в

Разница между старообрядческой церковью и православной

Символ веры, Исус или Иисус

Старообрядческая икона с изображением Христа

Реформа церкви изменила и написание имени Сына Божьего — вместо принятого до этого Исус, буква «и» стала удвоенной. Таким образом длинное «и» более соответствовало греческому особому знаку для протяжённости звука и Вселенской практике для произношения имени Спасителя. Старообрядцы остались верны традиционному «Исус».

Кроме того, в церковные книги было внесено порядка 10 изменений в Символ веры, что старообрядцы не приняли категорически. Например, в словах о Сыне Божьем «рожденна, а не сотворенна» был убран союз «а», и стало «рождённого, не сотворённого». Староверы назвали это произволом и были готовы «за единый аз», то есть всего за одну эту букву «а» идти на страдание и смерть, отстаивая каноны своей веры.

Еще:

  • Окаменевшая девушка Зоя — случай пятидесятых, о котором спорят до сих пор
  • Виссарионовцы — секта под руководством бывшего гаишника
  • Почему нельзя крестить близнецов и другие странности в обряде крещения
  • Духоборы — секта хиппи царской России
  • Может ли монах вернуться к обычной жизни?

Сравнение староверов и православных христиан

В чем же разница между староверами и православными христианами?
Староверы более отрешены от мира, нежели православные христиане. В быту у них сохранились древние традиции, которые, по сути своей, стали определенным ритуалом. Быт православных христиан лишен многих утяжелющих его религиозных обрядов. Главное, о чем никогда не следует забывать, – это молитва перед каждым делом, а также соблюдение Заповедей.
В православной церкви принято троеперстное крестное знамение. Оно означает единство Пресвятой Троицы. При этом мизинец и безымянный палец прижимаются вместе к ладони и символизируют веру в богочеловеческую природу Христа. Старообрядцы средний и указательный палец складывают вместе, исповедуя двойственную природу Спасителя. Большой, безымянный палец и мизинец прижимают к ладони, как символ Пресвятой Троицы.
У старообрядцев принято двукратно возглашать «Аллилуия» и добавлять «Слава Тебе, Боже». Так, утверждают они, возглашала древняя церковь. Православные «Аллилуия» возглашают трижды. Само это слово в переводе означает «хвалите Бога». Троекратное произношение, с точки зрения православных, прославляет Пресвятую Троицу.
Во многих староверских течениях принято для участия в богослужении надевать одежду в древнерусском стиле. Это рубаха или косоворотка для мужчин, сарафан и большой платок для женщин. Мужчины, как правило, отращивают бороду. У православных христиан особый стиль одежды полагается только священству. Миряне приходят в храм в скромной, не вызывающей, но обычной светской одежде, женщины – с покрытой головой. К слову сказать, в современных староверских приходах нет строгих требований к одежде молящихся.
Во время богослужения староверы держат руки не по швам, как православные, а скрещенными на груди. И для одних, и для других это – знак особого смирения перед Богом. Все действия во время службы верующие старообрядцы совершают синхронно. Если нужно кланяться, то это одновременно делают все присутствующие в храме.
Староверы признают только восьмиконечный крест. Именно такую его форму они считают совершенной. Православные, кроме этого, еще и четырехконечный, и шестиконечный.
При богослужении старообрядцы совершают земные поклоны. У православных во время службы приняты поясные. Земные же совершаются только в особых случаях. Причем, в воскресенье и праздники, а также а святую Пятидесятницу, земные поклоны строго запрещены.
Старообрядцы имя Христа пишут как Исус, а православные – Ии
сус. Также отличаются самые верхние начертания на кресте. У староверов это ЦРЬ СЛВЫ (Царь Славы) и IС ХС (Исус Христос). На православном восьмиконечном кресте написано ИНЦИ (Иисус Назорей Царь Иудейский) и IИС ХС (Ии
сус Христос). На нательном восьмиконечном кресте староверов нет изображения распятия.
Как правило, на могилах староверов ставятся восьмиконечные кресты с двухскатной крышей, так называемые голубцы, – символ русской старины. У православных не приняты кресты, накрытые сверху крышей.

