Большой театр внутри. Краткая история строительства Большого театра, а также самой Театральной площади
Известная всем сегодня Театральная площадь появилась в Москве в 1821-1825 годах. Она была спроектирована Осипом Бове. План площади сохранился до сих пор. В центре стоял Большой театр, а по сторонам от него – четыре здания с симметричными фасадами. Метрополь и бывшая гостиница «Москва» построены на месте двух из четырёх одинаковых зданий. То же касается здания РАМТ (бывшее здание Торговых рядов Полторацкого). Фасад Малого театра, да и само здание сохранилось со времен Бове! Именно так выглядели все четыре здания на площади, а мы, глядя на фасад Малого театра, легко можем представить, какова была Театральная площадь в середине 19 века.
Театральная площадь по проекту О.Бове
Здание Большого театра, спроектированного и построенного Осипом Бове в 1825 году, не сохранилось. В то время театр назывался Петровским, так как самое первое его здание своим фасадом смотрело на улицу Петровка. Здание Малого театра было перестроено из дома купца Варгина в 1824 году, в нем выступала труппа Петровского театра. После завершения строительства центрального и самого большого здания площади стали различать большой Петровский и малый Петровский театры. Труппа была одна, имелся подземный ход между зданиями, даже декорации к представлениям были одни и хранились на общем складе. Эпитеты «большой» и «малый» писали с маленькой буквы.
Так выглядел театр, построенный Осипом Бове, в 1825 году
В 1856 году по проекту Альберта Кавоса взамен сгоревшего тремя годами ранее было выстроено здание Большого театра, дошедшее до наших дней. Кавос даже частично сохранил фасад Бове: зрителей встречает монументальный 8-колонный портик. Кавос считался одним из лучших театральных архитекторов своего времени. Построенные им театры имели самую лучшую акустику. К слову, знаменитый Мариинский театр в Петербурге также был построен Кавосом.
По замыслу архитектора, «зал – это своего рода скрипка, в которой полы, стены, потолок работают как деревянные деки инструмента для проведения звука». Для отделки Большого использовалась только особая резонансная ель, из которой делаются музыкальные инструменты. В советское время пол был залит бетоном, акустика испортилась. Сложно поверить, но даже ткани обивки мебели и стен имели специальный состав и пропитку, не нарушающую акустические свойства зала.
К счастью, во время реставрации специалисты смогли восстановить не только исторические интерьеры, но и уникальную акустику Большого театра.
Расхождения и сходства Большого театра и Малого театра
Одно из главных сходств Большого театра и Малого театра заключается в их статусе национальных и знаковых театральных институтов России. Оба театра имеют высокую репутацию и являются символами мирового искусства. Они служат площадками для передачи и сохранения богатого наследия русской драмы и оперы.
Большой театр и Малый театр также подразумевают разные размеры и вместимость зрительных залов. Как следует из их названия, Большой театр имеет большой зал с большей вместимостью для зрителей, а Малый театр – меньший зал соответственно. Это приводит к разным размерам и техническим возможностям для представления спектаклей и оперных постановок.
Еще одно различие между этими театрами заключается в их истории и архитектуре. Большой театр является старейшим театральным учреждением в Москве, основанным в 1776 году, и его здание является памятником архитектуры. С другой стороны, Малый театр создан на основе Камерного театра, основанного в 1919 году, и имеет свою собственную архитектурную стилистику.
Однако Большой театр и Малый театр объединены важными с точки зрения искусства и культуры факторами. Оба театра гордятся своими труппами выдающихся актеров, певцов и режиссеров. Они ориентированы на высокое качество представлений и стремятся предложить зрителям незабываемые театральные впечатления.
Также и Большой театр, и Малый театр активно участвуют в международных театральных фестивалях и сотрудничают с другими театрами и компаниями по всему миру. Это позволяет им расширить свои границы и знакомить зрителей из разных стран с русской классической и современной драматургией и оперным исполнительством.
В целом, несмотря на свои отличия, Большой театр и Малый театр представляют собой важные культурные символы России и гордость отечественного театрального искусства.
