Содержание и форма
СОДЕРЖАНИЕМ
НАЗЫВАЕТСЯ КАТЕГОРИЯ, охватывающая совокупность всех компонентов вещи, явления,
процесса, их взаимодействий и изменений. Оно включает и внутренние, и внешние
взаимодействия. ФОРМА — это организация устойчивых связей между компонентами
содержания.
Любая система
всегда имеет как форму, так и содержание. Нет бессодержательной формы и
неоформленного содержания. Находясь во взаимосвязи, форма и содержание выражают
противоположные стремления предмета. Содержание стремится к изменчивости, форма
— к постоянству, устойчивости. Содержание определяет форму, но и форма активно
влияет на содержание.
Форма может
ускорять развитие содержания, но может и замедлять его в зависимости от того,
соответствует ли она содержанию или уже устарела. Соответствие формы содержанию
никогда не бывает полным. В высокой соразмерности формы и содержания — тайна
изящного.
Целое и часть
СИСТЕМА,
СТРУКТУРА. ЭЛЕМЕНТ. Часть и целое — философские категории, отражающие отношение
между сторонами отдельного предмета.
Любой предмет
состоит из частей. Однако попытки понять особенность того или иного предмета,
явления на основе анализа частей и последующего суммирования их свойств ведут к
неудачам. Целое не сводится к сумме его частей. Оно включает и способ
соединения этих частей, их взаимосвязи, взаимообусловленность и многое другое.
Предмет не может быть представлен через сумму составляющих его частей потому,
что они возникают и существуют только в единой системе, т. е. на основе определенного
типа соединений. Только в этом случае они становятся частями. Вместе с тем
МИРОВОЕ ЦЕЛОЕ — это целое, составленное из частей, а не целое, разделенное на
части. Первичное есть части, а не целое. Таким мир сформировался в нашем
сознании, таким он остается в нем до сих пор.
ЦЕЛОЕ —
исходный пункт теоретического анализа именно потому, что оно представляет собой
ту форму, посредством которой осуществляется проникновение в сущность вещи.
Категории
«целое» и «часть» сходны и взаимосвязаны с понятиями «система», «структура» и
«элемент».
СИСТЕМА (от
греч. система — составленное из частей, целое, соединение) — совокупность
элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует
определенную целостность, единство.
СТРУКТУРА (от
лат. структура — строение, расположение, порядок) — совокупность устойчивых
связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе,
т. е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних
изменениях.
ЭЛЕМЕНТ (от
лат. элементум — стихия, первоначальное вещество) — понятие, означающее
первичные частицы, простейшие звенья системы, из комбинаций которых она
складывается, образуется.
Проблема метафизики в истории философии
С момента возникновения метафизики и по наши дни, философы не перестаю спорить о том, что же такое метафизика, что лежит в ее основе, является ли она самостоятельной наукой или частью философии.
Метафизика Аристотеля
Как мы уже писали, термин метафизики был введен Андроником Родосским и изначально использовался как синоним философии. В древнегреческой философии метафизика приравнивалась к классической онтологии, поскольку заниматься антологией означало искать сверхчувственные основания сущего. Так в трудах Платона и Аристотеля, метафизика определялась как “наука о сверхчувственном”.
Аристотель определял метафизику как наиболее возвышенную науку, так как не связана с материальными нуждами и не преследует материальных целей. Это превращает ее в самоценную, истинно свободную науку, которая существует ради знания и понимания. Аристотель называл ее “первой философией”. В отличие от Физики — “второй философии”, задача метафизики не изучать явления окружающего мира, а постичь суть универсума как единого целого.
Аристотель выделял четыре основные области метафизики:
- Исследование первопричин и начал всего сущего,
- Познание бытия,
- Знание о субстанции, как первоисточнике каждой вещи,
- Знание о Боге и сверхчувственной субстанции.
Эти направления гармонично связаны с собой и являлись основополагающими критериями, фундаментом для классической метафизики вплоть до 19 в.
Статус метафизики изменяется в историко-философском процессе
Во второй половине 18 — начале 19 века принципы и идеалы классической метафизики были пересмотрены философами (среди которых Л. Фейербах, Ф. Ницше, Л. Витгенштейн, П. Фейерабенд, М. Хайдеггер, К. Маркс и др.) и претерпели изменения. Это дало начало постклассической метафизике.
