Что такое романтизм?
Романтизм в отличие от классицизма ставил выше все индивидуальность и эмоциональность, вместо строгости и правил классического искусства. Он отражал новые идеи, стоящие на волне промышленной революции, утрату старых общественных и человеческих ценностей, смену социальной и политической действительности
Романтизм подчеркивал важность личного опыта, страстей, воображения и свободы выражения
Характеризуясь поэтическим и литературным стилем, романтизм во всем искусстве стремился к созданию эмоциональной глубины, героической индивидуальности и прекрасной природы. Это движение искало истину и идеал в природе, в прошлом, в народной культуре и в сверхъестественном.
Одной из особенностей романтизма являлось подчеркивание важности фантазии и мечты. Он поощрял исследование тем, связанных с миром ночных снов, грез и экзотических мест, с мистическими и не объяснимыми явлениями
Еще одной характерной особенностью романтизма была его связь с национализмом и национальной культурой. Участники движения стремились сохранить национальную историю, народные традиции и литературные языки.
В общем, романтизм представлял собой реакцию на равнодушие классического искусства и общества. Он сделал акцент на эмоциях, фантазии и стремлении к свободе, и оказал глубокое влияние на литературу, музыку, живопись и другие области искусства.
Импрессионизм
Направление в искусстве последней трети XIX – начала XX в., возникшее во Франции. Название было введено художественным критиком Л. Леруа, пренебрежительно отозвавшемся о выставке художников 1874 года, где среди прочих была представлена картина
К.Моне «Восход солнца. Впечатление». Импрессионисты не стремились к затрагиванию острых социальных проблем, философии или эпатажу в творчестве, сосредотачиваясь только на различных способах выражения впечатления окружающей повседневности.
Стремясь “увидеть мгновение ” и отразить настроение.Импрессионизм утверждал красоту реального мира, акцентируя свежесть первого впечатления, изменчивость окружающего
Преимущественное внимание к решению чисто живописных задач уменьшало традиционное
представление о рисунке как о главной составной части произведения искусства. Импрессионизм оказал мощное воздействие на искусство европейских стран и США, пробудил интерес к сюжетам из реальной жизни
(Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуар, К. Моне,
А. Сислей и др.)
Особенности романтизма
Романтизм — художественное течение, возникшее в конце 18 века и просуществовавшее до середины 19 века. Этот период характеризовался новым подходом к искусству, который отличался от классицизма.
Вот основные особенности романтизма:
Свобода и эмоции: Романтики стремились к свободе выражения и эмоциональному повествованию. Они изображали страсти и чувства с большой интенсивностью.
Индивидуализм: Романтики придавали большое значение личности и индивидуальности. Они концентрировались на внутреннем мире героев и развитии их личности.
Фантазия и воображение: Романтики ценили фантазию и воображение. Они часто использовали мотивы фольклора, сказок и легенд в своих произведениях.
Сверхъестественное: Романтики интересовались тайнами природы и сверхъестественным
Они исследовали мистические и духовные аспекты жизни и верили в сверхъестественные силы.
Природа: Природа занимала важное место в романтическом искусстве. Романтики стремились к гармонии с природой и использовали ее как символический элемент.
Протест против рационализма и прогресса: Романтики выражали протест против рационализма и прогресса, сосредоточившись на проблемах человеческого существования и духовности.
В итоге, романтизм был периодом, в котором поэты и художники обращались к эмоциям и фантазии, исследовали необъяснимое и стремились к свободе самовыражения. Это стало одним из самых влиятельных художественных течений в истории и оказало огромное влияние на последующие стили и направления.
Классицизм: гармония и сдержанность
Ключевыми чертами классицизма являются гармония, сдержанность и соблюдение правил. Классицистическое искусство характеризуется строгостью форм и пропорций, избавлением от перегруженности и переусложненности. Оно стремится к балансу, ясности и мерности.
Одна из основных идей классицизма – это возвращение к идеалам древнегреческой и древнеримской архитектуры и искусства. Классицисты стремились подражать пропорциям и формам античности, придавая своим произведениям благородный и изысканный характер.
В классицизме многие художники и писатели использовали такие формы выражения, как риторика и эпикейская поэзия. Выражение чувств и эмоций было ограничено, а вместо этого в поэзии и литературе популярны были всевозможные добродетели и моральные уроки.