Исторический контекст
Большой театр отличается от Малого театра не только своим названием, но и более масштабными архитектурными формами и продолжительностью основной программы. Оба театра имеют свою уникальную историю, связанную с развитием театрального искусства в России.
Малый театр, основанный в 1824 году, был создан активистом и педагогом Михаилом Щепкиным. Он получил свое название по сравнению с другими московскими театрами, такими как Большой, Александрийский и Малый Каменный театр, которые предлагали более пышные спектакли и имели большую площадь.
Большой театр, основанный в 1776 году, стал великим символом российской оперы и балета. Он был назван «большим» из-за своих грандиозных размеров и престижа. Этот театр является одним из самых крупных театров не только в России, но и во всем мире.
Развитие Большого и Малого театра на протяжении всей истории тесно связано с развитием культуры и искусства в России. Они по-разному воплощают свои идеалы и ценности, но оба остаются важными институтами театральной жизни страны.
Утверждение императора
Большой театр отличается от Малого театра не только размерами, но и статусом
Название «Большой» свидетельствует о его значимости и важности в культурной жизни столицы
Император Николай I назначил Большой театр главным театром Российской империи, выделяя ему особое место среди других театров. Малый театр, в свою очередь, получил название в соответствии с его меньшими размерами и более узким кругом зрители. Оба театра являлись частью театральной системы Российской империи и выполняли определенные функции.
Большой театр был призван удовлетворять потребности дворянской и аристократической публики, поэтому в нем проводились главные торжественные представления, включая коронационные церемонии и другие правительственные мероприятия. Малый театр, напротив, ориентировался на более широкую публику и предлагал более доступные и популярные постановки.
Таким образом, отличительные черты Большого театра от Малого театра проявляются не только в их названиях, но и в статусе, размерах, а также в целевой аудитории и ассортименте постановок.
Первое открытие
Малый театр был открыт в 1824 году, в ранний период русской истории. В то время театр Экспериментальной сцены хотели назвать театром «Большой», но имени уже присвоено строению, которое сегодня называется Большим театром. Поэтому руководство театра решило назвать его «Малым». Это название отражало его небольшие размеры по сравнению с Большим театром, а также его молодость и неопытность.
Большой театр, в отличие от Малого, был открыт еще раньше – в 1776 году. Его имя связано с его величиной и значением для русской культуры и искусства. Большой театр – это символ величия и престижности российского театрального искусства. Он известен не только в России, но и во всем мире.
Влияние на культуру
Большой театр отличается от Малого театра не только названием и размерами, но и огромным влиянием на культуру и искусство. Большой театр, основанный в Москве в 1776 году, стал одним из самых престижных и значимых театров не только в России, но и во всем мире.
Именно в Большом театре были поставлены и до сих пор исполняются самые известные оперные произведения. Он выделяется своим огромным репертуаром, в котором представлены как классические произведения Верди, Вагнера и Пуччини, так и современные оперные постановки.
Большой театр также славится своими талантливыми артистами и мастерством его сотрудников. Здесь работают великолепные певцы, актеры, дирижеры, художники и многие другие специалисты. Благодаря им их высокому профессионализму и преданности искусству, Большой театр получает множество положительных отзывов и привлекает много зрителей.
Малый театр, в свою очередь, назван так из-за своего небольшого размера в сравнении с Большим театром. Он постоянно стремится к новым идеям и экспериментам в сфере театрального искусства. Малый театр является площадкой для молодых талантов, которые хотят показать себя и свои работы.
Таким образом, Большой и Малый театры играют огромную роль в развитии и продвижении культуры и искусства. Они вносят свой вклад в формирование театральной сцены России, представляют на их сценах известные произведения и поддерживают новые таланты. Большой театр и Малый театр – это места, где сходятся таланты, берутся за руки певцы и актеры, и создается настоящая магия театра.
