Другие жанры научного стиля речи
В одну большую группу специалисты-языковеды часто объединяют тексты научно-справочного, учебно-научного и научно-популярного жанров научного стиля. Для этих подстилей характерна направленность информации не столько на специалистов, сколько на тех, кто далек от специфики предмета, поставленного в центр публикации
Важное значение при этом имеют не только результаты научного исследования, но и форма
В учебно-научном жанре чаще всего пишут учебные пособия и тексты лекций. Научно-справочный жанр, отличающийся предельной четкостью и лаконичностью, характерен для справочных изданий, научных словарей, энциклопедий и каталогов. Тексты, составленные в научно-популярном жанре, в меньшей степени привязаны к специальной терминологии. Их нередко используют в книгах, рассчитанных на массовую аудиторию, а также в телевизионных и радиопередачах, освещающих научную тематику.
Вдумчивый читатель способен безошибочно определить ценность литературного произведения. Читательский вкус избирателен, и главный критерий, по которому среди огромного количества книг каждый определяет свой круг чтения, – это содержание и стиль, созвучные его душевному состоянию.
Публицистика воспринимается иначе. Очерки, репортажи, интервью, обзорные статьи, теледебаты и материалы интернет-сайтов интересны информационной насыщенностью, динамикой, экспрессивностью речи и актуальностью материала. Именно эти качества публицистического стиля используются в публичных выступлениях и составляют основу публикаций в периодической прессе.
Не фантастика
Нехудожественная литература – это та литература, которая может быть изложена как прозаическое письмо, которое является информативным или фактическим, а не вымышленным. Все персонажи, вовлеченные в эту историю, превращаются в выполнимые, множество точек, и история вращается вокруг сферических точных событий, которые произошли каждый, или есть вероятность того, что они происходят. Создатель принимает на себя ответственность за все написанные вопросы и должен сделать предварительное подтверждение, в основном полностью основанное на всех проблемах, о которых можно поговорить. Но это не требование, даже данные, включенные в него, становятся ложными, хотя события и история являются одним из факторов, который человек, который читает, получит представление, что все это выполнимо в нашем мире. Довольно много разновидностей попадают в этот класс, и несколько из них следующие. Учебное пособие, которое студенты факультетского колледжа пишут как часть своей работы или задачи, которое включает информацию и результаты, основанные в основном на данных. Автобиография, которая представляет собой очертания чьей-то жизни и происходящих событий. Дневник, в котором содержатся подробности повседневной жизни человека, основанные главным образом на том, что их баллы снимаются за 24 часа. Электронная книга, которая охватывает такие вопросы, как физика, химия и биология. Техническое написание, которое включает в себя буквы, записки и другие разные варианты, которые помогают передавать информацию от одного конкретного человека другому. История событий, происходящих до сих пор и словарь, который имеет значения фраз. Имя персонажей может быть не точным, тем не менее, события и рассказы являются частью нашей жизни и дают правильные ориентиры.
Научно-информативный жанр научного стиля
Вторичной формой научного стиля речи считается научно-информативный жанр. Его, как правило, составляют на основе какого-либо базового, опорного текста. За основу при этом нередко берутся оригинальные монографии или статьи. Примером текстов, выполненных в научно-информативном жанре, могут служить тезисы, или .
Научно-информативный текст является творчески переработанным изложением первичного материала, полностью совпадающим с ним по смыслу. Однако он содержит не всю, а лишь основную информацию, только самые существенные сведения о предмете. Для написания работ в подобном жанре требуется умение работать с научной литературой, оценивать источники и без искажений передавать их содержание в сжатом виде.
Функции художественного стиля
Художественный стиль имеет цель эмоционального воздействия на человека, но она не является единственной. Общая картина применения этого стиля описана через его функции:
- Образно-познавательная. Преподнесение информации о мире и обществе через эмоциональную составляющую текста.
- Идейно-эстетическая. Обслуживание системы образов, через которые писатель передает читателю идею произведения, ждёт отклик на замысел сюжета.
- Коммуникативная. Выражение видения какого-то предмета через чувственное восприятие. Информация из художественного мира связывается с действительностью.
