Вопрос-ответ:
Какие основные отличия между баяном и аккордеоном?
Основное отличие между баяном и аккордеоном заключается в организации клавиш. У баяна клавиши организованы в два ряда, при этом каждой клавише соответствуют две ноты — одна при нажатии клавиши, вторая при отжатии. У аккордеона клавиши организованы в один ряд, и каждая клавиша имеет только одну ноту.
Какой инструмент сложнее в обучении: баян или аккордеон?
Обучение игре на баяне и аккордеоне может быть сложным, но многие считают, что баян требует более высокого уровня сложности и мастерства. Это связано с организацией клавиш, двойным нажатием и другими особенностями игры на баяне. Однако, все зависит от индивидуальных способностей и усилий ученика.
Какой инструмент используется чаще в разных жанрах музыки: баян или аккордеон?
Использование баяна и аккордеона зависит от жанра музыки и музыкальных традиций разных регионов. Например, в русской и украинской народной музыке часто используется баян, в то время как в мировой популярной музыке чаще используется аккордеон. Однако, оба инструмента могут быть использованы в разных жанрах и стилях музыки.
В чем разница в звучании баяна и аккордеона?
Разница в звучании баяна и аккордеона связана с конструкцией инструментов и их механизмами. Баян обладает более насыщенным и выразительным звучанием, благодаря наличию басовых педалей и системе свободного дыхания. Аккордеон имеет более яркое и прямое звучание, так как его звуковая система простая и не содержит басовых педалей.
Можно ли использовать аккордеонисту навыки игры на баяне и наоборот?
Некоторые навыки игры на баяне могут быть полезны для аккордеониста и наоборот. Например, оба инструмента имеют схожую механику и расположение клавиш, поэтому игроки этих инструментов могут более легко освоить новый инструмент. Однако, есть и отличия в стиле игры и технике, поэтому требуется дополнительное обучение и практика для владения обоими инструментами на высоком уровне.
Какие различия между баяном и аккордеоном?
Баян и аккордеон имеют некоторые сходства, но также имеют и свои отличия. Основные различия между этими инструментами заключаются в конструкции, звуке и музыкальных возможностях. Баян имеет клавиши для мелодии на правой руке и кнопки для аккорда на левой руке, в то время как аккордеон имеет клавиши и на правой и на левой руке. Также, баян имеет более богатый и глубокий звук, в то время как аккордеон имеет своеобразный яркий звук. Баян часто используется в классической музыке, а аккордеон — в народной и популярной музыке.
Каковы особенности баяна?
Баян — это русский разновидность аккордеона и имеет свои особенности. Он имеет диатоническую систему, что означает, что на клавиатуре есть кнопки, играющие разные ноты в зависимости от направления дыхания музыканта. Баян также имеет набор клавиш для аккордов на левой стороне инструмента. Это делает баян очень гибким при исполнении сложных музыкальных произведений. Баян также имеет более глубокий и насыщенный звук, что делает его популярным в классической музыке и джазе.
Способ обучения и игры на баяне и аккордеоне
Обучение игре на баяне и аккордеоне имеет некоторые сходства, но также есть и отличия. В обоих случаях необходимо изучать нотную грамоту, развивать слух, и учиться играть по нотам. Главное отличие заключается в том, что баян имеет бас-партию и аккордеон имеет клавиши аккорда.
Игра на баяне требует более сложной координации, так как необходимо одновременно использовать правую руку для нажатия клавиш и левую руку для игры аккорда. Это создает более глубокий и богатый звук. Баянисты также могут внести изменения в воспроизводимую мелодию, добавить импровизацию и эмоциональность.
Игра на аккордеоне проще в техническом плане, так как требуется нажимать только клавиши. Это делает инструмент более доступным для начинающих. Однако, игра на аккордеоне может быть менее выразительной, так как он не имеет бас-партии.
Выбор между баяном и аккордеоном зависит от личных предпочтений и целей музыканта. Если вы предпочитаете более сложную и экспрессивную игру, то баян может быть лучшим выбором. Если вы хотите быстро освоить основы игры на инструменте и играть популярные мелодии, то аккордеон может быть лучшим вариантом. Независимо от выбора, обучение игре на баяне или аккордеоне требует времени, терпения и практики.