Почему не трехперстие?

Обычно верующие других конфессий, например, новообрядцы, спрашивают, почему старообрядцы не крестятся тремя перстами, как члены иных восточных церквей.

Слева изображено троеперстие, это крестное знамение принято новообрядческой традицией. Справа — двуперстие, этим крестным знамением осеняют себя старообрядцы

На это можно ответить следующее:

  • Двуперстие заповедано нам апостолами и отцами древней Церкви, чему есть немало исторических свидетельств. Трехперстие же является новоизобретенным обрядом, употребление которого не имеет никакого исторического обоснования;
  • Хранение двуперстия ограждено церковной клятвой, которая содержится в древнем чине принятия от еретиков иаковит и постановлениях Стоглавого собора 1551 года: «Аще ли кто двемя персты не благословляет якоже и Христос, или не воображает крестнаго знамения, да будет проклят»;
  • Двуперстие отображает истинную догматику христианского Символа Веры — распятие и воскресение Христово, а также два естества во Христе — человеческое и Божественное. Другие типы крестного знамения не имеют такого догматического содержания, а трехперстие искажает это содержание, показывая, будто на кресте была распята Троица. И хотя новообрядцы не содержат учение о распятии Троицы, но св. отцы категорически запретили использование знаков и символов, имеющих еретическое и неправославное значение. Так, полемизируя с католиками, святые отцы также указывали, что одно только изменение видотворения, применение обычаев, схожими с еретическими, уже само по себе являет собой ересь. Еп. Никола Мефонский писал, в частности, об опресноках: «Употребляющий опресноки уже из некоторого сходства подозревается в общении с этими ересями». Истинность догматики двуперстия признается сегодня, хоть и не публично, разными новообрядческими иерархами и богословами. Так о. Андрей Кураев в своей книге «Почему православные такие» указывает: «Я двоеперстие считаю более точным догматическим символом, чем троеперстие. Ведь не Троица была распята, а «един от Святыя Троицы, Сын Божий»».

Главные составляющие веры

В ходе развития истории у представителей “старой” церкви сформировались свои атрибуты веры.

  1. Символ веры – система центральных догматов христианского вероучения. Во время реформы старообрядчества в Символ веры было внесено изменение: исключен союз “а” в словах о Сыне Божием, который служил противопоставлением. Старообрядцы категорически против такого прочтения и за то, чтобы оставить фразу в прежнем виде («рожденна, а не сотворенна»). Они отрицали произвольное изложение догматов и были готовы даже за одну букву выбрать страдание и смерть.

    Кроме того, считают, что греческие слова в тексте τò Κύριον трактуются как “Господственный и истинный”, что означает необходимость исповедовать Духа Святого также истинно, как Бога Отца и Бога Сына.

  2. Сугубая аллилуия. Двойное произнесение “аллилуии” (на древнееврейском – “хвалите Бога”), за которое выступают старообрядцы, в ходе реформы поменялось на трегубое (тройное) перед фразой “слава Тебе, Боже”. Новообрядцы считают, что трехкратная “аллилуйя” соответствует учению о Святой Троице.
  3. Поклоны. Представители движения старообрядчества не допускают замену земных поклонов на поясные. Считают, что поклоны бывают обычные (до груди или до пупа), средние (до пояса), малые земные, символизирующие покаяние, и великие земные поклоны, при которых голову нужно преклонить до пола.
  4. Церковное пение. Сторонники прежних правил сохранили крюковое пение (знаменное и демественное), которое так именуется из-за способа записи мелодии специальными «знаменами» или «крюками». В нем присутствует специфический стиль исполнения, при котором нет пауз и остановок, а пение в полный голос сменяется умеренным темпом. Человек должен пропевать молитву естественным голосом без классической постановки. Пение отличается высоким воспитательным значением.

Изначально в составе церковного хора были исключительно мужчины. Но в современных старообрядческих церквях часто не хватает певцов, поэтому основу хора в большинстве приходов составляют женщины.