15×4 -15 минут о научной литературе
15×4 -15 минут о научной литературе
Фантастика против фантастики Художественная литература не соответствует действительности, а правдивость – истина. Это самый простой способ определения художественной литературы и научной литературы. Нехудожественная литература включает в себя реальные вещи, настоящие люди, реальные события, реальные места и реальное письмо. Однако вымысел – это всего лишь воображаемые вещи, воображаемые люди, воображаемые события, воображаемые места и воображаемое письмо.
В то время как писатель, основанный на своем воображении, создает фантастику, но не художественная литература не создается, а написана только на основе фактов.
В то время как не-фантастика фокусируется на идеях или событиях, которые действительно имели место, фантастика, как правило, фокусируется на воображаемых идеях и событиях. Придя к персонажам, неигровые работы с настоящими людьми и выдумкой создают только персонажей. Если, как говорят, что-то произошло в реальных местах, будь то в прошлом или настоящем, то это не-фантастика. Но если что-то, как говорят, произошло в поддельном месте, то это вымысел.
Большая разница заключается в том, что фикции составляют истории, а не-фикции – полностью основанные на фактах писания. Фантазии – это просто артисты, а с другой стороны, не-фикции являются информативными. Автобиография, книги истории и журналы – примеры не-фикций. Романы, рассказы, фильмы – все выдумки.
Выдумка сделана из ничего, и, с другой стороны, из-за чего выдается фантастика.
Писатель-фантаст намеревается заставить аудиторию поверить в то, что все вещи, которые они читают или видят, происходят. Но писатель-фантаст не может заниматься такой штукой. Писатели-фантасты создают рассказы без какой-либо приверженности своим читателям. Они только уточняют свои идеи и взгляды. Писатель-фантаст не может выливать свои собственные фантазии.
Нехудожественность можно назвать прозаической литературой, в которой рассказывается о различных темах, которые актуальны для каждого. Художественная литература, с другой стороны, объясняет наше воображение. Когда художественная литература более символична, неигровая проницательность проста, фикция искусственна, поскольку она создается из собственного воображения. Нехудожественность естественна, поскольку она касается событий, которые действительно имели место. Художественная литература – это придуманная история, где в качестве научной литературы рассматриваются существующие факты.
Художественная литература является отражением воображения писателя. Между тем, неисчерпаемость – это воспоминание фактов. Фантастика имеет тенденцию быть более сложной и описательной; не-фантастика имеет тенденцию говорить только о том, что необходимо для установления факта или идеи. Писатель-фантаст может свободно управлять своим воображением, где не может быть писатель-фантаст.
Простота, прямота и ясность наиболее важны в научно-исследовательских работах. В то время как фикция оставляет воображение аудитории или читателям, и они могут иметь свои собственные интерпретации.
Резюме 1. Фантастика неверна, и неистребимость верна 2. В то время как не-фантастика фокусируется на идеях или событиях, которые действительно имели место, фикция имеет тенденцию фокусироваться на воображаемых идеях и событиях. 3. Вымыслы составляют рассказы, а не-фикции – полностью основанные на фактах писания. 4. Вымыслы – это просто артисты, а с другой стороны, не-фикции являются информативными
Фантастика и литературная фантастика. Различие между художественной литературой и литературной фантастикой заключается в том, что художественная литература ориентирована на стиль и глубину и носит характер, тогда как жанровая фантастика ориентирована на сюжет, имеет более широкую точку зрения и больше фокусируется на мнимых деталях. Литературная фантастика обращается к меньшей аудитории, сравнивая
Фантастика и литературная фантастика. Различие между художественной литературой и литературной фантастикой заключается в том, что художественная литература ориентирована на стиль и глубину и носит характер, тогда как жанровая фантастика ориентирована на сюжет, имеет более широкую точку зрения и больше фокусируется на мнимых деталях. Литературная фантастика обращается к меньшей аудитории, сравнивая
Что такое художественная литература и научная литература? Художественная литература – это творение чистого воображения. Нехудожественная литература – это письмо, в котором говорится об истинных людях и реальных происшествиях.
