в

В чем отличие рационального познания от чувственного?

57.656. Познание

Одним их важнейших разделов философии является гносеология – философское учение о человеческом познании.

Познание ― это процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире. Таким образом, познание есть сознание в действии, постоянная реализация сознания.

Представители различных философских направлений по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира:

Агностицизм

(греч. agnostos — недоступный познанию)

Скептицизм

(греч. skeptikos — рассматривающий, критикующий)

Оптимизм

(лат. optimus — наилучший)

Отрицает полностью или частично возможность познания мира, познание не дает достоверных сведений о мире.

Не отрицая принципиальной возможности познания мира, выражает сомнение в том, что все знания о мире носят достоверный характер.

Утверждает принципиальную познаваемость мира, принципиальную возможность получения достоверных знаний о мире.

Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда предполагает наличие двух сторон:субъекта и объекта познания.

Субъект  познания ― это носитель познавательной активности. Субъектом может выступать как отдельный познающий человек, так и общество в целом.

Объект  познания ― это все то, на что направлена познавательная активность человека. Это может быть какой-то отдельный познаваемый объект (процесс, явление, внутреннее состояние человека и др.), либо весь окружающий мир.

Уровни познания

Особенности  чувственного  познания:

  • непосредственность, выражающаяся в прямом воспроизведении объекта;

  • наглядность и предметность возникающих в результате познания образов;

  • воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.

Особенности  рационального  познания:

  • опора на результаты чувственного познания;

  • абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов;

  • воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений.

По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противоположные точки зрения:

Эмпиризм  (от греч. empera — опыт) единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.

Рационализм (от лат. ratio — разум, рассудок) наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.

Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.

Виды  познания

  • Научное познание – вид познания, основанный на логике, научном подходе, выводах; также называют рациональным познанием.
  • Обыденное познание — это познание, реализуемое в повседневной жизненной практике.
  • Социальное познание – вид познания, который заключается в стремлении объяснить окружающую социальную действительность, место, которое в ней занимает человек, и то, каким оно должно быть. Особенностью социального познания является то, что субъект и объект совпадает.
  • Религиозное познание – вид познания, при котором объектом изучения является Бог и его связь с человеком, влияние Бога на человека, а также моральные устои, характерные данной религии. Интересный парадокс религиозного познания: субъект (человек) изучает объект (Бог), который выступает в роли субъекта (Бог), создавшего объект (человека и весь мир вообще).
  • Мифологическое познание – познание, свойственное первобытным культурам. Способ познания у людей, еще не начавших отделять себя от окружающего мира, отождествлявших сложные явления и понятия с богами, высшими силами.
  • Художественное познание – вид познания, который отражает окружающий мир с помощью художественных образов и символов.

Ни один из видов познания не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны.

Познание, начиная с ощущений, восприятий и представлений, продолжаясь затем в формах рационального отношения человека к действительности, через творчество и интуицию ведёт к формированию истины.

Прочитано
Отметь, если полностью прочитал текст

Формы рационального познания и их описание

Какие формы познания составляют рациональную ступень? Формы рационального познания классифицируются на простые и сложные.

Разница в количестве прилагаемых мозгом усилий для поиска, обработки информации, а впоследствии , формировании выводов, законов и правил.

В пять главных форм входят:

Понятие

Под ним понимается совокупность свойств и признаков какого-либо явления или объекта.

Тождественные синонимы , слово, термин.

Понятия используются в устной и письменной речи, составляя основу языка в виде существительных и прилагательных.

Цель , обобщить группу предметов со схожими свойствами. Примеры понятий: &#171,стол&#187,, &#171,гипербола&#187,, &#171,ускорение&#187,, &#171,мышление&#187,, &#171,памятник&#187,.

Суждение

Оно же , утверждение. Является совокупностью понятий, объединеных общей мыслью, идеей.

Несмотря на то, что оно является формой рационального познания, суждение может быть субъективным в силу различной интерпретации одних и тех же событий разными людьми.

Поэтому в суждении можно выделить две группы: научно-естественные и бытовые.

Пример научных суждений: &#171,Площадь квадрата равна длине одной из сторон, умноженной на четыре&#187,, &#171,Два атома водорода и один атом кислорода составляют молекулу воды&#187,. Данные суждения неоспоримы.

С бытовым уровнем иначе.

Например, человек в детстве отравился хурмой , родилось суждение &#171,хурма , отвратительна&#187,.

А его близкий друг спокойно употребляет ее в пищу.

