Что такое сюжет
Сюжет (фр. sujet, в буквальном переводе «предмет») — событийный ряд, очередность актов, эпизодов, сцен, скомпонованных по драматургическим правилам повествования.
Сюжет в драматургии может отступать от временной последовательности событий, не придерживаясь строгих хронологических рамок.
К числу наиболее распространенных сюжетов относятся «бродячие» — используемые в фольклоре многих народов, на разных территориях в виде сказок, эпосов, легенд, мифов. В целом направленность сюжетов настолько разнообразна, что все попытки классифицировать их в небольшое количество групп не принесли желаемого результата.
- Адюльтер.
- Измена одного из супругов с убийством.
- Бунт.
- Безумие.
- Бесчестные поступки близкого существа.
- Пропаганда безбожия.
- Неосознанная ревность.
- Нежданное несчастье.
- Вновь найденный.
- Достижение.
- Жертвенность.
- Отречение от всего ради страсти.
- Пожертвовать близким ради идеи.
- Затравленный.
- Загадка.
- Любовь, преодолевающая препятствия.
- Любовь к недругу.
- Просьба.
- Месть во имя расплаты.
- Внутриродовая месть.
- Нечаянное кровосмешение.
- Непредумышленное убийство близкого.
- Принесение себя в жертву ради близких.
- Храбрая попытка.
- Похищение.
- Потеря близких.
- Спасение.
- Конкуренция среди близкими.
- Самопожертвование во имя идеала.
- Преступление любви.
- Неравное соперничество.
- Родственная ненависть.
- Муки совести.
- Честолюбие.
- Судебная ошибка.
Фабула и сюжет – общее и отличия
Оба понятия объединяют тот факт, что они составляют основу любого произведения, обуславливая его тематику и содержание.
- Фабула – что произошло. Сюжет – как об этом рассказать. Пример: для знакомства с фабулой фильма, достаточно прослушать пересказ краткого содержания; для знакомства с сюжетом необходимо просмотреть фильм полностью.
- Фабула — конфликтная основа произведения. Цепочка событий и фактов, являющихся стержнем при создании произведения какого-либо жанра. Сюжет – канва фабулы, определяющая форму и очередность изложения происходящего.
- Фабула – реальный либо вымышленный факт, содержащий строгую временную последовательность. Сюжет – позволяет определить форму подачи реального либо вымышленного факта в свободном изложении при использовании свободных хронологических вариаций и замене реальных героев конфликта на литературные персонажи.
- Жизнь фабулы короче жизни сюжета. Конфликт, случившийся однажды, в скором времени забывается. Конфликт, пересказанный в сюжете художественного произведения, получает шанс прожить десятки и даже сотни лет (реальная история связи с восстанием Емельяна Пугачева молодого российского дворянина Петра Гринева давно забыта, а сюжет повести «Капитанская дочка» вошел в число лучших литературных произведений, рассказывающих о истории России простым, доступным языком).
Что такое фабула
Проблема с созданием фабулы частично заключается в том, что мы не до конца знаем, чем она, собственно, является. Мы прочитали достаточно много книг и просмотрели достаточно фильмов, чтобы инстинктивно чувствовать, в чем дело, но инстинкт – не лучший советчик, если речь идет о создании фабулы. Повесть похожа на длинное путешествие – если не знаем точной трассы и цели путешествия, вероятнее всего заблудимся. (Естественно, такое блуждание может быть и привлекательной частью этого путешествия, но чаще оно бывает утомительным – когда я писал третью повесть, пришлось выбросить эффекты шести месяцев работы, потому что меня угораздило свернуть не в том месте)
Прежде всего надо отделить собственно фабулу (plot) от повествования (story). Это разделение поможет адепту писательского искусства не свернуть с главной дороги. Очень просто это определил Форстер, и огромное ему за это спасибо:
«Попробуем определить, что такое „фабула“. Мы определили повествование, как рассказ о неких событиях, уложенных в хронологический ряд. Фабула – это тоже рассказ о событиях, но ударение здесь ставится на причинности. „Король умер, а потом умерла королева“ – это рассказ. „Король умер, а потом королева умерла от тоски“ – это фабула. Временная последовательность осталась сохранена, но ее затмило чувство причинно – следственной связи.»