Для нового типа метафизики характерны следующие принципы:
- Принцип различия. Если классическая метафизика отождествляет понятия бытия и мышления, то постклассическая их разделяет. Бытие рассматривается как объективная реальность, существующая вне сознания, и противопоставляется сознанию. То есть объективная реальность не зависит от сознания, чувств, опыта, мышления; сознание же является лишь отражением бытия.
- Предпосылочность знания. Этот принцип основан на утверждении, что у каждого знания, в том числе и у философского, существуют языковые, культурные, социальные и др. предпосылки.
- Обращение к повседневности. Суть принципа том, что философия должна черпать материал для познания и изучения из реальной жизни, здесь и сейчас, а не из особых, специально смоделированных ситуаций.
- Принцип плюральности, то есть множественности мышления и равноправия автономных, но влияющих друг на друга типов ценностно — ориентированной деятельности (метафизического, научного религиозного и тд.)
Задачей постклассической метафизики становится осмысление конкретных форм человеческого опыта путем анализа. Она должна отвечать на реальные запросы общества, чтобы стать основой для всех форм культуры, которые решают свои собственные конкретные задачи в сферах познания, мышления и деятельности.
Основные понятия метафизики
Основными понятиями метафизики являются:
- Бытие — понятие, которое описывает существование реальности и то, что существует независимо от человека и его сознания. Метафизика стремится разобраться в природе бытия и определить его основные черты.
- Сущность — это внутренняя сущность истинной природы вещей, которая описывает их основные и постоянные характеристики. Метафизика ищет то, что делает каждую вещь уникальной и определяет её как таковую.
- Реальность — это то, что существует вне нашего сознания и восприятия. Метафизика исследует и пытается понять природу реальности, её связь с нашим сознанием и каким образом наше понимание реальности ограничено.
- Абсолют — это понятие, которое описывает высшую реальность, сущность или истину, которая находится за пределами нашего понимания и опыта. Метафизика стремится понять и описать природу абсолютного и его связь с нашим миром.
Эти понятия образуют основу метафизики и помогают философам исследовать и понять фундаментальные вопросы о реальности и бытии. Метафизика является одним из старейших разделов философии и продолжает влиять на наше понимание мира и себя.
Понятие диалектики
Диалектика – это:
- специфический метод философского аргументирования, некоторый способ и форма теоретического мышления, оперирующего и исследующего противоречия, детерминирующие мысленное содержание данного мышления;
- философский концепт об изменчивости бытия, вечном его становлении;
- процесс «кристаллизации» истины, который осуществляется посредством формулирования множества вопросов и ответов на них;
- наука, в рамках которой протекают процессы дифференциации и связывания понятий (противоположностей) в целях получения сверхчувственной сущности вещей (по Платону);
- учение о корреляции противоположностей;
- механизм нивелирования иллюзий человеческого разума, который запутывается в противоречиях в процессе своего естественного стремления к формированию цельного и абсолютного знания (трактовка предложена Кантом);
- целостный метод познания противоречий, которые обнаруживаются в качестве внутренних движущих механизмов развития бытия, духа, истории.
Метафизика — это раздел философии
Древние греческие мыслители проникали в области философии и мудрости, созерцая истинную картину космоса и бытия. Поэтому и методы исследования в философии и науке не отличались. Платон выделял метафизику, как специально обоснованный метод, хотя и не разделял понятие мудрости на различные науки. Он же и очертил круг специфических проблем метафизики, хотя тогда еще не было этого термина и науки как таковой. Аристотель же выделил метафизику как самую ценную из наук, являющуюся не средством, а целью человеческой жизни и называл ее «первой философией».
Во времена средневековья, в 13-14 в.в, метафизика достигла своего расцвета. Философы метафизики значительно обогатили словарь философии новыми понятиями и терминами. Но при этом, философы стали отождествлять метафизику (познания первых причин вещей) и теологию (познания божественного).
В современном мире, метафизика стала разделом философии, изучающем все сущее, основы бытия и самого человека.
На протяжение многих веков категории бытия занимали особое положение в философской мысли. Это обусловлено двумя обстоятельствами:
- Способностью охватить в себе весь окружающий человека мир как единое целое.
- Бытие является для философии единственным способом мыслимого абсолюта. Идеей, что мир — это что-то взаимосвязанное и единое.
