Фантастика и фэнтези: в чем разница?
Фантастика — это жанр, который часто основан на научных и технических достижениях и предположениях. Она стремится рассказать нам о возможном будущем и развитии науки, технологии и общества. Фантастические произведения могут исследовать такие темы, как путешествия во времени, космические полеты, искусственный интеллект и многое другое. Они часто строятся на научных законах и реалиях, хотя иногда они могут быть измышленными или фантастическими.
С другой стороны, фэнтези — это жанр, основанный на мифах, легендах и волшебстве. Он позволяет нам погрузиться в воображаемые миры, населенные магией, героями и монстрами. В фэнтези часто присутствуют элементы сказочности и мистики, такие как волшебные существа, волшебные предметы и загадочные места. Фэнтезийные миры не ограничены реалиями нашего мира и позволяют авторам и читателям полностью раскрыть свои фантазии и предположения о мире.
Одна из основных разниц между фантастикой и фэнтези — это подход к объяснению событий и явлений. Фантастика стремится дать научное или техническое объяснение фантастическим элементам, в то время как фэнтези принимает их волшебными и не требует логического объяснения. В фантастических произведениях мы можем увидеть летающие автомобили, сверхсильных роботов или клонирование организмов, а в фэнтези — магические существа, волшебные заклинания и волшебные предметы.
В фантастике часто есть акцент на научно-технических аспектах, включая разработку новых технологий, научные исследования и последствия нашего развития. Она может вызывать у читателей вопросы о будущем и общественных изменениях.
Фэнтези, с другой стороны, больше направлено на воображение и магию. Оно может быть иллюстрировано великолепными мирами с волшебными созданиями и запутанными интригами. Фэнтезийные произведения помогают нам погрузиться в мир магии, приключений и героизма, который может быть востребован в нашей реальной жизни.
В итоге, фантастика и фэнтези — это два разных жанра, каждый с собственной уникальной эстетикой и тематикой. Фантастика озадачивает нас вопросами о возможном развитии нашего мира, технологии и общества, в то время как фэнтези позволяет нам погрузиться в мир магии и воображения.
Что такое фантастика?
Фантастические произведения часто исследуют различные социальные, политические и философские вопросы через призму параллельных миров или будущих обществ. Они дают нам возможность рассмотреть вопросы, которые в реальной жизни могут казаться сложными или непостижимыми.
Фантастика может быть разделена на несколько поджанров, таких как научная фантастика, фантастика ужасов, фантастический боевик и другие. Каждый из этих поджанров имеет свои особенности и вариации, но общей чертой для всех их является фантастический элемент – что-то, что делает эти истории уникальными и живыми.
Вот несколько примеров знаменитых фантастических произведений: «Игра престолов» Джорджа Р. Р. Мартина, где магия и драконы соседствуют с политическими интригами; «Война миров» Герберта Уэллса, где Землю атакуют инопланетяне; и «Автостопом по галактике» Дугласа Адамса, где обычный парень оказывается втянутым в космическое приключение.
Фантастика — это источник вдохновения и фантазии. Она помогает нам рассмотреть мир с другой стороны и рассмотреть вопросы, которые мы можем не задумываться в повседневной жизни. Благодаря своему богатому миру и неограниченной свободе восприятия, фантастика приносит радость многим людям и зажигает их воображение.
Подход к изображению человека
Даже на фоне мифа или сказки, полностью лишенных психологизма, научная фантастика считается ярким примером того, как вторичная условность может погубить героя, превратить полнокровного персонажа в условный штамп. И неудивительно
Изображение новых миров, чарующих изобретений – вот на чем сосредоточивает свое внимание фантастика. Определение главных черт персонажа, описание его внутреннего состояния в задачи писателя не входят
Так, «Плутонию» Обручева можно прочитать от корки до корки и не понять, чем же зоолог Папочкин отличается от ботаника Громеко. И даже если эти герои попытаются рефлексировать, их размышления будут крайне абстрактны, лишены какой-либо индивидуальности. Научная фантастика также отличается широким использованием образов-штампов, наблюдавшихся уже в литературе позапрошлогоднего века. К ним относится «безумный ученый», «чужой» (некое страшное существо инопланетного происхождения, которое вторглось на Землю и готово ее уничтожить).
