Писание
Протестанты сформулировали принцип: «только Писание», он означает, что авторитет ими признается лишь за Библией, а Священное Предание Церкви они отвергают.
И в этом они противоречат сами себе, ведь само Священное Писание указывает на необходимость почитать идущее от апостолов Священное Предание: стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим (2Сол.2:15),– пишет апостол Павел.
Если человек напишет какой-нибудь текст и раздаст его разным людям, а потом попросит объяснить, как они его поняли, то наверняка обнаружится, что кто-нибудь понял текст правильно, а кто-то неправильно, вложив в эти слова свой смысл. Известно, что у любого текста возможны разные варианты понимания. Они могут быть верными, а могут быть ошибочными. То же самое и с текстом Священного Писания, если оторвать его от Священного Предания. И действительно, протестанты думают, что понимать Писание нужно так, как кому захочется. Но такой подход не может помочь обрести истину.
Вот как писал об этом святой Николай Японский: «Ко мне иногда приходят японцы-протестанты, просят объяснить какое-либо место Священного Писания. «Да у вас же есть свои учителя-миссионеры – их спросите», – говорю я им.– «Что они отвечают?» – «Мы у них спрашивали, говорят: понимай, как знаешь; но мне нужно знать подлинную мысль Божию, а не мое личное мнение»… У нас не так, все светло и надежно, ясно и прочно – потому что мы кроме Священного Писания принимаем еще Священное Предание, а Священное Предание – это живой, непрерывающийся голос… нашей Церкви со времен Христа и Его Апостолов доныне, который будет до скончания мира. На нем-то утверждается все в целом Священное Писание».
Сам апостол Петр свидетельствует, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою, ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2Пет.1, 20–21). Соответственно, только святые отцы, движимые, тем же Духом Святым, могут открыть человеку истинное понимание Слова Божия.
Священное Писание и Священное Предание составляют одно нераздельное целое, и так было с самого начала.
Не письменно, а устно Господь Иисус Христос открыл апостолам, как понимать Священное Писание Ветхого Завета (Лк.24:27), и этому же они устно научили первых православных христиан. Протестанты желают подражать в своем устройстве ранним апостольским общинам, но в первые годы у ранних христиан вообще не было новозаветного писания, а все передавалось из уст в уста, как предание.
Библия была дана Богом для Православной Церкви, именно в соответствии со Священным Преданием Православная Церковь на своих Соборах утвердила состав Библии, именно Православная Церковь задолго до появления протестантов с любовью сохраняла Священное Писание в своих общинах.
Протестанты же, пользуясь Библией, не ими написанной, не ими собранной, не ими сохраненной, отвергают Священное Предание, и тем самым закрывают для себя истинное понимание Слова Божия. Поэтому они часто спорят о Библии и нередко придумывают собственные, человеческие предания, не имеющие никакой связи ни с апостолами, ни с Духом Святым, и впадают, по слову апостола, в пустое обольщение, по преданию человеческому.., а не по Христу (Кол.2:8).
Католицизм, православие, протестантизм: основные черты и исторические контексты
Католицизм, православие и протестантизм являются тремя основными направлениями христианства. Каждое из них имеет свои отличительные черты и исторические контексты:
Католицизм
Католическая церковь считается старейшей из христианских конфессий. Она заявляет о своей прямой преемственности от апостола Петра и считает папу Римского его преемником. Католическая церковь имеет свою иерархическую структуру, построенную на руководстве папы и епископов. Основными особенностями католицизма являются:
- Важная роль папы Римского, который считается непогрешимым в вопросах веры и морали;
- Священная месса, во время которой происходит трансубстанциация — превращение хлеба и вина в тело и кровь Христа;
- Система таинств — католическая церковь признает семь таинств (крещение, причастие, помазание больных и др.);
- Поклонение святым, грехопокаяние и исповедь перед священниками.
