в

Мусульмане сунниты и шииты — в чем разница

История раскола шиитов и суннитов

Это трагическое и глупое разделение не основывается на каких-либо серьезных и глубоких различиях. Оно, скорее, традиционное. Летом 632 года пророк Мохаммед умирал, а за занавеской из пальмовых волокон уже начался спор, кто заменит его — Абу Бекр, тесть Мохаммеда, или Али — зять и двоюродный брат пророка. Борьба за власть и была первопричиной раскола. Шииты считают, что первые три халифа — Абу Бекр, Осман и Омар — некровные родственники пророка — незаконно узурпировали власть, и только Али — кровный родственник — обрел ее законно.

В одно время даже существовал Коран, состоящий из 115-ти сур, в то время как традиционный Коран содержит 114. 115-я, вписанная шиитами, названная «Два светила», была призвана поднять авторитет Али на уровень пророка Мохаммеда.

Борьба за власть в конце концов привела к убийству Али в 661 году. Его сыновья Хасан и Хусейн также были убиты, причем гибель Хусейна в 680 году у города Кербела (современный Ирак) до сих пор воспринимается шиитами как трагедия исторических масштабов. В наше время, в так называемый день Ашуры (по мусульманскому календарю в 10-й день месяца махаррама) во многих странах шииты проводят траурные процессии, сопровождающиеся бурным проявлением эмоций, люди наносят себе удары цепями и саблями. Сунниты тоже чтят Хусейна, но считают излишним такой траур.

Во время хаджа — паломничества мусульман в Мекку — разногласия забываются, сунниты и шииты вместе преклоняются Каабе в Запретной мечети. Но многие шииты совершают паломничество в Кербела — туда, где был убит внук пророка.

Шииты пролили много крови суннитов, сунниты — шиитов. Самый длительный и серьезный конфликт, с которым сталкивается мусульманский мир — это не столько конфликт между арабами и Израилем, или между мусульманскими странами и Западом, сколько конфликт внутри самого ислама из-за раскола между шиитами и суннитами.

«Теперь, когда осела пыль войны в Ираке, стало ясно, что неожиданными победителями в ней оказались шииты, — писал вскоре после свержения Саддама Хусейна научный сотрудник лондонского Королевского Института по международным делам Май Йамани, — Запад осознал, что местонахождение основных запасов нефти совпадают с теми районами, в которых шииты составляют большинство — Иран, Восточная провинция Саудовской Аравии, Бахрейн и Южный Ирак». Именно поэтому американское правительство заигрывает с шиитами. Даже убийство Саддама Хусейна — это своеобразная подачка шиитам. В то же время — свидетельство того, что сценаристы иракского «правосудия» пожелали внести еще больший раскол между шиитами и суннитами.

Сейчас нет мусульманского халифата, из-за власти в котором и началось разделение мусульман на шиитов и суннитов. Значит, нет уже предмета спора. А теологические различия настолько надуманны, что могут быть нивелированы ради единства мусульман. Нет большей глупости, чем суннитам и шиитам вечно держаться этих различий.

Пророк Мохаммед незадолго до смерти сказал собравшимся в мечети мусульманам: «Смотрите же, не становитесь после меня заблудшими, которые рубят друг другу головы! Присутствующий да известит об этом отсутствующего». Затем Мохаммед обвел людей взглядом и дважды спросил: «Довел ли я это до вас?» Все это услышали. Но сразу после смерти пророка мусульмане стали «рубить друг другу головы», ослушавшись его. И до сих пор не желают услышать великого Мохаммеда.

Не пора ли остановиться?

В мире немало религий, но еще больше каждая религия имеет ветвей. К примеру, в исламе существует два больших направления – сунниты и шииты, которые имеют как теологические, так и некоторые политические разногласия, которые в наше время переросли в полномасштабную войну. Однако уже сейчас многие исследователи этого конфликта понимают, что он скорее политический. Сами же мусульмане, возможно, уже и забыли бы про него, продолжая жить своей жизнью, однако, как оказалось, не все так просто.