TheDifference.ru определил, что отличие старообрядческой церкви от православной заключается в следующем:

  1. В старообрядческой церкви принято двуперстное крестное знамение и только восьмиконечные кресты. В православной церкви крестное знамение трехперстное, а кроме восьмиконечных есть четырех- и шестиконечные кресты.
  2. Различаются написания имени Христа, некоторых других понятий, а также верхние начертания на восьмиконечном кресте.
  3. Различно произношение Символа Веры.
  4. В старообрядческой церкви принято только унисонное пение, а при чтении широко используются погласицы.
  5. Во время богослужения в старообрядческой церкви приняты земные поклоны, в православной – поясные.
  6. В старообрядчестве для совершения богослужения используется древний Иерусалимский Устав, в православной церкви – Славянский Типикон, созданный на основе Иерусалимского Устава.
  7. В старообрядчестве не читаются акафисты, как это принято в Православной церкви.
  8. Для Евхаристии в старообрядческой церкви не используется агнец.
  9. Различные понятия Великой Агиасмы.
  10. В старообрядческой церкви не служится Пассия.

Сравнение старообрядческой церкви и православной

В чем же разница между старообрядческой церковью и православной?
В старообрядческой церкви принято двуперстное крестное знамение. Совершенная и единственно признанная форма изображения креста – восьмиконечная. В православии признаются также четырехконечные и шестиконечные кресты. Крестное знамение трехперстное. Также православные произносят «Аллилуйя» не дважды, как староверы, а трижды.
В старообрядческой церкви сохраняются некоторые древние написания слов и старые названия. Например, инок вместо иеромонаха, Иеросалим вместо Иерусалима.
Старообрядцы имя Христа пишут как Исус, а православные – Ии
сус. Также отличаются самые верхние начертания на кресте. У староверов это ЦРЬ СЛВЫ (Царь Славы) и IС ХС (Исус Христос). На православном восьмиконечном кресте написано ИНЦИ (Иисус Назорей Царь Иудейский и IИС ХС (Ии
сус Христос).
Для Святых Даров в православной церкви используется агнец, специальный Литургический хлеб. Он приготовляется служащим священником во время проскомидии. Этот обычай возник примерно в IX веке, поэтому его нет в старообрядческой церкви.
Иконы в старообрядческой церкви пишутся в традиционном византийском и древнерусском стиле. В православной церкви заметно влияние западноевропейской живописи. В РПЦ запрещено изготовление литых икон. Такого запрета в старообрядчестве нет.
В православной церкви не приняты начальные и конечные поклоны на богослужении. Во время службы совершаются поясные поклоны, в исключительных случаях земные.
В старообрядческой церкви в начале и в конце службы совершаются поклоны. Во время службы принято совершать земные поклоны. Все действия верующих синхронные, чего нет в православии.
Церковное пение в старообрядческой церкви унисонное, монодическое. Не приветствуется принятое в православии хроматическое и партесное, так называемое, светское пение. В церковном чтении старообрядцев широко используются погласицы.
В Символе Веры в православной церкви убрано принятое у староверов противопоставление понятий «рожденна, несотворенна». В древнем изложении, которое исповедуют староверы, это звучит как «рожденна, а несотворенна». Также у староверов существует несогласие с тем, что Дух Святой тоже должен исповедоваться, как истинный. В православном символе читаем всего лишь: «Бога истинна от Бога истинна» касаемо Отца и Сына.
В православной церкви богослужения совершаются по Славянскому Типикону, сложившемуся на основе Иерусалимского устава. Старообрядческие службы проходят по Иерусалимскому древнему уставу.
Крестный ход вокруг храма в старообрядческой церкви принято совершать по часовой стрелке, то есть по солнцу. В православной церкви крестный ход идет против часовой стрелки.
В старообрядческой церкви не принято исполнять Акафисты, кроме Акафиста Похвалы Богородицы. Отвергаются и другие молитвенные сочинения, не имеющие древнего происхождения. В православной церкви много акафистов. Они служатся на молебнах и читаются дома.
Вода, освященная в канун Богоявления считается Великой Агиасмой. В православной так называется вода, освященная в день самого праздника.
Четыре раза в году, во второе, третье, четвертое и пятое воскресенье Великого поста в православной церкви совершается Пассия – особая служба, посвященная чтению текстов Евангелия, повествующих о страстях Христовых. В старообрядческой церкви Пассия не служится.