Книги в жанре фэнтези более внимательны к внутренним переживаниям героя; они более психологичны, нежели научно-фантастические произведения. Фэнтези знает два типа героев в зависимости от того, как они реагируют на происходящее волшебство. Первый стремится во что бы то ни стало вернуться в прежний, нормальный мир. Зачастую такие персонажи ничем не отличаются от среднестатистических обывателей. Другие герои в противоположность им свыкаются с новым миром и даже чувствуют в нем себя счастливыми. Зачастую это отъявленные чудаки и романтики.
Современное фэнтези
Определение 3
Фэнтези – это фантастический жанр, использующий в повествовании фольклорные, мифологические и сказочные мотивы.
В связи с тем, что формирование фэнтези происходило под влиянием британских авторов, миры фэнтези близки эстетически рыцарскому Средневековью, но населены вымышленными существами и персонажами, обладающими сверхъестественными способностями. В настоящее время существует множество фэнтези-романов, основанных на славянской, скандинавской и других мифологиях.
Для современной литературы характерна смесь жанров, классическое или героическое фэнтези в чистом виде практически не встречаются. Современные произведения этого жанра сочетают в себе черты исторической, политической, юмористической фэнтези.
Еще одной особенностью современного фэнтези является ориентация на рынок. Большая часть писателей ориентируется не на стремление создать «самое оригинальное и лучшее» произведении, на рыночный спрос.
Первые произведения современного фэнтези появились в начале 20 века (Роберт Э. Говард «Конан», Э. Дансени «Дочь короля эльфов», К.С. Льюис «Хроники Нарнии»). Широкую популярность жанру принес «Властелин колец» Дж. Р.Р. Толкиена.
Ж. Бордийяр определяет современность как время сплошной симуляции, где реальность уступает место виртуальной псевдовещи, иллюзии. Но симуляция уже не является процессом подделки подлинника. Суть современной симуляции – композиция элементов, которая управляется кодом отличий. На сегодняшний день наблюдается целый спектр фэнтези-симулякров в различных культурных сферах, который характеризуется синхронным появлением и схожими стилевыми особенностями. Например, популярность «Властелина колец» привела к созданию одноименной кинотрилогии.
Новой надеждой современного фэнтези по праву считается Б. Сандерсон. Его книги выпускаются миллионными тиражами. Популярность писателю принес роман «Город Богов». Произведения Сандерсона – это классическое фэнтези с элементами постапокалипсиса и антиутопии в сочетании с темными и героическими оттенками. Роман «Пепел и сталь» отличается динамичным, напряженным сюжетом.
Мировую популярность Джонатану Страуду принесла его фэнтези-эпопея «Трилогия Бартемиуса». В 2015 году вышел первый роман цикла «Агентство Локвуд и компания» «Кричащая лестница». Книги Страуда – это яркая история, детально проработанный мир призраков и запоминающиеся персонажи.
Другие популярные произведения жанра фэнтези:
- Роберт М. Вегнер «Сказания Меехганского пограничья. Север — Юг»;
- Питер В. Бретт «Меченый»;
- Энтони Райан «Песнь крови»;
- Джо Аберкромби «Кровь и железо»;
- Алексей Пехов «Летос».
Фантастика — жанр в литературе и искусстве[править]
Внутреннию классификацию фантастики как жанра приводит К. Мзареулов в книге «фантастика: общий курс» глава 3 «многообразие жанра».
Научная фантастикаправить
В узком смысле слова жанр, раскрывающий влияние на жизнь людей различных научно-технических изобретений. Типичные сюжеты научной фантастики: полеты на другие планеты, робототехника и т. д.