Баян П.Стерлигова
Надо сказать, что в то время инструмент не носил названия «баян» ни в нашей стране, ни за рубежом. Подобного рода инструменты тех или иных модификаций в российских каталогах значились под именами: «Орел», «Финиш», «Фурор», «Реформа». Во всех появившихся названиях инструмента авторы хотели подчеркнул, новизну модели, программирующую ее уникальные концертные возможности. Название «баян» тоже встречалось, но применительно к национальным диатоническим гармоникам сельского типа, улучшенной работы.
Впервые инструмент под названием «баян» в современном значении этого слова был изготовлен мастером П.Е. Стерлиговым в 1907 году. Он тогда сконструировал заказной концертный инструмент для известного гармониста-виртуоза на трехрядной петербургской гармонике Я.Ф.Орланского-Титаренко, который и приложил огромные усилия для популяризации этого названия.
Гармонист очень гордился своим новым инструментом и выступал не только в Петербурге и в Москве, но и на знаменитой Нижегородской ярмарке, откуда весть об этом инструменте разлетелась по всей России В 1912 году он создал оркестр под названием «Баян». Впервые название «баян» появилось именно на афише Орланского-Титаренко 13 мая 1908 года. В экспозиции Музея русской гармоники А. Мирека представлены оригинал афиши и первый серийный инструмент мастера Стерлигова. Впоследствии этим же мастером был создан в 1925 готово-выборный инструмент, который был запатентован в1929году.
Баян мастера П. Стерлигова значительно отличался от европейских инструментов и представлял собой исконно русскую модель — она сразу была четырехрядной. Корпус, его конструкция и отделка были во многом заимствованы у петербургской гармоники. Отличались от европейской и конструкция клавиш (они имели форму лопаточек и были заимствованы у ), и расположение звуков на правой клавиатуре. Впоследствии такой баян получил название баян петербургской системы.
Эта исконно русская система баяна была широко распространена до революции и первое десятилетие после революции, когда еще оставались инструменты, сделанные известными мастерами. После революции почти все частное производство баянов было прекращено. В 1928 году комиссия, в составе которой были известные московские гармонисты, рекомендовала баяны европейской системы для промышленного производства. Так началось промышленное производство баянов с европейской клавиатурой — сначала трехрядной, потом четырехрядной и пятирядной. Эти баяны получили название баянов московской системы и почему-то стали гордо именоваться русскими баянами, несмотря на то, что в, России на тот момент уже изготавливались прекрасные концертные инструменты в исконно русской традиции.
От гармони – к баяну и аккордеону
Но музыканты сразу заметили, что у простых гармоней есть и недостатки. Например, у них ограниченный звуковой диапазон (мало октав). Как правило, они имеют только одну тональность, и бывают либо мажорными, либо минорными.
Поэтому уже скоро встал вопрос об изобретении такого музыкального инструмента, который имел бы достоинства гармони, но при этом обладал бы обширным звукорядом и равномерно темперированным музыкальным строем (т. е. таким строем, где каждая октава делится на 12 математически равных полутонов). Этот строй применяется в академической музыке уже несколько веков. Другое его название – «полный хроматический звукоряд».
На протяжении 19-го века различные фирмы и мастера в Европе и в России работали над усовершенствованием гармони. К левой клавиатуре добавилась правая, появились различные прообразы баяна и аккордеона с фортепианной клавиатурой – среди них «рояльная гармошка» из города Ельца и хроматическая гармоника Николая Ивановича Белобородова, созданная в 1870 году.
В 1907 изобретатель Петр Егорович Стерлигов изготовил первый трехрядный баян, а в 1913 году – и пятирядный.
Примерно в то же время в Европе распространились хроматические гармоники с фортепианной клавиатурой, то есть современные аккордеоны. В Советский Союз они попали приблизительно в 1930-е годы.