Однако, несмотря на свою сдержанность, классицизм оказал большое влияние на последующие направления искусства, в том числе на романтизм. Эти два направления часто рассматриваются как противоположности, однако, можно найти их общие черты. Оба направления в своем роде являются протестом против существующего порядка и стремятся к свободе выражения.
Принципы и идеалы классицизма, романтизма и реализма
Классицизм
Классицизм – это художественное направление, которое ценило человека как рациональное и разумное существо. Основными принципами классицизма были ясность, симметрия и гармония. Художники стремились к совершенству формы и пропорций, в своих произведениях придерживались золотого сечения. В классицизме подчеркивалась нормативность и придерживание установленных правил. Основными идеалами классицизма были равновесие, порядок, меру и идеал красоты.
Романтизм
Романтизм – это художественное направление, которое ценило воображение, чувственность и интуицию. Принципы романтизма включают экспрессивность, свободу творчества и отражение эмоций. Художники стремились к идеальному идеализированному образу мира, прекрасу во всем. Они выдвигали идеал свободы и отказывались от рамок реалистического изображения действительности. В романтизме важными идеалами были вечность, мистика и непостижимое; они иногда представлялись в противоположность рациональности классицизма.
Реализм
Реализм – это художественное направление, которое стремится отразить действительность такой, какая она есть, с ее противоречиями и проблемами. Реалисты хотят передать реальный мир с помощью подробного и правдивого изображения. Они стремятся к достоверности и объективности. Художники этого направления пропагандируют идеал правды, объективности и социальной ответственности. Реализм затрагивает и негативные стороны действительности, что делает его противоположностью идеализации романтизма.
Понятие «романтизме», отличия между классицизмом и сентиментализмом
Эпоху классицизма в мировой литературе сменил романтизм. Появившись в Европе в конце 18 века, романтизм, как идейное направление в искусстве, быстро распространился по всему миру, не исключая Россию и Америку.
Если классицизм опирался на просветленность, эрудированность и образованность героя, то романтизм представляет публике героя как некую демоническую личность с неустойчивыми желаниями и стремлениями.
Преддверием, переходным этапом к романтизму послужил сентиментализм, зародившийся в 18 веке и получивший наибольшее распространение в Англии.
Если классицизм проповедовал разум, считая человеческие чувства слишком обманчивыми, то сентиментализм стал опираться именно на чувства, хотя сохранил идеалы нравственных нормативов.
Романтизм дал полную свободу чувствам, отдавшись быстрой смене противоречивых настроений, импульсивности, и считая, что каждый человек достоин счастья, за которое он должен бороться.
Будничная, серая жизнь не устраивала писателя-романтика и он расцвечивал ее яркими красками и населял сильными, красивыми и благородными людьми.
Толчком к появлению романтизма в Европе послужила революция во Франции в конце 18 века.
Романтические герои восстают против несправедливости, бунтуют против собственной судьбы, размышляют о переустройстве мира в соответствии со своими представлениями о свободе и справедливости.
Отношение к природе в романтизме и классицизме
В романтизме природа интерпретировалась совершенно иначе. Романтические художники и писатели видели природу не как идеальный порядок, а как воплощение дикости, тайны и свободы. Они ценили естественность и неповторимость природных явлений, которые образовывали иллюзию красоты в своей диковине и оригинальности. Природа в романтизме была источником вдохновения и возвышенных эмоций, позволяющим уйти от повседневной рутины и погрузиться в мир фантазии и сновидений.
Таким образом, противоположное отношение к природе — одна из основных различий между романтизмом и классицизмом. В то время как классицизм стремился представить природу в упорядоченной и идеальной форме, романтизм видел в природе неиссякаемый источник вдохновения и таинственности.
Что такое классицизм?
Классицизм — художественный стиль, возникший во Франции в 17 веке и преобрёл популярность в 18 веке. Основные черты классицизма — это строгость формы, гармония, ясность и сдержанность выражения.
Классицизм стремился воссоздать идеалы старинной античной культуры, в частности, учение античных философов, правила равновесия и простоты постройки.
Стиль классицизма был широко распространен в литературе, искусстве и архитектуре. Классическая литература отличается строго композицией, классические произведения обладают порядком, ясностью и рациональностью выражения.
В литературе классицизм проявляется в использовании строгой метрики и рифмы, логики повествования и идеализации героев. Классицизм стремился придать произведениям типический образцовый характер, универсальный и совершенный.
