Основные различия между джазом и блюзом
1. История и происхождение:
Блюз возник в конце XIX века в южных штатах США, прежде всего среди афроамериканского населения. Он был связан с жизненными трудностями и эмоциональным выражением чернокожих рабочих. Джаз же появился в начале XX века в Новом Орлеане и был результатом смешения различных музыкальных стилей, включая блюз.
2. Структура и форма:
Джаз и блюз имеют различную структуру и форму. Блюз часто имеет стандартную 12-тактовую форму, в то время как джаз более свободен в своей организации и может включать различные импровизации и соло.
3. Гармония и аккорды:
Джаз часто использует сложные гармонические прогрессии и дополнительные аккорды, что создает более сложное звучание. Блюз, напротив, обычно имеет простые аккорды и гармонии, фокусируясь на простой и выразительной мелодии.
4. Ритм и импровизация:
Джаз характеризуется более сложными ритмическими структурами, включая использование «свинга» и полиритмики. Он также активно использует импровизацию, где музыканты создают новые мелодии на ходу. Блюз, несмотря на некоторые элементы импровизации, более прямолинеен в своей ритмической структуре и меньше фокусируется на импровизации.
5. Эмоциональное выражение:
Оба жанра выражают эмоции, но способом выражения они отличаются. Блюз часто связан с грустью, тоской и эмоциональным страданием. Джаз же может быть более энергичным, жизнерадостным и экспрессивным в своем эмоциональном выражении.
В целом, хотя джаз и блюз имеют определенные общие черты, они все же являются отдельными жанрами музыки с разными характеристиками и выражением. Каждый из них имеет свое значение и вклад в мировую музыкальную культуру.
Определения общими словами
Джаз — это особое и отличное от других искусство, к которому применимы только особые и отличные от других критерии. Подобно любому другому динамичному искусству эти особые качества джаза не могут быть описаны в нескольких словах. Историю джаза можно рассказать, могут быть выявлены его технические характеристики, можно также проанализировать реакцию, которую он вызывает у отдельных личностей. Но определение джаза в наиболее полном смысле — как и почему он даёт удовлетворение человеческим эмоциям — вероятно, никогда не может быть окончательно сформулировано.Понять сущность джаза было всегда нелегко. Джаз любит окутывать себя тайной. Когда Луи Армстронга спросили, что такое джаз, говорят, он ответил так: «Если вы спрашиваете, то вам этого никогда не понять». Утверждают, что Фэтс Уоллер в подобной же ситуации сказал: «Раз вы сами не знаете, то лучше не путайтесь под ногами». Если даже допустить, что эти истории выдуманы, в них, несомненно, отражено общее мнение о джазе музыкантов и любителей: в основе этой музыки лежит нечто такое, что можно почувствовать, но нельзя объяснить. Всегда считалось, что самое загадочное в джазе — это особая метрическая пульсация, обычно именуемая «свингом».Джаз как правило ассоциируется с тем, что было после эры свинга и поэтому кажется сложным, непонятным, чужим. В то же время в целом джаз — это история о жизни, рассказанная разными красками — с юмором, с иронией, с нежностью, с меланхолией, с драйвом…
Чикаго (1910—1920-е)
В 1920-е годы, названные классиками «ревущие двадцатые», джазовая музыка постепенно входит в массовую культуру, лишаясь титулов «позорная» и «неприличная». Оркестры начинают выступать в ресторанах, перемещаются из южных штатов в другие районы США. Центром джаза на севере страны становится Чикаго, где получают популярность бесплатные ночные выступления музыкантов (в ходе таких шоу происходили частые импровизации и сторонних солистов). В стилистике музыки появляются более сложные аранжировки. Иконой джаза этого времени стал Луи Армстронг, переехавший в Чикаго из Нового Орлеана. Впоследствии стили двух городов начали объединили в один жанр музыки джаз – диксиленд. Главной чертой этого стиля стала коллективная массовая импровизация, которая возвела главную идею джаза в абсолют.
Как и где появился?
Родиной джаза считается Новый Орлеан. Переселенцы из Германии, Франции или Испании завозили в город рабов из Африки. Одним из немногих способов почувствовать себя свободным в те времена были танцы под музыку. Из традиций африканских племён и родился джаз.