Различие церквей

Первое, что бросается в глаза при виде абсолютно любого здания – его архитектура. Так вот, визуально никоновская и старообрядческая церкви практически ничем не отличаются.

Это может быть здание, построенное в новгородском или новорусском стилях с использованием элементов классицизма, а может быть и вовсе небольшой домик или даже импровизированный храм в деревянном вагончике.

В беспоповских храмах старообрядческих церквей может и не быть алтарной апсиды (это полукруглый или многогранный выступ в восточной части храма, обычно это место наполнено мозаиками, росписями и имеет три окна).

Но самое главное, по чему вы можете определить принадлежность храма, находится наверху.

У старообрядцев обычный восьмиконечный крест без каких-либо украшений, в то время как в современных церквях он четырехконечный, со всевозможными украшающими модификациями.

Свечи и паникадила: внутри старообрядческих храмов, в основном, используются настоящие свечи, а не электрическое освещение. Иконы только медолитные и рукописные, написанные в канонической стилистике.

Далее отличительной чертой является наличие подручников. Поскольку старообрядцы кланяются в пол, то для удобства используются специальные коврики. Также во многих беспоповских храмах есть сидения (хотя есть расхожее мнение, что их попросту нет).

Отличия

Староверам и старообрядцам действительно часто пытаются приписать одно мировоззрение, при том, что между ними есть огромные отличия. Путаницы эти создают люди, не владеющие русской терминологией и трактующие определения на свой лад.

Староверы исконно верят в свой собственный Род, и при этом не относятся ни к какой религии. Старообрядцы же придерживаются христианской религии, но той что была до реформы. С какой-то стороны их даже можно назвать разновидностью христиан.

Отличить их друг от друга просто:

  1. У староверов нет молитв. Они считают что молитва унижает и того к кому она обращена и того кто ее совершает. Существуют свои собственные обряды среди рода, но они известно только конкретному роду. Старообрядцы молятся, молитвы их похожи на те, что можно услышать в православных церквях, но совершаются они в специальном одеянии и завершаются тем, что они крестятся по старым обрядам двумя пальцами.
  2. Обряды староверов и их представления о добре, зле, укладе жизни нигде не писаны. Они передаются по наследству из уст в уста. Могут быть записаны, но записи эти каждый род держит в тайне. Старообрядческие религиозные писания составляют первые христианские книги. 10 заповедей, библия, старый завет. Они находятся в общем доступе и знания передаются свободно, не основываясь на родовых связях.
  3. У староверов нет икон. Вместо них дом их полон фотографий предков, писем их, наград. Они почитают свой род, помнят его и гордятся им. У старообрядцев тоже нет икон. Хотя они придерживаются христианской веры, церкви их не заполнены внушительными иконостасами, икон нет даже в традиционном «красном углу». Вместо этого в церквях они делают отверстия в виде дырок, так как считают что бог не в иконах, а на небе.
  4. У староверов нет идолопоклонничества. Традиционно в религии есть главный живой элемент, которому покланяются и которого называют Богом, сыном его или пророком. К примеру, Иисус Христос, пророк Мухаммед. Родноверие восхваляет только окружающую природу, но не считая ее божеством, а считая себя ее частью. Старообрядцы возносят исуса, библейского героя.
  5. В Родной Вере староверов нет определенных правил, которым нужно придерживаться. Каждый человек волен сам жить в ладу со своей совестью. Не обязательно участвовать в каких-то обрядах, носить одеяния и следовать одному единому мнению. Иначе дела обстоят у старообрядцев, ведь у них есть четко определенная иерархия, свод правил и одежда.

Историческое развитие православной церкви и старообрядчества

Православная церковь и старообрядчество имеют многовековую историю, которая включает в себя множество значимых событий и преобразований. Начиная с IX века, православная церковь переживала различные фазы развития, включая распространение христианства на Руси, создание Патриаршии и ее взаимодействие с государством.