Причина имеет место тогда, когда в следствие одного события наступает другое. Именно эти связи между событиями определяют разницу между набором анекдотов, т. е. «повествованием» в Форстеровском смысле, и повестью. Повествование тоже может быть интересным, но редко приносит такое удовольствие, как хорошо сконструированная фабула. Почему? Потому что без наличия «причины» обычно не получишь ответ на вопрос «что было дальше?» или «как нас угораздило в это вляпаться?»
У маленьких детей нет чувства фабулы. Послушайте только их рассказы: «Сначала произошло то, затем то, а потом вон то…» Согласен, это очаровательно, но их болтовня нам быстро надоедает, потому что нет в ней причинности, события не связаны между собой. А нас привлекают именно эти связи, больше даже, чем сами события: кто кому и что сделал, но прежде всего – почему.
Фабулу можно сравнить с вязаным на спицах свитером – одна петля цепляется за другую, и без этих соединений у нас остается только хаотический неинтересный клубок шерсти. Но петли – это еще не все, это только начало, важна еще и форма. Обычно не достаточно просто написать сборник историй, даже интересных, потому что глаз требует еще и форму. Поэтому фраза: «Король умер, а потом королева умерла от тоски» кроме того, что не ставит никакого явного вопроса, содержит в себе слишком мало содержания, как на фабулу.
автора
Ликум Аркадий
Что такое мел? Во всем мире не найдется человека, который бы за свою жизнь не столкнулся с мелом. В миллионах классов на Земле школьники пишут мелом на доске. А что бы делал учитель без мела?А ты знаешь, что вначале мел был животным? В водах океанов существуют различные виды
Примеры фабул
Талантливому автору не нужно много сил, чтобы сделать из удачной фабулы настоящий шедевр искусства. Многим известна история написания А. С. Пушкиным повести “Дубровский”. Фабулой для ее написания стала история, которую Пушкину рассказал его друг П. Нащокин. Он поведал ему доподлинную историю одного дворянина по фамилии Островский.
Некоторые писатели берут фабулу уже из других произведений. Так, Гоголь поведал историю мелкого чиновника, которого приняли в обществе за важную особу, в комедии “Ревизор”. Раньше подобные истории уже встречались.
Для примера упрощенной фабулы можно использовать шекспировскую трагедию “Гамлет”. Начинается она с убийства короля, которое совершает его брат. Он садится на престол и берет в жены жену убитого короля. У покойного короля остался сын Гамлет, к которому явился призрак и рассказал правду о смерти отца. В попытке отомстить убийце Гамлет погибает на дуэли. Вот такая последовательность событий в фабуле. А в самом произведении события разворачиваются по другому плану. Если пересказывать авторскую последовательность, то значит – воспользоваться сюжетом.
Элементы сюжета литературного произведения
Сюжет литературного произведения состоит из эпизодов, то есть из детально изображенных моментов действия
Благодаря этому он воспроизводит взаимоотношение героя с обстоятельствами, держит внимание читателей
Экспозиция предваряет основное действие. В ней изображаются персонажи и обстоятельства, из которых могут быть понятны мотивы дальнейших поступков героев, дальнейшие события. Как правило, на ход основных событий в произведении экспозиция не влияет. Она выполняет информативную функцию.
- Завязка является началом конфликта. Это исходный момент, от которого зависит последующее развитие событий. Если завязка является закономерной и ожидаемой, ее называют мотивированной. Немотивированная (неожиданная) завязка придает действию особую остроту. Чаще всего завязка бывает в начале произведения, но иногда и ближе к его концу.
- Развитие действий – это ряд эпизодов, описывающих развитие конфликта. Обычно персонаж пытается устранить возникшие противоречия, но они, напротив, обостряются. Напряжение растет.