Классическая архитектура характеризуется использованием пропорций, симметрии, ордеров — дорического, ионического и коринфского. Классицизм в архитектуре стремился к созданию гармонического и красивого пространства.
В искусстве классицизм проявляется в строгости формы, гармонии соотношений, идеализации и гармонии реальности.
Классицизм, сентиментализм, романтизм и реализм: основные характеристики и отличия
Классицизм — это художественный стиль, который развивался в Европе в 17-18 веках. Он был вдохновлен идеями древней Греции и Рима, часто считается продолжателем античной культуры. Классицизм характеризуется строгостью форм, ясностью и сдержанностью выражения, а также стремлением к гармонии и балансу. В литературе классицизм проявлялся в описании рациональных идеалов, использовании стандартных форм и жанров, а также в придерживании определенных правил и канонов.
Сентиментализм — это художественное направление, которое возникло в 18 веке и было воспринято как ответ на классицизм. Главное в сентиментализме — это выражение эмоций и чувств, подчеркивающее место субъективного переживания в человеческой жизни. В литературе сентиментализм проявлялся в описании индивидуального опыта, акцентировании на эмоциональном состоянии героев и использовании приемов, которые позволяли вызвать сочувствие и сопереживание у читателей.
Романтизм — это художественное направление, которое расцвело в начале 19 века и характеризуется бурными эмоциями, воображением и избытком чувств. Романтизм выступал против классицизма и отвергал его строгость и ограничения в пользу свободы самовыражения и выражения глубоких эмоций. Литература романтизма была заполнена сверхъестественными существами, мистическими сюжетами и увлекательными приключениями. Романтизм также часто описывал природу и идеализировал любовь.
Реализм — это художественное направление, которое возникло во второй половине 19 века и стремилось изображать действительность такой, какой она есть. Реализм описывал повседневность, жизнь обычных людей и социальные проблемы своего времени. Главная цель реализма — показать правду и вызвать сочувствие и осмысление у читателей. Характерные черты реализма в литературе — детализация, анализ социальных отношений и проблем, а также использование реалистического стиля и языка.
В таблице ниже представлено сравнение основных характеристик каждого из этих художественных направлений:
Сравнение классицизма, сентиментализма, романтизма и реализма
Художественное направление
Основные характеристики
Классицизм
Строгость форм, гармония, сдержанность, использование стандартных форм и жанров, придерживание правил и канонов
Сентиментализм
Выражение эмоций и чувств, акцентирование на субъективном переживании, вызов сочувствия у читателей
Романтизм
Бурные эмоции, воображение, избыток чувств, свобода самовыражения, описание сверхъестественного и романтического
Реализм
Изображение действительности, повседневность, социальные проблемы, детализация, анализ социальных отношений
В истории литературы эти четыре художественных направления имеют важное значение, поскольку каждое из них представляет особый подход к искусству и отражает дух и настроение своей эпохи
Нахождение новых форм и средств выражения
Одной из основных задач классицизма, романтизма и сентиментализма являлось нахождение новых форм и средств выражения. Каждое из этих литературных направлений отличалось своими особенностями и подходами в создании произведений.
Классицизм стремился к совершенству и строгости в использовании литературных форм и жанров. Основой классицизма были античные образцы и соблюдение определенных канонов. Классицисты придерживались ясной и стройной композиции, использовали фиксированную метрику и строгое соблюдение ритма.
Романтизм, напротив, стремился к свободе и выражению личных переживаний автора. Романтики разрушали классические формы и искали новые пути самовыражения. Они использовали нестандартные способы описания, экспериментировали с ритмом и метром, вводили новые жанры, такие как баллада или лирический роман. Романтики часто использовали фантастические и символические образы, а также активно подходили к описанию природы и человеческих чувств.
Сентиментализм выделялся своим специфическим подходом к выражению эмоций и чувств. Сентименталисты старались передать прежде всего простые и естественные эмоции, часто используя трогательные и грустные сюжеты. Они часто прибегали к подробным и детализированным описаниям, чтобы максимально передать настроение своих героев и читателей.
Таким образом, классицизм, романтизм и сентиментализм представляют различные подходы к созданию литературных произведений. Каждое из этих направлений находило новые формы и средства выражения, проявляя свои особенности и уникальность.