На арену вышли правители стран, которым оказалось, выгодно вспомнить древнюю вражду между этими двумя течениями, ведь территории некоторых исламских государств оказались ценны своими ресурсами. Помимо этого, был еще и политический интерес со стороны правящих верхушек самого Востока.

Итак, мы в статье рассмотрим подробнее исторические предпосылки формирования различия суннитов и шиитов, а также к чему все это привело в мире сегодня. Немаловажным будет подумать о подоплеке внезапно вспыхнувших распрей между мусульманами, почему это случилось, отчего так произошло? Все это мы и попробуем осветить в данной статье.

Гражданская война, разделившая ислам

Вдова пророка Мухаммеда Айша смотрела на свои войска со спины верблюда. Она знала, что это был судьбоносный момент. Как только началась битва, пути назад уже не было.

Вероятно, около 50 000 воинов собрались у города Басра в Ираке в тот декабрьский день 656 года. Прошло 24 года с тех пор, как умер Мухаммед. И молодая исламская империя столкнулась со своей первой гражданской войной.

То, что такая женщина, как Айша, командовала на поле боя, было необычным зрелищем, но она и не была обычной женщиной. Ее часто называют любимой женой Мухаммеда, и она считала себя “матерью верующих”.

Во главе огромной армии стояли также ее двоюродные братья Талха и Зубайр. Которые также принадлежали к ближайшим сподвижникам Мухаммеда.

Али, первый мусульманин

На другой стороне ждал со своей армией новоназначенный халиф Али ибн Абу Талиб. Говорят, что он ждал в самом дальнем углу, издалека наблюдая за действиями противника.

Он также был двоюродным братом и зятем Мухаммеда. Они выросли в одном доме, и, согласно традиции, Али принял ислам в возрасте десяти лет, став первым спутником Мухаммеда.

Чтобы понять, почему Айша, Талха и Зубайр восстали против Али, мы должны вернуться на несколько лет назад. Часть конфликта вполне могла быть личной. Несколькими десятилетиями ранее Айшу обвинили в неверности во время ее брака с Мухаммедом.

Согласно традиции, Пророк попросил у Али совета. И ответ был таков, что лучше всего было бы развестись со своей женой. Мухаммед ослушался его совета, но Айша никогда не простила этого Али.

Абу Бакр стал халифом

Но конфликт был гораздо сложнее, чем эта семейная драма. Али сражался бок о бок с Мухаммедом и был одним из его ближайших союзников. Поэтому последователи Али были убеждены, что именно он должен был быть назван преемником Пророка.

Однако, после смерти Пророка, его тесть, Абу был избран халифом. Ему на смену пришел Умар, а затем Усман. Царство быстро расширялось благодаря завоеваниям и войнам против Восточных Римских и Персидских царств. За короткое время исламская империя превратилась в великую державу.

Усман происходил из богатой купеческой семьи в Мекке. Как халиф, он благоволил своим родственникам, что привело к небольшому восстанию. В июне 656 Усман был убит в своем доме.

Халиф благодаря повстанцам

Повстанцы хотели видеть Али новым халифом, но он изначально отклонил это предложение. Чтобы стать лидером, он считал, что нуждается в более широкой поддержке среди мусульман.

Итак, Али мог быть избран новым халифом, но оказался бы в очень уязвимом положении. Конечно, он не был причастен к убийству Усмана, но тот факт, что повстанцы помогли ему прийти к власти, вызывал большие подозрения. Родственники Усмана из клана Омейя потребовали, чтобы Али наказал убийц.

Их также поддержала Айша. Поскольку она была вдовой, а ее отец умер, она была относительно свободна в принятии собственных политических решений. У нее было сильное положение, и она считала себя вправе воспользоваться им.

Когда Али, казалось, не справился с отрядами клана Усмана, она подняла восстание против нового халифа.

Течения

Каждое из двух основных исламских направлений внутри себя неоднородно и имеет множество течений, заметно разнящихся друг от друга.

