в

Разница между чеченцами и ингушами

Причины депортации чеченцев и ингушей

В соответствии с решением правительства СССР население Чечено-Ингушской АССР подлежало депортации. Власть боялась жителей данных территорий. Кроме этого, многие ложно докладывали, что на территории формируются различные банды.

За первые три года второй мировой войны в данных местах было ликвидировано более полусотни различных формирований. Порядка тысячи людей было убито, а около двух тысяч – арестовано. Но это была лишь верхушка айсберга, так как докладывали по предварительным подсчетам, что подобных объединений на территории республики было около 200, и в каждом состояло 2-3 тысячи человек.

Операцию по массовому переселению чеченцев и ингушей назвали «чечевица». Предположительно, такое название депортация получила из-за схожести с названием чеченской нации.

По мнению историков, основная причина принятия столь жестких мер была в том, что руководство Советского Союза считало жителей данных территорий неблагонадежными и не могло допустить, чтобы они продолжали занимать местность, расположенную на границе государства, так как это достаточно опасно. К тому же, среди чеченского населения было много семей, имеющих родственников за границей, что в советские времена также не поощрялось.

При этом, здесь необходимо отметить, что несмотря на наличие на территории проживания вайнахского народа банд-формирований, многие чеченцы и ингуши, как и другие жители Советского Союза героически воевали против немецких захватчиков. То есть эта нация испытала на себе всю боль и беду войны, потеряв на полях сражений более двух тысяч человек. Чеченцы и ингуши участвовали во многих знаковых сражениях, например, в битве за Брестскую крепость. Многие из них имели награды за проявленную храбрость, в том числе и посмертные.

Мемориал «Девять башен» в Назрани. Открыт 23 февраля 1997 года в очередную годовщину депортации ингушей и чеченцев в Казахстан и Среднюю Азию.

Также в Красной армии буквально ходили легенды о 255-м чечено-ингушском кавалерийском полку, принимавшем участие в Сталинградской битве. Это боевое подразделение, также как и другие, понесло тогда огромные потери. Дополнить его чеченцами и ингушами было невозможно (по территориальным причинам), и армейское руководство приняло решение сформировать из оставшихся солдат два разведывательных дивизиона.

Стоит здесь упомянуть и тот факт, что чеченские и ингушские солдаты очень высоко ценились. Видимо, проживание в суровой горной местности, где отцы с малых лет учили мальчиков обращаться с оружием, ездить верхом и отстаивать интересы своей нации и своей семьи с оружием в руках, сыграло большую роль в формировании характера чеченцев и ингушей. А учитывая, что жизнь в горах с детства приучала таких мужчин к тяжелой работе, то почти все они были очень выносливыми и сильными.

Чеченские и ингушские солдаты, несмотря на физические перегрузки, холод и голод, сохраняли свою физическую силу, оставаясь при этом крайне опасными боевыми противниками. Если же говорить о моральных качествах представителей вайнахского народа, то многие отмечали, что их отличала жестокость, храбрость, хитрость и в тоже время хладнокровие и способность не давать волю эмоциям, даже в самых критических ситуациях.

При этом, учитывая «боевую» историю данного народа, неудивительно, что горцы легко брали в руки оружие, если считали, что их близким или их земле угрожает опасность.

Семейные ценности и обычаи

Семья играет важную роль в жизни как чеченцев, так и ингушей. Однако, у этих народов есть некоторые различия в семейных ценностях и обычаях.

Чеченцы

У чеченцев семья является основой общества и имеет высокую ценность. Традиционно, семья включает в себя множество поколений, и родители играют важную роль в воспитании детей. Отец считается главой семьи и принимает решения, касающиеся всех ее членов. Женщины, в свою очередь, отводится роль заботливых матерей и домохозяек.

Одним из важных обычаев у чеченцев является брак по договоренности. Родители обоих молодых людей встречаются и обсуждают условия брака. При этом, молодые люди могут выразить свое мнение, но окончательное решение принимается родителями. Такой подход помогает сохранить семейные связи и укрепить общество.