С середины XVII века в православной церкви произошли существенные изменения, связанные с реформами Петра I, направленными на западное обновление и сближение с Европой. Эти изменения нашли свое отражение в новых ритуалах и принципах, которые столкнулись с оппозицией со стороны определенной части верующих. Так появилось старообрядчество — движение, которое выразило протест против реформ и призывало сохранить традиционные ритуалы и обряды православной церкви.

Основное различие между православной церковью и старообрядчеством заключается в признании и исполнении реформированных ритуалов и обрядов. В православной церкви приняты изменения, внесенные Петром I, включающие в себя новые требования к литургии, музыке и вероучению. Старообрядческая церковь же отвергает эти изменения и продолжает исполнять старинные ритуалы, обряды и правила, которые существовали до реформ.

Еще одной особенностью старообрядчества является сохранение специфического образа богослужения. Старообрядческий обряд отличается меньшей степенью формальности и грандиозности в сравнении с принятым в православии. Кроме того, старообрядческие храмы и иконы имеют свои особенности и уникальный стиль.

Нынешняя жизнь староверов и их традиции

Найденное поселение староверов в 1978 году взбудоражило все пространство тогда еще существовавшего Советского Союза. Миллионы людей буквально «прилипали» к телевизорам, чтобы увидеть уклад отшельников, который практически не изменился со времен дедов, прадедов.

В настоящее время в России насчитывается несколько сотен поселений староверов. Староверы сами учат своих детей, старики и родители находятся в особом почитании. Все поселение усиленно работает, для питания все овощи b фрукты выращиваются семейством, обязанности распределены очень строго.

Случайного захожего гостя примут с доброжелательностью, но кушать и пить он будет из отдельной посуды, чтобы не осквернить членов общины. Уборка в доме, стирка и мытье посуды осуществляется только колодезной или родниковой проточной водой.

Таинство крещения

Староверы стараются обряд крещения младенцев провести в течение первых 10 дней, перед этим очень тщательно выбирают имя новорожденному, оно обязательно должно быть в святцах. Все предметы для крещения несколько дней перед таинством очищают в проточной воде. Родители на крестинах не присутствуют.

Кстати, баня у отшельников – нечистое место, поэтому крестик, полученный при крещении, снимают и надевают только после омовения чистой водой.

Венчание и похороны

Староверческая церковь запрещает вступать в брак молодым людям, которые являются родными до восьмого колена или связанные «крестом». Венчание проводится в любой день, кроме вторника и четверга.

Венчание у староверов

Замужние женщины не выходят из дома без головного убора.

Похороны не являются особым событием, у староверов нет траура. Тело покойника омывают люди одного пола, специально выбранные в общине. В сколоченный гроб насыпается стружка, на нее кладется тело и накрывается простыней. Крышки у гроба нет. После похорон нет поминок, все вещи покойных раздаются в селении в качестве милостыни.

Староверческий крест и крестное знамение

Церковные ритуалы и богослужения происходят около восьмиконечного креста.

На заметку! В отличие от православных традиций, на нем нет изображения распятого Иисуса.

Помимо большой перекладины, к которой были прибиты руки Спасителя, есть еще две. Верхняя перекладина символизирует табличку, на ней обычно писался грех, за который осужденный распинался. Нижняя маленькая доска – символ весов для взвешивания людских грехов.

У староверцев используется восьмиконечный крест

Важно! Нынешняя православная церковь признает право на существование староверческих церквей, а также кресты без Распятия, как знаки христианства. Православные верующие накладывают крестное знамение тремя пальцами, которые обозначают единство Святой Троицы

Именно эта традиция легла в основу конфликта между староверами и новым никоновским течением, староверческие христиане отказывались осенять себя, по их словам, кукишем. Староверы до сих пор крестятся двумя пальцами, указательным и средним, произнося при этом дважды «Аллилуйя».

Православные верующие накладывают крестное знамение тремя пальцами, которые обозначают единство Святой Троицы. Именно эта традиция легла в основу конфликта между староверами и новым никоновским течением, староверческие христиане отказывались осенять себя, по их словам, кукишем. Староверы до сих пор крестятся двумя пальцами, указательным и средним, произнося при этом дважды «Аллилуйя».