Православие
Православная церковь является вторым по возрасту направлением христианства. Одной из ключевых особенностей православия является использование в богослужении славянского языка (за исключением некоторых православных церквей, где используется греческий или другие языки). В православии можно выделить следующие черты:
- Автокефалия — каждая православная церковь является самостоятельной в своем управлении, но признает свою причастность к всеобщей православной церкви;
- Иконопочитание — особое почитание святых и их изображений;
- Литургия — основное богослужение православной церкви, которое включает чтение Евангелия, причастие и другие ритуалы.
Протестантизм
Протестантизм возник в XVI веке в результате реформационных движений. Главной целью протестантов было реформирование католической церкви, устранение злоупотреблений и возвращение к учению Иисуса Христа. Протестантизм отличается:
- Верованием в справедливость исключительно из веры и милостью Божьей;
- Децентрализацией — отсутствием централизованного управления, но существованием разных конфессий с собственными принципами;
- Открытостью к миру и обществу — акцентом на перевод Библии на национальные языки и призывом к личному отношению к Богу.
Таким образом, хотя все три направления христианства имеют общий источник учения Иисуса Христа, они имеют различные традиции, подходы и управление, что отражает исторические, культурные и политические контексты, в которых они возникли.
Роль Писания у протестантов
Протестантская церковь возникла как реакция на определенные особенности и учения католической церкви в XVI веке. Одним из основных отличий протестантов является убеждение в принципиальной возможности общения с Богом через чтение и толкование Библии самому верующему человеку без посредничества священнослужителя.
Таким образом, для протестантов Библия имеет преимущественное значение как источник учения, норм поведения и вероисповедания, отличая их от православных и католиков, где наряду с Писанием также придается значение традиции, обрядам, святым и прочим аспектам церковной практики.
Протестант против православных
Разница между протестантами и ортодоксами заключается в том, что протестанты верят в строгое соблюдение только Священного Писания, тогда как православные верят в единоличный авторитет церкви. Протестанты родились в результате «протеста» 16 века, но ортодоксы были теми, из кого вышли протестанты.
Протестанты протестовали против традиций Православной церкви, и, следовательно, они создали различие между собой и другими христианами. Протестанты верят в реформу в церкви и годами протестуют за реформацию, когда считали это необходимым. Протестанты твердо верят в достаточность слов и высказываний Библии, и это главный фактор, разделяющий протестантов и других христиан.
С другой стороны, православные христиане почти наполовину состоят из христиан. Термин «православный» происходит от греческих слов.орто (верно) а такжедокса(вера). Итак, ортодоксальность определяется как правильная вера или правильное мышление. Православные церкви верят в непогрешимость церкви из-за ее божественной природы.
Что такое православный?
Православное христианство – важнейшая и старейшая форма христианства. Православные христиане верят в единоличный авторитет церкви, который включает Священные Писания, решения соборов, иконы и т.д. .
Православные церкви следуют иерархической системе, где Христос является первосвященником, а диакон – слугой. Положение епископов, надзирателей, предназначено исключительно для мужчин, соблюдающих целибат. Священникам разрешается жениться, но до рукоположения. Безбрачие – это выбор священников, но не епископов. В православных церквях женщинам не разрешается занимать руководящие должности, такие как епископы или священники, но только диаконы.
Невидимая Церковь Христа сделана видимой для всех во главе с Епископом. Ортодоксальность епископов и священников должна быть принята людьми как Истина. Церковь направляется Святым Духом через Вселенский Собор (собрание множества епископов и священников).
Православная церковь отмечает религиозные праздники в разные дни, потому что это следует по юлианскому календарю. Например, православные христиане отмечают Рождество 7 января, в отличие от других христиан, которые отмечают его 25 декабря.
Реформация в России
Протестантизм в православной России распространяли приглашенные из Европы в XVI-XVII вв. мастера различных профессий, которые формировали свои общины на новой земле. Различные войны, торговля, соглашения с Великим Княжеством Литовским и Швецией также увеличивали количество носителей новой церкви. Очевидные причины распространения протестантизма в России:
- Масштабные реформы Петра І провоцировали миграцию людей из протестантских стран. Знатные и образованные европейцы получали высокие посты в России в самых разных сферах.