Отличия классицизма и романтизма
1. Исторический контекст:
Классицизм — литературное направление, преобладавшее в Европе в XVII-XVIII веках, в период абсолютизма и просвещения. Романтизм — явление XIX века, возникшее во время романтического подхода к искусству и самовыражению чувств.
2. Отношение к природе и миру:
В классицизме природа и мир рассматриваются рационально, как объекты подчиненные законам и порядку. Романтизм же придаёт большое значение эмоциональному и эстетическому восприятию природы и мира.
3. Характер героев:
Классицизм создаёт героев-идеалов, поразительных своей однообразной благородностью и достоинством. В романтизме герои более живые и реалистичные, с недостатками и противоречиями.
4. Стиль:
Классицизм отличается строгостью, ясностью и изысканностью стиля. Романтизм открыт к экспериментам и использованию необычных стилистических приёмов, включая стихотворные формы в прозе.
5. Темы и сюжеты:
В классицизме ставятся важность общественных ценностей (чести, долга) и изображается героическая борьба с нравственными проблемами. Романтизм же больше ориентирован на индивидуальные переживания, свободу и романтическую любовь
6. Отношение к прошлому:
Классицизм оценивает прошлое положительно, фильтруя его через призму идеалов. Романтизм относится к прошлому с ностальгией и тоской, видя в нём утраченную красоту и свободу.
7. Цель искусства:
Для классицизма цель искусства — воспитание и просвещение общества, установление порядка и гармонии. Романтизм стремится побудить читателя к сопереживанию, проявлению эмоций, возбуждению фантазии и романтическому образу жизни.
8. Завершённость и незавершённость:
Классицизм — это стиль, который стремится к завершённости и законченности. Романтизм, напротив, часто отвечает тенденции незавершённости, нерешенности и открытости вопросов.
Таким образом, классицизм и романтизм представляют собой два разных литературных направления, имеющих свои характерные черты и отличия. Однако оба направления сыграли важную роль в развитии европейской литературы и оказали влияние на последующие эпохи.
Скульптура
Антонио Канова. Амур и Психея
(1787-1793, Париж, Лувр)
Толчком к развитию классицистической скульптуры в середине XVIII века послужили сочинения Винкельмана и археологические раскопки древних городов, расширившие познания современников об античном ваянии. На грани барокко и классицизма колебались во Франции такие скульпторы, как Пигаль и Гудон. Своего наивысшего воплощения в области пластики классицизм достиг в героических и идиллических работах Антонио Кановы, черпавшего вдохновение преимущественно в статуях эпохи эллинизма (Пракситель). В России к эстетике классицизма тяготели Федот Шубин, Михаил Козловский, Борис Орловский, Иван Мартос.
Публичные памятники, получившие в эпоху классицизма широкое распространение, давали скульпторам возможность идеализации воинской доблести и мудрости государственных мужей. Верность античному образцу требовала от скульпторов изображения моделей нагими, что вступало в противоречие с принятыми нормами морали. Чтобы разрешить это противоречие, деятели современности поначалу изображались скульпторами классицизма в виде обнажённых античных богов: Суворов – в виде Марса, а Полина Боргезе – в виде Венеры. При Наполеоне вопрос решился путём перехода к изображению деятелей современности в античных тогах (таковы фигуры Кутузова и Барклая де Толли перед Казанским собором).
Бертель Торвальдсен. «Ганимед, кормящий Зевесова орла» (1817).
Частные заказчики эпохи классицизма предпочитали увековечивать свои имена в надгробных памятниках. Популярности этой скульптурной формы способствовало обустройство публичных кладбищ в главных городах Европы. В соответствии с классицистическим идеалом фигуры на надгробных памятниках, как правило, находятся в состоянии глубокого покоя. Скульптуре классицизма вообще чужды резкие движения, внешние проявления таких эмоций, как гнев.
Поздний, ампирный классицизм, представленный в первую очередь плодовитым датским скульптором Торвальдсеном, проникнут суховатой патетикой. Особенно ценятся чистота линий, сдержанность жестов, бесстрастность выражений. В выборе образцов для подражания акцент смещается с эллинизма на период архаики. Входят в моду религиозные образы, которые в трактовке Торвальдсена производят на зрителя несколько леденящее впечатление. Надгробная скульптура позднего классицизма нередко несёт на себе лёгкий налёт сентиментальности.