Первые ручные гармоники
В 1783 году чешский мастер Киршник, проживавший в Петербурге, открыл новый (как ему казалось) способ извлекать звуки – при помощи металлических язычков. В 1821 году берлинский мастер Бушман на основе этого способа создал губную гармонику, а в следующем году попробовал присоединить к ней мех. В 1829 году венский изобретатель Кирилл Демиан придумал инструмент, который он назвал аккордеоном, потому что левая клавиатура его была такой же, как у современных гармоник, – аккордовой: нажатие одной кнопки давало целый аккорд. Впрочем, правой клавиатуры у этого инструмента еще не было.
Приблизительно в 1830-е годы новинка проникла в Россию, обзавелась там простецким именем – гармошка – и завоевала большую популярность.
Звукоряд
Правая клавиатура гармошки диатоническая. Это значит, что играть на ней получится так же, как на белых клавишах фортепиано. Здесь нет всех полутонов, гамма состоит из семи нот. На некоторых видах, к примеру, двухрядной хромке, в самом верху находятся три кнопочки с полутонами.
Несмотря на такое расширение звукоряда этот популярный вариант все равно относят к диатоническим разновидностям. Баянная клавиатура хроматическая, на ней можно сыграть гамму из 12 полутонов, как на пианино.
Возможность исполнить любую мелодическую линию без изменений и упрощений — главное, в чем баян отличается от гармошки. На второй можно сыграть произведение в одной тональности, в натуральном мажоре или миноре.
Особенности звучания аккордеона
Наиболее заметной особенностью звучания аккордеона является его полифоничность. Это значит, что он способен воспроизводить несколько звуков одновременно. У аккордеона есть клавиши, нажатие на которые позволяет играть аккорды или одиночные ноты на разных высотах. Благодаря этому, аккордеон может исполнять мелодическую партию одновременно с аккордовым сопровождением.
Другой важной особенностью звучания аккордеона является его объемность. Это происходит благодаря особому устройству инструмента – камерной системе резонаторов. Каждый резонатор создает дополнительное пространство для звука, что усиливает его громкость и добавляет ему характерный оттенок
Каждый резонатор создает дополнительное пространство для звука, что усиливает его громкость и добавляет ему характерный оттенок.
Особенности звучания аккордеона: |
---|
Полифоничность |
Объемность звука |
Характерный оттенок |
Разнообразие звуковых эффектов |
Динамичность |
Благодаря полифоничности и объемности звука, аккордеон подходит для исполнения различных жанров музыки, включая классику, фолк, джаз и народные песни. Использование разнообразных звуковых эффектов, таких как тремоло и вибрато, также делает звучание аккордеона более выразительным и насыщенным.
Динамичность является еще одной особенностью звучания аккордеона. Этот инструмент способен передавать широкий диапазон громкости – от практически незаметного шепота до громкого звука, наполненного энергией. Благодаря этому, аккордеон может быть использован как для сольных выступлений, так и в составе оркестра или ансамбля.
Таким образом, звучание аккордеона обладает рядом характерных особенностей, которые делают его уникальным музыкальным инструментом. Его полифоничность, объемность, разнообразие звуковых эффектов и динамичность делают его популярным среди музыкантов различных жанров и позволяют ему ярко выразить музыкальные идеи исполнителя.
Как выбрать хороший баян и гармонь?
Различия нужно учитывать при покупке подходящего варианта. Вначале определяют, на чем предстоит музицировать и в какую максимальную сумму необходимо уложиться. Если выбран путь гармониста, нужно решить, будет ли петь сам артист, ведь голос человека должен попадать в диапазон инструмента и хорошо сочетаться с его тембром.
Женщинам чаще подходит тональность «ре» и близкие по высоте «до диез» и «ре диез», мужчинам — «соль диез» и «ля». Эти нюансы важны и тогда, когда гармонист собирается аккомпанировать женскому или мужскому хору.
Если музыкант входит в состав ансамбля, понадобится согласовать тональность с другими участниками, чтобы избежать разноголосицы.
Продавца нужно спросить о расходе воздуха во время игры: слишком большой требуемый объем затруднит игру неопытного ученика или ребенка, утомит и перенапряжет руки.
По мере обучения инструменты меняют на более крупные и громкие, с переключателями регистров, дополнительными голосами, деревянными резонаторами, оригинальным оформлением.
