение. Совершенная и единственно признанная форма изображения креста – восьмиконечная. В православии признаются также четырехконечные и шестиконечные кресты. Крестное знамение трехперстное. Также православные произносят «Аллилуйя» не дважды, как староверы, а трижды.
В старообрядческой церкви сохраняются некоторые древние написания слов и старые названия. Например, инок вместо иеромонаха, Иеросалим вместо Иерусалима.
Старообрядцы имя Христа пишут как Исус, а православные – Ии
сус. Также отличаются самые верхние начертания на кресте. У староверов это ЦРЬ СЛВЫ (Царь Славы) и IС ХС (Исус Христос). На православном восьмиконечном кресте написано ИНЦИ (Иисус Назорей Царь Иудейский и IИС ХС (Ии
сус Христос).
Для Святых Даров в православной церкви используется агнец, специальный Литургический хлеб. Он приготовляется служащим священником во время проскомидии. Этот обычай возник примерно в IX веке, поэтому его нет в старообрядческой церкви.
Иконы в старообрядческой церкви пишутся в традиционном византийском и древнерусском стиле. В православной церкви заметно влияние западноевропейской живописи. В РПЦ запрещено изготовление литых икон. Такого запрета в старообрядчестве нет.
В православной церкви не приняты начальные и конечные поклоны на богослужении. Во время службы совершаются поясные поклоны, в исключительных случаях земные.
В старообрядческой церкви в начале и в конце службы совершаются поклоны. Во время службы принято совершать земные поклоны. Все действия верующих синхронные, чего нет в православии.
Церковное пение в старообрядческой церкви унисонное, монодическое. Не приветствуется принятое в православии хроматическое и партесное, так называемое, светское пение. В церковном чтении старообрядцев широко используются погласицы.
В Символе Веры в православной церкви убрано принятое у староверов противопоставление понятий «рожденна, несотворенна». В древнем изложении, которое исповедуют староверы, это звучит как «рожденна, а несотворенна». Также у староверов существует несогласие с тем, что Дух Святой тоже должен исповедоваться, как истинный. В православном символе читаем всего лишь: «Бога истинна от Бога истинна» касаемо Отца и Сына.
В православной церкви богослужения совершаются по Славянскому Типикону, сложившемуся на основе Иерусалимского устава. Старообрядческие службы проходят по Иерусалимскому древнему уставу.
Крестный ход вокруг храма в старообрядческой церкви принято совершать по часовой стрелке, то есть по солнцу. В православной церкви крестный ход идет против часовой стрелки.
В старообрядческой церкви не принято исполнять Акафисты, кроме Акафиста Похвалы Богородицы. Отвергаются и другие молитвенные сочинения, не имеющие древнего происхождения. В православной церкви много акафистов. Они служатся на молебнах и читаются дома.
Вода, освященная в канун Богоявления считается Великой Агиасмой. В православной так называется вода, освященная в день самого праздника.
Четыре раза в году, во второе, третье, четвертое и пятое воскресенье Великого поста в православной церкви совершается Пассия – особая служба, посвященная чтению текстов Евангелия, повествующих о страстях Христовых. В старообрядческой церкви Пассия не служится.