Так, возникший в лоне суннизма суфизм, из-за разбавления индуистскими и христианскими традициями правоверные мусульмане считают искажением учения Мухаммеда. А отдельные практики – почитание умерших учителей – или концепции ­– растворения суфия в Боге – и вовсе признаны противоречащими исламу.

Против паломничества к могилам святых выступают и ваххабиты. В 1998 году в рамках кампании по уничтожению идолов ваххабиты сравняли с землей могилу матери пророка Мухаммеда, чем вызвали волну протестов во всем исламском мире.

Большинство мусульманских богословов называют ваххабизм радикальным крылом ислама. Борьба последних за очищение ислама от «чуждых примесей» зачастую выходит за рамки истинного учения и приобретает откровенно террористический характер.

Без радикальных сект не обошелся и шиизм. Однако в отличие от ваххабизма они не несут сколь-нибудь серьезной угрозы обществу. Например, гурабиты верят, что двоюродные братья Мухаммед и Али были внешне похожи друг на друга, и поэтому ангел Джабриль ошибочно дал пророчество Мухаммеду. А дамийты и вовсе утверждают, что Али был богом, а Мухаммед его посланником.

Более значимым течением в шиизме является исмаилизм. Его последователи придерживаются концепции, согласно которой Аллах вселял свою божественную сущность в земных пророков – Адама, Ноя, Авраама, Моисея, Иисуса и Мухаммеда. Приход седьмого мессии, по их убеждениям, принесет миру всеобщую справедливость и благоденствие.

Одной из отдаленных ветвей шиизма считают алавитов. В основе их догматов просматриваются самые разные духовные традиции – доисламских религий, гностического христианства, греческой философии, астральных культов. К алавитам принадлежит семья действующего президента Сирии Башара Асада.

Основные отличия суннитов от шиитов

По настоящему трудно сказать, что разница между этими течениями велика. Например в христианстве намного больше противоречий между католиками и православными. К какому бы из двух течений не относился мусульманин, он почитает лишь одну книгу — «Коран». Бытует ложное мнение будто у шиитов к «Корану» есть дополнение из десяти заповедей, это не более чем выдумка.
Вот самые распространенные выдумки, которые рассказывают сунниты про шиитов:

  • Сунниты думают, будто шииты считают настоящим Пророком не Мухаммеда, а Али, на самом деле это абсолютная лож. Ни один уважающий себя шиит никогда с этим утверждением не согласится. Они уважают власть Али, лишь из-за того, что он имеет родственные связи с самим Мухаммедом. Авторитет самого Пророка Мухаммеда здесь не подлежит сомнению.
  • Еще одно заблуждение, многие сунниты думают, что шииты признают имамов равными Мухаммеду. В реальности это совсем не так. Все началось с 12 потомков Пророка, ставших в последствии имамами, все они почитаются и уважаются шиитами. Они были не обычными детьми Али, они были кровными родственниками Пророка. Только за эту связь они и пользуются таким огромным авторитетом, считается что имамы — это потомки Мухаммеда, неуважительно относится к ним, значит уменьшать авторитет самого Пророка.
  • У мусульман существует такой налог, как закят — это обязательное пожертвование, его сбором занимаются специальные сборщики закята, все средства полученные таким путем идут на помощь нищим. Шииты признают этот налог, но считают что выплачивать его необходимо не сборщикам закята, которые могут распорядиться частью этих средств по своему личному усмотрению, а напрямую самим нищим. Так же у шиитов есть еще один налог — хумс, пятая часть свободных от основных расходов денег отдается в пользование имама.

Шииты Ирана

Сунниты Ирака

Краткая история возникновения суннизма

Сунниты называют себя «ахль ас-сунна валь-джамаа», что в переводе означает «наследование пути пророка и миссия его последователей». Такое сложное название можно объяснить, однако об этом течении кратко никак не расскажешь. Главенствующее слово в этом определении – «сунна», именно оно и дало название религиозному течению. В переводе с арабского «сунна» – это дорога, путь.