Ингуши

У ингушей также семья имеет высокую ценность, но существуют некоторые отличия в семейных обычаях. В отличие от чеченцев, у ингушей мужчина и женщина считаются равными партнерами в браке. Оба супруга принимают решения, касающиеся семьи, и вместе заботятся о детях и домашних делах.

Традиционно, у ингушей существует обычай “братской помощи”. Это означает, что родственники и соседи всегда готовы помочь друг другу в трудные времена. Например, если у кого-то из семьи возникают финансовые проблемы, другие члены семьи могут предложить помощь или поддержку.

Сравнение

Сравнивая семейные ценности и обычаи чеченцев и ингушей, можно сделать следующие выводы:

Оба народа придают большое значение семье и ее роли в обществе. Однако, у чеченцев семья более иерархична, с главой семьи и ролью женщин в качестве домохозяек. У ингушей же семья рассматривается как равноправное партнерство, где оба супруга принимают решения. Кроме того, у ингушей существует обычай “братской помощи”, который подразумевает взаимопомощь внутри семьи и сообщества.

Истоки

В сегодняшней этнологии чеченцев и ингушей принято соединять общим термином – «вайнахские народы» (чеч. «вайнах», ингуш. «вейнах» – «наши люди»). Собственно так идентифицируют себя представители 2-ух кавказских этносов. Чеченцы и ингуши не создали собственной письменности, в связи с чем их история изучалась по летописям соседних народов. Очень часто эти данные были обрывочны и не всегда объективны.

Но все таки, сегодня ученые с полной решительностью могут сказать, что чеченцы и ингуши считаются одними из древнейших жителей Кавказа, принадлежащих к вайнахской языковой группе нахско-дагестанской семьи. Прадедов ингушей (самоназвание галга?и) историки находят среди племенного союза аланов, учувствовавшего в Великом переселении народов.
Антрополог Виктор Бунак уверен, что среди ингушей старинный кавказский (или кавкасионский) вид сохранился «более чем у кого-либо из иных северокавказских народов». Вот как ингушей описывает Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: «По наружному собственному виду ингуш сухощав, строен, среднего роста, с резкими чертами и быстрыми глазами на бледном, смуглом лице; цвет волос по преимуществу черный, нос орлиный, движения торопливы и порывисты». Чеченцы (самоназвание но?хчий), по одной из гипотез, на исторической сцене возникли до недавнего времени ингушей. Некоторые искатели, также антрополог Валерий Алексеев, считают чеченцев потомками хурритов, живших во 2 тысячелетии до нашей эры в северной Месопотамии. В армянских источниках VII века чеченцы упоминаются как «нахча матьян» («говорящие на языке нохчи»). В документах XVI-XVII веков можно повстречать племенные названия чеченцев – ичкеринцы, ококи, шубуты.

Эльдар Иразиев о конфликте между дагестанцами и чеченцами

В русском языке слово «чеченец» стало транслитерацией терминов бытовавших в обстановке соседних народов – «цацане», «шашены», «чачане». Облик внешности чеченцев согласно словарю Брокгауза и Ефрона такой: «высокого роста и хорошо сложены. Дамы выделяются красотой.

В антропологическом отношении Чеченцы представляют вид смешанный. Цвет глаз изменяет от чёрного до больше или меньше тёмно-карего и от голубого до больше или меньше светло-зелёного.

В цвете волос замечаются переходы от чёрного к больше или меньше тёмно-русому. Нос часто вздёрнутый и вогнутый». Генетические исследования показали, что современные чеченцы и ингуши хотя и относятся к одной и той же гаплогруппе, в этническом проекте разнородны. Генетик Хусейн Чокаев, опираясь на последние результаты исследований, пишет, что общий предок большой части чечено-ингушского этноса — это представитель субгруппы J2a4b (М67), которая появилась на территории сегодняшней Турции приблизительно 11,8 тыс. лет тому назад.

Носителями такого гаплотипа были, также, карийцы, минойцы и пеласги. Однако если ингуши соответствуют группе J2a4b (М67) на 87%, то чеченцы исключительно на 58%.