Кульминация – высшая точка напряжения, когда конфликт достигает высшей точки и требует немедленного разрешения. Внутренние качества героев в этот момент обычно бывают представлены наиболее ярко.
Развязкой называется момент, когда конфликт можно считать исчерпанным. В одних случаях это значит, что он разрешен, в других – что не разрешим в принципе.
Сюжет художественного произведения может включать в себя пролог (вступление, предисловие) и эпилог (послесловие). Послесловие может представлять собой обращение автора к читателям или рассказ о дальнейшем развитии событий, судьбе персонажей.
В литературном произведении могут встречаться и внесюжетные элементы. К ним относятся лирические отступления (рассуждения автора) и вставные эпизоды (не имеющие отношения к сюжету произведения, но помогающие понять его идею).
Что такое фабула, сюжет и композиция, чем они отличаются
Пересказывая произведение, мы часто передаем последовательность событий не в том порядке, в каком они описаны автором, а в том, в каком они происходили. Например, пересказывая роман «Дубровский» А.С. Пушкина, мы можем сначала сообщить, что Владимир купил у учителя документы и занял его место, а потом уже рассказать, как он появился в доме Троекуровых.
Хронологическая последовательность событий, происходящих в литературном произведении, называется фабулой.
Читая сам роман Пушкина «Дубровский», мы сначала узнаем о появлении в доме Троекуровых учителя-француза Дефоржа, затем понимаем, что он и есть Дубровский, и только потом нам становится ясно, каким образом Владимир занял место гувернера. Все это часть сюжета романа.
Сюжет – это последовательность событий в художественном произведении. Сюжет не всегда передает хронологию действий и явлений. Его задача – раскрыть развитие конфликта, характера персонажа. Поэтому сюжет иногда также определяют как систему событий, отражающих общественные противоречия и конфликты.
Восьмой главой, в которой в доме Троекуровых появляется учитель Дефорж, открывается второй том романа «Дубровский». О том, что гувернер и разбойник – одно и то же лицо, мы узнаем только в десятой главе, и лишь в одиннадцатой главе дана история о том, как Владимир Дубровский занял место учителя-француза. Обращаясь к структуре художественного произведения, мы говорим о его композиции.
Композиция литературного произведение – это его построение, расположение и соотношение его частей. В широком смысле слова композицией называют структуру художественного текста, систему, расположение и взаимосвязи его элементов. Другими словами, это способ передачи писателем художественной реальности.
И сюжет, и композиция имеют свои «блоки» (или «кирпичики»), из которых они и складываются, превращаясь в цельное художественное произведение. Об этих элементах мы теперь и поговорим.
Что дает принцип обратной хронологии в литературе?
Принцип обратной хронологии в литературе позволяет автору показать читателю, как события, которые кажутся случайными или незначительными, на самом деле имеют глубокий смысл и влияние на ход истории. Также этот прием помогает автору создать эффект нелинейности, сложности и многомерности в произведении, а также заставить читателя переосмыслить свое отношение к персонажам и событиям.
Пример: Представьте, что вы читаете роман, в котором главный герой – это человек, который живет в будущем, где люди могут перемещаться во времени. В романе события идут так: главный герой встречает женщину, в которую влюбляется, но потом узнает, что она умерла в прошлом. Он решает вернуться в прошлое, чтобы спасти ее, но тем самым нарушает законы времени и вызывает катастрофу. Он пытается исправить свою ошибку, но все только ухудшается. В конце романа мы узнаем, что главный герой сам является причиной смерти женщины, которую он любит. В этом случае принцип обратной хронологии в литературе позволяет автору создать эффект трагедии, жестокости и иронии судьбы.
Определение понятий
- Фабула — это последовательность событий или сцен, которые составляют основу произведения. Она представляет собой сюжетные ходы, включает в себя описание действий персонажей и расположение событий по порядку.
- Сюжет — это способ, которым автор представляет фабулу. Сюжет описывает выбранные автором детали и особенности фабулы, которые делают ее интересной и захватывающей. Он включает в себя манеру повествования, персонажей, характеризацию и события.