- После победы в Северной войне (1700-1721) на присоединенных к Российской империи землях их жителям позволялась свобода вероисповедания.
- При Екатерине ІІ немало европейцев прибывали для заселения на Поволжье, где они получали множество официальных преимуществ, среди которых также была свобода в выборе религии.
- Еще такие факты присоединения земель дали толчок к развитию протестантизма в России: Финляндии в 1809 г. и Польши в 1815 г.
- Во времена СССР в 1940-х происходили насильственные переселения из захваченных стран Прибалтики и в местах жительства организовывались протестантские церкви.
Рис. 6. Иоганн Себастьян Бах. Портрет 1746 года
Чем отличаются католичество и православие?
Вот основные моменты, взаимно признаваемые обеими сторонами, разделяющие церкви сегодня:
Первое важное отличие — разное понимание церкви. Для православных христиан единая, так называемая Вселенская церковь, явлена в конкретных независимых, но взаимопризнающих друг друга поместных церквях. Человек может принадлежать к любой из существующих православных церквей, принадлежа тем самым к православию вообще
Достаточно разделять одну веру и таинства с другими церквями. Католики признают одну и единственную церковь как организационное устройство — католическую, подчинённую Папе Римскому. Для принадлежности к католичеству необходимо принадлежать к одной и единственной Католической церкви, иметь её веру и участвовать в её таинствах и обязательно признавать главенство папы
Человек может принадлежать к любой из существующих православных церквей, принадлежа тем самым к православию вообще. Достаточно разделять одну веру и таинства с другими церквями. Католики признают одну и единственную церковь как организационное устройство — католическую, подчинённую Папе Римскому. Для принадлежности к католичеству необходимо принадлежать к одной и единственной Католической церкви, иметь её веру и участвовать в её таинствах и обязательно признавать главенство папы.
На практике этот момент явлен, прежде всего, в том, что Католическая церковь имеет догмат (обязательное вероучительное положение) о главенстве папы над всей церковью и безошибочности его в официальном учении по вопросам веры и морали, дисциплины и управления. Православные не признают главенства папы и считают, что безошибочными и наиболее авторитетными являются лишь решения Вселенских (то есть всеобщих) Соборов. Об отличии Папы Римского от Патриарха . В контексте сказанного абсурдной выглядит воображаемая ситуация подчинения Папе Римскому ныне независимых православных патриархов, а вместе с ними всех епископов, священников и мирян.
Второе. Есть различия в некоторых важных вероучительных вопросах. Укажем на одно из них. Оно касается учения о Боге — Святой Троице. Католическая церковь исповедует в , что Дух Святой исходит от Отца и Сына. Православная церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца. Эти, казалось бы, «философские» тонкости вероучения имеют вполне серьёзные последствия в богословских вероучительных системах каждой из церквей, порой противоречащих друг другу. Объединение и унификация православного и католического вероучений на данный момент представляется нерешаемой задачей.
Третье. За прошедшие столетия не только укрепились, но и развились многие культурные, дисциплинарные, богослужебные, законодательные, ментальные, национальные особенности религиозной жизни православных и католиков, которые порой могут противоречить друг другу. Речь, прежде всего, о языке и стиле молитвы (заученные тексты, или молитва своими словами, или под музыку), об акцентах в молитве, об особом понимании святости и почитании святых. Но и нельзя забывать о скамьях в храмах, косынках и юбках, особенностях храмовой архитектуры или стилях иконописи, о календаре, о языке богослужения и т. д.
Как православная, так и католическая традиции имеют достаточно большую степень свободы в этих вполне себе вторичных вопросах. Это понятно. Однако, к сожалению, преодоление разногласий в этой плоскости маловероятно, поскольку именно она представляет реальную жизнь простых верующих. А им, как известно, проще отказаться от какого-то «умозрительного» философствования, чем от привычного образа жизни и бытового её понимания.