Здания
Большой и Малый театр отличия имеют также в архитектуре зданий. Внешне они совершенно непохожи друг на друга. Хотя к ним обоим приложил руку московский архитектор А. Бове. Здание Большого театра было построено в 1824 году. В пятидесятые годы 19-го века оно сгорело. Восстанавливал его архитектор Кавос. Он несколько изменил его внешний вид. Были изменены кровля и портик. Четырёхскатное покрытие архитектор заменил двускатным. Художественные достоинства фасада ГАБТ несколько снизились после переделок, внесённых Кавосом.
Здание Малого театра изначально было жилым домом. Принадлежало оно купцу В. Варгину. Проект здания был создан А. Элькинским. Фасад спроектировал А. Бове. В 1824 году В. Варгин сдал свой дом в наём императорскому театру (Малому). Через десять с небольшим лет здание было перестроено и внутри, и снаружи по проекту архитектора К. Тона. В 1914 году театр сгорел. Восстановлен он был в 40-е годы 20-го века архитектором А. Великановым.
В литературе
Рядом со мной, у входа в , сидит единственный в Москве бронзовый домовладелец, в том же самом заячьем халатике, в котором он писал «Волки и овцы». На стене у входа я читаю афишу этой пьесы и переношусь в далекое прошлое.
К подъезду Малого театра
, утопая железными шинами в несгребенном снегу и ныряя по ухабам, подползла облезлая допотопная театральная карета. На козлах качался кучер в линючем армяке и вихрастой, с вылезшей клочьями паклей шапке, с подвязанной щекой. Он чмокал, цыкал, дергал веревочными вожжами пару разномастных, никогда не чищенных «кабысдохов», из тех, о которых популярный в то время певец Паша Богатырев пел в концертах слезный романс:
Были когда-то и вы рысаками
И кучеров вы имели лихих…
– гостиницы Москвы |
Чем отличается Малый театр от Большого? Наверное, немало людей задаются этим вопросом. Главное отличие заключается в жанрах. Большой – это театр оперы и балета. Малый – драматический.
Архитектурное оформление
Оба театра отличаются не только по своим уникальным спектаклям, но и по архитектурному дизайну зданий.
Большой театр, также известный как Большой театр СССР, представляет собой величественное и впечатляющее здание в стиле неоклассицизма. Наряду с его величественными фасадами и статуями, купол большого театра с его золотыми украшениями стал символом Москвы. Интерьер также не оставляет равнодушным: роскошные лестницы, дорогие отделки и роскошные залы создают особую атмосферу при посещении спектаклей.
Малый театр, с другой стороны, отличается своей утонченностью и изысканностью. Здание Малого театра представляет собой прекрасный пример стиля позднего классицизма. Его фасады выглядят скромными и искусно оформленными. Интерьер Малого театра также полон очарования: здесь преобладают роскошные люстры, занавески и драпировки, создающие ощущение великолепия и элегантности.
Оба театра внешне представляют собой настоящие произведения искусства и являются культурными достопримечательностями Москвы. Архитектурное оформление каждого театра дополняет его художественный образ и придает особую атмосферу его спектаклям.
История
В 1914 году архитектор Спирин создал проект, по которому «Кино-Палас» на перестроили в театр Струйского. по большей части посещало население Замоскворечья. В скором времени его преобразовали в Театр миниатюр. После революции 1917 года театр национализировали большевики. На сцене выступали самые разные труппы, которые представляли спектакли многих направлений. В 1922 году здесь образовали театр Замоскворецкого совета. Через три года он получил название Ленсовета. Только в 1943 году, во время войны, здесь образовался филиал Малого театра на Ордынке. Первый спектакль состоялся 1 января 1944 года по пьесе Островского «На бойком месте». Первая премьера прошла 25 января 1944 года, это был спектакль «Инженер Сергеев».
Театр Гоголя и Островского
Малый театр был центром культурной жизни. В его обширном репертуаре находилось место произведениям Шекспира и Шиллера, Пушкина и Грибоедова. Именно на сцене Малого в 1831 впервые полностью была показана комедия «Горе от ума», где Щепкин сыграл Фамусова, а Мочалов — Чацкого. Здесь же в 1836 показали «Ревизора» Гоголя, поставили «Мертвые души», «Женитьбу» и «Игроков». Но самым любимым автором Малого был, конечно, Александр Николаевич Островский. За свою жизнь он написал 48 пьес, и все они были поставлены на сцене Малого. 1859 год был ознаменован в театральной жизни Москвы премьерой «Грозы». Пьеса вызывала ожесточенные споры критиков, о ней писали Добролюбов, Писарев и Григорьев.