Ссылки[]
- Полезные материалы по литературе и литературоведению
- Литература в Open Encyclopedia Project(предложить контент)
- Государственный рубрикатор научно-технической информации (ГРНТИ) (по состоянию на 2001 год): 17 Литература. Литературоведение. Устное народное творчество
| Выделить Литература и найти в:
|
|
|
- Страница – краткая статья
- Страница 1 – энциклопедическая статья
- Разное – на страницах: 2 , 3 , 4 , 5
- Прошу вносить вашу информацию в «Литература 1», чтобы сохранить ее
Обязательные предметы гардероба жительницы Парижа.
Многие представительницы прекрасного пола, которые стремятся выглядеть стильно и изысканно каждый день, имеют в своем гардеробе набор базовых, обязательных вещей. Что же за предметы можно обнаружить в шкафу парижанки?
1. Балетки. Вопреки привычным представлениям, не всегда отдают предпочтение обуви на каблуках. Они в повседневной жизни носят удобные балетки на тонкой подошве.
2.Сумка с длинным ремнем. Сумочка, переброшенная через одно плечо – привычка большого числа жительниц модной столицы.
3.Шарф большого размера. Разнообразные объемные шарфы предпочитают жительницы многих стран. Однако большинство парижанок считают, что это незаменимый и абсолютно необходимый в холодное время года аксессуар.
4.Приталенный жакет, плащ или пиджак. Истинно французская манера – носить приталенные пиджаки. Их украшают тонкими ремешками или носят нараспашку.
5.Большие солнцезащитные очки. В сочетание с убранными в тугой хвост, пучок или высокую прическу волосами, такие очки смотрятся особенно стильно и изысканно.
6.Одежда черного цвета. Черный цвет для жительниц Парижа – не цвет траура. Для них он является олицетворением стиля и изящества. Поэтому для создании парижского образа необходимо иметь в гардеробе черные майки, футболки, свитеры и другие предметы одежды.
Как определить художественный текст?
Понять и рассмотреть особенности данного стиля проще, когда читателю предоставлен художественный текст с наглядным примером. Потренируемся определить какой стиль текста перед нами, используя пример:
«Отец Марата Степан Порфирьевич Фатеев, с младенческих лет сирота, был из рода астраханских биндюжников. Революционный вихрь выдул его из паровозного тамбура, проволок через завод Михельсона в Москве, пулеметные курсы в Петрограде…»
Основные аспекты, подтверждающие художественный стиль речи:
- Данный текст построен на передаче событий с эмоциональной точки зрения, поэтому нет сомнения, что перед нами художественный текст.
- Употребленные в примере средства: «революционный вихрь выдул, приволок» – не что иное, как троп, а точнее, метафора. Использование данного тропа присуще только художественному тексту.
- Пример описания судьбы человека, окружающей обстановки, социальных событий. Вывод: данный художественный текст относится к эпосу.
Если вам тяжело разобраться с большим объемом информации самостоятельно; основные средства и черты художественного текста вам непонятны; примеры заданий кажутся сложными – воспользуйтесь таким ресурсом, как презентация. Готовая презентация с наглядными примерами доходчиво заполнит пробелы в знаниях. Сфера школьного предмета «русский язык и литература», обслуживает электронными источниками информации по функциональным стилям речи
Обратите внимание, чтобы презентация была емкой и информативной, содержала поясняющие средства
Таким образом, разобравшись в определении художественного стиля, вы станете лучше понимать структуру произведений. А если вас посетит муза, и появится желание самому написать художественное произведение – следите за лексическими составляющими текста и эмоциональной подачей. Успехов в изучении!
Вдумчивый читатель способен безошибочно определить ценность литературного произведения. Читательский вкус избирателен, и главный критерий, по которому среди огромного количества книг каждый определяет свой круг чтения, – это содержание и стиль, созвучные его душевному состоянию.
Публицистика воспринимается иначе. Очерки, репортажи, интервью, обзорные статьи, теледебаты и материалы интернет-сайтов интересны информационной насыщенностью, динамикой, экспрессивностью речи и актуальностью материала. Именно эти качества публицистического стиля используются в публичных выступлениях и составляют основу публикаций в периодической прессе.