Кроме этого, в католичестве наличествует практика исключительно неженатого духовенства, тогда как в православной традиции священство может быть или женатым, или монашествующим.
Православная церковь и Католическая по-разному смотрят на тему интимных отношений супругов. Православие снисходительно смотрит на применение противозачаточных неабортивных средств. Да и вообще, вопросы сексуальной жизни супругов предоставлены им самим и доктринально не регламентируются. Католики же, в свою очередь, категорически против любых противозачаточных средств.
В заключение скажу, что указанные отличия не мешают Православной и Католической церквям вести конструктивный диалог, совместно противостоять массовому отходу от традиционных и христианских ценностей; совместно осуществлять разные социальные проекты и миротворческие акции.
Православная церковь
Второй по числу приверженцев-христиан является Православная Церковь (около 300 млн.). Исторически православие формировалось Византией – миром греческой философии и языка. Тем не менее она была многонациональной. Среди императоров были сирийцы, армяне, болгары. В православии Церковь – сообщество всех верующих людей, имеющая всю полноту благодатных даров.
Православная церковь не централизована.
В отличие от римско-католической церкви с Папой во главе, православная Церковь насчитывает 15 поместных церквей в мире, которые самостоятельно определяют характер отношений с другими церквями, включая католическую. Православный патриарх – это главный священнослужитель, а «правит» всеми церквями Иисус.
Квасной хлеб
Одни из самых ярых споров между православными и католиками касаются литургического хлеба. В книге Константинопольского собора (1583) говорится, что будет анафема тому, кто утверждает, что Иисус Христос на Тайной Вечере имел пресный хлеб, как у евреев.
В Православной Церкви только квасной хлеб является совершенным евхаристическим хлебом. Его составляющие символичны:
- мука – тело;
- закваска – душа;
- соль – ум;
- вода – дух и жизнь.
По мнению православных, хлеб на закваске живой. Он оживляет душу причащающегося. Бездрожжевой хлеб, напротив, мертвый и безжизненный. Причащающиеся мертвым хлебом не будут иметь в себе жизни.
Учение о Троице
Разница между Католической и Православной Церковью прослеживается в отношении к Святой Троице – Богу Отцу, Богу Сыну и Святому Духу. Они равны между собой (единосущны), но в то же время у каждого есть свое бытие.
В Православии Святой Дух исходит от Отца, а в Католицизме – от Отца и Сына одновременно.
В том числе поэтому креститься в православной церкви принято тремя пальцами. Три пальца символизируют Троицу. Католики могут креститься двумя пальцами (две сущности Христа, человеческая и божественная), тремя (Троица) или пятью пальцами (во имя 5-ти ран, нанесенных Христу).
Молитва стоя
Примерно до VI века и в православной, и в католической церкви молились, преимущественно, сидя на полу. Но затем начал вводиться более строгий формат. Священнослужители проводили всю службу на ногах, показывая пример прихожанам.
Молитва, стоя на ногах, символизирует, что христианин тянется к Богу. Отказ от удобства – некий подвиг.
Считается, что, сидя, человек ждет, когда Бог спустится к нему. Сидение дает комфорт, который притягивает мысли о чревоугодии, блуде. Так недалеко слишком расслабиться и заснуть. Католики же, напротив, уверены, что только в расслаблении можно целиком погрузиться в молитву. Если стоять и переминаться с ноги на ногу, телесные ощущения будут мешать и отвлекать от службы.
К слову, в православных храмах скамейки тоже есть, но в небольшом количестве. Они предназначены для больных и пожилых людей. Но даже самые немощные старики стараются стоять на службе, и если присаживаются, то ненадолго. Есть и исключения – православные храмы в Греции, Румынии. Там прихожане сидят, а не стоят.