Разница между фабулой и сюжетом заключается в том, что фабула является набором событий, а сюжет — способом их представления. Фабула — это содержание произведения, а сюжет — его форма.
Таким образом, понимание отличий между фабулой и сюжетом важно для понимания драматургии и повествования. Они работают вместе, чтобы создать сложность и интригу произведения и играют важную роль в его общей структуре и восприятии читателем/зрителем
Фабула
Основная задача фабулы — создать интерес и удержать внимание читателей или зрителей. Она строится на интриге, разводящей ожидания и держащей в напряжении до конца произведения
Фабула содержит сложность и повествование, которые делают произведение более интересным и запоминающимся.
Фабула отличается от сюжета: если фабула — это события, то сюжет — их описание, то, как они переносятся на страницы произведения или на сцену. Фабула является более широким понятием, она подразумевает все события, а сюжет — только их пересказ.
Важно отметить, что фабула может быть различной сложности и структуры. Она может быть линейной, когда события следуют друг за другом или быть многослойной, когда происходят параллельные события или подзаголовки
Также фабула может быть строится по принципу возврата в прошлое или с использованием флешбеков.
Сюжет
Сюжет всегда имеет определенную сложность и интригу, которые задаются автором для удержания внимания читателя или зрителя. Интрига — это возбуждение любопытства и ожидания, которые сопровождают развитие сюжета.
Самый важный элемент сюжета — это его хронология, то есть последовательность событий во времени. Именно хронология определяет порядок и связь между событиями и дает возможность читателю или зрителю понять развитие сюжета.
Сюжет и фабула часто путаются, хотя между ними есть разница. Фабула — это основной сюжет произведения, его смысловое содержание. Фабула может быть развернута в самых разных жанрах и формах, но сюжет остается неизменным и определяет ход и развитие событий.
Таким образом, сюжет — это последовательность событий, а фабула — их смысловое содержание
Именно сюжет, с его логической структурой и хронологией, определяет драматургию произведения и привлекает внимание читателя или зрителя
Понятие фабулы
В современном понимании фабула – это простейший из возможных пересказов истории.
Этот пересказ должен быть в хронологическом порядке и без художественных изысков.
Под фабулой понимается сама суть рассказа. Только факты и события. Основные точки, без которых история перестанет быть собой.
Когда один человек пересказывает какой-либо фильм другому, скорее всего он, по сути, пересказывает ему фабулу.
Такой упрощенный пересказ и есть фабула произведения. И да, это очень похоже на логлайн или короткую аннотацию.
Вот основные черты, по которым можно понять, что перед вами фабула:
- Четкая передача сути истории
- Относительная краткость рассказа
- Хронологический порядок событий
- Понятная причинно-следственная связь
- Отсутствие художественных приемов
- Опускаемые детали
Еще раз хочется заострить внимание. Одна из основных характеристик фабулы в том, что в ней не используются никакие художественные средства. Нет литературных описаний, нелинейного повествования, не создается интрига, нет никаких композиционных решений
Нет литературных описаний, нелинейного повествования, не создается интрига, нет никаких композиционных решений.
Элементы композиции литературного произведения, ее виды и композиционные приемы
Композиция имеет не только смысловую, но и организационную функцию. Ее элементы помогают организовать текст в единое целое. К ним относятся:
- пролог – то есть предисловие, задача которого – пробудить интерес читателя к сюжету произведения;
- эпилог – то есть послесловие, из которого читатель узнает о событиях, последовавших после завершения сюжета (самый большой эпилог – в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»). Задача эпилога – расставить все точки над «и», помочь читателю прийти к какому-либо выводу;
- тома (книги), части, главы, действия и акты – структурные части произведения, иногда играют смысловую роль (например, каждый из двух томов романа Ф.М. Достоевского «Идиот» разделен на две части – это помогает понять двойственность характера главного героя);
- эпиграф – цитата перед текстом произведения, отдельной главы, помогающая понять основную мысль. Это своего рода ключик к пониманию замысла автора. Очень любил использовать эпиграфы А.С. Пушкин (например, в «Капитанской дочке»);
- повествование – основной элемент композиции, представляет собой авторский текст, раскрывающий содержание произведения. Повествование служит для передачи динамики событий. В эпическом произведении занимает большую часть;
- описание в отличие от повествования статично. К описанию относятся портрет, пейзажная зарисовка, характеристика интерьера;
- диалог – беседа нескольких людей. Диалоги помогают не только раскрыть сюжет, но и понять характеры героев, их взаимоотношения;
- монолог – речь одного персонажа, помогает понять размышления и переживания героя;
- вставные элементы (лирические отступления, истории, песни, письма, выписки из протоколов и т.п.).
