Зачем человеку воображение
О воображении мы привыкли думать исключительно как о нужной способности для писателей, художников и творческих людей: оно помогает рисовать картины, писать рассказы и снимать фильмы. Но на самом деле это лишь малая часть того, как мы его используем. Воображение нужно нам и для решения многих повседневных задач, о которых мы и не задумываемся как о чем-то творческом.
Современная американская философиня Эми Кайнд вообще предлагает отказаться от взгляда на воображение как на что-то единое и неделимое (а также от попыток построить единую теорию воображения), а говорит о разных типах в разных контекстах.
В своих исследованиях она выделяет минимум четыре вида воображения:
1. Взаимодействие с художественными произведениями
Тут всё просто: благодаря этому типу воображения мы способны как создавать, так и воспринимать вымышленные истории.
2. Притворство
Благодаря притворству дети и взрослые способны играть: например, я воображаю и притворяюсь, что на столе у меня не пустые чашки, а в них чай — играю в чайную церемонию.
Современные американские философы Элизабет Пиччиуто и Питер Каррутерс называют притворство воплощенным (или телесным) воображением. Ведь в отличие от чтения или создания художественных произведений, в процессе притворства мы используем воображение не только для того, чтобы представлять что-то в голове, но и чтобы вести себя по-другому (например, наливать из воображаемого чайника воображаемый чай в воображаемые чашки).
Американский философ Питер Лэнгланд-Хассан (Peter Langland-Hassan) напоминает о том, что и притворство само по себе сложный феномен и стоит различать его виды: например, притворство, которое мы используем для игр, отличается от притворства актера на сцене или шпиона в стане врага.
3. Эмпатия / «чтение мыслей»
Мы используем воображение и для того, чтобы понять, что чувствует другой человек. Благодаря способности вообразить, каково оказаться на месте другого человека, или представить возможные сценарии поведения, мы способны строить отношения.
4. Модальная эпистемология
«А может, все-таки лучше взять зеленый диван?» — воображение помогает нам ориентироваться в пространстве, а также представлять, как вещи будут смотреться на новых местах. Исследования различных контекстов, в которых мы задействуем воображение, привело ученых к выводу, что граница между восприятием и воображением более размыта, чем мы привыкли думать.
Оно нужно нам даже для таких банальных действий, как узнавание собственного кота за решеткой забора: когда мы видим только половину головы и часть хвоста нашего любимца, мы не ужасаемся тому, куда пропали остальные его части. Благодаря воображению и памяти мы знаем: частично кот просто скрывается за забором (такой пример приводит современный английский философ Дерек Браун).
Впрочем, то, что наше восприятие перемешано с воображением, подтверждают и эксперименты. Например, английская философиня и нейроученая Фиона Макферсон провела эксперимент: нарезала из бумаги красно-оранжевого цвета кружки и треугольники, а еще яблоки, сердца и другие объекты, которые мы привыкли видеть красного цвета. Затем она попросила испытуемых расположить их на бумаге, из которой, как им кажется, эти объекты были вырезаны. Большинство ошиблись именно с яблоками и сердцами: они казались испытуемым более красными, чем были на самом деле.
Что такое фантазия?
Фантазия (воображение) – это создание миров, видений или идей за пределами реального мира. Это творческий потенциал за границами тех конструкций, которые человек часто использует в повседневной жизни.
Воображение означает действие или способность формировать мысленный образ чего-то, что не воспринимается органами чувств или никогда прежде полностью не воспринималось в реальности .
Абстрактное определение, происхождение и природа фантазии широко обсуждаются, так же, как и обсуждаются такие широкие понятия как любовь и творчество. Согласно мнению великих философов Аристотеля, Платона и Иммануила Канта, воображение широко связано с творчеством.
«Креативность возрастает, когда вы начинаете осознавать, что многие из ваших фантазий могут иметь отношение к тем вещам, которые вам интересны», – говорит психолог Джером Сингер. .
Воображение, по мнению многих философов, – это высшая свобода из всех, которую никто не сможет отнять у человека. Величие творческой фантазии во все времена восхвалялось не только романтиками и художниками, но и лучшими научными умами человечества .
Некоторые исследователи противопоставляют фантазию знаниям. Так, например, известный ученый Альберт Эйнштейн полагал, что ограниченность знания обусловлена низким уровнем воображения. «Воображение важнее знаний, поскольку знания ограничены, тогда как воображение охватывает весь мир, стимулируя прогресс, порождая эволюцию» – считал ученый .