Основные течения протестантизма
К протестантизму относят себя более тысячи различных направлений, значительно отличающиеся друг от друга догматам веры. Перечислим основные течения.
Англиканство
Англиканство это одно из направлений христианства, возникшее в ходе английской реформации. Нечто среднее между католицизмом и протестантизмом.
Кальвинизм
Кальвинизм. Основан французским проповедником и теологом Жаном Кальвином. Приверженцы этого религиозного течения придерживаются мнения, что по воле Божией человек должен быть здоровым, успешным и процветающим. В свою очередь болезни и бедность являются следствием греха и свидетельством наказания человека за нарушение Божьей воли.
Баптисты
Баптисты. Одним из главных принципов вероучения является крещение в сознательном возрасте. Младенцев, не способных самостоятельно осознать и исповедовать основные догматы, крестить запрещается.
Пятидесятники
Пятидесятники. Главной религиозной идеей пятидесятников считается крещение Святым Духом. Пятидесятники приравнивают крещение Святым Духом к событию, произошедшему с апостолами на пятидесятый день после воскресения Иисуса Христа, когда Дух Святой сошел на них и они стали проповедовать на разных языках. Этот день называется Пятидесятницей, отсюда и произошло название религиозного течения “пятидесятничество”.
Евангелисты
Евангельские христиане
Делают акцент на личном духовном возрождении и развитии, уделяя внимание личной этике. Считают спасение души свершившимся по факту веры в Христа
Основной своей практической задачей считают проповедь Евангелия.
Протестант против православных
Разница между протестантами и ортодоксами состоит в том, что протестанты верят в строгое соблюдение только Священного Писания, тогда как православные верят в единоличный авторитет церкви. Протестанты родились в результате «протеста» 16 века, но ортодоксы были теми, из кого вышли протестанты.
Протестанты протестовали против традиций Православной церкви, и, следовательно, они создали различие между собой и другими христианами. Протестанты верят в реформу в церкви и годами протестуют за реформацию, когда считали это необходимым. Протестанты твердо верят в достаточность слов и высказываний Библии, и это главный фактор, разделяющий протестантов и других христиан.
С другой стороны, православные христиане почти наполовину состоят из христиан. Термин «ортодоксальный» происходит от греческих слов «ортодокс» (право) и докса (вера). Итак, ортодоксальность определяется как правильная вера или правильное мышление. Православные церкви верят в непогрешимость церкви из-за ее божественной природы.
Внешние отличия
Это то, что бросается в глаза в первую очередь. Как ни странно, но именно они, несмотря на свою не принципиальность, становились источником не только малых конфликтов, но и больших потрясений. Характерно это было равно для православной и католической церквей, отличия внутри которых хотя бы касательно взглядов иерархов провоцировали возникновение ересей и новые расколы.
Обряд не являлся чем-то статичным никогда — ни в период раннего христианства, ни во время Великой схизмы, ни в период раздельного существования. Более того: иногда в обряде происходили кардинальные изменения, но к единству церкви они никак не приближали. Скорее, наоборот, каждое нововведение откалывала от той или иной церкви часть верующих.
Для иллюстрации можно взять церковный раскол в России XVII века — а ведь Никон стремился не расколоть русскую церковь, а, наоборот, объединить Вселенскую (честолюбие у него, конечно, зашкаливало).
Также неплохо вспомнить — при введении ordus novo (службы на национальных языках) в середине прошлого века часть католиков не приняла этого, считая, что мессу надо служить по Тридентскому обряду. В настоящее время католики пользуются следующими видами обрядов:
- ordus novo, стандартная служба;
- Тридентский обряд, по которому священник обязан вести мессу, если приход большинством голосов «за»;
- Грекокатолический и армянокатолический обряды.