Таким образом, метафизика неразрывно связана с философией, являясь ее частью и занимается исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового.
Философия диалектики: принципы и особенности
Принципы философии диалектики включают в себя принцип единства и противоречия, принцип отрицания отрицания и принцип перехода качества в количество и обратно.
Принцип единства и противоречия основывается на понимании того, что все объекты являются единством противоречий. Это значит, что в любом объекте существуют противоположные стороны или качества, которые взаимодействуют между собой и создаются новые формы и явления.
Принцип отрицания отрицания предполагает, что противоположные стороны или качества находятся в постоянном движении и развитии. Отрицание одного аспекта ведет к возникновению нового, более высокого уровня качества. Это является движущей силой развития мира и объектов в нем.
Принцип перехода качества в количество и обратно связан с изменением объекта при накоплении малых изменений, которые в конечном итоге приводят к качественному скачку. Таким образом, объект может претерпевать постепенные изменения, но в определенный момент происходит резкое изменение состояния.
Особенности философии диалектики заключаются в ее системности и связи с различными науками. Философия диалектики стремится к объективному пониманию мира и применению научного анализа ко всем аспектам жизни, включая искусство, политику и экономику.
В целом, философия диалектики способствует развитию мышления и пониманию сложных процессов, происходящих в мире. Она позволяет увидеть глубинные связи между явлениями и предоставляет инструменты для анализа и решения противоречий. Философия диалектики является важным и актуальным направлением в современной философии и науке.
Что есть метафизика
Впервые этот термин был введен Андроником Родосским при систематизации произведений Аристотеля. Помимо трудов о физике, Аристотель оставил после себя многочисленные рукописи, посвященные рассуждениям о первопричинах “первых родах сущего”. Андроник Родосский объединил их в 14 томов и расположил в сборнике после аристотелевой “Физики”, назвав “τὰ μετὰ τὰ φυσικά”, что в переводе с древнегреческого языка дословно означает «то, что после физики». Вот так случайно появился термин метафизика, который, по сути, никак не связан с содержанием книг Аристотеля. Однако, это лишенное научного или философского значения слово, не только укоренилось в научной терминологии, но и стало общепринятым обозначением фундаментальных начал системы любого философа или мыслителя.
Многие известные философы испокон веков и по наши дни пытаются дать определение метафизике. Например, Иммануил Кант в книге «Критики чистого разума» вот так говорит о метафизике:
Понять, что такое метафизика без изучения трудов десятков философов сложно из-за разницы подхода к определению. Простыми словами метафизика — это наука, которая изучает все то, что лежит за пределами физических научных явлений с целью изыскать смысл, причины, сущности и конечную судьбу всего бытия.
Причина и следствие
ПРИЧИНА — это
действие, обусловливающее определенное изменение. СЛЕДСТВИЕ — результат
взаимодействия явлений, в котором фиксируется то новое, что побуждалось
причиной. Диалектический материализм рассматривает причину развития любого
объекта, явления, процесса в их внутренних противоречиях.
Причина и
следствие не являются застывшими сторонами действительности. Они переходят друг
в друга, меняются местами. То, что в одних условиях является причиной, в других
— следствием и, наоборот (например, индукционный ток в генераторе и двигателе).
Поэтому чтобы изучить предмет всесторонне, нужно его рассмотреть и как причину,
и как следствие взаимодействия определенных явлений.
Одно и то же
следствие может возникнуть в результате действия разных причин (развитие и
гибель организма, повышение производительности труда, обучение в вузе и т. д.).
Данное обстоятельство следует учитывать на практике при определении путей
воздействия на ту или иную область действительности. Если одно и то же явление
может вызываться к жизни разными причинами, то, естественно, существует не
один, а множество путей достижения одного и того же результата. Нужно выбрать
наиболее целесообразный, эффективный, соответствующий конкретным условиям путь.
Не все причины,
обусловившие появление того или иного следствия, играют одинаковую роль.
Причины могут быть основными и второстепенными (причины развала СССР,
образования СНГ).
Различают
причины внутренние и внешние. Первые порождаются взаимодействием между
элементами целостности, вторые вытекают из взаимодействия между предметами,
явлениями, процессами.