К богослужению отшельники относятся с особым почитанием. Мужчины обязательно надевают чистые рубахи, а женщины – сарафаны и платки. Во время службы все присутствующие в храме стоят со скрещенными на груди руками, демонстрируя смирение и покорность.

В староверческих церквях не признается современная Библия, а только дониконовское Писание, которое тщательно изучается всеми членами поселения.

Старообрядцы и староверы – в чём разница?

Многие люди убеждены в том, что староверы и старообрядцы выступают представителями одного и того же мировоззрения. Во многом здесь виноваты СМИ, которые не до конца разобрались в терминологии и начинают путать граждан. В действительности же ситуация обстоит совсем иным образом. Попробуем пролить свет на истинное положение вещей.

Староверы – кто они? Это люди, которые придерживаются старой языческой веры, той, что была на русских землях задолго до внедрения на них христианства. Их основное священное писание – это славянские Веды. Они ведут обычную жизнь современного человека, не имеют никаких запретов насчёт ношения одежды, живут в городах.

Что касается старообрядцев, то к ним, как уже обозначалось выше, относят представителей старой христианской веры, тех, кто не согласился с Никоновскими нововведениями 17 века. Старообрядцы проживают в отдельных посёлках и селениях – так называемых «общинах».

Наиболее распространённым старообрядчество считается в Сибири. В качестве примера можно привести семью Лыковых, которой довелось во времена СССР бежать в сибирские леса, где они скрывались от преследования властью.

Но хорошо запомните, что вера староверов – это совершенно не тоже самое, что вера старообрядцев. Староверы ориентируются на знания, сохранившиеся от древних славян и записанные в Славянских Ведах.

У них используется и другое летоисчисление, согласно которого сейчас в мире царит Ночь Сварожья (или Кали Юга в индийских Ведах) – очень тяжёлое время, когда Солнечная система проходит по пространствам Тёмных Миров. Поэтому-то в мире царит хаос, очень многие люди не живут по законам Вселенной, совершают разные плохие деяния.

Отношение к внешнему миру и общественно-политическим вопросам

Православная церковь занимает активную позицию в общественно-политической сфере и имеет свою точку зрения по многим вопросам в период первых сот лет после разделения ОСПЦ и РПЦ. В отличие от старообрядческой церкви, которая склоняется к изоляционизму, православным считается активное участие в жизни общества и государства. Она стремится влиять на общественные процессы и формирование государственной политики, а также привлекать верующих к выполнению гражданских обязанностей и социальной активности.

Особенностью православной церкви является ее позиция в отношении внешнего мира. Православные верующие верят, что церковь является духовным центром мира и не должна замешиваться в политические и мирские дела. Однако церковь также признает свою ответственность за нравственное просвещение и нравственное воспитание общества. В этом контексте православная церковь активно выступает против недостатков и нравственного разложения общества, призывая верующих следовать моральным принципам Библии и учения церкви.

Старообрядческая церковь, напротив, склоняется к принципу идеалистической утопии, считая, что государство и политика являются нечистой сферой, от которой следует держаться подальше. Старообрядцы стремятся к отрешению от мира и живут в изоляции от общества, отказываясь от сотрудничества с мирскими властями и политическими структурами. Возможно, именно поэтому они находятся в определенной напряженности с государственными институтами и испытывают преследования со стороны властей.

Староверы – кто они

Первые ассоциации, которые приходят на ум – это люди, живущие в тайге, отринувшие все блага цивилизации, следуют старинному укладу жизни, все делают сами, не используя при этом никакую технику. Медицина тоже не распространена, все болезни лечатся молитвами староверов и постом.

Насколько это правда? Сложно сказать, ведь староверы не распространяются о своей жизни, не сидят в соцсетях, не пишут о ней в блогах. Жизнь староверов скрытная, протекает в закрытых общинах, они стараются лишний раз не контактировать с людьми. Складывается ощущение, что их можно увидеть, только случайно заблудившись в тайге, блуждая не один день.

Исторические сведения

Пожалуй, одно из наиболее трагических событий за российскую историю 17 столетия – раскол Русской Церкви. Он известен как церковная реформа или реформа патриарха Никона и был осуществлён действующим царём Алексеем Михайловичем Романовым совместно с его близким соратником патриархом Никоном.