Вокруг темы обрядности существует много мифов. Один из них — это диктат латинского языка у католиков, и язык этот никто не понимает. Хотя латинский обряд был сменен национальным сравнительно недавно, многие не берут в расчет, например, тот факт, что униатские церкви, подчиненные Папе, сохраняли свой обряд. Также не учитывают и то, что католики тоже стали издавать национальные Библии (А куда было деваться? Протестанты зачастую этим и брали).
Другое заблуждение — это примат обряда над сознанием. Отчасти это объясняется тем, что сознание человека во многом осталось языческим: он путает обряд и таинство, и пользуется ими как своеобразной магией, в которой, как известно, следование инструкции играет определяющую роль.
Для того чтобы вы могли лучше увидеть обрядовые отличия православия от католицизма — таблица вам в помощь:
категория | подкатегория | православие | католичество |
таинства | крещение | полное погружение | окропление |
миропомазание | сразу же после крещения | в подростковом возрасте конфирмация | |
причащение | в любое время, с 7 лет — после исповеди | после 7-8 лет | |
исповедь | у аналоя | в специально отведенном помещении | |
венчание | допускается три раза | брак нерасторжим | |
храм | ориентация | алтарем на восток | правило не соблюдается |
алтарь | огражден иконостасом | не огражден, максимум — алтарная преграда | |
скамейки | отсутствуют, молятся стоя с поклонами | присутствуют, хотя в старину были маленькие скамеечки для стояния на коленях | |
литургия | по расписанию | можно на заказ | |
музыкальное сопровождение | только хор | может быть орган | |
крест | отличие креста православного и католического | схематичное | натуралистическое |
знамение | троеперстие, сверху вниз, справа налево | открытой ладонью, сверху вниз, слева направо | |
клир | иерархия | есть кардиналы | |
монастыри | каждый с собственным уставом | организованы в монашеские ордена | |
целибат | для монашествующих и должностных лиц | для всех выше диакона | |
посты | евхаристический | 6 часов | 1 час |
еженедельные | среда и пятница | пятница | |
календарные | строгие | менее строгие | |
календарь | суббота | дополняет воскресенье | воскресенье заменило субботу |
исчисление | юлианское, новоюлианское | григорианское | |
пасхалия | александрийская | григорианская |
Помимо этого, существуют различия в почитании святых, порядке канонизации таковых, праздниках. Различно также и облачение священников, хотя и у православных, и у католиков крой последнего имеет общие корни.
Также при католическом богослужении большее значением имеет личность священника; формулы таинств он произносит от первого лица, а в православном богослужении — от третьего, так как таинство совершает не священник (в отличие от обряда), а Бог. Кстати, количество таинств и у католиков, и у православных одинаковое. К таинствам относятся:
- Крещение;
- Миропомазание;
- Покаяние;
- Евхаристия;
- Венчание;
- Рукоположение в сан;
- Елеосвящение.
Основные различия между протестантами и православными
- Протестанты верят в высшее превосходство Священного Писания, в отличие от православных, которые верят в авторитет церкви в целом.
- Протестанты протестовали за реформы и возникли как группа в 16 веке. Но Православная Церковь – это древнейшая форма христианства, из которой произошли протестанты.
- Протестантская церковь открыта для всех и поощряет женщин брать на себя ведущие роли в служении. Напротив, Православная Церковь позволяет избирать мужчин исключительно на высшие должности в иерархии.
- Православная церковь верит в видимые церкви, где епископ является вторым по величине и наиболее почитаемым человеком в иерархии после Христа (первосвященника). Но протестанты считают каждого истинно верующего священником, и этот верующий является частью невидимой церкви.
- Ортодоксальные христиане верят в концепции обожествления и чистилища, тогда как протестанты отвергают и то, и другое. Они утверждают, что нет библейской поддержки идеи чистилища, а также что смерти Иисуса было достаточно, чтобы искоренить человеческий грех.
- Ортодоксальный состав Библии состоит из 49 Ветхого Завета и 27 Нового Завета. Книг на 10 больше, чем у протестантов. Эти дополнительные книги известны какВтороканонический.