Определяющую
роль в развитии материального объекта играют внутренние причины. В истории
познания причинные связи понимались по-разному. Сложилось два основных подхода
— детерминизм и индетерминизм. ДЕТЕРМИНИЗМ — учение о всеобщей закономерной
связи, причинной обусловленности явлений. Последовательный детерминизм
утверждает объективный характер причинности (нет явлений без причины).
ДЛЯ
ИНДЕТЕРМИНИЗМА ХАРАКТЕРНО ОТРИЦАНИЕ ВСЕОБЩЕГО ХАРАКТЕРА ПРИЧИННОСТИ. В крайней
форме индетерминизм отрицает ее вообще.
Историческое развитие идей метафизики и диалектики
Как и вся западная философия, основы метафизики и диалектики были заложены в период античности. Само слово диалектика принадлежит Сократу и обозначает особые способ ведения диалога, котором через столкновение противоположных позиций, поиск противоречий, выявляется истина.
Однако основы диалектики были сформулированы еще раньше в работах Гераклита, который обосновал развивающийся, изменчивый характер бытия, а также обозначил внутренние и внешние противоречия в качестве его движущей силы.
Длительное время диалектическое представление о мире находилось под спудом, однако его возрождение произошло в трудах немецких классиков. Гегель в своей идеалистической концепции развития мира, как Мирового Духа, сформулировал три основных диалектических закона – диалектического противоречия, количественно-качественных преобразований и отрциания отрицания, которые в свою очередь были перенесены на материальный и культурно-исторический субстрат в рамках марксистской философии.
Термин метафизика впервые был употреблен для обозначения ряда сочинений Аристотеля, в которых он рассматривал вопросы сверхчувственных идей, и которые располагались после череды физических трактатов, и потому получили такое название – «после физики». Вместе с тем «метафизика» Аристотеля не является метафизикой в ее современном понимании, поскольку античный философ рассматривает в своих произведениях вопросы движения, развития, их источников, как основополагающих законов существования мира.
Однако традиция наименования метафизикой любых философских учений, рассматривающих отвлеченные, сверхчувственные вопросы, с опорой на рациональное размышление или интуицию, а не чувственное восприятие и опыт, закрепилась. В период средневековой схоластики, все вопросы метафизики свелись к единственному вопросу познания сущности бога, который мог быть решен лишь сверхчувственным, интуитивным путем. При этом метафизика сама по себе приобрела тяжелый, догматический характер незыблемости как существующих законов, так самого мира и его первоначал.
Диалектика и метафизика: какая философская школа выгоднее?
Диалектика признает, что мир движется и развивается, что все существующее неустойчиво и подвержено изменениям. Она исследует причины, законы и формы развития явлений. При этом диалектика отрицает законченность и непротиворечивость мира, подчеркивая их противоположность: в мире всегда существуют противоположности, противоречия и конфликты.
С другой стороны, метафизика является философской системой, основанной на понятии непротиворечивости и неизменности мира. Метафизика стремится понять сущность и основы мира, его законы и истину. Она исходит из предположения о существовании абсолютной и устойчивой реальности, отделенной от конкретных проявлений и изменений.
Обе философские школы имеют свои преимущества и недостатки. Диалектика позволяет лучше понять природу процессов и явлений, разобраться в причинах и закономерностях их развития. Она предлагает гибкий и обновляющийся взгляд на мир, помогает найти пути решения конфликтов и противоречий, а также прогнозировать будущие изменения.
С другой стороны, метафизика предлагает стабильную и непротиворечивую картину мира, что может быть удобным для тех, кто стремится к ясности и определенности. Она помогает искать абсолютную истину, основы и сущность мира, что может быть полезно для философского анализа и рассмотрения основных проблем человечества.
В конечном счете, вопрос о том, какая философская школа выгоднее, остается открытым. В зависимости от задач, поставленных перед мыслителем, как диалектика, так и метафизика могут быть полезными и интересными инструментами для размышления и понимания мира.
Диалектика
Диалектика рассматривает мир не как статическую и независимую систему, а как постоянно меняющуюся и развивающуюся структуру. Она признает, что все явления содержат в себе противоположности, такие как добро и зло, теория и практика, индивидуальное и коллективное и т.д. Таким образом, диалектика позволяет понять и объяснить противоречия, возникающие в различных сферах жизни и науки.
Диалектика также отличается от метафизики тем, что она стремится к пониманию процессов и их взаимосвязей, а не к поиску абсолютной истины или первоначала. Она признает, что мир не статичен и неоднозначен, и предлагает исследовать его через изучение противоречий и их разрешения.