Весь XIX век он существовал только на собраниях рабов. Тогда ещё не было привычного набора инструментов, зато был тот самый ритм, который позже ляжет в основу всемирно известного жанра. В конце века джаз начал перебираться в увеселительные заведения и распространяться по США. Первой джаз-записью считается сингл Livery Stable Blues оркестра Original Dixieland Jass Band, изданный в 1917 году.
Кул-джаз, хард-боп, соул-джаз и джаз-фанк (1940—1960-е)
В 1950-х годах такой жанр музыки как джаз стал развиваться в двух противоположных направлениях. Сторонники классической музыки «охладили» бибоп, вернув в моду академическую музыку, полифонию, аранжировку. Кул-джаз стал известен своей сдержанностью, сухостью и меланхоличностью. Главными представителями этого направления джаза стали: Майлз Дэвис, Чет Бейкер, Дэйв Брубек. А вот второе направление, напротив, стало развивать идеи бибопа. Стиль хард-боп проповедовал идею возвращения к истокам музыки чернокожих. Вернулись в моду традиционные фольклорные мелодии, яркие и агрессивные ритмы, взрывное солирование и импровизация. В стиле хард-бопа известны: Арт Блэйки, Сонни Роллинз, Джон Колтрейн. Данный стиль развивался органично вместе с соул-джазом и джаз-фанком. Эти стили приблизились к блюзу, сделав ключевым аспектом исполнения ритмику. Джаз-фанк, в частности, был представлен Ричардом Холмсом и Ширли Скоттом.
Разница есть, и немалая, ох какая немалая!Блюз нам рассказывает о том, что происходило с человеком, о его переживаниях (не зря же жанр назван blue, по-английски это не только “синий”, но и “угрюмость”, “печаль”), в общем, о нелегкой жизни. Так как зародился он среди негров, работающих на хлопковых плантациях, то и проблемы в песнях описываются соответствующие. Блюзмен-исполнитель ведет душевный диалог с аудиторией, и если он делает это правильно, то аудитория начинает ему сопереживать и делить его ощущения.
Помогают блюзмену в этом музыкальные инструменты, в основном, конечно же, гитара, потому что это гораздо более “вокальный” инструмент, нежели, скажем, фортепиано (хотя солирующие блюзмены-клавишники тоже существуют, но их гораздо меньше) или контрабас/бас-гитара, т.к. на гитаре есть такие ништяки, как вибрато (легко догадаться, что это вибрация взятой ноты, что увеличивает ее продолжительность), бенды (от bend; струна, взятая на определенном ладу, подтягивается вверх, плавно повышая частоту ноты. Звук можно сравнить с криком или плачем) и легато (плавный переход от ноты к другой ноте на этой же струне). Все эти техники увеличивают вариации фразировки и позволяют заставить гитару плакать, рычать, визжать – в общем, добавляют эмоциональности.
Также в блюзе используется особая гамма – блюзовая гамма, в которой есть особая нота – блюзовая нота. Суть в том, что блюзовая нота создает особое напряжение, добавляет “перца” в соло, что не позволяет слушателю заскучать. Да и вообще, если быть честным, на блюзовой гамме строятся 95% блюзовых соло (поэтому для неискушенного слушателя блюзовые композиции кажутся довольно похожими).
Есть, конечно, и веселый, быстрый, энергичный блюз, но его чаще причисляют к рок-н-роллу (пример – тот же Чак Берри).
Теперь перейдем к джазу. Вообще джаз сам по себе гораздо более обширный жанр, нежели блюз. И я имею в виду НАМНОГО БОЛЕЕ – серьезно, это как сравнивать слона и бабочку.
Некоторые направления джаза преследуют ту же цель, что и блюз (есть даже такое понятие, как urban blues, или джазовый блюз, т.е. блюз, аранжированный джазовыми музыкантами под их инструменты. Хотя про “ту же цель” я немного загнул – это для джазового блюза необязательно, он характерен использованием блюзовой гаммы), а в других (фри-джаз, экспериментал, например) исполнитель хочет, чтобы слушатель заценил фантазию и экспериментальность исполнителя.