Баянистам нужно знать, что их гармоники отличаются по размерам, поэтому подходят для людей разных возрастов и габаритов.
Для маркировки используются дроби:
- 1/8 или 1/4 — для малышей 3-5 лет. 3-12 басовых кнопок;
- 1/2 — для дошкольников и младшеклассников 5-9 лет. 48 басов;
- 3/4 — для детей от 10 лет и подростков, а также невысоких взрослых. 60-72 басовых тона;
- 7/8 — для подростков и взрослых небольшого роста. 80-96 кнопок слева;
- 4/4 — полноразмерная 120-басовая модель.
Посоветовать подходящий вариант может преподаватель. Перед покупкой ученику стоит сесть с инструментом на стул: подбородок музыканта не должен упираться в корпус, а брать модель на вырост нельзя. Нужно пробежаться пальцами по клавишам, чтобы проверить, удобно ли будет играть.
Ход механики не должен быть тугим. Расстояние между ними у разных моделей неодинаково, а длина и растяжка пальцев — индивидуальные параметры. Поэтому клавиатуру подбирают под размер кисти обучающегося.
Чтобы сэкономить, музыканты или их родители на первых порах ищут подержанную гармонику в хорошем состоянии. Удачно, если такой вариант предлагает педагог или ученик постарше. Помочь с выбором или небольшим ремонтом может добросовестный мастер.
Любой инструмент сначала внимательно осматривают, чтобы обнаружить сколы, дефекты, запавшие или заедающие клавиши, утечку воздуха из меха. Указать продавцу на неприятные особенности лучше до покупки. Внеплановый ремонт с заменой деталей перекроет возможную экономию и затормозит обучение.
Как выбрать и купить баян, гармонь, аккордеон, подскажет видео:
В чем разница?
Рассматриваемые музыкальные инструменты имеют много отличий. Они касаются истории появления, внешнего вида, принципа действия и устройства.
История создания
Около 3000 лет назад многие страны в Юго-Восточной Азии создавали музыкальные инструменты, которые обладали аналогичными системами извлечения звуков. Одним из них считается китайский шэн, который дошел до настоящего времени
Он привлек внимание европейских музыкантов лишь в 1770 году – тогда он попал в Россию
В основе звучания аккордеона вначале использовался принцип губной гармошки. При этом существует несколько версий появления этого инструмента. Чаще всего его создателем называют Кириллом Демианом, который получил патент на изделие в 1829 году. При этом автором инструмента считают и Фридриха Бушманна, который придумал основную модель еще в 1822 году.
Внешний вид
Русская гармошка считается предшественницей баяна и аккордеона. Старинный инструмент принадлежит к язычковому типу. Его звучание появляется вследствие вибрирующих движений язычка, который представляет собой планку из гибкого металла.
Современные вариации характеризуются некоторыми отличиями в структуре корпуса и грифа. Так, баян обладает практически прямыми углами, а аккордеон – закругленными.
Устройство и принцип работы инструментов
Отличием баяна считается тип клавиатуры. Она бывает клавишной или кнопочной. Первый вариант похож на клавиши пианино, а второй – включает много кнопок.
От обычного баяна он отличается наличием басов и аккордов слева и хроматическим звукорядом справа. В общей сложности там присутствует 45 клавиш. Этого количества хватает для исполнения сложных произведений.
Звучание
Важным отличием рассматриваемых изделий считается звучание. До определенного момента баяны не имели регистров и настраивались при помощи камертона. Это делало звук кристально чистым. Инструмент используется для аккомпанирования вокальному исполнителю и сольно.
При этом аккордеон отличается другим звучанием. Его голоса завышаются или занижаются на доли тона. Это осуществляется при помощи переключения регистров на клавиатурах. Инструмент считается многотембровым и прекрасно подходит для воспроизведения классической или академической музыки. Аккордеон способен заменить почти любой инструмент. Добиться выразительного звука помогают язычки, которые вибрируют в воздушном потоке, и меха.