Собственно научный стиль речи
Большинство исследовательских монографий и солидных научных статей относятся к собственно научному стилю. Особенность данного жанра состоит в том, что подобные тексты, как правило, пишут профессиональные ученые для таких же специалистов. Такой академический стиль очень часто встречается в научных трудах, посвященных одному вопросу, а также в небольших по размеру сочинениях, где автор приводит результаты научного исследования.
Тексты, написанные в собственно научном стиле, отличает точность изложения, выверенные логические построения, обилие обобщающих терминов и отвлеченных понятий. Стандартный академический текст, составленный в данном жанре, имеет строгую структурную композицию, которая включает заголовок, вводную и основную части, выводы и заключение.
Где используется стиль художественной литературы
Художественный стиль вобрал в себя многочисленные аспекты и структуры русского языка: тропы, многозначность слов, сложный грамматический и синтаксический строй.
Поэтому его общая сфера применения огромна. Она включает в себя и основные жанры художественных произведений.
Используемые жанры художественного стиля, имеют отношение к одному из родов, по-особому выражающих действительность:
- Эпос. Показывает внешние волнения, мысли автора (описание сюжетных линий).
- Лирика. Отражает внутренние волнения автора (переживания героев, их чувства и мысли).
- Драма. Присутствие автора в тексте минимально, большое количество диалогов между персонажами. Из такого произведения часто делают театральные постановки. Пример – Три сестры А.П. Чехова.
Эти жанры имеют подвиды, которые могут делиться еще на более конкретные разновидности. Основные:
Жанры эпоса:
Эпопея – жанр произведения, в котором преобладают исторические события. Роман – рукопись большого объема со сложной сюжетной линией
Все внимание обращено к жизни и судьбе персонажей. Рассказ – произведение меньшего объема, где описывается жизненный случай героя
Повесть – рукопись средних размеров, имеющая черты сюжета романа и рассказа.
Жанры лирики:
- Ода – торжественная песнь.
- Эпиграмма – стихотворение сатирической направленности. Пример: А. С. Пушкина «Эпиграмма на М. С. Воронцова».
- Элегия – стихотворение лирической направленности.
- Сонет – стихотворная форма в 14 строк, рифмовка которой имеет строгую систему построения. Примеры данного жанра распространены у Шекспира.
Жанры драматических произведений:
- Комедия – в основе жанра заложен сюжет, который высмеивает социальные пороки.
- Трагедия – произведение, описывающее трагическую судьбу героев, борьбу характеров, отношений.
- Драма – имеет структуру диалога с серьезной сюжетной линией, показывающей персонажей и их драматические отношения друг с другом или с обществом.
Фактчек
- Литература и фольклор относятся к временным видам искусства. Литература — это любые зафиксированные на бумаге достижения человеческой мысли, тогда как фольклор — это устное народное творчество. Фольклор появился задолго до литературы.
- Произведениям фольклора свойственны устный характер, вариативность, контакт рассказчика с читателем, коллективность, анонимность, и определённые средства художественной выразительности.
- В литературных произведениях действия сюжета происходят в определенном пространстве и времени. Их сочетание называется хронотоп.
- Поэтика — это многозначный термин. В широком смысле это — теория литературы в целом. В более узком — исследование языка, стилистики, формы, композиции. В частном употреблении это — особенности творчества отдельного писателя.
- Первой ступенью творческого процесса создателя литературного произведения является авторский замысел.
- Отличие фантастики от художественного вымысла заключается в том, что она помогает автору изобразить нечто вымышленное, несуществующее в реальной жизни. Тогда как художественный вымысел — позволяет изобразить нечто, реально существующее в действительности, но в желаемом автором виде.
Фантастика и художественный вымысел
Как часто вы мечтаете перед сном? Всегда ли ваши мысли могут воплотиться в жизнь или есть такие, которые нереально осуществить?
А вот писатели свои мысли, даже самые удивительные, могут воплотить в жизнь через произведения, а фантастика помогает им это реализовать.
Фантастика — изображение несуществующих предметов и явлений, вымышленных персонажей, нереальных образов.
Например, элементы фантастики мы можем наблюдать в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Достаточно вспомнить известный бал Сатаны или образ кота Бегемота, который был то ли кот, то ли человек.
Художественный вымысел — это всё то, что создается воображением автора.