«Восприятие и воображение связаны, потому что мозг использует одни и те же нейронные цепи для обеих функций», – говорит Грегори Бернс, профессор нейроэкономики и директор Центра нейрополитики в Университете Эмори. «Воображение подобно движению восприятия в обратном направлении» .
В древние времена люди использовали свои способности фантазировать, чтобы разобраться в непонятном и постоянно меняющемся мире. Посредством творческого повествования они делились мифами о творении и передавали предупреждения будущим поколениям через фольклор.
Психолог Джозеф Кембелл рассматривал мифологию и символизм, как средства активизации фантазии и настройки на коллективное воображение. Он утверждал, что истории, мифы и воображение происходят из коллективного бессознательного: «Поскольку воображение происходит из одного биологического основания, оно обязательно порождает определенные темы» .
Ученый считал, что люди разделяют доступ к коллективному воображению через тему и историю. При этом существуют свидетельства того, что воображение могло предшествовать языку.
Вера в то, что воображение чем-то уступает логическим рассуждениям, часто убивает и подавляет потенциальные великие идеи
Данное убеждение может не только препятствовать выдающимся открытиям, но также свидетельствует о непонимании той важной роли, которую фантазия играет в жизни человека
По словам когнитивного психолога Скотта Барри Кауфмана, фантазия задействует различные области мозга в зависимости от того, на каком этапе творческого процесса находится человек. Другими словами, когда работает воображение, нейронные сети активно взаимодействуют друг с другом .
По словам Кауфмана, в частности, три крупномасштабные сети мозга могут помочь понять мозговую активность, участвующую в творческом мышлении:
Сеть исполнительного внимания, которая включается, когда человеку необходимо сосредоточить свое внимание на чем-либо (например, сложная презентация или проблема, требующая включения рабочей памяти).
Сеть по умолчанию, активизирующаяся во время воспоминаний, размышлений о будущем и поискf альтернативных сценариев. Кауфман называет данную сеть «сетью воображения»
Она также работает во время социальных взаимодействий, когда человек пытается представить, о чем думает его собеседник.
Сеть продажи. Данная сеть отслеживает как внешние события, так и внутренний поток сознания, быстро перемещаясь между ними в зависимости от того, какое из двух направлений наиболее актуально в данный момент. Она собирает всю поступающую извне информацию и расставляет приоритеты, посылая в мозг сигналы о том, что он должен обработать в первую очередь .
Исследователи уделяют особо пристальное внимание изучению сети воображения, чтобы детальнее понять умение фантазировать, мечтательность и творческое мышление
Очевидная ложь
СИТУАЦИЯ. Ребенок совершенно точно говорит тебе неправду, искажая реальность ради своего блага. Скажем, утверждает, что твой телефон на самом деле взял не он, а кошка, что все конфеты съел его годовалый братишка, сидящий в манеже, или игрушку, которую он забрал у девочки в песочнице, она сама ему подарила, хотя ты собственными глазами видела, как малышка ее искала.
ЧТО ДЕЛАТЬ. Прежде всего не обвиняй ребенка в обмане. Что бы он ни рассказывал, всегда нужно делать поправку на то, что малыш мог что-то перепутать, выдать желаемое за действительное или просто заиграться.
Постарайся понять, в чем причина этого обмана. Как правило, дети врут, потому что хотят избежать наказания, боятся расстроить или рассердить родителей, для того чтобы заслужить любовь и восхищение или же получить желаемое. А затем проверь свою гипотезу в разговоре с малышом. Например, так: «Наверное, это были очень вкусные конфеты. Когда я была маленькая, я иногда тайком брала сладости, но мама всегда просила меня говорить правду, даже если я что-то сделала не так. Скажи, эти конфеты съел ты? Я не буду тебя ругать». Или так: «Тебе очень понравилась эта игрушка, да? Знаешь, мне кажется, ты так хотела такую же, что немножко перепутала: хозяйка игрушки, наверное, разрешила тебе поиграть с ней на площадке, а не брать домой. Давай завтра вернем ее обратно».
ВАЖНО. Ребенку будет проще сказать тебе правду, если он будет знать, что для него это безопасно
Поэтому если малыш признался, не ругай его, а обязательно похвали за то, что в конце концов он повел себя честно.