Религия

Господствующая религия ингушей и чеченцев – ислам суннитского толка. Впрочем, степень его влияния на оба народа разная. Несмотря на то, что ислам в Северный Кавказ начал проникать еще со времен нашествия Чингисхана, большинство жителей Чечни прияли его только в XVIII столетии. В период Кавказских войн через мюридистское движение ислам настолько укрепился в Чечне, что породил там настоящий религиозный фанатизм.В Ингушетии ислам адаптировался лишь к середине XIX столетия, однако не пустил там глубоких корней. До недавнего времени немало ингушей все еще оставалось во власти древних домусульманских верований, неотъемлемой частью которых был культ семьи и предков. Этот культ обязывал чтить свои святыни, такие как очаг и надочажную цепь. Возле очага готовили пищу, обсуждали важные вопросы, совершали обряды. Надочажная цепь также сохранила связь с традициями. Когда в ингушский дом входил посторонний человек и хватался за надочажную цепь – он попадал под покровительство хозяина, а если к ней прикасался кровник, то он избавлялся от мести.Современная Ингушетия в значительной степени живет в русле политической и религиозной свободы, что оказывает влияние и на вероисповедание. Если в Чечне официально признан лишь суфийский ислам, то в Ингушетии большое число сторонников салафизма, который многими воспринимается как радикальное течение ислама.В отличие от ингушей на религиозное сознание чеченцев оказала влияние напряженная социально-политическая обстановка последних десятилетий, из-за чего салафизм не прижился в общественном пространстве Республики. В свою очередь, особенно среди молодежи, растет интерес и стремление к истинному исламу, в строгом соблюдении всех предписаний Корана и религиозных обрядов.ТрадицииПо мнению этнографов, чеченская культура в большей степени, чем ингушская утратила связь с традиционными ритуалами характерными для вайнахов. Так, ингушей возмущает чеченский обычай давать гостю суп, а не специальное мясное блюдо из баранины, куриного или индюшачьего мяса, что практиковалось испокон веков.Тоже самое можно сказать и о семейных взаимоотношениях. Ингушский мужчина обычно не знакомится со своей тещей, они не видятся на сватовстве, не пересекаются на семейных торжествах и других мероприятиях. Ингуши очень гордятся эти фактом и считают, что их семьи гораздо крепче чеченских.Есть отличия и в свадебных обрядах. К примеру, если у чеченцев после показа гостям невеста весь день находится в отдельной комнате, то у ингушей принято, чтобы молодая до вечера стояла в углу главного зала и принимала подарки. Ингушки нередко свадебному платью предпочитают национальные наряды, чеченки в этом плане более современны.Жизненный уклад чеченцев и ингушей в значительной степени определяется тейповой (клановой) структурой. Ингушские тейпы приято называть еще и «фамилиями». Если чеченский тейп может насчитывать сотни фамилий, то ингушский чаще всего ограничивается несколькими десятками, при этом ингушские фамилии чаще всего имеют доисламские корни, тогда как чеченские преимущественно мусульманские.Ингушский тейп обычно экзогамен. Браки внутри тейпа конечно встречаются, однако не приветствуются. Чеченцы напротив предпочитают создавать браки внутри своего тейпа, чтобы прочнее сохранять родовые связи.В Чечне тейпы подчиняются крупным военно-политическим объединениям – тукхумам. Всего их девять. У ингушей такого деления нет. В вайнахской среде ингушей традиционно называют «десятым тукхумом», подчеркивая тем самым близость двух соседних народов.На данный момент в мире насчитывается около 1 млн. 700 тыс. чеченцев. Кроме Чечни они проживают в Ингушетии, Дагестане, Ставропольском крае, Волгоградской области, Калмыкии, Астраханской, Саратовской, Тюменской области, Северной Осетии, за рубежом их больше всего в Турции, Казахстане, Франции, Австрии, Бельгии.Общая численность ингушей около 700 тыс. человек. Помимо России они также живут в Киргизии, Украине, Белоруссии, Латвии, Турции, Сирии, Иордании, Ливане.