Путь суннитов действительно был миссионерским и нелегким. Ислам возник в 7 столетии и начал довольно быстро распространяться в арабских странах. При пророке Мухаммеде (с.а.в.) исламская община выглядела цельной, однако раскол в ней произошел в 656 году, после того, как был убит праведный халиф Абу Амр Усман ибн Аффан аль-Умави аль-Кураши – третий Праведный халиф.

После того как Халифат начал расширяться, раскол стал еще более заметным, поскольку отдельные группы старались вернуть ислам к истокам. В результате повсеместно начали возникать секты и радикальные течения. Всему этому пытались противостоять люди, придерживающиеся некоего либерального взгляда на ислам.

Сторонниками умеренности были исламский богослов Абу Ханифа ан-Нуман ибн Сабит аль-Куфи, богослов Абу Имран Ибрахим ибн Язид ан-Нахаи и другие, не менее уважаемые последователи . Так началась история суннитов, которая разделила весь исламский мир на два основных лагеря и на множество побочных течений.

Одним из первых убежденных последователей суннизма стал богослов Хасан аль-Басри, родившийся и выросший в Саудовской Аравии, который смог выстроить все суннитские взгляды в стройную систему религиозных положений. Он предложил запретить поддержку той власти, которая поступает вразрез с учением .

Свое предложение он внес на основании хадиса Пророка, где тот призывал не подчиняться людей, склоняющих к греху, противному самому Аллаху. Дело в том, что сунниты изначально считали Сунну и Коран основополагающими принципами мусульманской веры. Аль-Басри призывал к смирению, выступал против радикализма и считал, что сопротивление должно быть пассивным.

Этот же богослов обозначил для своих последователей путь, который основывается на безграничной вере без сопротивления и самостоятельности. Именно таким, в его представлениях, и был изначально ислам. Призыв оказался очень привлекательным, после чего суннизм начал повсеместно распространяться.

Спустя некоторое время другой богослов АбуБакр Мухаммад ибн Сирин аль-Басри вел термин «ахль аль-сунна». Это понятие стало общим для подавляющей части мусульманского общества, которое отвергало любые проявления сектантства. В исламе сунниты отказались от различных религиозных новшеств, сохраняя единство общины. Они и сегодня придерживаются мнения, что еще пророк Мухаммед (с.а.в.) предсказал появление различных сект и предостерегал от расколов. Согласно преданию, Пророк говорил о том, что среди множества мусульман будет только одна истинная группа спасенных в Аллахе, которые и пойдут по .

Суннитам идейно противостояли не только шииты, но и представители других богословских школ. Полемика осуществлялась на протяжении всех веков существования мусульманства. Однако на базе этих споров суннитские убеждения лишь четко сформировались и окрепли. Возникли несколько философских школ, каждая из которых поддерживает идеи суннизма.

В чем схожесть течений?

Однако, даже учитывая все вышеперечисленное, можно отметить, что течения в принципе одинаковы. К примеру, намаз суннитов и шиитов может совершаться вместе, в некоторых мечетях это практикуется особо. Оба эти направления мусульман читают и изучают сунну (вопреки расхожему мнению, что шииты этого не делают). Только последователи Али следуют той части в ней, которая записана от членов семьи Мухаммеда.

Помимо этого, любые распри забываются на время проведения хаджа. Они его совершают совместно, правда шииты, помимо путешествий в Мекку и Медину, могут еще выбрать место паломничества в Кербела или Эн-Наджаф. Именно там, по преданию, находятся могилы Али и его сына Хусейна.

Шииты

Название второй по величине в исламе ветви, шиизма, в переводе с арабского языка означает «партия» «приверженцы». Она сформировалась в результате того, что спустя некоторое время после смерти Пророка Мухаммеда ﷺ отделилась группа мусульман, считавших, что в мусульманской общине власть должна принадлежать потомкам Фатимы и Али, то есть дочери Пророка Мухаммада ﷺ и двоюродного брата Пророка Мухаммеда ﷺ.

Шииты, в отличие от мусульман суннитов, придерживаются мнения, что право на имамат, то есть верховное руководство общиной, должно принадлежать только потомку из рода Али по божественному установлению. Сначала шииты были не столько религиозной, сколько политической партией, но позднее они стали самостоятельным религиозно-правовым течением – это произошло уже во время жизни и деятельности Джафара ас-Садыка, шестого имама.