Польза от образного мышления
В психологии личности есть течение, утверждающее, что мысли имеют материю. Значит, что воображение человека способно воплощать образы в реальности. Регулярно пребывая в серых буднях, он думает и представляет только то, что видит вокруг себя, а значит, пребывает в замкнутом круге повседневности.
Некоторые специалисты предполагают, что представлять приятные образы и благополучные исходы дел, — это полезно. Шансы на материализацию фантазий вырастают, если брать жизненные истории и опыт таких людей.
Если способности к воображению уже немного увяли, то их можно подкрепить визуализацией. Для этого не требуется особенных навыков. Достаточно взять в руки карандаши, глину для лепки, пластилин или что-то иное, чем можно изобразить свои идеи и желания. Внутренний мир окажет влияние на внешнюю действительность, но этого невозможно достигнуть без упорства.
Сущность воображения и фантазии
Воображение и фантазия — это два важных аспекта нашего творческого мышления. Они позволяют нам создавать новые иллюзии и мечты, видоизменяя наши мысли и восприятие окружающего мира.
Воображение — это внутреннее видение, способность создавать новые образы и идеи в нашем сознании. Оно позволяет нам выходить за рамки реальности и представлять несуществующие вещи или ситуации. Воображение — это творческая сила, которая приводит к появлению новых идей и идей и позволяет нам видеть мир по-другому. Оно может быть активировано через рассказы, чтение, искусство, музыку или другие стимулы.
Фантазия же — это процесс формирования иллюзорных образов, представлений или ситуаций. Она может быть вызвана воображением или отвлечься от реальности. Фантазия также может быть индивидуальной или групповой, где мы можем вместе с другими людьми строить общие видения и сюжеты.
В отличие от воображения, фантазия скорее связана с восприятием информации и визуализацией несуществующих объектов или событий. Она может быть спонтанной или основанной на определенной теме или источнике информации. Фантазия может быть также реализована в различных формах, таких как рисунки, письма, рассказы или даже сценарии.
Сравнение воображения и фантазии Воображение Фантазия
Создание нового внутреннего видения Формирование иллюзорных образов
Творческий процесс Процесс визуализации несуществующих объектов
Видоизменение мысли Отвлечение от реальности
Связано с восприятием окружающего мира Основано на информации и источниках
Как видно из сравнения, воображение и фантазия оба играют важную роль в нашей жизни. Они помогают нам видеть новые возможности, открывают внутренний мир и позволяют нам выразить себя. Без них мы были бы лишены возможности видеть мир по-другому и исследовать неизведанные горизонты.
Различия в определении
Воображение и фантазия — это два понятия, связанных с созданием и видоизменением представлений о мире. Однако, у них есть отличия в определении и использовании.
Воображение — это способность создавать новые иллюзии и мысли, которые основаны на реальных знаниях и восприятии. Это процесс, который позволяет нам формировать мечты и творческие идеи, рассматривая их в контексте окружающего мира.
Воображение связано с нашим зрением и способностью визуализировать предметы и явления. С его помощью мы можем видеть не только то, что есть на самом деле, но и то, что может быть или уже было. Воображение дает нам возможность представить себе разные ситуации и определить, как они могут развиваться.
Фантазия — это процесс выдумывания совершенно новых и нереальных идей, которые могут быть основаны на реальности или на полностью вымышленных событиях. Она не имеет ограничений и может отражать наши мечты и желания.
Фантазия часто связана с нашими эмоциями и может быть результатом спонтанных мыслей или мечтаний. Она позволяет нам экспериментировать с вариантами и ситуациями, которые не имеют реальной основы.
Однако, в отличие от воображения, фантазия менее связана с реальностью и не ориентирована на визуальное восприятие. Вместо этого, она скорее представляет собой вымышленные и неограниченные потоки мыслей и идей.
Роль в процессе мышления
Воображение и фантазия играют важную роль в процессе мышления. Они позволяют нам создавать иллюзии, мечтать и творить новое. Воображение — это способность мысли видоизменять образы или понятия, таким образом, различные мысли непосредственно возникают в нашей голове. Фантазия, с другой стороны, это способность создавать выдумки, которые могут быть основаны на предыдущих мыслях или опыте.
Мысль часто является начальной точкой для творчества. Она может возникнуть из воображения или фантазии и послужить основой для создания новых идей и концепций. Во время мыслительного процесса воображение играет важную роль, позволяя нам видеть и представлять новые возможности и варианты. Фантазия же дает нам свободу творческого выражения, позволяя нам создавать что-то совершенно новое и уникальное.