Единственные вайнахи-православные

Если принять во внимание возраст древних ингушских православных храмов (Тхаба-Ерды, Алби-Ерды и Таргимского), многочисленных археологических находок (христианские книги, кресты), то можно предположить, что распространение христианства среди вайнахских народов, от которых произошли чеченцы, ингуши и бацбийцы, пришлось на XI – XIII века. Чеченская топонимика также указывает на христианское прошлое обитателей этих мест – к примеру, название села Кернстне переводится как «Христианское», а Гоьчачга ага – «поляна святого Георгия»

Предки вайнахов поддерживали связь с Грузинской Церковью до нашествия Тамерлана, после чего христианизация горцев надолго прекратилась, и эти народы стали тяготеть к языческой культуре. А в XVII – XVIII веках вайнахи в большинстве своем приняли ислам. Только лишь бацбийцы остались православными и исповедуют эту религию доныне.

Дружелюбны, но самостоятельны

Бацó стремятся поддерживать связи с исторической родиной – в частности, жители пограничных районов Ингушетии активно контактируют с некоторыми родами бацбийцев.

Этот народ старается сохранить свою самостоятельность в пику официальной политике Грузии, направленной на тотальную грузинизацию проживающих в стране этносов. Начало такому «обобществляющему» процессу положил еще Звиад Гамсахурдиа. В свое время бацбийцы имели самоуправление и представляли собой, по сути, средневековое государственное образование. Автономию бацó потеряли в XVI веке, когда кахетинский царь Александр II захватил земли Тушетии. В первой половине ХХ века бацбийцев власти Грузии пытались переселить вглубь Кахетии, в сороковые годы в ходе сталинских репрессий часть бацó высылали с обжитых мест.

Все эти перипетии, а также массовое заселение Тушетии грузинами в 70-х годах ХХ века способствовали постепенной утрате бацбийцами многовековых связей с чеченцами и ингушами.

Чтят религиозные традиции

Тем не менее, исторически-родственное единение чеченцев, ингушей и бацбийцев наблюдается и поныне, хотя различия между вайнахами-мусульманами и вайнахами-христианами в плане соблюдения религиозных обрядов коренным образом отличаются. К примеру, сидя за одним столом с чеченцами, бацó может спокойно есть свинину, предварительно перекрестившись перед трапезой, как и положено православному.

Окормляет бацбийцев Грузинская Православная церковь. Вайнахский народ воцерковляется все активнее, хотя еще в конце XIX века у цова-тушинов (главным образом, среди молодежи) были сильны языческие традиции: молодые девушки и женщины в Великий пост частенько «подслушивали чертей» – угадывали по определенным признакам, какое в конкретном доме бацбийского селения должно произойти событие – радостное или горестное.

Известно, что ингуши и чеченцы – это когда-то один древний народ, разделенный в силу исторических и социально-политических причин. Тем не менее, за недолгий период своего размежевания чеченцы и ингуши успели накопить немало отличий.

В современной этнологии чеченцев и ингушей принято объединять общим термином – «вайнахские народы» (чеч. «вайнах», ингуш. «вейнах» – «наши люди»). Именно так идентифицируют себя представители двух кавказских этносов.

Чеченцы и ингуши не создали своей письменности, в связи с чем их история изучалась по летописям соседних народов. Зачастую эти сведения были обрывочны и не всегда объективны. Тем не менее, сегодня ученые с полной уверенностью могут сказать, что чеченцы и ингуши являются одними из древнейших жителей Кавказа, принадлежащих к вайнахской языковой группе нахско-дагестанской семьи.

Предков ингушей (самоназвание галга́и) историки находят среди племенного союза аланов, учувствовавшего в Великом переселении народов.

Антрополог Виктор Бунак уверен, что среди ингушей древний кавказский (или кавкасионский) тип сохранился «более чем у кого-либо из других северокавказских народов».

Вот как ингушей описывает Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: «По наружному своему виду ингуш сухощав, строен, среднего роста, с резкими чертами и быстрыми глазами на бледном, смуглом лице; цвет волос по преимуществу черный, нос орлиный, движения торопливы и порывисты».