Но, я думаю, что вопрос скорее об отличиях более традиционных форм джаза, таких как свинг, боп, кул, соул, госпел и т.д. Так вот, отличий много: во-первых, в джазе в центре внимания не один исполнитель, а весь бэнд (или солирующие его члены во время своих соло). И крутым инструментом считается, в отличие от блюза, не гитара, а духовые или фортепиано (иногда бас, но это уже частные случаи в виде Пола Чемберса, Чарльза Мингуса, Пасториуса и нашего современника Маркуса Миллера). Во-вторых, блюзовая гамма если и используется, то уж явно не доминирует. До того, как Майлз Дэвис придумал модальный джаз, джазовые музыканты использовали в своей игре в основном аккорды и арпеджио, а после Дэвиса подавляющее большинство начало думать гаммами вместо аккордов. В-третьих, джаз все-таки либо рассказывает романтические истории, либо выступает в роли танцевальной музыки, либо ублажает уши слушателя сложными гармониями. А, ну еще смуз и эйсид джаз (ну знаете, “музыка для лифтов” и то, что играет в Старбаксе), но о них никто не любит вспоминать.
В общем, вот такие вот дела. Я знаю, что текст вышел довольно обширный, но и сама тема не такая уж и простая. 🙂
Бибоп (1940-е)
Отход свинга от традиций раннего джаза и, в частности, классических африканских мелодий и стилей, вызвал недовольство в среде знатоков истории. Биг-бэндам и свинговым исполнителям, все больше работавшим на публику, начала противопоставляться джазовая музыка маленьких ансамблей чернокожих музыкантов. Экспериментаторы ввели сверхбыстрые мелодии, вернули долгую импровизацию, сложные ритмы, виртуозное владение сольным инструментом. Новый стиль, позиционировавший себя как эксклюзивный, стали называть бибоп. Иконами данного периода стали эпатажные джазовые музыканты: Чарли Паркер и Диззи Гиллеспи. Бунт чернокожих американцев против коммерциализации джаза, стремление вернуть этой музыке камерность и уникальность стали ключевой точкой. С этого момента и от этого стиля начинается отсчет истории современного джаза. В это же время в малые оркестры приходят и руководители биг-бэндов, желающие отдохнуть от больших залов. В ансамблях под названием комбо такие музыканты придерживались свинговой манеры, но получали свободу для импровизации.
https://youtube.com/watch?v=P-ZoZ3BeQ2U
Свинг и биг-бэнды (1930—1940-е)
Дальнейший рост популярности джаза вызвал спрос на крупные оркестры, игравшие танцевальные мелодии. Так появился свинг, представляющий характерные отклонения в обе стороны от ритма. Свинг стал главным стилевым направлением того времени, проявившись в творчестве оркестров. Исполнение стройных танцевальных композиций требовало более слаженной игры оркестра. Джазовые музыканты должны были участвовать равномерно, без особых импровизаций (кроме солиста), поэтому коллективная импровизация диксиленда ушла в прошлое. В 1930-е годы произошел расцвет подобных коллективов, которые были названы биг-бэндами. Характерной чертой оркестров того времени является соревнования групп инструментов, секций. Традиционно, их было три: саксофоны, трубы, ударные. Наиболее известны джазовые музыканты и их оркестры: Гленн Миллер, Бенни Гудмен, Дюк Эллингтон. Последний музыкант знаменит своей приверженностью негритянскому фольклору.
Характерные черты
Вот ингредиенты для классической джазовой композиции.
Свинг
Это не только поджанр, но и характерный приём, свойственный почти всем направлениям джаза. В джазе ноты имеют особое соотношение в паре: первая длится в два раза дольше второй, из-за чего возникает ощущение триоли — первые две ноты сливаются вместе и длятся вдвое дольше третьей.
Так возникает характерный «качающийся» ритм: кажется, что исполнитель вынужден догонять сам себя. Солисту (обычно пианисту или саксофонисту) совсем не обязательно играть в том же такте, что и ритм-секции из барабана и баса: он может отстать как угодно — и это будет качать
Инструменты
В джазе могут появиться любые инструменты, но классический набор таков: барабаны, контрабас, фортепиано, саксофон, труба, тромбон.
Импровизация
Часто в джазе студийно записанная композиция — это только базис для живого исполнения. Это правило работает как для квартетов (четыре исполнителя) или квинтетов (пять исполнителей), так и для биг-бандов — ансамблей человек на двадцать, в которых был свой солист. Джазовая импровизация бывает двух видов: развитие мелодии и развитие последовательности аккордов.
