в

Разница между харакири и сеппуку

Почему самурай совершал сеппуку?

Было несколько случаев, когда самоубийство считалось “лучшим выходом” из жизни. Для высокопоставленных самураев не было редкостью совершать сеппуку на поле боя, если битва была проиграна. В Европе не было редкостью, когда знатных людей брали в заложники после поражения и требовали выкуп. Захваченных в плен самураев казнили, как правило, сразу после боя, часто жестокими способами.

Сеппуку также применялось в качестве смертного приговора. Который был менее унизительным, чем казнь через обезглавливание или повешение за преступные деяния. Самураям разрешалось смотреть смерти в лицо с прямой спиной и самим вонзать нож в живот.

Сеппуку рассматривалось как лучший способ умереть, чем подвергнуться пыткам, унижениям и казни. Это также гарантировало наследование оставшимися родными. У казненных преступников конфисковывали имущество. Поэтому семьям не выплачивалась компенсация за потерю, что было обычным делом. Некоторые преступившие закон самураи совершали самоубийство в превентивных целях, чтобы избежать казни.

Многие самураи совершали сеппуку после смерти своего хозяина. Либо в знак преданности, либо потому, что их единственный источник дохода исчез со смертью работодателя. И тогда их жизнь на самом деле закончилась.

Ритуал сеппуку исчез с конца 1800-х годов. Когда класс самураев был упразднен и Япония начала всестороннюю модернизацию.

Истории кроваво ритуала

Историки говорят, что харакири, как ритуал самоубийства, вскрытия живота соотносится по времени становления философии буддизма, догм бренности бытия, всего существующего на земле. Согласно устоям буддизма, в центре живота распускается душа человека, его сущность. Никогда в сердце, голове, иной части тела.

Существует 3 способа популяризации данного способа суицида:

  • самурай демонстрировал чистоту своей души и помыслов, его
    намерения незапятнанны позором, необоснованными обвинениями и он прав;
  • таким способом самурай способен оправдаться сразу между
    небом — людьми в своих поступках, делах, собственных решениях;
  • но нередко практика такого убийства от своей руки обусловлена
    постоянным ношением с собой боевого оружия – это помогало на поле битвы быстро умереть.

Сам ритуал сэппуку пик популярности завоевал в средневековье. В 1156 году дайме из Минамото впервые совершил собственноручно харакири в истории. Причина проста как мир – плен, который расценивался как высшая степень позора. Тогда все больше воинов и знати применяли сам обряд в критических ситуациях. Его даже прописали как пункт военного кодекса чести самурая – Бусидо.

Из известного фильма

Постепенно, с приходом реформ в период правления Мэйдзи
представленные ритуальные самоубийства прекратили свое существование на
законодательном уровне

На уровне культурного наследия ритуал сегодня, завтра,
вчера занимает немаловажное место

Откуда пошло

Считается, что харакири как вспарывание живота соотносится именно с философией буддизма и его догматами о бренности бытия и всего земного. Согласно этой религии, именно в животе человека находится центр его жизнедеятельности, его душа, а не сердце или голова. Будучи в центре организма, живот помогает гармоничному развитию тела.

Примеры такого отношения к животу («хара») можно проследить в некоторых японских фразеологизмах:

  1. «Хара китанай» — «Грязный живот» или «Низкие стремления»;
  2. «Хара-но най хито» — «Человек без живота» или «Человек без души»;
  3. «Хара-но курой хито» — «Человек с черным животом» или «Человек с черной, жестокой душой»;
  4. «Харагитанай» — «Грязный живот» или «Подлый человек»;
  5. «Харадацу» — «Подняться к животу» или «Рассердиться»;
  6. «Хара о ваттэ ханасимасё» — «Давайте поговорим, открыв животы» или «С чистыми помыслами».

Стоит отметить, что душа в японском понимании не эквивалентна душе в европейском. Это скорее сосредоточение мыслей и чувств, источник эмоций. Вспарывание живота – это открытие всех помыслов.