«Гроза» в постановке Малого театра, конец XIX века. (wikipedia.org)
Ставились на сцене Малого и произведения других русских классиков. Например, весьма успешно шла трилогия Алексея Константиновича Толстого «Царь Иоанн Грозный», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис». А вот отношения с Чеховым при жизни писателя у театра не заладились, так что на сцене шли только его водевили. Но сегодня «Чайка», «Вишневый сад» и «Три сестры» прочно заняли свое место в репертуаре.
Приложение 5
Примерное
расчетное количество артистов в театрах*
Категория | Расчетное | ||||||||||
драматические | музыкальной | оперы | |||||||||
артисты | артисты | вокалисты-солисты | артис-ты | артисты | артис-ты | вокалисты-солисты | артис-ты | артис-ты | артис-ты | вспомогательный | |
I | 50*3 | 16 | 40 | 32 | 42 | 35 | 42 | 75 | 74 | 60 | 10 |
II | 40*3 | — *5 | 30 | 24 | 30 | 24 | 34 | 60 | 58*6 | 50 | 5 |
III | 30*4 | — *5 | — | — | — | — | — | — | — | — | — |
_________
*
Извлечение из “Типовых штатов артистического и художественного
персоналов театров оперы и балета, театров музыкальной комедии
(театров оперетты), драматических театров (музыкально-драматических
театров), театров юного зрителя и театров кукол”, утвержденных
приказом Министерства культуры СССР от 18 июня 1979 г. № 479.
*2
Категория штатного расписания театров и количество артистов во
внекатегорийных театрах определяется заданием на проектирование,
утверждаемом в установленном порядке.
*3
Для театров, количество выездных и гастрольных спектаклей которых
составляет более 25% общего количества спектаклей, допускается
увеличивать расчетное количество артистов в театрах I категории
штатного расписания на 10 чел., II категории — на 8 чел.
*4
Для театров, систематически организующих параллельно выездные
спектакли, расчетное количество артистов допускается увеличивать на 5
чел.
*5
Для театров, имеющих в своем штате артистов оркестра в отлична от
типовых штатов, количество артистов оркестра указывается в задании на
проектирование.
*6
Для театров, систематически использующих две сцены, расчетное
количество артистов оркестра допускается увеличивать на 7 чел.
1.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2.
ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ
3.
ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ
Помещения
зрительского комплекса
Многофункциональное
использование помещений зрительского комплекса
Помещения
большого демонстрационного комплекса (с большим залом)
Зрительный
зал
Глубинная
колосниковая сцена
Разновидности
глубинной колосниковой сцены и иные типы сцен
Трансформации
демонстрационного комплекса
Помещения
технологического обеспечения сцены
Помещения,
обслуживающие сцену
Помещения
для ожидания выхода на сцену и артистические уборные
Репетиционные
помещения
Склады
Производственные
помещения
Административно-хозяйственные
помещения
Малый
демонстрационные комплекс (малый зал) и обслуживающие его помещения
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Примерные состав и минимальные площади помещений театральных
зданий
ПРИЛОЖЕНИЕ
2. Некоторые рекомендации по проектированию особых типов
театральных зданий и театров с дополнительными функциями
Гастрольные
театры
Драматические
театры с дополнительными функциями приема гастролей и выездов театров
музыкальных жанров
Театры
юного зрителя (ТЮЗы)
Театры
кукол
Театры
малой вместимости
Театры
с общественной функцией общегородского зала
Летние
театры
Балетные
театры
ПРИЛОЖЕНИЕ
3. Рекомендации по обеспечению передвижения инвалидов,
пользующихся креслами-колясками
ПРИЛОЖЕНИЕ
4. Примерные состав и минимальные площади помещений малого
демонстрационного комплекса и помещений, обслуживающих малую сцену
ПРИЛОЖЕНИЕ
5. Примерное расчетное количество артистов в театрах
ЛИТЕРАТУРА
Режим работы Большого театра
Среди остановок наземного транспорта, расположенных ближе всего к центральной части Москвы, где расположен Большой театр, — «Театральная площадь», а из подземных — станции метро «Театральная» и «Охотный ряд». Работает театр каждый день с 11 часов утра до 8 вечера. Билеты на спектакли можно купить на сайте театра или в кассах. Реализация билетов начинается за три месяца до показа.