Все изображаемое так или иначе является вымыслом, даже если в них есть прототипы или указаны реальные события, которые происходили в жизни. Это связано с законом искусства, помните? В текстах отражается именно образ, который возникает в голове автора
Но важно понимать, что он не противопоставляется действительности, это то, что могло случиться в жизни. В этом отличие художественного вымысла от фантастики
Итак, мы разобрали основы теории литературы. Конечно, она на этом не заканчивается и впереди нас ждет много интересного. А чтобы убедиться в этом, продолжайте путешествовать по миру литературы! В этом вам помогут статьи: «Теория литературы: средства художественной выразительности» и «Теория литературы: Роды литературы. Жанры».
Что неприемлемо для парижского стиля.
Есть вещи, которые никогда не позволит себе купить, а тем более надеть дама с истинно французскими взглядами на моду. В одно из первых мест списка «моветона» попали слишком длинные яркие накладные ногти. Многие представительницы Франции предпочитают натуральность и нейтральность во всем. В том числе и в .
Мини-юбка в сочетание с глубоким декольте также не в стиле жительницы модной столицы. Истинная вряд ли позволит себе выглядеть слишком откровенно и чересчур сексуально.
Яркий цвет волос, разноцветное милирование, кричащие аксессуары, всевозможные начесы и огромное количество средств для укладки волос. Весь этот список дама, живущая в Париже, в большинстве случаев обойдет стороной и лишь удивится, что кому-то пришло в голову так экспериментировать со своей внешностью.
Основной критерий, который выделяет истинную парижанку, гармония во всем: в одежде, стиле, взгляде, прическе, аксессуарах. Она не стремится повторить чей-то образ и придерживается мнения об уникальности каждого человека.
Видео по теме
В рамках того или иного стиля речи обычно выделяют несколько жанров, каждый из которых представляет собой специальную форму организации материала. Особым жанровым разнообразием отличается научный стиль, что определяется необходимостью донести смысл положений науки до разной аудитории.
Научно-популярная книга как тип литературного произведения
Учебные материалы / Формирование позновательного интереса у младших школьников к работе с научно-популярной литературой о природе / Научно-популярная книга как тип литературного
произведения
От научной литературы научно-художественная и научно-популярная отличается популярностью изложения научных сведений, эмоциональностью, красочностью языка и иллюстративного материала. Вводимые научные термины, как правило, объясняются. Все это делает научно-художественную и научно-популярную литературу доступной для неспециалистов. В научной литературе язык специфичен со свободным обращением терминологии, свойственной данной науке и понятный специалистам данной отрасли. Часто информация передается с помощью символики – языком формул. Иллюстративный материал лишен эмоциональности и зачастую представлен лишь графиками и диаграммами. При необходимости включения изобразительного иллюстративного материала, например, при характеристике разных объектов природы, при передаче каких-то способов деятельности, используются иллюстрации точные, реалистичные, почти фотографичные. В научно-популярной и научно-художественной литературе часто наряду с реалистичными иллюстрациями применяются стилизованные.
Требование быть доступной широкому кругу читателей роднит научно-художественную и научно-популярную литературу с учебной. Однако от учебников она отличается тем, что:
– эта литература не должна обязательно соответствовать определенной программе, учебному плану, классу и т.д. Данный подход позволяет включать в научно-художественную и научно-популярную литературу информацию, которая дополняет и развивает систему знаний, определенную школьной программой, находит и использует связи между отдельными учебными предметами, дает читателям больше возможностей поиска истин, позволяет учитывать особые интересы и возможности определенных групп учащихся. Учебники же призваны обеспечить школьную программу и пишутся для всех;
– чтение научно-художественной и научно-популярной литературы не вменяется школьнику в обязанность, не регламентируется, не подлежит оценке, хотя и влияет на повышение уровня знаний по данному предмету. Для учебника же эти функции обязательны;
– учебники содержат определенный минимум сведений, а научно-художественные и научно-популярные произведения призваны расширять этот минимум;
– чтение научно-популярной и научно-художественной литературы в отличие от учебника осуществляется без специальной установки на запоминание;
– при одинаковом круге затрагиваемых вопросов научно-художественное и научно-популярное произведение длиннее учебного и научного.