Существует 3 варианта популярности такого варианта суицида:

В древней ритуальное вспарывание живота не было распространено: вместо них применяли сожжение и повешение. Первое сеппуку совершил в 1156 году
феодал Минамото но-Тамэтомо: из-за проигранной войны с кланом Тайра самурай вспорол живот, не желая попасть в плен. Так он сохранил воинскую честь.

Впоследствии необходимость сеппуку была прописана в самурайском кодексе чести – Бусидо. Там говорилось, что самурай должен постоянно думать о смерти и умереть, если была задета его честь или честь господина, если проигран бой или нанесена смертельная рана, если в проигранном бою убит его господин. Сделать это он должен спокойно, с достоинством, до конца сохраняя присутствие духа и твердость намерения. Иными словами, при любой странной ситуации самурай всегда мог совершить самоубийство и остаться в памяти людей, как достойный и благодетельный воин.

Подзаголовок

Сложно представить себе более жестокий и безжалостный ритуал, чем харакири.

В среде самураев данная форма самоубийства осуществлялась либо в качестве наказания, либо в добровольном порядке как способ демонстрации мужества. Однако, наряду с харакири, нередко употребляется термин «сеппуку». Что же он означает и в чем отличие этих понятий?

Харакири – вспарывание живота мечом. Данное слово японцы считают несколько вульгарным и употребляют его крайне редко, только в разговорной речи.

Сеппуку – ритуальное вспарывание живота по всем правилам. Письменный вариант термина.

Данные термины имеют, по сути, одинаковый смысл.

Харакири и сеппуку даже обозначаются на письме одинаковыми иероглифами, но в разном порядке. В слове сеппуку первым идет иероглиф, обозначающий глагол «резать», второй иероглиф читается как «живот». Харакири обозначается теми же символами, но в другой последовательности. Данный термин несет чисто бытовой, а порой даже уничижительный оттенок. Сеппуку же подразумевает под собой ритуальный уход из жизни, совершенный по всем правилам кодекса самурая. Таким образом, слово «харакири» употребляется преимущественно в разговорной речи, в то время как «сеппуку» является его письменным аналогом. Европейцы чаще используют термин «харакири», потому что он кажется им более благозвучным.

В кодексе поведения самурая прописано, что сеппуку – это вид ритуального самоубийства, являющийся самым достойным способом ухода из жизни. Обряд должен быть совершен по всем правилам. Целью проведения ритуала служит демонстрация чистоты намерений и помыслов для самооправдания перед людьми и небом. К примеру, если в процессе боевых действий погиб хозяин самурая, то проведение сеппуку станет лучшим доказательством его верности и преданности. Данный обряд также мог применяться как способ казни посредством обезглавливания.

В 1968 году ритуал харакири, или сеппуку, был официально запрещен законом, однако по сей день встречаются случаи подобных самоубийств

Ведь для японцев жизнь – неизбежный предвестник смерти, им важно покинуть этот мир красиво и эффектно. И даже проснувшись солнечным утром, они стараются провести этот день так, как если бы он был последним

Например, олимпийский чемпион по дзюдо Инокума решил расстаться с жизнью посредством харакири, это произошло 28 сентября 2001 года.

Первое задокументированное сэпукку – оно же харакири, было совершено, в 1156 году. Побеждённый самурай в этой короткой, но жестокой войне, разрезал себе живот, чтобы избежать позора плена. Сэппуку стало быстро популярным среди военного сословия и становится почётным для самурая способом свести счёты с жизнью.

Сэппуку состояло в том, что накосячивший самурай прорезал живот поперёк, от левого бока до правого или, по другому способу, прорезал его дважды: сначала горизонтально от левого бока к правому, а потом вертикально от диафрагмы до пупка. Довольно мучительная смерть, самурай не умирал мгновенно, а мучился, истекая кровью, придерживая рукой свои вываливающиеся кишки.