Цифровое исполнение
Сегодня оба вида изделий имеют цифровые разновидности. Для цифрового аккордеона характерно много плюсов:
- компактные размеры и небольшой вес;
- простота повышения или понижения строя;
- отсутствие потребности в настраивании;
- возможность подключения наушников;
- отсутствие восприимчивости к колебаниям влажности и температуры;
- возможность регулирования громкости;
- наличие встроенного метронома.
Цифровой баян тоже отличается множеством плюсов. Он способен имитировать звучание почти любого музыкального инструмента. Во встроенной памяти присутствует от 10 до 100 тембров и пакет ритмических паттернов. Изделие оснащено метрономом, секвенсором, обучающим режимом.
Сложность освоения
Баянисты уверены, что овладеть этим инструментом проще. При этом он позволяет исполнять технически сложные произведения. Поклонники аккордеона уверены, что он обеспечивает более богатый и красочный звук. К тому же благодаря наличию небольшого числа клавиш удается освоить и клавиатуру фортепиано.
Баян и гармонь: что выбрать?
1. Форма и конструкция:
- Гармонь имеет более компактную форму и легче транспортируется, в то время как баян имеет более крупные размеры и обычно требует специального чехла или кейса для переноски.
- Гармонь имеет клавиатуру, в то время как баян оснащен кнопками. Клавиатура гармони позволяет играть более сложные аккорды и мелодии.
2. Звук:
- Баян имеет более глубокий и объемный звук. Идеально подходит для исполнения классических и народных мелодий.
- Гармонь имеет более яркий и резкий звук, который идеально вписывается в жанры, такие как блюз и джаз.
3. Уровень сложности:
- Гармонь легче научиться играть, особенно для начинающих музыкантов. Она имеет более простую структуру и меньше клавиш, что делает ее более доступной.
- Баян требует большего времени и усилий для освоения. Его кнопки расположены в специальном порядке, и необходимо учиться пользоваться басами и аккордами.
4. Жанры музыки:
- Гармонь чаще используется в фолк- и поп-музыке, а также в джазе.
- Баян чаще используется в классической музыке, а также в народной и эстрадной музыке.
В итоге, выбор между баяном и гармонью зависит от ваших музыкальных предпочтений, уровня игры и целей. Если вы новичок или предпочитаете более мягкий и объемный звук, то баян – это отличный выбор. Если же вам ближе яркий и резкий звук, и вы хотите быстро научиться играть, то стоит выбрать гармонь.
Баян
Баян — это российский басовый аккордеон, который имеет широкое применение в музыке. Он похож на гармошку, но отличается размерами и возможностями.
Баян имеет клавиши, которые позволяют играть мелодии и аккорды. Клавиши на баяне легкие в нажатии и позволяют играть быстро и точно.
Внешне баян напоминает скрипку или другую струнную музыкальную инструмент, за исключением того, что его звук создается не струнами, а дышалками. Для игры на баяне музыкант должен дышать в специальные отверстия, чтобы создавать звук.
Для комфортной игры на баяне у музыканта есть несколько ниш. Исенмль музыки надевает инструмент на специальный мех и фиксирует его с помощью ремешка на плече.
Баян — это сложный инструмент, который требует технического мастерства и музыкального гения для виртуозной игры. Он часто используется в различных музыкальных жанрах, от народной и классической музыки до джаза и популярной музыки.
Клавиши
Клавиши на гармошке – это небольшие рычаги, которые нажимаются пальцами, чтобы создавать звук. Гармошка является клавишным инструментом, подобным фортепиано или органу. Однако, в отличие от этих инструментов, клавиши на гармошке не имеют длинного рояля и используются для игры разнообразных музыкальных фрагментов.
Клавиши гармошки разделены на две основные группы: правые и левые. Правые клавиши отвечают за мелодические звуки, которые играются правой рукой. Каждая правая клавиша на гармошке соответствует определенной ноте. Чтобы получить звук, нужно нажать правую клавишу и одновременно привести в движение мех, который внутри гармошки создает звуковые волны. Левые клавиши, называемые также басовыми клавишами, отвечают за аккомпанемент и играются левой рукой. Они представляют собой группы клавиш, каждая из которых соответствует определенной аккордовой последовательности.
