Развитие ремесел и торговли
Древние цивилизации отличались от первобытного общества развитием ремесел и торговли. Ремесла стали одним из важных аспектов развития цивилизации. Ремесленники владели определенными навыками и знаниями, которые передавались из поколения в поколение. Они создавали разнообразные предметы для повседневной жизни: оружие, одежду, украшения, посуду и многие другие.
Примеры ремесел в древних цивилизациях:
- Предметы из камня и кости. Ремесленники первобытного общества использовали камни и кости для создания оружия, охотничьих инструментов, украшений и других предметов.
- Ткачество. В древнем Египте и Месопотамии развилась торговля текстилем. Ткачи создавали разнообразные виды тканей, которые использовались для одежды и других целей.
- Керамика. В древней Греции и Риме развитие ремесла керамического производства позволило создавать прочные и красивые керамические изделия, такие как вазы и посуда.
- Металлургия. В древнем Китае и Индии развились ремесла, связанные с обработкой металла. Ремесленники создавали оружие, украшения и другие предметы из золота, серебра и других металлов.
Торговля также стала важным элементом развития цивилизации. Ремесленники и торговцы обменивались своими товарами, создавая сети торговых связей между различными регионами и цивилизациями. Развитие торговли привело к появлению денег и различных систем обмена, которые облегчали торговые операции.
Примеры торговых путей в древних цивилизациях:
Шелковый путь. Древний торговый путь, соединяющий Китай и Запад, по которому происходила торговля шелковыми тканями, пряностями, драгоценностями и другими товарами.
Греческий морской торговый путь. Древние греки занимались активной торговлей по Средиземному морю, объединяя разные регионы и цивилизации.
Торговля соли
В древних цивилизациях торговля соли была особенно важной, так как соль использовалась для консервации пищи и была ценным товаром.
Развитие ремесел и торговли помогло древним цивилизациям удовлетворить разнообразные потребности и обеспечить прогресс в обществе. Они создали основу для дальнейшего развития экономики и культуры.
Древние цивилизации и первобытное общество: в чем разница?
Одной из основных отличительных черт первобытного общества является его примитивность. Люди первобытного общества вели охотничье-собирательский образ жизни, были зависимы от природных ресурсов и не имели постоянного проживания. Они жили в небольших группах, состоящих из нескольких семей, и основной упор делали на выживание и получение пищи.
В отличие от первобытного общества, древние цивилизации уже имели сложные социальные структуры и организацию общества. Например, древний Египет был известен своей иерархической системой, где фараон и его дворяне образовывали верхний слой, а средний класс состоял из жрецов и купцов. Для поддержания порядка и правил существовала система законов и судов.
Еще одной важной разницей между первобытным обществом и древними цивилизациями является развитие ремесленничества и производства. В первобытном обществе люди в основном занимались собирательством и охотой
В то время как древние цивилизации уже имели специализацию и производство различных товаров, таких как керамика, металлы, ткани и другие предметы.
Кроме того, древние цивилизации также характеризовались развитием письменности и системы записи информации. Например, в Древнем Египте использовалось иероглифическое письмо, а в Древней Греции — алфавитный язык. Это позволяло записывать законы, историю и мифы, а также облегчало торговлю и коммуникацию между народами.
Таким образом, разница между древними цивилизациями и первобытным обществом заключается в комплексности социальных структур, развитии производства, появлении письменности и общечеловеческом прогрессе. Древние цивилизации представляют собой следующий этап развития, который уже значительно отличается от первобытного общества.
Торговля и появление денег
Однако с развитием цивилизаций возникла необходимость в универсальной средстве обмена, которая бы облегчила торговлю и позволила совершать более сложные сделки. Именно таким средством стали деньги.
Первоначально деньги представляли собой различные предметы со значимыми свойствами, которые можно было использовать в качестве средства обмена. Например, это могли быть монеты из драгоценных металлов, символизирующие их стоимость.
Постепенно, с развитием цивилизаций, деньги стали более абстрактными, их стоимость больше не зависела от физических свойств материала. Были созданы банкноты, чеки и другие представления денег, которые в обществе доверялись и принимались в качестве платежного средства.