Сэппуку не происходило так, чтоб никто не видел, все должны были узнать, что самурай стоически терпел мучения, показывая силу своего духа (хара), а сзади обычно стоял его лучший друг, который одним взмахом меча отрубал ему в нужный момент голову, как только тело начинало заваливаться — взмах меча обрывал его жизнь.

Настоящие фото, как японский офицер Второй Мировой войны делает себе сэппуку.

Как совершался сеппуку? Процесс проведения обряда.

При проведении ритуала самоубийства самурай должен был оголить живот и особым образом его разрезать – крестом, двумя движениями, сначала от одного бока к другому, затем от груди до пупка. Другой способ – разрезание живота буквой X . В наиболее поздние времена стал общепринят не такой болезненный метод – самурай втыкал вакидзаси себе в живот, наваливаясь на меч всем телом.

При совершении сэппуку самурай был обязан вести себя достойно, не корчиться от боли, не кричать, не падать, стараться сделать свою смерть красивой. Если самурай терял контроль над собой во время самоубийства, это считалось большим позором. Для того, чтобы избежать этого, со временем сэппуку стало совершаться с использованием специального помощника – кайсякунина, который отрубал голову самураю, вонзившего в живот нож.

Фото сеппуку

Моменты отрубания головы могли отличаться в зависимости от ситуации и предшествующих соглашений. Кайсяку желательно было таким образом отрубить голову, при котором голова оставалась висеть на полоске кожи, так как в противном случае она могла покатиться по полу, что считалось неэстетичным. После совершения обряда кайсяку протирал клинок белой бумагой, отсеченную голову поднимали за волосы и показывали свидетелям, после чего накрывали тело белой тканью.

Сэппуку также было распространено и среди женщин самурайского сословия , но они, в отличие от мужчин, вонзали кинжал себе в сердце или разрезали горло.

Жанр Самураи

Сеппуку – это ритуал самоубийства, исполняемый по особым правилам японским самураем. Он является одной из самых колоритных древних традиций Японии, о котором наслышен весь мир.

Проводилась эта процедура в том случае, если самурай не смог уберечь от погибели хозяина (дайме), потерял свою честь или был приговорён к сеппуку. Ритуал как бы символизировал отсутствие страха перед смертью, твёрдость и непоколебимость духа и преданность сюзерену. Японцы сегодня употребляют в разговорной форме слово «харакири». Для написания «харакири» и «сеппуку» используются одинаковые два иероглифа, но в разном порядке.

Харакири – это самоубийство, в котором строго не придерживаются правил, оно предполагает простое вспарывание живота. Сеппуку же был ритуалом самураев, исполнение алгоритма которого до мельчайших деталей было обязательным. Это такое своеобразное символическое окончание пути воина. В случае нарушения обряда, самурай не попадал в мир воинов.

Проведение обряда, или о том, как делался сеппуку

Прежде всего, было необходимо освободить живот от одежды. Затем резко делались поперечный надрез на животе и вертикальный надрез от груди до пупка. Альтернативным вариантом было Х-образное вспарывание. Позднее распространение получил менее мучительный и более простой способ – самоубийца быстро пронзал себя мечом (вакидзаси).

Во время проведения древнего ритуала самураю было не дозволено падать или вопить от боли, поведение его должно было быть достойным. В противном случае это становилось для него страшным позором. Однако позже в ритуале сеппуку стало возможным присутствие помощника (кайсякунина), отрубавшего голову самураю, совершающему ритуал, так что казусов получалось избежать гораздо легче.

Помощнику следовало обезглавить самурая так, чтобы голова оставалась прикреплённой к шее полоской кожи. Хотя, исходя из предварительной договорённости или определённой ситуации, отсечение головы могло быть разным. По завершении ритуала кайсякунин вытирал меч бумагой белоснежного цвета, голову самоубийцы демонстрировали наблюдателям, а тело укрывали белым полотном.

Распространённым сеппуку было также в кругу женщин-самураев. Они перерезали себе горло или пронзали сердце, в отличие от «мужского» обряда. Но это не вызывало ни у кого удивления. Так как население того времени воспитывалось в самурайских традициях.