Клавиши гармошки могут быть разными по форме и цвету. Они обычно имеют плоскую поверхность из пластика или дерева, на которой нарисованы ноты и аккорды. Чтобы сыграть мелодическую фразу, нужно нажать на клавишу правильно и быстро. Клавиши гармошки очень похожи на клавиши скрипки или фортепиано, но их нажимают с помощью пальцев, а не с помощью смычка или молоточка.
Чтобы играть на гармошке, музыкант обычно использует ремешок, который крепится к инструменту и надевается на шею или плечо. Ремешок позволяет держать гармошку на месте и обеспечивает комфортную позицию игрока при исполнении музыки. Гармошка также оснащена дышалкой, в которую игрок сдувает воздух, что создает звук.
Гармошка — это популярный инструмент, особенно в России, где он часто используется в народной музыке и танцах. Учиться играть на гармошке несложно, но требует определенных навыков и практики. Для этого необходимо знание нот и аккордов, а также умение читать музыкальные записи.
Конструкция
Баян – один из самых совершенных клавишных пневматических инструментов
, имеющий 12-ступенчатый строй, выполнен в равномерно-темперированном ключе. Состоит инструмент из двух частей, которые соединены мехом, так называют камеру, служащую для нагнетания воздуха. На поверхность наклеены целлулоидные накладки, а меховая камера оклеивается гранитолевым составом, картоном, укрепляется металлическими скобами, уголками из хромированной стали. Количество клавиш на правой клавиатуре может варьироваться от 51 до 61. На левом корпусе расположены мелкие кнопки, их может быть до 120. Плечевые ремни позволяют удерживать инструмент на весу и при этом контролировать движение меха.
Чем отличается баян от аккордеона?
Металлические язычки, которые называют голосами, являются звукообразующими элементами и настроены в унисон. Рамки с язычками называют планками, целиком устройство называется резонатором. Громкость зависит от амплитуды колебания язычка, также интенсивность можно контролировать во время исполнения музыкальной композиции: нужно сильней надавить на мех или интенсивней. Также может быть варьироваться размер резонаторных камер, материалов, профили голосов и много других нюансов. В результате получается, что каждый инструмент уникален, нет двух одинаковых баянов.
Эволюция и развитие
История баяна и аккордеона насчитывает множество этапов эволюции и развития, которые вместе образуют богатую традицию и уникальный звук инструментов.
Предтечами баяна и аккордеона были древние народные инструменты, такие как гармонь, металлолировка и скрипкаль, которые постепенно преобразовались и привели к появлению современных инструментов.
Серьезные изменения в дизайне и звучании баяна и аккордеона произошли в XIX веке. В этот период в Санкт-Петербурге и Вене появились первые фабрики, специализирующиеся на производстве и улучшении этих инструментов. Одним из ключевых изменений было введение клавишной системы, которая дала возможность играть аккорды и различные музыкальные эффекты, расширив тем самым возможности музыкантов.
В XX веке появились новые технологии и материалы, которые сделали баян и аккордеон более компактными, легкими в обслуживании и с большей звуковой мощностью. Развитие электроники также привело к созданию электронных версий этих инструментов, которые стали популярными в различных музыкальных жанрах, включая джаз, рок и поп.
Сегодня баян и аккордеон продолжают свое развитие и адаптируются к современным требованиям. Их конструкция и технические характеристики стали значительно улучшаться, что позволяет музыкантам достичь более высокого уровня мастерства и выразительности в игре на этих инструментах.
Строй
Звук возникает, когда воздушный поток колеблет гибкую пластину — язычок. На каждую ноту приходится два голосовых язычка.
Хроматические гармоники настроены так, что оба голоса звучат в унисон. Интервалы между соседними ступенями гаммы из 12 тонов строго одинаковые, так что звук получается очень чистым. Такой строй называют равномерно-темперированным. В диатонических язычки настроены немного по-разному, так что слышится не какофония, а небольшое приятное различие.
Отсюда специфическое гармошечное звучание «в разлив», узнаваемое на слух, менее академичное. Однако допускается перенастройка под нужды артистов. Достичь желаемого эффекта поможет опытный мастер-настройщик.