Влияние романтизма и классицизма на литературу и искусство
Романтизм и классицизм были двумя противоположными течениями в литературе и искусстве, которые существовали в разные периоды времени и имели различные идеалы и ценности. В то время как классицизм стремился к совершенству и универсальности, романтизм отвергал эти принципы в пользу индивидуализма и эмоциональности. Тем не менее, оба течения оказали огромное влияние на развитие литературы и искусства в свои эпохи и продолжают оказывать влияние до сегодняшнего дня.
Влияние классицизма
Классицизм, который процветал в период Возрождения и XVIII века, был основан на античных идеалах гармонии, симметрии и пропорциональности. Литературное искусство классицизма характеризовалось строгими правилами и ограничениями, основанными на знаниях и этике. Классицизм ставил акцент на предметности, богатстве языка и формальной структуре произведений.
Влияние классицизма на литературу и искусство было огромным. Классическая поэзия, как например, поэма «Илиада» Гомера, была образцом для многих поэтов и писателей. Классицизм также оказал влияние на живопись, архитектуру и скульптуру, где правила пропорций и гармонии классицизма были широко использованы. Это сказалось на многих произведениях искусства, таких как картины Леонардо да Винчи и мраморная скульптура Микеланджело.
Влияние романтизма
Романтизм, возникший в конце XVIII века и процветавший в XIX веке, был реакцией на ограничения классицизма и проповедовал свободу творчества, индивидуальность и эмоциональность
Литературное искусство романтизма отличалось глубоким вниманием к чувствам, воображению и природе. Романтики воплощали свои эмоции и настроение в произведениях, часто создавая мрачные и мистические атмосферы
Романтизм оказал сильное влияние на литературу и искусство. Он поднял новые темы и идеи, такие как самоанализ, личная свобода и природа. В поэзии, романтизм дал возможность авторам выразить свои эмоции и впечатления, открыв новые границы для самовыражения и экспериментов со стилем. В искусстве, романтизм стал часто толковаться через туманное сияние, мрачные ландшафты и сцены, в которых присутствовала тайна и загадочность. Некоторые известные представители романтизма в литературе и искусстве включают Вильгельма Штекеля, Эдуарда Мане и Иоганна Гете.
Соблюдение правил и канонов
Классицизм, романтизм и сентиментализм — это три литературных направления, каждое из которых имеет свои уникальные особенности. Одной из главных характеристик классицизма является строгое соблюдение литературных правил и канонов.
Классицизм был ориентирован на древнегреческую и древнеримскую литературу, и его представители стремились следовать принципам, установленным в тех временах
Они придерживались четкой композиции, использовали равномерные и гармоничные стихи и акцентировали внимание на разуме и ясности мысли
В отличие от классицизма, романтизм выступал против ограничений и жесткой формализации
Романтики акцентировали внимание на эмоциях, интуиции и воображении, а не на разуме и строгих правилах. Они позволяли себе играть с формой и экспериментировать с языковыми средствами
Сентиментализм же, хоть и подвергался критике со стороны представителей других направлений, также соблюдал определенные правила. Он был ориентирован на передачу эмоциональной глубины и замирания души, в основу которых легли принципы гармонии и симметрии.
Таким образом, хотя классицизм, романтизм и сентиментализм отличались в своих подходах к литературной форме и содержанию, каждое из них в своей сфере придерживалось определенных правил и канонов, определяющих стиль и характер произведений.
Отношение к природе и окружающему миру
Романтизм
Романтические писатели относились к природе с особой любовью и восхищением. Природа для них была живым организмом, полным тайн и загадок, которые нужно было исследовать и познавать. Они ценили ее красоту, мощь и способность воздействовать на эмоции человека. Природа для романтиков была неотъемлемой частью человеческой жизни и помогала раскрыть глубинные чувства и эмоции.
Пример:
«Будь с прекрасной рощей священным!», – писал романтик Александр Пушкин в своей стихотворной сборке «Евгений Онегин», выражая свое настроение непосредственно через природу.
Классицизм
Классики, напротив, предпочитали объективное отношение к природе. Они видели природу как универсальный закон, согласно которому все должно развиваться и устраиваться. Природа для классиков была средством для образования и воспитания, образцом красоты и гармонии. Они стремились к воссозданию идеальных образов и величия природы в своих произведениях, где она была основой для демонстрации моральных и эстетических норм.