Появление денег позволило значительно расширить границы торговли. Люди могли совершать сделки не только в пределах своей общины, но и с далекими торговыми партнерами. Это способствовало развитию экономики и обмену различными товарами и услугами между различными цивилизациями.
Кроме того, развитие торговли и появление денег повлияли на развитие социальных отношений внутри общества. Они стали одним из факторов, определяющих статус человека, его богатство и власть. Развивались торговые города, формировались торговые центры и создавались экономические системы, такие как рынки и биржи.
Преимущества появления денег: | Недостатки появления денег: |
---|---|
Упрощение торговли и обмена | Возможность неразумного использования денег |
Развитие экономики и торговли | Риск инфляции и обесценения денег |
Усиление социальных различий и богатства | Возможность финансовых мошенничеств и коррупции |
Торговля и появление денег стали существенными факторами, которые отличают древние цивилизации от первобытного общества. Они способствовали развитию экономики, расширению обмена между разными народами, а также формированию социальных отношений на основе богатства и статуса человека. Торговля и деньги оказали значительное влияние на ход истории человечества.
Власть и социальные нормы в первобытном обществе[]
Основная статья: Власть и социальные нормы в первобытном обществе
Первые формы институтов власти и первые общеобязательные нормы поведения сформировались уже на первобытной стадии развития общества. Для этого периода характерно отсутствие политической власти и государственных институтов. Социальные нормы в этот период носят характер обычаев, традиций, обрядов и табу. В науке вопрос о том, можно ли считать данные социальные нормы правом или протоправом, является дискуссионным.
Надо признать, что данные утверждения действительно являются весьма спорными и дискуссионными, поскольку из них следует, что власть сформировалась «при первобытнообщинном строе» при отсутствии власти(?), в связи с чем представители классической исторической науки продолжают придерживаться классического представления о возникновении власти в период распада первобытнообщинного строя, того самого вида общественного устройства, которое древние греки, первые теоретики возникновения власти и государства, на примере окружающих их «диких» племен называли «анархией» в противовес цивилизованным видам управления обществом в Древней Греции как видов рабовладельческого государства — «монархии», «олигархии», «деспотии», «аристократии», «поликратии», «тирании», «плутократии», «демократии».
Основные отличия древних цивилизаций от первобытного общества
Древние цивилизации отличались от первобытного общества рядом ключевых особенностей, которые позволили им существенно преобразить свою жизнь и условия существования.
Развитая сельское хозяйство:
Одним из основных отличий было значительное развитие сельского хозяйства. Вместо охоты и сбора пищи, цивилизации овладели навыками земледелия и разведения скота. Это позволило им обеспечить регулярный и стабильный источник пищи, а также основу для развития торговли и экономики.
Строительство городов и специализация:
Древние цивилизации строили постоянные поселения и города, что отличалось от первобытного общества, где люди вели кочевой образ жизни. В городах развивались различные ремесла и промышленные отрасли, а также появлялись торговые площади для обмена товаров.
Культурное разнообразие:
Цивилизации отличались особым культурным разнообразием, включая развитие письменности, искусства, архитектуры и религии. Они создавали свои системы записи и письма, возводили монументальные здания и сооружения, а также развивали различные искусства для выражения своих идей и ценностей.
Социальная иерархия и управление:
В древних цивилизациях было развито социальное деление труда и система управления. Были сложившиеся классовые различия, включая правителей, чиновников, военное начальство и население. Центральные власти осуществляли управление и контроль над территориями и ресурсами.
Развитие науки и технологий:
Древние цивилизации отличались развитием наук и технологий. Они создавали новые материалы, инструменты, сельскохозяйственные техники и орудия труда. Более сложные техники и разработки позволяли увеличивать производительность труда и облегчать повседневные задачи.
Создание написанных законов и правовых систем:
Древние цивилизации разрабатывали и записывали правила и законы, что отличалось от первобытного общества, где существовали только устные традиции и обычаи. Создание таких законов обеспечивало справедливость и порядок в обществе, а также устанавливало ответственность за нарушение правил.
Ранние цивилизации.
В III тыс. до н. э. зародились первые цивилизации – египетская, вавилонская, несколько позднее индийская и китайская, возникли также цивилизационные общности в Малой и Передней Азии, в Палестине. Очагом европейской цивилизации стал юг Балкан, крито—микенская (минойская) культура, давшая начало в I тысячелетии до н. э. древнегреческому миру. На рубеже нашей эры появились первые цивилизации на американском континенте: инков, ацтеков, майя.