Самый дикий пример — это фри-джаз, жанр, в котором импровизации даётся максимальный простор, а традиционная последовательность аккордов и свинговая ритмика отходят на второй план (пример от саксофониста Альберта Эйлера).
Модуляции
Исполнители джаза, в отличие от музыкантов в других жанрах, не любят равномерные композиции, основанные на повторах одних и тех звуков без изменений. Модуляцией называется изменение тональности — переход из мажора в минор. Это помогает создавать дополнительную динамику.
Аккорды
Джаз отличают последовательности аккордов, которые не так часто используются в других жанрах. Они обычно сложнее типичной прогрессии аккордов в поп- или рок-музыке и часто нарушают правила музыкальной теории. Например, для многих аккордов в джазе характерно диссонансное звучание, когда исполнитель играет близко расположенные друг к другу ноты. В классических произведениях такой аккорд мог бы звучать фальшиво, но в джазе за счёт последовательности аккордов это выглядит как фишка.
Приведём несколько песен с типичными джазовыми аккордами.
Характерные особенности джаза
Синтез двух музыкальных культур сделал джаз кардинально новым явлением в мировом искусстве. Конкретными чертами этой новой музыки стали:
- Синкопированные ритмы, порождающие полиритмию.
- Ритмичная пульсация музыки – бит.
- Комплекс отклонения от бита – свинг.
- Постоянная импровизация в композициях.
- Богатство гармоник, ритмов и тембров.
Основой джаза, особенно на первых этапах развития, стала импровизация в сочетании с продуманной формой (при этом форма композиции не обязательно была где-то зафиксирована). А от африканской музыки этот новый стиль взял следующие характерные черты:
- Понимание каждого инструмента в качестве ударного.
- Популярные разговорные интонации при исполнении композиций.
- Аналогичное подражание разговору при игре на инструментах.
В целом же все направления джаза отличаются собственными локальными особенностями, поэтому и рассматривать их логично в разрезе исторического развития.
Эмоциональный отпечаток и настроение в музыке
Блюз часто ассоциируется с меланхолией, тоской и грустью. Этот жанр музыки имеет свои корни в африканской и афроамериканской культуре, и часто выражает трагические ситуации и чувства человека. Блюзовые композиции обычно описывают болезнь, потерю любимых, разочарования, испытания и тяжелые времена. Однако, даже в самых грустных и тяжелых моментах блюза, есть некая сила и простота, которая позволяет слушателю прожить эти эмоции и найти в них утешение.
С другой стороны, джаз воплощает более светлые и радостные эмоции. Он часто ассоциируется с ночными клубами, свободой, импровизацией и спонтанностью. Джазовые композиции могут вызывать чувство радости, энергии и оптимизма. Их сложные мелодии и аккорды создают особое настроение, полное веселья и благополучия. Джаз — это музыка, которая позволяет подняться настроение и окунуться в атмосферу вечеринки и развлечений.
Таким образом, эмоциональный отпечаток и настроение в музыке имеют важное значение, когда речь идет о джазе и блюзе. Блюз передает грусть и тоску, но одновременно дает утешение и понимание, а джаз — приносит радость и энергию, отпускает и позволяет насладиться моментом
Независимо от того, на какую сторону эмоционального спектра вы обращаете внимание, оба этих жанра музыки имеют способность вызвать глубокие чувства и оставить незабываемый отпечаток в душе слушателя
история
В Новом Орлеане в конце 19-го века духовые оркестры давали длинные выступления во время похорон и парадов. Музыканты скучали и начинали импровизировать, используя синкопированные ритмы афро-американской вокальной музыки в традиционные военные мелодии и тряпки. Поскольку эти музыканты переехали в другие города, они принесли эту ритмическую импровизацию, включающую сидячие инструменты, такие как пианино и барабанные наборы
Блюзовая музыка была важной частью раннего джаза, так как музыканты начали импровизировать на традиционных блюзовых прогрессиях и гаммах. Музыка в конечном итоге распространилась на север, укоренившись и развиваясь в таких городах, как Чикаго и Нью-Йорк, и стала одним из самых популярных музыкальных жанров в Америке
Это вершина джазовой эры 1920-х годов и свинг-музыки 1930-х годов. Билл Тейлор дает очень интересный рассказ об истории джаза:
Блюзовая музыка возникла в конце 1800-х годов, но точное происхождение мрачно из-за низкого уровня грамотности черного сообщества в то время и расовой дискриминации в музыкальных и академических кругах. Музыка была впервые записана в Миссисипи и Южном Техасе в 1901 году и берет свое начало в несопровождаемой вокальной музыке рабов и европейских аккордовых структур. К 1920-м годам блюзовая музыка стала частью американской популярной музыкальной сцены, и первая запись слайд-гитары, которая стала характеристикой под-жанра Delta Blues, была сделана в 1923 году Сильвестром Уивером. Блюз на электрогитаре стал популярным после второй мировой войны и оказал большое влияние на раннюю рок-н-ролльную музыку.