В философии диалектика играет важную роль при разработке концепций развития и прогресса. Она помогает понять динамику и изменение явлений, а также выявить новые пути и возможности их развития
Диалектика является важной составляющей таких философских систем, как диалектический материализм и диалектический идеализм
Таблица ниже представляет основные принципы диалектики:
Принцип | Описание |
---|---|
Единство и борьба противоположностей | Все явления содержат в себе противоположности, которые взаимодействуют и определяют их развитие. |
Качественные изменения | Развитие происходит через преодоление противоречий и переход от одной качественной стадии к другой. |
Отрицание и преодоление | Противоположности отрицают и преодолевают друг друга, в результате чего возникают новые качества и формы. |
Таким образом, диалектика предлагает инструментарий для анализа и понимания противоречий, многообразия и развития мира, помогая расширить наше мышление и переосмыслить существующие представления об окружающем нас мире.
Определение диалектики
Основная идея диалектики заключается в том, что мир и все его составляющие всегда находятся в постоянном движении и преобразовании. Все процессы и явления мира связаны с взаимодействием противоположностей, которые находятся в постоянном противоречии друг с другом.
Диалектика стремится понять и объяснить эти противоположности и противоречия, а также найти органичное единство в их различии. Она отвергает статичные и абсолютные понятия мира и делает упор на его динамичность и изменчивость.
В диалектике выделяются такие основные принципы, как единство и борьба противоположностей, развитие, переход количества в качество, относительность и условность.
Основное отличие диалектики от метафизики состоит в том, что в метафизике мир рассматривается как статичное и неделимое, а в диалектике — как динамичное и состоящее из противоположностей. Кроме того, метафизика направлена на поиск абсолютной истины и законов бытия, в то время как диалектика считает истину относительной и меняющейся.
Основные задачи метафизики
Основными задачами метафизики являются:
1. Изучение природы бытия: Метафизика заботится о поиске ответа на вопросы о существовании и сущности вещей. Она стремится понять, что такое реальность, как она устроена и как она функционирует.
2. Анализ причинности и целесообразности: Метафизика исследует вопросы, связанные с причиной и результатом, а также с целями и значением. Она стремится понять, какой причиной является основания иначе-бытия мира, и на какие цели направлено его существование.
3. Разработка онтологических принципов: Метафизика анализирует вопросы о сущности и реальности. Она стремится понять, как организована система сущего и какие общие принципы мироздания определяются этой организацией.
4. Рассмотрение метафизических проблем: Метафизика занимается изучением проблематики, связанной с реальностью и сущностью вещей. Она исследует такие вопросы, как свобода и необходимость, возможность и невозможность, временность и вечность.
Таким образом, основной задачей метафизики является поиск фундаментальных ответов на вопросы о природе бытия, причинности и целесообразности, организации сущего и реальности. Она стремится раскрыть неосознаваемые аспекты мира и построить понятийную систему познания реальности.
Основные задачи диалектики
Диалектика, в отличие от метафизики, ориентирована на изучение динамической природы мышления, она стремится к анализу процессов изменения и развития, а также взаимодействия и противоречия в мире.
Основными задачами диалектики являются:
Задача
Описание
Выявление противоречий
Диалектика стремится выявить противоречия в мире, которые создаются взаимодействием и противоположными сторонами. Противоречия способствуют развитию и изменениям в системе.
Анализ процессов изменения
Диалектика исследует процессы изменения и развития, выявляя закономерности и особенности этих процессов. Она позволяет понять, каким образом одно состояние системы переходит в другое.
Раскрытие диалектического принципа
Диалектический принцип является основой диалектического мышления и позволяет понять, что все явления и процессы в мире имеют внутреннее противоречие и находятся в состоянии постоянного движения и перемен.
Разрешение противоречий
Диалектика стремится найти пути разрешения противоречий в системе. При этом учитываются взаимодействие противоположностей и поиск новых синтезов и компромиссов.
Анализ моментов перехода
Диалектика изучает моменты перехода и изменения состояний системы
Она помогает выявить качественные изменения и обратить внимание на динамику развития.
Все эти задачи помогают диалектике понять сложные взаимосвязи между явлениями и процессами в мире, а также дать обоснованное и всестороннее объяснение различных феноменов.