Чеченцы (самоназвание но́хчий), по одной из гипотез, на исторической сцене появились раньше ингушей. Некоторые исследователи, в том числе антрополог Валерий Алексеев, считают чеченцев потомками хурритов, живших во 2 тысячелетии до нашей эры в северной Месопотамии.

В армянских источниках VII века чеченцы упоминаются как «нахча матьян» («говорящие на языке нохчи»). В документах XVI-XVII столетий можно встретить племенные названия чеченцев – ичкеринцы, ококи, шубуты. В русском языке слово «чеченец» стало транслитерацией терминов бытовавших в среде соседних народов – «цацане», «шашены», «чачане».

Внешний облик чеченцев согласно словарю Брокгауза и Ефрона такой: «высокого роста и хорошо сложены. Женщины отличаются красотой. В антропологическом отношении чеченцы представляют тип смешанный. Цвет глаз варьирует от чёрного до более или менее тёмно-карего и от голубого до более или менее светло-зелёного. В цвете волос замечаются переходы от чёрного к более или менее тёмно-русому. Нос часто вздёрнутый и вогнутый».

Генетические исследования показали, что современные чеченцы и ингуши хоть и относятся к одной и той же гаплогруппе, в этническом плане неоднородны. Генетик Хусейн Чокаев, опираясь на последние данные исследований, пишет, что общий предок значительной части чечено-ингушского этноса – это представитель субгруппы J2a4b (М67), которая зародилась на территории современной Турции примерно 11,8 тыс. лет назад. Носителями такого гаплотипа были, в том числе, карийцы, минойцы и пеласги. Но если ингуши соответствуют группе J2a4b (М67) на 87%, то чеченцы только на 58%.

Кто такие ингуши?

Ингуши (название на родном языке: ГIалгIа́й) – коренное население Ингушетии и Северного Кавказа. Общая численность населения около 1 000 000 человек, половина из которых проживает за пределами республики (в других городах России и мира). Подробнее про родной регион: Республика Ингушетия, Горы Ингушетии.

Название «ингуши» произошло от ингушского селения Ангушт. В средневековье предки ингушей, наряду с предками чеченцев, карачаевцев, балкарцев и осетин, входили в племенной союз алан.  Столица Алании – город Магас, город солнца: является столицей Ингушетии. Вождями Алан являлись ингуши: Респендиал и Гоар, которые участвовали в великом переселении народов.

Аланы – предки Ингушей?!

Знаменитый немецкий и русский учёный-энциклопедист, естествоиспытатель, географ и путешественник XVIII—XIX веков П. С. Паллас, побывавший в конце XVIII века на Кавказе писал, что ингуши являются остатками собственно алан. Другой исследователь XIX века Эдмунд Спенсер в своем научном труде «Описание поездок по Западному Кавказу в 1836 году» отмечает, что по мнению многих ученых, ингуши являются самым настоящим, ныне существующим племенем алан.

За границей при слове «ингуши» у людей на ум приходит Кавказ, аланы и чеченцы. Обычно еще про чеченцев спрашивают: «Вы же братский народ, да? А язык один и тот же, да?». Большинство мало знакомо с историей и народом Ингушетии. Это очень печально, ведь у них очень богатая культура! Надо просветить народ решил я и написал этот оооочень краткий, назовем это обзор, наших культурных памятников.

Политическая ситуация и отношения

Чеченцы и ингуши, как два соседних народа, имеют длительную и сложную историю взаимоотношений. В основе различий между ними лежат политические факторы, которые сформировались в течение многих лет.

Одним из ключевых моментов в истории отношений между чеченцами и ингушами является конфликт в начале 1990-х годов. В результате этого конфликта чеченцы провозгласили независимость Чеченской Республики, тогда как ингуши остались частью Российской Федерации.

Последствия этого конфликта сказались на политической ситуации в регионе и оставили влияние на отношения между этими народами. В Чечне был установлен политический режим, который в значительной степени отличается от ситуации в Ингушетии.