При создании литературного произведения писатели используют следующие композиционные приемы:
- повтор эпизода или фразы (часто встречается в сказках, стихах);
- усиление (подбор однородных фактов, как в описании домов помещиков в «Мертвых душах» Гоголя);
- противопоставление (например, трагического и комического в пьесе Чехова «Вишневый сад», романе Шолохова «Поднятая целина»);
- монтаж (когда на стыке двух образов рождается третий, как в рассказе «Ионыч» А.П. Чехова).
К композиционным приемам можно также отнести разрыв событий. Этот прием характерен для детективов. Встречается он и в «Мастере и Маргарите» М. Булгакова.
Умолчание тоже можно отнести к композиционным приемам. О нем мы говорим тогда, когда о событии, которое произошло раньше других, читатель узнает позже (как в «Метели» или в «Дубровском» Пушкина).
Традиционно выделяют следующие виды композиции:
- линейную, или последовательную (как в пьесе Грибоедова «Горе от ума», рассказе Паустовского «Телеграмма», стихотворении Тютчева «Silentium!»);
- зеркальную, объединяющую повтор и противопоставление, когда первая и последняя часть произведения перекликаются, зеркально повторяя друг друга (в первой части романа в стихах «Евгений Онегин» Пушкина Онегин отвергает Татьяну, во второй – Татьяна отвергает Онегина);
- кольцевую, когда в финале произведения происходит возвращение к его началу (примером могут служить «Собачье сердце» М. Булгакова, стихотворение «Жираф» Н. Гумилева);
- рамочную, или «рассказ в рассказе» («Старуха Изергиль» М. Горького, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Повести Белкина» А. Пушкина).
Различные исследователи называют и другие виды композиции. К ним относятся:
- инверсионная, или обратная (как в «Бедной Лизе» Карамзина);
- ретроспективная («взгляд назад», как в «Машеньке» В. Набокова).
Во многих произведениях литературы мы наблюдаем смешанную композицию, объединяющую несколько композиционных приемов.
Структура литературного произведения важна для понимания его идеи. И сюжет, и композиция играют одинаково весомую роль в понимании авторского замысла и смысла романа, повести, рассказы, пьесы, стихотворения. Однако они характеризуют разные стороны литературного произведения: его форму и содержание, которые тесно связаны между собой. Я рассказала, что эти литературоведческие понятия обозначают, привела примеры. Теперь, надеюсь, вы хорошо поняли, чем различаются фабула, композиция и сюжет, так что соответствующие вопросы на экзамене уже не поставят вас в тупик.