Сначала внедрились кажущиеся несущественными изменения – складывание пальцев при совершении крёстного знамения иным образом, отмена поклонов до земли, но в будущем реформа начнёт затрагивать многие другие аспекты Богослужения.

Развитие церковной реформы продолжается по самое правление царя Петра I. Благодаря ей внедрилось множество новых канонических правил, обычаев и духовных установлений. Почти все составляющие религиозной жизни были затронуты при этом, а впоследствии реформа повлияет и на культуру, быт россиян.

Но далеко не все христиане были согласны с нововведениями, многие увидали в них стремление поменять само христианское вероучение, разрушить религиозный и культурный уклад, столетиями создаваемый в крещённой Руси. Очень многие священнослужители и простые люди начали яро протестовать против изменений.

Ими были написаны сотни писем и воззваний, в которых обличались нововведения и защищалась вера, что хранилась на Руси на протяжении сотен лет. В них говорилось о том, что реформу проводят насильно, пугают людей казнями и гонениями, при этом меняется и разрушается сама христианская вера.

С осуждением к изменению веры относился и князь Григорий Потёмкин, называвший нововведение «злой верой». Говорил он о них следующее:

«Еретицы суть крещающии во злую свою веру, крестят хуляще Бога во Святой Троицы единаго».

Всех противников церковной реформы предали анафеме по решению Московского собора 1656 года. Они были отделены от официальной церкви. Тогда то и возникает определение «старая вера» — то есть та, которая была до Раскола Русской церкви. Её приверженцев – то есть тех, кто не согласился с церковными реформами, проведёнными патриархом Никоном и продолжающих использовать древнерусские церковные установления, начинают именовать «старообрядцами».

Те же, кто принял реформу, стали известны как «нововеры» либо «новолюбцы».

Крест

Крест у старообрядцев и последователей нововведений значительно отличается. У последователей древнего православия признавался только восьмиконечный вариант. Старообрядческий символ распятия представлен восьмиконечным крестом, расположенным внутри более крупного четырехконечного. На наиболее древних крестах также отсутствуют изображения распятого Иисуса. Для его создателей важна была скорей сама форма, а не изображение. Нательный крест старообрядца тоже имеет такой же вид без изображения распятия.

Среди нововведений Никона, касающихся креста, можно выделить еще Пилатову надпись. Это буквы, которые видны на самой верхней малой перекладине обычного креста, который сейчас продается в церковных лавках – I N Ц I. Это надпись, которая оставлена Понтием Пилатом – римским прокуратором, приказавшим казнить Иисуса. Она обозначает «Иисус Назорей, Царь Иудеи». Она появилась на новых никонских иконах и крестах, старые версии уничтожались.

В самом начале раскола начались ярые споры о том, допустимо ли изображать эту надпись. Архидиакон Игнатий из Соловецкого монастыря написал по этому поводу челобитную царю Алексею, отвергая в ней новую надпись и требуя вернуть старую I Х Ц С обозначающую «Исус Христос Царь славы». По его мнению, старая надпись говорит о Христе как о Боге и Творце, который занял свое место на небесах после Вознесения. А новая говорит о нем, как об обычном человеке, пребывающем на земле. Но Феодосий Васильев, диакон церкви Красный ям и его последователи долгое время, наоборот, отстаивали «пилатову надпись». Их называли федосеевцами – особым ответвлением старообрядчества. Все остальные староверы используют более древнюю надпись в изготовлении своих крестов до сих пор.

Часто задаваемые вопросы

Некоторых христиан, и также и старообрядцев, могут интересовать масса вопросов, которые в повседневной жизни встречаются довольно часто. Рассмотрим некоторые из них.

Можно ли староверам ходить в православную церковь и можно ли креститься двумя перстами

Посещать Божий храм старообрядцам разрешается, а если же приверженцы старой веры изъявляют желание быть православными, то сперва им необходимо принять Миропомазание, то бишь Таинство, которое соединит человека с христианским новым верованием.