Часто иллюзии являются результатом воображения и фантазии. Они могут возникать, когда мы модифицируем и изменяем реальность в наших мыслях, позволяя нам видеть и воспринимать мир иначе. Воображение и фантазия также помогают нам рассматривать различные сценарии и варианты будущего, что позволяет нам предвидеть возможные последствия наших действий и принимать более обоснованные решения.
Таким образом, воображение и фантазия играют важную роль в процессе мышления, помогая нам видеть новые возможности, создавать что-то новое и предвидеть будущие события. Они стимулируют наше творчество и способствуют развитию нашей мыслительной деятельности.
Как развивать воображение и фантазию у детей
Воображение и фантазия играют важную роль в развитии ребенка, позволяя ему исследовать мир, выражать свои мысли и чувства, а также развивать творческие способности. Существует несколько способов, с помощью которых можно стимулировать воображение и фантазию у детей:
1. Чтение книг
Чтение книг – это один из самых эффективных способов развития воображения и фантазии у детей. Во время чтения дети могут вообразить себя в роли героев и представить события, описанные в книге. Разнообразные и интересные истории помогают расширять воображение детей и делать их фантазии более насыщенными.
2. Игры-приключения
Игры-приключения, как, например, ролевые игры или игры с конструкторами, стимулируют детское воображение и фантазию. Ребенок может придумывать сюжеты, создавать свои миры или играть вместе с другими детьми, что развивает его способность к коллективному творчеству.
3. Искусство и рисование
Занятия искусством, такие как рисование, лепка или театральные постановки, позволяют детям выразить свои мысли и фантазии через творческую деятельность. Рисование и самостоятельное творчество помогают развивать детское воображение и дает возможность рассматривать вещи с разных точек зрения.
4. Воображаемые игры
Воображаемые игры развивают воображение и фантазию у детей, позволяя им создавать свои истории и сценарии. Ребенок может играть роль героя или представлять себя в роли конкретного персонажа, что развивает его творческое мышление и способность к самовыражению.
Развитие воображения и фантазии у детей – это важный этап их развития. При помощи различных игр, чтения и занятий искусством ребенок может научиться лучше понимать и интерпретировать мир вокруг него, а также развивать свои творческие способности и умения.
Творческое мышление и воображение у взрослых
В возрастом у человека не пропадает способность фантазировать и применять воображение, как это может показаться. Накапливая все больший опыт и создавая шаблоны поведения и решения задач, мы просто перестаем пользоваться фантазией, в отличие от детей, которые используют его постоянно. А как и любая познавательная способность, воображение ослабевает, если его не применять и не тренировать. Творческое мышление — это всего лишь одно из свойств мышления как когнитивной функции, поэтому его можно (и нужно!) развивать в любом возрасте, это позволит повысить уровень своей креативности.
Взрослое воображение, в отличие от детского, имеет свои особенности. Оно также накладывается на предыдущий опыт, но применяется, как правило, для решения сложных задач. Творческое мышление взрослого человека есть способ взаимодействия с окружающим миром. Мы используем его для коммуникации, в бытовых вопросах, применяем на работе. Чтобы натренировать его, существуют специальные упражнения, среди которых Теория решения изобретательских задач, 6 шляп Эдварда де Боно, метод морфологического анализа и другие. Подробный видеоразбор этих и других методик представлен в курсе «Развитие творческого мышления».
Как развить воображение
Психологи выделили ряд приемов для развития воображения.
У взрослых
Главное — быть готовыми к экспериментам, не стесняться и не бояться ошибок. Способов множество:
- Визуализация. Нужно в мыслях воспроизвести внешний вид предмета, местность или действие. Начинайте с простых заданий. Например, посмотрите на то, что лежит перед вами. После закройте глаза и представьте этот предмет в деталях.
- Чтение. Этот способ связан с предыдущим. Здесь также нужна визуализация. Только сделать ее намного сложнее. Вам придется запомнить сразу несколько героев, образов, пейзажей. А после этого просматривать их участие в сюжете. Все это поможет увидеть полную картину. И, кстати, чтение гораздо интереснее просмотра фильмов. В случае с чтением никто не ограничивает вашу фантазию и воображение.
- Ассоциации. Ассоциативное мышление есть у каждого взрослого человека. Скорее всего, при слове «зеленый» вы вспомните о траве и деревьях. А при слове «оранжевый» — об апельсине.