Живые Искусства на YouTube сделали документальный фильм с 4 частями на Истории Блюза. Вот часть 1:
Если это вас интересует, вы также можете найти интересные части 2, 3 и 4..
Что такое блюз
Эта музыка, родившаяся в негритянских гетто, негромко и лаконично, будила в людях светлые чувства. Сначала блюз играли, в основном афроамериканцы, потом к ним присоединились белые музыканты Америки, а через несколько лет эта музыка уже стала иметь своих поклонников во всём мире.
В переводе с английского слово «блюз» звучит, как меланхолия, хандра, сплин. Этим можно просто сказать о гармонии этого стиля. Всё было в нём неторопливо: ритм мелодия, даже поэзия. Сначала блюзовые тексты описывали трудную жизнь афроамериканцев, их проблемы и надежды. Строфа имела трёхстрочную форму. В первой строке описывались обстоятельства, в которых оказался лирический герой песни, вторая усиливала эмоциональное напряжение, третья подводила итог.
Допускалась музыкальная импровизация, но в определённых рамках. Гармония блюза была незамысловата и содержала в себе:
- первую ступень лада – тонику;
- субдоминанту – четвёртую ступень;
- доминанту – ступень пятую.
Музыкальный размер в большинстве джазовых композиций 4/4.
Исторические корни и влияние друг на друга
Блюз возник в середине XIX века и является формой музыки, развивающейся из песен рабов и работников на плантациях. Он выражал их горе, страдания и надежды и приобрел особую музыкальную структуру с характерными аккордами, риффами и мелодиями.
Джаз появился в начале XX века в Новом Орлеане, где различные культурные традиции и этнические группы соединились в уникальной смеси музыки. Джаз сочетал элементы европейской гармонии и африканского ритма, а также включал импровизацию и свободу выражения.
Важно отметить, что джаз был сильно повлиян блюзом. Блюзовые структуры, мелодии и риффы стали неотъемлемой частью джаза, а блюзовые исполнители и композиторы оказали значительное влияние на джазовую музыку
Оба жанра развивались параллельно, взаимно впитывая идеи друг друга и создавая новые музыкальные элементы и стили.
С течением времени джаз и блюз стали широко популярными жанрами музыки и оказали огромное влияние на различные музыкальные направления, включая рок-н-ролл, соул и фанк. Кроме того, они стали символами американской культуры и способом самовыражения для многих музыкантов.
Блюз | Джаз |
---|---|
Исторические корни в песнях рабов и работников на плантациях | Исторические корни в различных культурных традициях и этнических группах |
Выражает горе, страдания и надежды | Сочетает элементы европейской гармонии и африканского ритма |
Характерные аккорды, риффы и мелодии | Импровизация и свобода выражения |
Большое влияние на джаз | Блюзовые структуры и риффы стали неотъемлемой частью джаза |
Дальнейшее развитие музыкальных стилей
Джаз и блюз постоянно развивались. По характеру мелодии можно определить примерно, к какому периоду времени относится та или иная композиция.
К двадцатым-тридцатым годам можно отнести термин свинг. Свинг – это выразительное средство в джазе, основанное на пульсации и постоянных отклонениях от ритма, чем создавалось ощущения скопления большой энергии, которая вот-вот взорвётся и выплеснется на слушателя.
К сороковым годам относится стиль бибоп. Бибоп открыл эпоху модерн-джаза.
Основными характерными чертами являются быстрый темп, сложные импровизации с изменением гармонии. Бибоп в основном исполняется небольшими ансамблями.