Пример:
«Вся природа на поле ее милостей…», – писал классик Михаил Лермонтов о природе, которая была для него идеальной и гармоничной.
Таким образом, романтизм и классицизм имели различные подходы к отношению к природе и окружающему миру. Романтики видели в природе источник вдохновения и раскрытия глубинных чувств, в то время как классики стремились к идеалу и гармонии природных форм в своих произведениях.
Центральная роль индивидуальности и ее переживаний
Одной из основных черт классицизма, романтизма и сентиментализма является центральная роль индивидуальности и ее переживаний. Каждое из этих художественных течений в своем собственном стиле и с помощью своих средств выражает и описывает внутренний мир человека.
В классицизме, индивидуальность и ее переживания представлены скорее в связи с общественной ролью человека. Герои классических произведений обычно являются представителями высшего сословия и должны соответствовать определенным требованиям общества. Их переживания и эмоции отделены от общественной действительности и выражены в контексте общего блага и долга перед государством.
В романтизме, индивидуальность и ее переживания на первый план вытесняют общественную действительность. Герои романтических произведений стремятся к свободе и самовыражению, они противопоставляются системе или идеалам общества
Внутренний мир, эмоции, страсти и силы приобретают особенно важное значение в романтизме, позволяя героям осознать свою уникальность и открыть новые способы познания
Сентиментализм подчеркивает внутренние переживания человека, связанные со счастьем, любовью, добротой и молитвой
Он акцентирует внимание на эмоциональной стороне жизни, на близости человека и природы, на его способности испытывать чувства и сопереживать другим. Герой сентиментального произведения может быть обычным человеком, но его переживания и эмоции трактуются с особым вниманием и значимостью
Индивидуальность и ее переживания играют центральную роль в классицизме, романтизме и сентиментализме, однако каждое из этих художественных течений наблюдает их под разными углами зрения и отражает их в своих произведениях с помощью различных художественных приемов и стилей.
Художественные направления романтизма
Романтизм как художественное направление охватывал широкий спектр тем и мотивов, что привело к возникновению нескольких художественных направлений внутри романтизма.
Фантастический романтизм.
Фантастический романтизм выделялся своими фантастическими сюжетами и привлекал к изображению мрачных, загадочных и тайных событий. В его произведениях встречались привидения, фантомы, призраки и другие сверхъестественные явления.
Исторический романтизм.
Исторический романтизм сосредотачивался на изображении исторических событий и персонажей, часто создавая романтизированные и идеализированные образы исторических эпох.
Пейзажный романтизм.
Пейзажный романтизм был посвящен изображению природы и окружающего мира. Художники и писатели старались передать грандиозность и величие природы, используя обнаженные ландшафты, грозовые небеса и дикие природные образы.
Готический романтизм.
Готический романтизм отличался своей атмосферой мистики, загадочности и таинственности. В произведениях этого направления встречались замки, подземные ходы, привидения и другие мрачные элементы, создавая напряженную и необычную атмосферу.
Реализм с элементами романтизма.
Некоторые художественные направления объединяли элементы реализма и романтизма. Это позволяло сочетать точность и детализацию с чувственностью и эмоциональностью, создавая уникальное художественное впечатление.
Каждое из этих направлений романтизма имело свои особенности и основные мотивы. Вместе они составляли мультифасетное и богатое художественное движение, которое продолжает влиять на современную литературу и искусство.
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1 Медведева Инна
МБ-11Классицизм и романтизм.
Соотношение понятий.
таковыми же идеями в философии Декарт. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций).
Слайд 3ЖивописьИнтерес к искусству античной Греции и Рима проявился еще в эпоху
Возрождения, которая после столетий средневековья обратилась к формам, мотивам и сюжетам
античности. Величайший теоретик Ренессанса, Леон Батиста Альберти, еще в XV в. выразил идеи, предвещавшие отдельные принципы классицизма и в полной мере проявившиеся во фреске Рафаэля «Афинска школа» (1511).
целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.
более подробного освещения вопросов, связанных с выделением этих рамок). Понятие классицизма в музыке устойчиво ассоциируется с творчеством Гайдна, Моцарта и Бетховена, называемых венскими классиками и определивших направление дальнейшего развития музыкальной композиции.Понятие «музыка классицизма» не следует путать с понятием «классическая музыка», имеющим более общее значение как музыки прошлого, выдержавшей испытание временем.музыка эпохи Классицизма воспевает действия и поступки человека, испытываемые им эмоции и чувства, внимательный и целостный человеческий разум.
европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности.
протекало в острой полемике с приверженцами классицизма. Романтики укоряли своих предшественников в «холодной рассудительности» и отсутствии «движения жизни». В 20-30-х годах работы многих художников отличались патетикой, нервной возбуждённостью; в них наметилось тяготение к экзотическим мотивам и игре воображения, способного увести от «тусклой повседневности». Борьба против застывших классицистских норм длилась долго, почти полстолетия. Первым, кому удалось закрепить новое направление и «оправдать» романтизм, был Теодор Жерико.Одним из ответвлений романтизма в живописи является стиль бидермейер.
Слайд 8Романтизм в литературеРомантизм впервые возник в Германии, в кругу писателей
романтизма была систематизирована в трудах Ф. Шлегеля и Ф.Шеллинга. В дальнейшем развитии немецкий романтизм отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам, что особенно ярко выразилось в творчестве братьев Вильгельма и Якоба Гримм, Гофмана. Гейне, начиная свое творчество в рамках романтизма, позднее подверг его критическому пересмотру.
Слайд 9
Романтизм в музыке
В музыке направление романтизма сложилось в 1820-е годы, развитие
выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Музыка становится более рельефной, индивидуальной. Получают развитие песенные жанры, в том числе баллада.Виднейшими представителями романтизма в музыке являются: Франц Шуберт; Иоганнес Брамс, Фредерик Шопен (в частности ноктюрны), Феликс Мендельсон, Роберт Шуман,Шпор, А. А. Алябьев, М. И. Глинка, Даргомыжский, Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков,Мусоргский, Бородин, Кюи, П. И. Чайковский.
Различия между классицизмом и реализмом
1. Эпохи и исторические контексты
Классицизм процветал в Европе в 17-18 веках и был связан с идеалами античности, гармонией и пропорциями. Он отражал стремление к строгости, симметрии и поэтическому порядку. В то время как классицизм был связан с аристократическими ценностями и идеалами о высокой культуре, реализм возник в 19 веке в контексте промышленной революции и был связан с реальным, повседневным опытом обычных людей.
2. Предметы и темы
Классицизм был ориентирован на античную мифологию, историю и религию. Его художники изображали богов, героев и мифологические сцены. В картинах классицизма преобладали идеализированные фигуры симметричное композиции и сдержанные цвета.
В отличие от этого, реализм фокусировался на отображении повседневной жизни, обычных людей и их проблем. Художники реализма изображали простые люди, сельскую местность, фабрики и городские пейзажи. Цветовая палитра реализма была натуральной и старалась передать реальный вид окружающего мира.
3. Художественные формы
Классицизм преобладал в живописи, скульптуре и архитектуре. Его представители стремились к совершенству формы и идеала красоты. Композиции были симметричными, пропорциональными и уравновешенными. В архитектуре классицизм характеризовался использованием колонн, арок и строгим геометрическим формам.
Реализм, с другой стороны, открыл новые формы и жанры художественного выражения. Он нашел свое отражение в картине, литературе, театре и музыке. В реализме художники стремились передать реальность и естественность, отказываясь от идеалов и украшений. Реализм также открыл пространство для изображения более смелых и социально значимых тем, таких как неравенство, нищета и социальные проблемы.
4. Ценности и философия
Классицизм был связан с идеалами гармонии, красоты, умеренности и порядка. Он стремился к созданию идеального мира и возвышенной культуры
Классицизм подчеркивал важность добродетели, рациональности и контроля над эмоциями
С другой стороны, реализм был больше о выражении реальной жизни и простых людей. Он открыл новые возможности для художников, чтобы отобразить социальные проблемы, душевные состояния и жемчужины бытия. Реализм отражал новые философские и социальные идеи, такие как социальное справедливость и права человека.
В итоге, классицизм и реализм представляют две разные эпохи и идеологии, которые оформились в художественные стили. Классицизм стремился к совершенству и гармонии, в то время как реализм отражал реальность и делал акцент на социальных проблемах. Оба стиля имеют свое значение и место в истории искусства, и каждый из них вносит свой собственный вклад в развитие художественного творчества.