Фабула в теории литературы
Слово «фабула» в теории литературы, как правило, оставалось латинским названием басни. Но Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов уже применяют его к современной литературе в значении развивающейся цепочки событий. Слова «сюжет должен быть нов, а фабула может отсутствовать» (Чехов А.П. Поли. собрание сочинений и писем: В 30 томах. Письма, 1976. Том 3) означают требование оригинальности замысла и признание необязательности интриги, специальной организации изобретаемых происшествий. В 1910-20-е литературоведы-формалисты В.Б.Шкловский, Ю.Н.Тынянов, Б.В.Томашевский терминологически закрепили такое понимание фабулы и по сути отвергли ее художественную значимость: для них она была носителем «материала», который «снимается» формой, а именно сюжетом. Для формалистов он не абстракция, но, напротив, художественная конкретизация, полноценное воплощение фабулы, допускающее и перестановку событий во времени. В 1928 М.М.Бахтин (П.Н.Медведев) не согласился с противопоставлением фабулы и сюжета, назвал их «в сущности единым конструктивным элементом произведения. Как фабула этот элемент определяется в направлении к полюсу тематического единства завершаемой реальности, как сюжет, в направлении к полюсу завершающей реальной действительности произведения» (Медведев П.Н. Формальный метод в литературоведении, 1993). Л.И.Тимофеев счел понятие фабулы излишним. В теорию литературы Г.Н.Поспелова понятия сюжета и фабулы вошли в соответствии с этимологией слов, в обратном предложенному формалистами соотношении: сюжет как нечто отраженное был включен в состав «предметной детализации», фабула означает манипуляции с ним в эпическом повествовании или драме. Обе трактовки соотношения сюжета и фабулы представлены в современном литературоведении; вторая иногда определяется как преобладающая (Хализев В.Е. Теория литературы, 1999).
Сюжет как последовательность изображенных событий «объективен»: время в нем линейно, пространство цельно, не дискретно (если он не фантастичен), события происходят независимо от того, кто из персонажей их видит и каким языком мог бы о них рассказать. же или повествователь свободен в форме изложения сюжета, т.е. в фабуле, независимо от его фантастичности или правдоподобия. В таком случае фабула есть организация повествования и драматического действия, которая никогда не может совпадать с сюжетом, будучи формой его воплощения, в большинстве случаев весьма вариативной. Сюжет кончается развязкой (смерть Печорина в середине текста романа), фабула – финалом (подвиг здравствующего Печорина в «Фаталисте»). Сюжет подразделяются на концентрические, в которых присутствует причинно-следственная связь событий, как в «Евгении Онегине» (смерть дяди Евгения и его приезд в деревню, знакомство с Ленским, а через него с Лариными), и на более свободные хроникальные, где более или менее выдержана лишь последовательность событий во времени, хотя и в них возможны перестановки (биография Чичикова в последней главе первого тома «Мертвых душ», 1842). Сюжет можно назвать комплексным художественным образом – образом события или цепи событий. Обычно к внесюжетным элементам образного мира относят пролог, различные отступления (лирические, как в «Мертвых душах», публицистические и философские, как в «Войне и мире», вставные новеллы типа гоголевской «Повести о капитане Копейкине» в «Мертвых душах»; в них свои сюжеты), эпилог или заключение, иногда – экспозицию. Есть произведения с несколькими сюжетными линиями, более или менее взаимозависимыми, и даже с несколькими сюжетами (древнерусская «Повесть о Петре и Февронии», 15 век; «Герой нашего времени», 1839-40, М.Ю.Лермонтова, где, однако, сюжеты пяти повестей создают и единый сюжет – историю жизни Печорина; «Старуха Изергиль», 1895, М.Горького). В полной мере сюжетны лишь эпос и драма. В лирике сюжет встречается, но играет служебную роль, часто оказываясь иносказанием («Утес», 1841, Лермонтова); в других случаях событийный план делает произведение лироэпическим (лермонтовская баллада «Воздушный корабль», 1840).Слово сюжет произошло от французского sujet, что в переводе означает – предмет. Слово фабула произошло от латинского fabula, что в переводе означает- рассказ, повествование.
Термины «фабула» и «сюжет» являются привычными для каждого мало-мальски читающего и интересующегося искусством человека. Но, несмотря на свою привычность и кажущуюся понятность, определения данных терминов часто неоднозначны и спорны. Почему? Вероятно по причине тесной взаимосвязи. Для того, что бы определиться, в чем же кроется эта взаимосвязь, а чем эти понятия все-таки отличаются, необходимо рассмотреть их по-отдельности.
Виды фабул
Итак, прежде чем создать творение, художник задумывает фабулу. С помощью различных художественных методов он раскрывает ее глубину и правдивость. В зависимости от характера изображаемой действительности фабула может быть следующих видов:
- романтическая;
- сказочная;
- утопическая;
- мифологическая;
- реалистическая.