Однако, всё же, в период с двадцатых по сороковые годы мода была больше на большие и громкие джазовые оркестры, биг-бэнды. Такие оркестры хорошо прорабатывали партитуры и на концертах играли уже заученные импровизации, также демонстрировали своих солистов-импровизаторов.
Постепенно, большие оркестры стали теснить небольшие джазовые ансамбли. Их концерты часто устраивались даже спонтанно, а импровизации были более разнообразными, в отличие от заученных партий биг-бэндов, что также немало привлекало публику.
В такой обстановке зародился стиль мейнстрим. В небольшие коллективы сплачивались и музыканты из разных крупных оркестров, чтобы почувствовать свободу и действительно отдаться духу импровизации, выразить свою душу и передать публике свои эмоции, а не просто читать с листа заученные и надоевшие партии.
Поскольку в больших оркестрах играли преимущественно действительно настоящие профессионалы и мастера своего дела, то и импровизации их получались поистине прекрасны, даже несмотря на то, что вовсю господствовал бибоп, а выходцы из оркестров играли преимущественно в стиле свинг, их импровизации имели не меньший успех.
Музыкальные инструменты и интерпретация
В то же время, блюз основывается на более простых инструментовых аранжировках. Наиболее часто используемые инструменты в блюзе — гитара, гармоника и фортепиано. Это позволяет создать более интимную и эмоциональную атмосферу, которая характерна для блюза.
Кроме того, стиль исполнения также отличается. Основной элемент джаза — это импровизация. Музыканты импровизируют, добавляют свои мотивы и вариации к основной мелодии, что создает уникальность каждого выступления. Блюз же скорее основан на структурированных вокальных и инструментальных партиях. Тем не менее, в блюзе также может быть место для импровизации, хотя в значительно меньшей степени, чем в джазе.
Оба стиля музыки славятся своей способностью передавать эмоции и создавать особую атмосферу. Джаз, благодаря своей энергии и динамике, способен поднять настроение и заставить слушателя чувствовать ритм. Блюз же передает глубокие чувства и эмоции, погружая слушателя в историю, рассказываемую музыкой.
Джаз | Блюз |
---|---|
Широкий выбор инструментов | Простые инструментовые аранжировки |
Импровизация | Структурированные партии |
Энергичный ритм | Глубокие эмоции |
Блюз
В блюзе большое внимание уделяется ритму и гармонии. Основной аккордовая прогрессия в блюзе называется 12-ти тактовым циклом, который придает музыке особую глубину и выразительность
Разнообразие стилей в блюзе позволяет исполнителям проявить свою индивидуальность и творческую импровизацию.
Главная разница между блюзом и джазом заключается в том, что джаз более свободен и импровизирует со сложными музыкальными структурами, в то время как блюз более прост в структуре и имеет свои характерные особенности.
Таким образом, блюз является уникальным стилем музыки, который отличается своими специфическими чертами ритма, гармонии и стилей исполнения
Он вдохновил многих музыкантов и продолжает оставаться важной частью музыкального наследия вековых традиций и культуры
Блюз | Джаз |
---|---|
Более медленный | Более свободный и импровизирующий |
Сильная акцентация ритма | Большое количество импровизаций |
Простая гармония | Сложные гармонические структуры |
Разнообразие стилей исполнения | Широкий спектр жанров и поджанров |
Влияние на другие стили музыки
Как и многие другие музыкальные жанры, джаз и блюз оказали значительное влияние на развитие других стилей музыки. Именно благодаря своей уникальной ритмике, гармонии и импровизации они стали основой для создания новых музыкальных направлений.
Одним из стилей, на которые оказало сильное влияние джаз, является фанк. Фанк сочетает в себе элементы джазового импровизационного стиля с грувовыми ритмами и характерными мотивами. Ритмическая секция фанка часто основана на басовой линии и ударных инструментах, что придает ему интенсивность и энергетику.
Другим стилем, на котором можно увидеть влияние джаза и блюза, является рок-н-ролл. В его основе лежит сочетание ритмических инструментов со своей уникальной мелодией и энергичными вокальными выступлениями. Многие рок-музыканты черпают вдохновение из джазовых и блюзовых композиций, добавляя в свою музыку элементы импровизации и характерные инструментальные соло.