Касса в административном здании работает без перерывов, перерыв в кассах зданий Новой и Камерной сцен длится с 14:00 до 15:00, а Исторической сцены — с 16:00 до 18:00. В случае приобретения электронного билета его необходимо распечатать на бумаге формата А4
На представления допускаются дети старше шести лет, но стоит обращать внимание на возрастные ограничения конкретного спектакля
На территории Большого театра каждый четверг проводятся экскурсии. Приобрести билет на часовую экскурсию можно только онлайн. Продажа билетов начинается за неделю до даты. Экскурсионная группа формируется из 15 человек старше 10 лет. Начинаются экскурсии в 11:00 и 11:30 у подъезда №12 и проводятся на русском языке. В будни возможно коллективное посещение группы по предварительной записи.
Жанры театрального искусства
Заинтересовать зрителя с любыми вкусовыми предпочтениями театру удается, благодаря разнообразию видов и жанров «живого» театрального искусства.
Буффонада является комическим спектаклем. Его действие разворачивается обычно на площадях. Основу жанра составляют народные приемы с главным действующим персонажем в виде Арлекино. Такие выступающих, как правило, множество. Выступление построено на карикатуре в форме резкого преувеличения характерных особенностей персонажа или явлений действительности.
Водевилем называют театральный жанр в форме легкой, комедийной пьесы, которая сопровождается куплетами. Шутливые и насмешливые сатирические песни призваны высмеивать несущественные нарушения общественных норм, например, отсутствие гостеприимства, недоброжелательность по отношению к соседям. Специфика жанра заключается в комедийной борьбе в мягкой форме, в недопустимости жесткости.
Драма является сценическим жанром, в котором освещены социальные конфликты между человеком и обществом, либо человека с самим собой. Драма не принимает форму трагедии, но уже не может быть комедией, а представляет собой нечто среднее между этими жанрами. Отличие драмы от других видов театрального искусства заключается в более серьезном содержании, сложных характерах героев, весомом и запутанном сюжете.
Комедией называют определенный жанр театрального искусства с особой структурой сюжета, построенной таким образом, чтобы вызвать улыбку или смех у зрителя. Цель комедии заключается в высмеивании людских пороков, их характеров, заблуждений, курьезных ситуаций. В постановке присутствуют оттенки сатиры, несложный сюжет и характеры персонажей.
Мелодрама представляет собой отдельный жанр театра в виде пьесы с острой интригой. В спектакле раскрывается чувственный мир героев, что сопровождается отражением внутренней борьбы добра со злом.
Мимом называют короткие комедийные импровизации в виде сценок развлекательного характера.
Моралите происходит от латинского слова moralis и переводится, как «нравственный». Жанр подразумевает форму драматического представления в Средних веках. В данном случае действующими лицами являются не люди, а абстрактные понятия – такие, как добродетель и порок.
Мюзикл представляет собой музыкальный жанр театрального искусства. Ключевую роль в данном случае играет хореография, которая характеризуется особой отточенностью действий актеров. В качестве составных компонентов спектакля используют музыку, песни, диалоги. Жанр отличается сложностью организации постановки и большими финансовыми затратами на спецэффекты.
Пародия, как жанр театра, сформировалась еще в античной литературе. Целью подобных выступлений является комический эффект за счет копирования уникальных черт, манеры поведения, стиля речи персонажей. Такой жанр стал популярен не только в театральных постановках, но и на эстраде.