Фабула может состоять из нескольких элементов. Одним из них является коллизия
. Ее писатель использует для столкновения противоположностей действующих лиц. Автор может сделать события сложными и запутанными с помощью интриги.
Для неожиданных перемен в судьбе персонажей используется перипетия.
Перед развертыванием любых событий должны быть экспозиция или пролог.
Далее следуют завязка, кульминация, развязка.
Заключительную часть фабулы и любого произведения составляет эпилог.
Составляющие элементы фабулы
В литературе фабула обычно делится на части, различные по смыслу и применению:
Пролог (древнегреч. πρό-λογος — «предисловие») — подводка к истории, дополнение к ней. Зачастую не освещает какие-либо элементы сюжета, а лишь описывает мотивы произведения, общий смысл и т. д
Важно разделять это понятие с понятием экспозиции и предисловия: экспозиция — часть начала сюжета, представляющая обстановку или героев; предисловие — замечания, отзывы, комментарии и замечания к произведению (как самого автора, так и критиков, издателей, переводчиков и т.п.)
Завязка (православ. vęzъ) — событие, дающее начало действию: оно обнаруживает или создает конфликт, вокруг которого построена история.
Основное действие — все события, развивающие повествование.
Кульминация (лат. culmen — «вершина») — момент, когда события достигают высшей точки напряжения, происходит разрешение конфликтов. Кульминация подводит историю к развязке,
Развязка (православ. vęzъ) — логическое завершение повествования, заключительная часть литературного произведения. Все сюжетные линии логически приходят к завершению, определяются судьбы героев.
Эпилог (греч. έπίλογος — «послесловие») — дополнение основной истории, зачастую никак на нее не влияющее. Эпилог может состоять как из событий описываемого мира, так и из обращения автора к читателям.
Лирическое отступление — не влияющая на сюжет часть текста, в которой может описываться авторская позиция по отношению к действию как посредством размышлений героев, так и через резонера (фр. raisonner «рассуждать») — персонажа, созданного с целью выразить авторское мнение или уточнить его. Могут также описываться детали, дополняющие картину описываемого мира,
В произведение могут быть включены художественные приемы, которые являются основой действия:
Перипетия (греч. περιπέτεια — «приключение») — внезапный неблагоприятный для героя поворот сюжета, осложнение обстоятельств. В античности данный прием использовался в описании резкого невезения героя как способ наказания от богов.
Интрига (лат. intrico — «запутываю»)— способ построения сюжета, создающий сложные, запутанные события и взаимоотношения персонажей
Интрига позволяет развить сюжет и привлечь внимание читателей
Коллизия (лат. collisio — «столкновение») — изображение жизненных конфликтов, противоборствующих сторон и проблем в повествовании. Одним из способов выражения коллизии являются два противоположных персонажа с разными идеями и стремлениями.
Понятие фабулы
Любителям книг не обязательно знать все профессиональные литературные тонкости, учить наизусть сложную терминологию. Восхищаться шедеврами многих писателей можно и без этих знаний. Но каждому читателю не помешает иметь представление о простых литературных понятиях. Это позволит считать себя культурным человеком. Многие из вас слышали слово “фабула”, но не все знают его значение. Это слово очень мелодичное и звучит почти одинаково на нескольких европейских языках.
Любая легенда, рассказ, басня, роман, поэма, повесть имеет совокупность событий, действий и обстоятельств. Это значит, что у них есть фабула. Представьте, что вы имеете замысел произведения. Проще говоря, вы знаете, о чем будете рассказывать. Это значит, что вы владеете фабулой.
Фабула – это оборот событий, которые происходят в литературном произведении, выстроенный в естественном порядке по хронологии так, как бы он мог происходить в действительности. Проще говоря, фабула – это ваш рассказ, изложенный по-простому, одной или несколькими фразами. Она воспроизводит события только в хронологическом порядке и является стержнем произведения любого жанра. Фабула является творческой основой для сочинений, их материалом.