В подобных суждениях нередко определяющую роль играет личный опыт, субъективное (индивидуальное) восприятие действительности.

Умозаключение

Основывается на логическом подытоживании ряда суждений. Это формирование принципиально новой информации для индивида, когда он получает данные практическим опытом или на основе теории.

Ряд суждений преобразуется в умозаключение и в будущем может перейти в категорию убеждений человека.

Умозаключение , наивысший уровень мыслительной активности в плоскости рационального познания.

Но при этом оно должно основываться на истинных, объективных данных. Если хоть какая-нибудь порция информации ложная , вывод получится оторванным от реальности.

Например, Славе сказали, что Вася , безответственный человек, который не выполняет обещаний, не держит слово. Спустя время Слава услышал схожее мнение от другого знакомого.

Исходя из отзывов этих людей, информации, предоставленной ими, Слава приходит к умозаключению и сам начинает считать Васю &#171,треплом&#187,.

Но вывод может не соответствовать реальности, поскольку лично с Васей он не общался и не мог эмпирическим путем проверить вес его слова.

Возможно, один из сплетников оклеветал Василия из-за зависти, или тот не сдержал общения, но только однажды. При этом в целом, оставаясь ответственным человеком.

Итог один , для объективных умозаключений необходимо критически воспринимать информацию и собирать как можно больше фактов из различных источников.

Опасность ложных умозаключений в том, что они, трансформировавшись в убеждения и став частью общего мировоззрения, могут доставить индивиду проблемы.

В конкретном примере , стать сложностью, препятствием для нормальной коммуникации с Василием из-за уже сформированного, предвзятого отношения Славы.

Гипотеза

Основывается на предположении и предполагает ошибочность утверждений.

Если умозаключение , твердое, и редко в дальнейшем видоизменяется, то гипотеза является одним из возможных вариантов, взглядов на реальность.

Собирается набор фактов и ставится под сомнение.

Затем ищут пути доказательства гипотезы, либо ее опровержения. Чаще всего гипотезы проверяют на практике, получая измеримый результат.

Теория

Когда гипотеза доказана, когда известна ее точность и проведена проверка в реальной плоскости, она превращается в теорию.

В дальнейшем теория используется для решения стереотипных проблем, сохраняя время, которое могло быть потрачено на получение данных человеком при самостоятельном изучении.

Что такое чувственное мышление

Под этим термином понимают вид познания, которое осуществляется органами чувств человека. К его главным механизмам относят зрение, обоняние, слух, вкус, осязание. Существует несколько видов такого мышления, которые характеризуются рядом отличий:

  1. Ощущение – отражает конкретные характеристики предмета, процесса, явления, которые появляются вследствие их прямого влияния на органы чувств. С их помощью человек способен ощущать конкретные характеристики объекта – запах, цвет, форму.
  2. Восприятие – представляет собой чувственный образ целостной картины процесса, объекта, явления, которые непосредственно влияют на органы чувств. Восприятие считается главным способом получения представлений.
  3. Представление – это чувственно-наглядный обобщенный образ процесса, явления, объекта, который сохраняется и возникает в сознании и без прямого воздействия самих предметов на органы чувств. Иными словами, это то, что осталось в человеческой памяти после того, как он познакомился с предметом.

Такой вид познания всегда носит субъективный характер. Однако именно оно обеспечивает взаимосвязь человека с окружающим миром.

Направления теории познания

Как уже стало понятно, единого мнения насчет того, что играет в процессе познания решающую роль – чувства или разум – до сих пор нет. В связи с этим можно выделить несколько основных направлений теории познания.