- Создание необычных зверей. Это отличный способ развития творческого воображения. Пусть это будет, например, котопес. Конечно, о нем не рассказывают в учебнике по биологии. Но вы весело поведете время. Это упражнение подходит и взрослым, и детям.
- Искусство. Недостаток воображения восполнят выставки или мастер-классы. Наблюдая за другими людьми, вы и сами легко создадите необычную идею или хотя бы получите вдохновение.
- «Коробка». Здесь придется брать пример с мультяшного персонажа — Губки Боба. Помните любимое занятие? Он садился в коробку и включал воображение. Нет, не подумайте, что вам нужно сделать то же самое. Хотя дети могут и попробовать. Зайдите в пустую комнату и мысленно оформите интерьер. Следующий раз сделайте перестановку и т. д. Так вы улучшите воображение и восприятие.
Еще один способ — ролевые игры. Вы управляете героем, соблюдая при этом определенные требования и условия. Игры бывают настольными и реальными. К последним относятся квесты.
У детей
С детьми немного легче. Они и так любят фантазировать, часто придумывают необычные истории и даже представляют рядом с собой воображаемых друзей.
Как же развить детское воображение?
- Читайте сказки, фантастические истории. Попробуйте дочитать, например, до середины. А после предложите малышу продолжить рассказ.
- Наблюдайте за окружающими людьми. Пусть ребенок подумает, как живет кто-то из тех, кто встретился на вашем пути. Если выйти на улицу не получается, воспользуйтесь фотографиями или обычными картинками. Так можно помочь развить воображение и дошкольника, и детей старшего возраста.
- Ходите вместе на выставки, посещайте музеи, кинотеатры.
- Занимайтесь совместным творчеством. Лепите из глины и пластилина, делайте аппликации, рисуйте, собирайте модели автомобилей и т.д.
Как и в случае со взрослыми, развитию воображения у детей способствуют ролевые игры с родителями или сверстниками.
Развитие воображения у детей
В целом для развития воображения у детей и взрослых используются примерно одинаковые способы
Однако стоит принять во внимание особенности дошкольного возраста
В дошкольном возрасте психика малышей наиболее чувствительна:
- дети мыслят преимущественно образами;
- открыты всему новому и необычному;
- их образы живые и красочные;
- они свободны от стереотипов и шаблонов мышления, которые свойственны взрослым.
Это относится к несомненным преимуществам детской психики. Однако есть и отрицательные особенности, которые стоит учитывать.
- У детей пока нет в памяти большого объема информации, необходимого для формирования воображения. Поэтому для начала лучше начинать развивать фантазию и восприятие. Учить ребенка быть наблюдательным и замечать необычное в простых вещах.
- Малыши быстро устают, часто отвлекаются. Им тяжело долго заниматься умственной деятельностью и концентрироваться на чем-то одном. Любые развивающие занятия должны нравиться ребенку и выполняться с большим желанием. А самый лучший способ развить воображение – это, конечно же, игры и чтение книг.
Мы, взрослые, своим примером и энтузиазмом можем увлечь ребенка – вместе играть, выполнять упражнения, фантазировать и таким образом развиваться. Особенно эффективны совместные занятия во время прогулок или длительных поездок.
Способы
Самый лучший способ развивать воображение у ребенка – это заразить его собственным примером. Ребенку должно быть интересно фантазировать. Покажите ему, как это здорово придумывать что-то новое и необычное. Малыш всегда стремится быть похожим на своих родителей и поэтому во всем им подражает.
- Читайте вместе книги, написанные в жанре фантастики. Надо не просто прочитать ребенку произведение, а еще обсудить его, проанализировать. Детям до 7 лет лучше всего читать сказки и небольшие фантастические рассказы. С подростком уже можно читать более серьезные научно-фантастические романы, например, романы Жюля Верна, братьев Стругацких и т. д.
- Задавайте ребенку необычные вопросы. Например, спросите его, какой суперспособностью он бы хотел обладать и для чего.
- Предлагайте ребенку затруднительные задачи. Например, ребенок очутился на необитаемом острове. Что ему надо делать, чтобы выжить?
Упражнения
Лучше всего развивать воображение, сочетая предложенные выше способы и различные упражнения, построенные на оттачивании приемов творческого мышления.
- Оживший рисунок. Представьте, что вы обладаете особым даром. Все, что вы нарисуете, сразу оживет. Пофантазируйте вместе с ребенком, во что бы вы хотели вдохнуть жизнь.