ЧеченцыИнгуши
Автономная республика в составе Российской Федерации, с особым статусом и широкими полномочиями.Регион с ограниченным самоуправлением, частично зависящий от руководства Чечни.
Политическая власть в регионе в основном концентрируется в руках руководства республики, с активным участием федеральных органов власти.Ингушетия имеет ограниченные возможности в управлении своими делами, частично подконтрольные Чечне.
Государственный язык — чеченский, религия — предоминантно суннитский ислам.Государственный язык — русский и ингушский, религия — практикуется как суннитский ислам, так и христианство и язычество.

Помимо различий в политической ситуации, отношения между чеченцами и ингушами также оказываются затронутыми общественным мнением и эмоциями населения. Исторические события и политические моменты оставили свой след в восприятии и взаимопонимании между этими народами.

Тем не менее, несмотря на различия, чеченцы и ингуши продолжают поддерживать контакты и сотрудничество в различных сферах. Это включает в себя торговлю, культурные обмены и сотрудничество в социальных и экономических проектах

Важно отметить, что народы Чечни и Ингушетии имеют общую историческую и культурную основу, что способствует поиску общих интересов и взаимопонимания

Взаимоотношения между чеченцами и ингушами

Одним из главных факторов, влияющих на взаимоотношения между чеченцами и ингушами, является исторический конфликт, который нашел свое начало еще в советское время. В 1944 году, во время Второй мировой войны, советские власти приняли решение о выселении чеченцев и ингушей в Среднюю Азию. Это решение было принято в связи с обвинениями народов в предательстве и сотрудничестве с врагом. Выселение привело к большому количеству жертв и горю в обоих народах.

После смерти Сталина в 1953 году, советские власти разрешили возвращение выселенных народов обратно на Кавказ, в том числе чеченцев и ингушей. Однако прошедшие события оставили глубокий след в памяти и сознании обоих народов, и исторический конфликт между ними успешно подогревался.

Несмотря на исторические разногласия, современные отношения между чеченцами и ингушами проходят на гораздо более мирной ноте. В 1990-х годах, в период распада СССР, вспыхнул вооруженный конфликт между Чечней и Россией, который также затронул и ингушских беженцев. Однако, после завершения конфликта, произошли политические и социальные изменения, которые помогли улучшить отношения между народами.

Сегодня взаимоотношения между чеченцами и ингушами можно охарактеризовать как сотрудничество и взаимопонимание. Народы продолжают сохранять свою национальную идентичность и культуру, но также находят общий язык и идут на контакт друг с другом.

ЧеченцыИнгуши
Чеченцы являются крупнейшей этической группой на Северном Кавказе и имеют более чем 1,4 миллиона представителей.Ингуши являются второй по численности этнической группой на Северном Кавказе и насчитывают около 500 тысяч человек.
Чеченский язык относится к северовосточной группе нахско-дагестанских языков.Ингушский язык также относится к нахско-дагестанским языкам и имеет свои диалекты.
Чеченцы преимущественно являются суннитскими мусульманами.Ингуши преимущественно являются суннитскими мусульманами, но также существуют представители других конфессий.

Взаимоотношения между чеченцами и ингушами продолжают развиваться в современной России, они строят дружественные и гармоничные отношения, основанные на уважении и понимании друг друга, но также учитывают их исторические различия и особенности. Это позволяет народам лучше справляться с проблемами и строить процветающее будущее для себя и для своих регионов.

Если русские уйдут с Кавказа

Что тогда? Будет кровавый хаос, как утверждают местные жители, наученные горьким опытом. Они помнят, что случилось в Чечне после полного выдавливания всего русского населения: был криминальный беспредел, людей похищали не только в Чечне, но и по всей стране, после чего появились ваххабиты со своей объединяющей идеологией, и почти сразу началась гражданская война.

Порядка и тишины на Кавказе не было никогда, его вообще там просто быть не может, поскольку сильной государственности традиционно нет и взяться ей неоткуда. Соседи здесь всегда то более, то менее активно убивали друг друга. А кроме того, угоняли скот, грабили, воровали женщин, а потом за всё это жестоко мстили. Вот когда был сильный внешний управляющий – определённый, пусть не полный порядок всё-таки наблюдался. Например, при владычестве Российской империи или при СССР.