- Представители: Роберт Энсон Хайнлайн, Айзек Азимов, Рэй Брэдбери, Артур Кларк, Иван Антонович Ефремов, Александр Романович Беляев.
Поджанрами являются: твёрдая научная фантастика, военная научная фантастика, антиутопия, апокалиптическая и постапокалиптическая фантастика, космическая опера, киберпанк и пост-киберпанк.
К жанру научной фантастики также могут относить альтернативную историю и социальную фантастику.
Альтернативная историяправить
В основе жанра альтернативной истории лежит некое допущение, что какое-то из исторических событий не случилось (случилось не то, что произошло в реальности) и в результате история в целом пошла иным путем.
Социальная фантастикаправить
Главная цель — раскрыть законы развития общества, попавшего в новые и непривычные для человечества условия.
- Примеры: «Корпорация „Бессмертие“» Роберта Шекли, «451 градус по Фаренгейту» Рэя Бредбери, «Град обреченный» братьев Стругацких.
Фэнтезиправить
Жанр, описывающий вымышленные миры, обычно средневековые, построенные по мотивам мифов и легенд. В таком мире может быть реальным существование богов, колдовства, сказочных существ (драконы, гномы, тролли), привидений и любых других фантастических сущностей. Произведения фэнтези близки к древнему эпосу, часто напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в средневековую эпоху в вымышленном мире, и герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами.
Представители: Джон Р. Р. Толкин, Урсула Ле Гуин, Роберт Джордан, Маргарет Уэйс и другие.
Основные поджанры: героическое фэнтези («меч и магия»), эпическое фэнтези, историческое фэнтези, юмористическое фэнтези, научное фэнтези, мифологическое фэнтези.
Фэнтези основано на использовании мифологии. По мифологической основе часто различают: скандинавское фэнтези (Елизавета Дворецкая Корабль во фьорде), кельтское фэнтези (произведения про Святой Грааль), славянское фэнтези, русское фэнтези. Есть отдельные примеры фэнтези, основанных на восточной мифологии, на японской, на африканской («По мыслящим королевствам» Алана Фостера, «На странных берегах» Тима Пауэрса, «Дети Ананси» Нила Геймана), на индейской (Андре Нортон), на мифологии австралийских аборигенов (Патрисия Райтсон), на мифологии Океании (Майкл Скотт Роэн), на эскимосской мифологии (Ларри Нивен Стивен Барнс Проект Барсум) и другие. Также существуют фэнтези, использующие персонажей из разных мифологий («Американские боги» Нила Геймана), авторские мифологии (серия о Средиземье Джона Р. Р. Толкина, Кэтрин Курц Дерини, Урсула ле Гуин Земноморье) и фэнтези с технологической мифологией («Нам здесь жить» Цикл «Бездна голодных глаз», Генри Лайон Олди).
Ужасы (хоррор)править
Ужасы (хоррор) — жанр, в котором сверхъестественные существа и явления вводятся в «наш» земной мир с целью «напугать» читателя.
Представители: Г. Ф. Лавкрафт, Клайв Баркер, Дин Кунц, Стивен Кинг.
Эротическая фантастикаправить
Эротическая фантастика в том или ином роде содержит в себе эротику.
Имеет несколько подтипов:
- Обычная фантастика с элементами эротики (например эротичные героини и т. д.),
- «Фантастическая эротика» — то есть элементы сексуального характера, не существующие в реальности,
- Эротические миры.
Условная фантастикаправить
Жанр фантастики, в котором необычные события или существа могут принадлежать к реальности, но по тем или иным причинам относятся к фантастике.
Синтез жанровых теченийправить
Герард Генет в своей книге «Введение в архитекст» предлагает изучать литературу не на понятии жанра, а на идее взаимодействия.