  • Сенсуализм. Нередко его называют теорией познания Локка, т.к. именно английский философ и педагог Джон Локк в 17 веке развивал его идеи. Сенсуализм считает, что восприятие и ощущения являются главной и основной формой достоверного знания. Базовый принцип направления гласит, что в разуме нет ничего, чего не могло бы не быть в чувствах. И любое новое знание проистекает из чувственной сферы, когда разум замыкается в сфере известного. Другими яркими представителями сенсуализма являются его, можно сказать, основоположники – древнегреческие философы Эпикур и Протагор, а также французский философ XVIII века Этьен Бонно де Кондильяк.
  • Рационализм – противоположность сенсуализму. Согласно ему, человеческое познание и действия основываются именно на разуме. Данное направление в свое время поддерживалось множеством мыслителей, поэтому его нельзя относить к чертам каких-либо философских течений. Также рационалисты по-разному смотрят на место разума в познании. Среди известных представителей можно выделить Георга Гегеля, Рене Декарта, Готфрида Лейбница и Бенедикта Спинозу, а также Иммануила Канта, начинавшего с традиционного рационализма, но впоследствии создавшего свою философию, основанную на симбиозе рационализма с эмпиризмом.
  • Скептицизм. Это направление теории познания выдвигает в качестве принципа мышления сомнение, в особенности сомнение в истине. Скептицизм бывает обыденным, научным, методологическим, философским и религиозным. В любом виде ему свойственна пессимистическая позиция: он не отрицает того, что мир можно познать, но сомневается в возможности этого при помощи имеющихся у человека средств. Главные представители скептицизма: Франциско Санчес, Давид Юм, Пьер Бейль и Мишель Эйкем де Монтень.
  • Агностицизм. Это усугубленный вариант скептицизма. Теория познания Канта часто приводится, как ярчайший образец агностицизма. Согласно ей, действительность принципиально непознаваема, и познать можно лишь реальность, искаженную опытом и чувствами. Также агностики считают невозможным доказать или опровергнуть идеи и утверждения, основанные на субъективном опыте. Среди наиболее известных агностиков можно назвать, помимо Канта, Томаса Хаксли, Бертрана Рассела, Чарльза Дарвина, Альберта Эйнштейна, Карла Сагана.

Таковы на сегодняшний день основные направления эпистемологии. Но наш рассказ будет не полным, если мы не упомянем вместе с ними и о нескольких концепциях истины, ведь к теории познания они имеют самое прямое отношение.

Примеры познания в жизни человека

  1. Примером неотделимости познания от человека может служить произведение русского писателя, члена-корреспондента Академии Наук, И. А. Гончарова «Обломов». Герой произведения Андрей Штольц с самого раннего детства упорно совершенствовал свои знания. Он не останавливал свое развитие ни на минуту. Познание мира — главная цель Андрея. Именно с помощью этого он смог стать человеком действия, который может без проблем найти решение любого вопроса.
  2. Еще один наглядный пример может быть представлен в образе Базарова в романе «Отцы и дети» русского классики И. С. Тургенева. Его любовь к науке и постоянное познание медицины помогло герою сформироваться в качестве личности, стать глубоко мыслящим человеком.
  3. Безусловно, человек должен развиваться, постоянно быть в процессе познания, а не делать вид «познающего мир» как это представлено в произведении Д. И. Фонвизина «Недоросль». Главного героя Митрофана перед светской общественностью представляют как человека, который изучает и познает мир. Но на самом деле он был под постоянной опекой матери, госпожи Простаковой, которая оберегала его от окружающих проблем.

Рациональное познание

Рациональное познание, в отличие от чувственного — это процесс опосредованного познания мира посредством логического мышления, включающего в себя обобщенное, абстрактное отражение реальности и  информации о ней посредством следующих методов:  синтез, дедукцию, индукцию и другие методы.

Формами чувственного познания являются: 

Понятие — это мысль, которая отражает обобщенные свойства объектов объективной реальности. Понятия отражаются в терминах, которыми люди оперируют. Понятия бывают единичные (Луна, Земля, дорога), и общие, включающие в себя другие понятия, более узкие по смыслу (Евразия, социальная группа, стратификация и пр.)

Суждение — это оценочная мысль об объекте или явлении окружающего мира. Простейшая оценка: истинно некоторое утверждение, или ложно. 

Умозаключение — это цепь суждений, в результате которых происходит формирование принципиально нового суждения. Например, ученый изучил все достижения науки в  какой-то области, и сделал вывод, что все они ученые до него были не правы, потому то и потому то.

Наука опирается именно на рациональное познание мира.

Важно понимать, что оба эти вида познания представляют собой в философии ступени единого процесса познания, они тесно взаимосвязаны между собой

Поделиться в соц. сетях

Определение, смысл понятия, структура

Люди пытаются объяснить каждое явление в окружающем мире, и это стремление считается главным фактором создания и развития человеческой цивилизации.