- Превращение. Человек превращается в птицу, зверя, насекомое, растение, в неживой природный объект, в другого человека. Что он будет чувствовать, делать. Это упражнение хорошо развивает эмпатию – способность смотреть на мир глазами другого объекта.
- Антропоморфизм. Этот способ предполагает наделение одушевленных и неодушевленных предметов человеческими свойствами. Например, говорящие животные. Придумайте вместе с ребенком 10 подобных примеров. Можете вместе сочинить сказку с придуманными образами.
- Житель с другой планеты. Предложите ребенку нарисовать обитателя далекой планеты, на которой совсем не такие условия жизни, как на Земле. Например, планета полностью покрыта льдом или атмосфера состоит из горящих газов.
- Новые вещи. Предложить ребенку усовершенствовать обычные вещи, наделив их новыми качествами или соединив между собой. Это может быть все что угодно: расческа, зубная щетка, кастрюля, светильник, подушка и т. д.
- Великан и коротышка. Представьте вместе с ребенком, что вы стали величиной с 5-этажный дом. Какие недостатки и преимущества у вас появятся? Что будете делать? Лучше всего сочинить рассказ на основе этого сюжета. А потом представьте обратную ситуацию – вы с ребенком уменьшаетесь до размера мышки. Что произойдет?
Развиваем речь
Естественно, у любого человека речь начинает развиваться еще с раннего возраста, когда малыши знакомятся с окружающим. Однако помочь им всё-таки можно. Главное, делать это правильно, чтобы не навредить ребёнку.
Всего существует три общепринятых способа развития речи: наглядный, практический и словесный. В дошкольных организациях чаще всего используется наглядный метод, заключающийся в том, что педагог сам рассказывает детям об окружающем мире.
Так, существует непосредственный вариант этого способа, подразумевающий посещение экскурсий или просто указывание на тот или другой предмет с проговариванием его названия. Ещё один вариант – это опосредованный, который развивает речь при помощи описания тех или иных изображений либо игрушек. Таким образом, улучшаются навыки связной речи, а также закрепляется словарный запас у детей.
Механизмы воображения
- агглютинация — создание нового образа из частей других образов
- гиперболизация — увеличение или уменьшение объекта и его частей
- схематизация — сглаживание различий между объектами и выявление их сходств
- акцентирование — подчеркивание особенностей объектов
- типизация — выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях
Существуют условия, способствующие нахождению творческого решения: наблюдательность, легкость комбинирования, чуткость к проявлению проблем.
Гилфорд вместо понятия «воображение» использовал термин «дивергентное мышление». Он означает порождение новых идей с целью самовыражения человека. Характеристики дивергентного мышления:
- беглость
- гибкость
- оригинальность
- точность
Кто страшнее: ягуар или европеец?
Как и многие антропологи, он исследовал «другие» культуры, например индейскую, но с необычной целью. Если много лет задачей антропологии было максимально точно описывать «странные» чужие практики, то де Кастру предложил обратиться к амазонским туземцам, чтобы пересмотреть взгляды западной науки на устройство мира.
Одним из главных открытий Кастру стал межвидовой перспективизм, то есть возможность смотреть на мир не только человеческими глазами, но и глазами ягуара, мертвеца, духа. Кастру вспоминает анекдот, который приводил в своих текстах этнолог Клод Леви-Стросс: открыв Америку, испанцы пытались проверить, есть ли у туземцев душа, а туземцы бросали захватчиков в воду, чтобы узнать, есть ли у них тело — будет ли оно гнить.
Ближе всего к решению этой проблемы подходят шаманы: во время ритуала они буквально превращаются в животное, существуют в его теле и смотрят его глазами. По мнению Вивейруша де Кастру, перспективизм и шаманизм проявляют принципиальную разницу между познанием в западной и многих незападных культурах:
Воображение вообще идет рука об руку с объективацией, особенно коллективное воображение, которое выражается в мифах и стереотипах или, точнее, подчиняется им. Это воображение позволяет европейцам, которые никогда не погружались, скажем, в азиатские культуры, на ходу представлять себе благовония, шумные улицы и людей на одно лицо. В воображении возникли и закрепились идеи о женщине-загадке или женщине — любящей матери, и, чтобы вообразить женщину-руководительницу или расчетливую преступницу, нужно постараться.
Так что Платон был не так уж неправ, когда писал об опасности воображения.