01 Ноя 2014

Футоном называется традиционный для Японии толстый хлопчатобумажный матрац, который японцы…

31 Окт 2014

С 25 по 28 сентября в столице Японии пройдёт масштабная туристская выставка мирового масштаба, …

У жителей страны Восходящего солнца свое понятие о чести и отношение к смерти, нежели у европейцев. Умереть от старости считалось недостойным воина, лучше, чтобы кончина наступала от меча. В некоторых случаях, чтобы защитить свою честь, самураи совершали самоубийство – харакири
(сэппуку).

сэппуку

Приверженцы религии дзен-буддизма считали, что хранилищем души человека является живот. Поэтому смерть через его вспарывание считалась благородной, а помыслы искренними.

любимое блюдо

Дек

Главные отличия ритуалов Харакири и Сэпукку

Сразу следует отметить, что сэппуку – это средневековый обычай и сегодня в Японии о нем говорят, только вспоминая исторические факты. Если харакири прижилось и стало именем нарицательным в современном обществе, то о сэппуку постепенно стали забывать. Это выражение встречается в японской поэзии и в эпосе. Принципиального различия в смысле нет. Просто харакири, как правило, делали себе простолюдины, то сэппуку – прерогатива элитного сословия. Никогда нельзя было услышать, что знатный воин или чиновник, член клана самураев, сделал себе харакири. Принято было представить обществу это событие с особым блеском. Для этого существовал специальный свод правил, который четко определял не только мотивы, толкавшие самурая на самоубийство, но и регламентировал сам процесс.

Мало было взять обычный нож и вспороть себе живот. Требовалось соблюсти немало тонкостей и нюансов, прежде чем душа самурая перейдет в другой мир. Здесь следует учитывать, что жизнь самурая всегда складывалась в строгом соответствии с кодексом чести — бусидо. Именно в нем для смерти самурая отводилось особое место. Самурай с детства имел особое отношение к смерти. Самой достойной смертью для членов элитной касты воинов считалось сэппуку, совершенное по всем правилам и канонам. Остановимся отдельно на некоторых моментах ритуала.

  • Во-первых, сэппуку часто применялся в качестве казни провинившегося лица. Вместо процедуры вспарывания живота самурая по приказу господина или императора могли лишить головы;
  • Во-вторых, сам ритуал должен показать добровольное отношение самурая к акту самоубийства, раскрыть чистоту его помыслов, глубину раскаяния;
  • В-третьих, огромную роль играл способ лишения себя жизни.

https://youtube.com/watch?v=NzzErFcyptU

Для самурая всегда считалось важным принять достойную смерть. Часто это делалось показательно, в специально разыгранной сцене. Когда сэппуку делали по приказу, отсекая самураю голову, пытались спасти его честь и достоинство. Самостоятельное решение уйти из жизни предполагало вспарывание живота. Этому акту предшествовала тщательная подготовка. Огромное значение играл выбор оружия для этой цели, положение тела самоубийцы

Важно отметить тот факт, что каждый самурай был с детства обучен этому ритуалу. Для мужчин выбирался наиболее кровавый способ вспарывания живота, который практически не оставлял шансов на выживание

Девушки — самураи для этих целей обходились более простой процедурой, используя кайкэн. Чтобы лишить себя жизни, девушке достаточно было воткнуть нож в сердце или перерезать на шее яремную вену.

Для девушки важно было принять целомудренную позу, связав ноги. Поза самоубийцы должна быть схожа на увядший цветок

Орудием убийства было личное оружие самурая, ножи и мечи, которые он получал при посвящении в члены военной касты. Реже использовался специальный нож – кугунсобу. Простолюдины обычно использовали специальный нож для харакири. Это мог быть танто — холодное оружие с длинным и острым лезвием или любое другое холодное оружие с острозаточенным лезвием.

Для того, чтобы акт самоубийства был проведен по всем правилам, за состоянием самоубийцы наблюдал специальный человек — кайсяку, готовый в любую минуту отсечь самураю голову и прекратить его страдания.