Понятие сюжета
Сюжет является основой формы произведения. По словарю Ожегова сюжет – то последовательность событий в сценическом или литературном произведении. В произведениях изобразительного искусства сюжет – это предмет изображения.
Определение 1
Сюжет – это изображенная в литературном произведении цепь событий, то есть жизнь персонажей в пространственно-временных измерениях, в обстоятельствах и положениях, сменяющих друг друга.
События, воссоздаваемые писателями, наряду с персонажами составляют основу предметного мира произведения. Сюжет – организующее начало большинства эпических и драматических произведений. Сюжет может иметь большое значение и в лирическом литературном роде, однако здесь, как правило, он предельно компактен и весьма скудно детализирован.
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Понимание сюжета как воссоздаваемых в произведении совокупности событий восходит к русскому литературоведению 19 века (А. Н. Веселовский «Поэтика сюжетов»). Однако привычная терминология в 1920 годы была резко изменена представителями формальной школы. Б. Томашевский писал, что сюжетом называется художественно построенное распределение событий в произведении. Однако в современном литературоведении преобладающим является значение понятия «сюжет», предложенного в 19 в.
Сюжеты заимствуются авторами из исторического предания, из мифологии, из литературы прошедших эпох и каким-либо образом видоизменяются, обрабатываются, дополняются. Например, большая часть произведений У. Шекспира основана на хорошо знакомых литературе средневековья сюжетах. Драматурги-классицисты широко использовали традиционные сюжеты. Основу сюжетов составляют исторические события либо события, происходившие в близкой автору реальности и в его собственной жизни. Также в литературе широко распространены сюжеты, которые являются плодом воображения писателя.
Как правило, сюжет произведения выдвигается на первый план и определяет собой его композицию, а также сосредотачивает на себе внимание читателя. Однако бывают случаи, когда сюжет как бы уходит в подтекст, а изображение событий уступает место воссозданию переживаний, раздумий, впечатлений персонажей, описаниям природы и внешнего мира
особенно это свойственно литературе современности.
Сюжет выполняет несколько содержательных функций:
- Выявляет и характеризует связь человека с его окружением. Этим он определяет место человека в реальности, его судьбу, то есть запечатлевает картину мира. классический тип мировоззрения запечатлен в основной части сюжетов литературы прошлых столетий. Неклассический тип видения мира лежит в основе литературных сюжетов современности.
- Обнаруживают и воссоздают жизненные противоречия. Достаточно выраженный сюжет невозможно представить без какого-либо конфликта в жизни персонажей.
- Создают для героев произведения поле действия, обеспечивают им возможность полно разнопланово раскрыться перед читателем в поступках, в умственных и эмоциональных откликах на происходящее.
Согласно А. Е. Нямцу, все многообразие традиционных сюжетов можно разделить на четыре основные генетические группы:
- Фольклорные
- Мифологические
- Литературные
- Исторические.
Определения
- Композиция — структурное устройство литературного произведения, последовательность расположения всех его элементов.
- Эпиграф — краткое высказывание, помещённое перед основным текстом; функция эпиграфа — указать идею литературного произведения.
- Антитеза — композиционный приём, заключающийся в противопоставлении одного элемента другому.
- Экспозиция — начальная часть литературного произведения, позволяющая читателю познакомиться с персонажами и условиями той ситуации, которая будет разворачиваться.
- Завязка — часть литературного текста, которая начинает действие.
- Кульминация — момент наивысшего напряжения сюжета.
- Развязка — решение противоречий, на которых базировался сюжет.
- Эпилог — заключительная часть, которая добавляется к уже описанному цельному сюжету.
- Лирическое отступление — несюжетный элемент, в рамках которого автор отвлекается от повествования и делится своими чувствами или мыслями.
- Конфликт — столкновение противоположных взглядов персонажей. Конфликты могут быть любовными, нравственными, психологическими, семейными, социально-политическими, философскими.
- Пафос — эмоционально-смысловой настрой литературного произведения.
- Сюжет — всё то, с помощью чего автор изобразил ход событий.
- Фабула — непосредственно ход событий.