Пасторалью называют театральный жанр, применительно к опере или балету, в котором раскрывается пастушеская, сельская жизнь.
Трагедия в своей основе имеет катастрофический исход. Главным героем является человек, который выступает против себя, общества, пытается разрушить устои и общепризнанные правила. В течение всего представления артист или герой пребывает в состоянии борьбы, а в финале обычно погибает. Трагедии по большей части написаны в стихах, отражают суровую, острую, серьезную реальность.
Фарс представляет собой комический жанр средневекового театрального искусства. Такая комедия обладает несложным содержанием, включает в себя сценки развлекательного характера, в которых участвуют актеры в масках. Обычно тематика выступления связана с городским бытом, особенно его темными сторонами – скандалами, грубостью, пьянством.
Феерией называют отдельный жанр театра. В процессе выступления используется некое волшебство, чтобы передать зрителю полноту сюжета. Это могут быть яркие и оригинальные декорации, костюмы персонажей, трюки и спецэффекты.
Мариинский театр
Государственный академический Мариинский театр – один из ведущих российских театров – был построен в Санкт-Петербурге в 1859 году и назван в честь царствующей императрицы Марии Александровны, супруги Александра II. Открылся он оперой Глинки «Жизнь за царя», положившей начало плеяде легендарных постановок «Борис Годунов», «Снегурочка», «Князь Игорь», «Пиковая дама», «Демон», «Хованщина»… Перечислять можно очень долго! Однако не оперой единой: Мариинский театр тесно связан и с балетом. На сцене Мариинки – как любя называют театр – были поставлены такие балеты, как «Лебединое озеро», «Баядерка», «Щелкунчик», «Ромео и Джульетта».
Мариинский театр несколько раз реконструировался и расширялся. Так, в 2006 году состоялась презентация Концертного зала, а в 2013 – открыта Вторая сцена Мариинского театра, что позволило значительно расширить репертуар.
Что посмотреть:
- Балет «Жизель»
- Балет «Раймонда»
- Опера «Семен Котко»
- Опера «Симон Бокканегра»
5. Труппа
- Труппа Малого театра (Москва) в 1824-1917 годах
- Труппа Малого театра (Москва) в 1917-2000 годах
- Труппа Малого театра
Славу театра в разные годы составляли такие актёры, как:
- Ленин Михаил Францевич (настоящая фамилия Игнатюк – театральный актёр, народный артист РСФСР(1937), автор книги-воспоминания «Пятьдесят лет в театре»(опубликовано в 1957), награждён орденом Ленина (1949).)
- Юрий Мефодьевич Соломин (народный артист СССР, лауреат Государственных премий России),
- Виктор Иванович Коршунов (народный артист СССР),
- Элина Авраамовна Быстрицкая (народная артистка СССР)
- Акимова, Софья Павловна – с 1846 по 1889
- Давыдов, Владимир Николаевич – (1925)
- Мазурина, Марья Васильевна с 1878
- Кенигсон, Владимир Владимирович
- Медведев, Юрий Николаевич
- Медведева, Надежда Михайловна в XIX веке в театре играла эта выдающаяся актриса.
- Музиль, Николай Игнатьевич – один из лучших исполнителей характерных ролей в пьесах Островского в конце XIX – начале XX вв (заслуженный артист императорских театров (1903)).
- Нифонтова, Руфина Дмитриевна – с 1957
- Подгорный, Никита Владимирович
- Рыжова, Варвара Николаевна – одна из «великих старух Малого театра», с 1894 по 1950 (народная артистка СССР)
- Санин, Александр Акимович – начало XX века.
- Турчанинова, Евдокия Дмитриевна – с 1891
- Федотов, Александр Александрович – с 1893 года.
- Федотов, Александр Филлипович – с 1862 по 1871 и с 1872 по 1873.