Таким образом, научно-популярная и научно-художественная литература имеет свои специфические особенности и выполняет специфические, только ей свойственные функции.
Между научно-популярной и научно-художественной литературой трудно провести резкую грань. Ведущая задача тех и других произведений – популяризация научных знаний широкому кругу читателей, знакомство последнего с закономерностями науки, с методами ее исследования. Поэтому излагаемые в них сведения должны быть, прежде всего, научно достоверными. В них недопустимы антропоморфизм и телеология. Содержание обоих типов произведений должно соответствовать нормам общечеловеческой морали, помогать читателю в выработке идеала и нравственных убеждений.
С появлением научно-художественной литературы авторы научно-популярных книг стали серьезно работать над эмоциональностью языка, его образностью, простотой и доступностью, тем самым, сближаясь с научно-художественной.
Очевидно, что научно-популярные произведения сложнее для восприятия учащимися, чем научно-художественные. Поэтому эффективная работа с научно-популярной книгой требует определенной предварительной подготовки, цель которой уточнение и обогащение опыта детей по данной проблеме, выяснение уровня понимания проблемы в целом и присущей ей терминологии.
В научно-художественной литературе в отличие от научно-популярной имеют место чувства, эмоциональные переживания, нравственные установки.
Как видим, научно-популярным и научно-художественным произведениям присущи определенные только им свойственные черты. Вместе с тем они обладают характеристиками, общими для всех литературных произведений. Следовательно, научно-популярные и научно-художественные книги представляют собой особый самостоятельный тип литературных произведений.
Перейти на страницу: 2
Основные принципы написания научных текстов
Научные тексты отличаются от художественной литературы своими особыми принципами написания. В научной сфере существует ряд требований, которые помогают обеспечить ясность и точность изложения информации.
1. Объективность. Научные тексты должны быть написаны без субъективных оценок и эмоций. Автор должен представить факты и результаты исследования без искажений и предвзятости.
2. Ясность и простота. Научные тексты должны быть понятными и доступными для широкой аудитории читателей. Технические термины и специализированная лексика должны быть использованы только при необходимости, а все понятия и определения должны быть точно объяснены.
3. Логичность. Научные тексты должны быть структурированы и логически связаны. Идеи и аргументы должны быть подкреплены обоснованиями и научными доказательствами.
4. Точность и достоверность
В научных текстах важно представить только проверенные и подтвержденные факты, аргументы и результаты исследований. Источники информации должны быть надежными и проверенными
5. Цитирование. В научных текстах необходимо правильно оформлять цитаты из других источников и аккуратно ссылаться на них. Это помогает установить авторство и обеспечивает подтверждение использованной информации.
7. Стиль написания. Научные тексты должны быть написаны формальным и научным стилем, избегая жаргонных и разговорных выражений. Краткость и ясность выражения – одна из важных особенностей стиля научных текстов.
Соблюдение этих принципов помогает создать качественный и информативный научный текст, который будет понятен и интересен широкой аудитории читателей.
Сравнение
Художественный стиль характеризуется рядом общих признаков, свойственных произведениям всех литературных жанров. Прежде всего, это образность речи, которая достигается благодаря использованию особых языковых и синтаксических средств художественной выразительности. Они по-разному проявляются в эпических, лирических и драматических произведениях, но всегда служат главной цели литературного творчества: вызвать сопереживание читателя и пробудить в его душе эстетическое чувство.
В поэзии образность достигается благодаря широкому использованию сравнений, эпитетов, метафор и особой ритмической организации текста. Художественной прозе свойственно использование синонимических рядов, приемов гиперболизации и параллелизма, стилистически оправданных элементов просторечной лексики. Иносказание, ирония, олицетворение ярче всего проявляются в сатирических жанрах.
Публицистическому стилю свойственна другая важная функция речи – информационная. Лаконичность сжатой формы, точность, логичность, неординарность суждений в сочетании с остротой формулировок и оценочным содержанием неизбежно вызывают у читателя или слушателя ответную реакцию.
Публицистический стиль используется как тонкий инструмент идеологического воздействия на сознание и активно применяется для формирования устойчивых общественно-политических стереотипов.