Как проходило самоубийство

Образное представление сеппуку.

Следует тщательнее разобрать, что такое сеппуку и харакири. Описание процесса приводится во многих японских средневековых текстах. Самое главное, необходимо разрезать живот дважды. Вначале по горизонтали, начиная от левого бока и заканчивая возле правого.

А следом идут движения от диафрагмы до самого пупка. По прошествии какого-то времени, такой способ стали применять и для смертной казни. Для этого был свой ритуал. Он заключался, что помощник в определённый момент срубал голову самураю.

В обезглавливании обычным способом и по сеппуку была большая юридическая разница. Потерять голову через ритуал сеппуку, мог только привилегированные особы. Обычным людям просто срубали голову.

Идеология сеппуку

Сеппуку и харакири имели важное идеологическое значение. Первый вариант имел полное соответствие догмам буддизма

Это было подтверждением бренности и сущности земного бытия. И подтверждением непостоянства всего, что происходит в жизни.

Буддийская философия определяет центр жизни, как раз в животе. Считалось что именно в этом месте находится усредренённое положение, которое способствует гармоничному развитию человека. Разрезание живота методом сеппуку доказывало чистоту помыслов и устремлений.

Проведение ритуала производилось следующим образом:

воин находится в торжественной обстановке и в специальных одеяниях, он располагается в определённой позе;
готовое ритуальное оружие находится рядом, самураю подают его любимое блюдо;
снимается одежда, чтобы оголить живот;
если во время процесса самурай терял самообладание, это считалось большим позором

Важно было самураю оставаться спокойным. Чтобы выполнить весь ритуал, как можно более красивым;
со временем был введён ещё один человек в процесс – кайсякунин

Это был помощник самурая, который отрубал ему голову и этим помогал избежать позора;
живот следовало разрезать слева направо и от груди до пупка. Также практиковалось разрезание крест-накрест;
после вспарывания живота помощник срубал голову самураю. Это необходимо было выполнить так, чтобы голова оставалась висеть на кусочке кожи;
далее кайсяку протирал нож и убирал его в ножны. Голову демонстрировали собравшимся людям, а тело укрывали белой тканью.

Ритуальный нож кусунгобу для самоубийства.

Кто совершил сеппуку

Этот смертельный ритуал проводило немало известных людей Японии. Незадолго до поражения во Второй мировой войне, Корэтика Анами был назначен генералом императорской армии. А на следующий день после подписания капитуляции он совершил ритуальное самоубийство.

Несмотря на 20 век на дворе, традиции существуют и сегодня.

Ещё один известный случай произошёл в давние времена. В 16 столетии военный политический деятель страны Ода Нобунага, прибегнул к самоубийству после того, как посвятил всю свою жизнь объединению страны.

Проиграв в решающем сражении в 1582 году, он был вынужден произвести ритуал в присутствии свиты и нескольких приближённых. Сегодня его считают самым выдающимся самураем в японской истории.

Вы интересуетесь японской культурой и историей?

ДаНет

Харакири и сеппуку в чем отличие

Сеппуку является древним японским самурайским ритуалом самоубийства. Которое совершалось согласно определённым правилам. Сеппуку делали в том случае, если самурай был обесчестен или допустил гибель хозяина. Либо по приговору.

Таким образом показывалась храбрость и верность своему сюзерену. А также пренебрежение смертью. Слово харакири используется японцами в разговорной речи. Оба термина обозначаются одними и теми же иероглифами, только поменянными местами.
Если сеппуку подразумевало использование чётких правил, то харакири обозначает простое самоубийство. Ритуалов при этом никаких не производилось, простое вспарывание живота. Харакири выполняли простолюдины, а самураи делали сеппуку.

https://youtube.com/watch?v=myrQZhtJQxQ

Различия ритуалов харакири и сэппуку

Для понимания отличий разберем буквальный перевод каждого слово. «Харакири» переводится как «резать живот» и состоит из двух иероглифов. Иероглиф «хара» в переводе «душа, смысл» и означает намерение. Сэппуку пишется такими же иероглифами, но в другой последовательности. По своей сути слова являются синонимами и обозначают одно и то же.