Шиитов традиционно подразделяют на умеренных и крайних шиитов, к которым относятся шииты-двунадесятники или шииты-имамиты, алавиты, исмаилиты и прочие.

Шииты-двунадесятники

Шиитов-двунадесятников также называют иснаашаритами или имамитами, и эта группа преобладает в шиитском исламе. Преимущественно шииты-двунадесятники распространены в Азербайджане, Иране, Ираке, Бахрейне, Ливане и некоторых других странах. Шииты-двунадесятники в большей свой части придерживаются джафаритского мазхаба.

Исмаилиты

Исмаилиты разделились на две группы в девятом веке. Для фатимидских исмаилитов характерно признание скрытых имамов, а для карамитов было характерно мнение, что имамов должно быть семь. Ветвь карамитов прекратила свое существование в конце одиннадцатого – начале двенадцатого веков.

Фатимиды раскололись после смерти ал-Мустанасира, фатимидского халифа, в 1094 году на восточных исмаилитов или низаритов, которые поддерживали приход к власти Низара, старшего сына Мустанасира, и на мусталитов, которые признавали имамом только аль-Мустали, фатимидского халифа. Из низаритских сект самую большую известность получили хашшашины или ассасины. Друзы и карматы также являются ответвлениями исмаилитов.

Зейдиты

Зейдиты относятся к ветви умеренных шиитов и распространены преимущественно в Йемене на северо-востоке страны, а нуктавиты, одна из ветвей зейдитов, получили распространение в Иране. По идеологическим воззрениям зейдиты ближе всего к суннитам из всех шиитских групп, хотя в последнее время наблюдается принятие многими зейдитами убеждений шиитов-имамитов.

Гулат

Группа исламских шиитских сект объединена названием «Гулат», что в переводе с арабского языка означает «чрезмерствующие». Представители этих групп верят в обладание шиитскими имамами, являющимися потомками Пророка Мухаммада ﷺ и Али, качествами божественности. К группе сект «Гулат» относятся:

  • гурабиты, название которых произошло от арабского слова «ворон», верящие в схожесть внешности Али и Пророка Мухаммада ﷺ как «одного ворона на другого», что и стало причиной того, что пророчество было предоставлено Пророку Мухаммаду ﷺ ошибочно, поскольку ангел Джибриль просто перепутал их;
  • алавиты или нусайриты, верящие в троицу айн-мим-син (название, произошедшее от первых букв имени Али, Мухаммад и Сальман Перс). Представители алавитов сосредоточены в западной части Сирии, в Турции и на севере Ливана. Они верят в Али как представителя Бога на земле вместо Пророка Мухаммада ﷺ;
  • даймиты, верящие в то, что Мухаммад ﷺ был посланником бога, а богом был Али;
  • базигиты, верящие в шестого имама Джафара аль-Садыка как бога, чьими посланниками были все предшествующие ему имамы;
  • йафуриты, верящие в то, что богом был Муаммар из Куфы;
  • кайсаниты, верящие в то, что имамат перешел после смерти Хусайна ибн Али на Абуль-Касима Мухаммада ибн аль-Ханафию, а после смерти аль-Ханафии распался на несколько групп;
  • эзотерическое учение крайних шиитов «Ахлю-ль-Хакк», которое возникло в Месопотамии и было распространено в западной части Ирана и восточной части Ирака среди курдского населения;
  • к «гулат» или чрезмерствующим шиитам относят всех крайних шиитов, как шииты-имамиты, исмаилиты и прочие.

Мутазилиты

Что обозначает название

«Обособившиеся», «удалившиеся». Самоназвание — ахл ал-адл ва-таухид (люди справедливости и единобожия).

Когда возникло

VIII-IX века.