Современные стили музыки также показывают влияние джаза и блюза. Например, ритм-н-блюз, хип-хоп и фьюжн (объединение джаза с другими стилями, включая рок, электронную музыку и фанк) имеют множество общих черт с этими двумя жанрами. Все они основаны на богатой гармонии, свободной импровизации и выразительности в исполнении.
Жанр | Описание |
---|---|
Фанк | Сочетает в себе элементы джазового импровизационного стиля с грувовыми ритмами и характерными мотивами. |
Рок-н-ролл | Сочетает в себе ритмические инструменты, мелодию и энергичные вокальные выступления. |
Ритм-н-блюз | Сочетает в себе ритмические элементы джаза и блюза с мелодическими и вокальными особенностями. |
Хип-хоп | Сочетает в себе элементы ритм-н-блюза с речитативом и различными звуковыми эффектами. |
Фьюжн | Объединяет джаз с другими стилями, включая рок, электронную музыку и фанк, и имеет элементы импровизации. |
Влияние джаза и блюза на другие стили музыки продолжается и сегодня. Эти жанры остаются источником вдохновения для многих музыкантов, позволяя им экспериментировать с новыми звуками и идеями. Таким образом, они оказывают значительное влияние на развитие и разнообразие музыкальной культуры как в прошлом, так и в настоящем.
Сравнительная таблица
Блюз | Джаз | |
---|---|---|
Культурное происхождение | Конец 19 века, юг США | Начало 20-го века в афро-американских общинах на юге США. |
Стилистическое происхождение | Афроамериканская народная музыка, Рабочая песня, Духовники | Сочетание африканских и европейских музыкальных традиций. |
Типичные инструменты | Гитара, бас, пианино, гармоника, контрабас, ударные, саксофон, вокал, труба, тромбон, иногда скрипка | Гитара, Фортепиано, Бас, Саксофон, Труба, Кларнет, Ударная установка, Туба, Контрабас. |
Производные формы | Блюграсс, Джаз, R & B, Рок-н-ролл, Рок-музыка | Калипсо, Фанк, Фьюжн, Джаз-блюз, Латинский джаз, Рэгтайм, Соул, Свинг, |
Основная популярность | Широкое распространение с начала 20-го века | В основном использовался в борделях |
тон | Меланхоличный, острый, медленный | Колебание, раскачивание, обычно ассоциируется с гладкостью, но может быть абстрактным и гипер |
Популярные артисты | Б.Б. Кинг, Мадди Уотерс, В.С. Хэнди, Джон Ли Хукер, Мэмми Смит, Гас Кэннон, Ма Рейни, Лидбелли, Биг Билл Брунзи, Ти-Боун Уокер, Миссисипи Джон Херт, Преподобный Гари Дэвис, Томми Джонсон, Сонни Бой Уильямсон, Эрик Клэптон, Хволин Вольф | Майлз Дэвис, Орнетт Коулман, Луи Армстронг, Джон Колтрейн, Герцог Эллингтон, Диззи Гиллеспи, Джон Зорн, Элвин Джонс, Чарли Паркер, Телониус Монах, Дэйв Брубек, Херби Хэнкок, Фрэнк Синатра, Чарльз Мингус, Элла Фицджеральд, Билли Холидей |
Определяющие элементы | Формат вызова и ответа, циклический, стандартные структуры аккордов, фокус на гитариста / вокалиста, простые последовательности аккордов. | Демократическая импровизация, инструментальная озвучка, синкопированные ритмы, фокусировка на группе, сложные аккордовые структуры. |
Жанр | Музыкальный жанр и форма, основанные на наборах аккордов, синих нотах и эмоциональной лирике.. | Музыкальный жанр с акцентом на импровизацию, групповое взаимодействие и синкопированные ритмы. |
Музыкальные корни | Повествовательные баллады, рабочие песни, полевые крики. | Африканские ритмы, рабочие песни, марширующие группы, ранняя блюзовая музыка. |
Место рождения | Миссисипи и Техас, затем Чикаго | Новый Орлеан, затем в Чикаго и Нью-Йорк |
Первый документально | 1908: первые опубликованные ноты блюза – «Я получил блюз» Антонио Маджо. | 1917: первая запись оригинальной Dixieland Jass Band. |
Этимология | В мистицизме Западной Африки одежда скорбящих была окрашена в синий цвет для обозначения страданий. | Вероятно, произошел от jasm, ныне устаревшего жаргонного термина, означающего энергию, энергию и дух, датируемого 1860 годом.. |
О цельной картины музыкальных стилей
Музыка — это искусство, которое позволяет нам выразить свои чувства и эмоции через звуки и ритмы. В мире музыки существуют различные стили и жанры, каждый со своей уникальной атмосферой и характерными особенностями.