Различия между научной фантастикой и фэнтези не являются принципиальными, поэтому возможно создание пограничных произведений с самостоятельной художественной значимостью, которые имеют признаки обоих жанров. Соединение научной фантастики и фэнтези бывает двух видов: сосуществование мотивов обеих жанров в одном произведении («Понедельник начинается в субботу» Братьев Стругацких) или взаимопроникновение/трансформация признаков НФ и фэнтези друг в друга («Космическая трилогия» Льюиса).
Синтез научной фантастики и фэнтези привел к появлению таких гибридных направлений, как научное фэнтези (волшебство имеет научное объяснение) и технофэнтези (соединение техники и магии).
Чем фэнтези отличается от фантастики?
На первый взгляд многим может показаться, что оба жанра являются одним и тем же. Они содержат различные миры, расы, сверхспособности персонажей, нереальные события, сказочные существа.
Однако, для человека, который прочитал немало книг, существует иное мнение. В чем же заключается разница фантастики и фэнтези?
Главной отличительной особенностью фантастики от фэнтези является то, что в ней автор стремится объяснить описанный мир с точки зрения науки.
У фэнтези лишь гипотетическое существование мира, которое не имеет точного местонахождения, а законы в ней уникальны. Он наполнен магией, сказочными существами.
Помимо этого, можно отметить различное развитие главных героев. В фэнтези оно прослеживается. Герой меняется на протяжении всего пути повествования. В фантастике время действий всегда происходит в будущем, показывая возможные изменения в науке, технологиях, мышлении человечества.
Также отличить оба направления можно по заложенной основной идее: у фэнтези это общие вопросы человечества, у фантастики – философские. С помощью своих произведений писатели открывают для реальных ученых новые горизонты, открытые вопросы, которые требуют объяснения.
Чем отличается жанр фэнтези от фантастики в фильмах, литературе кратко: сравнение, сходства и различие
По одному только определению сложно понять в чем различие и сходство этих двух жанров. Давайте проведем параллели, чтобы увидеть разницу или найти что-то общее. Вот чем отличается жанр фэнтези от фантастики в фильмах, литературе кратко:
Сходство:
- Фантастическая идея или фактор невозможны в реальном мире
. Мир фэнтези также нереальный. - События и явления в данный момент не существуют
. Это касается обоих этих жанров.
Различие:
- Идея фантастики является вымыслом
, но она не противоречит возможному
. Идея фэнтези — это тоже вымысел, но он противоречит возможному, то есть мы знаем точно, что такой сюжет не может появиться в реальной жизни. Сюжет фантастики может развиваться в далеком будущем, по крайней мере, если мы в этом не уверены, то хотя бы можем предположить. - Персонажи кино или литературного сюжета фантастики помещаются в нестандартные для них условия для создания неповторимого экзотического антуража
. Герои фэнтези живут в своем мире, который для них привычен. - В фантастике все объясняется конкретными законами
и все сделано согласно технологий. В фэнтези используется магия и волшебство. - В фэнтези мир держится на магических законах
, в фантастике — на технологических принципах. - Персонажи фэнтези — орки, гоблины, ведьмы, эльфы
. Действующие лица в фантастическом жанре — роботы, инсектоиды, зеленые марсиане, инопланетяне, джедаи, фантастические насекомые и так далее. - Фэнтези обычно уводит в прошлое, а фантастика — в будущее.
Как видите, отличий у этих двух жанров намного больше, чем сходства. Поэтому, если вы услышите, что кто-то утверждает обратное и хочет провести аналогию этих жанров кино и литературы, можете смело спорить и доказывать обратное.
Если говорить просто, то фэнтези — это сказка, а фантастика — выдуманная реальность, но с точки зрения науки, может существовать в далеком будущем.
Поджанры
Поджанров научной фантастики не очень много. Мы просто перечислим основные и типичных представителей данного поджанра: технологическая фантастика (Р. Хайнлайн), киберфантастика (А. Кларк), социологическая (Оруэлл). Каждый из этих поджанров пережил пик популярности на определённое десятилетие двадцатого века. Но в последние несколько десятилетий научно-фантастическую литературу потеснил жанр фэнтези во всех его проявлениях.