Без сильной руки ингуши и чеченцы снова будут затевать территориальные споры и друг с другом, и со всеми соседями. Объединение вряд ли возможно. Временно примирить враждующих обычно помогает шариат и адат (обычай). Но решать на Кавказе по шариату или адату могут только очень близкие “свои” – односельчане, родственники или на крайний случай представители одной народности. Поскольку в этом регионе народностей огромное количество, решение вряд ли придёт.

Главный арбитр на Кавказе – выгода. И сила. Чеченцы могут ингушей просто купить: помощью в погроме осетин, например. Или посулить участие в делах “чеченской империи”. Только в этом случае ингуши признают власть чеченцев и даже, может быть, поклонятся. Без бонусов все эти споры решаются только силой. Так было всегда, и вряд ли что-то изменилось за последние десятилетия.

В Советском Союзе чеченцы и ингуши проживали в одном национально-территориальном образовании – Чечено-Ингушской Автономной Республике. Ее разделение на Чеченскую и Ингушскую Республики произошло после 1991 года, когда развалился СССР. Чем отличаются чеченцы от ингушей, что у них общего и что послужило поводом для разделения? Обо всем этом – чуть ниже.

Общественный строй

В общественном строе чеченцев и ингушей сохранялось больше архаических черт, чем у большинства народов Дагестана. У них почти до наших дней удержалось деление на патриархальные роды, «тайны» («тайпа»). Каждый род выводил себя от определенного предка, имя которого известно всем членам рода, как известна и вся родословная, до 8—10-го поколения и дальше. Члены одного рода считаются «братьями» и «сестрами». Строго соблюдалась экзогамия — запрет жениться на женщине из своего рода, как и из рода матери. В числе родовых обычаев особенно устойчиво держался до недавнего времени обычай кровной мести («доу»). Кровомщение принимало чаще всего форму вооруженного нападения сородичей убитого или обиженного на дом виновного. Такое нападение называлось у ингушей «туом» (война) и приводило нередко к длительной осаде и к кровопролитию. В определенных случаях допускалось прекращение родовой вражды при помощи выкупа за кровь: устраивался торжественный обряд «примирения кровников». Но зачастую на почве кровной мести разгоралась длительная и кровопролитная война. Она в иных случаях приводила к переселению целых родов на чужие земли, к запустению аулов и целых районов.

Род делился на семьи. В горных районах еще в XIX в. сохранялись большие семьи — по 40—50 человек. У равнинных чеченцев и ингушей уже тогда существовали только малые семьи. Но патриархальная власть старшего мужчины в них была очень велика. Положение женщин в семье было подчиненное. От общественной жизни женщины были совсем отстранены.

Одним из самых священных обычаев считается гостеприимство. За своего гостя хозяин дома отвечает головой. Он должен защищать его, даже будь это его враг, должен мстить за его убийство.

Кровная месть, саморасправа — эти обычаи были связаны у чеченцев и ингушей с тем, что никакой признанной власти у этих народов не было. У них не было деления на сословия, как у соседних кабардинцев, осетин. Все ингуши, все чеченцы считали себя равными друг другу. По преданию, в годы борьбы против кумыков и кабардинцев чеченцы были подвластны князьям из рода Турловых, которые их и объединили в этой борьбе; но впоследствии они изгнали и этих князей. Не признавая ни князей, ни дворян, они с гордостью говорили, что они все — «уздени» (т. е. дворяне).

Но даже и у горных чечено-ингушских групп этотпервобытно-демократический строй начал еще в XIX в. разлагаться. Род Галгай, занимавший выгодное положение в ущелье, где проходил транзитный путь с Северного Кавказа в Грузию, усилился, подчинил своей власти другие роды. Еще дальше зашел процесс расслоения у равнинных ингушей и чеченцев. Более зажиточные семьи держали в зависимости от себя прочее население. Русские власти поддерживали эту родовую верхушку.

Взаимная обособленность родов, аулов, многолетняя борьба с соседями порождали традиции военного быта. Каждый мужчина считался воином, каждый готов был защищать себя, все носили оружие. В годы Кавказской войны именно Чечня была главным очагом военно-религиозного антирусского движения мюридизма. Чеченцы были самыми заклятыми врагами русских. В этнографических описаниях того времени чеченцы обычно изображались как прирожденные разбойники.