Пять основных структурных элементов:

  1. Субъект. Человек, который получает знания, прилагая к этому определенные силы. В этот момент каждый, читающий книги или статьи в интернете, проводя экспериментальные исследования или выполняя теоретические расчеты, — субъект познания.
  2. Объект. Направлено на познавательную активность. Для читателей этой статьи, например, объект познания — это само познание, как понятие, феномен.
  3. Мотив. Является фактором, приводящим к желанию познавать (например, интерес к чему-либо). Мотивом может стать практическое стремление к высшему образованию и обеспечению карьерного потенциала или теоретическое желание получать удовольствие от процесса познания. Пример: когда человек читает статью по теории строению Вселенной, он руководствуется теоретическими мотивами. Этот процесс дает удовольствие познания, хотя и не дает знаний, имеющих практическую ценность.
  4. Цель. Не надо путать цели и мотивы. Цель познания — получение полного, точного и верного знания о познаваемом предмете.
  5. Результат. Результат познания — это само знание. Результаты иногда достигаются даже без желания вести познавательную деятельность. Например, ребенок обретает знания, когда падает и ушибается, обжигается об горячее, получает удар током при попытке исследовать электрическую розетку, ранит себя острым предметом. Он точно не стремится получить такой опыт, но получает знания.

Основные направления в теории познания

В теории познания не существует единого мнения по поводу того, чему принадлежит решающая роль в познании — чувствам или разуму.

Сенсуализм

Сенсуалисты полагают, что новое знание можно получить только на основе чувств, а разум замкнут в сфере уже известного. В умозаключении вывод, основанный на разуме и законах логики, не дает никакого приращения знаний по сравнению с посылками. Например, какое новое знание мы получаем из вывода «Золото проводит электрический ток», если мы и так знаем, что «Все металлы электропроводны»? Более того, заключение о том, что металлы электропроводны, нельзя получить только при помощи разума. Для этого нужно провести соответствующие опыты. Следовательно, чувственный опыт и чувства первичны и идут впереди всяких логических рассуждений.

Рационализм

Рационалисты (сторонники первенства разума в познании) указывают, что данные, основанные на чувственном опыте, недостоверны.

Например, опыт подтверждает, что брошенный камень всякий раз летит вниз, но это еще не доказывает, что после очередного броска он не сможет полететь вверх. Для доказательства необходимы разум и теоретические расчеты (в данном случае — теория гравитации). Опыт и чувства много раз обманывали человечество. Это касается, в частности, представлений о форме Земли или о вращении Солнца вокруг Земли. Более того, без предварительной помощи разума чувства не могут получить никаких новых данных. Ученый, который не применяет разум, а опирается только на чувства, будет собирать все, что видит, однако разрозненные факты внелогической связи друг с другом будут чем угодно, но только не наукой. Опыт теоретически нагружен: любой эксперимент или научное наблюдение подразумевают разумную гипотезу и цель, иначе они бессмысленны. Следовательно, разум и логические рассуждения первичны и идут впереди всяких чувств и опыта.

И сенсуализм, и рационализм дают положительный ответ на вопрос о познаваемости мира. Данная позиция именуется оптимистической. В теории познания выработана также пессимистическая позиция, согласно которой мир непознаваем.

Скептицизм

Скептицизм выражает пессимистическую позицию и в принципе не отрицает возможности познания мира, но сомневается в том, что это возможно при помощи тех средств, которыми мы располагаем. Персидский поэт Омар Хайям (1048-1122) писал о мире так:

  • Все. что видишь ты. — видимость только одна,
  • Только форма — а суть никому не видна.
  • Смысл этих картинок понять не пытайся –
  • Сядь спокойно в сторонку и выпей вина.

Основы для скептической аргументации были предложены еще философами Древней Греции:

  • чувствам нельзя доверять, поскольку у разных людей могут быть разные ощущения, напри мер то, что нравится одному, вызывает у другого отвращение;
  • чувствам нельзя доверять также из-за того, что органы чувств постоянно обманывают нас, например преломление образа предмета на границе воздушной и водной сред создает обман зрения;
  • нельзя доверять и разуму, поскольку любое доказательство опирается на данные, которые тоже нужно доказать, и так до бесконечности; следовательно, доказать ничего нельзя, если только не принять на веру бездоказательные аксиомы или догматы.

Агностицизм

В агностицизме (от греч. agnostos — непознаваемый) представлен более сильный вариант пессимизма. Это течение отрицает познаваемость объективного мира. Яркий пример агностицизма — философия И. Канта, согласно которому действительный мир принципиально непознаваем. Все, что мы можем познать, — лишь мир видимости, до неузнаваемости искаженный нашими чувствами и опытом.

Современная наука придерживается оптимистического взгляда на познание. Мир познаваем, считают ученые, и, хотя абсолютная истина недостижима, мы с каждым новым научным открытием все больше приближаемся к ней.

Что же считается первичным в процессе научного познания — чувства или разум? Хотя сенсуализм и рационализм противоречат друг другу, их обычно принято рассматривать как дополняющие друг друга направления, составляющие единство. В гаком ракурсе вопрос о первичности чувств или разума в познании снимается, и они могут рассматриваться как две стороны единого процесса познания мира.