Жанров фэнтези огромное количество. Более того, с развитием интернета и компьютерных игр, этот жанр отвоевал себе ещё одну нишу. Наиболее распространенные поджанры: волшебное, мистическое и наукообразное.
Также фэнтези тесно сплелась с другими литературными жанрами, породив фантастический детектив или фантастический боевик.
Фантастика против фэнтези
Научная фантастика и фэнтези оба отвечают на вопрос «А что если?» Произведения фантазии представляют миры и ситуации, которые не могут возникнуть.
«Властелин колец» – классический пример фантастической литературы и кино. Возможно, когда-нибудь хоббиты и драконы могут быть генетически спроектированы … но магия Гэндальфа не основана на науке. Если это волшебство, это фантазия. И вообще, если это волшебство, значит, это не фантастика.
Некоторые работы, например, комикс «Сага», сочетают в себе элементы обоих. То же самое относится и к «Мстителям», в которых есть высокотехнологичный роботизированный боевой костюм и норвежский бог. Обычно считается, что в таких работах используются элементы научной фантастики, но некоторые критики не будут считать их произведениями чистой научной фантастики. Так что же?
Научная фантастика берет наше текущее понимание того, как работает вселенная, и представляет миры, идеи и технологии, которые мы еще не видели, но все же могли бы вписаться в это понимание. Это выдумка, которая расширяет наши знания о науке и научном потенциале, действуя в рамках известных или предполагаемых научных принципов.
Например, космический полет существует сегодня. Давным-давно любая работа, включающая космический полет, квалифицировалась как научная фантастика. Сегодня это менее понятно.
Некоторые произведения научной фантастики представляют новые пути пересечения вселенной, которые могут показаться нам невозможными сейчас, но все еще действуют в соответствии с научными принципами, которые расширены из того, что мы знаем сейчас.
Другие представляют открытие научных принципов в настоящее время невообразимым. «Парк Юрского периода» – это научная фантастика, потому что в настоящее время у нас нет технологии для производства генетически модифицированных динозавров. Но эта технология намного ближе и понятнее, чем создание Звезды Смерти. И если мы когда-либо приобретем эту технологию, «Парк Юрского периода» может больше не казаться научной фантастикой. Для примера в более знакомой среде космоса, рассмотрим «Гравитацию». Это научно-фантастический так же, как “Межзвездный”? Насколько далеко должна быть технология от нашей собственной, чтобы соответствовать требованиям? Ваш пробег в световых годах может отличаться.
Возьмите «Звездные войны». Сила кажется очень похожей на магию. Но в конечном итоге Сила получила псевдонаучный фиговый листок с введением мидихлорианов (не спрашивайте). Это зацементировало «Звездные войны» как чистую научно-фантастическую работу – если бы еще не страдала бешеная любовь миллионов поклонников научной фантастики (гравитационное притяжение фэндома «Звездных войн» буквально достаточно, чтобы изменить орбиту научно-фантастического жанра). Конечно, объяснительные лоскутки, такие как мидихлорианы, могут в конечном итоге сделать разницу между хорошей или даже классической научной фантастикой … и научной фантастикой хоккея.
Сергей Лукьяненко – Прыжок
Автор. Сергей Лукьяненко — мастер фантастики и фэнтези со стажем, пишущий с 1986 года. Перечислять все его регалии и знаковые произведения смысла нет — всем хорошо известен хотя бы его цикл «Дозоров», экранизированный в виде фильмов и компьютерных игр.
В 2019 году он приступил к написанию космической трилогии, названной «Соглашение». Первые романы «Порог» и «Предел» получились довольно интересными и детально проработанными — в этом году появилось продолжение «Прыжок», ставшее последним в серии.
Аннотация. В XXIII веке человечество наконец-то обнаружило, что не одиноко во Вселенной. Есть шесть разумных цивилизаций, которые освоили межзвездные перелеты и заключили соглашение, образовав что-то вроде современной ООН. Однако, кроме них, есть еще сотни цивилизаций, которые не могут развиться до определенного предела и гибнут под влиянием разных факторов: от внутренних войн до вирусов.