3. Театр сегодня
Памятник Островскому у Малого театра в Москве
Современное поколение артистов и режиссёров Малого театра отличается приверженностью его богатым традициям и опирается на опыт предшественников. Сегодня, как и всегда, основу репертуара театра составляют пьесы А. Н. Островского: «Волки и овцы», «Не было гроша, да вдруг алтын», «Лес», «Бешеные деньги», «Трудовой хлеб», «Свои люди – сочтемся!» В былые времена театр не мог найти общего языка с А. П. Чеховым – при жизни писателя на сцене Малого театра появлялись только его смешные водевили. Однако сегодня спектакли по великим пьесам Чехова занимают значительное место в жизни театра: «Вишневый сад», «Дядя Ваня», «Чайка». Своего рода «визитной карточкой» Малого театра стала драматическая трилогия А. К. Толстого, рассказывающая об истории Государства Российского: «Царь Иоанн Грозный», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис». В спектаклях по А. К. Толстому звучит музыка Г. В. Свиридова, которую композитор написал специально для Малого театра
Не обделяет своим вниманием театр и зарубежную классику – в его репертуаре пьесы Ф.Шиллера, А.Стриндберга, Э.Скриба. Творческая жизнь театра чрезвычайно активна и плодотворна
В каждом сезоне Малый выпускает 4-5 новых спектаклей и снимает что-либо из старых названий из своего репертуара. Обширна и гастрольная география театра – за последние годы он побывал в Германии, Франции, Японии, Израиле, Греции, Кипре, Польше, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии, Монголии, Южной Корее и других странах. Малый театр является инициатором и регулярно проводит Всероссийской фестиваль «Островский в Доме Островского». Этот фестиваль осуществляет благородную миссию поддержки русской театральной провинции, всегда богатой талантами. Театры из разных городов и областей России представляют свои постановки по пьесам великого драматурга на сцене Малого театра. Недавно родился ещё один театральный форум – Международный фестиваль национальных театров. Идея его проведения вновь принадлежала Малому. В рамках этого фестиваля театры из разных стран мира привозят на старейшую московскую драматическую сцену свои традиционные постановки, созданные в русле национального искусства.
Указом Президента России Малому театру присвоен статус национального достояния. Малый был включен в список особо ценных культурных объектов страны, наряду с Большим театром, Третьяковской галереей, Эрмитажем.
Театр им. Евгения Вахтангова
Театр Вахтангова – один из самых популярных театров в России, расположенный в самом сердце столицы, на Старом Арбате. Основан он был в 1913 году и изначально именовался Студенческой драматической студией, которой руководил Евгений Вахтангов. В 1926 году студия была переименована в его честь и стала Театром имени Евгения Вахтангова. Сейчас у театра несколько сцен, а в репертуаре – более 40 спектаклей, в которых заняты известные актёры театра и кино. Более того, именно в Театре Вахтангова проходит вручение ежегодной премии «Звезда Театрала», обладающая статусом независимой Премии зрительских симпатий.
Что посмотреть:
- «Евгений Онегин»
- «Маскарад»
- «Наш класс»
- «Ричард III»
Большой театр
Большой театр – один из символов России и её самый известный театр. Принято считать, что история Большого началась в 1776 году, когда губернский прокурор князь Пётр Васильевич Урусов получил разрешение Екатерины II на организацию различного рода представлений. Открылась «первая версия» Большого театра – Петровский театр – 10 января 1781 года.
Большой театр славится по всему миру своим балетным репертуаром. Здесь состоялись мировые премьеры таких легендарных балетов, как «Лебединое озеро» и «Дон Кихот». Кроме того, именно Большой театр сыграл решающую роль в становлении русского оперного искусства: «Евгений Онегин», «Демон», «Жизнь за царя» и многие другие оперы, поставленные на сцене Большого, завоевали мировое призвание.
Свой нынешний облик главное здание Большого театра приобрело после масштабной реконструкции, проведённой в 2005-2011 годах. Сейчас постановки театра идут на четырех площадках: Историческая сцена, Новая сцена, Камерная сцена и Бетховенский зал.
Что посмотреть:
- Балет «Пламя Парижа»
- Балет «Баядерка»
- Балет «Спартак»
- Опера «Линда ди Шамуни»
- Опера «Мазепа»