Признаки рационального познания

Рациональное познание основано на логике, мысли и анализе, и отличается от чувственного познания следующими признаками:

Анализ: Рациональное познание предполагает разбор и изучение объекта или явления на его составные части. Рационалисты стремятся к анализу и классификации информации для понимания и объяснения реальности.
Наблюдение и эксперимент: Рациональное познание рассматривает наблюдение и эксперимент как важные инструменты для получения знаний и проверки гипотез. Рационалисты придают большое значение фактам и эмпирическим данным, и используют их для подтверждения или опровержения своих идей.
Объективность: Рациональное познание стремится к объективности и независимости от субъективных ощущений и эмоций

Рационалисты уделяют большое внимание обоснованию своих утверждений и исключению субъективных факторов, чтобы приблизиться к объективной правде.

Примером рационального познания может служить научный метод, который основывается на логике, анализе, наблюдении и эксперименте. Научные исследования рационалистов строятся на предположениях, которые потом проверяются путем наблюдения и эксперимента. Рациональное познание позволяет систематизировать знания, предсказывать и объяснять явления в мире на основе логических рассуждений и объективных данных.

Способы

Под способом понимается конкретный набор действий, необходимый для проверки гипотез и формирования новых теоретических знаний. Способы исследования объектов делятся на теоретические и практические (эмпирические).

Список теоретических способов познания:

  1. Дедукция. Метод, при котором умозаключение строится от общего к частному. Основывается на том, что схожие по классификации явления или предметы имеют общие признаки и могут быть уравнены при описании.
  2. Индукция. Противоположный по схеме метод. Выявляются черты одного предмета, и экстраполируется на весь класс, к которому он принадлежит.
  3. Классификация. Сортировка данных по отличительным от других объектов признакам.
  4. Анализ. Прием мышления, суть которого , разбить объект на составляющие части и рассмотреть свойства каждой в отдельности.
  5. Синтез. Обратный анализу метод. Предполагает соединение отдельных свойств в единый объект.
  6. Абстрагирование. Процесс, в котором выделяют только интересующие свойства для изучения, опустив другие.
  7. Формализация. Представление данных в символьном виде (текст, изображения, видеоряд).
  8. Аналогия. Метод, при котором в нескольких объектах обнаруживают схожие характеристики, что позволяет сделать вывод о принадлежности объектов к одному классу.

Моделирование. Прием, суть которого , в работе с искусственной копией изучаемого объекта. Применяется при невозможности проверить теорию на практике, либо когда реальный эксперимент опасен, затратен финансово или требует больших временных отрезков на проведение и формулирование выводов.

Идеализация. Метод, при котором исследователь выделяет определенное свойство объекта, без которого само существование объекта невозможно. Затем проводится эксперимент, при котором условия существования ключевого свойства уменьшают , и смотрят на изменяющееся поведение объекта.

Пользуясь исключительно теоретическими методами, невозможно создать целостную картину, объективно отражающую действительность.

Можно получить своеобразную абстрактную модель, которая в реальной плоскости может оказаться неработающей, ложной.

Список эмпирических способов познания:

  1. Ощущение. Восприятие. Представление. Группа чувственных методов, применяющихся вместе с рациональными способами. Ощущение , отражение сигналов, поступающих в мог при контакте с изучаемым объектом, реализуется через основные органы чувств. Восприятие , формирование целостного суждения об объекте, отношение к нему. Представление , мысленное воображение объекта, с которым приходилось сталкиваться ранее.

Наблюдение. Осуществляется в естественных условиях, без вмешательства экспериментатора. Используется для выявления стандартного поведения наблюдаемого объекта или явления.

Эксперимент. В отличие от предыдущего способа, осуществляется в специально созданных условиях. Применяется для познания новых вариаций поведения объекта, отличных от натуральных условий.

Измерение. Проводится с помощью системы мер и оценок, приборов измерений. Например, длина , сантиметры/линейка, температура , градусы/термометр, скорость , километры в час/спидометр.

Сравнение. Сопоставление характеристик одного предмета/явления с другим (как схожим по свойствам, так и резко отличающимся). Может быть направлено на определения качественного различия между объектами, либо, напротив , на поиск общих черт и закономерностей.

В чистом виде, эмпирические способы в рациональном познании не применяются. Поскольку важны базовые теоретические знания об объекте исследования.

Поэтому наиболее эффективный вариант , совмещение практического опыта с теорией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Шампиньон.

Различия бледной поганки и шампиньона