Креститься же двумя или тремя перстами на сегодняшний день не имеет какого-либо особого значения, так как эти два обряда были признаны равночестными. Но все же стоит заметить, что если посещать Божий храм и креститься там двоеперстием, когда все остальные крестятся лишь темя перстами, будет выглядеть нелепо и даже некрасиво;

Может ли старовер быть крестным у православного

Не стоит, полностью отвергать возможность присутствия в качестве крестного неправославного христианина во время выполнения православного обряда Крещения, однако это возможно лишь в том случае если старообрядец будет лишь одним из крестным, а второй крестный родитель обязательно будет христианином нового верования.

Также имеется еще одно условие при котором старообрядцу разрешается принимать участие в церемонии, если он не будет предпринимать каких-либо попыток воспитания дитя в неправославных традициях.

Господь всегда с Вами!

Мир Дому Сему!!! Мысли смешались от того, что давно в моей голове происходит, вот и писать начал с смыслом, чтоб поняли, но все смешано кувырком. Знаю точно много те кто состоятельный(богат деньгами и их количеством) и живёт в миру с семьёй, они все Благодарны Господу и делают так как завещали предки. Когда у них проблемы, бросают все дела и пост держат, все проблемы сами уходят, после дальше живут той же жизнью, что и жили. Знаю много людей, которые не чтили веру предков, они не тут и не там, но когда приходила беда и они начинали делать как положено посты, молитвы им так же помогало, после большинство возвращались на прежнее к атеизму, так и на прежний не какой уровень возвращались, не знаю не одного кто это может оспорить, а вы. Каждого из вас Всевышние силы направляют, но не каждый идёт нужной дорогой или до конца как положено. Знание и техника дана для того, чтоб вам проще жилось, но факт в том, что не правильно пользуются люди этим, в основном атеисты, которые рано или поздно превращают рай земной в адскую землю. Тыкать вам пальцем не собираюсь на эти места, вы и так их хорошо знаете, попробуйте очистить их сегодня, государство антигосподнее у которого все сбережения не смогут это сделать. Как было из покон веков Народ Правильный пресикал и своими делами чистил, так оно и осталось, но их на земле мало осталось и они уходят из этих мест далеко. На счёт церкви вашей она давно не божья, места где ещё остался Господь их единицы. Как найти объясню и как отличить от мест не верных. Первое любой храм для людей где сила Господня, его не строят как попало. Храм Небесам Господнем строится лишь людьми, которые чисты и после долгого поста, во время строительства не каких злых дел не должно быть у них и тем более другого вероисповедания. Так и росписи в ручную в нем и теми кто имеет право писать так же как строительство храма после долгого поста не фотки освещенные. Кто из вас покажет такой храм? Одни идоло поклонники сегодня. Иконы из лавки, это лишь бумажки с картинками и лишь антигосподнее вас дурманет тем, что достаточно покрестить. Вы все смешные сегодня. У старообрядцев дома молебные чистые, Дух Святой в них присутствует. Не один не слышит, что говорят Старцы. Ума нет у населения в сей день. Христиане давно ушли от Господнего. Сегодня большинство не атеисты не Дети Господне. Сами себя отлучают от правильных дел. Одни Рабы сегодня у Рабов. Себя из детей Господних превратили в Рабов. У вас у всех работа, рабы. Не дело спо талантам. Трудиться не один не желает, а работать в очередь. Смеяться над вами или вы сами посмеётесь. Молитесь Просите, чтоб Царь Господа пришёл, не могу прийти держат оковы. От его имени говорю. Во Славу Небесам Господнему. Господь с Нами.

В последнее время, увлекаясь изучением русской культуры, разными путями духовного и физического развития многие люди стали интересоваться староверами. Действительно, староверы – кто они? Существует множество мнений и взглядов на этот счет. Одни считают, что это те православные христиане, которые исповедуют веру, бывшую до церковного раскола времен реформы Никона. Другие думают, что это люди, которые избрали для себя веру, которую православные священники называют языческой. Старую веру, которая была распространена до Крещения Руси по приказу князя Владимира.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Шампиньон.

Различия бледной поганки и шампиньона