Древние цивилизации при всем их разнообразии представляют все же некоторое единство в отличие от первобытного состояния общества.
Возникновение и развитие городов, письменности, усложнение социальных отношений наполнили историческое время новым содержанием. Безусловно, цивилизации древности сохраняли многое из первобытного общества и, прежде всего, зависимость от природы, мифологические формы мышления, ритуалы, ориентированные на природные циклы. В религиозных верованиях древних народов отражалась смена времен года, умирание и возрождение природы. Однако характер взаимодействия общества с природой при переходе от первобытного общества к древнейшим цивилизациям существенно меняется. Это было связано с постоянно расширяющимися знаниями людей о природе, с их стремлением полнее использовать ее богатства для удовлетворения потребностей.
Зависимость людей от природы была все еще велика, но овладение металлами, накопление знаний, передача их с помощью письменности, усиливало возможности людей.
Переход от первобытности к цивилизации связан и с изменениями характера взаимодействия людей в обществе, рождением новых типов общественных отношений.
На первый план выступала новая единица организации общества – семья, которая вытесняла первобытный род.
В этот период возникает и более сложная форма социальной организации – государство.
Изначальной задачей государства было построение ирригационных систем, при помощи которых древние люди увеличивали размеры плодородных территорий. Государство выступало устроителем данных работ. Позднее государство приобретает более широкий набор функций и утрачивает непосредственную связь с построением ирригационных систем.
Появлению государства способствовало возникновение социального неравенства и частной собственности. Государство выступало средством охраны частной собственности, т. е. в конечном счете, как защищающий и карательный орган.
Многие положения и истины, актуальные для мира древних людей, становятся понятными лишь в контексте истории, но, тем не менее, многие достижения древних помогают лучше понимать современную жизнь.
Древние цивилизации и первобытное общество: различия
Древние цивилизации и первобытное общество представляют собой две разные стадии развития человечества, которые отличаются по ряду основных критериев.
Система управления и организация общества: В древних цивилизациях была развита система управления, которая включала правительство, законы и организационные структуры. Правительство контролировало общественные процессы и регулировало жизнь людей. В первобытном обществе отсутствовала централизованная система управления, и социальная организация основывалась на принципе родства и племенных отношений.
Уровень развития технологий и науки: Древние цивилизации характеризовались значительными достижениями в области технологий и науки. Они создавали города, разрабатывали системы орошения, строили огромные сооружения и изобретали письменность. В первобытном обществе наблюдался минимальный уровень технического развития, и люди осуществляли простейшие ремесленные действия.
Экономический способ производства: В древних цивилизациях сложилась система земледелия и ремесленного производства. Люди занимались сельским хозяйством, выращивали растения и разводили скот. Также существовали специализированные мастерские, где производились различные товары и изделия. В первобытном обществе основным способом прокорма был собирательство и охота.
Разделение труда и социальная стратификация: В древних цивилизациях наблюдалось разделение труда, когда люди выполняли различные специализированные роли. Существовала социальная стратификация, когда люди делились на слои с разным статусом и доступом к ресурсам. В первобытном обществе работы были равномерно распределены, и социальная стратификация была малозаметной или отсутствовала.
Культура и религия: Древние цивилизации имели развитую культуру и религию. Они создавали великолепные сооружения, писали литературу, разрабатывали философские концепции и практиковали религиозные обряды. В первобытном обществе был в более простой форме, и его культура и религия были связаны с природными явлениями и верованиями в духовное существо.
Таким образом, основные различия между древними цивилизациями и первобытным обществом связаны с прогрессом в области управления, технологий, экономики, социального устройства и культуры.
Трансформация первобытного общества
Согласно классификации американского социолога и историка Льюиса Моргана, человеческое общество проходит три стадии развития:
- дикость;
- варварство;
- цивилизация.
Дикость характеризуется присваивающей экономикой (охота, рыболовство, собирательство) и отсутствием частной собственности. С наступлением варварства возникает социальная иерархия, появляются частная собственность и производящая экономика (земледелие, скотоводство, ремесла). И, наконец, цивилизация. Главное ее отличие от двух предыдущих этапов – образование государства со всеми сопутствующими институтами: армией, полицией, чиновниками, правителями. Нетрудно догадаться, что первобытное общество существует на этапах дикости и варварства.