Идеи

Одно из первых крупных направлений в каламе (дословно: «слово», «речь», рассуждение на тему религии и философии). Основные принципы:

справедливость (аль-адль): Бог дает свободу воли, но не может нарушить установленный наилучший, справедливый порядок;

единобожие (аль-таухид): отрицание многобожия и человекоподобия, вечность всех божественных атрибутов, но отсутствие вечности речи, откуда вытекает сотворенность Корана;

исполнение обещаний: Бог непременно осуществляет все обещания и угрозы;

промежуточное состояние: мусульманин, совершивший тяжкий грех, выходит из числа верующих, но не становится неверующим;

повеление и одобрение: мусульманин всеми средствами должен бороться со злом.

Ваххабиты

Одним из новых радикальных направлений в исламской религии выступают ваххабиты. Они на первый взгляд похожи на салафитов. Ваххабиты отрицают нововведения в вере, борются за концепцию единобожия. Они не приемлют всего, чего не было в первоначальном исламе. Однако отличительной чертой ваххабитов является их агрессивный настрой и свое понимание основных устоев мусульманской веры.

Такое течение возникло в 18-м веке. Это поборническое движение берет свое начало от проповедника Наджада Мухаммада Абдель Ваххаба. Он хотел «очистить» ислам от нововведений. Под этим лозунгом им было организовано восстание, в результате которого были захвачены соседние земли оазиса Аль-Катиф.

В 19-м веке ваххабитское движение было разгромлено Османской империей. Спустя 150 лет идеологию смог возродить Аль Саудов Абдельазииз. Он разбил своих противников в Центральной Аравии. В 1932 году им было создано государство Саудовская Аравия. При разработке нефтяных месторождений американская валюта потекла рекой в ваххабитский клан.

В 70-х годах прошлого столетия, во времена войны в Афганистане, были созданы салафитские школы. Они носили радикальный тип ваххабитской идеологии. Бойцов, которых готовили эти центры, назвали моджахедами. Это движение часто ассоциируется с терроризмом.

Суннизм

Суннизм, одно из основных направлений ислама. Считается ортодоксальным,
«правоверным». Последователи суннизма называют себя «ахль ас-Сунна» (людьми
Сунны), продолжающими деяния и традиции пророка Мухаммеда. Считается, что
суннитом является тот, кто признаёт первых четырёх халифов — Абу Бакра, Омара,
Османа и Али, достоверность канонических сборников хадисов (преданий о Мухаммеде
и его сподвижниках, которые вначале передавались изустно и были записаны в
VIII—IX вв.; всего существует шесть общепризнанных суннитами и наиболее
авторитетных сборников хадисов, составленных аль-Бухари, Муслимом, Абу Даудом,
ат-Тирмези, ан-Насаи и Ибн Маджа), которые являются основой всей религиозной и
общественной деятельности, и следует ритуальным, бытовым и социальным правилам в
соответствии с одной из религиозно-правовых школ.

Как направление суннизм выделился уже в первом столетии существования ислама
в результате борьбы за власть между сторонниками и родственниками пророка
Мухаммеда — родными убитого третьего халифа Османа (644—656) из мекканского рода
Омейя и сторонниками четвёртого халифа Али (656—661), двоюродного брата и зятя
пророка Мухаммеда. Последователи Али отстаивали особое право его потомков —
Алидов на власть, на имамат — посредничество между Богом и людьми, духовное и
политическое руководство общиной и образовали другое направление в исламе —
шиизм.

Верховным главой «общины верующих», обладающим духовной и светской властью,
сунниты признавали халифа как преемника пророка Мухаммеда. С X в. халиф
превратился в мусульманского первосвященника, почти совершенно утратив
политическую власть.

Развитие мусульманского общества потребовало разработки правоведения — фикха.
Его основами последователи суннизма признают Коран, Сунну, иджму и кыяс. Иджма
предусматривает согласное мнение богословов — законоведов по отдельным
религиозным, правовым и бытовым вопросам, не затронутым в Коране или Сунне, и
выражает мнение всей мусульманской общины суннитов; кыяс означает суждение о
непредусмотренных Кораном и Сунной положениях по аналогии с предусмотренными
положениями.