Такая оценка была вызвана в значительной мере тем, что как раз в те годы чеченцы, нафанатизированные мюридистской прапагандой Кази-Муллы, Гамзата и Шамиля, вели упорную и ожесточенную «войну за веру». Ингуши, а также часть равнинных чеченцев в долине Терека, так называемые «мирные чеченцы», остались в стороне от мюридизма и враждебности к русским не проявляли. Однако смелость и воинственность свойственны были и им.

К началу XX в. Чечня и Ингушетия были в известной степени затронуты товарными и капиталистическими отношениями, особенно в связи с развитием Грозненской нефтепромышленности. Появилась небольшая про-слойка чеченской буржуазии. Масса населения беднела, теряла землю.

Советская власть укрепилась в Чечне и Ингушетии после нескольких лет ожесточенной гражданской войны. Сломив сопротивление реакционных групп, революционная власть дала массе чеченцев и ингушей землю, которой им остро не хватало. Многие переселились с бесплодных гор на равнину. Бедняцкие и середняцкие хозяйства объединились в колхозы. Многие чеченцы и ингуши были втянуты в промышленность.

Культура и традиции

Культура и традиции народов Чечни и Ингушетии имеют свои особенности, которые отражают исторические, географические и социальные факторы

Они являются важной частью национальной идентичности и способствуют сохранению уникальности каждого народа

Язык и литература

Одной из ключевых составляющих культуры народов Чечни и Ингушетии является их язык. Чеченский и ингушский языки относятся к северо-восточной группе нахско-дагестанских языков и имеют свои уникальные особенности. Они обладают богатым словарным запасом и разнообразными грамматическими формами.

Литература народов Чечни и Ингушетии также имеет долгую историю. Она включает в себя произведения различных жанров, таких как поэзия, проза и драматургия. Многие из этих произведений отражают национальные традиции, исторические события и культурные ценности.

Музыка и танцы

Музыка и танцы играют важную роль в культуре народов Чечни и Ингушетии. Они являются неотъемлемой частью национальных праздников, свадеб и других торжественных мероприятий. Музыкальные инструменты, такие как гудок, баян, барабан и гусля, используются для создания уникальных мелодий и ритмов.

Традиционные танцы народов Чечни и Ингушетии отличаются энергичностью и выразительностью. Они часто сопровождаются песнями и музыкой, и передают национальные обычаи и исторические события. Некоторые известные танцевальные стили включают “лезгинку”, “хьо” и “нокхчо”.

Кулинария

Кулинарные традиции народов Чечни и Ингушетии отражают их историческое наследие и географическое положение. Они включают в себя разнообразные блюда, приготовленные из мяса, овощей, зерновых и молочных продуктов. Некоторые известные блюда включают “хинкал”, “харчо”, “хинкал” и “хинкал”.

Важным элементом кулинарных традиций является гостеприимство. Гости часто угощаются разнообразными блюдами и напитками, что является проявлением уважения и дружелюбия.

Одежда и украшения

Одежда и украшения народов Чечни и Ингушетии также имеют свои особенности. Традиционная одежда включает в себя разнообразные элементы, такие как халаты, платки, пояса и головные уборы. Они часто украшены вышивкой, пайетками и бисером.

Украшения играют важную роль в культуре народов Чечни и Ингушетии. Они могут быть выполнены из драгоценных металлов, камней, перьев и других материалов. Украшения используются как символы статуса, красоты и национальной принадлежности.

Семейные ценности и обычаи

Семейные ценности и обычаи народов Чечни и Ингушетии имеют глубокие корни и играют важную роль в их культуре. Семья считается основой общества, и семейные связи являются очень важными.

Одним из важных обычаев является свадьба. Свадебные торжества длительные и включают в себя множество ритуалов и традиций

Они отражают национальные обычаи и символизируют важность семейных связей и единства

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Шампиньон.

Различия бледной поганки и шампиньона