Когда общественность жалуется, необходимо создать налоговых инспекторов и систему учета собранных сумм. Все это уже было хорошо известно шумерам. Однако есть плата, которую нужно заплатить. Каждый дополнительный слой, добавленный в организацию, налагает затраты с точки зрения энергии, единицы учета всех человеческих усилий, будь то строительство каналов или образование книжников. Тейнтер обнаружил, что возрастающая сложность приводит к уменьшению отдачи. Дополнительное питание, производимое каждым дополнительным часом работы – джоулями энергии, вложенной в культивирование одного гектара, уменьшается по мере увеличения этих инвестиций.
Отличие древних цивилизаций от первобытного общества – не только в разных типах ведения хозяйства (кстати, при варварстве и цивилизации такой тип один – производящий), но и в появлении писаного права. Хотя система общепринятых правил поведения есть и у варваров, она зиждется на обычаях, традициях, поэтому называется «обычным правом». Позже право как необходимое условие существования государства оформляется в виде законов и кодексов и фиксируется документально, в зависимости от страны и эпохи – на папирусе, пергаменте, камне, глиняных табличках, бересте или бумаге. Так возникает писаное право, ius scriptum на латыни. И, наконец, в древних цивилизациях появляется такой социальный институт, как рабство.
Сегодня мы наблюдаем тот же феномен со снижением количества патентов на доллар, вложенных в исследования, по мере того, как инвестиции, направленные на его увеличение. Чтобы продолжать расти, компании должны продолжать решать проблемы по мере их возникновения. Однако каждая проблема решена, значит, сложнее. Успех побуждает большее население, больше специалистов, больше ресурсов для управления, больше информации для обработки – и, в конечном счете, меньшую отдачу от потраченных денег.
Тейнтер, мы достигаем точки, где все энергии и ресурсы, доступные обществу, необходимы только для поддержания его нынешнего уровня сложности. Затем, когда климатические изменения или варвары приходят, институты, близкие к краху разрушения, и гражданский порядок с ними. Следующее – это менее сложное общество, организованное в меньших масштабах или возглавляемое другой группой.
История развития общественных отношений
Первыми орудиями труда человека стали оббитый камень и палка. Для добычи средств существования люди занимались охотой, которую вели совместно, и собирательством. Небольшие по численности сообщества людей вели кочевой образ жизни, постоянно передвигаясь в поисках пищи. Лишь некоторые из человеческих сообществ, живших в наиболее благоприятных условиях, стали переходить к частичной оседлости.
Для развития человека ключевое значение имело появление языка. Заменим им сигнальный язык животных, способствующий координации на охоте, люди приобрели возможность выражать абстрактные понятия «камень вообще», «зверь вообще». Это способствовало обучению потомства не только примером, но и словами, планированию действий охоты т. д.
Поскольку первоначально добывать огонь люди не умели, им приходилось использовать огонь, полученный при пожарах или от ударов молнии. Только со временем произошло освоение огня.
Вся добыча распределялась между всем коллективом. Орудия труда, оружие, утварь, украшения находились в использовании отдельных людей, но хозяева вещи были обязаны ею делиться.
Охота усовершенствовалась после изобретения лука и приручения собаки.
Постепенно из собирательства выросло земледелие, а охота привела к постепенному приручению животных. Этот переход растянулся на продолжительный период (X—III тысячелетия до н. э.) и получил название неолитической революции. В результате человеческое общество получило больше средств к существованию, что привело к существенному росту численности населения планеты: на рубеже V-IV тысячелетий до н. э. Землю населяло не менее 80 млн человек. После овладения обработкой металла люди стали создавать более совершенные орудия труда.
После перехода от присваивающей экономики к производящей изменилась и структура общества. Родовая община земледельческих племен превращалась в соседскую. В прошлое отходят большие общинные дома, а каждая патриархальная семья проживает в своем жилище. Сохранялась коллективная собственность на землю, которая в одних общинах ежегодно перераспределялась, в других перераспределение происходило раз в несколько лет, в третьих – участки земли могли раздаваться в пожизненное землепользование. Орудия труда, домашняя утварь, одежда, украшения находились в частной собственности.