Некоторыми непосвященными людьми считается, что «харакири» является бытовым разговорными и уничижительным выражением. Поэтому возникло такое мнение, что «сэппуку» – это ритуал, проведенный по всем правилам, а харакири – это просто самоубийство путем вспарывания живота мечом.

Однако, суть в том, что «суппуку» используется в официальных источниках и речи, а «харакири» в разговорной речи. Сами японцы никакого иного смысла в оба слова не вкладывают и оба понятия обозначают одно и то же.

Еще одно отличие в том, кто проводил эти ритуалы. Харакири прижилось в разговорной речи именно потому, что его проводили простолюдины, тогда как сэппуку – это ритуал для высшего сословия.

Поэтому представлялся ритуал сеппуку с большим официозом и торжественностью. А харакири проводилось без особой помпезности, а сэппуку часто окрашивалось в поэтические тона и преподносилось, как героический акт.

Ритуальное самоубийство сэппуку проводилось в соответствии с четкими правилами. Использовалось личное оружие самурая, которые он получил при вхождении в члены военного сословия самураев.

Японский нож для харакири.

Основные моменты проведения ритуала:

в торжественной обстановке, специальных одеяниях воин находится в определенной позе;
ему подают любимое блюдо, ритуальное оружие при этом уже готово;
одеяния снимает так, чтобы оголить живот;
очень важно, чтобы самурай при проведении ритуала оставался спокойным и достойно выполнял весь ритуал, чтобы сделать его как можно более красивым. Если он терял самообладание, это считалось большим позором

Чтобы сделать смерть как можно более красивой и достойной, с развитием ритуала ввели роль кайсякунина – помощника самурая, который отрубал самураю голову, и этим помогал избежать позора;
живот разрезался крестом в два движения: слева направо от одного бока к другому, а затем от груди до пупка. Также, практиковалось разрезание крест-накрест;
затем, ударом меча, кайсякунин отрубал голову подсудимому. Чтобы избежать неэстетичной картины, когда голова катится по полу, помощник должен был проявить высшее мастерство, оставив голову висеть на полоске кожи;
кайсяку, полоской белой кожи, протирал меч и убирал его в ножны. Голову показывали собравшимся, а тело накрывали куском белой ткани.

Этическая аспект ритуалов

Уход из жизни считался крайне важным процессом, так как японцы верили в многократное переселение души

Поэтому важно было достойно уйти из жизни. При этом, ритуал являлся возможностью спасти свою душу, если самурай провинился в чем-то, нарушив кодекс бусидо, распоряжение господина или императора, допустил недостойное поведение

Основными причинами проведения ритуала становились:

  • следование за господином – если умирал сюзерен, самурай следовал за ним;
  • осознание ответственности за наступившие последствия после его действий/бездействий;
  • добровольный уход из жизни в силу противоречия чего-то собственным убеждениям;
  • невозможность передать своему врагу всю свою ярость;
  • из-за финансовых проблем или социальной несостоятельности;
  • совместный уход из жизни парой из-за невозможности быть вместе;
  • в тяжелой обстановке во времена военных действий, голода и т.д.

Современное отношение

Постепенно закрытая от других стран Япония начала меняться. Поменялись и взгляды на смерть. В обществе остались очень сильные традиции самураев. Люди их сильно почитали. При этом харакири и сэппуку стали проводиться только представителями высшей знати.

Современный японский нож.

Кодекс чести бусидо теперь был принят только среди высших офицеров японской армии. Еще в период Второй мировой войны, ритуалы сэппуку были нередки. Японцы не сдавались в плен и делали себе сэппуку, чтобы избежать позора.

На государственном уровне этот ритуал был запрещен в 1968 году, но и по сей день, истинные потомки самураев следуют кодексу бусидо и оканчивают жизнь с помощью сэппуку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Шампиньон.

Различия бледной поганки и шампиньона