На основе Корана и Сунны правоведами-факихами был разработан кодекс
мусульманского права — шариат (конец VIII — начало IX вв.). Сунниты разделились
на последователей четырёх правоверных мазхабов (юридических школ) — ханафитов,
маликитов, шафиитов и ханбалитов. Основатели этих мазхабов, существующих до
настоящего времени, — Абу Ханифа (около 699 — 767), Малик ибн Анас
(708/715—795), аш-Шафии (767—820) и Ибн Ханбаль (780—855) были признаны
непререкаемыми авторитетами, применявшими «иджтихад» — самостоятельное, не
зависимое от других толкование религиозного права. После них двери «иджтихада»
были закрыты и применение мусульманского права к новым общественным и
политическим явлениям стало производиться при помощи «фетв» — заключений высших
авторитетных духовных лиц, сделанных на основе Корана, Сунны, шариата и ранее
изданных «фетв».

В суннизме имеют большое значение религиозные праздники и обряды, связанные с
их проведением. Наиболее важными праздниками являются: «ид аль-адха» — праздник
жертвоприношения (10 числа месяца зу-ль-хиджжа), «ид аль-фитр» — праздник
разговения (1—2 числа месяца шавваль), «маулид ан-наби» — день рождения пророка
(12 числа месяца раби аль-авваль), «мирадж» — ночь чудесного вознесения пророка
на небеса (27 числа месяца раджаб), «лайлат аль-кадр» — ночь предопределения (27
числа месяца рамадан). Во многих мусульманских странах эти праздники отмечаются
на государственном уровне. Кроме того, суннизм (особенно ханафитская школа)
терпимо относится к местным традициям и обычаям — адату, урфу, кануну, которые
регулировали общественные отношения у племён и народностей и были по возможности
согласованы с шариатом и приравнены к нему.

Суннитами является большинство мусульман стран Африки и большей части Азии
(кроме Ирана, Ирака, Бахрейна, Омана, Ливана, Азербайджана). Всего, по
приблизительным подсчётам, суннизма придерживается 83% всех мусульман.

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 835-836.

Sunni vs Shiite Islam

Sunnis are a branch of the Muslim community who believe that the community should choose its leader through consensus. Shiites believe that the Prophet’s cousin and son-in-law, Ali, should have been his rightful successor, and the leadership of the Muslim community should remain within his family.

There are over 1.4 billion Muslims in the world, most of whom are Sunni Muslims. Sunni is an Arabic word.

It is a major branch of Islam that has great importance in the religion of Islam.

These communities consider themselves to be a traditional branch and are distinct from the Shia community. Shiites are not the largest branch of Islam but the second largest branch after Sunni.

In Arabic, the word Shiite has a different meaning, that is, it mainly refers to a group that develops a consensus on something. Etymologically, the word denotes an assistant, supporter, or favor.

The term is mainly used for the followers of Ali and his 11 male descendants. In contrast, the Sunni community, which is considered the main branch of this religion, is called fundamentalism. 

Сунниты: основные принципы и история

Основные принципы суннитов опираются на Коран, собрание священных писаний Ислама, и сунну, собрание записей о поступках, словах и одобрениях пророка Мухаммада. Сунниты стремятся следовать этим основным источникам для решения своих жизненных проблем и наставления в различных сферах жизни — от брака и семьи до политики и экономики.

История течения суннитов началась во времена пророка Мухаммада, который учил своих последователей не только словам Корана, но и своим поступкам, примеру и наставлениям. Следование этой сунне привело к формированию первых общин мусульман, которые после смерти пророка стали представителями первых суннитских основ и принципов.

Сунниты в течение истории Ислама привержены сохранению единства и солидарности мусульманского сообщества. Они стремятся следовать Корану и сунне пророка Мухаммада, а также соблюдать традиции и привычки первых мусульманской общины.

Сунниты признают значимость коллективного опыта и разума, однако совершают его в соответствии с Кораном и сунной. Они стремятся обладать мудростью и справедливостью при принятии решений в социальных, политических и личных вопросах, и всегда придерживаются основных учений Ислама.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Шампиньон.

Различия бледной поганки и шампиньона