Джаз и блюз являются двумя известными и популярными музыкальными стилями, которые имеют множество схожих и отличительных черт. Разница между ними не всегда очевидна, но она существует и находится в некоторых ключевых аспектах.
- История и происхождение: Джаз и блюз возникли похожим образом в Америке в начале XX века. Джаз развился из многих музыкальных традиций, включая африканские ритуальные песнопения и европейские гармонии. Блюз, с другой стороны, имеет корни в песнях рабов и его структура исходит из трехстрочной формы.
- Структура: Одной из основных различий между джазом и блюзом является их структура. Джаз обычно имеет сложные гармонические прогрессии и аккордовые последовательности, что позволяет исполнителям выполнять множество импровизаций. Блюз, с другой стороны, имеет более простые структуры и повторяющиеся аккорды.
- Импровизация: Импровизация является ключевым элементом и общей чертой как джаза, так и блюза. В джазе музыканты импровизируют, добавляя новые мелодии и фразы к основной теме. Блюз, хотя также предоставляет возможность для импровизации, часто имеет более ограниченную структуру, что ограничивает возможности для экспериментов.
- Чувства и настроение: Джаз и блюз часто выражают глубокие эмоции и настроение, но в разных формах. Джаз обычно ассоциируется с живой, динамичной и энергичной музыкой, которая может вызывать радость или меланхолию. Блюз, с другой стороны, часто выражает грусть, печаль и мелодичность.
Учитывая вышеуказанные различия, можно заключить, что джаз и блюз имеют общие черты, но отличаются в истории, структуре, импровизации и чувствах, которые они выражают. Это лишь некоторые аспекты этих стилей, и каждый из них уникален и богат своей собственной историей и значением в мире музыки.
Знакомство с блюзом и джазом
Блюз и джаз — два музыкальных стиля, которые исторически тесно связаны и имеют много общих черт. Однако, у них также есть существенные отличия.
Джаз — это жанр музыки, возникший в начале 20 века в среде афроамериканской культуры. Он известен своей импровизацией, свободным ритмом и богатой гармонией. Джаз часто связывают с городской культурой, и в нем играют различные инструменты, такие как саксофон, тромбон, труба, фортепиано, контрабас и ударные.
Блюз — это музыкальный стиль, возникший в конце 19 века в афроамериканской культуре, особенно среди рабочих на плантациях. Он характеризуется грустным и меланхоличным звучанием, который отражает чувства утраты, боли и тоски. Исполнение блюза включает в себя свободную импровизацию, низкий ритм и особый аккордовый прогрессии. Гитара, гармоника и фортепиано являются традиционными инструментами блюза.
Главное отличие между блюзом и джазом заключается в эмоциональной экспрессии и стилистических особенностях. Блюз обычно более грустный и медленный, тогда как джаз может быть более живым и динамичным. Джаз также часто использует широкий спектр гармонических процессов, в то время как блюз обычно ограничивается несколькими прогрессией аккордов.
- Основные отличия между блюзом и джазом:
- Блюз — это музыка грусти и тоски, джаз — музыка свободы и радости.
- Блюз имеет ограниченные гармонические возможности, джаз — богатая гармония.
- Блюз чаще связан с гитарой и гармоникой, джаз — с саксофоном и фортепиано.
- Основные черты блюза:
- Использование прогрессии аккордов 12-ти тактов.
- Отражение эмоциональных состояний через грустное звучание.
- Использование характерного блюзового трезвучия и пентатонической гаммы.
- Основные черты джаза:
- Импровизация и свободный ритм.
- Широкий спектр гармонических возможностей.
- Использование различных инструментов, таких как саксофон, тромбон, труба, фортепиано и т.д.
В целом, блюз и джаз — это два уникальных жанра, которые имеют схожие корни, но различаются в выражении чувств и стилистических чертах
Они оба являются важной частью американской музыкальной культуры и оказывают значительное влияние на музыку искусства во всем мире