Из числа мужчин выбирался вождь, который должен был обладать личными талантами, обширными знаниями, большим богатством и щедростью. Сначала влияние этих людей обуславливалось личными качествами, а затем власть вождей стала наследственной. В результате появляются привилегированные слои общества – вожди, жрецы, и наиболее удачливые в хозяйственной деятельности. Возникает имущественное неравенство.
Сначала между соседними родами и племенами шел обмен дарами природы: солью, редкими камнями и т. п. После выделения племен земледельцев и скотоводов, между общинами с разной хозяйственной ориентацией стал развиваться обмен продуктами труда.
Последней ступенью догосударственного развития общества стала военная демократия. Некоторые племена охотников стали совершать набеги на общины земледельцев, отнимая еду и имущество. Постепенно вожди охотников от грабежа стали переходить к сбору регулярной регламентированной дани. С целью обороны подданных от нападений конкурентов стали строиться укреплённые города.
Под властью верховного вождя объединяются несколько деревень или общин, образуя политические единицы – вождества. Племена составляют союзы племён, постепенно преобразуясь в народности.
Так произошло становление первых государств в Междуречье, Древнем Египте и Древней Индии.
Сравнение
Цивилизация отличается от предыдущих этапов еще и бурным развитием гуманитарной сферы. Человечество, сумев накормить и обезопасить себя, принимается самовыражаться через искусство. Конечно, начало этому процессу положено еще в дикости, а во время варварства возникают порой сложные художественные произведения эпического характера – сказания о богах и героях. Однако подлинный расцвет искусство получает именно на стадии цивилизации.
Тейнтер видит уменьшающуюся отдачу как основную причину краха всех древних цивилизаций, от первых китайских династий до греческого города-штата Микены. Эти цивилизации использовали солнечную энергию в виде посевов и культур продовольствия, кормов и дерева, а также энергии ветра. Когда эти ресурсы достигли своих пределов, система сломалась.
Западная промышленная цивилизация стала более крупной и сложной, чем любая из предыдущих, за счет использования новых источников энергии, в том числе угля и нефти, но они ограничены. Все больше проявляется закон уменьшения отдачи: энергия, необходимая для получения каждого нового джиуля, возрастает, и хотя глобальное производство продуктов питания неуклонно растет, необходимы постоянные инновации для борьбы с деградацией окружающая среда и эволюция вредителей и болезней – возврат на единицу инвестиций в инновации снижается. «В той мере, в которой проблемы неизбежны, – предупреждает г-н Тейнтер, – этот процесс частично неизбежен».
Если для создания былин или саг нужен талант и больше ничего, то, например, для строительства шедевров архитектуры или сложных технических сооружений – еще и точный инженерный расчет, и согласованные действия большого количества людей. А добиться этого возможно только при наличии государства. Именно оно способно и обеспечить подготовку инженеров (а это дело очень не простое и не быстрое), и собрать достаточное количество квалифицированных (да и неквалифицированных тоже) рабочих, и поставить надсмотрщиков, чтобы никто из них не сбежал домой. А ведь бегали, и еще как, даже восстания поднимали: 1600 лет до нашей эры в Египте строители пирамид взбунтовались из-за того, что им не выдали чеснок, который, как считалось, восстанавливает силы. Понятно, что это только повод, главной причиной стали плохие условия труда. Однако не будь государства, подавившего восстание, пирамида так и осталась бы недостроенной.
Анализ сложных систем привел Янира Бар-Яма, лидера Института комплексных систем в Кембридже, штат Массачусетс, к такому же выводу, что г-н Тейнтер придумал историю изучения. Социальные организации становятся все более сложными, поскольку им приходится решать как экологические проблемы, так и проблемы со стороны стран соседних стран, которые также становятся все более сложными, объясняет, что г-н В конечном счете фундаментальное изменение в организации общества.
«Чтобы вести иерархию, лидеры не могут быть менее сложными, чем система, которой они управляют», – говорит г-н. Когда сложность возрастает, компании должны добавлять все больше и больше уровней управления, но в конце в иерархии человек должен попытаться сохранить обзор, и это начинает становиться невозможным. На данный момент иерархии уступают место сетям, в которых распределяется принятие решений.