Члены Соглашения начинают подозревать, что за всем этим стоит некоторая высшая сила, которая не хочет развития конкурентов. Чтобы проверить это, на расследование к далеким планетам отправляется корабль «Твен» с экипажем, состоящим из представителей разных цивилизаций. Вот только им приходится столкнуться с силой неизведанной суперцивилизации Ракс, способной управлять даже временем.
Издательство. «АСТ», 350 с.
Отличие фэнтези от фантастики в плане философских идей
Научная фантастика тоже может быть сильна в размышлениях о социуме, достаточно вспомнить сюжеты об андроидах и людях. Но это всегда более отвлеченно-философские вопросы, проблемы же конкретного человека позволяет метафорически пережить борьба магов или вампиров в простом и красочном мире фэнтези. Тут определенно есть и психологическая подоплека, и психотерапевтический эффект от чтения.
Исторический подход
Ни один жанр так не привлекает молодых людей к изучению истории, как фэнтези. Авторы чистого исторического романа никогда не добивались такой популярности и уж тем более не вдохновляли своих поклонников выходить в поле с выкованным мечом, как на слетах толкиенистов.
Отличие фэнтези как популяризирующего историю жанра
Из-за своей высокой популярности фэнтези делает популярным, интересным к изучению и тот мир, в котором действуют персонажи. Не секрет, что писатели фэнтези очень любят Средние века и их романтику с прекрасными рыцарями, органически вписывающейся в уклад жизни магией и близостью к животному миру и природе. Хотя практически уже и не осталось времен и реально существовавших стран, в которых бы не происходили приключения фэнтези.
Можно только порадоваться, когда увлечение книгами перерастает в хорошее знание культуры других стран, образованность читателя. Фэнтези, как ни один другой жанр, помогает искренне заинтересоваться и полюбить историю.
Мечты становятся новой реальностью
Самое главное в фэнтези – стремительный, не ограниченный ничем полет фантазии. Писательская выдумка помогает читателю начать фантазировать самостоятельно, выдумывать собственные миры и их правила. Фэнтези обладает поистине целительным для души эффектом, ведь позволяет на короткое время полностью отвлечься от житейских невзгод и быта. В то же время оно не уводит в мир бесплодных мечтаний, ведь фэнтези – один из самых связанных с моралью и нравственностью жанров. Практически невозможно назвать книги этого жанра, в которых зло побеждало бы и оправдывалось. Нет в фэнтези и цинизма, преувеличения мрачных сторон жизни, безнадежности.
Ни научная фантастика, ни реалистический роман не сравнятся с фэнтези по доброте и человечности. Остается только надеяться, что не зря этот светлый жанр стал популярен, что он действительно что-то способен менять в читателях и самой жизни в лучшую сторону.
Хорошая фантастика против плохой фантастики
Это был писатель-фантаст Тед Стерджен, который классно защищал свой родной жанр с помощью так называемого закона осетровых, который просто говорит: «Девяносто процентов всего – дерьмо». Его точка зрения заключалась в том, что критики высмеивали научную фантастику как несовершеннолетнего. и неискушенный упустил тот факт, что большинство произведений в каждом жанре довольно паршиво.
Но ничто не присуще научной фантастике, которая лишает его лучших десяти процентов возможности конкурировать с лучшими работами в любом другом жанре.
Курт Воннегут? Маргарет Этвуд? Писатели-фантасты. “2001: Космическая Одиссея”? Научно-фантастический фильм. Научно-фантастический не говорит вам, является ли работа дрянной или стильной, серьезной или смешной, юной или взрослой. Это может быть любая или все эти вещи.
В конечном счете, лучшая научная фантастика – это не технологии или изобретения. Как и вся драма, научная фантастика исследует состояние человека, но она может взглянуть на это с неожиданных сторон. Для этого он может даже использовать комедию (например, «Руководство автостопом по Галактике»). Научная фантастика представляет нам странные проблемы и возможности для того, чтобы углубиться в человеческую природу. Вот почему некоторые из самых провокационных фантастов начинаются с мужчин и женщин, очень похожих на нас. То, что делают эти люди, сталкиваясь с необычными кризисами, напрямую говорит о том, кто мы есть в повседневной жизни.
«Современная научная фантастика, – писал один из ее мастеров Исаак Азимов в 1952 году, – является единственной формой литературы, которая последовательно рассматривает природу изменений, с которыми мы сталкиваемся, возможные последствия и возможные решения … … раздел литературы, посвященный влиянию научного прогресса на людей “. Это один из аспектов, который обычно лежит в основе лучшей научной фантастики – воздействие на людей – это то, что исследуется настоящей научной фантастикой.
Однако некоторые ученые используют технологии для изучения природы человечества. Это то, что сделал классический научно-фантастический фильм «Бегущий по лезвию клинка», представляя создание искусственных людей, чтобы заставить нас задуматься над тем, какие критерии мы используем для определения границы между человеком и не человеком.
В конечном счете, лучшие из научных кругов разделяют те же интересы, что и произведения искусства в любом другом жанре: природа человечества. (И худшее из научной фантастики разделяет те же проблемы, что и худшее из других жанров.) То, что отличает научную фантастику, это не качество или среда, а использование концепций, которые мы не можем исключить как невозможные. в этом мире, реальном мире; концепции, которые обязательно относятся и влияют на всех в нем.
Подход к изображению человека
Даже на фоне мифа или сказки, полностью лишенных психологизма, научная фантастика считается ярким примером того, как вторичная условность может погубить героя, превратить полнокровного персонажа в условный штамп. И неудивительно
Изображение новых миров, чарующих изобретений – вот на чем сосредоточивает свое внимание фантастика. Определение главных черт персонажа, описание его внутреннего состояния в задачи писателя не входят
Так, «Плутонию» Обручева можно прочитать от корки до корки и не понять, чем же зоолог Папочкин отличается от ботаника Громеко. И даже если эти герои попытаются рефлексировать, их размышления будут крайне абстрактны, лишены какой-либо индивидуальности. Научная фантастика также отличается широким использованием образов-штампов, наблюдавшихся уже в литературе позапрошлогоднего века. К ним относится «безумный ученый», «чужой» (некое страшное существо инопланетного происхождения, которое вторглось на Землю и готово ее уничтожить).
Книги в жанре фэнтези более внимательны к внутренним переживаниям героя; они более психологичны, нежели научно-фантастические произведения. Фэнтези знает два типа героев в зависимости от того, как они реагируют на происходящее волшебство. Первый стремится во что бы то ни стало вернуться в прежний, нормальный мир. Зачастую такие персонажи ничем не отличаются от среднестатистических обывателей. Другие герои в противоположность им свыкаются с новым миром и даже чувствуют в нем себя счастливыми. Зачастую это отъявленные чудаки и романтики.
Определение
Существует огромное количество определений, как научной фантастики, так и фэнтези. Остановимся на самых распространенных.
Дословно научная фантастика
переводится как «научный вымысел». Определить его можно как разновидность фантастической литературы и искусства, в основе которой лежит научное допущение, дополненное фантазией автора. Эти фантазии могут развиваться не только на основе технологических реалий, но и исторических, культурных, пространственно – временных и т.д. Научная фантастика не касается только волшебства и магии.
Зато фэнтези
восполняет этот пробел. И в основе этого жанра лежит свободный полёт фантазии, не ограниченный научными рамками. Фэнтези – это разновидность фантастики, в основе которой – полёт фантазии автора не ограниченного рамками научного прогресса или регресса. Мир фэнтези развивается благодаря мистическим элементам, а также магии и волшебству. Переводится с английского как фантазия.